Домой Холестерин Что такое барокко в искусстве. Стиль барокко в архитектуре

Что такое барокко в искусстве. Стиль барокко в архитектуре

Барокко это одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в эпоху Просвещения. Слово «Барокко» существовало на нескольких языках - португальском, итальянском, латыни, испанском - задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл «странного, неправильного, экстравагантного» и имело пренебрежительный оттенок. К явлениям искусства (музыке, архитектуре) барокко стало прилагаться уже во второй половине 18 века, а в 19 веке появились первые труды искусствоведов (Я.Буркхардт, 1865; Г.Вёльфлин, 1888), в которых барокко расценивалось как явление, возникшее на закате Возрождения, но уже не трактовалось абсолютно негативно. В 20 веке началась эстетическая реабилитация барокко как на правления в архитектуре, живописи, музыке. Довольно долго термин «Барокко» не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих исследованиях (Д.Кардуччи, 1860; Э.Порембович, 1893). Окончательное узаконивание понятия Барокко не только в сфере искусствоведения, но и в истории литературы осуществилось в 1930е, а в 1950-60е в литературоведении возникает научная мода на барокко. Ее появление, очевидно, связано с определенной перекличкой художественного мировидения «катастрофического» 20 века с мироощущением людей бурного, военного 17 века - начала Нового времени, в котором наш современник быстрее и легче узнает себя, чем в искусстве и литературе более ранних этапов. Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы барокко интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении сочинения в так называемом стиле – необарокко, объясняет популярность самого слова, иногда появляющегося даже в заголовках произведений («Концерт барокко», 1975, А.Карпентьера), открывает закономерность исследовательского интереса к барокко.

Однако современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему периоду «громадного числа работ о барокко лишь напустило туману в его теорию». Многими специалистами термин «Барокко» понимается весьма широко. Одна концепция, восходящая к работе Э.д’Орса, рассматривает барокко как константу любого стиля, как его кризисную заключительную стадию, выделяет барокко эллинистическое, средневековое, классицистическое, романтическое - всего более 20 видов. Другая концепция, выдвинутая Г.Гатцфельдом, рассматривает барокко как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо). Исследования, в которых барокко выступает как историческое, локализованное в определенных хронологических рамках понятие, также достаточно разноречивы. Даты существования барокко колеблются от предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-50). Барокко понимается то как художественный стиль, направление определенного историко-культурного периода (Б.Р.Виппер. Искусство XVII века и проблема стиля барокко Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966), то как «стиль эпохи», т.е. обозначение культурного периода в целом, как тип культуры. Иногда эти определения входят друг в друга, иногда - рассматриваются как взаимоисключающие: по мнению А.В.Михайлова, «барокко - это вовсе не стиль, а нечто иное. Барокко - это и не направление… Возможно говорить о барокко как о «стиле эпохи».

По разному определяют исследователи и связь искусства и литературы барокко с религиозными движениями 17 в.: в одних трудах барокко - порождение католической Контрреформации, даже конкретно «иезуитский стиль», «искусство Тридентского собора», в других - напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии (так трактовалось барокко в тех советских исследованиях, которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих - барокко развивается и в среде католиков, и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного - и политического, и социального - конфликта, которым отмечен конец Возрождения. Искусство и литература барокко более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда кризисное состояние общества усиливается (в общем - это преимущественно последняя треть 16 - первая полови на 17 в., конкретнее 1580-1660) и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия).

Барокко - порождение глубокого исторического, мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса в период перехода от Возрождения к Новому времени. Оно вырастает на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей и ценностей. В художественном видении барокко не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 в. коперниканской картины мира), но и человек - не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения - протестантизм, янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией. Окружающая человека реальность оказывается сном, и драматичнее всего, что он не может уловить границы между этими состояниями, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (пьеса П.Кальдерона «Жизнь есть сон», 1636).

Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек - «мыслящий тростник», предоставленный житейским бурям, «атмосфера сомнения», в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки. Человека барокко мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично противопоставлены, но и парадоксально слиты в пессимистическом ощущении жизни как пути бед. Новому мироощущению литература барокко находит образно-стилевые соответствия, «избегая говорить слишком ясно», сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо- , возвышенное и низкое, «быть» и «казаться», используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний. Барокко часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения (в т.ч. и сценические - прием «театра в театре»); прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов). Само слово в барокко несет прежде всего функцию «представления», а метафоры и иносказания являются «способом образования особого строя сознания».

Творческая задача писателя барокко - волновать и удивлять читателя («Поэта цель - чудесное и поражающее. Кто не может удивить… пусть идет к скребнице». Д.Марино. Сонет, 1611). Одновременно барокко стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие «декораций», в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов («Сумасбродный пастух», 1627-28, Ш.Сореля; «Ассенат», 1670, Ф.фон Цезена), драм («Папиниан», 1659, А.Грифиуса), призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии. Барочный мир «энциклопедия», и как Книга Бытия и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов, элементов, «рубрик», соединяющихся в противоречивые и неожиданные сочетания, создающих «обдуманно-головокружительный» повествовательный лабиринт. «Рассудочная экстравагантность» барокко связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности. Барокко всегда учитывает, хотя и варьирует неожиданно, даже парадоксально, - литературную традицию. Эта литература использует «готовое слово» - и в своей «высокой», этико-философской, любовно-психологической, «трагической» линии (П.Кальдерон, О.д’Юрфе), и в «низовой», нравоописательной, бурлескно-сатирической, «комической» линии (Ф.Кеведо, Сорель, Х.Я.Гриммельсха узен). Барокко представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм (гонгоризм) и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, метафизическая школа в Англии, «светское» и «религиозное» барокко. Это направление имеет определенные национальные особенности в каждой стране: испанское барокко - наиболее философски напряженное, смятенное, французское наиболее аналитически-интеллектуальное, немецкое - наиболее эмоционально-аффектированное. Барокко - искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов, «правил». Существует мало литературно-эстетических сочинений, которые с полным правом можно назвать программно барочными, хотя к становлению эстетки барокко, безусловно, имеют отношение Т.де Вио, Сорель во Франции, Дж.Донн в Англии, Д.Марино в Италии, Гриммельс хаузен в Германии. Эстетика барокко полнее всего представлена в Италии («Подзорная труба Аристотеля», 1655, Э.Тезауро) и Испании («Остромыслие, или Искусство изощренного ума», 1642, Б.Грасиана): оба теоретика обращают основное внимание на понятие «острого ума» как основы изобретательности художника слова, утверждают роль интуиции в художественном творчестве. Система жанров в барокко не обладает законченностью и стройностью, как в классицизме, однако жанровые предпочтения писателей достаточно ясны: это пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, галантно-героический роман с исторической тематикой, аллегорический роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия, философская драма.

Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко. Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты. Особенность барокко - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством. Самыми видными итальянскими современниками Бернини в период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.) ; расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств. В первой половине 18 века - отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен - складывается стиль рококо

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Среди многочисленных стилей в искусстве некоторые стоят особняком. Это, например, классицизм и, конечно же, барокко. Чтобы до конца понять, что такое барокко, нужно прежде всего изучить историю и реалии той эпохи, когда этот стиль был широко распространен практически во всей Европе. Давайте поговорим об отличительных особенностях барокко в таких направлениях искусства, как архитектура и музыка.

Что такое стиль «барокко»

Барокко - это целая эпоха. Зародился этот стиль в средневековой Италии приблизительно в конце XVI века, а расцвета достиг в XVII-XVIII вв., распространившись в Европе, придя на смену суровой готике. Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам». А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный». Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». В целом этот стиль можно охарактеризовать как пышный, с большим количеством излишеств, величественный, роскошный и, в то же время, достаточно контрастный - словом, полная противоположность сменившему его несколько позднее классицизму. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью. Именно поэтому вместо рыцарских турниров стали распространенными различные увеселения - карусели, прогулки, фейерверки, маскарады и т.д. Вычурность и неестественность в это время являются нормой. Все то, что будет так дорого людям эпохи романтизма: естественное поведение, скромность и другие подобные качества - для культуры эпохи барокко чуждо. Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее.

Барокко в архитектуре

Несмотря на столь странные для более поздних эпох черты, в архитектуре стиль барокко, тем не менее, породил немало по-настоящему выдающихся произведений. Имена великих архитекторов - таких, как Растрелли и Бернини, Фонтана и Борромини, Глаубиц и Райнальди о многом скажут даже не слишком подготовленному читателю. Что касается наиболее значительных архитектурных памятников эпохи барокко, выделим, прежде всего, знаменитую капеллу Коронаро, которая находится в Церкви Санта-Мариа-делла-Витториа, что в Риме. Также отметим, что барокко породило множество ответвлений, среди которых выделим такие стили, как испанское барокко, сицилийское барокко, французское барокко (и чуть позже - рококо) и московское барокко, о котором мы расскажем чуть подробнее.

Что такое московское барокко

Именно так называют тот архитектурный стиль, в котором в конце XVII – начале XVIII вв. на Руси были построены многие здания. Стандартная модель оформления дверных и оконных проемов, похожие колонны и другие архитектурные элементы делают постройки, выполненные в этом стиле, весьма узнаваемыми. Также нужно отметить, что московское барокко впоследствии развилось в несколько самостоятельных архитектурных стилей, которые получили свое название по именам дворян и бояр, в чьих землях строились подобные здания. Из основных стилей, ведущих свое происхождение от московского барокко, выделим Нарышкинский, Голицинский, Строгановский стили и стиль Прозоровских. А вот вам небольшой перечень наиболее значительных архитектурных памятников (из сохранившихся), построенных в стиле московское барокко: Трапезная палата Симонова монастыря, Храм Воскресения в Кадашах, Успенский собор в Рязани, Успенский собор в Астрахани, Петропавловский собор в Казани, Тобольский кремль. Последний памятник многие искусствоведы относят к достаточно самобытному стилю - так называемому сибирскому барокко.

Что такое барокко в музыке

Пришедшая на смену музыке ренессанса, музыка эпохи барокко отличается гораздо большей выразительностью. В то же время, как и все творения данной эпохи, она несколько вычурна - местами даже слишком, а также весьма эмоционально. Хотя, надо заметить, что барочное произведение чаще всего выражает какую-то одну конкретную эмоцию: радость или печаль, веселье или грусть и т.д.). Что касается отличий непосредственно в построении композиций, то (музыканты меня поймут) на смену тоническому смещению по терциям, свойственному музыке эпохи ренессанса, смещение тоники стало происходить по квартам и квинтам. Из выдающихся композиторов эпохи барокко отмечу К.Монтеверди, Д.Букстехуде, А.Скарлатти, Т.Альбинони, А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Дж. Перголези и, конечно же, любимого мной Г.Ф.Телеманна.

итал. barocco - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАРОККО

итал. - причудливый, странный) - стиль в европейском искусстве конца XVI - середины XVШ веков. Барокко утвердилось в Европе в эпоху образования национальных государств. Искусство барокко, тесно связанное с аристократическими кругами и церковью, было призвано прославлять и пропагандировать их могущество.

Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность, пристрастие к эффектам и зрелищам, к контрасту масштабов, материалов, света и тени, то есть пристрастие к внешним эффектам, помпезности, уход от насущных проблем, тяготение к фантастике.

Прежде всего барокко проявилось в архитектуре. Постройки стали вычурными, пышными. Парадные интерьеры приобретали разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульптурой, лепкой, орнаментом.

Барокко получило развитие и в других видах искусства - в живописи, поэзии, драме и особенно - в музыке.

Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей (Т. Тассо, П. Кальдерон), художников (Караваджо, Корреджо, П. Рубенс, А. ван Дейк), архитекторов (Л. Бернини, Ф. Барромини), музыкантов (И.С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди), создавших поистине гениальные творения. Отличное определение

Неполное определение ↓

Новое на сайте

>

Самое популярное