Домой Переломы костей Общий норматив оборотных средств. Нормирование оборотных средств в производственных запасах

Общий норматив оборотных средств. Нормирование оборотных средств в производственных запасах

Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов

Норматив собственных оборотных средств на сырье и основные материалы определяется методом прямого счета умножением стоимости однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма рассчитывается как сумма норм оборотных средств в транспортном, подготовительном, технологическом, текущем и страховом запасах.

Размер транспортного запаса определяется как разница между временем движения груза и временем документооборота, т.е. равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья и материалов на склад предприятия.

Подготовительный запас включает время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, лабораторный анализ сырья и материалов. Он определяется путем хронометража этих работ на предприятиях и составляет в среднем 1–2 дня.

Технологический запас - это время, требуемое для подготовки к производству (естественная сушка древесины в мебельном производстве, старение отливок металла в машиностроении и т.п.). Он учитывается в тех случаях, когда его величина больше текущего запаса.

Текущий (складской) запас при расчете потребности в оборотном капитале является основным. На величину текущего запаса оказывают влияние следующие факторы: срок нахождения запаса на складе (интер­вал поставки), условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки), календарный график передачи материалов со склада в производство.

При равномерном потреблении материалов его величина равна 50% среднего интервала между поставками сырья и материалов. Это объясняется тем, что одновременно величина запасов у одних предприятий составляет максимум (в день поступления), а у других – минимум (накануне прибытия очередной партии). При незначительной номенклатуре сырья и материалов и ограниченном количестве поставщиков, а также при среднем интервале поставок, не превышающем 5 дней норма оборотных средств по текущему запасу может быть увеличена до 100% среднего интервала. Расчет норматива текущего запаса производится по следующей формуле:

Nтек = Ic: Oc / 2,

где Oc – средняя потребность в материалах;

Ic – интервал между поставками.

Интервал между поставками определяется как частное от деления количества календарных дней в году (360) на число поставок, предусмотренных в договорах поставок. При относительно одинаковых по объему поставках из общего их количества исключаются чрезмерно крупные и случайные мелкие поставки.

Страховой запас необходим на случай возможных перебоев в снабжении, работе транспорта, при нарушении сроков поставки. Его норма устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. При нерегулярных и очень частых поставках и непрерывном потреблении материалов размер страхового запаса может быть увеличен. Если сырье и материалы поступают от различных поставщиков, размеры транспортного запаса, интервала между поставками, текущего запаса в целом по предприятию рассчитываются как средневзвешенные величины. Совокупная норма производственного запаса будет равна сумме всех запасов. Как частный случай величина производственного запаса может соответствовать размеру текущего запаса.

Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы незавершенного производства определятся как произведение стоимости однодневных затрат по смете затрат на производство валовой (товарной продукции в отрасли машиностроение) и нормы оборотных средств в днях. Норма определяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Длительность производственного цикла (время от первой технологической операции до приемки готовой продукции), включает следующие виды запасов:

Технологический (непосредственный процесс обработки);

Транспортный (время пролеживания изделий у рабочих мест);

Оборотный (время пребывания изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования);

Страховой (время пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев).

Длительность производственного цикла в целом по предприятию рассчитывается как средневзвешенная величина. Коэффициент нарастания отражает степень готовности изделий и представляет собой отношение средней стоимости незавершенного производства к общей сумме затрат на производство готовой продукции. При равномерном нарастании затрат он определяется по формуле:

К = Зп + 0,5Зо: С,

где К - коэффициент нарастания затрат;

Зп - единовременные (материальные) затраты в начале процесса про­изводства (затраты первого дня производственного цикла);

Зо - все последующие (нарастающие) затраты на производство (заработная плата, амортизация, прочие накладные расходы);

Если равномерность в нарастании затрат отсутствует, то коэффициент определяется по графику последовательности, нарастания затрат по главным изделиям. При расчете коэффициента может использоваться формула :

К= (C 1 х Д-1)+(C 2 х Д-2)+(З 3 х Д3)+(Зn х Д-n) / З х Д,

где C 1, C 2, C 3 …Cn - затраты отдельных дней длительности цикла;

Д – длительность производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции.

По предприятиям, у которых одна часть затрат в производстве нарастает равномерно на протяжении всей длительности производственного цикла, а другая – в виде разовых затрат на отдельных стадиях производства и при этом по условиям технологии они совершаются в начале рабочего дня, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

К= (Зп х Ц)+(З 1 х В 1)+(З 2 х В 2)+(0,5 х Зр х Ц) / С х Ц,

где Зп - первоначальные затраты;

З 1 ,З 2 и т.д. - разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1 ,В 2 и т.д. - время от момента разовых затрат до дня окончания изготовления продукции;

Зр - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

Ц - длительность производственного цикла;

С - производственная себестоимость продукции.

Потребность в оборотном капитале на готовую продукцию определяется как произведение однодневных затрат на производство товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств на готовую продукцию включает время на подборку, упаковку, накопление, транспортировку, погрузку необходимого объема продукции, выписку платежных документов и сдачу их в банк на инкассо.Для характеристики оборотных средств в целом исчисляется o6щая норма оборотных средств в днях. Ее определяют как частное от деления общей потребности в оборотном капитале по видам на однодневные затраты по смете затрат на производство.



Потребность в денежных активах предлагается определять на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие.

В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).

Потребность в прочих активах предлагается рассчитывать методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность в оборотных активах предприятия путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активах и прочих видах оборотных активов.

Задача оптимизации размера текущих запасов является одной из ключевых задач менеджмента компании. Решение данной задачи находится в ведении не толь­ко финансовых служб предприятия, но также требует постоянного согласования и корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений. При этом оптимизация величины запасов на современном пред­приятии осуществляется в рамках системы производственной логистики, предме­том управления которой являются материальные потоки внутри предприятия.

В отличие от традиционной системыуправления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака. Тогда как при традиционной системе ставится цель поддерживать любыми способами максимальный коэффициент использования основного оборудования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; поддер­живать возможно больший запас материальных ресурсов.

В рамках логистического подхода к управлению материальными ресурсами часто внедряется так называемая «тянущая» система управления материальным потоком, когда необходимые детали, сырье или полуфабрикаты передаются на следующий производственный участок (цех) по мере необходимости. При этом централи­зованное руководство определяет задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи. Каждое производственное подразделение заказывает необходимые материалы или полуфабрикаты у предыдущего в производственной цепочке. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном.

К таким системам относится, например, система «канбан» (означает «карточка», с помощью которой осуществляется заказ), реализованная на предприятиях фирмы Toyota. Она предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала и позволяет существенно снизить производственные запасы. Запасы деталей на один автомобиль у фирмы Toyota составляют $77. У автомобильных фирм США этот показатель равен $300. Надо отметить, что применение такой «тянущей» системы на практике не всегда возможно.

Огромное значение для развития эффективных систем управления запасами предприятия имеют информационные технологии. В настоящее время на современных предприятиях используется система MRP(Manufacturing Resource Planning)второго поколения (MRP-II), разработанная в США и поддерживаемая Американским обществом контроля производства и запасов (APICS),регулярно публикующим документ MRP-II Standard System,в котором описываются основные требования к интегрированным информационным системам автоматизированного управления производством.

Величину производственного запаса зависит от интервала поставки сырья и материалов на склад, а частота поставок определяется размером партии закупаемого материала. разработаны специальные модели, позволяющие определить оптимальный объем и частоту закупки. Наибольшую известность в теории финансового менеджмента получила модель оптимальной партии заказа, на­зываемая в литературе формулой Р. Уилсона, или моделью EOQ (Economic Order Quantity), позволяющая определить фиксированный размер заказываемой партии на предстоящий планируемый период.

В основе этой модели лежит идея минимиза­ции совокупных затрат, связанных с выполнением заказа и с хранением запасов на складе предприятия. При этом считается, что затраты, связанные с хранением запасов, увеличиваются по мере увеличения объема запасов. В то же время с увеличением размера заказываемой партии сырья и материалов общегодовые затраты по выполнению заказов снижаются. Суммирование затрат, свя­занных с хранением запасов и выполнением заказа, дает сумму общих операционных затрат предприятия, связанных с управлением запасами (рисунок 3).

Размер заказа, при котором общие издержки достигают минимума, является оптимальным (точка EOQ). Расчет оптимальной величины партии закупаемого сырья можно произвести и с помощью формулы, получившей название формула Р. Уилсона:

где EOQ - оптимальная величина закупаемой партии;

Q - годовой объем закупае­мого сырья в натуральном выражении (годовая потребность в запасах);

F - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;

Н- издержки по хране­нию в долях от стоимостисреднегодового текущего запаса.


Затраты по заказу

EOQ

Размер партии поставки

Рисунок 7 - Зависимость совокупных операционных затрат по управлению запасами от размера партии поставки

В управлении производственными запасами используются и другие политики:

Политика «партия за партией» («точно-вовремя», JIT («Just in time»);

Политика постоянных интервалов;

Политика фиксированного ритма поставки.

Первая предполагает, что размер и срок поставки полностью соответствуют величине потребности производства и сроку возникновения этой потребности. При такой политике запасы не создаются. Политика приемлема для дорогостоящих запасов со значительными издержками по хранению с невысокими затратами на их поставку

Политика постоянных интервалов предполагает формирование партий заказа разной величины и одинаковой продолжительности применима для сырья и материалов, спрос на которые непостоянен по размерам и по времени.

Политика фиксированного ритма поставки является разновидностью политики постоянных интервалов» при условии, что между интервалами не делаются перерывы, т.е. заказы разной величины осуществляются ритмично в соответствии с установленным интервалом поставки. Этот вариант наиболее приемлем для сырья и материалов, спрос на которые постоянен и устойчив. Оба последних варианта политики используются преимущественно для заказа дорогостоящих сырья и материалов.

Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота, равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:


Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.

Запаса в размере 90 дней (половины продолжительности интервала между поставками) страховой запас - 50% нормы текущего запаса транспортный и подготовительный запасы - в размере 5 дней.  

ЗАПАСЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - продукция, находящаяся в процессе перемещения между предприятиями-поставщиками , снабженческо-сбытовыми организациями и потребителями. Их относительная величина определяется временем транспортировки (включая и маневровые работы) с момента погрузки на транспортное средство и до поступления груза к месту назначения. Время транспортировки (в пути) в свою очередь регламентируется нормативами сроков доставки грузов, утвержденными для различных видов транспорта. Опоздание поступления сопровождающих груз документов и счетов не может служить основанием для отнесения поступивших к потребителям материалов к З.т.  

К наиболее распространенным относятся модели теории игр, теории очередей , модель управления запасами , транспортная задача , а также задача линейного и динамического программирования.  

Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности , запасы, транспортные и трудовые ресурсы . Порядок вычисления логистических потребностей показан в табл. 8.6.  

Приобретение запасов, включая расходы на информационные, посреднические, с поиском запасов, транспортные расходы и прочие согласно П(С)БУ 9 "Запасы" 20 Производственные запасы Субсчета 201 -209 63 Расчеты с поставщиками и подрядчиками, субсчета 631 С отечественными партнерами 632 С иностранными партнерами  

Общий размер задела складывается из внутрицеховых и межцеховых заделов. Внутрицеховые заделы включают в себя технологический (на рабочих местах в процессе обработки), межоперационный, транспортный и контрольный заделы. Межцеховой задел предназначен для обеспечения нормальной работы потребителей, он складывается из текущего и гарантийного запасов.  

Улучшение качества и снижение издержек. Когда есть синергический эффект при сходстве технологий, пс-пользуемых в производстве основной и интегрируемых фирм, результатом интеграции являются преимущества, порождаемые массовым производством . Например, интеграция производства чугуна и стали снижает транспортные издержки , экономит энергию, сокращает материальные запасы . И - что более важно - повышается качество  

По мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения . Товародвижение - это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и на возможностях фирмы управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некой единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.  

Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров , получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах . Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры , нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта , управления товарно-материальными запасами , ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли , тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта , закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров . И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.  

В основу расчета закладывают динамику запаса материалов на производственном объекте, перевалочной базе, опорной (прирельсовой) базе, которая для четырех ранее приведенных транспортных схем показана на >ис. 32. Формулы для расчета текущей части нормы производственных се-  

Динамика текущей части сезонного производственного запаса материалов при различных транспортных схемах доставки грузов  

Для районов с сезонными поставками грузов (северные районы) нормы переходящего запаса оборудования рассчитывают на основе транспортных схем доставки оборудования на приобъектные склады этих районов. Численная величина нормы определяется в днях от первой поставки оборудования на опорную (прирельсовую) базу в году, предшествующем плановому (или предплановому), до момента сдачи этого оборудования в монтаж в плановом году.  

Транспортные запасы,или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей.  

Решение. По таблицам 2.5 и 2.6 находим, что положительное одновременное изменение собственного капитала и индикатора устойчивости описано в блоках № 2 и № 5, но и в том, и в другом блоке не предусмотрен положительный прирост нефинансовых активов. Их изменение может быть только отрицательным (AAN прироста капитала и глубины неустойчивости в конце отчетного периода , предшествующего прогнозному. Если I Во I > IДК81, то для достижения равновесия (Bi = 0), требуется, чтобы IД В > AKS. Это можно достичь только в том случае, если снизить нефинансовые активы (AAN транспортных средств или оборудования и превратить их в собственные денежные средства или в другие собственные финансовые активы (вексель к получению, легко реализуемые ценные бумаги).  

СССР сводные данные о 3 в открытой печати до 1987 г не публиковались В конце 80-х гг в СССР по оценкам стоимость 3 составляла около /3 ВНП В США объем 3 в 1962-1972 гг увеличился вдвое, в 1972-1982 гг - втрое, в 1982-1992 гг -только на 25% Замедление роста 3 связано, по мнению ряда специалистов, с применением идей и методов системы точно вовремя В 1987 г стоимость 3 в США составляла 638 млрд долл (14,1% ВНП), в т ч 3 в розничной и оптовой торговле - 311 млрд долл См также Запасов теория, Затраты на формирование и хранение запасов , Контроль за состоянием запасов, Транспортно-заготовителъные расходы  

Транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта), за

По балансовым датам вычисляется величина средних остатков за год. Она очищается от излишних неходовых запасов. И узнаем чистый остаток.

Норма запаса = величина среднего остатка/ однодневный расход сырья.

Это упрощенная формула.

2. Через приведенную поставку.

Из общего объема поступлений в натуральном выражении исключается нетипичные поставки.

Очищенная величина поступлений/ количество типичных поставок = средняя величина поставки.

Общий объем поступлений/ средняя величина поставки = число приведенных поставок.

Пример: Общий объем поставок - 2240 т

Количество поставок - 22

нетипичных: - крупные - 1 (320 т);

Мелкие - 2 (77 т).

2. Если в производстве используются уникальные виду сырья, материалов, а также при интервале поставки 5 и менее дней, если транспортная связь с поставщиком оказывается ненадежной, то страховой запас может быть более половины нормы текущего запаса (до 100%).

III Время на приемку, складирование, контроль и анализ

Существуют технологические нормы осуществления этих процессов. Если их нет, то расчет производится путем хронометрирования подобных работ. Такие работы могут выполняться параллельно.

IV Технологический запас

Учитывается в составе нормы по производственным запасам, если речь идет о подготовке материалов к производству (для производства мебели древесина должна быть просушена на воздухе около 2 лет).

Средств на нормы по группе материалов = полученные нормативы/ однодневный расход.

Расчет ведется в таблицах.

Группа нормируемого сырья (материалов). Сталь хк (холодно- катанная)

наим-е мат-ла (сорт, размер, тип)

однодн расход

интервал поставки

текущий запас

страх запас

разгрузка, склад-е

входн контроль и анализ

технол запас

итого норма дн.

норматив Об. ср-в

Итого по группе

З = S гр / однодневный запас

Здесь учитывается транспортный запас по всем группам Об. С. или по отдельным группам (материалы будут находится за пределами предприятия).

Чтобы исчислить в днях норму транспортного запаса , определяется средняя величина остатков ТМЦ в пути по статьям баланса.

Норма транспортного запаса = средняя величина остатков ТМЦ/ однородный фактический расход сырья и материалов в целом за период в котором исчисляется норма

Целесообразно в этой таблице приводить максимальные и минимальные значения запасов по каждой конкретной позиции, так как нам важно эффективно управлять запасами. Минимальная величина - исчислена норма, увеличенная на вторую половину интервала поставки.

Периодичность такого расчета 3-5 лет, но ежегодно производится уточнение норм и нормативов Об. С. исходя из условий производства и снабжения (появляется новый ассортимент, поставщики, транспортные условия, нормы расходования и т. д.).

Кроме того, в производстве используются вспомогательные материалы . Если их значительное количество, то расчет нормы запасов производится как и по основным. Если их незначительное количество, то расчет производится упрощенным методом (с использованием величины средних остатков).

1. Нормирование запаса топлива (твердое, жидкое), то методом прямого счета. Если магистральный газ, то нормы и нормативы по топливу не рассчитываются.

2. Запчасти - норма устанавливается в расчете на 1 млн. стоимости основных фондов.

3. МБП . МБП разбиваются на несколько групп:

    инструмент и приспособления общего назначения;

    хозяйственный инвентарь;

    спецодежда и обувь;

    специнструменты и оснастка;

    производственная тара.

1. Учитывается инструмент, находящийся в эксплуатации и на складе. На складе - расчет нормы ведется методом прямого счета. В эксплуатации расчет ведется отдельно:

    инструмент на рабочих местах;

    инструмент в цеховых раздаточных кладовых.

Определение норматива по хоз. инвентарю осуществляется по 2 группам:

    конторский;

По конторскому потребность определяется на основе численности персонала и нормообеспеченности его этим инвентарем.

По бытовому - по численности проживающих в общежитии и по набору инвентаря на 1 проживающего.

По спец. приспособлениям потребность определяется методом прямого счета.

По производственному инвентарю - исходя из необходимого набора инвентаря и его стоимости.

Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в незавершенное производство.

Незавершенное пр-во - продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления. Потребность в нем необходимо определить, чтобы обеспечить равномерную, бесперебойную сдачу продукции на склад.

Величина незавершенного производства зависит от:

    организации пр-ва

    объема пр-ва

    структуры выпускаемой продукции

    характера выпускаемой продукции.

Норматив по незавершенному пр-ву исчисляется по группам и видам изделий для каждого производственного отделения. Если ассортимент очень широк, то норматив определяется по основной части продукции (70-80% то общ. объема).

Н = О * Т * К, где Т*К - норма,

О - однодневные затраты по смете затрат на производство. Если пр-тие сезонное, то в расчет норматива берется квартал с наименьшим объемом производства, если несезонное, то 4 квартал. В смете берется строка “Затраты на валовую продукцию”.

Т - длительность производственного цикла в днях.

К - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Т - отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве и характеризует время от первой технологической операции до полного изготовления продукции. Это время включает:

    технологический запас - время непосредственной обработки изделий;

    транспортный запас - время пребывания изделий у станка до обработки и после нее;

    оборотный запас - время пролеживания деталей между отдельными операциями вследствие различных темпов работы оборудования;

    страховой запас - на случай непредвиденной остановки в процессе производства.

В случае выпуска широкого ассортимента рассчитывается средняя длительность производственного цикла - средневзвешенная величина на основании удельного веса каждого вида изделий в общем выпуске продукции и длительности производственного цикла по каждому изделию.

Т = (30*10+30*8+30*6+10*12)/100=8,4 дн.

Коэффициент нарастания затрат.

К - его определение необходимо, т.к. средства вкладываются в незавершенное пр-во постепенно, по дням производ. цикла, и не вся их сумма находится в производстве в течении всего произв. цикла.

Возможны следующие варианты:

    затраты нарастают равномерно по дням производственного цикла.

    затраты нарастают неравномерно по дням производственного цикла.

Единовременные затраты - осуществляются в начале производственного цикла (обычно мат. затраты).

Нарастающие затраты: з\пл, амортизация, накладные расходы.

К отражает отношение с\с-ти незавершенного пр-ва к плановой производственной с\с-ти изделия.

На практике к определяется по-разному (для равномерного и неравномерного нарастания затрат).

для равномерного - К = (З п + 0,5З о)/С

З п - первоначальные затрат, осуществленные в 1 день произв. цикла.

З о - все последующие затраты, входящие в производственную с\с изделия.

С - произв. с\с изделия.

для неравномерного - К = (З п * Т + З 1 *В 1 + З 2 *В 2 +...+ 0,5З р *Т)/(С*Т)

З п - затраты в 1 день произв. цикла.

З 1,2,... - разовые затраты на отдельных стадиях пр-ва.

В 1,2,.. - время от момента разовых затрат до полного изготовления изделия.

З р - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла.

С - производственная себестоимость.

Т - длительность производственного цикла.

Все нормативы по отделениям предприятия складываются и рассчитывается общий норматив незавершенного производства.

Нормирование по статье “Расходы будущих периодов”

    Сюда относят затраты на подготовку новых видов производств и выпуска новой продукции;

    расходы на горно-подготовительные работы

    расходы по подписке на периодические издания.

Р б.п. = Р н + Р п + Р с

Р н - расходы будущих периодов на начало план. периода по бух. балансу или ожидаемому исполнения.

Р п - расходы будущих периодов в планируемом году.

Р с - расходы будущих периодов, которые предполагается списать на себестоимость продукции.

Нормирование по статье “Готовая продукция”

Это полностью законченная производством и сданная на склад продукция. Переход оборотных средств из стадии производства в стадию обращения.

Причины нормирования:

    предприятие должно осуществить определенные складские, транспортные и расчетные операции по готовой продукции;

    для регулирования отгрузки продукции необходима подборка изделий по партиям соответствующего ассортимента, накопление партий до соответствующих размеров, время на упаковку, погрузку, транспортировку, оформление расчетных документов и сдачу их в банк.

Н = О *Д, где

О - однодневные затраты по смете затрат на производство по статье “Производственная себестоимость” за соответствующий квартал.

Д - норма запасов в днях, средневзвешенная величина на основе норм запаса по отдельным видам изделий и их доле в общей стоимости готовой продукции.

Время нахождения продукции на складе измеряется с момента поступления готовой продукции на склад до ее отгрузки покупателю. На это время влияют:

    условия транспортировки;

    условия комплектования;

    способы упаковки.

После расчета частных нормативов оборотных средств исчисляется совокупный норматив по предприятию.

Расчет совокупного норматива можно показать в следующей таблице:

Оборотные

средства

Норматив

Затраты на 4 кв.

норма запаса

норматив на кг.

прирост(+), сокращение(-) норматива

производственные запасы

незавершенное производство

готовая продукция

Предприятие определяет прирост или сокращение по всем статьям оборотных средств.

Если планируется прирост, то нужно найти источники покрытия этого прироста.

Если наблюдается сокращение оборотных средств в плановом году, то предприятие может использовать их на другие нужды.

Недостаток (излишек) собственных оборотных средств определяется сравнением наличия оборотных средств по бух. балансу с совокупным нормативом оборотных средств на соответствующую отчетную дату. Если фактическое наличие меньше норматива, то недостаток, наоборот - излишек.

Излишек оборотных средств служит источником покрытия прироста норматива в плановом году.

Причины недостатка оборотных средств:

Зависящие от деятельности предприятия - необеспечение сохранности собственных оборотных средств; недополучение прибыли; работа с убытком.

Не зависящие от деятельности предприятия: инфляция, кризис неплатежей, спад производства и др.

МБП нормируются в зависимости от того, где они находятся:

На складе - норматив рассчитывается методом прямого счета;

В производстве.

Особенность нормирования жидкого сырья заключается в том, что в емкостях, где хранится это сырье, всегда остается неснижающийся запас сырья.

Особенность нормирования топлива заключена в том, что все топливо, которое перегоняется по трубопроводам не подлежит нормированию. Нормируется только твнрдое топливо.

Новое на сайте

>

Самое популярное