Домой Кашель Известные деятели культуры в России XIX - XX веке. Искусство второй половины xix века Деятели искусства 18 19 века иностранные

Известные деятели культуры в России XIX - XX веке. Искусство второй половины xix века Деятели искусства 18 19 века иностранные

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем "патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX -- начале XX в.имеет свои особенности.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий -- духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа -- крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII -- первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. -- разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется и том. что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Одним из самых знаменитых деятелей культуры девятнадцатого века является Александр Сергеевич Пушкин.

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Великим открытием Пушкина было освоение действительности во всем ее многообразии как источника и материала поэтического творчества. Говорят, Пушкин открыл в литературе окно в мир. Нет, это окно было открыто в русской поэзии до него. Он же разрушил все перегородки, все средостения, отделявшие поэзию от жизни; ничего не было с тех пор в мире, в обществе, в природе, в жизни человеческой души, что не стало бы предметом искусства. Он же открыл метод поэтического творчества, который позволил поэту не быть "эхом", повторяющим каждый звук (нет ничего более неверного такого плоского понимания глубокой и вдохновенной пушкинской декларации). Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная художественная картина мира.

Поэзия Пушкина отразила все "впечатленья бытия". В ней отозвались его героическое и трагическое время, отблески сражений национально-освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха

В нынешнем подходе к интерпретации образа поэта учитывается весь опыт изучений и толкований его личности и наследия. Причем опыт этот не ограничивается рамками только нашей страны. Расширяются исследования интернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм. При однозначности и спорности ряда трактовок, предлагаемых западными исследователями и комментаторами творчества, их влечет тайна пушкинского духа. Внимание к художественному наследию, к отдельным произведениям сочетается со все более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальности гения западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.

"...за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие" По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим".

Пушкин жил и работал XIX веке, а в двадцатом веке были свои наиболее отличившиеся авторы, например, Шолохов Михаимл Алексамндрович.

Литературный мир М. Шолохова, изничтожаемый «критиками-демократами» как криминал «пресловутого соцреализма», намного богаче, чем социалистическая идеология, и больше нее.

Отношение к Шолохову и советской литературе во многом определялось расхожим мнением о том, что в новой России выбита самая почва, порождающая крупных художников, и при большевистской власти могут процветать только “отпрыски Демьяна Бедного, «корифея пролетарской культуры»”, безликая бездарность, приспособляющаяся и низводящая изящную словесность до пропагандных идей и примитивных лубочных агиток. “Несчастная страна... не сумевшая выделить если не Толстых и Тургеневых, то хотя бы честных людей, смеющих иметь своё собственное суждение, -- сетовала Е.Кускова. -- Даже их великий писатель Шолохов отказывается его иметь. Стадо. Всё ещё октябрьское стадо... Какое это горе. И какой позор для великой страны...”

Имя Шолохова, поднявшегося из низов и низы олицетворявшего, с его народной Россией, “по определению” лишённой не только навыков демократической жизни и свободного мышления, но и всяческих признаков и зачатков культуры, становится знаковым в кругах эмигрантской политической и художественной элиты. Его приход слишком ощущается всеми и каждым, но не как благо для себя, а как неудобство и даже угроза собственному существованию, ибо «Тихий Дон» -- не только глубокое сомнение в незыблемости сложившейся иерархии социальных предпочтений и приоритетов, но и их решительный реальный пересмотр. А потому Шолохова следует или замалчивать, или говорить о нём небрежно и между делом, словно речь идёт о досадной помехе, недостойной пристального внимания, или, наконец, постараться дезавуировать его явление ссылкой на ошибку “зрительного восприятия” -- это не тот, за кого мы его принимаем, ибо там, откуда он пришёл, его быть не может. “...Можно ли ожидать такой шедевр от простого казачка, проведшего свою юность в станице, да ещё в период гражданской войны”, -- с пафосом вопрошал белый свет некий И.С.Г., не сомневающийся в ответе. “Второстепенная боевая единица” нашей трагической эпохи -- сказал с уверенностью круговой поруки о Шолохове Ю.Терапиано.

В 1965 году Шолохову присудили Нобелевской премию, но в советской России он признания так и не получил. Говорили о том, что Шолохов “никак” не может представлять русскую интеллигенцию, народ и Россию перед “лицом” Нобелевского комитета и фонда. Более того, как уверяли “мировое сообщество” «Грани», автор «Тихого Дона» “примазывается к величию и благородству русского народа” и тем самым “позорит и его величие и его благородство”, и, конечно, по этой причине “современная русская интеллигенция” “никогда не простит западной культуре присуждения Нобелевской премии Шолохову...”

Антропов Алексей Петрович (1716–1795) – русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729–1802) – русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771–1829) – русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737–1799) – крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681–1741) – мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725–1730) и 2-й (1733–1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) – русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729–1763) – русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры – И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Державин Гаврила Романович (1743–1816) – русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления – «Фелица», «Вельможа», «Водопад». Автор многих лирических стихов.

Казаков Матвей Федорович (1738–1812) – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776–1787); Московский университет (1786–1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796–1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775–1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744) –русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Кваренги Джакомо (1744–1817) – русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон «Концертный зал» (1786) и Александровский дворец (1792–1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783–1790), Эрмитажный театр (1783–1787), Смольный институт (1806–1808) в Петербурге.

Крашенинников Степан Петрович (1711–1755) – русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733–1743). Составил первое «Описание земли Камчатки» (1756).

Кулибин Иван Петрович (1735–1818) – выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора («зеркальный фонарь»), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700–1763) – капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739–1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) – русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769–1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773–1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова», 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – первый –русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736–1741), С 1742г. – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Майков Василий Иванович (1728–1778) – русский поэт. Автор поэм «Игрок ломбера» (1763), «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), «Нравоучительные басни» (1766–1767).

Ползунов Иван Иванович (1728–1766) – русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730–1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Бартоломео Карло (1675–1744) – скульптор. Итальянец. С 1716г. – на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1733–1741).

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700–1771) – выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748–1754) и Зимний дворец (1754–1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1757).

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) – русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1775; «В. Е. Новосильцова», 1780 и др.).

Сумароков Александр Петрович (1717–1777) – русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение – «История Российская с древнейших времен».

Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745–1759). В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма «Тилемахида» (1766).

Трезини Доменико (1670–1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710–1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712–1733), здание 12-ти коллегий (1722–1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730–1801) – русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771–1787), ограды Летнего сада (1771–1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Херасков Михаил Матвеевич (1733–1807) – русский писатель. Автор известной эпической поэмы «Россияда» (1779), написанной в духе классицизма.

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747–1795) – русский купец, первопроходец. В 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740–1805) – выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775; И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Яхонтов Николай Павлович (1764–1840) – русский композитор. Автор одной из первых русских опер «Сильф, или Мечта молодой женщины».

Деятели русской культуры 19 века. Назовите любого деятеля

  1. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. : усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа Живые мощи. Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное икоцописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев) , а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.
    В XIX начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Бэр, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.
    В истории русской культуры конец XIX начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается Миром искусства и заканчивается акмеизмом. Мир искусства это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования Мира искусств имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых Русских сезонов.
  2. Литература: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие.
    Живопись: Айвазовский и другие.
    Обратись к поисковикам.
  3. нужной информации нет!
  4. Художественная ориентация Мира искусства была связана с модерном
    и символизмом. В противовес идеям передвижников художники
    Мира искусства провозгласили приоритет эстетического начала в
    искусстве. Члены Мира искусства утверждали, что искусство
    прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров
    журнала С. Дягилев писал: Произведение искусства важно не само по
    себе, а лишь как выражение личности творца. Полагая, что современная
    цивилизация антагонистична культуре, мирискусники искали идеал в
    искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на
    журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало
    оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней
    иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его
    дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних
    цивилизаций и заново оценить собственное художественное и
    литературное наследие.

    Художественные выставки, организуемые Миром искусства, пользовались
    громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно
    международную выставку, на которой с произведениями русских
    художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в
    том числе Бклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901
    г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском
    институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали
    ближайшие друзья Дягилева Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы
    Мира искусства в Петербурге и Москве были устроены также и в
    ноябре 1903 г.

    Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и
    движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
    С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне
    своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку
    Мира искусства, состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г.,
    представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого
    прошлая деятельность Мира искусства создала весьма благоприятный
    климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с
    избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова,
    Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и
    М. Ларионов.
    В 1910-х г. г., несмотря на то, что идеи мирискусников к тому времени
    в значительной степени утратили свою актуальность, объединение
    Мир искусства возродилось и выставки его продолжались вплоть
    до 1920-х г. г.

  5. Актры, писатели, поэты, композиторы, художники.
  6. Гоголь
  7. спасибо
  8. Чеховс!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

дисциплина: История отечества

тема: «Знаменитые деятели русской культуры XIX в.»

Выполнила:

студентка гр.125

Гончаренко Д.А.

Проверил:

Зимин И.В.

Санкт-Петербург 2012

Введение

2.1 Архитектура

2.2 Изобразительное искусство

3.1 Архитектура и скульптура

3.2 Живопись

3.3 Передвижники

4. Искусство конца XIX - начала XX века

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первые десятилетия XIX в. прошли в России в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого А. С. Пушкина. Война 1812 г. и вольнолюбивые надежды молодого поколения русского дворянства, и особенно тех его представителей, кто, пройдя через наполеоновские войны, входили освободителями в Париж, во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. культура искусство гуманистический

Рост интереса к художественной жизни России в эти годы выразился в создании художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» (сначала в Москве , а затем в Петербурге ), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума» П. П. Свиньина (1810-е) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825); формировании провинциальных художественных школ, вроде школы А. В. Ступина в Арзамасе или А. Г. Венецианова в Петербурге.

1. Факторы развития культуры в России

Остававшееся на тот момент крепостное право, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторовwww.ru.wikipedia.org:

· процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму

· начало революционно-освободительного движения в России

· тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами

· влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры

2. Искусство первой половины XIX века

В русском искусстве XIX в. многое изменилось по сравнению с веком XVIII. Как и на Западе, возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы.

Определился условный водораздел истории русского искусства на два этапа -- его первую и вторую половину, и в этой последней представляется вполне закономерным выделить конец XIX -- начало XX в. как период, имеющий свои смысловые и стилистические особенности.

До середины столетия существовали сходства в культуре Европы и России, но после середины века пути развития художественной культуры несколько расходятся. Европейские художники во главе с французскими все более уходят в проблемы формы, поиски и находки новых художественных приемов, как это блестяще делали импрессионисты и постимпрессионисты. Русские же художники воспринимают искусство, прежде всего как трибуну, с которой решаются «больные вопросы современности» Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

2.1 Архитектура

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, нередко являющиеся творениями самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени Й зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, часто именуемый «русским ампиром». Собственно, ампиром можно считать только 1820--1830-е гг., а первое десятилетие вернее называть «Александровским классицизмом».

Архитектура первой трети XIX столетия -- это, прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской; создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812т. Строится Москва. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) начал свой самостоятельный путь еще в 1790-х гг. перестройкой интерьеров Строгановского дворца на Мойке (арх. Ф. Б. Растрелли) в Петербурге (1793, Минеральный кабинет, картинная галерея, угловой зал).

Главное детище Воронихина -- Казанский собор (1801--1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного (западного), а с бокового северного фасада, образовала площадь в центре Невской. Еще более строгий, активизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (1806- 1811, теперь Горный институт), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве.

А. Н. Воронихин архитектор классицизма -- много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями, как в больших так и в малых сооружениях.

Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947 (1775--1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской В. Ф. Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники Античности. Самостоятельное его творчество начинается в Москве, продолжается в Твери. Одна из первых работ в Петербурге -- дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818, окончен в 1822). Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями», дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (1819--1825), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками -- Михайловским замком и пространством Марсова поля. В оформлении Дворцовой площади (1819--1829) перед Росси стояла труднейшая задача: соединить в единое целое барочный дворец Растрелли и монотонный классицистический фасад здания Главного штаба и министерств. Архитектор смело нарушил эту монотонность колоссальной дугой здания Главного штаба, центром которой явилась Триумфальная арка, открывающая выход к Большой Морской улице, к Невскому проспекту.

Новый век ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга. Так, Андреян Дмитриевич Захаров Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940 (1761 -- 1811) вырускник Петербургской Академии художеств и ученик парижского архитектора Ж.Ф. Шальгрена, с 1805г. начинает строительство здания Адмиралтейства (1806 - 1823).

Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемом, причем один объем как бы вложен в другой, из которых внешний, П-образный, отделен каналом от двух внутренний флигелей, Г-образных в плане. Внутренний объем -- это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний - ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и проч. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный фасад завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем, которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. Захаров сохранил гениальный коробовский замысел шпиля, проявив такт и почтение к традиции и сумев его трансформировать в новом классицистическом образе здания в целом. Однообразие почти полукилометрового фасада нарушается равномерно расположенными портиками.

А.Д. Захаров умер, не увидев Адмиралтейства в законченном виде. Это здание тесно связанно с архитектурой центра города. Отсюда берут начало три проспекта: Вознесенский, Гороховая улица, Невский проспект (эта лучевая система была задумана еще при ПетреI)

2.2 Изобразительное искусство

Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был классицизм. В живописи его развивали, прежде всего академические художники -- в историческом жанре, т.е. сюжетах Священного Писания, античной мифологии и собственно исторических. Но истинные успехи живописи лежали в другом русле: лучше стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени.

Но наиболее тонко на русской почве романтизм проявил себя в жанре портрета, и ведущее место здесь должно быть отведено Оресту Адамовичу Кипренскому И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982 (1782-- 1836). Сын помещика А. С. Дьяконова и крепостной, Кипренский родился в Петербургской губернии. С 1788 по 1803 г. учился (начав с Воспитательного училища) в Академии художеств, где занимался в классе исторической живописи у профессора Г. И. Угрюмова и французского живописца Г. Ф, Дуайена. В 1805 г. получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем».

Сложные, задумчивые, изменчивые в настроении-- такими предстают перед нами изображаемые Кипренским «Е. П. Ростопчина» (1809, ГТГ), «Д. Н. Хвостова»(1814, ГТГ), мальчик «Л. А. Челищев» (1809, ГТГ). В свободной позе, рассеянно глядя в сторону, небрежно облокотясь накаменную птиту, стоит полковник лейб-гусаров «Е.В. Давыдов (1809, ГРМ). Этот портрет воспринимается как собирательный образ героя войны 1812 г., хотя он вполне конкретен.

Родоначальником бытового жанра явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи и переехал в Петербург. Стал Учеником Боровицкого. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроение образы («Портрет В.С. Путятиной»).

На рубеже 1810--1820-х гг. Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни.

Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы -- это целая плеяда художников 1820--1840-х гг., работавших с ним как в Петербурге,так и в его имении Сафонково. Представителями венециановской школы были А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. Л. Зеленцов, А. А. Алексеев, С. К. Зарянко,Л.К. Плахов, Н. С. Крылов и многие другие.

3. Искусство второй половины XIX века

3.1 Архитектура и скульптура

Менее бурно, чем раньше, в этот период развиваются скульптура и архитектура. Как уже говорилось, конца 1830-х гг. классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречат тем новым задачам, которые ставит архитектура второй половины XIX столетия. Обычно ее называли «ретроспективным стилизаторством», или эклектикой, но теперь чаще именуют историзмом, ибо в это время художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох - готики, ренессанса, барокко, рококо и проч Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941.

Одной из главных проблем того времени было построение многоквартирных домов (доходные дома).

Также и расцвет монументально- декоративной скульптуры остался в первой половине столетия.

Наиболее известным из мастеров этого времени был Марк Матвеевич Антокольский (1843--1902), который, как верно подмечено исследователями, отсутствие монументальных средств выразительности компенсирует изображением «монументальных личностей»: свидетельство этому «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Умирающий Сократ» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883), «Ермак» (1888). В этих исполненных по заданной программе образах всегда удачно найдены поза, жест, мимика, но этими натуралистическими деталями подменена истинная выразительность скульптурных средств.

3.2 Живопись

Во второй половине XIX столетия из всех изобразительных искусств живописи, и прежде всего жанровой, предстояло сказать свое веское слово. Критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность становятся характерными особенно для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме. Беря чаще всего за основу сюжета остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как верно замечено, «иллюстративность погубила их живопись».

Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987(1834--1882), подхвативший дело Федотова прямо из его рук, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасху», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», 1865; «Последний кабак у заставы», 1868), быт городской бедноты («Тройка», 1866) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»,1866). Его произведения просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби.

3.3 Передвижники

В 1870-е гг. прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики -- И. Н. Крамской и В.В., Стасов и свой собиратель -- П. М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины X IX столетия. В это время в центре официальной школы -- Петербургской Академии художеств --также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников».

«Артель» просуществовала недолго, и вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок(1870).

Искусство передвижников было выражением демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины X IX столетия.

В состав «передвижников» входили, более «старшие» - это Иван Николаевич Крамской, Николай Николаевич Ге, Василий Васильевич Верещагин, Константин Аполлонович Савицкий, и «молодые» - Иван Иванович Шишкин, которого звали «природой богатырского народа», Архип Иванович Куинджи, со своими поразительными эффектами освещения(«Украинская ночь», 1876; «Березовая роща»,1879), Исаак Ильич Левитан.

Стоить отметить Илью Ефимофича Репина. Он родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с первыми навыками мастерства. Своим первым учителем Репин считал Крамского. Первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге».

В 1873 г. Репин уезжает в «пенсионерскую» поездку по Францию, где вместе с Поленовым пишет этюды на пленэре и многое постигает в проблемах света и воздуха.

Возвращаясь, Репин начинает плодотворно работать. Нет, кажется, жанра, в котором бы он ни заявил о себе: портреты остро индивидуальной характеристики и портреты-типы, портреты-картины.

Репину были подвластны почти все жанры (не писал он только батальных сцен), все виды -- живопись, графики, скульптура; он создал замечательную школу живописцев, заявил о себе как теоретик искусства и незаурядный писатель. Творчество Репина явилось типическим явлением русской живописи второй половины X IX столетия. Именно он воплотил то, что Д. В. Сарабьянов назвал «передвижническим реализмом», вобрал в себя все характерное, что бы,по словам исследователя, «рассыпано» по разным жанрам и индивидуальностям. И в этом универсализм, энциклопедичность художника. В таком полном совпадении со своим временем в его «адекватной реализации» свидетельство масштабности и силы репинского таланта. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

4. Искусство кoнца XIX - начала XX века

В 1890-е гг. в связи с наступившим кризисом народнического движения изживает себя и «аналитический метод реализма X IX столетия», как его называют в отечественной науке. В этот период многие из художников-передвижников испытали творческий кризис, ушли в мелкотемье развлекательной жанровой картины. Следует отметить, однако, что лучшие традиции В. Г. Перова сохранялись более всего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества благодаря преподавательской деятельности таких художников, как С. Н. Иванов, К. А. Коровин, В. А. Серов и др.

Все виды искусства -- живопись, театр, музыка, архитектура -- выступили за обновление художественного языка, на высокий профессионализм. Кризис передвижничества с его тягой к мелкотемью выразился в декларациях идейности и народности, не подкрепленных, однако, никакой эстетической программой. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества -- в образах противоречивых, усложненных, отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие из них видят в воспитании чувства прекрасного. Но оно также породило и универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников, примером чему может служить творчество В. А. Серова и М. А. Врубеля.

Большую роль в популяризации, как отечественного искусства, так и западноевропейского, в привлечении к выставкам мастеров Западной Европы играли художники объединения «Мир искусства» (1898 - 1924). Собравшие лучшие художественные силы в Петербурге, издавшие свой журнал, «мирискусники» самим I своим существованием способствовали консолидации художественных сил и в Москве, созданию «Союза русских художников»(1903- 1323) Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

Заключение

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели -- борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И З. Грабарь и др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры, что не скажешь про «передвижников».

В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Список литературы

1. www.ru.wikipedia.org

2. Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010

3. Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947

4. Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940

5. И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982

6. Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941

7. В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987

8. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изобразительное искусство первой половины XIX века (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. Синтез как характерная черта развития архитектуры и скульптуры. Театр и музыка, развитие русской литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Развитие общественного движения декабристов первой половины XIX века. Коренные изменения в общественной, политической и экономической сферах жизни российского общества XIX века. Консервативное, либеральное и революционное общественные движения.

    реферат , добавлен 27.02.2015

    Историческое развитие в России в конце XVIII века. Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований. Декабристы и их место в истории освободительного движения. Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине XIX века.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Особенности индустриального общества. Развитие западной цивилизации в индустриальную эпоху. Внутриполитическая ситуация в России в первой половине XIX века. Консервативная политика Александра III. Социокультурные тенденции развития российского общества.

    презентация , добавлен 24.03.2019

    Подъем освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Процесс формирования партийной системы, отразивший рост национального индийского капитала. Создание Индийского Национального Конгресса; либеральное и радикальное направления.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Социально-экономические предпосылки формирования культуры России во второй половине XIX в. Состояние просвещения и образования, художественной культуры (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры). Феномен "серебряного века".

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Различие в культурном отношении между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. Успехи в области образования и просвещения. Международные торговые отношения, развитие фабрик с вольнонаемными рабочими. Сентиментализм и реализм.

    реферат , добавлен 27.01.2012

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

Вторая половина XIX в. - особый период в развитии русской культуры. Годы царствования Александра II, придававшего большое значение в культурной жиз­ни «самостоятельности народного духа», были временем поисков национально­го пути в искусстве и острых злободневных социальных тем. В 60-е годы в России выдвинулись новые общественно-политические силы - разночинцы, выходцы из демократических слоев, революционно настроенная интеллигенция. Революцион­но-демократические идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарева, А.Ф. Писемского, НА. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г Чернышевского, НА. Добролюбо­ва, клеймивших общественные пороки, существенно повлияли на изобразитель­ное искусство. Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобра­зительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отображение. Основы эстетики заложил своими работами Чер­нышевский. В его трактате «Эстетические отношения искусства к действитель­ности» прямо говорится, что «прекрасное есть жизнь», что «величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красо­та, создаваемая искусством». От художника начали требовать «содержание», «объ­яснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным. Эта особенность ярчайшим образом проявилась в творчестве демократически настроенных художников.

В 1863 г. Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюже­том из скандинавской мифологии. Все тринадцать соискателей, среди них И.Н. Крамской, К.Г Маковский, А. Д. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель ху­дожников», а в 1870 г. вместе с московскими живописцами - «Товарищество пе­редвижных художественных выставок». Начиная с Перова и кончая Левитаном все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок - передвижниками.

Для русской публики значение передвижников было огромно - они заинтере­совали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением толь­ко и началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неот­ступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи. Здесь следует упомя­нуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П.М. Третьякове и В.В. Стасове. Третьяков поддерживал Товарище-


ство с помощью покупок и заказов, создав единственный в мире Музей нацио­нального искусства. «Всесокрушающий колосс» Стасов, возглавлявший нацио­нальное движение в русском искусстве, был глашатаем эстетических взглядов передвижников, и ему многие художники обязаны творческими советами, выбором сюжетов для картин и страстной пропагандой их деятельности в печати.


Среди первых русских художников, которые в духе прогрессивной печати 60-х годов превратили свои картины в бичующую проповедь, был Василий Григорье­вич Перов (1834-1882). Уже в первой его картине «Проповедь в селе», вышедшей в год освобождения крестьян, не осталось и следа от безобидной насмешки Федо­това: тучный помещик, равнодушный к словам батюшки, заснул на стуле; его молоденькая жена, улучив момент, перешептывается со своим поклонником, демонстрируя тем самым пренебрежение к духовным ценностям со стороны «про­свещенного» общества. Следующая картина «Крестный ход на Пасху» была по резкости вполне «базаровской» и созвучной самым мрачным обличительным ро­манам того времени.

Процессия в полном составе с хоругвями и иконами выходит от целовальника, только что угостившись там на славу: пьяные богомольцы вываливаются в беспорядке из кабака и шлепают по весенней слякоти; поп, еле переступая ногами, с большим трудом сходит с крыльца; дьякон с кадилом оступился и упал.

Новое на сайте

>

Самое популярное