Домой Спина Черты характера иудушки головлева. Иудушка головлев

Черты характера иудушки головлева. Иудушка головлев

"Господа Головлевы"

и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа "Господа Головлевы". Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа - это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жизни накануне отмены крепостного права.

«извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыновей. «Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая характеристика дана автором уже в первой главе романа. Эпизоды, в которых описывается детство Иудушки, показывают нам, как формировался характер этого лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность». «Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде». Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он получил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иудушка стал сначала полновластным хозяином поместья Головлевых, затем - имения брата Павла. Завладев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Унаследованные от Арины Петровны черты бессердечного стяжательства, в Порфирий представлены в высшей степени своего развития. Если его мать несмотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиротам, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку

«Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Лицемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыновья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опасность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

Своей подлостью, гнусностью поступков Иудушка не может вызывать ничего, кроме омерзения. Своими речами этот кровопивец, по словам одного крестьянина, может «сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

«все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделывать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее. Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, когда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нормы морали. Так, просившие у Иудушки помощи сыновья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал - сам и выпутывайся», которые принимались как «камень, поданный голодному человеку». В итоге - Владимир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонечку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Эта ничтожная во всех отношениях личность господствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, искренне считая себя поборником правды.

«кровопивца», защищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нравственные принципы крепостнического общества. Показав в последней главе романа «пробуждение одичалой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает современников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.

Примечательно, что даже Иудушка, казалось бы, живущий в полном согласии с общественной средой, тем не мениее вытесняется из действительности в пустой мир воображения. С утра до вечера он изнывал над фантастической, иллюзорной деятельностью, но даже в ней просвечивала главная цель - жажда стяжания. « В этом омуте фантастических действий и образов главную роль играла какая-то болезненная жажда стяжания <…> Он любил мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь. Перебирал, одну за другой, все отрасли своего хозяйства: лес, скотный двор, хлеб, луга и проч. - и на каждой созидал узорчатое задание фантастических притеснений, сопровождаемых самыми сложными расчетами, куда входили и штрафы, и ростовщичество, и общие бедствия, и приобретение ценных бумаг - словом сказать, целый запутанный мир праздных помещичьих идеалов » (ХIII; 216).

Во имя этой главной страсти, страсти, к стяжанию, все Головлевы распространяют смерть вокруг себя. Жизнь Иудушки оказывается, лишена какой - либо нравственной основы; он чужой в собственном роду, предатель. Порфирий отпадает не только от собственного, но и человеческого рода: «Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия» 1 (ХIII; 119).

1 Покусаев Е. «Господа Головлевы »М.Е. Салтыкова-Щедрина М.,

«Гроб» не только место действия романа. «Гроб» - это пространство души Иудушки и потенциально души всех Головлевых. «Хмельные беседы» Порфирия Владимировича вместе с племянницей, продолжавшиеся далеко за полночь, приводили к тому, что «вся насущная обстановка исчезла из глаз и заменялась светящеюся пустотой » (ХIII; 255-256). Иудушке, «праздные мысли которого беспрепятственно скатывались одна за другою в какую-то загадочную бездну», который может любое задевающее его явление действительности «утопить в бездне праздных слов», «недостает чего-то оглушающего, острого, которое окончательно упразднило бы его представление о жизни и раз навсегда выбросило бы его в пустоту » (ХIII; 253).

Иудушка истощает себя в воображении, в «запое праздномыслия», он уходит пустоту воображаемого мира, которая словно высасывает и поглощает все силы человека. Мир воображения салтыковского героя - это эгоистически - замкнутый, изолированный мир существования, мнимая действительность; подлинная жизнь возможна лишь в реальном мире, где человек призван утверждать себя как целостная личность, как воплощение Совести. В романе Порфирий Владимирович (как, впрочем, и все герои) - порождение пустоты, призрак, идущий по дороге смерти.

В этой связи органичным и естественным представляется уподобление головлевского барина злым демоничным существам, густо населяющим народные былины и сказки, подчеркивание бесовского в его облике.

Иудушка, подобно сказочным персонажам, теряет человеческий облик, превращается то в невидимку (ХШ; 219), то в демоническое существо, способное общаться с покойниками.

Не раз, уподобляясь в романе мифологическому образу змея- Василиска, 1 Порфирий наделялся смертоносным взглядом. Арине Петровне этот «пристально устремленный на нее взгляд» казался «загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность » (ХШ; 15). Павел Владимирович «ненавидел Иудушку и в то же время боялся его. Он знал, что глаза Иудушки источают чарующий яд, что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека » (ХШ; 67). Подчеркивание не человеческого в облике Иудушки делает его чужим в мире людей, враждебным этому миру, несущим разрушение и смерть. Сравнение Иудушки со змеем глубоко символично.

«В народных приданиях змей получал значение злого демона, черта. Змеи в качестве демонических существ, служили также воплощением хаоса». 2

1 Василиск - мифологический чудовищный змей, наделялся сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием. / Юсин М.А. Василиск // Мифы народов мира/ под ред. С.А. Токарева: В 2 т. М., 1980.т.1.с.218.

2 Кривонос В.Ш. Роман М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы» и народная символика // литература некрасовских журналов. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1987.с.113.

Символ змея являлся универсалей многих архаических культур и был воспринят через библейскую традицию и иконопись культурой нового времени, сохранив издревле свойственную ему амбивалентность; сочетание, хитрости, коварства и в то же время мудрости, всеведения.

Амбивалентность образа змеи в фольклорно - мифологической традиции одновременно предполагает ее связь со стихией огня 1 и с мраком, темнотой, первозданным хаосом. Связь змеи с мраком, с подземным царством мертвых обнаруживает ее хроническую природу и демонические свойства. Поэтому в мифологических системах змеи отнесены к низу мирового дерева и изображаются в корнях его, в результате чего змея стала устойчивым символом подземного царства. 2 Этот пласт народной символики, бесспорно, был учтен Салтыковым при создании образа Иудушки, по повадкам, манере говорить, а главное поступать, напоминая змея.

В изображении Порфирия Владимировича важен еще один план: Головлев с детства «носил» три имени - Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика.

1 см.: Потебня А.А. О некоторых символиках в славянской народной поэзии. Харьков, 1914.с.24.

2 Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. М., 1972.с.93.

Прозвище головлевского барина ассоциируется с евангельским мифом, устанавливает связь героя с Иудой, имя которого стало нарицательным для обозначения предателя. Библейское имя Иуды в щедринском произведении получает уменьшительно - ласкательный суффикс (-ушк-). Такая форма имени, выскажем предположение, связана со змеиным началом характера Порфирия Владимировича, его злов6ещей мягкостью и опасной ласковостью. Шипящие звуки и в имени Иудушка и кровопивушка напоминают шуршащее, шелестящее передвижение змеи, готовой в любую минуту смертельно ужалить. Таким образом, характер персонажа эквивалентен своему прозвищу: «Иудушка - это и характеристика головлевского барина, и его имя». 1

1 Николаев Д.П. в имени Иудушка увидел «удивительную призрачность»: не только суффикс - ушк-, но и Иудушка - это Иуда+ душка, т.е. четко указано автором кто его герой на самом деле и кем прикидывается. // Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977 с. 73 - 78.

Глава 4. Обреченность дворянства, духовное вырождение.

Щедрин с замечательной художественной принципиальностью воплощает в головлевской семье черты исторической обреченности

дворянства. 1 Ощущение обреченности связано с функционированием образа мертвящей окаменелости, свойственной всем персонажем щедринского романа: Арине Петровне, «оцепеневшей в апатии властности » и «цепенящей» своим «ледяным взглядом» всех домочадцев; Иудушке, пораженному нравственным параличом, «нравственным окостенением » и парализующему окружающих; «балбесу», который «словно окаменел», вернувшись в усадьбу умирать, и не умирает даже, а «околевает».

Изображая окаменелую мертвенность головлевского существования, Салтыков широко использует образы мрака, холода, ночи. Так, процесс замирания жизни и наступления гнетущей ночной тишины в Погорелке представлен с какой-то особенно слышимой угасающей интонацией: «Есть что-то тяжелое, удручающие в бессонной деревенской ночи Часов с девяти или много-много с десяти жизнь словно прекращается, и наступает тишина, наводящая страх. И делать нечего, да и свечей жаль - поневоле приходится лечь спать. Афимьюшка, как только сняли со стола самовар, по привычке, приобретенный еще при крепостном праве, постелила войлок поперек двери, ведущей в барынину спальню;

1 Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова - Щедрина. М.,1975.с.16.

затем почесалась, позевала, и как только повалилась на пол, так и замерла. Марковна возилась в девичьей несколько долее и все что - то бормотала, кого - то ругала: но вот, наконец, и она притихла, и через минуту слышно, как она то храпит, то бредит. Сторож несколько раз звякнул в доску, чтобы заявить о своем присутствии, и умолк надолго» (ХIII; 97).

Все эти упоминания о неподвижности, окаменении, сне усиливают впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имело бы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться. Используемые Салтыковым образы, находящиеся в прямом родстве с представлениями о смерти и хаосе, символизирует не только разрушение и гибель, но нравственную пустоту головлевского существования, характеризующегося неподвижностью и косностью, отсутствием каких - либо живых движений.

Итак, в романе «Господа Головлевы» выразительно - символический слой представлен символом пустоты, исчерпанности жизни. 1 Пустота обнажает перед смертью, когда плоть угасает, и все «наркотики», поддерживающие иллюзию жизни, исчерпаны: «<…> Самая тьма, наконец, исчезла, и взамен ее являлось пространство, наполненное фосфорическим блеском. Это была бесконечная пустота, мертвая, не откликающаяся ни единым жизненным звуком, зловеще лучезарная. Она следовала за ним по пятам, за каждым оборотом его шагов» (ХIII; 49) .

1 Эльсберг Я. Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1953.с.392.

Главный символ (пустота) включает образно - семантический ряд: гроб, прах, рой теней, Головлево. Этот ряд развертывается в мотивы символического значения - лицемерие, притворство, - свидетельства духовного вырождения и следующих одна за другой смертей героев.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что М.Е. Салтыков - Щедрин, как и И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, являлся блистательным бытописателем дворянской усадебной жизни, и, тем не менее, устоявшиеся в литературоведении понятия «усадебной повести» совершенно не применимо к характеристике художественного мира этого писателя.

Роман Салтыкова «Господа Головлевы» рисует разложение дворянских семей, говорит о близости гибели отживающего порядка, переданной через правдивые картины нравов провинции, быта дворян - помещиков, в усадьбе. 1 Воссоздавая мир дворянских гнезд, Салтыков акцентирует свое внимание на уничтожении человеческой личности, распаде семьи, гибели целого рода. Изображая этот страшный процесс, писатель пытается найти истоки этой трагедии, определить почву, на которой стало возможным тотальное разрушение главной «ячейки», опоры государства Российского.

Головлево, Дубровино, и Погарелка - места, где непосредственно осуществлялась не только хозяйственная эксплуатация крепостных людей, но и полное уничтожение «принципа семейственности» во имя страсти стяжания, распространяющего смерть. Это помещичьи усадьбы, больше похожие не на родовые гнезда, а на могильные склепы.

1 Прозоров В.В. Салтыков - Щедрин книга для учителя М., 1988.с.114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Щедрин, основательно и всесторонне изучивший жизнь и быт дворянской усадьбы второй половины ХIХ века, переживший реформу 1861 года, изображает в своем произведении, может быть, один из самых трагических в истории России, чреватый будущими социальными сдвигами и взрывами, период распада и гибели дворянских гнезд, основы государства Российского и в экономическом и духовном плане. Помещичья усадьба в изображении автора «Господ Головлевых» - это родовое гнездо, в которое приходят только умирать. Сатирика интересуют истоки и почва, сам процесс распада и гибели целого рода и растление человеческой личности в его пределах.

В центре романа усадебный мир помещиков Головлевых, становящийся в художественной структуре произведения, «топонимическим персонажем », несущим огромный обобщающий смысл, превращающейся в символ не уютного, обетованного, защищающего человека от всех жизненных бурь и невзгод семейного гнезда, а могильного склепа.

Салтыков - Щедрин изображает не только экономический распад усадебного мира, но и разложение его культуры, которое начинается с растления семейных и человеческих отношений.

Главная причина, по Щедрину, такого растления и упадка, состоит в том, что в дворянской усадьбе, превратившейся в замкнутый мирок, главной заботой стал «капитал» в ломбарде,

которому отныне подчинены честь, совесть, любовь, родственные привязанности, материнский и сыновний долг. Все это опустошает живую человеческую душу, делает ее не восприимчивой к чужой, да и к своей, боли и страданию. Поэтому одним из главных образов - символов романа становится пустота. В этом « сверхплотном» по смыслу образе концентрируется авторское представление не только о внешнем опустошенном для героев романа мире, но и о зияющей пустоте, нравственном вакууме души каждого из Головлевых.

Образ - символ духовно - душевной пустоты героев произведения связан с развивающимися рядом и параллельно образами теней и гроба, которые усиливают впечатление ирреальности происходящего в доме Головлевых. Это исчерпывающая характеристика бесчеловечной жизни головлевских помещиков, жизни- призрака.

Гроб - это не только конечный результат семейного распада Головлевых, живущих « одной … пламенной страстью» - стяжанием, но и пространство их душ. В художественной системе романа образ гроба становится глобальным обобщением, символизирующим определенную систему жизненных ценностей, помыслов, нравственных, вернее, безнравственных устремлений головлевского рода, сеющего вокруг себя одну лишь смерть, «созидающего» лишь могильный склеп.

Изображая окаменелую мертвенность головлевского существования, Салтыков широко использует образы мрака, холода,

ночи, усиливающие впечатление мертвенности и указывающие на отсутствие живого, то есть перспективы будущего.

Роман «Господа Головлевы » - щедринская эпитафия дворянскому классу, обвиненному великим сатириком в самом страшном - в грехе поедания чужого хлеба. В общем потоке нравственно - философских исканий русских писателей ХIХ века М.Е.

Салтыков - Щедрин выделяется, прежде всего, глубоко реалистическим истолкованием проблем этики и морали, которые обусловлены обстоятельствами жизни человека. Нравственная концепция художника основана на принципах позитивистской философии. Щедрин видит диалектическую связь личности и среды, где человек является не только ее продуктом, но и творцом одновременно. Поэтому, по глубокому убеждению писателя, нравственно- психологическими доминантами человека должны быть - Совесть, Стыд, и Правда. Совесть формирует истинно нравственное мировоззрение. Салтыков взывает к совести человека, рассчитывая на «эмбрион стыдливости», открывающий любому глаза на существующие безобразия. Эта позиция писателя определила появление в романе развивающихся крещендо мотивов Совести и Стыда.

Последние страницы романа «Господа Головлевы » - это рассказ о проснувшейся совести, муках запоздалого раскаяния. Именно они создают ощущение трагического накала и напряжения всего действия произведения.

Переворот в душе Порфирия Головлева (собирательный образ всего дурного в человеческой душе) возможен, ибо, по Щедрину, надежда на перерождение дана всем. Работа Совести превращает

главный персонаж романа из Иудушки в Порфирия Владимировича, делающего последний шаг, ведущий к нравственному возрождению- признанию им собственных грехов и вины, то есть к Покаянию.

Иудушка Головлев в романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина

2. Нравы семейства Головлевых и особенности воспитания детей этой семьи.

3. Иудушка Головлев - крайняя степень духовной деградации человека.

Глава семейства Головлевых Арина Петровна - властная женщина, которая всю свою жизнь посвятила преумножению своих богатств и в течение долгого времени единолично распоряжалась огромным имением. Управляла она, бесспорно, умело, поскольку умела удесятерить свое состояние, но на пути к сколачиванию состояния Арина Петровна напрочь забыла о материнских чувствах. Так, например, на известие о смерти дочери она реагирует более чем странно и жестоко: госпожа Головлева высказывает свое недовольства тем, что покойница оставила ей «своих двух щенков», то есть ее, Арины Петровны, родных внуков. Немногим лучше она относится и к своим сыновьям, поощряя их к двуличности, доносительству ради «лучшего куска на блюде».

Среди ее детей существовало четкое деление на «любимчиков» и «постылых». При этом любимчики менялись, и дети часто не знали, в какой разряд они попадут завтра. Эта нездоровая обстановка, конечно, не могла способствовать тому, чтобы в семье Головлевых выросли нормальные, морально здоровые дети. Мать заглушала их природное чувство любви к родителям, уродовала своим воспитанием. К тому же физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это прикрывалось соображениями о якобы семейном благополучии.

Итог «воспитания» таков: окончательно ушел в себя Пашка-тихоня, «Степка-балбес, постылый сын», влачит жалкое существование в Москве, потратив деньги, вырученные с продажи купленного матерью дома, «на кислом молоке и попорченной солонине» растут сиротки-внучки. И это плоды воспитания еще не самые ужасные.

По мере развития повествования Салтыков-Щедрин изображает картины деспотизма, морального увечья и, как следствие, смерть одного за другим нравственных калек по фамилии Головлевы. Павел умер, а его имением незамедлительно завладел Иудушка Головлев . Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и пищи, спился в одиночестве Степка-балбес.

В конце жизни Арина Петровна пожинает плоды своей деятельности, которая была подчинена жестокому стяжательству и воспитанию «извергов», самым страшным из которых стал Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой.

Тираническая ситуация в семье привела к тому, что Пор-фиша быстро научился притворяться ласковым и послушным сыном, подхалимничал перед матерью, лебезил. Наигранная уважительность как метод приобретения наилучшего ломтя или избежания заслуженного наказания - это способ, в котором лицемерный Иудушка Головлев поднаторел. Черты стяжательства сформировались в нем еще в детстве и развились до предела очень быстро. Он стал владельцем Головлева, овладел поместьем брата Павла, прибрал к рукам все деньги матери, уготовив этой когда-то грозной и властной хозяйке участь одинокой старухи, готовой на многое ради «сладкого старушечьего куска».

Властелина всех головлевских богатств писатель неоднократно сравнивает с пауком, сосущим кровь своих жертв. В Иудушке культивируются черты садизма, поскольку он находит в мучениях других наслаждение. Его нравственное оскудение достигает таких пределов, что его трудно назвать человеком. Без малейшего сожаления Иудушка Головлев обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку. Все содеянное он прикрывает притворными ласковыми речами, которыми «зудил, надоедал, тиранил». Иудушка Головлев только одними своими речами мог, как говорит о нем один крестьянин, «сгноить человека». По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка Головлев не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

Свои злодейства Иудушка Головлев делает так, как другие люди совершают будничные дела: «потихонечку да полегонечку» и, что самое ужасное, противозаконного в его деяниях нет ничего, он делает все «по закону». То есть Иудушка-кровопийца защищен законами власти и государства. При этом он частенько фарисействовал, пользовался в разговоре такими прописными истинами, как почитание семьи, вероисповедания и закона. Автор показал в лице Иудушки предел человеческого падения.

Ничтожный Головлев держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели. Он - наглядный пример того, до какой крайней степени может дойти духовная деградация человека, принадлежащего обществу, которое по определению должно быть «высшим».

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую он не в силах. Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки - это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти.

Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. «Порфирии Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика... С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу властной Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает»,- говорит она.

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма «милому другу маменьке». Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: «Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить». Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему «вертит языком». Он пишет: «Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбию, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот-малюток».

Свое безразличие к спившемуся Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустословием. Одновременно он добивается от Арины Петровны того, что она лишает нелюбимого сына его доли наследства. Смерть брата Степана незримо приближает Порфирия Владимирыча к роковому одиночеству, зияющей пустоте...

«История умертвии» находит закономерное продолжение в судьбе другого брата Иудушки - Пашки-тихони. Сцена свидания Порфирия Владимирыча с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту Иудушки. За речами о религиозном смирении кроется меркантильный денежный интерес.

Отношение Порфирия Владимирыча к Арине Петровне также говорит о предельной мелочности богатого головлевского помещика. Завладев фактическими правами на имение, Иудушка отводит матери роль приживалки. Уязвленная гордость заставляет Арину Петровну переселиться в Дубровино.

«История умертвии» Не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Аннинь-ки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество! Салтыков-Щедрин населяет головлевскии дом призраками «умертвии», которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. «Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки».

В финале романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин рисует «пробуждение одичалой совести» Иудушки. «И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?» В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. Вот что пишет о нем Салтыков-Щедрин: «Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа... Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов... Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия». Иудушка - жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Финал романа вызывает не только осуждение Порфирия Голов-лева, но и жалость к нему. Книга учит читателей ценить подлинные человеческие чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Как это ни грустно, но в «Господах Головлевых» действительно подводятся итоги. Роман - не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение «финальной черты».

Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М. Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа «Господ Головлевых» случаются «просветы». Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка - Головлев до мозга костей.

Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.

Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых. Нет: на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи - лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, - конец приближается неумолимо.

Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие «семья», вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.

Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается «у разбитого корыта», вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети - люди, что им нужны забота и тепло. «Постылым» детям она «выбрасывала кусок», пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли «нерадивая» дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.

Точно так же «подводят итоги» дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это - закономерность для рода Головлевых. Пустота - практически синоним их существования. При слове «пустота» в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это - наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой «гроб, наполненный прахом» (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).

Примечательно в романе то, что «подведение итогов» в большинстве случаев связано с «нехорошей» смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Есть персонажи, которых автор «помиловал», но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, «оставляя в живых» некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.

Итак, «семейные итоги» весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять «подведения итогов» для всего рода.

Новое на сайте

>

Самое популярное