Домой Простуда Таджикистан — обычаи и традиции. Таджикистан традиции и обычаи Черный цвет - под запрет

Таджикистан — обычаи и традиции. Таджикистан традиции и обычаи Черный цвет - под запрет

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой таджички. Но через что ей нужно пройти, чтобы стать счастливой женой и мамой, знают не все. А ведь свадьба по-таджикски - это не только яркое и незабываемое событие, но и комплекс обрядов, мимо которых пройти просто нельзя.

Никах в Таджикистане

Начнем сразу с никаха (бракосочетание). Без никаха, естественно, никуда. Нет никаха - нет семьи. Обряд венчания обязателен и имеет несколько условий, важнейшее из них - ответ невесты. Вот здесь как раз-таки всегда наступает хаос.

По исламским традициям для совершения никаха достаточно согласия попечителя, но для пущей убедительности в светском Таджикистане спрашивают согласия и у невесты. И в этот очень ответственный момент у таджичек включается упрямство и несговорчивость.

Раз у нее спросят, она молчит, два - молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги, которые до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание - золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

И тут начинается самое интересное: чтобы "подсластить" девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать супругой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: "Да".

Со стороны это может показаться наиграно, поскольку "Нет" она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

Тукуз и обряд повиновения в Таджикистане

Вот подтвердила она свое желание и должна, по сути, уйти к супругу, но не тут-то было — уйти ей теперь уже не дают соседские детишки, которые перед свадебным кортежем натянули трос и требуют выкуп за красавицу. Да, вот так тяжело забирать к себе таджичку!

В больших городах Таджикистана это уже, конечно, не практикуется, но вот в дальних районах обычай сохранился.

За невесту просят много. Надо ведь, чтобы хватило на всех. Однако особо обнаглевших взрослые все-таки разгоняют. А то сторона жениха может в будущем припомнить ей, как дорого она им обошлась и будут ждать ее не совсем приятные дни…

Но задолго до всей этой "борьбы" с переездом к мужу, будущей жене за пару дней нужно еще и отчитаться перед подругами и соседями. По такому случаю ее родители созывают всех на мини-вечеринку под названием "Тукузбинон".

На этом мероприятии оценивается все, что принесли в подарок невесте родители жениха. В основном все кладется в сундук. Дарят, кстати, много всякого - от нижнего белья и косметики до дорогостоящей посуды и золота. И да, все это показывают гостям.

Делается это, кстати, не ради забавы, а чтобы показать, в какие руки уходит дочь. Если подарки хорошие, значит и бедствовать не будет, заживет в достатке, а если нет, то будет с мужем делить все: и сложные дни, и хорошие.

Далее, когда, наконец, невеста приходит в дом будущего супруга, ее там ждет натянутый в полкомнаты сюзане (вышитый вручную настенный ковер). За ним должно произойти интересное событие. Не то, о чем вы подумали, а просто обряд повиновения.

Девушка из рук старших семьи пробует мед, а потом должна своему суженому позволить наступить ей на ногу. Так она дает понять, что собирается быть послушной невесткой и супругой и что муж - глава семьи. Иногда этот процесс, конечно, превращается в забавную игру, когда невеста убирает ногу. Но так желательно не делать. Это снова будет не по-таджикски.

И только после всего этого она заживает с миром и любовью в новой семье, где любовь к младшим и уважение к старшим основа всех основ.

Свадебный обряд в Таджикистане

Так уж повелось, что традиционная свадьба в Таджикистане — событие, требующее серьезных финансовых затрат. Помимо стандартных трат на свадебное платье, костюм жениха, цветы, аренду автомобиля, банкетного зала и, конечно, организацию богатого праздничного стола, в Таджикистане нужно позаботиться о подарках жениха и невесты.

Так, предполагается, что мужчина обеспечит свою молодую жену жилплощадью — домом или квартирой. А она в свою очередь должна обставить их семейное гнездышко — сделать ремонт, купить мебель. Все это, конечно, требует немалых денег.

Кроме этого, на свадьбу нужно позвать всех друзей и родственников. Число приглашенных может с легкостью перевалить за две сотни человек.

Иногда на свадьбу уходит до 5 тысяч долларов. Для многих в Таджикистане такие траты — непозволительная роскошь. Таджики зачастую не могут позволить себе провести праздник с размахом, но, как говорится, чтобы не ударить в грязь лицом, берут кредиты.

Чтобы остановить негативную практику, президент Таджикистана подписал закон об обрядах. Теперь в введены ограничения на пышные и помпезные свадьбы.

Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8.00 до 22.00 и в будни с 18.00 до 22.00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.

Национальные праздники Таджикистана Национальные праздники - самая древняя и самая приятная традиция любого народа. И таджики, конечно, не являются исключением. Эта нация, как никто другой, любит и умеет праздновать, да так весело и зажигательно, что, даже не совсем понимая значения события, просто хочется присоединиться, заразившись задором и энергетикой происходящего. Праздник …

С незапамятных времен национальные игры и всевозможные соревнования были любимым времяпрепровождением для народов Средней Азии. Редкий праздник или торжество обходились без любимого зрелища. Наибольшей популярностью, издавна пользовались конные состязания, всевозможные игры на лошадях, а также некоторые виды рукопашного боя, развивающие силу, отвагу, ловкость и мужество. Одним …

Одним из самых любимых и почитаемых в народе обычаев, конечно, является национальная свадьба. У разных народов она происходит по-разному, но сегодня хочется рассказать о том, как этот праздник отмечают у таджиков. Свадьба - мероприятие серьезное, требующее много сил и вложений и обставляется она по особенному, с соблюдением всех правил и ритуалов. Если быть в своем рассказе последовательным, …

Танцы - неотъемлемый элемент музыкального творчества нации, история его неразрывна с историей всего народа. Об этом свидетельствуют летописи и старинные памятники материальной культуры, подтверждающие, что за многие тысячелетия таджики сумели сохранить и развить это удивительное искусство. В древних манускриптах имеются конкретные указания, на то, что таджикские города Ура-Тюбе, …

Народная музыка Таджикистана, богата и разнообразна, в ней, как в зеркале отражается жизнь нации, ее характер и эмоции, быт и трудовая деятельность, обычаи и традиции. По характеру исполнения ее можно разделить на стили, тесно привязанные к географии: центральный - кухистони (Гиссар, Куляб, Гарм), северный (Худжанская область), памирский (Горно-Бадахшанская автономная область). Музыка …

Если разобраться, одежда различных групп этнических таджиков, с незапамятных времен различалась только в деталях. Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта" сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары, одевавшийся сверху халат, поясной платок и головной убор - тюбетейка. Рубаху, обычно, шили из одного куска ткани, …

Румол - национальный поясной платок таджикских мужчин. С незапамятных времен их носили во всех без исключения уголках Таджикистана, и в каждой местности они имели собственное название. На равнинах и в городах их называли румолами, а в горных районах — румоли миён или миёнбанд и т. д. Такой платок мужчинам предписывалось носить с самого детства, ведь он являлся обязательным элементом …

Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центром исламоведения Таджикистана определил порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований.

Иногда государство пытается ввести ограничения на традиции, которые складывались на территории нынешнего Таджикистана веками.

Комитет по делам религии разработал Положение, где подробно описано, как проводить похороны и как соблюдать траур. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Итак, что важно знать?

Похоронные и траурные обряды должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане является официальным, традициям и обрядам всех местных народов и народностей Таджикистана, нормативно-правовым актам, в том числе действующему законодательству РТ.

Во втором разделе подробно описывается, что включает в себя понятие траурной церемонии. В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в какой отрезок дня скончался человек – до или после каждой из молитв – бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).

Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

В третьем разделе говорится о подготовке тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, запрещено посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

Женщинам во время траура разрешается надевать большой синий марлевый платок на голову, широкие платье и штаны синего цвета и подпоясываться платком.

А вот носить во время траура одежду черного цвета запрещается.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачения покойного в саван (кафан), подготовки табута (гроба), проведения похоронного обряда. Согласно правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

Жертвоприношение - атрибут поминок

Рассказать об истории поминальных обрядов мы попросили ученых-этнографов Академии наук Таджикистана. Они указывают, что не участвовали в разработке порядка проведения траурных церемоний и выражения соболезнований и их мнением никто не интересовался.

Значительная часть древних обрядов, в том числе и поминальных, связана с доисламскими культами, - говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН РТ

Зинатмо Юсуфбекова. - Погребально-поминальные обряды регионов Таджикистана тесно переплетаются с традиционными и исламскими ритуальными нормами.

По словам специалистов, поминальные обычаи каждого из регионов Таджикистана имеют свою специфику. Но всех объединяет культ предков, например жертвенный характер пищи.

С древнейших времен и до сегодняшних дней в регионах Таджикистана сохранился обычай жертвоприношения, приуроченного к определенным датам смерти человека, - говорит старший научный сотрудник Института истории АН, этнограф Мумина Шовалиева. – В одних регионах существует семидневный запрет на приготовление пищи в доме покойного, в других это всего три дня. У таджиков некоторых регионов считалось, что, если человек когда-нибудь зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран подойдет к мосту, ведущему в рай, и перевезет человека на себе.

Плакальщицы, похоронные танцы и еда

Этнографы указывают, что раньше специальность «мурдашуй» передавалась по наследству. Они жили в отдельных махаллях, могли жениться только на своих «коллегах по цеху», им нельзя было смотреть в глаза - идя по улице, при встрече с кем-либо они обязательно прикрывали лицо.

Шовалиева указала, что покойника обмывают специальными тряпичными перчатками, а вот, например, в кишлаке Чоркух (Исфара) это делают с помощью веточек базилика.

После обмывания покойного заворачивали в саван, для мужчин это три полотна ткани, для женщин пять. В разных регионах похоронные носилки также имеют свои отличия, например на Памире в качестве носилок служит обычная деревянная лестница, сделанная из тополя, а в том же Чоркухе нет специальных носилок. Там заготавливают две палки по 2,4 м и двадцать палок длиной 1,1 м, их связывают шпагатом, чтобы получилась лестница. Палки должны быть обязательно из плодовых деревьев. В остальных регионах Таджикистана используют специальные носилки, которые хранятся на кладбище или в мечети. Сопровождать на кладбище умершего могут только мужчины.

По словам Юсуфбековой, во многих регионах Таджикистана сохранилась традиция бурного проявлении горя по умершему женщинами. В знак безграничного горя они расцарапывали себе лицо до крови, рвали на себе волосы, обрезали прядь волос или косу. Исследователи считают, что эта форма проявления горя является довольно древней, еще доисламской.

По словам собеседницы, во многих регионах Таджикистана, в том числе и на Памире, существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Плакальщицы обладали хорошим голосом и знали много траурных песен.

Зачастую плакальщицы приходили сами, без приглашения, и вместе с родственниками оплакивали умершего, - говорит специалист Института истории АН Мубина Махмудова. - Например, плакальщицы изображены на находках древнего Пенджикента и средневековых миниатюрах Самарканда. Одна из таких миниатюр - «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси», которая переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI – нач. XVII в.). Эта работа хранится в Институте востоковедения в Ташкенте.

Юсуфбекова отметила, что в некоторых селениях Памира сохранился такой доисламский обряд, как похоронные танцы – поймол (движение ног). Эмоциональное проявление горя и оплакивание являются остатками древних доисламских верований, и мусульманское духовенство всегда высказывалось против этих традиций, призывало не противиться божьей воле. На Памире же до сих пор сохранилась традиция мадохони (траурные песнопения мужчин на третий день)

Практически во всех регионах поминки устраивались на третий, седьмой, сороковой день после похорон и в годовщину смерти, - говорит Шовалиева. - Поминальные мероприятия практически во всех религиях сопровождаются угощениями и приготовлением определенных видов еды. Сейчас в некоторых регионах поминки превратили в пышные трапезы, это даже стало объектом соперничества.

Этнографы указывают, что в Таджикистане, как и во многих странах мира, каждый регион имеет свою одежду, отличающуюся по типу ткани, расцветке или сочетанию цветов, деталям и стилю пошива. Костюмы всегда отличались в зависимости от социального статуса, делясь на праздничные и повседневные, свадебные и траурные. По их словам, это связано с историческими традициями определенного региона, в том числе сложившимися в результате естественной ассимиляции населения того или иного региона.

В традиционном исламе нет ношения черного в траур, - говорит Махмудова. - Арабы носят исключительно белое.

По словам этнографа, на Памире в траур носят неяркую одежду, она может быть с узорами и цветами, но различных неярких оттенков. В Файзабаде носят белое. В Гарме также надевают белое или новую одежду; главное, чтобы одежда не была яркой. В районах Южного Таджикистана нет определенного типа траурной одежды. Люди носят обычную, повседневную одежду.

В Центральном Таджикистане в XIX - начале XX века молодые женщины носили траурную одежду из черного атласа с синими узорами, - говорит Махмудова. - Шаровары тоже темного цвета. Они заправлялись в ичиги, которые носились с калошами. Поверх надевался халат темной расцветки, на голову накидывался белый платок. Никаких украшений не было и нет, потому что надевать их при трауре не полагается. Кстати, ношение украшений при трауре не положено во всех регионах Таджикистана.

В Северном Таджикистане траурная одежда как мужчин, так и женщин - обязательно черного или темно-синего цвета. Женщины поверх платья темного цвета надевают халат, зачастую черного цвета, и обязательно опоясываются кушаком – фута. Фута – это четыре метра ткани белого цвета. Ранее фута носили мужчины, отправляясь в дальнюю дорогу. Фута использовалась в качестве покрывала в бане, а в случае смерти она могла быть использована в качестве савана. Сейчас фута является атрибутом траурного костюма у женщин Северного Таджикистана. Во время оплакивания усопшего женщины держатся рукой за свой пояс-фута. А близкие мужчины обязательно опираются на специально заготовленные палки с куском белой ткани, и сорок дней эти палки оставляются у ворот дома умершего.

Раньше мужчины в Северном Таджикистане на траурные мероприятия обязательно надевали халаты (банорас) именно синего цвета, но с конца 90-х годов их сменили черные бархатные халаты с ватной подкладкой, - говорит этнограф.

Вместо резюме

По словам этнографа Сафара Саидова, прежде чем разрабатывать какие-то правила, необходимо консультироваться со специалистами-этнографами, потому что отталкиваться нужно не только от религии, но и от многовековых традиций народа.

Но, к слову, о религии…

Проведение поминок в определенный срок во всех религиях всегда сопровождается трапезой. Люди собираются за столом или дастарханом и вспоминают умершего. Пусть это будет без излишеств, но как можно это запретить? Или то же ношение одежды определенного цвета, оплакивание умершего и эмоциональное выражение скорби?

Специалисты недоумевают. А мы посмотрим, как заработают новые нормы, будут ли они, как предполагалось, рекомендациями или все же будут насаждаться.

Когда речь заходит о путешествиях, мало кто назовет Таджикистан в числе самых популярных туристических маршрутов. И напрасно! Ведь эта древняя, расположенная в самом центре Азии, красивая страна обладает богатейшим историческим и культурным наследием.

О чем же стоит помнить, отправляясь в Таджикистан?

Прежде всего, о том, что Таджикистан – страна традиционных ценностей. Таджики уже многие тысячелетия бережно хранят свои обычаи. Традиции и ритуалы передаются из поколения в поколение, практически, в первозданном виде.

Быт и уклад жизни в этой стране веками складывался под влиянием климата, ландшафта и, разумеется, религии.

Семья – это главное!

Семейные узы для жителей Таджикистана чрезвычайно важны. Именно поэтому многие традиции тесно связаны здесь со свадебными торжествами и рождением детей. Так, например, путешественнику не стоит удивляться тому, что к молодой матери и новорожденному младенцу целых сорок дней не принято впускать посторонних. Такая предосторожность должна уберечь ребенка от сглаза и болезней, чтобы он вырос здоровым и сильным. Зато, когда истекает этот срок, отец ребенка приглашает всех родственников на церемонию имянаречения, во время которой мулла дает младенцу имя и зачитывает суру из Корана.

Не менее торжественно проходит укладывание ребенка в колыбель. Её изготавливают для новорожденного из дорогих пород дерева и украшают узорами.

Младенца укладывает в колыбель одна из пожилых женщин-соседок, а после обряда, родители ребенка одаривают гостей сладостями, чтобы малыш крепко спал по ночам.

Ах, эти свадьбы!

Таджикские свадьбы обычно очень многолюдны. Отпраздновать появление новой семьи зовут и родственников и друзей и соседей.

Как и во многих патриархальных странах, в Таджикистане о женитьбе молодых, традиционно, договариваются родители. Хотя, сегодня старшие, несомненно, учитывают мнение и симпатии своих детей, при выборе жениха или невесты.

Когда семья жениха выбирает желанную невесту, в дом её родителей приходит красноречивый сват, чтобы официально сделать предложение о женитьбе, от имени семьи жениха. И если отец или старший брат невесты соглашаются выдать её замуж, они договариваются о дате свадьбы и свадебном угощении. Кстати, затраты на свадебный пир ложатся на жениха и его родных. В свою очередь, семья невесты собирает для неё приданое, с которым она войдет в дом своего мужа.

Девочки и мальчики

Традиционные гендерные роли в Таджикистане очень сильны. И, хотя образование здесь доступно всем, не зависимо от пола, воспитывают мальчиков и девочек по-разному. Мальчиков готовят к роли защитника и хозяина дома, на котором лежит ответственность за благополучие семьи. А девочки вырастают в заботливых жен и матерей, хранительниц обычаев и домашнего очага.

Что нужно знать туристу

Европейцу, решившему посетить Таджикистан нужно помнить о нескольких небольших моментах:

Не спешите

Неизвестно, виноват ли в этом жаркий климат, или причина кроется в чем-то ином, но пунктуальность в Таджикистане, далеко не так важна. И, договариваясь о встрече с жителем этой страны, будьте готовы простить ему небольшое опоздание.

Чайхана – мужской клуб

Мужчины и женщины

Мужчины отдельно, женщины – отдельно. И это не шутка. В мечети ли, на празднике ли, женщины и мужчины находятся в разных помещениях. И, уж конечно, мужчина и женщина не должны оставаться наедине, если не приходятся друг другу близкими родственниками.

Гостеприимство

Гостеприимство и дружелюбие – основа обычаев Таджикистана. Об этом необходимо помнить. И, именно поэтому, гостю нельзя отказываться, если кто-нибудь зовет его на чашку чая в свой дом. Отказ нанесёт хозяину тяжкое оскорбление.

Почтение к сединам

Для таджика уважение к старшим – самая естественная в мире вещь. К советам старших прислушиваются, их не перебивают. Молодежь не садиться, пока старшие не займут свои места.

Торгуйтесь

Шумный и людный базар, для Таджикистана, такое же важное место, как чайхана. На базар приходят не столько, чтоб сделать покупки, сколько для того чтоб пообщаться и узнать новости. И увлеченный, весёлый торг, для таджикского базара – давняя традиция и, более того, норма этикета.

Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центром исламоведения Таджикистана определил порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований.

Иногда государство пытается ввести ограничения на традиции, которые складывались на территории нынешнего Таджикистана веками.

Комитет по делам религии разработал Положение, где подробно описано, как проводить похороны и как соблюдать траур. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Итак, что важно знать?

Похоронные и траурные обряды должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане является официальным, традициям и обрядам всех местных народов и народностей Таджикистана, нормативно-правовым актам, в том числе действующему законодательству РТ.

Во втором разделе подробно описывается, что включает в себя понятие траурной церемонии. В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в какой отрезок дня скончался человек - до или после каждой из молитв - бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).

Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

В третьем разделе говорится о подготовке тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, запрещено посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

2. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Фото Asia-Plus

Оставаться в доме умершего человека на ночь, за исключением детей и близких родственников, нельзя.

Близкие родственники умершего могут держать траур в течение трех дней. Согласно традициям мужчине в трауре разрешается надевать джома (халат) синего цвета, на голову тюбетейку и подпоясываться кушаком. Также он может обходиться без надевания халата и носить пояс поверх рубашки.

Женщинам во время траура разрешается надевать большой синий марлевый платок на голову, широкие платье и штаны синего цвета и подпоясываться платком.

А вот носить во время траура одежду черного цвета запрещается.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачения покойного в саван (кафан), подготовки табута (гроба), проведения похоронного обряда. Согласно правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

Жертвоприношение - атрибут поминок

Рассказать об истории поминальных обрядов мы попросили ученых-этнографов Академии наук Таджикистана. Они указывают, что не участвовали в разработке порядка проведения траурных церемоний и выражения соболезнований и их мнением никто не интересовался.

Значительная часть древних обрядов, в том числе и поминальных, связана с доисламскими культами, - говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН РТ

Зинатмо Юсуфбекова. - Погребально-поминальные обряды регионов Таджикистана тесно переплетаются с традиционными и исламскими ритуальными нормами.

По словам специалистов, поминальные обычаи каждого из регионов Таджикистана имеют свою специфику. Но всех объединяет культ предков, например жертвенный характер пищи.

С древнейших времен и до сегодняшних дней в регионах Таджикистана сохранился обычай жертвоприношения, приуроченного к определенным датам смерти человека, - говорит старший научный сотрудник Института истории АН, этнограф Мумина Шовалиева. - В одних регионах существует семидневный запрет на приготовление пищи в доме покойного, в других это всего три дня. У таджиков некоторых регионов считалось, что, если человек когда-нибудь зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран подойдет к мосту, ведущему в рай, и перевезет человека на себе.

Плакальщицы, похоронные танцы и еда

1. Миниатюра «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси» переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI – нач. XVII в.)

Этнографы указывают, что согласно погребально-поминальным обрядам практически во всех регионах Таджикистана умирающего никогда не оставляли дома одного. После его смерти выражали скорбь, но ислам запрещает внешние формы ее проявления.

У равнинных таджиков тело перед погребением обмывали профессиональные специалисты - мурдашуй, - говорит Шовалиева. - Но у горных таджиков нет таких специалистов.

Этнографы указывают, что раньше специальность «мурдашуй» передавалась по наследству. Они жили в отдельных махаллях, могли жениться только на своих «коллегах по цеху», им нельзя было смотреть в глаза - идя по улице, при встрече с кем-либо они обязательно прикрывали лицо.

Шовалиева указала, что покойника обмывают специальными тряпичными перчатками, а вот, например, в кишлаке Чоркух (Исфара) это делают с помощью веточек базилика.

После обмывания покойного заворачивали в саван, для мужчин это три полотна ткани, для женщин пять. В разных регионах похоронные носилки также имеют свои отличия, например на Памире в качестве носилок служит обычная деревянная лестница, сделанная из тополя, а в том же Чоркухе нет специальных носилок. Там заготавливают две палки по 2,4 м и двадцать палок длиной 1,1 м, их связывают шпагатом, чтобы получилась лестница. Палки должны быть обязательно из плодовых деревьев. В остальных регионах Таджикистана используют специальные носилки, которые хранятся на кладбище или в мечети. Сопровождать на кладбище умершего могут только мужчины.

По словам Юсуфбековой, во многих регионах Таджикистана сохранилась традиция бурного проявлении горя по умершему женщинами. В знак безграничного горя они расцарапывали себе лицо до крови, рвали на себе волосы, обрезали прядь волос или косу. Исследователи считают, что эта форма проявления горя является довольно древней, еще доисламской.

По словам собеседницы, во многих регионах Таджикистана, в том числе и на Памире, существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Плакальщицы обладали хорошим голосом и знали много траурных песен.

Зачастую плакальщицы приходили сами, без приглашения, и вместе с родственниками оплакивали умершего, - говорит специалист Института истории АН Мубина Махмудова. - Например, плакальщицы изображены на находках древнего Пенджикента и средневековых миниатюрах Самарканда. Одна из таких миниатюр - «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси», которая переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI - нач. XVII в.). Эта работа хранится в Институте востоковедения в Ташкенте.

Юсуфбекова отметила, что в некоторых селениях Памира сохранился такой доисламский обряд, как похоронные танцы - поймол (движение ног). Эмоциональное проявление горя и оплакивание являются остатками древних доисламских верований, и мусульманское духовенство всегда высказывалось против этих традиций, призывало не противиться божьей воле. На Памире же до сих пор сохранилась традиция мадохони (траурные песнопения мужчин на третий день)

Практически во всех регионах поминки устраивались на третий, седьмой, сороковой день после похорон и в годовщину смерти, - говорит Шовалиева. - Поминальные мероприятия практически во всех религиях сопровождаются угощениями и приготовлением определенных видов еды. Сейчас в некоторых регионах поминки превратили в пышные трапезы, это даже стало объектом соперничества.

В дни поминок в горных регионах всегда готовят шурпу, отваривают мясо заколотого животного и подают гостям мясной бульон с луком и кусками мяса без овощей. В северных регионах готовят плов. Сладости на стол не ставились. Сейчас даже торты ставят. Обязательным атрибутом являлось приготовление чалпака (жаренные в масле лепешки) и халвои тар (поджаренная мука с добавлением воды и сахара). По обычаям считалось, что на поминках в воздухе обязательно должен витать запах пищи и дымка.

Черный цвет - под запрет?

Этнографы указывают, что в Таджикистане, как и во многих странах мира, каждый регион имеет свою одежду, отличающуюся по типу ткани, расцветке или сочетанию цветов, деталям и стилю пошива. Костюмы всегда отличались в зависимости от социального статуса, делясь на праздничные и повседневные, свадебные и траурные. По их словам, это связано с историческими традициями определенного региона, в том числе сложившимися в результате естественной ассимиляции населения того или иного региона.

В традиционном исламе нет ношения черного в траур, - говорит Махмудова. - Арабы носят исключительно белое.

По словам этнографа, на Памире в траур носят неяркую одежду, она может быть с узорами и цветами, но различных неярких оттенков. В Файзабаде носят белое. В Гарме также надевают белое или новую одежду; главное, чтобы одежда не была яркой. В районах Южного Таджикистана нет определенного типа траурной одежды. Люди носят обычную, повседневную одежду.

В Центральном Таджикистане в XIX - начале XX века молодые женщины носили траурную одежду из черного атласа с синими узорами, - говорит Махмудова. - Шаровары тоже темного цвета. Они заправлялись в ичиги, которые носились с калошами. Поверх надевался халат темной расцветки, на голову накидывался белый платок. Никаких украшений не было и нет, потому что надевать их при трауре не полагается. Кстати, ношение украшений при трауре не положено во всех регионах Таджикистана.

В Северном Таджикистане траурная одежда как мужчин, так и женщин - обязательно черного или темно-синего цвета. Женщины поверх платья темного цвета надевают халат, зачастую черного цвета, и обязательно опоясываются кушаком - фута. Фута - это четыре метра ткани белого цвета. Ранее фута носили мужчины, отправляясь в дальнюю дорогу. Фута использовалась в качестве покрывала в бане, а в случае смерти она могла быть использована в качестве савана. Сейчас фута является атрибутом траурного костюма у женщин Северного Таджикистана. Во время оплакивания усопшего женщины держатся рукой за свой пояс-фута. А близкие мужчины обязательно опираются на специально заготовленные палки с куском белой ткани, и сорок дней эти палки оставляются у ворот дома умершего.

Раньше мужчины в Северном Таджикистане на траурные мероприятия обязательно надевали халаты (банорас) именно синего цвета, но с конца 90-х годов их сменили черные бархатные халаты с ватной подкладкой, - говорит этнограф.

Вместо резюме

По словам этнографа Сафара Саидова, прежде чем разрабатывать какие-то правила, необходимо консультироваться со специалистами-этнографами, потому что отталкиваться нужно не только от религии, но и от многовековых традиций народа.

Но, к слову, о религии…

Проведение поминок в определенный срок во всех религиях всегда сопровождается трапезой. Люди собираются за столом или дастарханом и вспоминают умершего. Пусть это будет без излишеств, но как можно это запретить? Или то же ношение одежды определенного цвета, оплакивание умершего и эмоциональное выражение скорби?

Специалисты недоумевают. А мы посмотрим, как заработают новые нормы, будут ли они, как предполагалось, рекомендациями или все же будут насаждаться.

Новое на сайте

>

Самое популярное