Домой Связки Томаш масарик и образование чехословакии. Биография

Томаш масарик и образование чехословакии. Биография

МАСАРИК ТОМАШ ГАРРИГ - чешский государственны и по-ли-тический дея-тель, ис-то-рик, пуб-ли-цист .

Из бед-ной мо-рав-ской се-мьи. За-кон-чил фи-лософский факультет Вен-ско-го университета (1875 год), в 1876-1877 годах про-хо-дил ста-жи-ров-ку в ас-пи-ран-ту-ре Лейп-циг-ско-го университета . В сту-денческие го-ды на-хо-дил-ся под силь-ным влия-ни-ем уче-ния Пла-то-на и фи-ло-софских взгля-дов Ф. Брен-та-но. В 1878 году же-нил-ся на аме-ри-кан-ке Ш. Гар-риг, чью фа-ми-лию взял как вто-рое имя, в 1880 году пе-ре-шёл из ка-то-ли-циз-ма в про-тес-тан-тизм . В 1879 году за-щи-тил диссертацию «Са-мо-убий-ст-во как мас-со-вое об-ще-ст-вен-ное яв-ле-ние со-вре-мен-ной ци-ви-ли-за-ции» («Der Selbstmord als sociale Massenerscheinung der modernen Civili-sation»), по-лу-чил зва-ние при-ват-до-цен-та. В 1882 года экс-т-ра-ор-ди-нар-ный про-фес-сор фи-лософского факультета Чешского университета в Пра-ге, с 1896 года ор-ди-нар-ный про-фес-сор. В 1883 году ос-но-вал на-учный еже-ме-сяч-ник «Athenaeum», был его главным ре-дак-то-ром до 1888 года.

Бла-го-да-ря пуб-ли-ка-ции в жур-на-ле в 1886-1887 годах ма-те-риа-лов дис-кус-сии о под-лин-но-сти т. н. Кра-лед-вор-ской и Зе-ле-но-гор-ской ру-ко-пи-сей имя Масарика ста-ло ши-ро-ко из-вест-но в Че-хии. В 1887-1888 годах два-ж-ды по-се-тил Рос-сию, по-бы-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Мо-ск-ве, Кие-ве, Одес-се, Яс-ной По-ля-не, где встре-тил-ся с Л. Н. Тол-стым . С 1889 года ак-тив-но со-труд-ни-чал в об-щественно-по-ли-тическом журнале «Čas», об-ра-зо-вал вме-сте с Й. Кайз-лом и К. Кра-мар-жем груп-пу т. н. реа-ли-стов. В 1891-1893 годах депутат рейхс-ра-та от пар-тии мла-до-че-хов . В 1893 году ото-шёл от по-ли-ти-ки и вер-нул-ся к пре-по-да-ва-тель-ской и ак-тив-ной пуб-ли-ци-стической дея-тель-но-сти. В 1893 году ос-но-вал журнал «Naše doba». В 1895 году из-дал один из сво-их главных тру-дов - «Чеш-ский во-прос: стрем-ле-ния и чая-ния нацио-наль-но-го воз-ро-ж-де-ния» («Česká otázka: snahy a tužby národního obrození»), в ко-то-ром пред-ло-жил собственную трак-тов-ку чешской ис-то-рии, дви-жу-щей си-лой ко-то-рой объ-явил ре-лигиозную идею. Эта ра-бо-та да-ла тол-чок его мно-го-лет-ней дис-кус-сии с ря-дом чешских ис-то-ри-ков, в т. ч. Й. Пе-кар-жем, о «смыс-ле чеш. ис-то-рии». В 1890-х годах опуб-ли-ко-вал наи-бо-лее из-вест-ные со-чи-не-ния: «Наш се-го-дняш-ний кри-зис» («Na ̌se nynější krize», 1895 год), «Ян Гус» («Jan Hus», 1896 год), «Ка-рел Гав-ли-чек» («Karel Havlí ̌сek», 1896 год), «Со-вре-мен-ный че-ло-век и ре-ли-гия» («Moderní člověk a nábo-žen-ství », 1898 год), «Со-ци-аль-ный во-прос: Фи-ло-софские и со-цио-ло-гические ос-но-вы марк-сиз-ма» («Otázka so-ciální: základy mar-xis-mu sociologické a filosofické», 1898 год; русский перевод «Фи-лософские и со-цио-ло-ги-че-ские ос-но-вы мар-ксиз-ма», 1900 год). В этих ра-бо-тах Масарик дал, в ча-ст-но-сти, собственную трак-тов-ку по-ня-тий «гу-ма-низм» и «де-мо-кра-тия», осу-дил ан-ти-се-ми-тизм.

В 1900 году Масарик ос-но-вал Чешскую народную пар-тию [с 1905 года Чешская про-грес-сив-ная пар-тия (реа-ли-стов)], в 1919 году вошед-шую в со-став На-цио-наль-но-де-мо-кра-ти-че-ской пар-тии. В 1907-1914 годах депутат пар-ла-мен-та, до начала Первой ми-ро-вой вой-ны ос-та-вал-ся сто-рон-ни-ком пре-дос-тав-ле-ния че-хам ши-ро-кой куль-тур-но-по-ли-тической ав-то-но-мии в рам-ках Ав-ст-ро-Венг-рии. С декабря 1914 года по декабрь 1918 года в эмиг-ра-ции в Ита-лии, Фран-ции, Швей-ца-рии, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Рос-сии и США, про-па-ган-ди-ро-вал идею соз-да-ния не-за-ви-си-мо-го че-хословацкого го-су-дар-ст-ва.

В 1913 году опуб-ли-ко-вал ра-бо-ту «Рос-сия и Ев-ро-па» («Ruß land und Europa», Bd 1-2; на чешском языке «Rusko a Evropa», 1919-1921 годы. Dl 1-2; русский перевод, Том 1-3, 2004 год) - пер-вый в Ев-ро-пе фун-даментальный труд по ис-то-рии российской об-щественной мыс-ли. Ис-хо-дя из цен-траль-ной для но-во-ев-ро-пей-ской ис-то-рии ан-ти-те-зы «де-мо-кра-тии и тео-кра-тии», Масарик про-сле-жи-вал её са-мо-быт-ное раз-ви-тие в ши-ро-ком спек-тре ис-то-рио-соф-ских, этических, со-ци-аль-но-по-ли-тических и ре-лигиозно-фи-лософских кон-цеп-ций Рос-сии XIX - начала XX веков. В 1915 году по-сле при-ез-да Э. Бе-не-ша в Па-риж стал од-ним из ос-но-ва-те-лей Чешского за-гра-нич-но-го комитета, за-тем Че-хословацкого национального со-ве-та, под-дер-жи-вал тес-ный кон-такт с под-поль-ной организаци-ей «Маф-фия», со-би-рав-шей раз-ве-ды-вательные дан-ные в поль-зу Ан-тан-ты и спо-соб-ст-во-вав-шей соз-да-нию не-за-ви-си-мо-го че-хословацкого го-су-дар-ст-ва. Уча-ст-во-вал в под-го-тов-ке и под-пи-са-нии Питтс-бург-ско-го со-гла-ше-ния 31.05.1918 года, оп-ре-де-лив-ше-го ос-но-вы го-су-дар-ст-ва че-хов и сло-ва-ков.

С 14.10.1918 года председатель временного че-хословацкого пра-ви-тель-ст-ва. Вме-сте с М. Ште-фа-ни-ком и Бе-не-шем под-пи-сал 18.10.1918 года Ва-шинг-тон-скую дек-ла-ра-цию, из-ве-щав-шую пра-ви-тель-ст-ва западных го-су-дарств о соз-да-нии Че-хо-сло-ва-кии и оп-ре-де-лив-шую основные по-ло-же-ния её бу-ду-щей кон-сти-ту-ции. 14.11.1918 года Национальным со-б-ра-ни-ем в Пра-ге за-оч-но из-бран пре-зи-ден-том рес-пуб-ли-ки, всту-пил в долж-ность 21.12.1918 года по воз-вра-ще-нии из эмиг-ра-ции. В 1920, 1927 и 1934 годах пе-ре-из-би-рал-ся на по-сту гла-вы го-су-дар-ст-ва. В 1920 году опуб-ли-ко-вал ра-бо-ту «Но-вая Ев-ро-па: сла-вян-ская по-зи-ция» («Nová Evropa: Stanovisko slovanské»), в ко-то-рой из-ло-жил идею кон-со-ли-да-ции мо-ло-дых цен-траль-но- и вос-точ-но-ев-ро-пей-ских го-су-дарств в по-сле-во-ен-ных ус-ло-ви-ях. Фор-маль-но ос-та-ва-ясь бес-пар-тий-ным, воз-глав-лял т. н. груп-пи-ров-ку «Град», в ко-то-рую вхо-ди-ли наи-бо-лее влия-тель-ные по-ли-ти-ки и пред-при-ни-ма-те-ли; во внеш-ней по-ли-ти-ке под-дер-жи-вал курс Бе-не-ша, ори-ен-ти-ро-вав-ше-го-ся на Фран-цию. В декабре 1935 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем со-стоя-ния здо-ро-вья по-дал в от-став-ку.

Сочинения:

Korespondence. Praha, 2001-2009. Sv. 1-4. Фи-ло-со-фия - со-цио-ло-гия - по-ли-ти-ка. Из-бран-ные тек-сты. М., 2003.

Дополнительная литература:

Opat J. Filizof a politik T. G. Masaryk, 1882-1893. Praha, 1990;

idem. Pr ̊uvodce ̌zivo-tem a dí lem T. G. Masaryka: ̌cesk ́a ot ́azka v ̌cera a dnes. Praha, 2003;

Фир-сов Е.Ф. Опыт де-мо-кра-тии в ЧСР при Т. Ма-са-ри-ке: коа-ли-ци-он-ный плю-ра-лизм (1928-1934). М., 1997;

он же. Т. Г. Ма-са-рик и рос-сий-ская ин-тел-лек-ту-аль-ная сре-да (по ар-хи-вам Че-хии и Рос-сии). М., 2005;

Не-на-ше-ва З.С. Т. Г. Ма-са-рик в кон-тек-сте чеш-ской по-ли-ти-че-ской жиз-ни 1907-1914 гг.: по ма-те-риа-лам Ар-хи-ва внеш-ней по-ли-ти-ки Рос-сий-ской им-пе-рии // TGM, Rusko a Evropa: Dilo - vize - pri-tomnost. Praha, 2002;

Soubigou A.T. Ma-sa-ryk. P., 2002; Hain R. Teorie státu a státní prа́vo v myšlení T. G. Masaryka. Praha, 2006.

На недавней весенней сессии Академии наук Абхазии, Грузия, с боль­шим вниманием был заслушан доклад президента Чешского землячества в Грузии «Злата Прага», члена-корреспондента АН Абхазии, Грузия, Гарольда Шмальцеля. Он был подготовлен по инициативе президента АН Абхазии Шота Мисабишвили. Тема доклада, затрагивающего личность политического деятеля, первого президента Чехословакии Томаша Масарика, была выбрана не случайно. В течение нескольких лет Шота Мисабишвили находился в этой стране и успел достаточно хорошо ознакомиться с основными моментами ее развития. Особенно интересовал ученого вопрос государственного строительства Чехословакии после распада Австро-Венгерской империи, начавшегося под руководством ее первого президента. Также был подготовлен доклад аспиранта Академии МВД Гочи Очигава на тему – «Парламентские реформы в Чехословакии после обретения независимости». Оба доклада были с большим интересом прослушаны и одобрены Чрезвычайным и Полномочным Послом Чешской Республики в Грузии Иржи Неквасилом, являющимся почетным академиком АН Абхазии, Грузия.

Томаш Гарриг Масарик (1850-1937) – чехословацкий го­сударственный и политический деятель. Получил образование в Венском и Лейпцигском университетах. С 1876 г. – доктор философии. В 1882-1914 годах Масарик – профессор фило­софии Пражского университета. В 1889 году вместе с Крамаржем и другими основал либерально-политическую группу «Реалисты». Масарик был основателем и идеологом либеральной Чешской народной (реалистической) партии (1900-1920), стремившейся к автономии Чехии в составе Австро-Венгрии. В 1898 г. свои лекции и статьи переработал в книгу «Социальный вопрос. Философские и социологические основы марксизма», которая в силу ее критического отноше­­ния к марксизму использовалась как идеологическое ору­жие. Пе­ред первой мировой войной Масарик приобрел популярность среди прогрессивной интеллигенции благодаря своей борьбе с австро-венгерским гегемонизмом, антисемитизмом и клерикализмом. Неоднократно избирался депутатом пар­ламента. В 1887 1889, 1910 годах посещал Россию. С декабря 1914 г. жил в эмиграции: в Женеве, Париже, Лондоне, Чикаго, Вашингтоне и Бостоне. По договоренности с Бенешем и другими политическими деятелями он создал в Париже Чешский (затем Чехословацкий) национальный совет (1915), ориентировавшийся в вопросе создания самостоятельного государства на Антанту. До 1917 г. Масарик допускал, что новое государство может быть монархией во главе с представителем династии Романовых. Он приветствовал Февральскую буржуазно-демократическую революцию в России телеграммами на имя князей Львова и Родзянко. В мае 1917 и марте 1918 гг. был в России, стремился сблизиться с партией кадетов. В речах и заявлениях поддерживал политику Временного правительства. Октябрьскую социалистическую революцию встретил враждебно.
Масарик организовал контрреволюционный антисоветс­кий мятеж Чехословацкого корпуса. Через два месяца после провозглашения Чехословацкой Республики (октябрь 1918) прибыл в Прагу из США, где находился с апреля 1918 г. В ноябре 1918 г. Национальное собрание избрало Масарика президентом республики (переизбирался в 1920, 1927 1934 годах). Вместе с Бенешем являлся ведущим представителем либерально-буржуазной группировки «Град» – руководящего ядра новой Чехословакии в 1918-1938 годах. Во внешней политике Масарик ориентировался на западные державы и проводил антибольшевистский курс. Масарик заслужил титулы «великого демократа», «гуманиста» и «друга рабочих».
Доклад Гарольда Шмальцеля позволил раскрыть личность первого президента Чехословакии Масарика, более детально ознакомиться с основными моментами его политической карьеры.
Как уже отмечалось ранее, после избрания президентом Чехословакии, Масариком была организована группировка «Град», состоящая из крупнейших деятелей страны – банкиров, финансистов, промышленников, деятелей культуры, общественных деятелей. Большая заслуга президента заключается в том, что он смог сплотить всю элиту страны для совместного строительства послевоенного государства. Именно ему принадлежит и теория «гуманной демократии», которая основывалась на англо-саксонском парламентаризме и менталитете чешского народа. Этот принцип помог на­циональной демократии выстоять – даже в то время, когда в Европе уже появились фашистские и тоталитарные госу­дарства. Помог он во многом и во время второй мировой войны. Принцип «гуманной демократии» ясно охарактеризовал президент Вацлав Гавел в 1990 году. «Масарик основывал политику на нравственности. И нам следует в новое время и по-новому попытаться возобновить такое понимание политики. Следует научиться нам самим и научить других, что политика должна быть выражением стремления содействовать счастью общества, а не выражением потребности подводить общество или подвергать его насилию. Следует научиться нам самим и научить других… как сделать лучшими самих себя и весь мир».
Интересно отношение Масарика и к Октябрьской рево­люции. Он был большим противником, как ее, так и самой личности Ленина. Во время первой мировой войны и до Октябрьской революции чуть ли не тысячами, целыми подразделениями чешские солдаты и офицеры сдавались России. Таким образом, в России собралось очень много чешских военнопленных. Масарик всеми силами старался вывезти их с тех участков российской территории, которые были захвачены Германией, что имело целью выступление против большевизма. Успешными его шагами стали поддержка Колчака, мятеж военнопленных чехов и многое другое.
Ма­са­рик активно содействовал легендарному русскому те­ррористу Борису Савинкову. Он финансировал проведение ан­тибольшевистских акций, за что сам Савинков был без­г­ра­нично ему благодарен. Помогал Масарик и соратникам Са­винкова.
Зна­чи­тельна роль президента в формировании пос­левоенной Ев­ро­пы. Он проживал в эмиграции во многих странах Европы и Америки. Именно поэтому европейская и американская политика была ему хорошо знакома. Масарик с лег­костью ориентировался в лю­бых политических ситуациях, что не раз помогало ему нахо­дить правильное решение, а так­же непрерывно поддерживать свою идею полной независимости Чехословакии. Некоторые члены Антанты, в особенности Англия, не желали распада Австро-Венгерской империи, однако Масарику удалось убедить их в своей правоте. По его твердому убеждению, страны, вхо­див­шие в Австро-Венгерс­кую империю, в том числе Чехо­словакия, должны были обре­с­ти независимость. Члены Ан­танты вынуждены были признать правоту Масарика. Их согласие придало легитимность этому процессу, и вот 14 ноября 1918 г. Национальное собрание Чехословакии еди­ногласно избрало Т. Г. Масарика президентом республики. Без обсуждения и существенных изменений был утвержден и состав правительства, ранее согласованный в Женеве. В правительстве «общенациональной коалиции», главой которого стал К. Крамарж, роли были распределены таким образом, что важнейшие позиции в экономике и государственном управлении заняли представители буржуазных партий. С этого момента и практически до конца существования республики они не выпускали из своих рук руководства министерствами промышленности и торговли, финансов, сельского хозяйства, обороны, внутренних и иностранных дел, а также пост премьера.
После обретения независимости, Масарик совмест­но с группой «Град» активно занялся обустройством чехо­словацкого государства. В результате такой согласованной деятельности и менталитета чешского народа ему удалось за 10-15 лет вывести республику на четвертое место в мире по объему промышленной продукции. Это было время расцвета науки, культуры, промышленности, политики…
Находившийся в преклонном возрасте Масарик ушел с поста президента, но его идеи продолжали оказывать сильное воздействие на реформистски настроенные слои чешского народа.
Диана ШЕРЕШАШВИЛИ


Ян Черны
Эдвард Бенеш
Антонин Швегла
Ян Черны
Франтишек Удржал
Ян Малипетр
Милан Годжа Отец Йозеф Масарик [d] Мать Тереза Масарикова (Кропачкова) [d]

То́маш Га́рриг Ма́сарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk (при рождении - Томаш Масарик), имя часто сокращается как TGM ; 7 марта , Гёдинг , Моравия , Австрийская империя , - 14 сентября , Лани , Чехословакия) - чешский социолог и философ , общественный и государственный деятель, один из лидеров движения за независимость Чехословакии , а после создания государства - первый президент Чехословацкой Республики ( -).

Биография

Отец, Йозеф Масарик (1823-1907), был словаком из венгерской части Австро-Венгрии , мать, Тереза Масарикова (в девичестве - Кропачкова) (1813-1887) - немкой из Моравии . Масарик родился в простой рабочей семье - отец, происходивший из бедных фермеров, одно время состоял камердинером, затем управляющим имением Натана Редлиха (хотя был долгое время неграмотным и освоил чтение и письмо благодаря своему сыну), мать служила поварихой. Родители хотели чтобы сын изучил кузнечное дело и стал слесарем, однако Томаш продолжал учебу. Учился в Брно , Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в стал профессором Пражского университета . Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию на тему: «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики ». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» - таков был девиз всей его жизни.

В 1902 году Масарик по приглашению американца Чарльза Крейна читает лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюков , который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году. Масарик и Бенеш ещё раз встречаются в Англии в Кембридже с П. Н. Милюковым и Р. В. Дмовским в 1916 году.

В 1910 году Томаш Масарик посетил Льва Толстого в Ясной Поляне, и имел с ним несколько бесед, об этих встречах упоминается в "Дневниках" Льва Толстого.

Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в - и - . По словам коммуниста В. Копецкого , он считал, что «если бы было создано самостоятельное чешское государство, то это было бы таким курьёзом, что на него могли бы приезжать любоваться негры из Африки» . C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии . Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии , Италии , Великобритании , Франции , России , США , где активно агитировал общественное мнение Антанты за независимость Чехословакии именно в таких границах и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.

В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион , а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию - Чехо-войско). В марте 1918 года Масарик уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет , председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.

Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа . Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček ), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался "гуманистический" характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика - «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек , автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком».

Карта Первой Чехословацкой республики

Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в , из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец , президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш . Масарик умер в 1937 году в своём имении Ланы , за год до краха Первой Чехословацкой республики.

Марка Чехословакии с изображением Т. Г. Масарика

Память и признание

В Годонине открыт музей Масарика. Его имя носят Масариков университет в Брно, многие улицы, проспекты и вокзалы. Самый большой автодром Чехии назван трассой имени Масарика . Также его имя носит населённый пункт на севере Израиля - Кфар Масарик и площадь в центре Тель-Авива .

В 1928 г. Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Т. Масарика. Монета была посвящена 10-летию независимости. Масса 10 граммов, проба 700.

В 1937 г. в связи с кончиной Т. Масарика Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 20 крон. Масса 12 граммов, проба 700.

В 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика выпустила серию памятных монет номиналом в 10 крон, в том числе с Т. Масариком.

В современной Чехии существует орден , учреждённый в честь Т. Масарика.

Портрет Масарика изображён на современной банкноте номиналом в 5000 чешских крон .

Произведения

  • Ideály humanitní; Problém malého národa; Demokratism v politice. Praha: Melantrich, 1990
  • Masaryk T.G. Svobodni zednari, Nase doba 1925.
  • Masaryk T.G. Katolicke povery o zednarstvi a satanismus, Svobodny zednar VIII/1934.
  • Thomas Masaryk The making of a State
  • Masaryk. T.G. Svetova revoluce, Cin, 1925
  • T. G. Masaryk «Die Weltrevolution»

Публикации на русском языке

  • Масарик Т. Г. Философские и социологические основания марксизма: этюды по социальному вопросу = Die philosophischen und soziologiscnen grundlagen des marxismus. / Пер. с нем. П. Николаева. - М.: 1900. - 535 с.
    • Философские и социологические основания марксизма: этюды по социальному вопросу. / Пер. с нем. П. Николаева. - М.: Ленанд , 2014. - 535 с.
  • Масарик Т. Г. О большевизме = O bolševictví / Авториз. пер. под ред. Бориса Соколова. - Прага: Наша речь, 1921. - 59 с.
  • Масарик Т. Г. Мировая революция . Воспоминания = Světová revoluce. / Авториз. пер. Н. Ф. Мельниковой-Папоушек. - Прага: Пламя, 1926-1927.
    • Т. 1. - 1926. - 232 с.
    • Т. 2. - 1927. - 367 с.
  • Масарик Т. Г. Философия - социология - политика. Избранные тексты. М.: - РУДН, 2003
  • Масарик Т. Г. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т. 1-3. - СПб: РХГИ, 2004

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.

Первый президент Чехословакии Томаш Масарик как-то заметил: "Если небольшой народ чего-нибудь добивается своими слабыми силами, - это имеет безмерную нравственную значимость - так же, как грош евангельской вдовы". Демократическая Чехословакия 20-30-х гг., выросшая в окружении тоталитарных и авторитарных режимов, имела для ХХ века значимость, совершенно несопоставимую со скромными размерами ее территории.


Посланник Господа


Демократия не является порождением ХХ века, но ХХ век можно назвать веком демократии. Если столетием раньше она оставалась еще экзотическим цветком в бескрайнем поле деспотий, то сегодня демократия обосновалась на всех континентах.

Сдвиг этот не просто количественный, но качественный. Долгое время демократия считалась в мире не более чем англо-американской затеей, которую отдельные прогрессивные умы надеялись, коли повезет, внедрить в своих родных краях. Сегодня mainstream интеллектуализма исходит из предположения, что демократия должна быть внедрена повсеместно.

С этим подходом не все согласны, однако по прошествии ХХ века оригиналом уже слывет не тот, кто надеется рассадить демократию среди баобабов, а тот, кто полагает, будто есть на земле место, где она даже при правильном поливе и регулярной подкормке может, тем не менее, не произрасти.

У нас года не проходит без того, чтобы ради торжества демократии не судили какого-нибудь диктатора. Норьега, Ро Деу, Хонеккер, Пиночет, Милошевич... Дело здесь не в личностях - дело в принципе. Служить демократии стало хорошим тоном. Примерно так же, как в далеком прошлом - отправляться отвоевывать гроб Господень, а в не столь далеком - отвечать ударом шпаги на нанесенное тебе оскорбление.

Столь безусловная любовь, питаемая к демократии, - это явление второй половины ХХ века. Однако основы подобного подхода закладывались раньше, еще в ту эпоху, когда даже в свободомыслящей Европе демократия была загнана в самый северо-западный угол.

На остальной же ее территории располагался сплошной массив режимов, либо принципиально отрицавших демократию, либо отвергнувших эту форму правления из-за ее неспособности справиться с насущными проблемами общества.

В этом темном массиве имелось лишь одно светлое пятно. Как отмечал Карл Поппер, один из ведущих мыслителей столетия, "Чехословакия Масарика была наиболее открытым среди всех обществ, не исключая и развитой части Европы".

Фигура Масарика кажется сегодня мифической из-за окружающей ее атмосферы всеобщего восхищения. Порой создается впечатление, будто это был человек, у которого просто не имелось ни недостатков, ни слабостей. Древняя мечта Платона о том, что государством должны править философы, нашла, наконец, свое воплощение в профессоре Масарике, который, кстати, всю жизнь считал себя платоником и посвятил анализу природы души в трудах великого грека свой первый научный труд.

Перечисление всех достоинств нашего героя просто не оставило бы места для изложения и анализа самой биографии. Но вот лишь некоторые из них.

Он не был властолюбив. Очень поздно придя в политику, Масарик вплоть до самого момента распада Австро-Венгрии так и не сделал себе политической карьеры. Но, находясь в эмиграции, своей борьбой за независимость Чехословакии профессор приобрел такую известность, что был заочно избран президентом страны.

Он был бескомпромиссен. Еще не имея прочного положения в науке, профессор решился оспорить истинность происхождения двух почитаемых чешскими патриотами "древних" летописей, в итоге действительно оказавшихся подделками. А через семь лет Масарик, ставший к тому времени парламентарием, сдал свой мандат, не желая участвовать во внутрипартийных склоках и не считая себя достаточно подготовленным для государственной деятельности, хотя ему тогда было уже 43 года.

Он был сторонником абсолютного равноправия. Женившись на американке Шарлотте Гарриг, Масарик добавил ее фамилию к своей собственной и с тех пор официально именовался Томаш Гарриг Масарик. Женщины его обожали, причем не только за то, что он отстаивал их права. Но сам народный кумир был однолюбом и как человек глубоко верующий - принципиальным сторонником моногамии.

Он не терпел несправедливости. В 1899 г. Масарик вмешался в дело Леопольда Гилснера - еврея, обвиненного в совершении ритуального убийства двух христианских девочек. Это дело подняло волну антисемитизма по всей империи, в которой значительная часть народа откровенно не переваривала "жидов". Масарик как специалист по проблемам культуры доказал в серии статей нелепость обвинения.

Он был великодушен. В 20-х гг. Масарик приютил в Праге большое число русских профессоров, изгнанных большевиками со своей родины, обеспечил их работой и средствами к существованию.

Само собой разумеется, что такой идеальный человек не курил, был весьма умерен в еде, постоянно занимался физкультурой и обливался холодной водой, а с 50 лет вообще не брал в рот спиртного.

Наконец, дабы не распространяться долго о степени образованности профессора, заметим, что он свободно говорил по-английски, по-французски, по-немецки и по-русски, неплохо ориентируясь также в итальянском.

Все это выглядит как описание героя из наивной романтической новеллы. Кажется, что непременно должны найтись пороки, уравновешивающие достоинства. И тем не менее, похоже, Масарик действительно был той крайне редко встречающейся в жизни личностью, до которой простым смертным тянуться, как до звезд.

Но самое удивительное в судьбе Масарика, пожалуй, даже не это. Будучи современником европейского декаданса, он миновал духовный кризис, поразивший общество, и прожил счастливую, долгую жизнь, без сомнений и метаний, медленно, но уверенно восходя с одной ступени развития на другую, оставив человечеству после своей смерти свободную страну, десяток научных трудов, а также моральный пример, к которому до сих пор считают своим долгом обращаться все убежденные поклонники демократии. А ведь для Масарика всю жизнь на первом плане находились именно самые болезненные духовные проблемы эпохи.

На пороге своего тридцатилетия он пишет исследование о суициде, в котором приходит к выводу, что "жизнь без веры теряет надежность и силу".

На следующий год он делает свой личный религиозный выбор. Воспитанный в католичестве и сохранивший на всю жизнь глубокое уважение к нему, Масарик (возможно, не без влияния жены, происходившей из старого гугенотского рода) избирает протестантизм. Он ощущает себя орудием Божьей воли, посланцем Господа миру, столь нуждающемуся в непрерывном совершенствовании.

Спустя еще семь лет он отправляется в Россию, разыскивает Льва Толстого , ведет с ним споры о Боге, душе, смысле жизни. Между ними устанавливаются близкие, теплые отношения. Однако философию, основывающуюся на непротивлении злу насилием, Масарик не принимает. Всю жизнь он сопротивляется злу и чувствует при этом такую уверенность, какой никогда не было в мятущейся душе Толстого.

Наконец, под занавес жизни в длительных беседах с Карелом Чапеком Масарик лишь минимальное внимание уделяет политике. В основе же бесед - три кита: философия, демократия, вера - то, что занимало его больше всего.


Локк и Юм укрощали Платона


Если возможно подойти к раскрытию загадки Масарика, то начинать следует с самого его рождения. Он появился на свет в 1850 г. вдали от культурных центров Европы, на юго-востоке отсталой Моравии в семье кучера и кухарки. Отец был необразованным, наивным словаком, мать - глубоко религиозной чешкой, выросшей в продвинутой немецкой культурной среде.

Постепенно у Томаша сформировалась глубокая тяга к культуре, которая вынужденно сосуществовала с необходимостью в поте лица зарабатывать каждый гульден для получения образования. Декаданс в этих условиях не приживался.

Окончив реальное училище, Томаш в 14 лет становится подмастерьем кузнеца. Затем следует первый "карьерный успех" - должность помощника учителя. И тут же Томаш становится деревенским диссидентом. Его чуть не постигает судьба Галилея за публичное высказывание тезиса насчет вращения земли вокруг солнца. От ярости односельчан спасает некий мужик, сказавший: "Учи, как надо, а баб не слушай".

Только в 15 лет Томаш поступил в гимназию. Венский университет он окончил, когда ему было уже 26. Поначалу Масарик получает в Вене должность доцента без жалования. Лишь в 1882 г. он перебирается в Прагу, где становится профессором философии в новом Чешском университете. Через год - основывает ежемесячный журнал, посвященный анализу чешской культуры и науки.

После недолгого визита в политику он на несколько лет погружается в литературную деятельность, пишет работы по чешской истории (в частности, о Яне Гусе) и разрабатывает политическую программу. Постепенно за ним закрепляется репутация мыслителя с твердыми моральными и религиозными основами.

Но это все - внешняя канва, за которой крылась упорная внутренняя борьба. Вот лишь несколько выдержек из бесед с Чапеком. "Локк и Юм укрощали во мне Платона". "Своим англо-саксонством я преодолевал славянский анархизм". "Во мне разыгрывался конфликт импульсивного славянина и рассудительного чеха".

Весь период интеллектуального становления Масарика пришелся на время недолгого расцвета европейского либерализма (50-е - середина 70-х гг.), когда рушились таможенные барьеры, торжествовала идея прогресса, и будущее человечества казалось лучезарным. Ни до, ни после этого четвертьвекового периода Европа не испытывала подобного ощущения всеобщей гармонии, но Масарик сохранил рожденное в молодости чувство на всю жизнь.

К началу нового века эволюция, в основном, завершается: "По характеру своему я убежденный европеец... для моего духа достаточно европейской и американской культуры". А вот еще одна фраза, за которую сегодня "патриоты" съели бы с потрохами: "Это не страшно, что к нам проникает американизм. Мы столько лет "европеизировали" Америку, что теперь она имеет право отплатить нам тем же".

Обретение себя было лишь одной стороной его душевной работы. Другая же касалась самореализации. Как ни странно, профессор считал себя слабым преподавателем, не любил выступать и даже публиковаться. Ему хотелось спасать мир, а это было возможно только в политике.

Примерно к тем же целям стремились президент США Вудро Вильсон и Махатма Ганди - младшие современники Масарика. Это было удивительное поколение интеллектуалов (может быть, единственное в истории), стремившееся решить свои внутренние проблемы во внешнем мире и твердо верившее в успех задуманного.

"Этически демократия является политической реализацией любви к ближнему... осуществлением Божьего порядка на земле", - сказано было в беседах с Чапеком. Сегодня над таким идеализмом просто посмеялись бы. Масарик же во все это искренне верил. Более того, существование души являлось для него основой демократии, что, собственно, и неудивительно: сильная человеческая личность не стремится к господству над другими, но не дает и порабощать себя.

Полный переход в политику произошел с началом нового века. В 1900 г. Масарик основывает собственную партию. В 1907 г. он вновь становится депутатом и остается им вплоть до Первой мировой войны. Но добивается успеха Масарик лишь при поддержке социал-демократов. Его партия так и остается маргинальным явлением в общественной жизни народа, продолжающего симпатизировать младочехам. Долгое время ничто не предвещает политического взлета профессора.

Радикальный перелом произошел, когда Масарику было уже 65. Эмигрировав из Австро-Венгрии с началом войны, он в 1915 г. (в 500-летнюю годовщину сожжения Гуса) впервые открыто призывает к ликвидации империи, а затем начинает упорную методичную работу с общественным мнением стран Запада, переезжая из одной столицы в другую. К концу войны он становится одним из основных экспертов по проблемам дунайского региона. На родине формируется представление о том, что профессор Масарик полностью контролирует восточную политику профессора Вильсона и фактически определяет в этом вопросе линию Белого дома.

По мере приближения гибели империи вопрос о независимой Чехословакии переходил в практическую плоскость. Поначалу Масарик не надеялся на возможность создания республики, полагая более реалистичным предложить пражский престол русскому великому князю. На это, правда, ему замечали, что режима самого либерального великого князя в Праге не вынесут и двух недель.

В действительности же республика оказалась вполне возможна. Однако выстроить ее пришлось, основываясь не столько на идее любви к ближнему, сколько на системе политических стабилизаторов, сильно ограничивающих реальную роль народа. Несмотря на весь внешний идеализм, Масарик оказался достаточно прагматичен.


Великий корифей


Первым таким стабилизатором был характер власти президента, являвшегося харизматическим лидером со столь высоким авторитетом, что это почти исключало необходимость подавления оппозиции.

21 декабря 1918 г. Масарик с триумфом возвращается в Прагу. Газеты пишут: "Как когда-то в античные времена к грекам и римлянам возвращались великие корифеи оружия, великие завоеватели и победители, сегодня к вольной, освобожденной чехословацкой нации возвращается ее бессмертный созидатель и творец".

Авторитета хватило почти на 20 лет. В 1935 г. так никем и не побежденный политически 85-летний Масарик добровольно ушел в отставку по состоянию здоровья и сумел передать свой авторитет Эдуарду Бенешу, ставшему вторым президентом.

Чешские правые - национал-демократы, не переваривали Масарика, неожиданно перехватившего у них любовь масс. Однако они всегда вынуждены были подчеркивать, что относятся к президенту, "как к отцу", и борются лишь против окружающей его "камарильи".

Следующим политическим стабилизатором стало существование этой самой "камарильи" - так называемой группировки Града, получившей название от пражской резиденции Масарика (аналогично понятию "Кремль" для России).

Вокруг президента собирались политики, которые не могли бы претендовать на ведущие позиции в стране, если бы не опирались непосредственно на авторитет Масарика. Их реальное влияние (в первую очередь, Бенеша, долго занимавшего пост министра иностранных дел) было значительно больше той доли голосов, которую они могли бы получить на выборах. Группировка Града активно занималась политическим манипулированием, и пан Бенеш в этом смысле может считаться достойным предшественником г-на Волошина.

Третьим стабилизатором стала так называемая "пятерка", впоследствии преобразованная в "семерку". Это был неформальный координационный орган, в который входило по одному представителю от партий, составивших правящую коалицию. Этим представителем необязательно был лидер партии, а скорее, человек, наиболее лояльно относившийся к Граду. Тот, в свою очередь, находил возможность осуществления неформального государственного финансирования партий правящей коалиции, причем "на кассе" сидел именно член пятерки, что резко повышало его авторитет среди партийцев.

На практике роль "пятерки" отнюдь не ограничивалась координацией. Ее члены со своих заседаний возвращались к партиям уже с готовыми решениями, которые парламент должен был лишь "проштамповывать". Для недовольных этим порядком рядовых партийцев существовала практика реверсов - расписок, которые каждый из них давал перед выборами. В них содержалось обязательство при необходимости сдать свой мандат по требованию партии.

Четвертым стабилизатором являлся закон "Об охране республики", принятый в 1923 г. после покушения на министра финансов Алоиза Рашина и отсекавший от публичной политики всех, кто был недоволен системой. Каждый, публично выступавший с призывом к смене государственного строя, мог подвергнуться наказанию. Поэтому несмотря на наличие в Чехословакии сильных группировок фашистского типа, лица, желающие устранить республику, не имели таких возможностей для "раскрутки", как, скажем, в Италии.

Наконец, на тот случай, когда политический инструментарий, обеспечивавший стабилизацию, все же не срабатывал, президент имел возможность сформировать не парламентский кабинет, а правительство "специалистов", которое работало до тех пор, пока народные избранники не находили возможность прийти к компромиссам. Подобным образом Масарик поступал осенью 1920 г. и весной 1926 г. Позднее, после экономического кризиса рубежа 20-30-х гг., был принят закон о расширенных полномочиях исполнительной власти, в результате чего закрепилась практика делегирования прав парламента правительству.

Таким образом, парламентская демократия в Чехословакии была на деле не такой уж парламентской, как может показаться на первый взгляд. И все же это была реальная демократия, заставляющая политические силы, скорее, договариваться друг с другом, нежели давить на слабого.

Впрочем, чехословацкая демократия все же не смогла бы сработать, если бы не некое важное объективное обстоятельство. Масарик получил страну, которая была одной из наиболее высокоразвитых в Европе. К ней отошло после распада Австро-Венгрии примерно 70 % промышленного потенциала монархии.

В подобном обществе культура политического компромисса была несомненно более развита, нежели, скажем, в Польше, Венгрии или Югославии. Населению Чехословакии было что терять, а потому оно в целом не склонялось к экстремизму.

Кроме того, высокий уровень хозяйственного развития обеспечил и экономическую базу для компромиссов. Основные партнеры в политических коалициях получали своеобразное "отступное" за свою лояльность.

Больше всего выиграла от демократии аграрная партия, возглавлявшая, как правило, разнообразные правительственные коалиции.

Во-первых, аграрная реформа в Чехословакии была более радикальной, нежели в Польше и Венгрии. Многочисленное крестьянство приобрело мелкие клочки земли, в основном, за счет немецких и венгерских помещиков, благо ущемить эксплуататоров из нацменьшинств было не столь уж трудно.

Во-вторых, таможенная реформа 1925-26 гг. ввела систему жестких тарифов на продовольствие, защищавших мелкого и неэффективного производителя от конкуренции со стороны дешевых заморских сельхозтоваров. По сравнению с довоенным периодом, пошлины удвоились и стали одними из самых высоких в Европе.

Свою долю получили и правые. Крупный национальный капитал принял участие в процессе своеобразной "чехизации" немецких предприятий.

Наконец, немало "отвалили" и социал-демократам. По их инициативе в 1924 г. было введено всеобщее социальное страхование. Уступки рабочему классу оттянули значительную часть потенциальных избирателей у коммунистов, которых в итоге удавалось все время держать за бортом правительственных коалиций.

Последствия политических игр с экономическими проблемами были не слишком приятными для страны. До 1929 г. Чехословакия, получившая блестящее промышленное наследство и быстро осуществившая усилиями д-ра Рашина финансовую стабилизацию, демонстрировала самые высокие в Европе темпы экономического роста. В ходе кризиса производство резко упало и больше не восстановилось, отбросив страну на одно из последних мест по динамике ВВП.

И это неудивительно. Узкий внутренний рынок малой страны не мог расширяться из-за уравнительных последствий аграрной реформы, воспрепятствовавшей дифференциации крестьянства. Выход на внешний рынок тормозился протекционизмом. Уступки рабочему классу снижали конкурентоспособность промышленности.

В дополнение к экономическим проблемам остро встали и проблемы политические. Судетские немцы, так и не воспринявшие демократическую Чехословакию в качестве своей родины, стали накануне мюнхенского сговора настоящей пятой колонной. Быстро пробуждавшиеся к политической жизни словаки, так и не понявшие, что это за такая новая историческая общность - "чехословацкий народ", провозгласили в 1938 г. свою автономию.

Страна, которой так восторгался Поппер, погибла. Погибла не только из-за "Мюнхена", но и из-за накопившихся сложнейших внутренних проблем. 16 марта 1939 г. на большей территории бывшей Чехословакии был создан немецкий протекторат. Словакия стала независимой, а часть южных земель отошла к Венгрии.

Но Масарик этого уже не увидел. Он скончался в 1937 г. - всеми почитаемый мудрый учитель и философ, отец нации, автор концепции демократии, по сей день привлекающей внимание всего человечества. А его сын Ян - послевоенный министр иностранных дел, покончил с собой в 1948 г., когда выяснилось, что и освобождение от гитлеровцев не смогло вернуть Чехословакию к демократии, столь дорогой сердцу отца.


Дмитрий ТРАВИН

Томаш Гарриг Масарик

Сторонник либерального национализма

Будучи с начала 1880-х гг. виднейшим борцом за чешское национальное, культурное и государственное возрождение, Масарик всю жизнь оставался последовательным сторонником либерального национализма, считал, что нельзя быть одновременно христианином и антисемитом.

Уже в 1882 г., став экстраординарным профессором философии Пражского университета, он отмежевался от взрыва антисемитски окрашенного чешского шовинизма и способствовал разоблачению вызвавшей его фальшивки Вацлава Ганки, который выдал несколько сочиненных им самим стихотворений за якобы обнаруженные им памятники чешской эпической и лирической поэзии 13 в.

Принципиальный отказ Масарика основывать чешские национальные устремления на ложной романтике вызвал враждебное отношение к нему местных ультрапатриотов (из-за чего ему многие годы отказывали в звании ординарного профессора).

Он неуклонно оставался верен этой позиции и в работе «Чешский вопрос» (1895) противопоставил реакционному шовинизму убеждение в возможности возрождения чешского народа лишь на основе гуманистического идеала, исключающего угнетение других народов и неприязнь к ним.

Особенно настойчиво отстаивал Масарик этот тезис по отношению к евреям, в которых он видел единую, хотя и утратившую языковое единство, нацию («Научный и философский кризис современного марксизма», 1898).

Видя свой долг в искоренении антисемитизма в чешском народе, Масарик в 1899 г. резко осудил кровавые наветы на евреев, потребовав пересмотра дела Гильзнера .

Его не испугали шумные демонстрации антисемитски настроенных пражских студентов, направленные против него (на некоторое время Масарик вынужден был даже оставить чтение лекций в университете).

Масарик всегда считал антисемитов мракобесами, от которых нужно защищать не только евреев, но и христиан, и, став в 1907 г. депутатом австрийского рейхсрата, обличал в нем в равной мере антисемитизм немецких шовинистов и старочехов (в частности, в связи с делом Бейлиса).

Борьба за равноправие евреев в Чехословакии

Масарик в Эрец-Исраэль

Масарик был первым главой государства, посетившим в период мандата Эрец-Исраэль, где он выразил сочувствие еврейскому поселенческому движению и проявил интерес к первым шагам Еврейского университета в Иерусалиме .

В 1930 г. в Изреельской долине близ кибуца Сарид был посажен лес имени Масарика, а в 1938 г. выходцами из

Новое на сайте

>

Самое популярное