Домой Ожоги Литературная викторина "путешествие в страну литературию". Литературные загадки, конкурсы, викторины

Литературная викторина "путешествие в страну литературию". Литературные загадки, конкурсы, викторины

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

В мире литературных героев

Викторина по сказкам

Под звуки музыки начинает своё вступительное слово учитель.

– Сказка… Слушая сказку, каждый из нас оказывается в волшебном мире. Мы ходим по тропинкам, где никогда не ступала человеческая нога. Там летают дикие лебеди, построены дворцы из снега. В волшебной стране злой колдун превращает Царевну в лягушку, мальчика – в козленочка, поросята строят дома.

Любите ли вы русские народные сказки?

Конечно, их любят и дети и взрослые. Эти истории знакомы нам с самого раннего детства. По-доброму смеемся над ними, затаив дыхание, читаем о самых невероятных чудесах, симпатизируем любимым персонажам и страшимся злого волка и хитрой лисы

Очень много интересных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы и вспомним их, встретимся со многими героями сказок.

В нашем празднике принимают участие 3 команды.

1 команда – “Колобок”.
2 команда – “Винни-Пух”.
3 команда – “Золушка”.

Команды представлены. А теперь ознакомимся с условиями нашей игры.

Не шуметь!

Не подсказывать!

Каждая команда за один правильный ответ получает жетон. В конце КВНа посчитаем, у кого больше всех жетонов.

1-е задание. Из каких сказок эти строки? Приложение №1

– Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех. (Три медведя)


– Жили – были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок. (Бобовое зернышко)

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная ! (Заюшкина избушка)


– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь . (Заяц - хваста)

Из чего печь-то? Муки нету. Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети – авось муки и наберётся. (Колобок)


– Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала бычка кормить. (Смоляной бычок)

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня! (Петушок - золотой гребешок )


– Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает:
– Ну, мужик, давай делить!
– Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки, – и отвез ему воз ботвы. (Мужик и медведь)


– Открыли, отомкнули козлятки дверь. Волк и прыгнул в избу да всех козляток съел. Только самый маленький в печку влез, там волк его и не нашёл. (Волк и семеро козлят)

Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам ! (Коза дереза)


– “Вот будет подарок жене”, – подумал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка выбрала время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла . (Лисичка-сестричка и серый волк)


– Вот их уже двое. Бежит зайчик, подбежал к рукавичке, спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто? (Руковичка)


Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. (Лиса и журавль)

2-е задание. Ребус. Ребята должны отгадать ребус и узнать название сказки. Приложение №2

Кот, лиса, облако, носок. (колобок)

3-е задание. Разгадай кроссворд? Приложение №3-4

4-е задание. Отгадать загадки и подумать, в каких сказках они встречаются? Приложение №3-4

  1. Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке

  1. У нее маленький рост,
    Зато длинный хвост,
    Серенькая шубка,
    Остренькие зубки.
    (Мышь – “Курочка Ряба”, “Колосок”, “Теремок”.)
  1. Он в мундире ярком.
    Шпоры для красы.
    Днём он - забияка,
    Поутру - часы.
    (Петух-“Петушок – золотой гребешок”, “Зимовье”)
  1. Зимой беленький, летом серенький. (Заяц – “Колобок”, “Рукавичка”.)
  1. Летом по лесу гуляет,
    Зимой в берлоге отдыхает (Медведь – “Колобок”, “Три медведя”, “Маша и медведь”, “Мужик и медведь”, “Рукавичка”.)
  1. Кто имеет пятачок,
    Не зажатый в кулачок?
    На ногах его копытца.
    Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок – “Три поросёнка”, “Зимовье”)
  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёжик – “Зимовье зверей ”)


Подписи к слайдам:

– Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Жили – были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь

Из чего печь-то? Муки нету. Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети – авось муки и наберётся.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала бычка кормить.

1. Какая женщина получила большой доход от преступлений? Агата Кристи

2. Древнегреческий мудрец назвал самое чудесное из чудес. Что это за чудо? Человек

3. В конце 18 века вышла книга под названием «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».Как она называется сейчас? "Приключения барона Мюнхгаузена"

4. Какой писатель в молодости выступал под псевдонимом «Врач без пациентов»? А.П. Чехов

5. Бытовала раньше пословица «Ни кола, ни двора». Для чего нужен двор – знаем, а для чего кол? Кол – это участок земли, колом измеряли землю

6. Загадка Вольтера: что на свете всего длиннее и короче, чем пренебрегают и дорожат, что пожирает все ничтожное и воскрешает все доброе? Время

7. Чья это песенка? Если я чешу в затылке, не беда. В голове моей опилки, да-да-да. Винни-пух

8. Как зовут девочку, попавшую в Зазеркалье? Алиса

9. Как зовут трех поросят? Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф

10 Как Элли попала в волшебную страну? Ее унесло ураганом

11 Как называется литература о будущем? Фантастика

12 Великий русский баснописец. Крылов

15 Сказка, в которой происходит «Страшное преступление» – попытка убийства. Муха Цокотуха

16 Какой герой Чуковского был страшным злодеем,
а потом перевоспитался? Бармалей

17 В какой стране жил Г.Х. Андерсен? В Дании

18 Где мы встречаемся с доктором Просперо? В сказке "Три толстяка"

19 Есть сказка об игрушечном солдатике и прекрасной балерине. Из чего был сделан главный герой? Из олова

20 Девочка, которой хотели завладеть Бреке-ке-кекс, майский жук и слепой крот? Дюймовочка

21 Самый добрый кот на свете? Кот Леопольд

22 Подарок, который получил в день рождения крокодил Гена? Чебурашка

23 Больной, для которого варенье лучшее лекарство? Карлсон

24 Кто живет в бутылке? Джин

26 В горах – разбойник Али Баба; в лесу – Баба Яга, в болоте – водяной, в доме – домовой, в Африке... Бармалей

27 Старушка, которая приучила избушку на курьих ножках? Баба Яга

28 Динозавр в русских сказках? Змей Горыныч

29 Сторож подземных богатств? Гном

30 Певец, который за свои песни был съеден лисой? Колобок

31 «Утро вечера мудренее» – это любимые слова... Царевны лягушки

32 У кого кнопка на животе? У Карлсона

33 Как называется мифическое существо – полуконь получеловек? Кентавр

34 У великого американского писателя Марка Твена описан случай. Один человек никогда не смеялся и не улыбался. Чтобы ему не рассказывали, он слушал с безразличным видом. Почему? Он был глухим

35 Эдгар По написал рассказ об одном украденном письме. Дом, в котором оно должно было находиться, был известен полиции. Но, несмотря на то, что его искали в потаенных и самых невероятных местах, найти его все же не удавалось. В конце концов его нашли. А где его нашли? На самом видном месте

36 Что сказал Альберт Эйнштейн на то, когда ему предложили стать первым президентом Израиля? У меня нет головы для человеческих проблем

37 Самый известный из русских летописцев, монах Киевско-Печерского монастыря, живший во второй половине 11 века – в начале 12 веков? Нестор

38 Гарриет Бичер-Стоу написала книгу, которая имела огромное значение в борьбе за освобождение негров от рабства. Что это за книга? Хижина дяди Тома

39 Мифическая обитель богов? Вершины гор

40 Из Древнего Китая пошло название «Желтая газета». А почему она так называлась? Газета печаталась на желтом шелке

41 Какой подарок ко дню рождения сова подарила ослику Иа? Хвост

42 Что выманила лиса у вороны в знаменитой басне Крылова? Cыр

43 Кем стал братец Иванушка, ослушавшись сестрицу Аленушку? Козленочком

44 Из какого цветка появилась Дюймовочка? Из тюльпана

45 Какой прибор изобрел инженер Гарин? Гиперболоид

46 Как звали пуделя Мальвины? Артемон

47 Какой дворянский титул был у мушкетера Атоса? Граф

48 У кого из литературных героев в голове одни опилки? У Винни-Пуха

49 Кто приютил Белоснежку? Семь гномов

50 Кто убил Пушкина? Дантес

51 На какой птице летала Дюймовочка? На ласточке

52 Сколько детей было у капитана Гранта? Двое

53 Кто написал роман «Робинзон Крузо»? Даниель Дефо

54 Во что превратилась карета Золушки в 12 часов? В тыкву

55 Что было нарисовано на холсте в коморке Папы Карло? Котелок

56 Где живет Карлсон? На крыше

57 Какое яйцо снесла курочка Ряба? Золотое

58 Что такое «белый стих»? Нерифмованный стих

59 Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”? Царевна-лягушка

60 Имя возлюбленной Дон Кихота. Дульсинея Тобосская

61 Сколько лет пролежал на печи известный богатырь Илья Муромец? 30 лет и 3 года

62 В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве? Колобок

63 В произведении Шекспира «Ромео и Джульетта» фамилия главного героя была Монтекки. А его возлюбленной? Капулетти

64 В Древней Греции на этих зданиях было написано: «Здесь живут мертвые и говорят живые». На библиотеках

65 Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”? Сестрица Аленушка и братец Иванушка

66 Название второй части книжки о приключениях девочки Алисы в Чудесной Стране, Л. Кэрролла. Алиса в Зазеркалье

67 Сколько лет было Анне Карениной на момент ее гибели в произведении Л.Н.Толстого? 28 лет

68 Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”

МБОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию»

Учитель русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию».

Цель:развитие интеллектуальных способностей учащихся 5-7 классов через внеклассную работу по литературе.

Девиз: «Не зарывай свои таланты»

Оформление: красочно оформленная карта страны Литературии, выставка книг, по содержанию которых составлены вопросы викторины, плакат с девизом игры.

Ведущий

Не наяву и не во сне, без страха и без робости Мы часто бродим по стране, которой нет на глобусе. На карту не нанесена, но знаем ты и я, Что есть страна, что есть страна – Литературия. Дорогие ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы отправимся в страну Литературию, где вас ждут встречи с героями замечательных книг русской и зарубежной литературы. Именно сегодня вам пригодятся все ваши знания, эрудиция и талант. Знаете притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Хорошо, я вам её расскажу. Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному он дал 5 талантов (5 серебряных монет, имевших хождение в античную эпоху), другому –3, третьему – 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. У нерадивого же он отобрал и последнее… Сейчас я вручу каждой команде по 10 «талантов». Это ваш начальный капитал. Во время игры каждая команда при правильном ответе будет получать один «талант», при неправильном – отдавать. По количеству набранных талантов и определится победитель. Прежде чем мы отправимся в путешествие в страну Литературию, я предлагаю провести литературную разминку. Каждая команда должна ответить на мои вопросы.
Литературная разминка. (Команды по очереди отвечают на вопросы. На размышление – 10 секунд).
    В каком рассказе А.П.Чехова одной из главных героинь была собака – помесь таксы с дворняжкой? («Каштанка») Сколько раз Гвидон летал в царство Салтана, в кого он при этом превращался?
(3 раза; превращался в комара, в муху, в шмеля)
    Что требовала старуха от золотой рыбки в сказке А.С.Пушкина? (Новое корыто, избу, хотела стать столбовою дворянкой, царицей, владычицей
морскою)
    Как звали главного героя повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда он летал на чёрте?
(Кузнец Вакула летал на чёрте в Петербург за царскими черевичками)
    О ком идёт речь в следующем отрывке? Как называется произведение? Кто его автор?
А) Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идёт Попарно, чинно, сколь возможно Седую бороду несёт. (Черномор, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин) Б) Молодой туземец родом из Южной Африки был приговорён к смерти, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет. (Пятница, «Робинзон Крузо», Д.Дефо)
В) Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки, Надевать он стал пальто, Говорят ему – не то… (Рассеянный, «Вот такой рассеянный», С.Маршак)
Г) Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке, Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нём ничего. (Неизвестный герой, «Рассказ о неизвестном герое», С.Маршак)

I . Остановка «Долина сказок»

(Задание проводится под девизом: «Кто быстрее»).
    У него были налажены связи и с уголовным миром, и с миром богемы, а прославиться он собирался, играя роль самого себя. (Буратино) Именно его Балда назвал меньшим братом. (Заяц) Эту песенку напевала самая знаменитая белка. («Во саду ли в огороде») Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (Гуси-лебеди) С этой просьбой обратился Лев к Гудвину Великому. (Попросил смелости) Пантера назвала его безногим, жёлтым земляным червём, а поплатились за это Бандер-Логи. (Удав Каа) Об этой бесконечной сказке знают все, помнят её считанные единицы, а её герой – просто скотина! («Сказка про белого бычка») Его выкормили волки, а воспитал медведь. (Маугли)

II. Остановка «Плоскогорье Загадки Маршака».
(Каждая команда получает кроссворд, составленный по загадкам С.Я.Маршака).

    Она меня впускает в дом
И выпускает вон. В ночное время под замком Она хранит мой сон. Она ни в город, ни во двор Не просится гулять. На миг заглянет в коридор – И в комнату опять. (Дверь)
    Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
    Самый бойкий я рабочий
В мастерской Колочу я что есть мочи День-деньской. (Молоток)
    Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку, Я прижму его к доске Да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка – Чуть видна его фуражка. (Гвоздь)
    За стеклянной дверцей
Бьётся чьё-то сердце – Тихо так. Тихо так. (Часы)
    Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И седёлка на носу. (Очки)
    Принялась она за дело,
Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)
    Меня спроси,
Как я тружусь, Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)
    Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)
    Я конём рогатым правлю.
Если этого коня Я к забору не приставлю, Упадёт он без меня. (Велосипед)

III. Остановка «Низменность книголюбов».
(«Заморочки из бочки». Команды по очереди достают «бочки» с вопросами)

    За сколько лет должен был Балда собрать оброк с чертей? (За 3 года) Откуда пришла беда в царство Дадона? (С Востока) какое учёное звание имел Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук) Сколько лет рыбачил старик? (33 года) Кто помог царевичу Елисею найти невесту? (Ветер) Машина каких героев заправлялась сахарным сиропом? (Шпунтика и Винтика) Основное занятие старухи – жены рыбака. (Пряжа) Что делали из ореховых скорлупок? (Монеты) На чём сидел золотой петушок? (На спице) Что означает слово Буратино на итальянском языке? (Деревянная кукла) Кто мог при езде обходиться половиной лошади? ( Мюнхгаузен) В какой стране и на каком поле можно было собрать большой урожай денег? (Поле чудес. «Золотой ключик» Толстого) В какой популярной сказке Волкова мы встречаемся с трусливым львом? («Волшебник изумрудного города») В каком произведении говорится о лечении бородавок с помощью кошки? («Приключения Тома Сойера») В каком художественном произведении улыбка гуляла сама по себе? («Алиса в стране чудес») как звали трёх поросят из одноимённой сказки? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

IV. Остановка «Поэтическая равнина».
Написать за 5 минут стихотворение по данным рифмам.
_________посланец __________красиво_________рассказ __________рад_________танец __________счастливый_________глаз __________парад

V. Остановка «Город мудрецов»
Пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. Русские люди уже триста лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц (печатных тогда ещё не было). Пословицы хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому пословицы оттачивали так, чтобы они были похожи на стихотворные строки: «Дружба и братство дороже богатства», «Любишь браниться – люби и мириться». Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно: Пословица недаром молвится. Глупая речь не пословица. Пословица – всем делам помощница. Пословица век не сломится. Вам предстоит вспомнить пословицы по их началу. (Каждая команда получает лист с началом пословиц, которые следует дописать).

    Остановка «Пушкиноград»
Заполни клетки.1. Персонаж поэмы «Руслан и Людмила».Н 2. Персонаж сказки «Золотой петушок».Д
3. Персонаж повести «Станционный смотритель» В
4. Стихотворение, начинающееся строкой «Подруга дней моих суровых». Н
5.Царь, персонаж одной из сказок Пушкина. С
    Название повести из сборника «Повести покойного И.П.Белкина».
М
    Имя дядьки Пушкина.
Н
    Имя няни поэта.
А
9.Персонаж одной из сказок А.С.Пушкина. Имя его вы найдёте в названии сказки. Б

После окончания путешествия подводятся итоги, подсчитывается, сколько талантов набрала каждая команда. Награждение.

Использованная литература

    К.П.Алликметс, А.А.Метса. Поговорим, поспорим. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1991. – 320с.

    Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003. – 301с.

    В.А.Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель-АСТ, 2001. – 120с.

    И.Г.Сухин. 800 загадок, 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996. – 176с.

    Я.Л.Трембовольский, И.В.Чекалов. Ваше слово, эрудиты. М.: Просвещение, 1990. – 144с.

    И.В.Шустина. Кроссворды для школьников. Ярославль: Академия развития, 1997. – 128с.

красноштанова ирина николаевна

Тема : «Литературная викторина «Путешествие по страницам любимых книг » .

Цель : систематизация и обобщение знаний детей о народных и авторских сказках.

Задачи :

Формировать стремление детей к постоянному общению с книгой , желание самому научиться читать и стать активным читателем;

Развивать умение мыслить, анализировать, сопоставлять;

Закреплять навык работы в команде;

Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ о литературном герое с опорой на схему;

Развивать двигательную активность детей.

Предметно-развивающая среда : «волшебные» предметы (волшебная палочка, шкатулка, дерево, карта волшебной страны , изображения сказочных героев, иллюстрации известных детям сказок, книга для сюрпризного момента.

Планируемый результат :

Дети должны знать :

Названия популярных детских книг и их авторов ;

Уметь :

Узнавать героев произведений для детей по описанию внешности;

Ориентироваться в пространстве ;

Эффективно взаимодействовать в команде.

Предварительная работа : чтение литературных текстов разной тематики и жанров для детей, знакомство с биографией авторов этих произведений, дидактические игры «Чей портрет?» , «Что сначала, что потом?» , «Узнайте сказку» и т. п., составление рассказа – описания о сказочном герое по схеме.

КОНСПЕКТ

Дети рассматривают «волшебные» предметы, размещённые в помещении группы. Входит воспитатель.

Воспитатель : Ребята, а вы любите путешествовать ? (Ответы детей)

В : Я предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебной стране , стране , в которой живут наши любимые сказки . А чтобы путешествие наше было ещё интереснее, мы будем искать клад, который спрятан героями сказок в секретном месте.

Что же нам понадобиться для того, чтобы этот клад найти? (Ответы детей) .

Правильно, обязательно нужна карта, без неё клад найти невозможно.

Для того чтобы получить карту нужно выполнить несколько заданий. За каждое выполненное задание можно заработать кусочек карты. Если сложить эти кусочки вместе, то обязательно найдёшь дорогу к сокровищам.

Отправляемся в путь!

Задание 1 «Волшебные слова» .

Что нужно сделать, чтобы очутиться в волшебной стране ? (Ответы детей) .

Правильно, нужно сказать волшебные слова! Сейчас мы проверим, знаете ли вы заклинания и волшебные слова из сказок?

Каждому ребёнку предлагается, взяв в руки волшебную палочку, вспомнить определённые волшебные слова.

Вопросы воспитателя :

1. Какие волшебные слова нужно сказать, когда закопаешь на пустыре пять сольдо? «Крекс, фекс, пекс» (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» )

2. Как заставить вёдра идти за водой? «По - щучьему веленью, по- моему хотенью» (Р. Н. С. «По щучьему веленью» )

3. Помогите открыть пещеру с сокровищами для Али-Бабы? «Сим - сим, открой дверь» (герой арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников» )

4. Как позвать Сибку-бурку? «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой» (Р. Н. С. «Сивка -бурка» )

5. Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил её желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…» (В. Катаев «Цветик-семицветик» ).

6. Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом» .

7. Как попросить у горшочка сладкой каши? «Горшочек вари!» (Бр. Грмм «Горшочек каши» ).

8. Помогите девочке Элли из Канзаса вызвать летучих обезьян. «Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Явитесь передо мной летучие обезьяны!» («Волшебник изумрудного города» ).

В.: - Вот мы и очутились в волшебной стране . (Звучит музыка) . Молодцы, вы - настоящие волшебники! Я тоже знаю одно заклинание : «Абра-кадабра!» . (Достаёт первый кусочек карты) .

Задание 2 «Волшебная шкатулка» .

В.: - Посмотрите, что мы наколдовали! Это волшебная шкатулка, в ней лежат предметы, которые принадлежат героям разных сказок. Ваша задача – узнать сказку по этому предмету.

В шкатулке лежат : горошина, роза, азбука, ореховая скорлупка, горшочек, веретено, кусочек теста, уголёк и стеклянная брошка, зеркальце. Последним достают кусок карты.

В.: Ребята, вы справились с заданием. А сейчас нас ждёт чудо-дерево.

Задание 3 «Чудо-дерево»

В : - Это дерево необычное.

На нашем дереве растут не листочки и не цветочки, а портреты детских писателей. Вам нужно не только назвать этих писателей, но и постараться вспомнить книги , которые они написали. (Андерсен, братья Гримм, Пушкин, А. Линдгрен, Н. Носов, К. Чуковский, Ш. Перро).

По одному портрету снимает с дерева, дети называют автора и его произведения. Последним с дерева достаёт фрагмент карты.

В.: Теперь у нас есть 3 фрагмента карты. Мы преодолели половину пути, и я предлагаю вам отдохнуть вместе с любимым сказочным героем .

Музыкальная физминутка «Буратино» .

Задание 4 «Угадай героя»

Дети рассаживаются за столы парами.

В.: - Ребята, следующие задание : составить загадку о сказочном герое по схеме, так, чтобы ваши товарищи угадали, кто это.

Вывешивает схему на доску, раздаёт карточки с изображением героев

(работа в паре) .

Рассказы детей.

В.:- За верные ответы и правильно составленные рассказы сказочные герои передают вам фрагмент карты.

Задание 5. «Из какой сказки иллюстрация » .

Подходят к пеньку, на котором лежит порванная книга .

В.: - Ребята, даже в волшебной стране есть люди , которые неаккуратно обращаются с книгами . Вот посмотрите на эту книгу , из неё выпали страницы с иллюстрациями . Давайте определим сказки, к которым были нарисованы эти иллюстрации .

(5 -6 иллюстрации ) . Дети называют сказку и фрагмент сюжета, к которому относится картинка.

В. – Мы разобрались с выпавшими страницами , а теперь книгу нужно обязательно подклеить. А вот и наш кусочек карты вложен в книгу .

Задание 6. «Четвёртый лишний» .

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором разложены карточки для игры.

В.: - Смотрите, записка.

Читает : Здравствуйте, ребята! В нашей стране случилось несчастье : сильный ветер перемешал всех сказочных геров и теперь мы не можем вернуться назад в свою сказку. Помогите нам, пожалуйста!

В. - Ну что, поможем сказочным гароям?

Детям предлагается 4 карточки :

1)Три героя русских народных сказк, один – авторской.

2)Три героя сказок Перро, один – из сказки Пушкина.

3)Три героя сказки «Чипполино» , один – А. Линдгрен.

На столе находится последний фрагмент карты.

В.: Наконец-то, ребята у вас в руках все фрагменты карты чудесной страны . Для того чтобы найти клад, нужно сложить все кусочки вместе.

«Кладом» оказывается книга .

Рефлексия

В.: Вот и закончилось наше путешествие .

Если вам понравились наши приключения, снимите с доски изображение доброго героя сказок. Если не понравилось – возьмите картинку героя с плохим характером.

Дети снимают с доски изображения сказочных героев.

В.: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать , спасибо вам за него.

Давайте скажем спасибо и нашим гостям, за то, что они путешествовали с нами .

Новое на сайте

>

Самое популярное