Домой Зоб Основные типы и модели культурной динамики. Динамика культуры

Основные типы и модели культурной динамики. Динамика культуры

    Понятие динамики культуры. Основные концепции динамики культуры.

    Типы культурных изменений.

    Источники и факторы культурной динамики.

Литература

    Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. М., 2008.

    Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 1998.

    Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пос. для студ.вузов. В 2-х ч. Ч.1. М., 1994.

    Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2008.

    Культурология: Учебник для студ.техн.вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1999.

    Пушкова Ю.Б., Шельнова Н.И., Мирошникова Д.Г. и др. Культурология: Учеб.пос. М., 2005.

    Социодинамика культуры. М., 1993.

    1. Понятие динамики культуры

Слово «динамика» (от греч.dynamis) переводится как сила. Этот термин заимствован из физики. В физикединамика – это раздел механики, где изучается движение тел под воздействием приложенных к ним сил.

Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре во времени и пространстве под воздействием внутренних и внешних сил.Однако не любые изменения могут выступать проявлением динамики культуры, а те, которые характеризуются направленностью и закономерностью происходящих изменений. Термину «динамика» более близок по значению термин «развитие». Понятие«развитие» употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому в единстве количественных и качественных изменений.

Развитие осуществляется двумя способами (2 типа развития):

    прогресс (развитие по восходящей линии) – направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному;

    регресс (развитие по нисходящей линии) – переход от высшего к низшему, от сложного к простому.

Основные концепции (модели) динамики культуры

    циклические концепции, которые подразделяются на:

    круговые модели (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби);

    волновые модели (Н.Д.Кондратьев, Э.Тоффлер и др.);

эволюционные концепции (Э.Тайлор, Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Д.Стюарт и др.);

синергетические концепции (И.Пригожин и др.).

Охарактеризуем их.

Циклические концепции динамики культуры

Согласно циклическим (круговым) моделям, культурные изменения подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до гибели, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию. Подциклом понимается форма внутренней динамики социокультурных объектов (этнос, общество, цивилизация) в период его существования от возникновения до распада. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного (линейного поступательного) развития человеческой культуры.

Разновидности круговых циклических моделей:

  1. Теория круговорота в истории Дж.Вико (1668-1744).

    Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского (1822-1885).

    Концепция «локальных культур» О.Шпенглера (1880-1936).

    Концепция круговорота «локальных цивилизаций» А.Тойнби (1889-1975).

Концепция «локальных культур» О.Шпенглера – одна из наиболее яркихциклических моделей динамики культуры; изложена в работе «Закат Европы» (I т.- 1917 г.).Подлокальными культурами он понимает замкнутые, независимые, изолированные друг от друга мировые культуры, т.е. которые существуют изолированно и развиваются независимо друг от друга. По его мнению, не существует поступательного (линейного) развития культуры, а есть лишь круговорот множества локальных культур.

Каждую культуру Шпенглер уподобляет живому организму, подобно ему культуры проходят следующие стадии, представляющие собой законченный цикл от рождения до смерти:

    «детство» («весна») – период накопления сил;

    «юность» («лето») - период созревания, расцвета культуры;

    «зрелость» («осень») – период реализации всех потенциальных возможностей культуры;

    «старость» («зима») – период «цивилизации» - разложения и гибели культуры.

Весь жизненный цикл культурного организма, по мнению Шпенглера, охватывает ~ 1000 лет, период «цивилизации» продолжается 200-300 лет. На стадии цивилизации духовная жизнь замирает, вера падает, искусство вырождается. По Шпенглеру, цивилизация – это «мертвое время» в развитии культуры, «перегной культуры». Жизненный цикл любой культуры заканчивается ее смертью. Каждая культура существует обособленно от других, зарождается неожиданно (на чистом месте) и, пройдя полный цикл, с фатальной неизбежностью гибнет, уступая место другим культурам.

Шпенглер выделил в истории человечества 9 типов локальных культур, 8 из которых достигли своего завершения (многие уже погибли):

    древнеегипетская,

    вавилонская,

    индийская,

    китайская,

    античная (греко-римская),

    арабско-мусульманская, или «магическая»,

    культура народа майя,

    западноевропейская, или «фаустовская»,

    русско-сибирская (на стадии формирования).

Для сравнения: А.Тойнби насчитывает в истории > 20 цивилизаций, из которых в настоящее время сохранилось лишь 7:

    китайская,

    индуистская,

    дальневосточная (японская и корейская),

    исламская (арабо-мусульманская),

    иранская,

    русская (православная),


    1. Культурная динамика как раздел теории культуры изучает:

    1) процессы изменчивости в культуре, их обусловленность и направленность

    2) этапы социального прогресса

    3) языки культуры

    4) происхождение культурных норм

    2. К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относит(-ятся)

    1) природные условия

    2) расовые различия

    3) особенности динамики социально-экономического развития

    4) геополитические условия

    3. Сущность культурогенеза в

    1) создании новых произведений искусства

    2) зарождении культуры в рамках трудовой деятельности людей

    3) возникновении новых орудий труда

    4) постоянном самообновлении культуры

    4. В структуру культурогенеза не входит такой частный процесс как

    1) генезис культурных форм

    2) развитие межэтнических культурных общностей

    3) осмысление людьми своих интересов и потребностей

    4) формирование новых культурных систем

    5. На ранних стадиях культурогенез определялся

    1) волей первобытного коллектива

    2) необходимостью приспособления к меняющимся условиям существования

    3) стремлением человека к творчеству

    4) биологической программой, характерной для предков человека

    6. Под воспроизводством культуры понимают

    1) трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения

    2) отторжение культурного опыта

    3) изменчивость культурных явлений

    4) процесс адаптации способов обмена информацией к новым условиям

    7. Изменения в культуре связаны с появлением в ней …

    1) инноваций

    2) культурного шока

    3) стратификации

    4) социализации

    8. Понятие антропогенез означает:

    1) начало неолитической революции

    2) процесс возникновения и развития человека

    3) период древней истории человечества

    4) процесс возникновения и развития общества

    9. Термин «культурогенз» означает:

    1) период упадка и кризиса культуры

    2) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры

    3) период застоя в культурном развитии

    4) процесс порождения новых культурных форм и систем

    10. Термин, означающий процесс возникновения, становления культуры:

    1) культурогенез

    2) семантика

    3) морфология

    4) синергетика

    11. Эволюционизм представляет собой разновидность … модели культурной динамики

    1) циклической

    2) линейной

    3) реверсивной

    4) регрессивной

    12. Примером циклического подхода к динамике культуры не является концепция

    1) О. Шпенглера

    2) А. Тойнби

    3) Н.Я. Данилевского

    4) К. Ясперса

    13. Примером линейного подхода к динамике культуры не является концепция

    1) К. Маркса

    2) Г. Гегеля

    3) К. Ясперса

    4) О. Шпенглера

    14. Инновация - это:

    1) совокупность смыслов, заключённых в любом предмете культуры

    2) процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления

    3) появление и распространение ранее не имевшейся черты

    4) нормативный образец

    15. Не является традиционной культура

    1) первобытных обществ

    2) средневековой Европы

    3) древних цивилизаций Египта, Китая, Индии

    4) Европы Нового времени

    16. Культура, в основе которой лежат традиции предков, которая связана с особенностями природной среды региона и характеризуется преемственностью, называется:

    1) древней

    2) массовой

    3) потребительской

    4) этнической

    17. Консерватизм, стремление к замкнутости характерны для … культуры.

    1) национальной

    2) этнической

    3) популярной

    4) массовой

    18.Традиционную культуру отличает

    1) ярко выраженный конфликт поколений

    2) интернациональный характер

    3) предельно устойчивый характер

    4) ориентация на новации и прогресс

    19. Особенностью западного типа культуры является …

    1) страсть к самоанализу и самоуглубленность

    3) подавление индивидуального «Я»

    4) вера в безграничные возможности человека

    20. Возможности неограниченного накопления и обработки информации стало возможным в условиях культуры:

    1) раннегородских цивилизаций

    2) средневековья

    3) постиндустриального типа

    4) первобытного общества

    21. Особенностью западного типа культуры является:

    1) признание человека абсолютной ценностью

    2) самоизоляция человека от внешнего мира

    3) самоуглубленность

    4) подавление индивидуального «Я»

    22. Для восточного мировоззрения не характерно:

    1) уход во внутреннюю духовную жизнь

    2) подчинение своих устремлений интересам семьи или общины

    3) преемственность традиций и обычаев

    4) стремление к преобразованию внешнего мира

    23. Особенностью западного типа культуры является:

    1) самоуглубленность

    2) подавление индивидуального «Я»

    3) клановость

    4) рационализм

    24. Для человека западной культуры не характерно:

    1) стремление к самореализации в реальной жизни

    2) стремление познать и преобразовать окружающий мир

    3) подчинение своих интересов интересам общины

    4) признание свободы как одной из высших ценностей

    25. Особенностью западного типа культуры является:

    1) подчинение своих устремлений интересам семьи или общины

    2) стремление к самовыражению и самореализации

    3) растворение индивидуального мира культуры личности в культурном целом

    4) подчинение человека обычаям и традициям

    Очевиден тот факт, что культура подвижна и изменчива, но вместе с тем изменения в культурах разных народов происходят с различной интенсивностью. Поэтому во многих культурологических теориях были предприняты попытки объяснения процессов культурной динамики.

    Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, хотя сам термин «динамика» еще не употреблялся. Но исследователи того времени абсолютизировали процессы развития и считали, что все культурные процессы представляют собой движение от простого к сложному. Иными словами, они говорили о запрограммированном прогрессивном усложнении культуры.

    В XX в. расширяются представления о характере изменений в культуре. Под изменениями стали понимать не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. Постепенно в ходе исследований были выяснены источники и причины культурных изменений, а также предложены модели динамики культуры.

    Большое место в анализе вопроса культурных изменений занимает работа П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941), где был впервые введен в научный оборот термин «динамика культуры».

    Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

    Постепенно в ходе длительных исследований определился круг вопросов, которые рассматривались в связи с динамикой культуры – типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики.

    Все изменения в истории и культуре имеют определенную последовательность стадий и могут проявляться в двух основных формах:

    Эволюционный процесс – это последовательное необратимое повышение уровня сложности культурных систем;

    Временной круг (цикл) – это повторяющаяся последовательность определенных состояний.

    В современной культурологии выделяют несколько типов культурной динамики, которые отражают качественные изменения различных культур:

    1) изменения, которые ведут к смене духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и тенденций моды (например, смена художественных стилей в истории западноевропейского искусства и культуры: романский, готика, ренессансный, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм). К таким изменениям неприменимо понятие прогресса (нельзя сказать, что классицизм совершеннее готики только потому, что он появился позже);

    2) изменения, которые приводят к обогащению культуры – это формирование новых жанров и видов искусства, новых научных направлений, вызванные как творческими процессами, так и внешними факторами. Но эти изменения никогда не охватывают всей культуры, а происходят только в отдельных ее сферах (например, появление новых жанров в искусстве не меняло традиционных верований). Так, научные и философские открытия Нового времени и последовавшая за ним промышленная революция почти не затронули роли церкви в обществе, ее авторитета среди народных масс Точно так же и появление новых жанров в искусстве никак не облегчало жизнь бедняка, не меняло традиционных верований и институтов - церкви, семьи и т.п.;

    3) культурный застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, приверженность неизменным традициям и запрет нововведений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества, культурной традиции. Но консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. Застой может быть характерен как для культуры в целом, так и для отдельных ее сфер (племена и малые народы Африки, Азии и Латинской Америки). Но застой может стать уделом высокоорганизованных цивилизаций, решивших, что они достигли пика своего развития, идеального состояния общества и культуры и стремящихся сохранить это состояние. Такова была цивилизация Древнего Египта. То же самое можно сказать о культуре Китая, серьезные изменения в которой начались лишь после столкновения с европейской цивилизацией в Новое время;

    4) упадок и деградация культуры – это ослабление и устаревание элементов культуры, исчезновение составляющих ее частей. Упадок характерен для слаборазвитых культур небольших этносов, но может проявиться и в высокоразвитых культурах, когда ослабевает духовная значимость каких-то направлений и на смену им приходят другие варианты (например, упадок классического искусства античной Греции в эпоху эллинизма). Упадок неоднократно происходил в истории целых обществ или каких-то его частей. Так, тоталитарные режимы приводят к стандартизации различных форм бытия, особенно заботясь об унификации политической и духовной жизни. Поэтому запрещались целые направления в философии, искусстве, науке;

    5) кризис культуры – это разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и формирующимися новыми, которые более отвечают современным требованиям (например, социальный, политический и духовный кризис античного мира в конце эпохи эллинизма во II – I вв. до н.э.). В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции;

    6) преобразование (трансформация) культуры – это появление нового состояния, которое возникает под влиянием процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне, при условии обязательного качественного изменения этих элементов, приспособления их к ценностям данной культуры. Как правило, результатом трансформации становится синтез старого и нового (например, воздействие европейской культуры на культуру России времен Петра I, их синтез в XVIII в., а затем «золотой» век русской культуры).

    С проблемами форм и типов динамики культуры тесно связан вопрос о прогрессе в культуре. Обычно прогрессом называют ускоренное развитие, движение общества вперед. Считается, что прогресс - это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации.

    Несмотря на свою популярность, применение этого понятия в сфере культуры не является бесспорным, еще более запутан вопрос о критериях культурного прогресса.

    К концу XIX в. некогда популярная концепция прогресса (XVIII в.) подверглась критике со стороны многих философов и культурологов.

    Слишком абстрактны были прогрессистские схемы, имевшие мало общего с реальным ходом исторического процесса. Еще больше вопросов вызывало применение понятия «прогресс» к сфере культуры.

    Как оценить с точки зрения прогресса духовные ценности разных народов? Можем ли мы считать современную западную цивилизацию, вплотную поставившую мир перед возможностью уничтожения человечества, более прогрессивной, чем культуру одного из небольших народов, бережно сохраняющих среду своего обитания?

    Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

    В процессе культурных изменений зарождаются и распространяются различные культурные элементы.

    Значение, влияние и степень распространения этих элементов во многом зависят от источника их возникновения. Выделяют следующие источники культурной динамики:

    1. Инновации – представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, которые направлены на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.

    Открытие – получение новых знаний о мире. В процессе изобретения новые знания соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы. Изобретение – это новая комбинация уже известных культурных элементов.

    Новаторами (носителями новых элементов) могут являться представители элиты данного общества, авангардной среды, маргинальных групп, диссиденты либо выходцы из других стран и культур, которые не находят места в своей культуре.

    Нововведение всегда обречено на некоторое непонимание. Поэтому существует проблема слияния инноваций с существующей культурной средой. Но если общество и культура не готовы к принятию новых идей, если к ним отсутствует интерес, то любое новшество обречено на провал.

    2. Традиции и культурное наследие.

    Традиция – механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются самим фактом их существования в прошлом. Главное свойство традиции – это сохранение прошлых образцов за счет ограничения новаций.

    Более широким понятием, чем традиция, является культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт. Обращение к культурному наследию позволяет сохранить и поддержать смыслы, нормы и ценности, сложившиеся в обществе. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение, обеспечивают самобытность культуры (см. тема 4, вопрос 2).

    3. Диффузия культуры и культурные заимствования.

    Важную роль в культуре играет пространственное распространение ее элементов. При этом неизбежно возникает культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных элементов культуры или ее комплексов.

    Культурное взаимодействие может пройти бесследно. Но часто оно может привести к сильным изменениям взаимодействующих культур, либо к одностороннему влиянию одной культуры на другую. В этом случае говорят о культурных заимствованиях – это использование предметов, норм, поведения, ценностей, которые созданы и апробированы в других культурах (аккультурация» – освоение элементов чужой культуры).

    Каналами культурной диффузии служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, конференции, ярмарки, войны, и т.д.

    Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях.

    Горизонтальная диффузияпроисходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данный вид диффузии можно назвать межгрупповой диффузией.

    Вертикальная диффузияразвивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной диффузией. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Примером может служить распространение одежды, символизирующей статусные различия людей.

    4. Синтез – это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление. Оно отличается от составляющих его компонентов и имеет собственное качество.

    Синтез возникает в том случае, когда в культуре начинают использоваться достижения других культур, причем в тех сферах, которые недостаточно развиты в ней самой.

    Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

    Сегодня признается принципиальная многовариантность истории и культуры, разнообразие форм культурной динамики, что не исключает возможности прогрессивного развития каких-то сфер общества и культуры.

    Генезис культуры. Вопрос о происхождении культуры напрямую связан с проблемой появления человека и общества (антропо-социо-культурогенез). ключевой проблемой всего социогуманитарного знания зависит вопрос о понимании самой культуры, ее сущности.

    Антропогенез и культурогенез.

    Антропо-социо-культурогенез – это единый во времени и в сущности, но различающийся в частях, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры.

    Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, т.е. осветив проблемы антропогенеза и социогенеза. . Именно культура как внегенетическая способность приспособления к этому миру стала самым главным отличительным признаком человека от животных. культура – это явление, свойственное исключительно человеку и человеческому сообществу.

    Зарождение и эволюцию, а также смену культурных форм, интегрируемых в существующие культурные системы, называют культурогенезом.

    Необходимо подчеркнуть, что культурогенез и антропогенез тесно связаны между собой – культура невозможна без человека, человек невозможен без культуры, именно поэтому любая культура антропогенна.

    1) культурогенез как зарождение культуры 2)понимание культурогенеза как беспрерывного процесса возникновения и становления форм культуры. культурогенеза, (А.Я. Флиер) = творчество.

    Статика и динамика в культуре Состояние неизменности = “статика”; те изменения, в к = “динамика”. . В настоящее время главное место - Д. к. Д. к. - это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов.

    Причинами Д. к. являются: адаптация; разрешения противоречий; творческая инициатива отдельных личностей.

    Преобладание статики = застой - состоянию неизменности культуры, при к-ром резко ограничиваются нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде

    Динамика культуры: основные подходы.

    подход постмодернистской: "ризома" (беспорядочное распространение, "движение желания", лишенное направления и регулярности).

    Можно говорить об интеграционной или дезинтеграционной, восходящей или нисходящей К.д., об эволюц. или революционном характере ее изменений. При выделении деятельностной стороны изменений, можно говорить о Д.к. в разных сферах культурной активности, напр., о динамике полит, культуры, сферы нац. отношений, религ., худож. или коммуникативной деятельности и т.д. Выделяется также динамика, характерная для опр. функциональных отношений в культуре, например, динамика коммуникативных отношений, взаимодействия культур и др.

    Процессы Д.к. проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутр. условиям. Т. о., фундаментальным "побудителем" К.д. выступают объективная, слабо осознаваемая людьми необходимость адаптации общества и культуры к меняющейся вне и внутри ситуации.

    Так, в гуманитарном знании выдвигаются такие полюсы противоречии Д.к., как "аполлоническое и дионисийское начало" (Ницше), творч. порыв (мыслители школы философии жизни), жизнь, порождающая новые культурные формы, к-рые окостеневают и тормозят развитие самой жизни (Зиммель).

    В более строгих понятиях анализируется Д.к. сторонниками структурно-функционального подхода. В теории действия Парсонса Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия.

    В теории синергетики: неустойчивость, характерная и для стационарных структур, и, в большей степени, для диссипативных – пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур.

    Основные источники динамики культуры (инновации, выступают творческие личности или новаторские группы,

    Традиции Тради́ция - множество представлений,обрядов,привычекинавыковпрактическойиобщественнойдеятельности, передаваемых изпоколенияв поколение, выступающих одним изрегуляторов общественных отношений.

    Разновидность культурной трансмиссии – фундаментализм - восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. отстаивание культурного наследия - как реакция на ускоренный распад традиций.

    Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия; процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве Т. выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

    Т. образуют "коллективную память" об-в; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Т. могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

    Т. как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию нек-рых гос-в и социальных движений.

    диффузия культуры, культурные заимствования,

    диффузия - это стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве из одного общества в другое. Факторы влияния на Д.:

    степень интенсивности контактов.

    условия контактов(насильное/ненасильное);

    состояние и степень дифференциации общества.

    синтез - взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которых возникло качественно новое культурное явление.

    конфликт - столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами.

    Циклическая модель динамики культуры

    Исторически первые представления о динамике культуры в форме временною круга (цикла) возникли еще в Древнем мире, в рамках мифологических моделей мира в Древнем Китае,Индии,Греции. вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе и культуре.

    Первое систематизированное изложение Гесиоду и др. В его модели история человечества разделяется на четыре эпохи - золотой, серебряный, медный и железный века - и представляет собой вечное движение во времени,. Смысл истории - в постоянном повторении, человек неизменен, культура меняется.

    концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби вариантами циклической модели динамики культуры. Отрицая понятие единого исторического процесса, они выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящего по циклическим законам, инвариантным для всех культур. развитие отдельной локальной цивилизации = многолетним однократно цветущим растением, которое растет и затем погибнуть.

    Н. Я. Данилевский отрицал эволюционный принцип. выделил несколько обособленных «естественных групп» и обозначил их термином «культурно-исторические типы». Данилевский насчитывает 10 таких типов. каждый тип формируется самостоятельно,

    Освальд Шпенглер отвергал традиционное представление об историческом процессе. Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции).

    Арнольда Тойнби представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. цивилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, «законом вызова и ответа»,

    Инверсия - вариант циклической модели дк, изменения происходят не по кругу, а совершают маятниковые колебания. ЕСЛИ не сложилось прочное ядро или структура. Чем цельнее культура – меньше колебания

    Реверсивная модель является вариантом линеарной (эволюционной) модели динамики культуры и представляет собой стрелу времени, обращенную в прошлое. (Концепция Ж.Ж. Руссо)

    Линеарная модель динамики культуры.. Она основана на одной из главных парадигм христианства - стреле времени, размыкающей вечность, разрывающей круг вечного возвращения циклизма, вводящей понятия начала и конца истории, которая продолжается от сотворения мира до Страшного суда и конца света.

    Идея прогресса и поступательного развития XVIII-XIX вв., воплотившись в идеях просветителей и различных концепциях эволюционизма. стала универсальной.Гегель рассматривал историю как процесс самопознания абсолютного духа, а прогресс - как движение в осознании свободы. Маркс и Энгельс представляли историю как диалектический процесс развития производительных сил (средств труда, орудий труда, предметов труда) и производственных отношений (отношений, складывающихся в процессе производства),. Л. Уайт понимал развитие культуры как процесс покорения природных сил, а

    Кризис культуры - XIX - XX вв. характерно для К. Маркса, и для О. Шпенглера, Для Ш. каждый культурный цикл завершается цивилизацией, для которой характерна девальвация духовных ценностей. У Маркса исторический процесс - последовательную смену общественно-экономических формаций. Переходом к другой фазе социокультурного развития европейского общества объясняют также причину его кризиса П.А. Сорокин и А. Тойнби. нарушилось равновесие.

    Наблюдая за политическими и экономическими процессами развития, за динамикой науки, ис­кусства, изменениями повседневной жизни людей, исследователи при­шли к выводу, что в истории и культуре изменения имеют фикси­рованную последовательность стадий или состояний. На основании этого были выделены основные модели (формы) динамики культуры.

    Прежде всего, ход мировой истории и культуры демонстрирует существование двух основных форм культурной динамики. Это эволюционный процесс и цикл (временной круг) . Под эволюционным процессом понимается последовательное необрати­мое повышение уровня сложности и организованности культур­ных систем. А цикл это повторяющаяся последовательность оп­ределенных фаз или состояний. Но помимо этих «чистых» форм культурной динамики встречаются несколько моделей, представляющих собой варианты циклической и эволюционной (или линеарной) моделей, либо модели, синтезирующие в себе черты двух основных форм.

    К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию динамике культуры.

    Циклическая модель

    Эта модель была исторически первой и возникла еще в Древнем мире. В мифологии Древнего Китая, Древней Индии существовали идеи вечного круговорота событий и вечного возвраще­ния к своим истокам, а также о периодическом повторении явле­ний в природе и жизни человека. В Древней Греции, в трудах Гесиода и других античных мыслителей (Пифагора, Гераклита, Эмпедокла ) мы уже встречаем первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики.

    У Гесиода история представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Всю историю человечества он разделил на четыре эпохи – золотой, серебряный, медный и железный века. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, существовала тесная связь поколений, не было необходимости трудиться, т.к. природа была щедра и давала человеку всё необходимое для жизни, в том числе и знания, которыми он обла­дал от рождения. Чем дальше в своем развитии человек уходил от золотого века, тем сильнее было отклонение от исходной идеальной модели-эталона, и тем труднее становилась его жизнь. Для каждой эпохи было характерно свое состояние культуры, которое определялось этими отклонениями. К железному веку человек приходил с полным заб­вением моральных норм и законов, с потерей связи поколений, с утратой гармонии с природой. Начиналась война всех против всех. В итоге всё завершалось кризисом культуры, который обычно был связан с тем, что сама природа восставала против человека. Но этот кризис не означал полного краха, не был целиком негативным явлением, так как он не приводил к окончательному исчезновению культуры. Она возвращалась к ис­ходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно, в этом – смыл вечного возвращения и идеализации прошлого.

    В последующие столетий идея циклического развития поддерживалась многими мыслителями. В к. XIX – XX в.в. варианты циклической модели динамики культуры встречаются в концепциях локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Данные авторы, отрицая понятие всемир­ной истории как единого исторического процесса, выдвигают идею развития отдельных народов и культур, которое происходит по циклическим законам. Развитие отдельных цивилизаций или куль­турно-исторических типов может происходить как последовательно, так и параллельно. Форма развития одинакова для всех, но содер­жание уникально для каждой культуры. Развитие локальных циви­лизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка – возвращения к исходному состоянию.

    Другим вариантом циклической модели динамики культуры является модель инверсии , при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса куль­турных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или струк­тура. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды – от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. Примерами инверсии может быть эпоха Возрождения, приведшая к восстановлению античной языческой культуры, культивированию тех ценностей, которые отрицались христианской церковью на протяжении многих веков. Но за ней наступила эпоха Реформации и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение религии. В XX веке в качестве примера может выступить произошедший в нашей стране после революции 1917 года переход от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, критике религии и расправе со священнослужителями. Но в конце века маят­ник качнулся в обратную сторону, и мы наблюдаем возрас­тающий интерес к религии.

    Линеарная модель

    Появление этой модели культурной динамики связано с возникновением христианства. Она основана на одной из основополагающих идей этой религии – стреле времени , которая разорвала круг вечного возвращения к исходному началу и ввела понятие начала и конца истории. Согласно христианству, история начинается от сотво­рения мира и продолжается до страшного суда и конца света. В рамках этой моде­ли впервые были поставлены проблемы прогресса в истории и культуре, смысла и цели культурного развития, меры совершенст­ва культуры.

    Эта модель активно развивалась в рамках французского и не­мецкого Просвещения (А.Кондорсе, И.Гердер ), немецкой класси­ческой философии (И.Кант, Г. Гегель ), в марксизме, в эволюциониз­ме социальной и культурной антропологии (Э.Тайлор, Д.Фрэзер, Л.Морган ), а также в неоэволюционистском направлении культу­рологии (Л.Уайт, К.Клакхон ).

    Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признается источником и целью разви­тия общества и культуры. Но общим для практически всех вариантов линеарной модели культурной динамики является следующее. Человече­ский род един, как едина и сама сущность человека. Это должно привести к единообразию развития культуры в любой части света. Культура понималась как единая мировая культура, представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей. Одна и та же ступень развития культуры должна давать одинаковые прояв­ления у всех народов, находящихся на этой стадии.

    Основные разновидности линеарной модели: прогрессивная модель, регрессивная (реверсивная) модель и девиантная модель культурной динамики.

    1) Прогрессивная модель. Важный элемент эволюционной модели является идея прогресса – количественное и качественное улучшение жизни человека и общества. Т.е. культура – развивается от низшего, простейшего состояния к более сложным и совершенным (эволюционизм, Э.Б.Тайлор ).

    2) Регрессивная (реверсивная) модель в отличие от классических эво­люционных моделей, основанных на признании того, что будущее лучше, чем прошлое, утверждает обратное. «Золотой век» был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к деградации и упадку духовного развития, а, следовательно, и культуры (стрела времени, обращенная в прошлое). Происходит её инволюция , деградация. Сторонником такой модели был Ж.Ж.Руссо , для которого развитие культуры, рост ма­териального благосостояния человека несут не счастье, а отчужде­ние человека от продуктов своего труда, от общества, от других лю­дей. Развитие культуры разъеди­няет людей. Счастье человека – в единстве с природой. Вернуться к нему можно, лишь отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.

    3) Девиантная (т.е отклоняющаяся)модель возникла на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт качественного многообразия культур. Один из её авторов – Л.А.Уайт . Суть этой модели в том, что существует генеральная линия развития общества и культуры, и ветви – отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева.

    Волновая модель

    Эта модель – сочетание циклической и линеарной моделей динамики культуры, соединяю­щая обратимые и необратимые процессы. О волновых изменениях культуры говорили еще Д. Вико , П. Сорокин , но наиболее полно эта модель была представлена в работах выдающегося русского экономиста Н.Д. Кондратьева (1898-1938). Он предположил, что экономика и другие, тесно связанные с ней сферы культуры, разви­ваются на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет) циклами. В такого рода циклах фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистиче­ским настроением в обществе, сбалансированным развитием куль­туры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние мно­гих отраслей промышленности и, как следствие, пессимистические настроения в обществе, упадок культуры.

    Видным представителем идей волновой цикличности в совре­менной отечественной культурологии является Ю.В. Яковец. В его концепции рассматривается не только модель раз­вития цивилизаций (микродинамика культуры), но и всего чело­вечества в целом (макродинамика культуры). По его мнению, раз­витие общества и культуры идет путем сочетания необратимой эволюции, поступательного перехода от ступени к ступени, с обратимостью в волнообразно-спиралевидной форме движения, периодическим чередованием фаз подъема, стабильного разви­тия, кризиса, депрессии, оживления и нового подъема культуры, более или менее значительных периодов ее взлетов и падений. Эта ритмика специфична для каждого элемента культуры, каж­дой страны, но в совокупности она формирует общую симфонию эволюции человечества, его движение от витка к витку историче­ской спирали.

    Синергетическая модель

    Это модель является одним из наиболее современных моделей культурной динамики, и обязана своим возникновением новой науке синергетике. Синергетика –это наука, изучающая самоорганизацию простых систем (биологических, физико-химических и др.). Самоорганизацией называется процесс, переводящий открытую 14 неравновесную 15 систему, находящуюся в неустойчивом состоянии, в новое более устойчивое состояние, характеризующееся более вы­сокой степенью сложности и упорядоченности.

    Синергетика возникла в 1970-е годы в рамках физики, благодаря работам немецкого радиофизика Г. Хакена и бель­гийского физика русского происхождения И. Пригожина . Им удалось показать и отразить в математических моделях, как из хаоса может появиться порядок. При этом из нескольких однотипных систем, участвующих в этом процессе и находящихся в условиях меняю­щейся окружающей среды, сохраняются лишь единицы. Они станут более сложными и упорядоченными, чем прежние системы, а ос­тальные системы погибнут в своеобразном естественном отборе, в результате которого выживут лишь самые приспособленные к но­вым условиям системы.

    Синергетика вскоре вышла за границы естественных наук и стала применяться и в исследованиях культурных явлений. Культуру можно представить, как открытую, неравновесную систему, находящуюся в постоянном процессе обмена веществом (энергией, информацией и др.) с окружающей средой. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит две этапа. Первый этап – это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами, а главное – с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия. Второй этап в развитии систем – скачок, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. Скачок – это крайне нелинейный процесс, поэтому заранее предсказать его результаты невозможно. Когда происходит скачок, система находится в точке бифуркации (ветвления), у нее есть несколько возможных вариантов дальней­шей эволюции, но заранее предсказать, какой из них будет выбран, невозможно. Выбор происходит случайно, непосредственно в мо­мент скачка, определяясь тем уникальным стечением обстоятельств, которые сложатся в данный момент времени и в данном месте. Но самое главное – после перехода через точку бифуркации система уже не может вернуться в прежнее состояние, и все ее дальнейшее развитие осуществляется с учетом предыдущего выбора.

    Как оказалось, синергетическая парадигма может быть очень эффективно использована для исследования динамики культуры, так как все культурные системы соответствуют требованиям много­вариантности развития, нелинейности и необратимости. При этом в силу присущей человеку свободы выбора мы можем существенно повлиять на выбор дальнейшего развития социокультурных систем в точках бифуркации, попытаться выбрать из всего спектра воз­можных путем развития наиболее оптимальный, повлияв на управ­ляющие параметры 16 системы.

    Таким образом, синергетическая модель позволяет видеть в ди­намике культуры не линейный процесс развития, а множество пу­тей эволюционного или интенсивно-стремительного (вплоть до ка­тастрофического), устойчивого или неустойчивого развития. Кроме того, динамические изменения культуры представляют собой сово­купность процессов, идущих с разным темпом, неодинаковой на­правленностью и в разных режимах. Результатом динамики может стать как восходящее развитие, рост, нарастание сложности и при­способленности системы к окружающей среде, так и упадок, нарас­тание хаоса, кризис или катастрофа, что влечет перерыв в линей­ном развитии. В целом процесс динамики культуры можно интер­претировать как проявление возможности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним ус­ловиям своего существования.

    Итак, мы рассмотрели основные модели динамики культуры. Признавая значимость в динамических изменениях поступательно-линейных векторов развития, надо иметь в виду, что этот вид динамики культуры является далеко не единственным и часто не ведущим по значимости. Как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими или этапными изменениями, могущими перерастать в волновое развитие, в развитие по кругу.

    Очевидно, что выбор любой из моделей культурной динамики в качестве единственно возможной был бы ошибочен. Такой сложный объект исследования, каким является культура, в принципе невозможно свести к единому фактору, при­чине или модели. В реальной динамике культуры мы можем на­блюдать все перечисленные формы, описывающие как определен­ные этапы в динамике конкретных обществ и культур, так и изме­нения отдельных элементов внутри этих культур.

Новое на сайте

>

Самое популярное