Домой Кома Письма с фронта. Литературно-музыкальная композиция

Письма с фронта. Литературно-музыкальная композиция

Письма с фронта

(Музыкально-литературная композиция к 70-летию Победы)

На сцену выходят 5 человек

Девушка-выпускница школы

Курсант военного училища

Крестьянин из колхоза

Девушка-телефонистка

Ведущий:

До войны жизнь в городах протекала спокойно и размеренно. Заводской гудок ранним утром звал смену рабочих на завод. Трели трамвайных звонков сопровождали учителей, врачей и прочих служащих, спешащих на работу. Днем со дворов доносился радостный детский крик и смех. А по вечерам в парке играл духовой оркестр. Каждый человек жил и планировал свое будущее в родной стране.

Танцевальная площадка. Танцуют 5 пар. Фоном звучит музыка.

Девушка-выпускница школы:

Кажется, только вчера я сидела за партой и мечтала о взрослой, самостоятельной жизни. И вот уже пролетели школьные экзамены. Можно получать аттестат и воплощать в жизнь свою мечту, поступать в медицинский институт. Хочу, очень хочу стать врачом. Причем детским. Но сначала выпускной балл. Он будет завтра 22 июня.

Мужчина недавно ставший дедом:

Я еще не стар, мне 52. И вчера 20 июня, я стал дедом. Родился мой первый внук.

Дочь назвала его в мою честь Иваном. Вот подросте немного и я научу его играть в шахматы. Потом вырезать по дереву. Будем ходить с ним на рыбалку и он, непременно поймает самую большую рыбу!

Курсант военного училища:

Здравия желаю! Я курсант военного летного училища. За отличную учебу был награжден отпуском и приехал на побывку домой. Мне осталось учится всего год, а там....небо, небо, небо. Но этот год особенный. Здесь в родном городе у меня остались не только родители и бабушка, но и любимая девушка. Я хочу сделать ей предложение, связать свою жизнь с ее. Да, быть женой военного не просто, но мы справимся!

Крестьянин из колхоза:

Совсем недавно закончилась посевная. Появилось немного свободного времени и я поехал в город за покупками. Купил все, что нужно, не забыл и про гостинцы: жене платок, а детишкам леденцы. Вернусь домой, пойдем с Мишкой, это мой старший сын, на речку. Обещал научить его плавать. Зое и Коле, они двойняшки, надо вырезать лошадок из дерева. Пусть играют.

Девушка-телефонистка:

Я устроилась телефонисткой на современную телефонную станцию. Эта профессия требует максимальной концентрации внимания и сосредоточенности. Если девушка не успевает соединить абонента, он мог начать стучать по рычагам своего телефона, при этом лампочка перед глазами мигает и привлекает ее внимание. Я хочу стать лучшей на станции.

Звучит первый куплет песни Священная война

Во время песни все участники сценки отворачиваются от зрителей, одевают пилотки и поворачиваются к зрителям.

Ведущий:

Начало войны положило конец спокойно жизни. Из городов и деревень уходили на фронт молодые ребята, взрослые мужчины и даже женщины. Оставались старики, матери и дети. Все что их связывало с родными это письма-треугольники. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Вот, что писали солдаты.

Курсант военного училища:

«Дорогие мои! …Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Вчера у меня был первый боевой вылет. Я заметил вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88", идущий от Кронштадта к Ленинграду на высоте 4 000 метров. У меня высота была 7 000 метров, и я отвесным пикированием пошел на перехват бомбардировщика, который, не дойдя до Ленинграда, развернулся и пошел в направлении Стрельны, и далее на запад вдоль берега Финского залива. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

Крестьянин из колхоза:

«Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям - Зое, Коле и Мише. Я жив-здоров. Воюем, бъем поганых фашистов. Гоним их с Родной земли. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко. Целую вас много раз. Очень хочу увидеть.»

Девушка-телефонистка:

«Здравствуй мамочка! Недавно форсировали Сиваш. Холодно страшно, ноябрь. Ноги замерзали насмерть. Вода соленая. На плацдарме нигде нельзя развести даже маленького костерка, ведь ни одной веточки в округе. Согрелись только когда добрались до лесочка. Очень скучаю по тебе, родная.»

Девушка-выпускница школы:

«Мамочка моя любимая! Я под Смоленском. С первых же дней начались бои. С утра начали бомбить, одни самолеты улетают другие прилетают. Сразу же появилось очень много раненых. У первого раненного к которому я подошла, была почти оторвана рука, я стала шину накладывать, как опять закричали «воздух», я рядом легла и бинтовала. Потом второй, третий, и уже со счета сбилась… Чуть стихло мне говорят: «Мария, что с тобой?» Я глянула, а у меня все штаны в крови, даже не почувствовала сначала, что мне осколок в ногу попал. Но ты не переживай - это только царапина.»

Мужчина недавно ставший дедом

«Здравствуй, Верусинька, дочка Анечка и внучек Ванечка! Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи внуку валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Иван».

Звучит песня «Землянка».

Все участники сценки рассаживаются на полу и пишут или читают письма.

Ведущий:

Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Девочка-почтальон:

Стали тоньше нервы…
Она прошла всего лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала
с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
И этот плач невыносимо слушать:
«Зачем господь мне подарил детей?! -
заплачет мама. - Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей,
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей?! -
жена заплачет. - Мой Алёшенька! Алёша!!!»

Когда ж Раиса треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»

Девушка-выпускница школы:

«Мамочка, родная моя! Спешу сообщить тебе, что я жива и здорова. Мы, связисты, двигаемся следом за наступающими пехотными частями. Наша цель не вести бой, а поддерживать линию связи. Но иногда приходится браться за оружие....»

Курсант военного училища:

«Дорогие мои! Я жив и здоров. Идут тяжелые бои, многие товарищи погибли. Но их смерть не должна быть напрасной. Мы победим! Разгромим фашистскую мерзость! Прогоним их с родной земли! Ваш сын и внук Коля.»

Ведущий:

Старший лейтенант, летчик Савичев Николай Михайлович погиб в 1943 году в воздушном бою под Сталинградом.

Курсант одевает черный плащ

Девушка-выпускница школы:

«Здравствуй мама! Наш медсанбат передислоцировали к линии фронта. Значит наступление идет хорошо. Раненых много, врачи не успевают делать операции. Просят нас сестер выполнять те, что попроще. Так, что я теперь тоже оперирую. Вот я и стала врачом, как мечтала, помнишь?»

Ведущий:

Медсестра Третьякова Любовь Васильевна погибла исполняя свой долг в Люблинской наступательной операции в феврале 1942 года.

Девушка-выпускница школы одевает черный плащ.

Крестьянин из колхоза:

«Любимая моя Манечка! Дети - Миша, Коля и Зоенька - мне снятся. Каждую ночь. Только мысли о вас придают мне силы. Скорей бы закончилась эта ужасная война. Вот побъем немца, вернусь домой разобью яблоневый сад....»

Ведущий:

Рядовой Дубов Степан Прохорович пал смертью храбрых в 1944 году при наступлении советских войск для снятия блокады.

Крестьянин из колхоза одевает черный плащ.

Мужчина ставший дедом:

«Дорогие мои Верусинька, дочка Анечка и внучек Ванечка! Мы уже воюем на германской земле. Скоро, очень скоро вернусь домой с победой! Потерпите родные мои немного осталось!»

Ведущий:

Не все наши герои дожили до светлого дня ПОБЕДЫ. Общие потери населения СССР оцениваются современными историками в 27 млн человек, из них невосполнимые потери в действующей армии - 10 млн человек. Но все усилия были не напрасны. А какими радостными были письма о победе.

Девушка-телефонистка:

«Мамулечка моя любимая! Свершилось наконец. Я даже сразу не поняла. 9 мая вместе с сослуживцами возвращалась из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом - вторая… Вот тогда всем стало ясно - это конец войне!»

Мужчина ставший дедом

«Милая Верунечка! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».

Звучит песня ко дню победы

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного 70 лет Великой Победы

«Письма с фронта»

Цель: Формировать патриотические чувства, гордость за Родину, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Задачи: Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им, быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

Через военные письма, стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество Победы.

Ход мероприятия:

Слайд (1) – 70 лет Великой Победы

Ведущий1: Семьдесят пять лет минуло с тех пор, как отгремели последние залпы самой жестокой, самой кровавой войны на Земле, но сегодня, как и прежде, «Письма с фронта» помогают нам понять величие нашего народа, душевность и несгибаемость воли советского человека, глубину его чувства любви к своей Родине.

«Письма с фронта» - это не только удивительные по своей искренности, доброте и бесконечной вере, сами реальные письма бойцов. Слайд (2)- письма с фронта

Исторические документы, кадры кинохроники, воспоминания участников сражений, стихи, рассказы, и, конечно, нестареющие военные песни – все это «Письма с фронта».

Это послания сегодняшнему поколению от отцов и дедов, это живые обращения к потомкам людей, своими жизнями искупивших наши жизни.

Благодаря им, мы снова и снова возвращаемся в те далекие и суровые дни, благодаря им, мы помним то, о чем нельзя забыть.

Ведущий1: Слайд (3)-письма

Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой

Его в 42-ом мой ровесник писал своей маме

Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой.

Слайд (4-5) Мать читает письмо

(Мелодия «Только жди»)

Мать: «Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.

Слайд (6)(Летчик пишет письмо)

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла.

Вылетая в бой, мы кладём на колени наган. Собьют над территорией врага – шесть пуль в фашистов, седьмую – себе в сердце.

Это не значит, что мы не любим жизнь. О, как мы её любим! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину.
Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…
Я обязательно вернусь мама, ты только жди

Слайд (7) «Похоронка»

«Уважаемая, Мария Александровна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим бесстрашным соколом, настоящим солдатом».

Слайд (8)

Вот и всё за светлый край озёрный,

Что в душе берёг,

За родное небо в звёздных зёрнах

Я навек тут лёг.

Вижу небо голубое, близкое

Я в последний раз.

Уменьшается, мерцает искрами,

Уходя из глаз.

Где-то птица плачет в отдалении…

Может, это мать?

Мама, наклонись хоть на мгновение,

Мне уже не встать.

Мне хотя бы капельку, родная,

Твоего тепла.

Глянь, твой сын героем умирает,

Чтоб земля цвела.

Память: Слайд(9) «Треугольники»

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нём и горькое лето, и сигналы тревог.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

Слайд (10) «Медсестра и юноша»

Девушка 1: «Сашка, дорогой, здравствуй! Скоро к тебе так запросто и не обратишься… Товарищ, лейтенант, и не иначе. Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же это давно было… Ровно год… И ровно год идёт война. Наши почти уже все на фронте, даже девчонки.

Как подумаю, что для Володьки, Маши, Лидочки, Антона, Сергея уже никогда и ничего не будет, становится страшно.

Никогда и ничего… Слайд (11).

Береги себя. За меня не волнуйся, у меня всё в порядке. Наш медсанбат сейчас располагается в лесу. Пишу тебе письмо, а передо мной зелёный лес. Даже странно, что такая красота – это поле боя, что всего в двух километрах от нас немцы

Извини, больше писать не могу, привезли новых раненных. Жду твоего письма. Твоя Таня.»

Юноша 2: Слайд (12).

«Милая, Таня! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо.

Немцы скоро пойдут в атаку, а нас осталось только трое…

Твой портрет лежит у меня на коленях, значит, ты со мной.

Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где-то есть человек, который помнит о тебе и любит.

Таня милая, прошу тебя, постарайся выжить в этой страшной войне. Выживи, и проживи эту жизнь за нас».

Слайд (13)

«_____________________________. С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал в неравном бою смертью храбрых. Он был настоящим мужественным и смелым солдатом».

(Мелодия песни "От героев былых времён")

Ведущий1:

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне,

И человечеству всему.

Покой и счастье мирных детей

За это жизнь отдал свою.

Ведущий 2:
Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Слайд (14)

Звучит метроном, идёт минута молчания

Сценарий 2010г. «Письма с фронта»

Фильм «А закаты алые»

Выходят ведущие (день победы)

Ведущий: Героям Великой Отечественной, павшим на полях сражений, и Вам, уважаемые ветераны и труженики тыла посвящается…

Покидая родимый кров,

Уходили на фронт земляки,

Защищать матерей, отцов…

Не писали порой ни строки…

Ведущая: Письма с фронта... Пожелтевшие треугольники, исписанные неровными солдатскими почерками. Их писали днем в окопах, пользуясь
передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда,
несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали
родные любимые лица... Письма-прощания, письма-напутствия, письма-размышления...

Ведущий: Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. (держит в руках и показывает)

Ведущая: И сегодня, накануне празднования 65-й годовщины Великой Победы, мы будем вспоминать, читая письма с фронта, о тех суровых годах.

Ведущий: Также для Вас ребята нашей школы приготовили литературные (литературно-музыкальные) композиции, которые будет оценивать жюри в составе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая: Итак, письма с фронта... Как их ждали в годы войны! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.

Ведущий: 10 декабря 43.г. Здравствуйте! Последнее письмо я вам писал в дороге, а теперь пишу с фронта. Я теперь практически знаю, что такое фронт. Я нахожусь под Знаменкой. Ну, если пишу вам, то стало быть жив, здоров. Здесь снег также выпал. Холодно ночью, но я в валенках хожу, как бог, вообще в зимнем обмундировании. Ну, пока, пишите. Сергей Андреев.

Милая моя мамусенька!

Сегодня получила твое письмо с фотографией. Ты права - мне очень приятно смотреть на нее. Я то и дело ее достаю из кармана гимнастерки

Мы совершили большой переход, примерно 115 км, и теперь наступаем в другом месте и с другой армией. Место здесь очень болотистое, грязь везде по колено. Ну ничего, мы и здесь повоюем. Побьем проклятых гадов, чтобы им тошно стало. Я после ранения стала много осторожнее.

А насчет денег ты мне не говори… пусть лучше будут у тебя деньги, а не у меня. Мне они понадобятся только после войны. Платьице хорошее купить. А пока целую и обнимаю крепко.

Твоя Натуся.

Ведущая: Человек всегда остается человеком, даже в самых сложных условиях. В годы войны молодые люди часто переписывались заочно. В 43-м году Ангелина училась в десятом классе. Как-то с фронта к ним прислали для починки целый вагон меховых варежек, все в крови, мазуте. Учительская была полностью ими забита. Школьников сняли с уроков, и девчонки подшивали и чистили их. В одну из рукавичек Ангелина вместе с подругой вложили письмо с наилучшими пожеланиями бойцам. А спустя несколько дней она получила письмо от солдата.

Ведущий: "Пройдут года, и ты меня забудешь.

От прошлого останется лишь след.

И в доказательство, что были мы друзьями,

Останется вот этот документ"

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущая: Апрель 1942 г. Я жива и здорова. С 5 марта в Путивльском партизанском отряде. У Ковпака. Может, слышали про такого? О том, что случилось, где была, что делала, писать рано. Вот кончится война, встретимся - все расскажу. Пережила и перевидала такое, что меня теперь ничем не испугаешь...

Ведущий: выступает ________________________________________________

Ведущая: Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии.

Ведущий: Добрый день!

Многоуважаемые родители папа и мама, сестрицы Шура и Ника. Привет и наилучшие пожелания в вашей жизни от вашего сына Петра.
Дорогие родители, коротко сообщаю о том, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Сейчас пишу письмо после того, как прочитали речь товарища Молотова по радио и слышал приказ правительства о переходе границы и разгроме Германии и Гитлера.

Этот приказ я, как и весь 193-миллионный народ, буду выполнять до тех пор, пока у меня в жилах течёт кровь. Прошу вас только, мама и папа, не волноваться, не падать духом.

Ведущая: Пётр погиб, защищая Ленинград. Это единственное его письмо. А потом пришла похоронка… В память всех погибших, защищавших Родину, объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания метроном

Ведущий: Да, Геля! Хотел бы я побывать где-нибудь подальше от этих мест, послушать хорошую музыку, посмотреть кино, помечтать в хороший теплый вечер, конечно, с тобой вместе. Но все это счастье надо самому обеспечить. Это ясно каждому. А пока я доволен тем, что мысли мои где-то далеко с тобой, а сам я по-прежнему тут. Еще раз желаю успешно сдать зачеты. Привет тебе, Геля, от моего друга, тоже Евгения. Он очень завидует мне.
Жду ответа, Евгений".

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущий: "В ближайшие дни пойдем в наступление. Хотелось бы, чтобы оно
было благополучным для нас. Если я не вернусь, то помните обо мне
и читайте мои письма... Мама, прочитав это письмо, не плачь. Что суждено
мне, то и будет. Брат, передай привет от меня односельчанам, парням
и девушкам. Если я не вернусь, то не забывайте меня... Ваш сын и брат".

Ведущая: выступает: _______________________________________________

Родные мамулька и Ленусечка!

Родная мамочка, я очень скучаю по тебе и Ленусъке, ты мне очень часто снишься, и я этим довольна. Приеду я, конечно, не скоро, ты сама, мамочка, понимаешь, может быть, к весне будущего года. Но ты не грусти, я здорова, чувствую себя замечательно и очень рада от сознания, что сама лично принимаю участие в деле разгрома подлейшего врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать. Пусть это успокаивает тебя, родная… Адреса постоянного не имею, поэтому получить от вас письма не смогу. Но, мамусенька, пиши...

До свиданья, родные!

Крепко, крепко целую тебя, самая дорогая моя и любимая мамусенька, и дорогую сестренку Ленусъку.

Ваша Клава.

Ведущий: выступает ________________________________________________

Ведущий: "Нюра, дорогая, за меня не беспокойся. Я пока жив-здоров, идем
вперед, продвигаемся с боями к нашим старым границам. Враг еще силен,
упорно сопротивляется. И каждый метр нашей земли отвоевываем с боями.
Особенно трудно пришлось в один день, когда несколько раз переходили
озеро по пояс в холодной воде, а оно шириной полкилометра. Многие
из нас "пустили пузыри", то есть отдали богу душу, но меня, оказывается,
никакая холера не берет. Я, наверно, счастливчик и остаюсь живым только
для тебя и наших ребят... Лежу на грязной соломе в землянке, три часа
ночи, горит кусок провода, начался обстрел, пишу тебе письмо.
Вспоминается все наше прожитое -- и хорошее, и плохое. Жалко становится,
как мало прожили мы на свете, а жить, жить хочется..."

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущий: "...Целую своих милых детушек, Вовушку, Нинусю и двух глупых несмышленышей. А тебя, моя старушка-хлопотушка, особенно. Духом не падай, над моими глупыми письмами не плачь, а, наоборот, радуйся, я сейчас на самомдне человеческих страданий, где образуются крупицы золота, а шлаки и всякая грязная накипь сливаются вон. "

Ведущая: Дорогие фронтовые товарищи, милая моя подруга Нина.

Если я погибну в этом бою, то после смерти сообщи моей маме, что я, ее дочь, честно выполнила свой долг перед Родиной.

Да, мне, конечно, жаль, что так рано кончилась моя жизнь, но за меня отомстят другие.

Нина, я была медсестрой. Ведь это самое прекрасное - спасать жизнь человеку, который борется за нас, защищает нашу Родину от коварного врага, борется за наше будущее.

Вот и все, что я прошу передать моей маме.

Валя Колесникова.

Ведущий: выступает _______________________________________________

Ведущая: В канун Дня победы люди с особым чувством ожидали писем.

Ведущий: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».

Ведущая: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом – вторая… Вот тогда всем стало ясно – это конец войне!»

Ведущий: выступает ________________________________________________

Ведущая: Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

Ведущий: Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последние письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Ведущая: Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

В письмах вера солдата в наши мирные дни

Хоть и были когда-то далёко они.

Ведущий: Прошу Вас: храните солдатские письма

Они и просты и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу Вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущий: Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Ведущая: Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поет ваш народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие

Память о вас не умрет никогда!

Ведущий: Мы помним, чтим поклоном низким

Всех, кто войну не пережил, -

И тех, ушедших в обелиски,

И тех, кто вовсе без могил.

Десятки лет легли меж нами,

Ушла в историю война.

Ведущая: Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.

У нас, до этих дней доживших

О прошлом память не умрет:

Пока мы чтим за Русь погибших,

Дотоль бессмертен наш народ.

Ведущий: Дорогие ветераны и труженики тыла! Желаем Вам здоровья, счастья! Пусть сбудутся Ваши мечты. И с искренней нашей любовью примите эти небольшие подарки! (дети дарят подарки и цветы)

Ведущая: А вот еще несколько подарков для Вас, дорогие ветераны! Выступает _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Молитва о сыне. Я молюсь о тебе, мой родной, чтоб хранил тебя Бог от несчастья, чтоб удача укрыла весной, не рвалось чтобы сердце на части. Я молюсь. Пусть Господь снизойдет и избавит тебя от тревоги. Пусть подальше Господь отведет твой маршрут от опасной дороги.



Сценарий литературно - музыкальной композиции

«ПИСЬМА С ФРОНТА»
Песня «Зажгите свечи» - поёт библиотекарь.
Дети выходят, выносят свечи, ставят около обелиска.
Библиотекарь: Четыре года шла война – это 1418 дней. 27 миллионов погибших людей! А мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим «Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья». Но 27 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!

^ Минута молчания.
«Священная война». (Презентация: военные фото)

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1:

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Ведущий 1:

Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
Ведущий 2:

Это написанная кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека.

Ведущий 1:

Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.

Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

О жестокой войне и о времени том,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
Ведущий 2:

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния.


Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».
Я читаю письмо и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверен, что если придется,

Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

Ведущий 2:

Война – тяжелое и жестокой испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем.

Ведущий 1:

Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.


Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

За ласковые письма для солдат!

Ведущий 1:

Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины.

Ведущий 2:

А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.


Слова в строке бежали ровно, прямо,

И вдруг сквозь них далекий образ встал.

Любимая, вся как живая, мама!

Солдат в десятый раз письмо читал.

Заботы, беспокойства – как знакомо!

Вся мама, в каждом слове и строке.

Казалось: вот прижми письмо к щеке,

И ощутишь тепло и запах дома…

Ведущий 1:

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична. От колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, ласку, привязанность. А дети должны отвечать тем же – любовью, вниманием, заботой.

Ведущий 2:

С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.


В одной станице под широкой грушей,

Еще вчера слыхавшей гул «пантер».

Писал открытку на крыле «катюши»

Высокий черноглазый офицер.

Пока еще не подвезли снаряды,

Есть время, чтоб открытку настрочить.

Он знал, как будет мама рада

Письмо от сына с фронта получить.
И верил я снова и снова,

Что в каждом конверте найду

Ее материнское слово,

Ее сокровенное: «Жду!»

Я знал в эти годы крутые,

Что каждую строчку письма

С ней вместе писала Россия,

Россия, Россия сама!

Ведущий 1:

«Пропал без вести…», «Пал смертью храбрых…», «Ваш сын…», «Ваш

муж…», «Ваш отец…». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.


Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Не помню я его обиды,

Я помню про его семью.
Мне представляется невольно

Его обманутый уют…

Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще письмом убьют.

Ведущий 2:

Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу.

Ведущий 1:

Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали сердца.

Ведущий 2:

А какой патриотизм тек в крови каждого солдата. В письмах родным они говорили о том, что если не вернутся, то умрут за родных, за Родину!


Здравствуй, папа,

Ты опять мне снишься,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть, я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

«Разговор с портретом»

У меня котенок спит,

Плачет кукла Зоя.

Во дворе мальчишка Сашка,

У него собака,

А еще машина есть,

А еще есть папа.

А когда же ты приедешь,

Мама обещала

Я и кукла моя Зойка
Побежим к вокзалу

Платье лучшее одену,

Как на день рожденье

Мама торт нам приготовит

Вот будет веселье

Мы с тобой пройдем по парку

Пусть увидят все,

Что у Кати папа дома,

А не на войне.

Ведущий 1:

В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых…

Ведущий 2:

Популярным было стихотворение Константина Симонова «Жди меня», посвященное любимой женщине поэта – Валентине Серовой.

Ведущий 1:

Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей.

Ведущий 2:

Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня и я вернусь.

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И сними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло»

Не понять, не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 1:

Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов. Стихотворение «Я могу тебя очень ждать…» звучит как ответ на стихотворение «Жди меня».


Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу за тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

«Случайный вальс» (танец)
Ведущий 1:

Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.


Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да – вы скажете. Неверно!

Они кричат, пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

За нас кричат. Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

… Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля с пятью материками.

Великая! Она летит во мгле,

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Жилая вся. И ходит по земле

Босая Память – маленькая женщина.

Ведущий 1:

Май есть и будет в нашем сознании соседством Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

Ведущий 2:

Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

Ведущий 1:

Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего мая.

Ведущий 2:

Задумайтесь о тех, кто будет встречать май без нас – после нас. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы.

Ведущий 1:

Ведущий 2: Ветер Победы.

Ведущий 1: Ветер Мира.

Ведущий 2: Ветер Любви.

Ведущий 1:

Нас с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинец, огонь и чад.

Благословляю и мужчин и женщин

Сажать цветы, выращивать внучат.

Нет, не за тем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб война – то проклятое слово

Встречалась разве только в словарях.
Звучит песня «Журавли»
Сценарий подготовлен

заведующей библиотекой

МОУ СОШ №1

Ольгой Петровной Ржевской


И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,


«Прошу Вас
Храните солдатские письма
Они и просты,
И порою грустны
В них столько надежды
И вечного смысла
Прошу Вас
Храните солдатские письма -
Тревожную память
Людской доброты

1. На экране мелькают кадры военной хроники, озвученные песней «Журавли» Я. Френкеля. («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» - смотрите приложение - диск 2 «Военная хроника»)

Ведущие: - Скоро вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И ровно столько лет мы живём под мирным небом. Сегодня дети могут ходить в детские сады, учиться в школе, заниматься в кружках, получать образование и выбирать профессию по душе.

Вед. Люди могут спокойно жить и работать. И за всё это мы должны быть благодарны тем, кто на своих плечах вынес тяжёлое бремя войны,- нашим защитникам - офицерам и солдатам. Тем, кто, пройдя страшными дорогами войны, вернулся домой, и тем, кто навеки остался лежать на поле брани. .

Вед. С первого дня войны весь народ поднялся на борьбу с врагом: в тылу и на фронте, в партизанских отрядах. А дома так ждали весточки и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся. Тогда ещё никто не знал, какую огромную утрату мы понесём (более 20-ти миллионов человек погибли на этой войне Из них наших земляков 5270 человек).

Вед. Единственной ниточкой, соединявшей людей, были письма, вот такие военные треугольники.

Вед.
Как ждали писем с фронта! В деревнях выходили встречать почтальона за ворота, а то и за околицу. Далеко не простой была работа почтальона: ведь вместе с письмами от тех, кто бил врага, он должен был нести в дом и страшные письма-похоронки, нести людям в дом беду. Каково было видеть их боль утраты!

Музыка:
_________________________________________
3. Ученица читает стихотворение С. Н. Школьникова «Почтальон»:

Печальный вестник скорых похорон,
Как мину для родителей солдата,
Приносит весть о смерти почтальон,
Стараясь не встречаться с адресатом.
Надеясь не услышать взрыва боли
И оказаться в эпицентре так некстати,
Себя он не готовил к этой роли -
Разносчик смерти и приёмщик тех проклятий,
Которые вонзятся роем ос
И душу истерзают всю до крови.
Не убивал он, только весть принёс,
Но вестник был во все века виновен.

И почтальон всем сердцем проклинал
Судьбу за эту подлую награду,
И с горечью о прошлом вспоминал,
Когда он был несущим людям радость.
Когда он к людям шёл и нёс им весть
О новорожденном, о юбилее, свадьбе,
Он изнутри светился будто весь,
И люди его видеть были рады.
Война перечеркнула в один миг,
Всё то, ради чего он всю жизнь прожил.
И первый разорвавший душу крик
На месте почтальона уничтожил.

Его бояться стали, как чумы,
Хоть понимали, что не виноват он,
Но чёрным вестником он стал, увы,
Для матери и для жены солдата.
Он сгорбился, как лунь, весь поседел,
Не верящий, он начал в бога верить
И лишь шептал: «Господь терпеть велел»,
Но какой мерою терпение измерить.
Неразговорчив стал он, да и с кем,
С кем говорить мог, приносящий беды.
Лишь ночью в затянувшейся тоске
Наедине он с богом вёл беседы.

Отгородившись ночью ото всех,
От кого днём не мог отгородиться,
Он всё пытался вычислить тот грех,
Заставивший народ в крови умыться.
И не понять, молился ль, упрекал
Он на коленях перед образами,
Он говорил, а бог? А бог молчал,
Не отвечал ни жестом, ни словами.
Да собственно ответов он не ждал,
Вернее, ждал единого ответа,
Он и вопрос один лишь задавал:
- Когда же, наконец, придёт победа?

Вед. Первая почтальонка в городе Заводоуковске была, Шефер Екатерина Ивановна попала с 1942 года она пришла на почту.

Вед.
Жила она тогда в посёлке Заводоуковском Тюменской области, эвакуированная из Ленинграда. Родилась в Ленинграде в 1919 году, училась, росла, посещала школу,кружки, была очень воспитанным и культурным человеком. Когда началась Великая Отечественная война Екатерина Ивановна вышла замуж и стала Дворцова Екатерина Ивановна, её муж впервые дни войны погиб. И она с дочерью и со всей семьёй была эвакуирована на станцию Заводоуковская в 1942году.

Вед. Первые дни в Заводоуковске провели в Комышёвом клубе (который находился напротив ДК Машзавода» Было голодно, но не было взрывов и бомбёшки все были живы, нужно было привыкать к новой жизни совсем ни такой к какой она привыкла. Так как она была женой погибшего солдата, грамотная по сравнению с жителями села, её отправили работать на почту. Нужно было отвечать за всю поступающюю корреспонденцию.

Вед. Выглядела Екатерина Ивановна очень хорошо среднего роста, стройная,русая, моложавая с хорошей речью, прекрасными манерами - всё это помогало ей в её трудной работе.

Вед. Почта, где выдавали всю корреспонденцию, находился в конторе военного завода № 499, и туда она приходили в любую погоду. Наступила зима, а у неё даже не было тёплой одежды, не говоря уж об обуви. Ей раздобыли фуфайку и резиновые калоши, в этом она и ходила Первый год с 1942-1943 был самым трудным, нужно было выжить до весны, каждый член семьи получал паёк на день это и позволило выжить. А семья была очень большая.

Вед. Самое главное для Екатерины Ивановны было - это выдача солдатских писем которые получало местное население. Какими радостными были люди, дождавшиеся известия от своих родных. Письма читали всем посёлком. Приходилось выдавать с похоронкою конверт, нет ужасней новостей, слышать плач, как оплакивали матери мужей и сыновей.

Вед. И это было невыносимой ношей. Всем людям оказавшимся в беде, она старалась найти слова поддержки.Помочь дать успокоение пропуская через своё сердце каждую беду.Ночами спать спокойно не могла, в памяти стояли горестные лица.

Вед. Когда же Катерина треугольники вручала с хорошей вестью,её душа и пела и плясала. Она видела как получали письма с передовой,как радость от хорошей вести переполняла людские сердца как у них блестели глаза и восклицали они от радости «Сыночек мой живой!» и ей от этого становилось радостно и спокойно.

Вед. Она вносила свой вклад в победу как могла и как умела, находясь на передовом крае в тылу. Получая треугольники она не знала,что в них, но она понимала,что каждая семья ждёт вестей.

Песня __________________________________________________

Вед. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали, наши славные воины? Что их больше всего волновало? О чём они писали? В минуты затишья они читают и пишут письма (смотрите приложение «В минуты затишья»

Инсценировка

За кулисами читают письма с фронта.

«Привет с фронта, Здравствуйте мама, Витя! Пишу второе письмо с фронта. Первое писал когда только пришёл на передовую После этого со 2 января был в наступлении Сейчас пока стали в оборону,но сегодня или завтра пойдём опять вперёд Мы наступаем Пишите ответ.Пока до свидания.Привет всем. 13 января 1944года »

Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжёлый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немц15 октября ы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запылённых гимнастёрках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей… »

Строки из письма Александра Константиновича Беневолинского, которое он написал своим ученикам: «Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет. Ваши тёплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас… Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник… Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, Географию и историю, военное дело и немецкий язык… »

Вед. Вспоминают Екатерину Ивановну её родные как она радовалась хорошей вести, рассказывала о письме Петра Филипповича Громова семье от 22 февраля 1942 года он писал о том, что закончил учёбу на « хорошо» присвоено звание младшего лейтенанта 4марта 1942г прибыл на фронт находится под Смоленском скоро дадут взвод,будем уничтожать фашистов,с честью выполним приказ родного Сталина. Дома она говорила что все верят в победу и как она рада за эту весть для семьи солдата.

Вед. Но когда в 1942г Анна Ивановна Громова получила извещение № 169 , в котором говорилось «Ваш муж, лейтенант, командир взвода Пётр Филиппович Громов … был убит 28.08.1942г. Похоронили его на Смоленской земле.» Было больно и горько семье,но и также больно и работнику почты, что она вручила эту горестную весть.

Вед. Екатерина Ивановна вместе с каждой семьёй оплакивала каждого и радовалась за каждого.Тяжело на душе от похоронок. Сейчас проще, положили письмо в почтовый ящик и пошли, а тогда вести получали на почте и старались здесь же узнать какую весть получили, некоторые не умели читать и им содержание письма читала Екатерина Ивановна. И видела она их радость и горе, ждала известей вместе с семьями неделями и месяцами. Это всё сказалось на её здоровье, стало болеть сердце.

Вед. В 1946г она вышла замуж за Ветерана Великой Отечественной войны Мерзлякова Степана Фёдоровича родила дочь. Кажется, закончилась война вернулись участники войны 6200 человек, многие залечивали раны,нанесённые войной. Но главное всё же состояло в том, что война была позади, а впереди надежда на лучшую жизнь. Казалась всё самое страшное преодолели, а сейчас все будут счастливы под мирным небом.

Вед. Но случилось непоправимое Екатерина Ивановна в 1950году умирает от сердечного приступа. Её провожает в последний путь всё село, оплакивают все кто её знал, после её смерти остались две дочери одной было 5 лет,а другой 1год 8 месяцев.

Стихотворение посвящённое памяти Екатерине Ивановне читает Герасимов (он автор данного стихотворение)

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.

Вед. Вот они, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Их писали своим родным и близким наши воины-защитники, те, кого сегодня нет рядом с нами. Это и всем хорошо знакомые военные треугольники, и письма, написанные на самой разной бумаге. Им более семидесяти лет. На многих из них выцвели чернила, поблёкла типографская краска, но их до сих пор бережно хранят во многих семьях.

У памяти своя тропа,
Свои нечитанные строки,
Своя высокая судьба,
Её храни, её держись,
И суть её понятней станет,
Уходит жизнь - приходит память,
И память возрождает жизнь.

Пока живы мы, живы наши дети и внуки, память об этих людях не уйдёт в небытие. Им жить вечно в наших сердцах, в наших душах.

Пусть дождь идёт, окопы заливая,
И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,
Солдат теплом далёким обогрет.

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Ушли на фронт защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Данная литературно-музыкальная композиция способствует формированию у школьников представлений об истории военной переписки, учит видеть красоту человеческих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции «Фронтовые письма»

Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Савина Зинфира Фаиловна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы , Внеклассная работа

Цели:

  • расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей семьи, страны;
  • способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;
  • учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.

Оборудование:

  • ПК, проектор, экран;
  • запись видеороликов;
  • музыкальное оформление – песени: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова) в исполнении Е.Мартынова, «Письмо с фронта» (музыка В.Началов) в исполнении Юлии Началовой, «Фронтовые письма» в исполнении Владимира Можаева.
  • компьютерная презентация.

Оформление: импровизированная землянка, свеча в жестяной кружке, солдатская форма, гелевые воздушные шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся солдатам, не вернувшимся с войны), на столах гвоздики, Книги Памяти, керосиновая лампа, каска, пилотка .

Ход мероприятия

Слайд 1.

Учитель:

Мы сегодня собрались для того, чтобы вспомнить о людях, которые прошли через ужас войны, отдали жизни во имя победы.

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на войну деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки. А дома, их оставались ждать, любящие жены и матери, сестры, любимые.

Ушли защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. За годы войны через почту страны прошло 600 миллиардов солдатских писем. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Под пулями не лгут. Под разрывами бомб совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Им гораздо привычнее было держать в руках винтовку, а не карандаш. Именно поэтому большинство писем фронтовиков не блещут красотами литературного стиля и абсолютно бесхитростны, но в то же время предельно искренны и правдивы.

Слайд 2.

1-й чтец: Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов.

О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Е. Кирпонос

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 1)».

Ведущий 1. Фронтовые письма! Нет, это не короткие SMS или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда. Это вера – «Он жив, раз он пишет, значит жив! Ты живи, родной мой, любимый, ты только выживи, вернись домой. Выживи в этой страшной войне! Заклинаю тебя, молю тебя, вернись!».

Слайд 3,4,5.

Ведущий 2 . Как ждали эти письма, как писали их урывками между боями, прямо в окопе или обессиленно припав к огарку свечи в землянке. Или в медсанбате кое-как исхудалой левой рукой, правая искорежена раной. Писали мамам, мужьям и женам, любимым, детям, всем-всем, кто жил этими весточками с фронта. Всем, кто зачитывал их до дыр, снова и снова перечитывая себе, родным, соседям, друзьям.

Слайд 6.

Ведущий 3. А сколько писем так и не дошло до адресата, просто адресата уже не было в живых или письмо так и не было отправлено. Взрыв – и оборвалась человеческая жизнь, жизнь солдата, который только несколько минут назад писал домой, вспоминал родных, мечтал вернуться...

Слайд 7.

Звучит запись песни в исполнении Е. Мартынова «Письмо отца»

На сцену в полумраке выходит юноша и читает стихотворение.

Слайд 8.

2-ой чтец:

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю,

И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось... Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую...? Бог весть.

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

Г. Горбовский

Слайд 9,10,11.

Ведущий 1 . Уж сколько лет гремят победные салюты как отзвуки той войны, которая болью до сих пор живет в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом человеческой веры, надежды, мужества. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Ведущий 2. Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь!

Юноша в солдатской форме, сидит у свечи и, читая стихотворение, изображает, что обломком карандаша пишет письмо с фронта домой.

Слайд 12.

3-ий чтец: Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

В. Якуш

Звучит запись песни в исполнении Юлии Началовой «Письмо с фронта».

Слайд 13.

Ведущий 3. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно храпят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами...

Юноша в солдатской форме и девушка читают стихотворение.

Слайд 14.

Девушка.

Помятый пожелтевший треугольник,

Листок тетрадный в клеточку, простой.

Кривые строки по сердцу - так больно,

Написаны мальчишеской рукой:

Слайд 15.

Юноша (одет в солдатскую форму).

- Везут на Запад. Нас в вагоне много.

Мальчишки все такие же, как я.

Беседуем, чтоб скоротать дорогу.

Здесь все свои, мы как одна семья.

Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!

За Родину, за братьев, за отцов

Мы повоюем, верь. А жить охота!

Но за тебя я жизнь отдать готов!

Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.

И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.

Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то...

Вот я вернусь, и будет всё ладом.

Девушка.

Слайд 16.

Письмо ушло, а поезд под бомбёжку

Попал всего лишь через два часа.

Тела, припасы, котелки и ложки...

И сгустки крови в светлых волосах...

А фронт далёко, здесь не поле боя,

Здесь братская могила... Сотни душ.

И только ветер по погибшим воет,

Да вороньё спешит сорвать свой куш...

Слайд 17.

Помятый пожелтевший треугольник

За образами. Нет ему цены.

Кривые строки по сердцу - так больно...

Как весточка проклятой той войны...

Т. Лаврова

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 3)»

Ведущий 1. Это письмо с фронта. Подлинное письмо, написанное солдатом той войны. Бережно сохраненное в семейном архиве как самое ценное, самое дорогое. Солдатский треугольник, фронтовое письмо. Сегодня с экрана звучат подлинные письма. Вслушайтесь в них.

Слайд 18,19.

Юноша в солдатской форме и девушка с белым платочком на плечах читают стихотворение.

Юноша.

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая.

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль, явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

Слайд 20.

Девушка.

Здравствуй. Иванушка желанный!

Истосковалась без тебя!

Всё остальное не столь важно,

Всё остальное суета!

Детки здоровы, слава богу!

И словно по часам растут.

Втихую бегая к дороге,

Отца порой подолгу ждут.

Как без тебя живем, не знаю!

Нет меры горестным слезам!

Я так обнять тебя желаю,

Припав к твоим родным губам!

В молитве искренней и страстной

Я повторяю вновь слова:

Храни, Господь, наш край прекрасный!

Будь трижды проклята война!..

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо7) “ Здравствуй, родная моя... "»

Слайд 21, 22.

Желанные вести с треклятой войны...

Солдатские письма, солдатские письма,

О, как же вас ждали с чужой стороны!

Смотрели с надеждой в глаза почтальонке - Не горькую весть принесла ли в избу?

И вдруг, увидав серый штамп похоронки,

Дрожащей рукой утирали слезу...

В одном доме - радость, в другом доме - горе...

Здесь - выжил, но ранен, там - геройски погиб.

И реки страданий, а горечи - море...

И ждать, вот уж, кажется, больше нег сил.

Солдатские письма, солдатские письма,

Читали всем миром по тысячу раз...

В них боль и надежда, стремление к жизни,

Проклятья врагу, боль и ярость подчас...

Солдатские письма - треугольники жизни.

Посланники верной солдатской любви...

Салютов победных весенние брызги –

Вечная память погибшим в войне!

И. Дмитриева

Слайд 23.

Ведущий 2. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Звучит запись песни «Фронтовые письма» в исполнении В. Можаева.

Слайд 24, 25.

Учитель:

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо 4)»

Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.

Слайд 26.

Учащиеся читают строки из подлинных солдатских писем:

«Любимая Варенька! Какое счастье получить твое письмо! Силы сразу прибавилось. Сегодня был жаркий бой. Но мне все бесстрашно, привык к боевой обстановке».

«Дорогая доченька, вчера в газете прочитала стихотворение Юлии Друниной «Зинка». С тех пор тревожные мысли не покидают меня. Береги себя! Защищая Родину и помни о своих близких. Пусть материнская любовь хранит тебя».

«Дорогой мой, Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Очень волнуюсь и скучаю».

«Я с тобой, мой друг. Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, стараюсь сказать тебе что-то теплое, ласковое, но не могу. Любочка! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту перечитал твое последнее письмо и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись».

«Дорогая, получил от тебя вчера вечером письмо, но не мог прочитать до сегодняшнего рассвета, так как был в пути. Ехали с боя. Сегодня выдался хороший день. Мы с бойцами вспоминали мирную жизнь. Как же мы счастливы были тогда».

« Дня через два-три я вступаю в бой. Придется остаться живым, значит, через полмесяца напишу вам письмо и сообщу о всем случившимся. Сейчас слушаю артиллерийскую канонаду и думаю разные думы. В бой иду честно, как сын нашей справедливой семьи, и думаю сражаться также честно до тех пор, пока будут силы».

«Война кончится – я приеду, будем жить. Пишите все новости, кого взяли в армию. Мама, никак не привыкну к военной жизни.

Ну, пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю: быть здоровыми навсегда.

Пишите ответ. Ваш сын Василий».

Учитель:

Слайд 27, 28.

Мы благодарны Вам ветераны Великой Отечественной войны, за победу, за мирную жизнь наших родителей, за радостное детство наших детей.

Мы благодарны всем тем, кто не жалея себя, отдавал все силы борьбе за счастливую жизнь своих потомков.

Пройдет еще 70 лет, а благодарное человечество всегда будет помнить о подвиге героев. Память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей.

Участники композиции идут к Памятнику, установленному в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы и выпускают шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся к солдатам, не вернувшимся с войны).

В музыкально - литературной композиции использованы:

  1. Песни в исполнении:
  • Е.Мартынова «Письмо отца»;
  • Ю. Началовой «Письмо с фронта»;
  • В. Можаева «Фронтовые письма».
  1. Интернет-ресурсы:

Видеоролики с сайта: URL: http//yandex.ru/video/:

  • «Письмо с фронта 1»;
  • «Письмо с фронта 3»;
  • «Письмо с фронта 4»;
  • «Письмо с фронта 7».
  1. Стихотворения:
  • Е. Кирпоноса «Писали их на смертном рубеже»;
  • Г. Горбовского «На дне окопного оврага»;
  • В. Якуша «Дорогие мои родные!»;
  • Т. Лавровой «Помятый пожелтевший треугольник»;
  • И Дмитриевой «Солдатские письма».

Сценарий театрализованного концерта- праздника, посвящённого Великой Победе «Письма с фронта»

Сцена украшена большими треугольниками солдатских писем.

Действующие лица (в одежде военных лет)

Мать, отец, старшая дочь, жених дочери.

Младшая дочь, её подруга.

Сын, друг сына.

Ведущий: Дорогие ветераны! Мы рады приветствовать вас на праздничном концерте. 9 мая исполняется 71 год со дня Великой Победы. Победы, что досталась нам огромной ценой и оттого – такой дорогой и величественной.

Для поздравления с праздником Великой Победы предоставляется директору школы.

Поздравление директора

Звучит музыкальная заставка, на сцене появляются актёры.

С удочками и ведром прошли на рыбалку мальчики, появляется пара

Аня: Ой, как хорошо сегодня!

Коля: Ань, пойдём сегодня на танцы вечером?

Аня: На танцы? С тобой? Ну конечно пойду!

Коля: Хорошо. А я всё позвать боялся…

Аня: Я тоже боялась… но теперь у нас ещё столько танцев впереди!

Коля: Конечно, ведь впереди – целая жизнь.

Аня: Смотри, Лёшка рыбачит, пойдём к ним.

Артисты. Толпа народу (те, кто танцуют вальс), все хлопают, улыбаются. Среди них наши знакомые ребята – Аня и Коля.

Голос: В тот день они ещё смеялись,
Любили зелень и огни.
Ни голос скрипок, ни рояли
Им не пророчили войны.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Аня: Ой, как хочется танцевать!

Коля: Тогда приглашаю.

Коля приглашает на танец

(выходят танцующие пары)

Песня «Лёгкий школьный вальс»

Коля: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!
Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования

Слышится звук разрыва бомбы
Голос Левитана. Включается запись «Работают все радиостанции Советского союза…» - объявление о войне.

Мальчики надевают гимнастёрки, пилотки.

Звучит песня "Священная война" (первые строки)

Мама обнимает отца, плачет. Он подходит к Лане, обнимает её

Отец Ани: Пока, дочка. Даст Бог – свидимся

Аня тоже плачет. Отца забирают на фронт.

Сестрёнка Ани: Мама, мам. А куда забрали папу:

Мать Ани: На войну, милая. Прижимает ребёнка к себе.

Сестрёнка: Мама, а что такое война?

Мать: Война… Война – это когда одни люди нападают на других, (голос садится), война – это страх и боль… (Плачет)

Аня: Война – это самое страшное, что может случиться с людьми.

Аня: бросается к Коле. Коля!!!

Коля: Анечка, Анюта. Ну, не плачь. Всё хорошо будет, ты только верь и жди!

Мальчики уходят, все остальные их провожают.

Сын: Отец, я с вами (бросается)

Отец: Придёт и твоё время.

Аня: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На дорога едва помаячили,
И ушли, за солдатом - солдат...
Мать: До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

Песня «Вечер на рейде»

Уже в первый день немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила 1200 советских самолетов. В первые три недели войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км вглубь советской территории.

Вбегает Лана: Мамочка письмо от папы. (читают)

Мать и Аня: "Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети - будущее нашей Родины - жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Береги детей. Целую, твой Георгий".

Лана: Мама, мы ведь победим?

Мать : Конечно, дочка! Победим и ещё потанцуем"

Танец «Летка-енька»

Лана и подруга заходят на цыпочках с письмом.

Лана: Только тише, мама и Аня спят. Они работают всю ночь в тылу, складывают патроны в ящики,… устают очень.

Подружка: Хорошо. А что там у тебя?

Сестрёнка: Это Ане письмо пришло от Коли.

Подружка: Ждёт?

Сестрёнка: Ждёт.

Подружка: Давай откроем? Ну, пожалуйста!

Сестрёнка: Давай. (Открывает)

«Дорогая моя, Анечка. Тяжело. Тяжело видеть поле боя, тяжело воевать, но каждый здесь понимает – надо. За отечество, за будущее, за родных и близких – надо. Каждый день новый бой.

Как ты там как сестра с братом, мама? Пиши чаще, хочется получать весточку от тебя каждый день. Знать, что с тобой всё хорошо. Жди меня».

Детский хор исполняет песню «Катюша».

Голос с фронта: Через два месяца после начала войны, в августе 1941 г., немцы начали мощное наступление на Ленинград. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. И не важно: взрослый ты или ребенок – война касается всех!

Потерпев неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом.

К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград.

8 сентября 1941 года фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада.

Песня «Белые панамки»

Сын: Аня, Лана! Письмо! От папы! Наконец-то!

Читает мама

«Здравствуйте! Очень давно не писал. Теперь могу. Пишу. Сегодня после боя было много раненых. Мы так все смертельно устали. Мы все в одной связке, не важно кто ты, откуда ты, главное вперёд, за Родину!

Танец «Журавли»

Сидят – сын с друзьями.

Друг: А у меня папа в танковых войсках служит! Вчера письмо пришло. Говорит – страшно. А я раньше думал, что взрослые ничего не боятся.

Сын: Они, наверное, тоже до начала войны думали, что напугать их сложно, и они ничего не боятся. И те, кто переживут всё это – никогда не смогут смотреть на мир также, как это было до войны.

Друг: я тоже стану танкистом, уже скоро.

Сын: И я с тобой, к папе, на помощь!

Ансамбль мальчиков «Три танкиста»

О потерях.

Голос: 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Четыре далеких года. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит!

В ходе Вов советскими вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромами вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла. Погиб каждый 8- й. Их, погибших, более 27 млн. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери.
27 млн. ушли в бессмертие, чтобы жили мы.

Голос: Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Пожалуйста, встаньте. Минута молчания.

Звучит метроном, идёт минута молчания.
Голос: Фронт проходил всюду – и на передовой, и в далёком тылу. Воевали все: мужчины и женщины, дети и старики. Великая тяжесть легла на хрупкие плечи женщин и детей. С годами мы всё больше и больше постигаем их бессмертный подвиг на войне. Их величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

Песня «Прадедушка»

Сообщение Левитана о капитуляции Германии.

Все герои на сцене, радость, обнимаются.

Аня: Я скоро увижу Колю, он дошёл до самого Берлина.

Дети: Папа, папочка, возвращайся скорее.

Шум поездов, толпа народу стоит на вокзале. Под музыку День Победы заходят бойцы.

Лана бросается на шею к отцу. Все дружно обнимаются.

Выходит Коля. Катя бросается ему на шею. Все счастливы.

Некоторые девушки не дождались бойцов.

Песня «Майский Вальс»

Приглашаем ветеранов, танцуем сами.

Все остаются на сцене.

Коля: На наших знаменах
Начертано слово:
Победа!
Победа!
Победа!
Во имя живущих -
Победа!
Во имя грядущих -
Победа!
Миша: Пусть же проходят за годами годы,
Ветеранов не забудет страна.
Свято и радостно память народов
Ваши хранит имена.
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Вечная слава и вечная память
Живущим и павшим в жестоком бою.

Аня: Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

Отец: Одна лишь просьба есть у нас:
"Потомки, память сохраните!"
Мы жизни отдали за вас,
а вы Россию берегите!

Лана: Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы!

Веня: Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.

Сын: Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Финальная песня «Спасибо, деды»

Танец «Мы за мир»

Новое на сайте

>

Самое популярное