Домой Холестерин Сообщение роль искусства в жизни человека. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее искусство? Роль и значение искусства в жизни человека

Сообщение роль искусства в жизни человека. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее искусство? Роль и значение искусства в жизни человека

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Введение 3
1. Сущность искусства и его место в жизни человека и общества 4
2. Возникновение искусства и его необходимость для человека 8
3. Роль искусства в развитии общества и жизни человека 13
Заключение 24
Список литературы 25

Введение

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство.
Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.
Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими глазами увидеть великие произведения мирового искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему художники создают свои творения, даже если кажется, что они никому не нужны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы воплотить свой замысел?
Искусство нередко называют источником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяжении многих веков...
Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её копирование, вызвало бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им.
В данном реферате мы рассмотрим место и роль искусства в жизни человека.

1. Сущность искусства и его место в жизни человека и общества

Слово "искусство" и в русском и многих других языках употребляют в двух смыслах - в узком (специфическая форма практически-духовного освоения мира), и в широком - как высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (полководческое искусство, мастерство хирурга, сапожника и т.д.) (2, с. 9).
В данном реферате нас интересует анализ искусства именно в первом, узком смысле слова, хотя оба смысла между собой связаны исторически.
Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, сугубо утилитарного момента. Человек, подчеркивал А.М.Горький, по натуре своей художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту (1, с. 92). Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в его труде, в быту, в общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира общественным человеком.
Искусство реализует ряд общественных функций.
Во-первых, это его познавательная функция. Произведения искусства являются ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких, сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (например, повороты и переломы в общественном сознании).
Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичен по сравнению с другими формами общественного сознания. Генеральным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т.п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства - воспитательная, то есть его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив, падение.
И все-таки познавательная и воспитательная функция не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), мы пропускаем это содержанию через свое сердце, свои эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Искусство формирует в нас саму способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.
Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Благодаря эстетическому моменту, мы наслаждаемся содержанием художественного произведения, и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим иногда говорят о гедонистической функции искусства (от греч. "гедоне" - удовольствие).
Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России из нее исходил Н.Г.Чернышевский в своей диссертации "Об эстетических отношениях искусства к действительности") прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве (1, с. 94). В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Гегель, А.И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей и именно поэтому может их зажечь, вдохновить, выпрямить своим искусством. В противном случае - в функции суррогата или даже дубликата - искусство было бы не нужно обществу (4, с. 156).
Каждая форма общественного сознания отражает объективную действительность специфическим, ей одной присущим образом.
Специфическим результатом теоретического отражения мира выступает научное понятие. Оно представляет собой абстракцию: во имя познания глубинной сущности предмета мы отвлекаемся не только от его непосредственно чувственно воспринимаемых, но и от многих логически выводимых черт, если они не представляют первостепенной важности. Другое дело - результат эстетического отражения действительности. В качестве такового выступает художественный, конкретно-чувственный образ, в котором определенная степень абстракции (типизация) сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта.
Гегель писал, что "чувственные образы и знаки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе" (4, с. 157). Выявляя специфику художественного мышления в сравнении с другими формами общественного сознания, это определение - в полном соответствии с основной парадигмой гегелевской философской системы подводит к выводу о художественном образе как выражении абстрактной идеи в конкретно-чувственной форме. В действительности же в художественном образе запечатлена не сама по себе абстрактная идея, а ее конкретный носитель, наделенный такими индивидуальными чертами, которые делают образ живым и впечатляющим, не сводимым к уже известным нам однопорядковым образам. Вспомним, например, Артамоновых у М.Горького и Форсайтов у Д.Голсуорси (5).
Таким образом, в отличие от научного понятия художественный образ раскрывает общее в единичном. Показывая индивидуальное, художник вскрывает в нем типическое, то есть наиболее характерное для всего типа изображаемых социальных или природных явлений.
Единичное в художественном образе не просто вкраплено в общее, "оживляет" его. Именно индивидуальное в подлинном произведении искусства как раз и вырастает до понятия тип, образ. И чем ярче, точнее подмечены мелкие, индивидуальные, конкретные детали, тем шире образ, тем более широкое обобщение он содержит. Образ пушкинского Скупого рыцаря - это не только конкретное изображение жадного старика, но и обличение самой жадности и жестокости. В скульптуре Родена "Мыслитель" зритель видит нечто большее, чем конкретный образ, воссозданный автором.
В связи со сплавом рационального и конкретно-чувственного в образе и производным от этого эмоциональным воздействием искусства особое значение приобретает художественная форма. В искусстве, как и во всех сферах окружающего нас мира, форма зависит от содержания, подчинена ему, обслуживает его. Это общеизвестное положение тем не менее приходится подчеркивать, имея в виду тезис представителей формалистической эстетики и формалистического искусства о художественном произведении как "чистой форме", самодовлеющей "игре формы" и т.п. В то же время научному пониманию искусства всегда было чуждо нигилистическое отношение к форме, и даже какое бы то ни было умаление ее активной роли в системе художественного образа и произведения искусства в целом. Нельзя себе представить произведение искусства, в котором содержание было бы выражено не в художественной форме.
В различных видах искусства художник располагает различными средствами выражения содержания. В живописи, скульптуре, графике - это цвет, линия, светотень; в - музыке - ритм, гармония; в литературе - слово и т.д. Все эти средства изображения составляют элементы художественной формы, при помощи которых художник воплощает свой идейно-художественный замысел. Форма искусства - весьма сложное образование, все элементы которого закономерно взаимосвязаны. В картине Рафаэля, драме Шекспира, симфонии Чайковского, романе Хемингуэя нельзя произвольно изменить построение сюжета, характера, диалога, композиции, нельзя найти другое решение гармонии, колорита, ритма, чтобы не нарушить целостности всего произведения.

2. Возникновение искусства и его необходимость для человека

Искусство как особая область человеческой деятельности, со своими самостоятельными задачами, особенными качествами, обслуживаемая профессионалами-художниками, стало возможным только на основе разделения труда. Создание искусств и наук - все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также наукой и искусством. Простейшей, совершенно стихийно сложившейся формой этого разделения труда и было именно рабство» (2, с. 13).
Но так как художественная деятельность есть своеобразная форма познания и творческого труда, то истоки ее гораздо более древни, поскольку люди трудились и в процессе этого труда познавали окружающий мир еще задолго до разделения общества на классы. Археологические открытия за последние сто лет обнаружили многочисленные произведения изобразительного творчества первобытного человека, давность которых исчисляется десятками тысяч лет. Это - наскальные росписи; статуэтки из камня и кости; изображения и орнаментальные узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах. Они найдены и в Европе, и в Азии, и в Африке, это произведения, появившиеся задолго до того, как могло возникнуть сознательное представление о художественном творчестве. Очень многие из них, воспроизводящие главным образом фигуры животных - оленей, бизонов, диких коней, мамонтов, - так жизненны, так экспрессивны и верны натуре, что не только являются драгоценными историческими памятниками, но и сохраняют свою художественную силу до наших дней (2, с. 14).
Вещественный, предметный характер произведений изобразительного творчества определяет особо благоприятные условия для исследователя происхождения изобразительного искусства по сравнению с историками, изучающими происхождение других видов искусств. Если о начальных стадиях эпоса, музыки, танца приходится судить главным образом по косвенным данным и по аналогии с творчеством современных племен, находящихся на ранних стадиях общественного развития (аналогия весьма относительная, на которую можно опираться лишь с большой осторожностью), то детство живописи, скульптуры и графики встает перед нами воочию.
Оно не совпадает с детством человеческого общества, то есть древнейшими эпохами его становления. По данным современной науки, процесс очеловечения обезьяноподобных предков человека начался еще до первого оледенения четвертичной эпохи и, следовательно, «возраст» человечества равняется приблизительно миллиону лет. Первые же следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего палеолита, начавшейся примерно за несколько десятков тысячелетий до н. э. Это было время уже сравнительной зрелости первобытно-общинного строя: человек этой эпохи по своей физической конституции ничем не отличался от современного человека, он уже владел речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости и рога. Он вел коллективную охоту на крупного зверя с помощью копья и дротиков. Роды объединялись в племена, возникал матриархат.
Должно было пройти свыше 900 тысяч дет, отделяющих древнейших людей от человека современного типа, прежде чем рука и мозг созрели для художественного творчества.
Между тем изготовление примитивных каменных орудий восходит к гораздо более древним временам нижнего и среднего палеолита. Уже синантропы (останки которых были найдены близ Пекина) достигли достаточно высокой ступени в изготовлении каменных орудий и умели пользоваться огнем. Люди более позднего, неандертальского типа обрабатывали орудия более тщательно, приноравливая их к специальным целям. Только благодаря такой «школе», длившейся многие тысячелетия, выработались необходимая гибкость руки, верность глаза и способность обобщать видимое, выделяя в нем самые существенные и характерные черты, - то есть все те качества, которые проявились в замечательных рисунках пещеры Альтамира. Если бы человек не упражнял и не изощрял свою руку, обрабатывая ради добывания пищи такой трудно поддающийся обработке материал, как камень, он не смог бы научиться рисовать: не овладев созданием утилитарных форм, не мог бы создавать форму художественную. Если бы многие и многие поколения не сосредоточивали способность мышления на поимке зверя - основного источника жизни первобытного человека, - им не пришло бы в голову изображать этого зверя.
Итак, во-первых, «труд - старше искусства» и, во-вторых, искусство обязано своим возникновением труду. Но чем же был вызван переход от производства исключительно полезных, практически необходимых орудий труда к производству наряду с ними также и «бесполезных» изображений? Именно этот вопрос больше всего дебатировался и больше всего был запутан буржуазными учеными, стремившимися во что бы то ни стало применить к первобытному искусству тезис И. Канта о «бесцельности», «незаинтересованности», «самоценности» эстетического отношения к миру.
Писавшие о первобытном искусстве К. Бюхер, К. Гросс, Э. Гроссе, Люке, Брёйль, В. Гаузенштейн и другие утверждали, что первобытные люди занимались «искусством для искусства», что первым и определяющим стимулом художественного творчества было врожденное человеку стремление к игре (2, с. 15).
Теории «игры» в различных их разновидностях базировались на эстетике Канта и Шиллера, согласно которой главным признаком эстетического, художественного переживания является именно стремление к «свободной игре видимостью» - свободной от какой-либо практической цели, от логической и моральной оценки.
«Эстетическое творческое побуждение, - писал Шиллер, - незаметно строит посреди страшного царства сил и посреди священного царства законов третье, веселое царство игры и видимости, в котором оно снимает с человека оковы всяких отношений и освобождает его от всего, что зовется принуждением как в физическом, так и в моральном смысле» (2, с. 16).
Это основное положение своей эстетики Шиллер применил к вопросу о возникновении искусства (задолго до открытий подлинных памятников палеолитического творчества), полагая, что «веселое царство игры» воздвигается уже на заре человеческого общества: «...теперь древний германец выискивает себе более блестящие звериные шкуры, более великолепные рога, более изящные сосуды, а житель Каледонии отыскивает самые красивые раковины для своих празднеств. Но, довольствуясь тем, что в необходимое внесен излишек эстетичного, свободное побуждение к игре, наконец, совершенно порывает с оковами нужды, и красота сама по себе становится объектом стремлений человека. Он украшает себя. Свободное наслаждение зачисляется в его потребности, и бесполезное вскоре становится лучшей долей его радости». Однако эта точка зрения опровергается фактами.
Нельзя отрицать и того, что цвета, линии, так же как звуки и запахи, влияют и на организм человека - одни раздражающим, отталкивающим образом, другие, напротив, укрепляющим и способствующим правильному и активному его функционированию. Это так или иначе учитывается человеком в его художественной деятельности, но никоим образом не лежит в ее основе. Побуждения, заставлявшие палеолитического человека чертить и высекать на стенах пещер фигуры зверей, конечно, не имеют ничего общего с инстинктивными побуждениями: это сознательный и целеустремленный творческий акт существа, уже давно порвавшего цепи слепого инстинкта и вступившего на путь овладения силами природы, - а следовательно, и осмысления этих сил.
Человек рисует зверя: тем самым он синтезирует свои наблюдения над ним; он все более уверенно воспроизводит его фигуру, повадки, движения, различные его состояния. Он формулирует свои знания в этом рисунке и закрепляет их. Одновременно он учится обобщать: в одном изображении оленя передаются особенности, наблюденные у целого ряда оленей. Это уже само по себе дает громадный толчок развитию мышления. Трудно переоценить прогрессивную роль художественного творчества в изменении сознания человека и его отношения к природе. Последняя теперь для него не так уж темна, не так зашифрована - мало-помалу, еще ощупью, он ее изучает.
Таким образом, первобытное изобразительное искусство - это одновременно и зародыши науки, точнее - первобытное знание. Понятно, что на той младенческой, примитивной ступени общественного развития эти формы познания и не могли еще расчленяться, как они расчленились в позднейшие времена; они сначала выступали слитно, Это еще не было искусство в полном объеме этого понятия и не было знание в собственном смысле слова, а нечто такое, в чем неразъединимо сочетались первичные элементы того и другого (3, с. 72).
В этой связи становится объяснимым, почему раннее искусство уделяет так много внимания зверю и сравнительно мало - человеку. Оно направлено прежде всего на познание внешней природы. В то самое время, когда животных уже научились изображать замечательно реально и живо, человеческие фигуры изображаются почти всегда очень примитивно, попросту неумело, - если не считать некоторых редких исключений, как, например, рельефы из Лосселя. В палеолитическом искусство еще нет того преимущественного интереса к миру человеческих взаимоотношений, который отличает искусство, отграничившее свою сферу от сферы науки. По памятникам первобытного искусства (по крайней море - изобразительного) трудно узнать о жизни родовой общины что-либо помимо ее занятий охотой и связанных с этим магических обрядов; главное же место занимает самый объект охоты - зверь. Именно его изучение представляло главный практический интерес, поскольку он был основным источником существования, - и утилитарно-познавательный подход к занятиям живописью и скульптурой сказывался в том, что изображали преимущественно животных, причем такие породы, добыча которых была особенно важна и вместе с тем трудна и опасна, а следовательно, требовала особенно тщательного изучения. Птицы, растения изображались редко.
Рисуя фигуру животного, человек в известном смысле действительно «овладевал» животным, поскольку он познавал его, а познание - источник господства над природой. Жизненная необходимость образного познания и была причиной возникновения искусства. Но наш предок понимал это «овладение» в буквальном смысле и производил вокруг сделанного им рисунка магические обряды, чтобы обеспечить успех охоты. Он фантастически переосмысливал истинные, рациональные мотивы своих действий. Правда, весьма вероятно, что далеко не всегда изобразительное творчество имело ритуальное назначение; тут, очевидно, участвовали и другие побуждения, о которых уже говорилось выше: потребность в обмене сведениями и др. Но, во всяком случае, едва ли можно отрицать, что большинство живописных и скульптурных произведений служило и магическим целям.
Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем у них сложилось понятие об искусстве, и намного раньше, чем они могли уяснить себе его действительное значение, действительную пользу.
Овладевая умением изображать видимый мир, люди также не осознавали подлинного общественного значения этого умения. Происходило нечто подобное позднейшему становлению наук, тоже постепенно высвобождавшихся из плена наивных фантастических представлений: средневековые алхимики стремились найти «философский камень» и тратили на это годы напряженных трудов. Философского камня они так и не нашли, но зато приобрели ценнейший опыт в исследовании свойств металлов, кислот, солей и т. п., подготовивший последующее развитие химии.
Говоря о том, что первобытное искусство было одной из первоначальных форм познания, изучения окружающего мира, мы не должны полагать, что, следовательно, в нем не было ничего в собственном смысле слова эстетического. Эстетическое не есть нечто в корне противоположное полезному.
Содержание раннего искусства бедно, кругозор его замкнут, сама его цельность покоится на неразвитости общественного сознания. Дальнейший прогресс искусства мог осуществляться только ценой утраты этой первоначальной цельности, что мы и видим уже на поздних этапах первобытно-общинной формации. По сравнению с искусством верхнего палеолита они знаменуют известный упадок художественной деятельности, однако это упадок лишь относительный. Схематизируя изображение, первобытный художник учится обобщать, абстрагировать понятия прямой или кривой линии, окружности и т. п., приобретает навыки сознательного построения, рационального распределения элементов рисунка на плоскости. Без этих подспудно накапливаемых навыков был бы невозможен переход к тем новым художественным ценностям, какие создаются в искусстве древних рабовладельческих обществ. Можно сказать, что в период первобытного искусства окончательно складываются понятия о ритме и композиции. Таким образом, художественное творчество родового строя наглядно показывает необходимость искусства в жизни человека.

3. Роль искусства в развитии общества и жизни человека

О роли искусства в развитии общества и в жизни отдельного человека шло и идет много споров, искусствоведами выдвигаются самые разные концепции, однако уровень массовой художественной культуры в РФ упал так низко, как, пожалуй, ни в одной цивилизованной стране.
Наверное, мы единственное государство, где искусство, музыка фактически изжиты из общего образования. Даже наступающая гуманитаризация предусматривает без изменения «остаточную» роль искусств. К сожалению, в образовании давно и безраздельно господствует принцип научности. Всюду, во всех педагогических документах, говорится лишь об овладении научным методом познания, усвоении научных знаний и умений, формировании научного мировоззрения. И так во всех документах - от самых традиционных до самых новаторских. Более того, даже в анализе искусства не только в средней школе, но и в высшей утвердился сугубо научный подход (6, с. 12).
Укоренилось неверное; искаженное представление об отсутствии серьезной связи художественного развития, во-первых, с нравственностью человека и общества, а во-вторых, с самим развитием человеческого мышления.
Тем не менее, человеческое мышление изначально двусторонне: его составляют рационально-логическая и эмоционально-образная сторона как равноправные части. В основе научной и в основе художественной деятельности человека лежат разные формы мышления, вызвавшие их развитие, совершенно неидентичные объекты познания и проистекающее отсюда требование принципиально разных форм передачи опыта. Эти естественно вытекающие из формулы «искусство - не наука» позиции могут вызвать сомнения, неприятия. И в основе их будет лежать совершенно не научное, а тривиально-бытовое отношение к искусствам; понимание их роли лишь как сферы отдыха, творческого развлечения, эстетического наслаждения, а не особой, равной научной, не заменимой ничем иным сферы познания.
Распространено представление, что эмоционально-образное мышление, исторически действительно расцветшее раньше, является более примитивным, чем рациональное, чем-то не вполне человеческим, полуживотным. На таком заблуждении зиждется сегодня отвержение этого пути познания как недостаточно развитого и «недостаточно научного» и забывается, что оно развивалось, совершенствовалось так же с возникновения человечества (6, с. 13).
Нет человеческого мышления, состоящего лишь из рационально-логического, теоретического сознания. Такое мышление выдумано. В мышлении принимает участие целостный человек - со всеми его «нерациональными» чувствами, ощущениями и т. д. И, развивая мышление, нужно формировать его целостно. Фактически в развитии человечества сложились две важнейшие системы познания мира. Мы мыслим в их постоянном взаимодействии, хотим того или нет. Так сложилось исторически.
Если сопоставить эти две стороны мышления в схеме, то получится следующее:

Формы мышления Сфера деятельности и итог работы Предмет познания (что познается) Пути освоения опыта (как познается) Итоги освоения опыта
Рационально-логическая Научная деятельность. Итог - понятие Реальный объект (предмет) Изучение содержания Знания. Понимание закономерностей природных и общественных процессов
Эмоционально-образная Художественная деятельность. Итог - художественный образ Отношение к объекту (предмету) Переживание содержания (проживание) Эмоционально-ценностные критерии жизнедеятельности, выражающиеся в стимулах поступков, желания и стремления

Из таблицы видно, что все в этих двух рядах разное - и предмет познания, и пути и итоги его освоения. Конечно, сферы деятельности здесь указаны те, где эти формы проявляются лишь наиболее ярко. Во всех сферах трудовой деятельности они «работают» вместе, в том числе в научной, производственной и художественной.
Научная деятельность (и познание) развивает сферу теоретического мышления активнее, чем любая иная.
Но художественная деятельность также приоритетно развивает свою сферу мышления. Научная скорее способна эксплуатировать ее и использовать в помощь себе (6, с. 14).
Изучая какое-либо растение: его цветы, плоды или листья, русский ученый или мексиканский интересуется совершенно объективными данными: его родом и видом, формой, весом, химическим составом, системой развития - тем, что не зависит от наблюдателя. Чем точнее, независимее от изучающего будут данные и выводы наблюдения, тем они ценнее, тем научнее. А наблюдение художественное и его итоги принципиально иные. Они вообще не могут и не должны быть объективными. Они обязательно личностные, мои. Результат составляет мое личностное отношение к этому растению, цветку, листку - вызывают ли они у меня наслаждение, нежность, грусть, горечь, удивление. Конечно, через меня на этот объект смотрит и все человечество, но и мой народ, моя история. Они строят пути моего восприятия. Березовую веточку я восприму иначе, чем мексиканец. Вне меня нет художественного восприятия, оно не может состояться. Эмоции не могут быть внеличностными.
Именно поэтому нельзя передать новым поколениям опыт эмоционально-образного мышления путем теоретического познания (как доселе мы настойчиво пытались). Этот опыт бесполезно лишь изучать. При таком «изучении», например, нравственные чувства, такие, как чувства нежности, ненависти, любви, превращаются в правила морали, в общественные законы, не имеющие отношения к чувствам, Будем искренни: все нравственные законы общества, если они не пережиты личностью, не содержатся в чувствах, а только в знаниях, не просто не прочны, но часто являются объектом антинравственных манипуляций.
Л. Н. Толстой верно говорил, что искусство никого не убеждает, оно просто заражает идеями. И «зараженный» уже не может жить иначе. Осознание сопричастности, уподобления, сопереживания - это сила именно человеческого мышления. Глобальная технократизация гибельна. Психолог Зинченко об этом очень верно написал: «Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства». Резко сказано, но точно.
Б.М.Неменский уточняет почему: технократическое мышление - это всегда примат средств над смыслом (6, с. 16). Ибо смысл человеческой жизни - именно человеческое совершенствование взаимоотношений человека с миром, гармонизация этих отношений. При целостности двух путей познания научное дает средства к гармонизации, художественное же включает введение этих средств в систему действий и определяет формирование желаний человека как стимулов к действию. При искажении эмоционально-ценностных критериев знания направляются на античеловеческие цели.
При угнетенности, недоразвитости эмоционально-образной сферы и происходит сегодняшний перекос в нашем обществе - примат средств, спутанность целей. А это опасно, так как, хотим или не хотим, понимаем или не понимаем, именно чувства наши определяют «первые движения души», определяют желания. А желания даже наперекор убеждениям формируют действия.
Два пути познания возникли именно потому, что существуют два объекта, или предмета, познания. И объектом (предметом) познания для эмоционально-образной сферы мышления является не сама реальность жизни, а наше человеческое эмоционально-личностное к ней отношение. В этом случае (научная форма) познается объект, в другом (художественная) познается ниточка эмоционально-ценностной связи между объектом и субъектом - отношение субъекта к объекту (предмету). И здесь - корень всей проблемы.
А дальше ниточка понимания деятельности эмоционально-образной сферы мышления тянется к тем видам труда, где эта форма наиболее проявляется, к искусству. Искусство полифункциональны, но главная его роль в жизни общества именно эта - анализ, формулирование, закрепление в образной форме и передача следующим поколениям опыта эмоционально-ценностных отношений к тем или иным явлениям связей людей между собой и с природой. Естественно, как и в научной фopмe, здесь происходит борьба идей, тенденций в отношении к явлениям жизни. Не только полезные, но и вредные обществу идеи живут и противоборствуют. И общество интуитивно отбирает и закрепляет из них то, что нужно ему сегодня для расцвета или для упадка.
Не пора ли искать пути гармонического развития, но не у взрослых поколений, что поздно, а у поколения, вступающего в жизнь? Нужно только осознать, что мы предлагаем не один флюс развития вместо другого. Необходимо добиться именно гармонии в развитии мышления. Но для этого нужно принять как объективную данность двусторонность нашего мышления: наличие рационально-логического и эмоционально-образного мышления, наличие соответствующих им разных кругов познания - реального объекта и отношения субъекта к объекту. А если принять эти две стороны, то легко принять и два пути освоения опыта - изучение содержания опыта и проживания, переживание содержания. Здесь, именно здесь заложена основа художественной дидактики - иного не дано (6, с. 17).
Однако при внимательном анализе можно нащупать разную роль трех форм пластически-художественного мышления в поведении и общении людей.
Украшение. Правом носить наряд обладали только свободно рожденные римские граждане. Специальные указы о костюме в Европе издавались уже в XIII в. В большинстве из них определялись строгие правила, какому сословию какие костюмы можно носить. Например, в Кельне в XV в. судьи и врачи должны были ходить в красном, адвокаты - в фиолетовом, прочие ученые мужи - в черном. На протяжении долгого времени в Европе только свободный человек мог носить шляпу. В России при Елизавете люди без чина не имели права носить шелк, бархат. В средневековой Германии крепостным под страхом смертной казни запрещалось носить сапоги: это была исключительная привилегия дворян. А в Судане существует обычай продевать латунную проволоку сквозь нижнюю губу. Это означает, что особа состоит в браке. Об этом же говорит и ее прическа. И сегодня, выбирая для себя тот или иной тип одежды или ее покрой, человек, относящий себя к определенной социальной группе, использует их как социальные символы, которые выполняют функции регулятора отношений между людьми. Дело украшения себя, оружия, одежды, жилища было не развлекательным мероприятием со времен формирования человеческого общества. Через украшение человек выделял себя из среды людей, обозначая свое место в ней (герой, вождь, аристократ, невеста и т, д.) и приобщая себя к определенной общности людей (воин, член племени, член касты или бизнесмен, хиппи и т. д.). Несмотря на более многоплановое обыгрывание декора, корневая роль его и сегодня остается той же - знака приобщения и вычленения; знака сообщения, утверждающего место данного человека, данной группы людей в среде человеческих отношений, - именно здесь основа существования украшения как явления эстетического (6, с. 18).
То, что массы россиян неграмотны в этой области, приводит ко многим социальным сбивам и личным нравственным срывам. Верно отмечают специалисты, что общество до сих пор не выработало планомерной системы обучения языку декоративного искусства. Каждый проходит школу языка такого общения совершенно самостоятельно и стихийно.
Конструктивная линия художественно-пластического мышления выполняет иную социальную функцию и отвечает на иную потребность. Можно проследить роль этой линии мышления на том искусстве, где она выявляется более четко и выступает открыто как ведущая. Строительство любых объектов и имеет прямое отношение к человеческому общению, но иное, чем декор. Архитектура наиболее полно (как и дизайн) выражает эту линию художественного мышления. Она возводит дома, села и города с их улицами, парками, заводами, театрами, клубами - и не только для удобства быта. Египетский храм своей конструкцией выражал определенные человеческие отношения. Готический храм, да и сам средневековый город, его конструкция, характер домов совершенно иные. Крепость, замок феодала и дворянская усадьба XIII в. были ответом на разные социальные, экономические отношения, по-разному формировали среду общения людей. Недаром архитектуру называют каменной летописью человечества, по ней мы можем изучать смену характера человеческих отношений.
Влияние форм архитектуры на нашу жизнь нетрудно ощутить и сегодня. Например, как много изменило в развитии детских игр уничтожение московских двориков. До сих пор не находятся органичные формы самоорганизации детской среды в этих огромных нерасчлененных постройках. Да и отношения взрослых, соседей строятся по-иному, вернее, почти не строятся. Кстати, тут есть над чем задуматься. Насколько наша бытовая архитектура верно выражает желаемый нами тип человеческих отношений? Нам необходима среда для общения, для создания прочных человеческих связей. Сейчас соседи даже на одном этаже могут совершенно не знать друг друга, не иметь никаких отношений. И архитектура всячески способствует этому, в ней нет среды для общения. Даже на гуманитарных факультетах МГУ людям негде посидеть и побеседовать. Есть лишь лекционные залы и залы для массовых собраний. Не запланировано среды, где можно общаться отдельному человеку с отдельным человеком, спорить, беседовать, размышлять. Хотя, может быть, в предыдущие периоды истории нашего общества это было и не нужно. А вне архитектуры и наперекор ей создавать условия для общения чрезвычайно трудно, Так, помимо узко-утилитарной функции (защиты от холода, дождя и обеспечения условий для работы) архитектура выполняет значительную социальную, «духовно-утилитарную» роль в формировании человеческих отношений. Она выполняет функцию конструктивного элемента художественного мышления: формирует реальную среду, определяющую характер, образ жизни и взаимоотношения в обществе. Этим она как бы задает параметры и ставит вехи определенного эстетико-нравственного идеала, создает для него среду развития. Становление эстетического идеала начинается с конструирования его основ и принципиальных свойств. Конструктивная сфера выполняет свое предназначение через все искусства.
Изобразительная основа пластически-художественного мышления проявляется во всех искусствах, но ведущей линией она становится в искусствах собственно изобразительных и даже острее всего в станковых - в живописи, графике, скульптуре. Ради каких же потребностей общества развивались эти формы мышления? Возможности этих форм, на наш взгляд, самые тонкие и многосложные. Они во многом исследовательские и в чем-то похожи на научную деятельность. Здесь происходит анализ всех сторон реальной жизни. Но анализ эмоционально-образный, и не объективных законов природы и общества, а характера личностных, эмоциональных отношений человека со всей окружающей его средой - природой и обществом. Именно через личность каждого из нас только и может проявляться наше человеческое - общее. Общество без личностей - стадо. Итак, если в науке вывод: «знаю, понимаю», то здесь: «люблю, ненавижу», «этим наслаждаюсь, это вызывает отвращение». Это и есть эмоционально-ценностные критерии человека.
Изобразительная форма мышления расширяет возможности образных систем, наполняя их живой кровью реальной действительности. Здесь происходит мышление реальными зримыми образами (а не просто изображение реальности). Именно мышление реальными образами дает возможность проанализировать все сложнейшие, тончайшие стороны действительности, осознать их, построить к ним отношение, вариативно и чувственно (часто интуитивно) сопоставить с ним свои нравственно-эстетические идеалы и закрепить это отношение в художественных образах. Закрепить и передать другим людям.
Именно в силу этого изобразительное искусство является мощной и тончайшей школой эмоциональной культуры и ее летописью. Именно эта сторона художественного мышления дает возможность изобразительному искусству поднимать и решать самые сложные духовные проблемы общества.
Элементы художественного мышления, как бы три сердца, три мотора художественного процесса, участвуют в формировании характера человеческого общества, по-своему влияют на его формы, методы, развитие.
Изменение задач искусства на разных этапах формирования нравственно-эстетического идеала каждого времени проявляется в пульсации этих трех тенденций. Подъем и спад каждой из них являются ответом на изменения требований общества к искусству как инструменту, помогающему ему не только сформировать нравственно-эстетический идеал времени, но и утвердить его в повседневной жизни. От практики через ее духовное, эмоциональное, нравственно-эстетическое освоение опять к повседневной практике жизни - вот путь реализации этих основ. И каждая основа (сфера) имеет свою, неповторимую и незаменимую функцию, порожденную спецификой, характером именно ее возможностей.
Искусство предстает в подлинном своем значении как одна из важнейших форм самосознания и самоорганизации человеческого коллектива, как проявление выработанной за миллионы лет человеческого существования, ничем не заменимой формы мышления, без которой человеческое общество вообще не могло бы состояться.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели роль искусства в жизни общества и каждого человека, остановились на специфике одной из форм проявления эмоционально-образного мышления - пластически-художественной сферы деятельности.
Это не только теоретическая проблема. Существующее нежелание видеть реальность этих форм мышления выливается в формирование одностороннего интеллекта. Произошла всемирная фетишизация рационально-логического пути познания.
Профессор Массачусетского технологического института Дж. Вейценбаум пишет об этой опасности: «С точки зрения здравого смысла наука превратилась в единственно законную форму познания... приписывание здравым смыслом несомненности научному знанию, приписывание, ставшее сейчас догмой здравомыслия вследствие его почти повсеместного практикования, фактически лишило законной силы все другие формы познания». Такие мысли высказывались и нашими учеными. Достаточно вспомнить философа Э. Ильенкова. Но к ним общество абсолютно не прислушивается.
Потеряны, не развиты и не переданы от предков традиции эмоционально-ценностной культуры. А это именно они составляют культуру отношения к миру, лежащую в основе всей человеческой жизнедеятельности, основе человеческого поступка.

Список литературы

1. Апресян Р. Эстетика. – М.: Гардарики, 2003.
2. Всеобщая история искусств. В 9-ти т. Т.1. Первобытное искусство. – М., 1967.
3. Локтев А. Теория искусства. – М.: Владос, 2003.
4. Ильенков Э. Сочинения. – М.: Логос, 2000.
5. Искусство. – М.: Аванта+, 2003.
6. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека / В кн. Современное искусство: развитие или кризис. – М.: Знание, 1991. С. 12-22.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

В самом простом понимании искусство - это способность человека воплощать в реальность что-то прекрасное и получать эстетическое удовольствие от таких предметов. Также оно может быть одним из способов познания, называться мастерством, но одно известно точно: без искусства наш мир был бы пресным, скучным и ни капельки не увлекательным.

Терминологическая остановка

В самом широком смысле искусство - это некое мастерство, продукты которого приносят эстетическое удовольствие. Согласно записям в Британской энциклопедии, основным критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. В свою очередь Большая Советская энциклопедия говорит, что искусство - это одна из форм общественного сознания, которая является основным составляющим компонентом человеческой культуры.

Кто бы что ни говорил, но споры вокруг термина «искусство» длятся уже очень долго. К примеру, в эпоху романтизма искусством считали особенность человеческого разума. То есть понимали этот термин так же, как религию и науку.

Особенное ремесло

В самом первом и распространенном смысле понятие искусства расшифровывали как «ремесло» или «составление» (оно же созидание). Проще говоря, искусством можно было назвать все, что было создано человеком, в процессе придумывания и осмысления некой композиции.

До XIX века искусством называли способность художника или певца выразить свой талант, увлечь аудиторию и заставить ее чувствовать.

Понятие «искусство» может употребляться в самых разных сферах человеческой деятельности:

  • процесс выражения вокального, хореографического или актерского таланта;
  • произведения, физические предметы, созданные мастерами своего дела;
  • процесс потребления произведений искусства аудиторией.

Подводя итог, можно сказать следующее: искусство - это своеобразная подсистема духовной сферы жизни, которая представляет собой творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Это уникальное умение, способное вызывать восхищение у публики.

Немного истории

В мировой культуре об искусстве начинали говорить еще в античные времена. Первобытное искусство (а именно изобразительное творчество, оно же наскальный рисунок) появилось вместе с человеком в эпоху среднего палеолита. Первые предметы, которые можно отождествлять с искусством как таковым, появились в верхнем палеолите. Самые древние произведения искусства, к примеру, ожерелья из раковин, датируются 75 тыс. лет до н.э.

В каменном веке искусством называли первобытные обряды, музыку, танцы, украшения. В целом современное искусство берет свое начало от древних обрядов, традиций, игр, которые были обусловлены мифологическими и магическими представлениями и верованиями.

От первобытного человека

В мировом искусстве принято выделять несколько эпох его развития. Каждая из них что-то перенимала от своих предков, добавляла что-то свое и оставляла своим потомкам. Из века в век искусство приобретало все более сложную форму.

Искусство первобытного общества состояло из музыки, песен, обрядов, танцев и изображений, которые наносились на шкуры животных, землю и другие природные предметы. В мире античном искусство приобрело более сложную форму. Оно развивалось в египетской, месопотамской, персидской, индийской, китайской и других цивилизациях. В каждом из этих центров возник свой уникальный стиль искусства, который пережил не одно тысячелетие и даже сегодня оказывает влияние на культуру. К слову сказать, древнегреческие художники считались лучшими (даже лучше современных мастеров) в изображении человеческого тела. Только им удавалось каким-то невероятным образом досконально изобразить мускулатуру, осанку, подобрать правильные пропорции и передать естественную красоту натуры.

Средние века

Во времена Средневековья на развитие искусства значительное влияние оказали религии. Особенно это касается Европы. Готика и византийское искусство базировались на духовных истинах и библейских сюжетах. В это время на востоке и в странах ислама считалось, что рисунок человека не более чем создание идола, которое находилось под запретом. Поэтому в изобразительном искусстве присутствовала архитектура, орнаменты, но человека не было. Развивалась каллиграфия и ювелирное дело. В Индии и Тибете основным в искусстве был религиозный танец, за ним шла скульптура.

В Китае процветали самые разнообразные виды искусства, на них не оказывала влияния и давления какая бы то ни было религия. В каждую эпоху были свои мастера, у каждого из них был свой стиль, который они совершенствовали. Поэтому каждое произведение искусства носит название эпохи, в которую было создано. К примеру, ваза эпохи Мин или живопись эпохи Тан. В Японии сложилась та же ситуация, что и в Китае. Развитие культуры и искусства в этих странах происходило достаточно самобытно.

Эпоха Возрождения

В период Ренессанса искусство снова возвращается к материальным ценностям и гуманизму. Человеческие фигуры обретают утраченную телесность, в пространстве появляется перспектива, а художники стремятся отразить физическую и рациональную определенность.

В эпоху Романтизма в искусстве появляются эмоции. Мастера пытаются показать человеческую индивидуальность и глубину переживаний. Начинают появляться множественные художественные стили, такие как академизм, символизм, фовизм и т.д. Правда, их век был непродолжительным, а прежние направления, подстегнутые ужасом пережитых войн, можно сказать, возродились из пепла.

На пути к современности

В XX веке мастера искали новые изобразительные возможности и стандарты красоты. Из-за постоянно растущей глобализации культуры начали взаимопроникать и влиять друг на друга. К примеру, импрессионисты вдохновлялись японскими гравюрами, на творчество Пикассо значительное влияние оказало изобразительное искусство Индии. Во второй половине XX века на развитие разных областей искусства повлиял модернизм с его непреклонным идеалистическим поиском истины и жесткими нормами. Период современного искусства наступил, когда было принято решение о том, что ценности - относительны.

Функции и свойства

Во все времена теоретики искусствоведения и культурологии говорили, что для искусства, как и для любого другого социального явления, характерны разные функции и свойства. Все функции искусства условно делятся на мотивированные и немотивированные.

Немотивированные функции - это свойства, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. Проще говоря, искусство - это то, к чему человека толкают инстинкты и что выходит за пределы практичного и полезного. К таким функциям относят:

  • Базовый инстинкт гармонии, ритма и уравновешенности. Здесь искусство проявляется не в материальной форме, а в чувственном, внутреннем стремлении к гармонии и красоте.
  • Ощущение таинственности. Считается, что искусство - это один из способов, позволяющих ощутить связь с Вселенной. Это ощущение возникает неожиданно при созерцании картин, прослушивании музыки и т.д.
  • Воображение. Благодаря искусству человек имеет возможность применить воображение без ограничений.
  • Обращение ко многим. Искусство позволяет творцу обращаться к целому миру.
  • Ритуалы и символы. В некоторых современных культурах есть яркие ритуалы, танцы и представления. Они являются своеобразными символами, а иногда просто способами разнообразить событие. Сами по себе они не преследуют какой-то цели, но антропологи видят в каждом движении смысл, заложенный в процессе развития национальной культуры.

Мотивированные функции

Мотивированными функциями искусства называют цели, которые создатель осознанно ставит перед собой, приступая к созданию произведения искусства.

В таком случае искусство может быть:

  • Средством коммуникации. В своем самом простом варианте искусство является способом общения между людьми, с помощью которого можно передавать информацию.
  • Развлечение. Искусство способно создать соответствующее настроение, помогает расслабиться и отвлечься от проблем.
  • Ради перемен. В начале ХХ века было создано множество произведений, которые спровоцировали политические перемены.
  • Ради психотерапии. Психологи часто используют искусство в лечебных целях. Техника, основанная на анализе рисунка, дает возможность провести более точную диагностику.
  • Ради протеста. Искусство часто использовали, чтобы выразить протест против чего-то или кого-то.
  • Пропаганда. Искусство также может быть способом распространения пропаганды, благодаря которому можно незаметно повлиять на формирование новых вкусов и настроений у публики.

Как видно из функций, искусство в жизни общества играет далеко не последнюю роль, влияя на все сферы человеческой жизнедеятельности.

Виды и формы

Изначально искусством считался нерасчлененный, то есть общий комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно таких примеров искусства, как театр, музыка или литература. Все было слито воедино. Только спустя время стали появляться разные виды искусства. Так называют исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, которые используют для создания разные средства.

В зависимости от использованных средств различают такие формы искусства:

  • Литература. Использует словесно-письменные средства для создания образцов искусства. Здесь выделяют три главных рода - драма, эпос и лирика.
  • Музыка. Ее делят на вокальную и инструментальную, чтобы создавать образцы искусства используются звуковые средства.
  • Танец. Чтобы создать новые образцы, используются пластические движения. Выделяют балет, ритуальное, бальное, современное и народное искусство танца.
  • Живопись. При помощи цвета отображается реальность на плоскости.
  • Архитектура. Искусство проявляется в преображении пространственной среды сооружениями и зданиями.
  • Скульптура. Представляет собой художественные произведения, которые имеют объем и трехмерную форму.
  • Декоративно-прикладное искусство. Эта форма связана непосредственно с прикладными нуждами, это художественные предметы, которые могут применяться в быту. Например, расписная посуда, мебель и т.д.
  • Театр. При помощи актерской игры на сцене разыгрывается сценическое действо конкретной темы и характера.
  • Цирк. Своеобразное зрелищно-развлекательное действие со смешными, необычными и рискованными номерами.
  • Кино. Можно сказать, что это эволюция театрального действия, когда еще используются современные, аудиовизуальные средства.
  • Фотография. Заключается в фиксации зрительных образов техническими средствами.

К перечисленным формам можно еще добавить такие жанры искусства, как эстрада, графика, радио и т.д.

Роль искусства в жизни человека

Странно, но почему-то считается, что искусство предназначено только для высших слоев населения, так называемой элиты. Другим людям такое понятие якобы чуждо.

Искусство обычно отождествляют с богатством, влиянием и властью. Ведь именно такие люди могут позволить купить себе красивые, неприлично дорогие и абсурдно бесполезные вещи. Взять, к примеру, Эрмитаж или Версальский дворец, в которых сохранились богатые коллекции монархов прошлого. Сегодня такие коллекции могут позволить себе правительства, некоторые частные организации и очень богатые люди.

Иногда складывается впечатление, что основная роль искусства в жизни человека состоит в том, чтобы показать окружающим социальный статус. Во многих культурах дорогие и изящные вещи показывают положение человека в обществе. С другой стороны, два столетия назад предпринимались попытки сделать высокое искусство более доступным для широкой публики. К примеру, в 1793 году был открыт Лувр для всех желающих (до того момента он был собственностью французских королей). Со временем эту идею подхватили в России (Третьяковская галерея), США (Музей Метрополитен) и других странах Европы. И все равно люди, у которых есть своя коллекция произведений искусства, всегда будут считаться более влиятельными.

Синтетическое или настоящее

В современном мире существует большое разнообразие произведений искусства. Они обретают различные виды, формы, средства создания. Единственное, что осталось без изменений - это народное искусство, в его первобытном виде.

Сегодня даже простая идея считается искусством. Именно благодаря идеям, общественному мнению и отзывам критиков пользуются непреходящим успехом такие произведения, как «Черный квадрат», чайный сервиз, обтянутый натуральным мехом, или фотография реки Рейн, которую продали за 4 млн долларов. Сложно назвать эти и подобные им предметы настоящим искусством.

Итак, что такое настоящее искусство? По большому счету это произведения, которые заставляют задумываться, задавать вопросы, искать ответы. Настоящее искусство привлекает, хочется любой ценой заполучить этот предмет. Даже в литературе русские классики писали об этой притягательной силе. Так, в повести Гоголя «Портрет» главный герой тратит свои последние сбережения на приобретения портрета.

Настоящее искусство всегда делает человека добрее, сильнее и мудрее. Обладая бесценными знаниями и опытом, что собирались на протяжении многих поколений, а теперь доступны в приемлемой для восприятия форме, человек имеет возможность развиваться и совершенствоваться.

Настоящее искусство всегда делается от чистого сердца. Неважно, что это будет - книга, картина, музыка, пьеса. Зритель почувствует. Обязательно почувствует то, что хотел передать создатель. Почувствует его эмоции, поймет его мысли, вместе с ним отправится на поиски ответов. Настоящее искусство - неслышный разговор автора с человеком, после которого слушатель/читатель/зритель уже не станет прежним. Вот что такое настоящее искусство. Настоящий концентрированный сгусток чувств. Как писал Пушкин, оно должно жечь сердца людей, и неважно чем - глаголом, кистью или музыкальным инструментом. Такое искусство должно служить людям и вдохновлять их на перемены, развлекать, когда грустно, и вселять надежду, особенно тогда, когда кажется что выхода нет. Только так, по-другому и быть не может.

Сегодня существует много странных, иногда даже нелепых предметов, которые именуются произведениями искусства. Но если они не способны «зацепить за живое», значит, относиться к искусству априори не могут.

Искусство существовало еще с древних времен. Оно сопровождало человека на протяжении всего его существования.Первыми проявлениями искусства были совсем примитивные рисунки на стенах пещер, сделанные первобытными людьми. Еще тогда, когда каждый день нужно было бороться за свою жизнь, человек тянулась к искусству, уже тогда проявлялась любовь к прекрасному.

В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и т.д.. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно, раньше не было таких возможностей, как в наше время, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

И все же, почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека? Образное воссоздание реальности создает нашу личность. Культурное и духовное развитие имеет большое влияние на нашу жизнь.Действительно, в большинстве случаев людей оценивают не по внешнему виду, а по тому, что у них внутри. Человек с очень непривлекательной внешностью может оказаться прекрасным, стоит лишь познакомиться с ним поближе. Всесторонне развитые, богатые духовно люди всегда вызывали интерес у окружающих, с ними интересно и приятно общаться. Все мы должны развиваться, самосовершенствоваться, а искусство помогает нам в этом нелегком деле. Оно помогает лучше познать окружающий мир и самих себя.

Познание себя — один из важнейших этапов становления человеческой личности. Часто искусство — это способ самоутвердиться, сказать что-то всему миру. Это как послание в будущее, своеобразное обращение к народу. Каждое произведение искусства имеет свою цель: ознакомить, научить, побудить к размышлениям. Искусство требует понимания. Бездумное созерцание картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла. Нужно понимать, что именно хотел сказать художник, с какой целью появилось то или иное творение. Только при этом условии искусство выполнит свою задачу, научит нас чему-то.

Часто говорят, что в наше время люди почти перестали интересоваться искусством. Я считаю, что это не так. Времена меняются, меняются поколения. Не остаются без изменений и взгляды, вкусы. Но есть темы, которые будут актуальными во все времена. Конечно, наше общество придает большее значение материальном обогащению, чем духовному. Но это не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство. Мы не должны забывать об искусстве, ведь оно играет важную роль в нашей жизни.

(406 слов) Искусство является, пожалуй, одной из важнейших сфер человеческого бытия. Оно подарило нам великое множество прекрасных вечных творений: изящную музыку, величественные шедевры архитектуры, глубокомысленные книги и многое, многое другое. По моему мнению, влияние искусства на историю человечества в целом и человеческую душу в частности воистину огромно. Подтверждение этому можно найти не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Например, О. Генри в своём рассказе «Фараон и хорал» повествует нам о нью-йоркском нищем Сопи. Этот опустившийся, безнравственный человек преследует одну единственную цель — попасть в тюрьму, чтобы провести зиму в тепле и комфорте, ничего не при этом не делая. Ради осуществления своего замысла Сопи совершает множество сомнительных поступков: ворует, буянит и развратничает, но двери заветной тюрьмы так и остаются закрытыми для него. Уже совсем отчаявшись, главный герой внезапно слышит звуки хорала, доносящиеся из церкви. Музыка поражает Сопи до глубины души, бессовестный бродяга понимает, как низко он пал. В его душе зарождается новое начало, которое призывает его встать на правильный путь. Он перерождается и твёрдо решает начать жизнь с чистого листа. Сила искусства поистине безгранична, ведь всего лишь мелодия способна преобразить человека до неузнаваемости.

Н.В. Гоголь в повести «Портрет» вырисовывает перед нами судьбу художника Андрея Петровича Чарткова. Талантливый, но бедный молодой человек по воле провидения становится владельцем огромной суммы денег. Первый благородный порыв Андрея — с головой уйти в работу, довести до совершенства свой талант. Но погрузившись в круговорот светской жизни, главный герой со временем отходит от настоящего искусства, превращаясь в слугу богачей. Он создаёт красивые, идеальные по форме, но мёртвые и бессмысленные поделки, утрачивая талант в обмен на мимолётную славу. Спустя некоторое время в Россию привозят картину бывшего товарища Чарткова, посвятившего искусству всю свою жизнь, пожертвовавшего всем ради него. Всего один раз взглянув на творение истинного художника, Андрей осознаёт бессмысленность своей жизни, он понимает, что в погоне за славой убил свой талант. Главный герой тщетно пытается возродить в себе творца, но его попытки оказываются бессмысленными, муза оставила его. В отчаянии Чартков начинает скупать и уничтожать самые прекрасные картины, а потом заболевает и умирает. По мнению Гоголя, без истинного искусства жизнь человека не имеет смысла.

В искусстве заключена великая сила, способная не только вознести человека до верха блаженства, сделав его лучше, но и низвергнуть его, обратив в прах. Все зависит от самой личности и ее готовности прислушаться к зову красоты, исцеляющей мир. Она играет на струнах человеческой души, управляя нами, настраивая и расстраивая нас, подобно инструменту, именно поэтому результаты творческих усилий занимают важное место в жизни каждого из нас.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Новое на сайте

>

Самое популярное