Домой Рак С кем останется андрей болконский. Нравственные искания андрея болконского

С кем останется андрей болконский. Нравственные искания андрея болконского

Болконский — один из главных героев романа. По своему характеру он очень похож на своего отца. Князь Андрей — натура сильная, энергичная, настойчивая, с ясным умом и твердой волей. В начале романа он представлен человеком с определенными убеждениями, но жизнь ломает эти убеждения, и тогда он теряет прежнюю уравновешенность, начинает искать смысла жизни и только пред смертью находит успокоение.

Главной чертой душевного склада Болконского является чувство личности. Его мысль постоянно устремлена на самого себя, занята анализом своих чувств и впечатлений. Это чувство личности нельзя смешивать с эгоизмом, которым проникнуты другие лица романа, например, Берг или Борис Друбецкой, заботящийся лишь о собственном материальном благополучии. Индивидуализм князя Андрея основывается на сознании своего умственного и нравственного превосходства над окружающим обществом. Рационалистическое мировоззрение, сложившееся отчасти под влиянием отца, скептика-вольтерьянца, наполняет душу Болконского холодом, неверием и
презрением к людям. Человеческая жизнь кажется ему ясной, простой и в то же время скучной. Никто из окружающих не понимает его настроения, поэтому он всегда одинок и даже гордится своим одиночеством.

Светлый ум Андрея Болконского обнаруживается в понимании людей и явлений окружающей жизни. Пьер, получивший образование за границей, удивляется необыкновенной начитанности князя Андрея, его памяти и способности работать и учиться. Благодаря реалистическому складу мышления, Болконский обладал способностью к практической деятельности. Он отлично устраивает быт своих крестьян, является дельным командиром своего полка, проявляет себя деятельным помощником Сперанского при составлении проекта конституции. Но Андрей не односторонний человек. В нем чувство не менее сильно, чем разум, — только он всегда держит его во власти. Лишь в некоторые тяжелые минуты его жизни ослабевает в нем власть воли, и тогда его
здоровое, сильное чувство вырывается на волю.

Железная воля Болконского никогда не переходит в упрямство или самодурство, до этого не допускают ее светлый ум и доброе сердце. Сила воли обнаруживается в умении владеть собой, постоянно держать себя в руках и подчинять свои душевные движения умственному контролю. Эта черта характера особенно сказалась в то время, когда князь Андрей услыхал об измене Наташи: несмотря на полную гибель своих надежд на счастье, князь Андрей сохраняет полное самообладание и удивляет Пьера своим наружным спокойствием. Сила воли Болконского обнаруживалась и в умении подчинять себе людей и добиваться намеченных целей.

Гармоническое сочетание ума и воли делает Князя Андрея замечательным человеком, и он сам сознает свои достоинства и гордится ими. Отсюда — презрительное отношение к людям, отсюда же жажда славы и личного возвышения. Позтому он сначала увлекается Наполеоном, так как ценит в нем сильную личность, заставляющую всех преклоняться перед собой. Подчиняясь своим честолюбивым желаниям, Болконский отправляется на войну 1805 года и с нетерпением ожидает своего «Тулона», то есть такого случая, который помог бы ему достигнуть славы. Но ход войны убедил князя Андрея, что успех дела зависит не от отдельных личностей, а от общего духа войска. Будучи ранен под Аустерлицем, Болконский понял, что все его мечты о славе ничтожны пред лицом вечности, глянувшей ему в глаза. Возвратившись в Россию, князь Андрей покидает службу и поселяется в имении, чтобы вести замкнутую, уединенную жизнь.
Жизнь казалась ему бессмысленной, счастье — невозможным; единственным доступным для человека благом представлялась ему спокойная совесть и отсутствие страданий. «Жить для себя — вот вся моя мудрость теперь», — говорит он при свидании с Пьером. Он чувствовал даже какое-
то озлобление и ожесточение по отношению к своим мужикам. « .. .Ты хочешь освободить крестьян — говорит он Пьеру. — Это очень хорошо; но не для тебя и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он такую же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив как был прежде. А нужно это [освобождение крестьян] для тех людей, которые гибнут нравственно и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить — право и не право» [то есть для рабовладельцев-помещиков].

Не найдя удовлетворения своему тщеславию в военной службе, Андрей Болконский решился служить под начальством Сперанского. В этот период у него завязывается роман с Наташей. Сердце его размягчается, но у него не хватает энергии пойти наперекор отцу, который требует отсрочки свадьбы на год. Наташа в это время увлеклась Анатолем, что глубоко оскорбило самолюбие Болконского. На увещания княжны Марьи о том, что нужно простить Анатоля и вообще прощать людей, он отвечает: «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

Тема « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни»

Цель : раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

Задачи :

Познавательная:

Формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;

Развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.

Регулятивная:

Способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;

Формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

Коммуникативная:

Формировать представления о нравственных ценностях;
- воспитывать любовь к художественной литературе.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, иллюстрации к роману.

Эпиграфы.

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Л. Н. Толстой.

Истинное назначение человека – жить, а не существовать . Д.Лондон

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель.

Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства . Р.Бах.

Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей основы . Л.Толстой

Ход урока.

1.Оргмомент.

Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня будем работать в не совсем обычной ситуации. На уроке мы поговорим об одном из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Слайд 1 Нравственный кодекс Толстого

Великий писатель Л.Н.Толстой считал, "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость" . Для писателя это был нравственный кодекс. Такой жизнью жил сам писатель, такой жизнью живут и герои его произведений.

- Гениальный роман гениального писателя - «Война и мир».

Как вы думаете, кто из героев этого романа воплотил взгляды писателя на жизнь, полную ошибок и разочарований, взлётов и падений?

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

- Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания. Поэтому сегодня мы остановимся на образе одного героя, старшего по возрасту, Андрее Болконском. Он сегодня будет героем нашего урока и нам предстоит исследовать этот образ. А вот что будет темой исследования в образе Андрея Болконского, мы узнаем, прочитав эпиграфы. Ваша задача – прочитать и выделить ключевые слова, отражающие суть этого высказывания.

Слайд 2. Эпиграф.

(выделение ключевых слов)

- Какова общая тема выделенных слов, сочетаний слов?

(смысл жизни)

- Попробуем сформулировать тему урока, связав выделенные слова и образ главного героя произведения.

(поиски смыла жизни Андреем Болконским)

Да, тема нашего урока – это «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». Запишите в тетради тему.

Слайд № 3 Запись темы урока.

- Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока, исходя из нашей темы? (Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?)

--А чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно исследовать? (жизненный путь)

2. Основная часть

--Сегодня мы остановимся на самых значительных моментах жизни героя и, исследуя их, ответим на вопрос: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея Болконского?»

Слайд 4. Первое знакомство. Отрывок фильма (2:24)

(на приеме Анны Павловны Шерер в Петербурге)

Слайд 5. Внешность

Прочитаем отрывок из романа. И ответим на вопросы.

-Что примечательно в его внешности? На какие черты характера обращает внимание Л.Толстой?

(усталый, скучающий взгляд)

Это уже сложившийся человек, офицер, образован, умен, незауряден. Он женат, известен в свете, но разочарован в жизни. Находится в душевном кризисе: «Эта жизнь не по мне…». Именно с этого момента начинается сложный и мучительный путь поиска смысла жизни.

Слайд 6 . Духовный кризис. Уход на войну.

- Каким образом он решает выйти из тупика?

(Он решает ехать на войну)

Слайд 7. Мечты о славе.

- о чем он мечтает на войне? Прочитаем отрывок из текста - Какие его размышления накануне Аустрлицкого сражения?

(О своем Тулоне как у Наполеона, мечтает о славе)

Отрывок фильма (0:18)

Действительно, Наполеон был кумиром того времени, и не только для Болконского. Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Мы все глядим в Наполеоны

Слайд 9. Аустерлиц. Подвиг князя Андрея.

-- Что происходит с князем во время Аустерлица?

(Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: он с криками УРА побежал и за ним побежал весь полк. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского. После драки он оказывается ранен.)

Он лежит на поле Аустерлица и открывает для себя высокое небо.

--- Что может символизировать небо? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)

Отрывок фильма (3:00)

-- К какому выводу приходит князь?

(Андрей пришел к выводу, что правда жизни совсем проста и заключается в любви человека к дому, семье, к природе, что естественная жизнь природы и человека более важна, чем война и слава Наполеона, его кумира.)

И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»

После плена и выздоровления, князь возвращается домой в Лысые горы.

Слайд 11. Возвращение домой после ранения.

--- Какие испытания обрушиваются на него после возвращения?

(смерть жены)

--- К какому выводу приходит князь после смерти жены и рождения сына? (Надо жить для родных, именно в горе происходит переоценка ценностей).

--- Чем он занимается?

(Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком)

Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя

-- Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? Каково его душевное состояние?

(Нет, преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии)

Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.

фрагмент фильма (3:30)

Слайд 13. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса.

--Какие ключевые слова произносит Пьер? («Надо жить, надо любить, надо верить….»)

-- Как эти слова повлияли на Андрея?

(Слова указали Андрею путь к счастью. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему)

И об этом говорит такой эпизод, как встреча с дубом по дороге в Отрадное. И дуб –это символическое психологическое состояние самого князя.

Слайд 14.

-- Что думал герой в это время? Прочитаем отрывок.

---Но так ли это? Чьи это мысли?

(Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого).

---Какие ещё события повлияли на возрождение к жизни Андрея Болконского? (услышанный разговор Наташи о полете. Он был поражен ее жизнелюбием. Андрей завидует ее умению быть счастливой. И после этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)

--- И вот спустя 2 дня возвращается в своё имение и снова встречает..дуб?

Слайд 15. Вторая встреча с дубом

--Что он видит? Прочитаем отрывок.

--- К какому выводу приходит князь А.Болконский?

(Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она шла не для него одного, а отражалась на всех).

Слайд 16. Душевный подъем.

- -- Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом?

Чем он занимается?

(Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он влюбляется в Наташу Ростову).

Отрывок фильма.(2:45)

Но это счастье оказалось кратковременным.

Слайд 18. Участие в законодательной деятельности Сперанского.

- Что случается дальше в судьбе князя?

Андрей предлагает Наташе руку, она согласна, но ему необходимо ехать на год в Европу по желанию отца, поэтому свадьба откладывается. Наташа увлекается Василем Курагиным и даже собирается с ним сбежать и тайно обвенчаться. Об этом становится известно князю. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Андрей разочаровывается в Сперанском)

Опять тупик, опять разочарование.

--- Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года)

Слайд 19. Князь Андрей в войне 1812 г.

Прочитаем разговор князя с Кутузовым.

--- Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея?

(Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им.)

Отрывок фильма (0:32)

Князь накануне Бородинского сражения.

Вспомните Болконского накануне Аустрелица - мечты о славе, известности, личное тщеславие героя. А здесь – переживание за Родину, высокое чувство патриотизма.

-- Что значила война и Бородинское сражение для князя Андрея?

(Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами. Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как его понимал князь во время Аустерлица, а подвиг во имя Родины!)

Болконский смертельно ранен. В импровизированном госпитале он видит раненого Курагина, которому ампутируют ноги. Всю военную кампанию Болконский «гонялся» за своим врагом - отомстить за поруганную честь, и вот судьба представила ему шанс - оба при смерти. Болконский уже совсем другой человек с другими взглядами на жизни и людей.

Прочитаем мысли Болконского после ранения. Слайд 21-22.

-- Среди раненых на подводах его находит Наташа Ростова, ухаживает за ним, но дни Болконского сочтены.

Отрывок фильма (1:35)- Встреча с Наташей.

Отрывок фильма (3:35) - Смерть

Слайд 24. Последние мгновения

Слайд 26-27. Схема

Вот такой жизненный путь прошел герой Толстого –Андрей Болконский, давайте ещё раз посмотрим на этапы жизни А.Болконского и отметим взлёты и падения героя, соединим их и посмотрим, что у нас получилось ? (кривая ) зарисуйте в тетрадях.

Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство, не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому.

3. Подведение итогов урока

-- Вернемся к проблемному вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» Мы ответили на него?

(да, жить надо небесполезно, творя любовь и добро)

Слайд 20. Выводы. Запишите в тетрадях

Максимилиан Волошин, поэт начала ХХ века, сказал: «У каждого человека свой посох: бери его и иди». Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, и каждый из вас найдет « достойный посох» и честно пройдет с ним по жизни.

Вы стоите на пороге взрослой жизни, и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!

4. Домашнее задание

Запись Д\З. слайд №11 Домашнее задание: сочинение-рассуждение « В чём смысл жизни человека?»

Оценивание работы студентов на уроке

Андрей Болконский унаследовал от отца любовь к порядку, к деятельности и «гордость мысли». Но, как представитель нового поколения, князь Андрей смягчил многие отцовские замашки. Например, генеалогическое дерево вызывает у него улыбку: вместе с другими он освободился и от этого суеверия аристократизма. Он любил встречать людей, не имеющих на себе «общего светского отпечатка».

Женитьба Болконского. Светская жизнь.

Роман застает Андрея Болконского как раз на том моменте его духовной жизни, когда суеверие светских отношений ему стало особенно тягостно. Он молодой супруг, но в своей богато отделанной столовой, где все серебро, фаянс и столовое белье блестят новизной, он с нервным раздражением дает совет Пьеру никогда не жениться. Женившись, потому что все женятся, на доброй, очень хорошенькой девушке, Андрей должен был попасть, как все, в «заколдованный крут гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».

Болконский на войне.

Он постигает, что эта жизнь «не по нем» — и, чтобы только порвать с ней, решает идти на войну. Война, думает он, как все, есть что-то яркое, особенное, не пошлое, тем более война с таким полководцем, как Бонапарте.

Но Болконскому не суждено идти проторенным путем. Первая же победа, о которой он по должности адъютанта Кутузова, докладывал военному министру, навела его на мысли, мучившие его в великосветских гостиных. Глупая, притворная улыбка министра, оскорбительное поведение дежурного флигель-адъютанта, грубость рядового офицерства, тупость «милого православного воинства» — все это быстро заглушило интерес к войне и счастье новых, радостных впечатлений.

На войну уезжал князь Андрей противником всяких отвлеченных рассуждений. Фамильная черта, практическая деловитость, соединялась с насмешливо-презрительным отношением ко всему, что носило отпечаток метафизики. Когда сестра надевала ему на шею образок, страдая от его шуток над святыней, Андрей взял этот подарок, чтобы только не огорчить сестру, и «лицо его в одно и то же время было нежно и насмешливо». Под Аустерлицем Андрея тяжело ранили. Тогда-то, обессилевший от потери крови, выбитый из рядов своих товарищей, очутившийся перед лицом смерти, Андрей как-то ближе стал к религиозному миропониманию сестры. Когда над ним остановился Наполеон со своей свитой, ему все вдруг представилось в ином свете, нежели до тех пор.

Смерть жены и первое перерождение Болконского

Накануне сражения, после военного совета, оставившего очень путаное впечатление, князю Андрею на минуту пришла в голову мысль о бесцельности жертв из-за каких-то придворных соображений; но эта мысль была заглушена другими, привычными мыслями о славе; ему казалось, что самых дорогих ему людей он отдал бы за минуту славы, торжества над людьми. Но, видя около себя покрытого славой победителя, Наполеона, которого считал своим героем, раненый князь Андрей не мог отозваться на обращенный к нему вопрос. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его». Ему только хотелось постичь то божество, умиляющее и успокаивающее, о котором говорила ему сестра. Еще не вполне оправившись от раны, князь Андрей приезжает домой как раз к моменту рождения сына и смерти жены, не выдержавшей родов.

Умирающая детски-укоризненно взглянула на мужа, и «в душе его оторвал ось что-то». Еще так недавно ему казалось бесспорным, что эта женщина, «маленькая княгиня», привязывает его к пошлой жизни, стоит на пути его к славе и торжеству; а теперь он герой, увенчанный славой, удостоившийся внимания Наполеона и самых лестных отзывов Кутузова, так же бессилен, мелок и виноват перед умирающей женщиной, как там, на Аустерлицком поле, перед ним, лежащим в крови, был бессилен, мелок и виноват его герой Наполеон. И после смерти жены ему все чудится невысказанный упрек ее: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?»

Со своей непривычкой к отвлеченнастям князь Андрей не в состоянии примирить вызванных в его душе противоречий. Ему представляется, что нужно вовсе уйти от всякой общественной деятельности, и он года два ведет замкнутую жизнь в своей деревне, медленно оправляясь от последствий раны. Ему кажется, что ошибка прежней его жизни была в стремлении к славе. Но слава, думает он, это любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы. Значит, он жил для других и потому погубил свою жизнь. Нужно жить только для себя, для своей семьи, а не для так называемых ближних. Поэтому в разговоре с Пьером он горячо и убежденно возражает против всех его планов облагодетельствовать крестьян. Мужики — это тоже «ближние», «это главный источник заблуждения и зла».

Он не хочет служить в армии, отказывается и от выборной дворянской должности, он пытается целиком уйти в заботы только о себе, об отце, о своем доме. Не болеть и не чувствовать угрызений совести — вот основа счастья. Но без насмешливой улыбки, как было бы раньше, князь Андрей выслушивает Пьера, когда тот излагает ему учение масонства: жить для других, но не презирая их, как презирал князь Андрей тех людей, которые должны его прославить, нужно увидеть себя звеном, частью огромного, гармонического целого, нужно жить для истины, для добродетели, для любви к людям.

Медленно и трудно, как в сильной натуре, развивалось это зерно новой жизни в душе Андрея. Ему иногда хотелось даже уверить себя, что жизнь его кончена. Ему кажется, что он, оберегая отца, только для своего спокойствия берет на себя хлопоты по ополченским делам, что только из материальных интересов разъезжает по опекунским делам своего дальнего имения, что только от безделья следит за развивающимися политическими событиями и изучает причины неудач минувших военных кампаний. На самом деле в нем зарождается новое отношение к жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год … Мало того, что я знаю все то. что есть во мне, … надо, чтоб все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь!». Решение с осени переехать в Петербург, чтобы принять активное участие в общественной деятельности, было естественным выходом из этого настроения.

Болконский на службе у Сперанского.

В 1809 году князь Андрей появляется в столице с репутацией либерала, созданной отпущением на волю крестьян. В кругу молодого поколения, примыкающего к реформационной деятельности Сперанского, князь Андрей сразу занимает видное место. Прежние знакомые находят, что за пять лет он изменился к лучшему, смягчился, возмужал, избавился от прежнего притворства, гордости и насмешливости. Самого князя Андрея неприятно поражает презрение одних людей к другим, что он видит, например, у Сперанского. А между тем Сперанский для него почти то же, что Наполеон до Аустерлица, и князю Андрею кажется, что он опять как будто перед сражением, но только уже гражданским. Он с увлечением принялся за работу над частью гражданского уложения, помолодел, повеселел, похорошел, но потерял всякое уменье обращаться со светскими дамами, очень недовольными, что он «связался со Сперанским».

Любовь к Наташе, которая в своей простоте была так не похожа на строгих противниц Сперанского, вырастает в сердце Болконского, но
вместе с тем ему хочется опять чего-то бесконечно великого, как Аустерлицкое небо, и ореол Сперанского для него блекнет. « … Он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона — старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».

Болконский на войне 1812 года.

Разрыв со Сперанским совершился просто и легко; но тем тяжелее было Болконскому, не увлеченному каким-нибудь делом, перенести
неожиданную измену Наташи, уже условившейся с ним относительно срока свадьбы. Только из желания встретить в армии своего соперника и довести его до дуэли он поступает в действующую армию как раз перед началом Отечественной войны 1812 года. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — все представляется теперь князю Андрею «грубо намалеванными фигурами». Война — «самое гадкое дело в жизни» и в то же время «любимая забава праздных и легкомысленных людей». «Цель войны — убийство … Сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» Так рассуждает князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения и заключает: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить … А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла … Ну, да не надолго!»

Наутро, нахмуренный и бледный, он сначала долго ходил перед рядами солдат, считая это нужным для возбуждения их мужества, «потом
он убедился, что ему нечему и нечем учить их».

Томительно тянутся часы и минуты, когда все силы души направлены на то, чтобы не думать об опасности … Среди дня разорвавшееся ядро сразило Андрея.

Примирение с жизнью и смерть Болконского.

И первой мыслью раненого было нежелание умирать и вопрос, почему так жалко расставаться с жизнью. На перевязочном пункте, когда его раздевали, перед ним на мгновение мелькнуло детство — няня, укладывающая в кроватку и убаюкивающая его. Он как-то умилился — и тут в страшно стонавшем человеке он вдруг узнал Курагина. того, что разбил его счастье с Наташей. Вспомнилась и Наташа. И он.глядя на когда-то ненавистное, теперь жалкое лицо с опухшими от слез глазами, сам «заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Он понял то, чего раньше не понимал, — любовь ко всем, даже к врагам. « … Восторженная жалость к любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

Роман Л.Толстого «Война и мир» многопроблемный. Одной из ведущих станет проблема духовных исканий главных героев, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Первое знакомство с князем Андреем происходит в тот период его жизни, когда он принимает решение:

« Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну…,-признается он в разговоре с Пьером.- Я иду потому, что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне!… Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот тот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Но чтобы попытаться выйти из того «заколдованного круга», князю Андрею понадобится вся жизнь.

Уже с первой встречи замечаешь в нем нечто, что заставляет задуматься: откуда это в нем? Почему столь внутренне груб и неблагороден по отношению к жене своей Лизе. « Из всех прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело, (а ведь она его избранница, ждет ребенка от него). А в разговоре с Пьером о своей жене он признается: « Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь, но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым». А немного позже в разговоре с княжной Марьей скажет «…Хочешь знать, счастлив ли я? Нет! Отчего это? Не знаю». Отчего такая спутанность мысли? Почему такой внутренний разлад?

А дело в том, что князя Андрея вовсе не занимают вопросы житейского счастья, его ум занимают более значимые мысли. Князь Андрей пытается найти ответ на главный свои вопрос: в чем высший смысл жизни, что есть он в мире, и что есть мир для него? Такие мысли, конечно же, могли зародиться только в голове мыслящего, передового человека, каким и был Андреи Болконский. Пьер, например, всегда удивлялся его необыкновенной памятью, начитанностью (« он все читал, все знал, обо всем имел представление»).

А вглядевшись в Андрея Болконского, можно заметить, что он и сам сознает, что по своему уму он выше гостей салона Шерер. Оттого у него, усталый, скучающий взгляд, тихий мерный шаг и некоторое высокомерие.

Однажды в разговоре с братом княжна Марья скажет князю Андрею: « Ты всем хорош, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». И становится ясным, почему у Андрея Болконского не случилось счастья с Наташей. С ней, оказалось, нельзя быть покойным за свою честь. А Наташин принцип, «если хочешь быть счастливым, будь им — ни понять, ни принять он не мог».

Но и с той «редкой женщиной» счастья, не случилось, потому что гордость мысли и грех гордыни внушили ему, что важнее всего в жизни – быть свободным, а « …свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу».

Трагедия судьбы Андрея Болконского, человека, наделенного гордостью мысли – это нравственный урок, который может служить на все времена. К чему может привести человека гордость мысли? Она ведет к переоценке нравственных ценностей, превращает жизнь, похожую на спираль, настолько сложной, запутанной, противоречивой. Грех гордыни чреват тем, что порождает в человеке надменность, честолюбие, эгоизм. Гордость мысли властвует над разумом человека, калечит душу его, превращает жизнь в « заколдованный круг», выйти из которого человек бессилен.

Откуда же в этом « весьма красивом молодом человеке» столь гордости в мыслях? Объяснить можно краткой фразой: он жил, вел себя так, как сын князя Николая Болконского. «Коли тебя убьют мне, старику, будет больно…А коли узнаю, что повел себя, не как сын князя Николая Болконского, мне будет …стыдно».Был старик Болконский князем гордым, никогда не меняющим своего мнения. Он и детей своих воспитывал, пользуясь правилами только трех слов: так надо, так положено, так надлежит,- внушая им, что главное в человеке – это честь, мужское и человеческое достоинство. Все это есть и в князе Андрее: та же отцовская гордыня, та же гордость мысли.

Андрей Болконский всегда, что бы он ни делал, делал, преследуя одно желание – желание приносить пользу. С этим желанием он решает отправиться «на величайшую войну, какая только бывала». Но было у него еще и свое, сугубо — сокровенное желание, личное. Грех гордый внушает ему, что он, подобно Наполеону, которого он избрал своим кумиром, с его умом способен влиять на ход истории, что есть и у него свои Тулон. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…»- вот о чем думает он перед Аустерлицем. Не наград желал Андрей Болконский – славы. Существует логика: «Не ради славы – ради жизни на земле». Но есть и другая; избранная князем Андреем. Это уже логика тщеславия, эгоизма.

О чем думает, мечтает князь Андрей. Только о себе, любимом.Всего несколько эпизодов… Вот он в беседе с отцом, как великий стратег, излагает « операционный план предполагаемой кампании».Вот он, отправленный Кутузовым курьером с письмом к австрийскому генералу, едва прикрыв глаза, думает. Чем же заняты его мысли? Мечтой о том, какое впечатление произведет он на генерала (он был уверен, что будет представлен императору.) Он подбирал слова, с которыми он обратится к нему. Но в реальности окажется все с точностью наоборот. Князь Андрей был представлен всего лишь к военному министру, который вообще первые две минуты не обращал внимание на вошедшего. Честолюбие задето.

И в то же мгновение «радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, перешло в чувство оскорбления и даже презрения. Резко меняется склад мыслей: победа в сражении представляется ему уже далеким воспоминанием. Но означает ли это, что душевные переживания взяли верх над чувством разума»? Отнюдь. По — прежнему гордость мысли внушает о его исключительности, особого его предназначения. И, узнав о прорыве французов, он решает вернуться в армию, без лишней скромности, скажет: «Еду для того, чтобы спасти армию». И накануне Шенграбенского сражения князь Андрей по- прежнему думает о своем, сугубо сокровенном: « Но где же? Как же выразится мой Тулон?» И накануне Аустерлица князь Андрей прежде всего думает о том, как он будет выглядеть в собственных глазах. « Туда- то я буду послан с бригадой или дивизией, и там- то со знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной».

Все будет. Но не так, как внушала и представляла гордая мысль князя Андрея. Он увидит бегущих, отступающих солдат, раненого Кутузова. Услышит его слова: « Рана не здесь, а вот где!» — указывая при этом на бегущих солдат. Нет, не спасует Андрей, и, хотя не будет в нем той твердой уверенности, а, наоборот, чувствуя слезы стыда и злобы, закричит по- детски пронзительно. Голос совести позовет его вперед. И он побежит навстречу французам, пытаясь остановить отступающих солдат.
И уже не мысль о том, как он будет выглядеть в собственных глазах, а голос совести, высокое понимание воинского долга заставят вести так, как должен был вести себя сын князя Николая Болконского.

Не увидел князь Андрей, чем закончилась борьба французов с артиллеристами, взяты или спасены пушки. « Что это? Я падаю?»,- подумал он и упал на спину. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба… Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, как мы бежали… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. И самое главное — в нем самом стало тихо и торжественно.

А немного позже князь Андрей встретится и со своим «кумиром». «Но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герои его, с этим мелким тщеславием и радостью победы…»

И начнется для князя Андрея новый этап его жизни, во внутреннем мире его начнется новая жизнь. И толчком к возрождению послужит спор с Пьером о том, что есть жизнь. Вдохнула жизнь в душу Андрея Болконского ночь, проведенная в Отрадном, юная Наташа – девочка, взволнованная красотою ночи.

Именно тогда, в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». И, пожалуй, не встреча с дубом, а земная жизнь исцеляет князя Андрея. Получив от отца имения в Богучарово, он занимается делами имения. Одно имение в триста душ крестьян перечисляет в вольные хлебопашцы, в другом — барщину заменяет оброком. В Богучарово была выписана ученая бабка для помощи родильницам, священник обучал детей крестьянских грамоте. Постепенно меняются убеждения князя Андрея: не гордые мысли о славе, о преобразовании мира, а дружеское участие, женская красота и любовь способны изменить жизнь.

Но означало ли это, что теперь душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом? Отнюдь,
все пойдет по новому кругу. И опять грех гордыни внушает ему мысль в своих возможностях влиять на эту жизнь. Как и раньше, он опять будет стремиться к идеалу и вновь сотворит себе кумира. На сей раз на смену Наполеону придет Сперанский. И Андрей Болконский едет в Петербург. «Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов».

Но поняв, что либеральные реформы Сперанского расходятся с жизнью, что деятельность его кумира решению его глобальных вопросов никак не способствует, князь Андрей порывает связи с ним.

И в очередной раз гордость мысли приводит Андрея Болконского к разочарованию.

Потом — бал. Встреча с Наташей и последовавший визит в дом Ростовых. И в сознании на какой-то миг мелькнет доселе не свойственная ему мысль: «Пока жив, надо жить и быть счастливым». И в разговоре с Пьером он признается: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить?»

Но была ли эта любовь всей душой и всем сердцем? Настоящая любовь способная на прощение. Наташа
шевельнула сердце князя Андрея. Но не более того. Он не смог понять Наташу, шестнадцатилетнюю девушку, которая вообще не терзается сложными вопросами жизни, она просто живет. Князь Андрей не может простить измену Наташи с Анатолем Курагиным. Гордость мысли нашептывает ему, что простить- это желать, чтобы другой тот, кто обидел, оскорбил, поднялся и имел право стоять. Простить падшую женщину – да, но не он и не это.

Чтобы простить Андрею Болконскому, для этого понадобилась смерть.

Новый этап жизни князя Андрея начнется с Отечественной войны 1812г. Он возвращается в армию. Сближается с солдатской массой. Солдаты называют князя Андрея не иначе, как «наш князь». Был заботлив, ласков с ними.

Отечественная война 1812г., Бородинское поле станет последней попыткой вырваться из «заколдованного круга». Судьба предопределила князю Андрею такой путь, когда его гордыня мысли, вечно колеблющаяся между добром и злом, сделала окончательный выбор лишь за мгновение до смерти. Смертельно раненый, князь Андрей встречает Наташу. И только лишь в предсмертном бреду душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом. «Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. Именно Наташу – врага любить любовью «божеской». Жизнь не смогла убедить князя Андрея. Это выпало на долю смерти.

«Глядя на Наташу, князь Андрей в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страдания, стыд, раскаянье. Он в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею». Только лишь перед смертью мысли его были направлены к ней, той, которой ему, сейчас хотелось сказать…(конечно же: «прости».)И только в этот предсмертный час пришел к князю Андрею короткий, но счастливый миг жизни, тот миг, когда « любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце».

Для современного человека важен, прежде всего, разум. Именно на него мы ориентируемся, принимая важные решения. Но как быть с чувствами? Ведь и они играют определённую роль в нашей жизни. Должен ли разумный человек жить чувствами?

На одном из этапов эволюции люди отделились от животного мира. Это произошло, бесспорно, благодаря разуму. Шли годы, века, тысячелетия. Эпохи сменяли друг друга. Цивилизация не стояла на месте. Совершались открытия в науке, появлялись технические новинки, осваивались новые земли – разум двигал человечество вперёд.

Однако вряд ли наше существование было бы полноценным, если бы мы время от времени не отдавались во власть разнообразных чувств: любви и ненависти, дружбы и враждебности, радости и горя, гордости и разочарования.

У нас неодинаковый темперамент, разные характеры, непохожие судьбы. А потому и жизненные ценности наши различны. Одни люди живут исключительно разумом, всегда принимая осознанные, взвешенные решения. Другие привыкли прислушиваться лишь к голосу сердца и интуиции.

Множество примеров неодинакового, а иногда и прямо противоположного отношения к жизни мы находим в литературе.

Новое на сайте

>

Самое популярное