Домой Щитовидная железа Как научиться писать диктанты по сольфеджио. Методика музыкального диктанта и различные формы его проведения

Как научиться писать диктанты по сольфеджио. Методика музыкального диктанта и различные формы его проведения

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей . И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени .

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка , от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачкинужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Раз-два, раз-два...

Раз-два-три, раз-два-три...

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

Успехов!

© Сергей Богомолов,

кандидат искусствоведения,

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

(специально для нашего сайта, 2015)

«Основные этапы работы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио»

Диктант – это одна из основополагающих форм работы на уроке сольфеджио, которая способствует выработке и развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Развитый навык написания диктанта существенно помогает ученику на уроках специальности быстро читать ноты с листа (и наоборот) и выучивать наизусть музыкальный текст, а также представляет собой концентрат знаний и умений ученика, перенесенные в практическую плоскость. В конечном итоге каждая форма работы, используемая на уроке сольфеджио, находит свое отражение в диктанте, и складывается в результате, как разрозненные пазлы, в целостную картину качественного усвоения на практике музыкального и теоретического материала.

В процессе прохождения обучения по специальности педагоги всегда значительное внимание уделяют технике владения инструментом. На уроке сольфеджио тоже есть показатели «техничности» – это прежде всего скорость реакции, отклика на сыгранное, быстрота узнавания пройденных элементов (как мелодических, так и ритмических), цепкость и объемность памяти, умение мыслить крупными построениями, понимание логики движения функций или хотя бы распознавание в мелодии скрытой структуры аккордов.

    Формирование навыков, необходимых для написания диктанта, в различных формах работы на уроке сольфеджио

Итак, какие же формы работы на уроке сольфеджио являются одновременно этапами подготовки к написанию диктанта, служат своеобразным «багажом», с которым ученик приходит к успешному освоению этой кульминационной формы работы?

Во-первых, это регулярная интонационная работа на уроках сольфеджио, которая способствует развитию музыкальной памяти, т.е. умению удерживать мелодию в памяти, и вырабатывает умение анализировать ритмоинтонационный состав мелодии, различать в нотах интервалы, аккорды, направление движения мелодии, повторы и видоизмененные повторы, ритмические и жанровые особенности текста.

Работа в ладу развивает ощущение ладового тяготения (осознания полутонового тяготения: ля – соль-диез, а не ля – ля-бемоль), важнейший слуховой навык памяти устоев , понимание роли каждой ступени в ладу.

Работа в ладу способствует выработке навыка ощущения устойчивых и неустойчивых ступеней. Для этого можно использовать следующее упражнение: после пропевания гаммы педагог играет любые ступени, задача учеников – быстро сориентироваться и спеть с названием исполненные педагогом звуки. Также в развитии ориентации в ладу поможет работа по столбице или пение ступеневых дорожек. Еще одно упражнение – допевание до тоники: педагог играет любую ступень (но не тонику), задача ученика – допеть ее до тоники.

Благодаря разнообразным формам работы в ладу ученик приобретает практический навык ориентации в любой тональности (нота=ступень). Например, дается задание: называется номер ступени, а ученикам нужно сообразить, какая это будет нота в конкретной тональности. Или наоборот: задание на нахождение в конкретной тональности отдельной ступени. В выработке быстрой ориентации в тональности поможет пение секвенций, особенно тех вариантов, где они начинаются не с тоники. Кроме того, в процессе ладовой работы обучающиеся приобретают навык быстрой и уверенной ориентации в ступенях лада по звукам Т 5 3 : III – посередине, V – сверху, VI – рядом с V , а VII – под I .

Именно работа в ладу помогает в дальнейшем, на продвинутых стадиях диктанта, правильной записи альтерированных ступеней.

Работа с метроритмом в классе сольфеджио также находит свое качественное отражение в диктанте. Ведь ритмические упражнения формируют навыки правильной записи ритмических групп и их группировки в различных размерах, а также способствуют удержанию в памяти ритмического рисунка мелодии. Педагогу часто приходится сталкиваться с тем, что запись ритма представляет для учеников (даже с абсолютным слухом) еще большую сложность, чем фиксация звуковысотности. Поэтому очень важно на начальном этапе дать ученикам правильные установки при работе с ритмом, о чем будет сказано чуть позже.

Не менее важным для успешного написания диктанта является умение распознавать различные элементы на слух. Поэтому в такой форме работы, как слуховой анализ , вырабатывается умение различать на слух окраску (фонизм) интервалов и аккордов, структуру аккордов, умение анализировать форму произведения. Навыки восприятия на слух помогают детям в заданиях на письменное построение элементов , что тоже является важным умением для диктанта – правильно зафиксировать услышанное.

Таким образом, в диктанте перечисленные навыки и умения нужны с р а з у в с е, и ж е л а т е л ь н о о д н о в р е м е н н о. Неслучайно поэтому диктант является показательной формой, дающей представление об уровне развития ученика. Здесь ему на помощь придут умение ориентироваться на инструменте, определенный уровень умственных способностей, умение логически мыслить. Однако часто хорошо играющие, слышащие и поющие дети, справляющиеся с ритмическими и другими формами работы на уроке сольфеджио, не в состоянии справиться с диктантом. Или встречаются варианты, когда дети успешно справляются с диктантом, но не могут охватить его форму полностью и запомнить наизусть. Поэтому главной целью работы над диктантом является формирование и развитие нужных для усвоения других предметов (и общеобразовательной программы также) логического мышления, музыкальной памяти, концентрации. Задача же педагога – научить ученика успешно писать диктант. Ведь именно от неумения справиться с этой трудной формой работы у учеников остаются негативные воспоминания о предмете сольфеджио.

Нужно понимать, что навык написания диктанта зависит от систематичности и длительности работы над ним на уроке, т.к. диктант является формой классной работы. Успех может гарантировать только длительная и планомерная работа.

    Основные этапы – уровни сложности. Основополагающая роль начального периода знакомства с диктантом

Приступая к написанию диктанта, педагог должен быть уверен, что учениками пройден этап накопления определенных навыков и умений: они имеют достаточный слуховой опыт для данной формы работы, развитое музыкальное мышление, память и внутренний слух. Хотя попытки писать диктанты предпринимаются с самого раннего возраста, благодаря разнообразным формам диктанта.

Очень важной является психологическая атмосфера при написании диктанта. Ведь у учеников слово «диктант» прежде всего ассоциируется с диктантом по русскому языку. Поэтому перед педагогом стоит задача тщательнейше подобрать диктанты, так, чтобы их трудность возрастала как бы незаметно для обучающихся. С одной стороны, музыкальный материал для диктанта должен обладать определенной художественной ценностью, с другой – выполнять дидактические задачи и содержать большее или меньшее количество структурных элементов в зависимости от уровня сложности. Рекомендуется не «перегружать» учеников и подыскивать диктанты, посильные на данном этапе для конкретной группы (например, на одну и ту же тему варианты облегченный, среднего уровня сложности и продвинутый). Задача педагога состоит в том, чтобы ученики получили положительный опыт написания диктанта – поэтому пусть они будут проще, но зато их должно быть много. Благодаря такому интенсивному подходу узнавание элементов учениками доведется до уровня автоматизма, что придаст им уверенности и убежденности, что диктант – это легко.

Поскольку диктант является кульминационной формой работы, то в процессе проведения урока рекомендуется подгонять другие формы работы под сложности, которые встретятся в диктанте.

Как и в овладении любым другим предметом, можно выделить несколько этапов овладения навыком написания диктанта: подготовительный, начальный, средний и продвинутый.

Подготовительный и начальный этапы освоения диктанта

Подготовительный этап – важнейший, т.к. именно в нем закладываются основные навыки, нужных для успешного освоения такой формы работы, как диктант. Уметь услышать, запомнить, проанализировать услышанное – и главное – правильно его записать. Уметь правильно распознать метр, ритм, правильно продирижировать и верно ритмически оформить мелодию, охватывая максимально большие фрагменты и в то же время осознавая каждую долю в отдельности.

Поэтому в начальных классах диктант всегда дается с подробным предварительным анализом: определяется структура мелодии, количество фраз, повторность или неповторность мелодии и ритмического рисунка. Также обсуждается характер мелодического рисунка: нисходящее или восходящее движение, движение по звукам трезвучия, опевание ступеней.

Навыки осознавания и запоминания интонационного и метроритмического контура мелодии, выработанные на подготовительном и начальном этапе, будут оставаться основополагающими и в дальнейшей работе над диктантом, в процессе обучения будет постепенно расширяться круг интонаций и метроритмических трудностей.

Рассмотрим этапы накопления знаний, необходимых для написания диктанта.

В процессе знакомства с нотной грамотой формируется навык правильно и быстро записывать ноты . Здесь самым простым упражнением для детей будет диктовка нот педагогом, в дальнейшем – нот в ритме. В результате этого упражнения ученик должен научиться без ошибок записывать нотные группы, которые учитель произносит в быстром темпе.

Для того чтобы максимально быстро ориентироваться в звуковом пространстве, нужно знать ноты и то, как они выстраиваются в нисходящий или восходящий звукоряд. Это знание нот постепенно переходит в умение не только быстро называть ноты вверх и вниз начиная с любого звука, но и через одну, через две. Этот навык нужно довести до уровня автоматизма, чтобы ребенок, не задумываясь, называл верные ноты. Кстати, по принципу через две ноты дети учат правило о порядке ключевых знаков, и некоторым из них совсем непросто дается это заучивание.

Важнейшая роль работы над секвенциями – именно они помогают осваивать пространство звукоряда, на их примере происходит заучивание простейших мелодических и метроритмических оборотов. На уроке можно давать задание пропевать, а в качестве домашнего задания – записать секвенцию. Для развития внутреннего слуха целесообразно исполнять следующее упражнение: петь одно звено вслух, второе – про себя или вслух – только устойчивые ступени.

Полезной формой работы по усвоению нот, их правописания является переписывание нот . После чего можно дать задание перенести мелодию на октаву выше (или ниже).

На начальном этапе нужно давать детям упражнения на подписывание ступеней с дальнейшим транспонированием мелодии (в старших классах можно это проделывать устно, с листа). Кроме того, можно на доске записать ступенями знакомую мелодию, чтобы дети угадали ее.

Для развития музыкальной памяти и внимания желательно после сольфеджирования мелодии попытаться спеть ее с названием нот наизусть , а потом и сыграть (можно с транспонированием). В качестве домашнего задания – выучить наизусть номер или песенку, петь и играть ее в нескольких тональностях.

Важно, чтобы ученик ориентировался в расположении нот на фортепианной клавиатуре – так педагогу будет легче объяснять различные правила и принцип построения аккордов или интервалов.

Основополагающей на подготовительном и начальном этапах развития музыкального слуха является работа над развитием метроритмического чувства.

В первую очередь при знакомстве с длительностями важно, чтобы ребенок понимал, сколько долей входит в каждую длительность: половинная = 2 доли, четверть = 1 доля, восьмая = полдоли.

После этого объясняется дробление долей. Усваивается правило, что если в доле несколько нот, то они объединяются под одним ребром. При объяснении материала педагог должен обратить внимание учеников на то, чтобы составить долю из восьмых, нужно объединить две длительности в группу под одним ребром. Также ребенок должен знать, сколько более коротких длительностей входит в более длинную длительность, что происходит, когда около ноты стоит точка.

Одним из вариантов освоения длительностей является использование на уроках сольфеджио такой формы работы, как запись ритма стихотворения или словосочетания .

В результате планомерного музыкального развития учащихся происходит практическое освоение понятий «доля», «сильная и слабая доля», «такт», «размер» , которые также важны для написания диктанта. Здесь на помощь приходят слуховые формы работы, направленные на выработку восприятия пульсации долей, распознавания 2- или 3-дольного метра . Для этого педагог подбирает музыкальные фрагменты с максимально явственной опорой на сильные доли и с хорошо прослушиваемой пульсацией долей.

С целью закрепить освоение вышеуказанных понятий можно дать задание переписать пример, в котором не указан размер и не проставлены тактовые черты. Затем, прослушав исполнение педагога, дети должны выделить знаком акцента сильную долю, определить размер и поставить тактовые черточки. Также важно научить учеников на начальном этапе осознавать и видеть в нотах каждую долю . Для этого даются упражнения: обвести кружком 2-ю долю, дописать 1-ю и 3-ю доли.

Для успешного написания диктантов ученик должен освоить тактирование . Полезными на начальном этапе обучения будут упражнения на определение учениками количества тактов, которые сыграл педагог. В результате данного упражнения дети должны понять, что такт начинается только тогда, когда рука при тактировании идет вниз. Помимо этого упражнения для выработки внимания и умения концентрироваться хорошо давать обучающимся задачу определить, сколько нот приходится на конкретную долю. Это поможет в анализе ритмических групп в процессе написания диктантов. Как вариант – при записи ритма стихотворений педагог должен добиваться осознания учениками того, сколько слогов (длительностей) приходится на один взмах руки. В дальнейшем это упражнение автоматизирует навык распознавания ритмического рисунка в диктанте.

Концентрации внимания на ритмической стороне мелодии способствует упражнение на сольмизацию номеров перед их пением, которое выполняет роль подготовительного упражнения для написания диктанта.

Полезным также является определение размера, проставление акцента над сильной долей, а в последующем – умение рассказать ритмический рисунок с тактированием.

Какие же трудности встречаются на начальном освоении такой непростой формы работы, как диктант? Желательно ограничить круг интонаций повторностью звуков и поступенным движением вверх или вниз, опеванием, вспомогательными звуками, а также движением по звукам тонического трезвучия, несложными секвенциями.

Педагог должен обратить внимание учеников на паузы и их выразительную роль в мелодии, объяснить, что паузы в мелодии выполняют функции членения фраз, «вздоха». Окончание мелодии следует всегда внимательно слушать, т.к. звучание длинной ноты может быть сокращено паузой. Еще внимательнее нужно быть в случае с затактом. Для этого педагог должен показать аналогичные примеры в музыкальных произведениях, а в процессе записи диктанта обратить внимание учеников на возможные случаи.

Среди ритмических сложностей начального этапа – сочетание четвертных и восьмых, группы из четырех шестнадцатых, внутритактовый пунктир, паузы; использование размеров 2/4, 3/4, 4/4.

Освоение диктантов среднего уровня

В процессе освоение диктантов среднего уровня к интонационным трудностям начального уровня добавляется движение по звукам трезвучия и его обращений, трезвучий главных ступеней лада. Перед тем как вводить данную сложность в диктант, дети должны хорошо представлять интервальный состав секстаккорда и квартсекстаккорда, уметь их строить, играть и петь как в тональности, так и от звука. В предварительном анализе номеров для сольфеджирования, а также в произведениях по специальности нужно научить обучающихся видеть и различать в нотном тексте различные виды трезвучий и их обращений. В предварительной настройке перед диктантом нужно ввести интонационные обороты встречающихся аккордов.

В диктантах для средних классов встречается движение не только по звукам тонического трезвучия и его обращений, но и по звукам трезвучий и септаккордов субдоминантовой и доминантовой функций. Подготовительным упражнением к освоению сложности данного уровня является построение аккордовых последовательностей с последующим их пропеванием.

Диктанты данного уровня могут начинаться не только с тоники, но и с других устойчивых звуков. Кроме того, вводятся скачки на широкие интервалы (сексту, септиму, октаву).

Также интонационная сфера диктантов обогащается альтерированными звуками – как хроматическими вспомогательными и проходящими, так и указывающими на отклонения в родственные тональности. Однако, прежде чем вводить диктанты с альтерированными ступенями, нужно тщательно проработать альтерацию ступеней в ладу в интонационных упражнениях и сольфеджировании мелодий.

В сферу использования размеров вводятся новые – 3/8 и 6/8. При этом педагог должен объяснить ученикам, что в этом размере изменяется счетная доля – восьмая. Часто детям сложно почувствовать этот размер, и они определяют его как 3/4. Педагог должен обратить внимание на легкость долей-восьмых, их большую слитность. При этом обучающиеся должны иметь понятие о правилах группировки в размере 3/8.

При знакомстве с этим размером целесообразно выбирать диктанты, состоящие из восьмых и четвертей. И только впоследствии включить примеры с использованием шестнадцатых.

На данном этапе происходит расширение палитры ритмических трудностей – к ним добавляются рисунки, использующие восьмую и две шестнадцатых, триоль, синкопа. Диктанты с вышеперечисленными трудностями охватывают весь курс школьного сольфеджио.

    Разновидности диктантов

На уроках сольфеджио диктант как форма работы должен являться итогом усвоения какого-либо материала, но не наоборот. Можно усложнять диктант новым элементом только тогда, когда он тщательно проработан в других формах работы на уроке.

Устный диктант – очень продуктивная форма работы, т.к. требует быстроты реакции и цепкой памяти, умения запоминать характерные детали диктанта. Обязательно пение с тактированием, можно играть на фортепиано с транспонированием. Однако у всех небольших диктантов есть недостаток – они не стимулируют расширение объема музыкальной памяти, т.к. состоят, как правило, из 1–2 фраз.

Блиц-диктанты . Это небольшие диктанты, пишется за урок 2-3-4. Играется как устный диктант для одного из учеников, другой ученик стоит у доски, пытается как самостоятельно записать услышанное, так и опираясь на устный ответ первого ученика.

Показательный диктант – с показом процесса записи и анализом у доски преподавателем или с помощью ученика. Особенно часто используется на подготовительном и начальном этапах обучения. В дальнейшем можно прибегать в особо сложных случаях или когда педагог впервые вводит в диктант новую трудность.

Дидактический диктант – содержит какую-либо специфическую трудность. Целесообразно использовать данную разновидность на начальном этапе освоения какой-либо трудности в диктанте.

Письменный диктант с предварительным анализом – классический образец диктанта на уроке сольфеджио. За первые два проигрывания дети определяют тональность, размер, характерные мелодические и метроритмические особенности, структуру мелодии (есть ли точные повторы, секвенции и т.д.). Как правило, он пишется за 8–10 проигрываний.

Эскизный диктант – развивает полезное умение писать диктант начиная с любого места, абстрагируясь от восприятия диктанта как единого целого. Особенно полезно это умение при «столкновении» с трудным местом в первой половине диктанта. Педагогом дается задание записать определенный фрагмент мелодии: например, сначала – каденции, потом первую и вторую фразы и т.д. Задача такого навыка – ученик должен уметь сконцентрироваться в первую очередь на тех фрагментах мелодии, который он лучше запомнил, и только после этого дописывать остальное, «не биться головой об стенку».

Диктант с аккомпанементом представляет собой усложненный вариант классического, когда восприятие мелодии затрудняется отвлечением слуха на аккомпанемент.

Тембровый диктант – сложность в его написании заключается в непривычном восприятии звуков, сыгранных на любом инструменте (но не фортепиано), т.к. новая тембровая окраска звучания мелодии является отвлекающим моментом.

Диктант без подготовки (контрольный) – отражает степень усвоения материала и является разновидностью классического письменного диктанта. В качестве контрольного диктант педагог дает на один-два класса легче.

Ступеневый диктант – педагог играет мелодию, которую обучающиеся записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.

Ритмический диктант – направлен на освоение ритма. На своих уроках я предлагаю ученикам записать диктант, мелодия которого идет по ступеням гаммы, но при этом содержит полный набор ритмических трудностей, которые они уже изучили в настоящий момент. Хорошо использовать именно эту форму работы при закреплении на практике знакомства с новым ритмическим рисунком.

Диктант с ошибками – на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей – записать правильный вариант себе в тетрадь.

Диктант с вариациями (вариантами) – полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно явственно показать, откуда берет начало та или иная трудность. Например, в ситуации с внутридолевым пунктиром можно дать в первом варианте диктанта это две восьмые, во втором вместо восьмых – восьмую и две шестнадцатые и в третьем – пунктирный ритм. Данный вид помогает детям лучше осознать и обобщить сложные моменты диктантов.

Диктант по памяти – пример играется 2-3 раза, за время проигрываний дети должны постараться максимально верно запомнить мелодию. Пока все ученики не запомнят, педагог не разрешает приступать к записи. Дети должны пытаться мысленно, под дирижирование педагога, пропеть мелодию до конца. Поэтому для такого вида работы подбираются максимально яркие фрагменты. Тональность называется непосредственно перед записью диктанта. Во время записи проигрывания не даются, в конце, после того как время истекло, диктант проигрывается еще раз, ошибки анализируются всем классом. На первом этапе такой диктант – это одна фраза (2-4 такта), потом – предложение и далее – период.

Диктант с настройкой, но в произвольной тональности. Педагог производит настройку, но не объявляет тональность. Тональность устанавливается только после настройки. Для выработки ощущения высоты положения лада, для ощущения окраски тональности. Разновидность этого диктанта – каждый пишет в произвольной тональности. Для абсолютников это возможность оторваться от слышания конкретных звуков и выработка опоры только на функциональные ощущения ступеней лада.

Разновидностью самодиктанта является зрительный, или фотодиктант . Разница состоит в том, что в этом случае объектом для записи выступает новая мелодия

Графический диктант – педагог указывает на доске лишь направление движения мелодии.

Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, способствует осознанию закономерностей строения и мелодического развития с его тремя классическими стадиями: началом, серединой (развитием) и заключением.

Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде. Вариант посложнее – запись мелодии без предварительного подбора на инструменте. Эта форма работы особенно активно используется в начале обучения, и слова песни здесь являются эмоциональным и ритмическим подспорьем для припоминания контура мелодии.

Самодиктант – запись по памяти выученных номеров с учебника, в других тональностях. Конечно, здесь отсутствует один из главнейших принципов диктанта – запись новой, незнакомой мелодии. Однако в качестве одного из приемов развития внутреннего слуха и для выработки умения графически оформлять услышанное это неплохой прием.

    Методика написания диктанта

Драгомиров считает, что время для записи диктанта «устанавливается педагогом в зависимости от класса и уровня группы, а также в зависимости от его объема и трудности диктанта. В младших классах (1–2-е классы), где записываются небольшие и несложные мелодии, это обычно 5–10 минут; в старших, где трудность и объем диктантов увеличиваются, – 20–25 минут».

Перед проигрыванием нужно выяснить, все ли дети имеют принадлежности.

На начальном этапе дети должны усвоить алгоритм записи диктанта . Для этого педагог задает направляющие вопросы: с какого звука (ступени) начинается и заканчивается диктант? какой размер? С сильной доли или со слабой начинается диктант? есть ли повторы? какие ритмические трудности встречаются в диктанте? было ли движение поступенное или по аккордовым звукам?

Важной составляющей успешного написания диктанта является предварительная настройка, в которую желательно ввести интонационные обороты, встречающиеся в диктанте.

Если педагог сообщает количество ключевых знаков, учащиеся должны определить, с какого звука начинается и заканчивается диктант. Если педагог называет звук тоники и играет его, то в задание учащихся будет входить назвать тональность. Размер, как правило, учащиеся определяют самостоятельно.

В начале знакомства с диктантом педагог дает первую установку : не стенографировать, а запоминать услышанное и потом по памяти записывать. Нужно стараться удерживать фрагменты мелодии в голове, чтобы между проигрываниями их анализировать. Стараться запомнить начало и конец мелодии (конец сразу записать). Таким образом, запись диктанта происходит по принципу «навстречу».

После первого проигрывания начинается коллективный анализ диктанта. В нем педагог заостряет внимание детей на отдельных поворотных моментах (где может произойти ошибка), обращает внимание на повторы, на повторении одного звука, на различных мелодических формулах. « Второе проигрывание должно идти сразу после первого. Его можно исполнить уже медленнее. После этого можно побеседовать о конкретных ладогармонических, структурных и метроритмических особенностях музыки. Поговорить о каденциях, фразах и т.п. Можно сразу же предложить учащимся оформить заключительную каденцию, определить местоположение тоники и то, как мелодия к тонике подошла – гаммообразно, скачком, знакомым мелодическим оборотом и т.д. Такое начало диктанта “наоборот” оправдано тем, что заключительная каденция как раз больше всего “помнится”, пока весь диктант еще не отложился в памяти».

Вторая установка : запись диктанта производится штрихами. При этом ноты должны отстоять друг от друга на достаточном расстоянии, чтобы можно было объединить их штилем или написать тактовую черту.

В процессе записи диктанта нужно стремиться к тому, чтобы ученик пропевал диктант внутренним слухом , но запрещать пропевание вслух на начальном этапе не нужно – негромкое пропевание помогает ученику лучше разобраться в звуковысотных соотношениях.

Обязательно тактировать во время проигрывания. В сложных местах смотреть на руку и обязательно анализировать каждую долю такта: сколько нот приходится на один взмах руки.

В процессе записи диктанта педагог подходит к ученикам, наблюдая за процессом написания, и может обратить внимание ученика на проблемные места, задавая наводящие вопросы (ты уверен, что здесь терция? Обрати внимание, куда пошла мелодия после этого звука; неправильный ритм, внимательно протактируй).

Также желательно обращать внимание учащихся на фразировку мелодии, стараться запоминать мелодии по фразам. Уяснению строения мелодии помогает оформление фразировки, проставление лиг над музыкальными фразами и мотивами.

Диктант является своеобразной лакмусовой бумажкой – сразу видно, в усвоении каких тем у группы есть проблемы (звуковысотность, ритм или запоминание звуковысотного рельефа мелодии).

Список использованной литературы

    Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1993.

    Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

    Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.

    Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.

    Серединская В.Развитие внутреннего слуха в классе сольфеджио.- М., 1962.

    Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.: Музыка, 1993.

    Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - М.: Музыка, 1996.

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это - целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно - написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) - тоника, серединная каденция (4 такт) - наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) -

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;


Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное - с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта - с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте - серединная каденция - наличие V ступени, 7–8 такт - заключительная каденция - V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта - в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант - интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта - не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат) , а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант - педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками - на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей - исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами - полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти - анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача - верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант - педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант - запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) - отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта - своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:


Примеры диктантов для 3 класса:


Примеры диктантов для 4 класса:


Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам - юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу

М.: Музыка, 1983. Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. Составитель: И. А. Русяева

Данный сборник является первой частью учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту, состоящего из двух выпусков и рассчитанного на использование в курсе сольфеджио в средних специальных музыкальных школах с первого по одиннадцатый класс. Это пособие полностью базируется на методике, разработанной и проверенной в практике преподавателей Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В своей основе это традиционная методика, опирающаяся на ладотональное осознание музыки, и этим обусловлен как подбор материала и его систематизация, так и применяемые в пособии формы работы и виды изучаемых трудностей (интонационных, ритмических, структурных).

В работе над диктантом по нашей методике основной целью является научить правильно определять ладовые интонации и уверенно разбираться в них. Для этого требуется длительная и кропотливая работа не только в классе, но и дома. (То же относится и к определению на слух интервалов и аккордов.)

Пособие составлено в соответствии с требованиями для специальных музыкальных школ. За первые четыре года пребывания в школе (начальный период обучения) дети должны научиться свободно ориентироваться в тональностях до четырех знаков включительно (хотя теоретически им полагается знать все тональности): уметь быстро и точно определять отдельно взятые ступени, а также отдельные интервалы и аккорды (в тональности и вразбивку), уметь определить на слух или спеть небольшую последовательность ступеней, а также небольшую интервальную, аккордовую или смешанную цепочку (такую цепочку нужно суметь воспроизвести голосом после прослушивания и разбора или построить ее по цифровке); уметь после двух (не более) прослушиваний пропеть — с названиями звуков — мелодию в форме четырехтактного предложения (а если такая мелодия заканчивается неустойчиво — «вопросом» — то, повторив ее, сразу же спеть и «ответное» построение).

Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида (ритмический, мелодический или гармонический) и сделать это в течение строго ограниченного промежутка времени. Такой багаж вырабатывается у детей лишь в результате определенного комплекса тщательно продуманных упражнений. Именно с этой целью в настоящий сборник включены и разные типы диктантов, и специальные упражнения для устной тренировки в классе (в Приложениях) — важнейшим требованием нашей методики и является гармоничное сочетание разных форм работы.

Все диктанты в пособии расположены по принципу возрастания трудностей — в соответствии с программой. Некоторые темы педагог может поменять (например, можно сначала пройти ритмическую тему, а потом интонационную и наоборот; для прохождения программы это несущественно). Большинство диктантов сочинено автором, что позволило выстроить сборник одень подробно в методическом плане, отразить все тонкости отрабатываемых трудностей и сделать все разделы равноценными по объему. Все авторские диктанты многократно проверены на практике в разных по составу и уровню группах. Остальные диктанты взяты из произведений композиторов разных эпох, из народной музыки и из детских песен. Сравнительно обильный материал по каждой теме даст возможность педагогу выбрать те диктанты, которые ему больше подходят в данный момент.

Упражнения, приведенные в Приложениях, по мысли автора, должны для детей, занимающихся сольфеджио, являться тем же, чем являются для инструменталистов гаммы и этюды, позволяющие им выработать необходимую технику. Упражнения первых двух разделов Приложений составлены автором. Что же касается последнего раздела, то весь его материал специально подобран из народных песен и детских песенок, среди которых могут встретиться и мелодии, знакомые детям по детскому саду или по занятиям хора, — и это позволит сделать уроки живее и интереснее (кроме того, всегда можно сравнить сочиненные детьми фразы с первоисточником и проанализировать все варианты).

Желая по возможности всесторонне отразить в пособии работу над диктантом, автор включает в сборник все известные его формы: устный (двух видов), письменный ритмический и письменный мелодический.

Устный диктант особенно часто используется на начальном этапе обучения. Ему принадлежит важное место, так как именно в этом виде диктанта отрабатывается развитие таких необходимых музыканту качеств, как быстрое запоминание проигранной два-три раза мелодии, быстрота реакции, концентрация внимания, свободная ориентировка в ладу (в большинстве случаев мелодию нужно спеть с названиями звуков); вырабатывается навык запоминания мелодии путем осмысления деталей, ее составляющих (секвенций, повторов — точных или варьированных, знакомых интонационных оборотов). Конечно, все это не приходит сразу и для достижения нужного эффекта необходима долгая и упорная тренировка.

Устный диктант удобен еще и тем, что он занимает мало времени и позволяет за короткое время опросить всю или большую часть группы. Упор на данный вид диктанта делается в первом классе (в первом полугодии это единственный вид), в последующих же трех классах работа над ним ведется параллельно с другими, не менее важными видами диктанта. (В средних и старших классах надобность в устном диктанте отпадает, так как он уже не приносит должного эффекта.)

Устный диктант можно проводить по-разному. В пособии он представлен в двух формах. Первая (в основной части сборника) — повторение голосом (обычно. с дирижированием и с названием звуков) мелодии, вслед за проигрыванием ее педагогом. Вторая форма (которой мы придаем большое значение) — такое же повторение мелодии, сыгранной частично и оканчивающейся неустойчиво («вопрос»), и досочинение ее учеником,- с условием доведения до тоники. Такие упражнения (включенные, в Приложения) широко практикуются на уроках сольфеджио и полезны тем, что вырабатывают у каждого ребенка активное и самостоятельное отношение к музыке. Крометого, творческий процесс обогащает ученика как личность.

Любой устный диктант проигрывается не более двух-трех раз.

Ритмический диктант полезен не только для развития чувства ритма, но также и для выработки необходимых навыков записи (на разных стадиях обучения). В отличие от устного, ритмический диктант не является тем упражнением, которое постоянно находится на вооружении педагога; его целесообразно использовать в тех случаях, когда в мелодию вводится новый ритмический рисунок.

Ритмический диктант — самый важный вид работы в первом классе: он позволяет ученику освоить первоначальную технику записи нот, приобрести отчетливое понимание в различии между длительностями, привыкнуть к их определенному сочетанию — то есть служит хорошей подготовкой к письменному мелодическому диктанту. Поэтому настоящий сборник начинается именно с ритмических диктантов, выделяемых здесь в самостоятельный раздел: после отработки на этом материале техники записи ученикам будет значительно проще освоиться с записью мелодического диктанта. В остальных трех классах ритмический диктант сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. (Он не теряет своей актуальности и в средних и в старших классах, где последовательные упражнения в этом виде диктанта позволяют брать.для диктовки мелодии, все более трудные в ритмическом отношении.) Ритмический диктант никогда не следует играть на одном звуке или простукивать карандашом по столу; как и любой другой диктант, он должен иметь напевную мелодию. Играется такой диктант 8-9 раз; перед учениками ставится задача — записать только ритмическое строение мелодии (на любой ноте).

Письменный мелодический диктант должен сопровождать ученика на протяжении всех лет обучения его в школе и в училище. Этот диктант концентрирует в себе те или иные метроритмические, ладовые и интонационные трудности, воспитывает слуховую память, собирает внимание, тренирует важный навык улавливания и осознания всех сторон мелодики. Кроме того, здесь неизбежно и очевидно проявляются теоретические познания ученика, степень развития его внутреннего слуха, уровень музыкального мышления. Таким образом, письменный мелодический диктант в компактном виде вбирает в себя практически все, над чем ведется работа на уроках сольфеджио. Поэтому непременным условием курса является диктовка на каждом уроке с постепенным наращиванием трудностей. В каждом классе дан обобщающий раздел, в котором используются все пройденные за год темы. Диктанты этого раздела лучше давать ц IV четверти, когда идет повторение пройденного.

Проигрывание мелодии нельзя растягивать на 30-35 минут. По общепринятой методике диктант играется 8-9 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами. Первые два раза нужно проиграть подряд, так как первое прослушивание — это общее ознакомление с мелодией, а со второго раза ученики должны запомнить наиболее яркие моменты: сильную долю, ступень, с которой началась мелодия; или начальную интонацию, размер, повторы, секвенцию и т. д. Вполне понятно, что с первого раза все это могут запомнить лишь единицы, но со второго раза подобный анализ должен быть освоен большинством учеников. После второго проигрывания делается более длительный перерыв, и каждый последующий раз педагог играет диктант тогда, когда убедится, что все ученики записали все, что помнили. Обычно на это уходит полторы-две минуты. Необходимо напомнить, что при записи диктанта от ученика требуется не формальное, механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записываемой мелодии. Поэтому следует всячески бороться с еще распространенной записью диктанта точками вслед за проигрыванием его педагогом.

Запись и мелодического и ритмического диктанта начинается со второго полугодия первого класса, когда ученики уже получили начальные сведения по музыкальной грамоте и научились устно повторять маленькие песенки. К концу четвертого класса, который завершается экзаменом, маленькие музыканты должны уметь записать период повторного или единого строения в размерах 2/4, 3/4 или 4/4, с затактом, паузами, разнообразными скачками, с шестнадцатыми и пунктирным ритмом.

Первый класс

Устный диктант в первом классе предшествует мелодическому, а затем сопровождает его. Оба типа диктанта даются в тональностях без знаков и с одним знаком (минор только натурального вида); в ритмическом отношении они элементарны: состоят из четвертей, восьмых и половинок. Ритмическая сторона мелодии отрабатывается в первую очередь — в ритмическом диктанте. Его на первых порах можно давать по-разному: запись ритма мелодии, спетой педагогом (с текстом или названием звуков), или оформление ритма песенки, записанной педагогом на доске без тактовых черт и длительностей. После запоминания мелодии можно предложить ученикам спеть мелодию на слоги: «дон», «ди-ли», «до-он» («дон» — четверть, «ди-ли» — восьмые, «до-он» — половина). По объему диктанты не превышают четырех-шести тактов.

Второй класс

Диктанты этого класса разнообразнее по тематике, в них вводятся затакты, новые ритмические фигуры, размеры и интонации. Важным является введение периода повторного строения (записываемого обязательно с вольтами) и периода с варьированным вторым предложением. Здесь очень важно сознательное отношение ученика к вопросам формообразования (так, например, в устных диктантах из Приложений, при сочинении «ответа» к заданному «вопросу» можно ставить дополнительное задание — либо чтобы второе предложение периода имело точную повторность, либо чтобы оно было варьированным).

Начальные примеры на любую трудность и в ритмическом и мелодическом диктанте могут подвергаться предварительному разбору, причем объектом анализа должны служить новые элементы музыкального языка — интонационные, тональные или ритмические. При прохождении нового интервала или аккорда можно использовать и начатки гармонического диктанта, то есть небольшую последовательность. Во втором классе такого рода диктант пока стоит использовать в малых дозах, так как гармонический слух у детей этого возраста только еще начинает вырабатываться.

Третий класс

В этом классе используются все формы диктанта — в том числе и начатки гармонического, так как запас хорошо изученных интервалов и аккордов уже достаточно велик: все диатонические интервалы, кроме тритонов, трезвучие тоники с обращениями, трезвучия IV и V ступеней. Примеры такого диктанта приведены в I разделе Приложений. Педагог играет ту или иную цепочку, ученики анализируют ее и записывают ее нотами по- памяти; или же записывают ее в течение двух-трех проигрываний без разбора. Постепенно диктант можно удлинять, дойдя до масштабов схем, данных во II разделе Приложений. Каждый педагог сам в состоянии сочинить такой диктант в зависимости от того, какая тема проходится в данный момент.

В третьем классе вводится период единого строения. Ученики должны не только знать этот термин, но и уверенно отличать эту структуру от изученных во втором классе разновидностей периода повторного строения. Сложность при записи диктанта такого строения состоит в том, что память должна, удержать довольно большой кусок музыки, непрерывно развивающейся, так что сами эти диктанты — чтобы задание не было непосильным — не перегружены интонационными и ритмическими сложностями (тем более что. они играются педагогом не более 8- 9 раз).

Четвертый класс

Четвертый класс является итоговым, так как завершает начальный период ббучения. Новых форм диктанта здесь не вводится, но все освоенные ранее даны на более высоком уровне. Становится более разнообразной интонационная сторона мелодики, включаются в работу новые мелодические ходы, ритмические группы, тональности. Существенную трудность представляет собой, появление внутритактовой и междутактовой синкопы (грамотное оформление залигованных длительностей через тактовую черту в смысле графики является новым элементом, и поэтому педагогу нужно сначала тщательно отработать технику записи в ритмическом диктанте).

Экзаменационный диктант четвертого класса должен заключать в себя максимум пройденных трудностей. По форме это чаще всего период единого строения с разнообразными скачками, ходами по аккордовым звукам, пунктирным ритмом и шестнадцатыми. На экзамен выносится только письменный мелодический диктант. (Кроме сольфеджирования выученных наизусть мелодий и чтения с листа, на экзамене каждый ученик должен спеть гамму в любой тональности, свободно ориентироваться в знаках и повышенных ступенях в миноре, определить любой из пройденных интервалов и аккордов, определить и спеть по цифровке цепочку любого вида и спеть диатоническую секвенцию.)

Приложения

Материал, данный в Приложениях, должен сопровождать работу над диктантом и помогать в ней. В Приложениях три раздела, в которые включены разного типа упражнения. Об устном диктанте вопросно-ответного строения (с досочинением второй половины), составляющем содержание III раздела, уже шла речь; эти упражнения вводятся в работу со второго класса. Большую пользу приносят и упражнения, приведенные в I разделе: определение на слух цепочек интервалов и аккордов в тональности способствует лучшей ориентировке в ступенях лада, в их взаимоотношениях; кроме того, такие упражнения чрезвычайно эффективны для формирования гармонического слуха, а также для тренировки памяти. Особое внимание целесообразно уделить смешанным интервально-аккордовым цепочкам, которые дают возможность добиваться большей концентрации внимания и умения переключать его, так как ученик не знает заранее, с чего начнется цепочка и в каком месте произойдет смена одного элемента другим.

Упражнения этого раздела рассчитаны на применение, начиная с,третьего класса. Каждую цепочку следует играть не более двух раз, добиваясь запоминания учениками маленького гармонического оборота. Ученики, которые не справляются с этим, должны получать дополнительное задание на дом, которое заключается в пении определенного количества цепочек, а также их проигрывания на фортепиано в разных тональностях (кроме того, желательно по возможности использовать пластинки или магнитофонные ленты, на которых записаны интервальные и аккордовые цепочки). Для таких дополнительных заданий можно использовать и материал, содержащийся во второй части II раздела Приложений — схемы для пения (также рассчитанные на проработку в третьем и четвертом классах).

Пение по схеме интервальных и аккордовых, а также смешанных цепочек является чрезвычайно полезным вспомогательным упражнением. (Кроме всего прочего, это приучает детей с младших классов к грамотному прочтению цифровки.) Первые примеры заданий этого типа необходимо делать предельно легкими. В интервальных схемах под каждым названием обозначается ступень (римской цифрой), на которой должно быть раположено основание интервала. Педагог указывает тональность, играет тоническое трезвучие, и ученик последовательно строит то, что ему предложено. Такие упражнения можно выполнить голосом или за фортепиано.

В Приложениях предлагается еще один вид упражнений для интонирования голосом — пение диатонических секвенций (рекомендуемые мотивы для них приведены в первой части II раздела). Значение этого вида упражнений трудно переоценить: с помощью секвенций легче отрабатываются любые трудности — интонационные и ритмические, прочнее осваиваются изучаемые тональности и т. д. Заниматься пением секвенций можно уже со второго класса. Как правило, шаг секвенции, используемой в младших классах, — секундовый. После настройки в тональности и проигрывания педагогом мотива секвенции ученик должен спеть его с названием звуков и, не искажая ритма, двигаться вверх или вниз (по указанию педагога), постепенно доходя до исходного звена. Начальные секвенции должны быть построены с таким учетом, чтобы окончание одного звена плавно переходило в начало другого.

Автор надеется, что данный сборник диктантов найдет применение на уроках сольфеджио как в специальных средних музыкальных школах, так и в детских музыкальных школах общего профиля и поможет педагогам в их работе с учащимися младших классов.

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить!

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что, наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

Новое на сайте

>

Самое популярное