Домой Зубы Притча о смоковнице. Проклятие бесплодной смоковницы, страшный суд и наше призвание

Притча о смоковнице. Проклятие бесплодной смоковницы, страшный суд и наше призвание

. Тогдá нáчнете глагóлати: ядóхом пред тобóю и пи́хом, и на распýтиих нáших учи́л еси́.

Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

Непринятые на вечерю напоминают домохозяину, что они знакомы ему и разделяли с ним трапезу – ядохом пред тобою и пихом; он благоволил к ним и ни он от них, ни они от Него не отвращались – на распутиих (на улицах) наших учил ecu т. е. были верующими, были учениками Христовыми. В частности слова: мы пили и ели пред Тобою и на улицах наших учил Ты и пр. относятся к евреям, которые отвергли приходившего к ним Мессию, а потому лишены входа в Христову. Они узнают ошибку свою при втором пришествии Его, но будет уже поздно. (Мих.)

27 . И речéт: глагóлю вáм, не вем вáс, откýду естé: отступи́те от менé, вси́ делателие непрáвды.

Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

Глаголю (говорю) вам и пр. Эти слова показывают, что неудостоившиеся царства небесного были внешними последователями христианской веры, христианами только по наружности, но не были истинными христианами, которые имели бы искреннюю веру и любовь и делали бы истинно добрые дела, и таким образом были делателями неправды, и потому отвергнуты. Св. Василий Великий замечает: «делаемое не из любви к Богу, но ради напр, похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу, не богочестие, но осуждение за человекоугодие или за самоугодие и т. п. Поэтому Господь все подобное и называет делом неправды» (ст. 27). Не всякий, говорящий Мне Господи, Господи , т. е. на словах признающий Меня своим учителем исповедующий веру в Меня, как Господа и Спасителя, войдет в царство небесное, говорит Господь-Судия, но исполняющий волю Отца Моего небесного , т. е. кто при вере во Христа ведет жизнь истинно христианскую, добродетельную (), разъясняется в Евангелии Матфея. Если и сказано Апостолом: всяк, кто призовет имя Господне , спасется (), то сказано о таких, которые призывают его нелицемерно, – показыват веру свою в добрых делах (). О неистинной вере ап. Иаков пишет: что пользы , братия моя , если кто говорит, что имеет веру , а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (2:14). Подобным образом и бесы веруют (19). Вера, если не имеет дел, мертва (17). После этого можно ли говорить, как говорят лютеране и некоторые из наших сектантов: пашковцы, штундисты и др., что для спасения должно только веровать?.. Делатели неправды, по Матфею, делающие беззаконие, т. е. ведущие худую жизнь.

. Тý бýдет плáч и скрéжет зубóм, егдá ýзрите Авраáма и Исаáка и Иáкова и вся́ прорóки во цáрствии Бóжии, вáс же изгони́мых вóн.

Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

Ту (там), т. е. в загробной жизни, после всеобщего суда и осуждения неверовавших в Спасителя и грешников на мучения. Будет плач и скрежет зубом , егда узрите (увидите)... вас же изгонимых вон. Эти выражения взяты от образа пира или вечери, когда они происходили на востоке в холодные вечера. Гостей, провинившихся чем-либо на вечери, обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря и где было тепло и светло, а иных заключали в холодную наружную комнату, и таким образом им приходилось оставаться в темноте и холоде, что конечно было для них неприятно, и потому представляется, что они тут плачут и скрежещут зубами. Изгнание из комнаты пира и помещение в темной комнате означает лишение райского блаженства и ввержение в ад; плач и скрежет зубов лишившихся веселия этого пира – мучения грешников в аду (чит. ).

. И прии́дут от востóк и зáпад и севера и ю́га, и возля́гут в цáрствии Бóжии.

И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Приидут от восток и запад и севера и юга , т. е. со всего света уверовавшие во Христа, язычники, вместо отвергшихся Его, евреев. Возлягут в Царствии Божии , где находятся Авраам, Исаак и Иаков и есть пророки (ст. 28). Авраам , Исаак, Иаков и пророки , это – ветхозаветные праведники, блаженствующие в раю. Авраам – первый и главный патриарх еврейского народа. Он среди всеобщего идолопоклонства сохранил веру в истинного Бога и передал ее своему потомству. Исаак – сын его, а Иаков – сын Исаака. Пророки, это – особенные святые и ветхозаветные люди, которые удостоены были дара знать и предсказывать будущее. За свою веру и добродетельную жизнь они удостоены блаженства в царстве Божием на небе. Возлягут в Царствии Божием. Свое царство на небе представляет под образом пира, на котором за столом древние восточные народы не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на разложенные тут подушки. Так и доселе делают восточные народы: турки, персияне и т. п.

. И сé сýть последнии, и́же бýдут пéрви, и сýть пéрвии, и́же бýдут последни.

И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

Это значит, что бывшие избранным народом Божиим, т. е. евреи, не уверовав во Христа, сделаются последними, а язычники, бывшие прежде последними, уверовав, сделаются первыми. Слова эти могут относиться и к нам, христианам: и из нас стоящие высоко здесь на земле могут быть последними, т. е. погибнуть там в загробной жизни и наоборот.

Зач. 73. Ответ Господа сказавшим Ему о злоумышлении Ирода против Него.

Читается в пяток 25-й недели по Пятидесятнице.

31 . В тóй дéнь приступи́ша нецый от фарисéй, глагóлюще емý: изы́ди и иди́ отсю́ду, я́ко И́род хóщет тя́ уби́ти.

В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

Нецыи от фарисей (некоторые фарисеи) и пр. О фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. много причинял беспокойств и забот правителю Галилеи Ироду, так как народ постоянно окружал Его, и Ирод мог опасаться, как бы из-за Него не произошло какого-либо народного волнения. И вот, боясь народа, Ирод не решается наложить рук на Иисуса, как он сделал с Иоанном, но намеренно распускает слух, что хочет схватить Его, чтобы этим устрашить Господа и заставить удалиться из Галилеи. Фарисеи также желали удаления Иисуса, и Ирод воспользовался ими, – направил их к Нему с советом, под видом дружбы, удалиться из Галилеи, и речь фарисеев могла казаться не невероятною, особенно после жестокого Иродова поступка с Иоанном Крестителем. Что Ирод, действительно, был виновником этой молвы, а не сами фарисеи распустили ее, видно из того, что Господь называет его хитрою лисицею; а что фарисеи не из дружбы к Господу принесли Ему это известие, доказывает строгая обличительная речь Его к ним. (Сборн. Барс.)

. И речé и́м: шéдше рцы́те ли́су томý: сé изгоню́ бесы и исцелéния творю́ днéсь и ýтре, и в трéтий скончáюся.

И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;

Се изгоняю бесов и пр. Так безбоязненно Господь отвечает Ироду и фарисеям на их лукавое застращивание! Лисица – животное хитрое и лукавое и вместе кровожадное, она и представляет собою человека этих качеств. Ирод, подсылая фарисеев к Господу с советом удалиться из Галилеи, действительно показывает хитрость и лукавство, а кровожадность его видна в умерщвлении Крестителя. Словами: се изгоняю бесы и пр. Господь как бы так говорит: «Я творю чудеса в области его (Ирода) и совершаю тут Мое дело спасения людей, и буду совершать до известного времени, не боясь его.» Днесь и утре (сегодня и завтра) и пр. Кажется, это было народное присловие, пишет еписк. Михаил, которое означало, что то или другое положение или действие будет продолжаться до известного времени, впрочем недолго. Но так как Господь в это время уже направлялся к Иерусалиму (см. ст. 22), и это были последние дни пребывания Его в пределах Галилейских; то можно предположить, что Он употребил народное присловие для того, чтобы выразить Ироду свое действительное намерение в скором времени оставить Галилею.

. Обáче подобáет ми́ днéсь и ýтре и в бли́жний ити́: я́ко невозмóжно éсть прорóку поги́бнути кроме Иерусали́ма.

а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

Здесь говорит Господь, что Ему нужно еще некоторое время пробыть в Галилее, чтобы проповедовать и при этом творить чудеса, а потом уже Он удалится, и удалится не потому, чтобы боялся Ирода и не видел его хитрости и лукавства, но потому, что скоро предстоит Ему смерть, – и не в другом каком месте, и не от Ирода, а в Иерусалиме: Яко невозможно есть пророку и пр. Здесь слово все употреблено вместо слова многие. Но при этом трактуют и так: «Эти слова могут показаться странными, потому что не все пророки действительно были умерщвлены в Иерусалиме. Даже Иоанн Креститель, которого Господь называет величайшим из пророков, нашел в другом месте. Этими словами Господь хотел изобразить страсть господствующей партии и развращенной столицы к преследованию свидетелей истины. Здесь все преследования против пророков имели свое неточное начало, хотя приводились к концу и в других местах. Сам Иоанн Креститель потерпел смерть не столько от ненависти к Нему Иродиады, сколько от господствующей партии, которая только действовала чрез Иродиаду на царя». (Барс.)

. Иерусали́ме, Иерусали́ме, изби́вый прорóки и кáмением побивáя пóсланныя к тебе, колькрáты восхотех собрáти чáда твоя́, я́коже кокóшъ гнездó своé под криле, и не восхотесте?

Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

В этих словах Господа слышится голос Его милосердия, сострадания и любви к Иудейскому народу после того, как Он высказал, что в их главном городе Иерусалиме погибали святые пророки, и при этом предвидел близкую Свою кончину там же. У еванг. Матфея (23:37–39) слова эти высказаны при другом случае; можно думать, что они не один раз были произнесены Господом. Коль краты (сколько раз) восхотех собрати чада твоя, якоже (как) кокош (птица, курица) гнездо свое , по русски: птенцов своих под крылья , т. е. сколько раз посещал Иерусалим и проповедывал и чудодействовал там. Собрать чад твоих под крылья, т е. чтобы жители Иерусалима признали Его, Христа, Мессиею, и таким образом вступили в Его царство.

. Сé оставля́ется вáм дóм вáш пýст. Глагóлю же вáм, я́ко не и́мате менé ви́дети, дóндеже прии́дет, егдá речéте: благословéн гряды́й во и́мя Госпóдне.

Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне!

Это значит, что отнимется от иудейского храма Божие попечение и охранение, и он запустеет; а с ним запустеет и святой город Иерусалим и самая Святая Земля. Так и было чрез 36 лет после смерти Христовой, – храм и город были разрушены римлянами и земля опустошена и затем самые иудеи рассеяны по всему свету. Не увидите Меня (не имате Мене видети), – не увидите в этом храме и не увидите милосердым избавителем вашим, а увидите, после распятия, грозным судиею. Дондеже приидет (время), егда речете: благословен и пр. Здесь, толкует Златоуст, Господь говорит иудеям о будущем дне Своего второго пришествия, давая разуметь, что они тогда невольно поклонятся Ему. Можно понимать эти слова и таким образом, что и при разрушении Иерусалима немалое число иудеев, видя в том гнев Божий за отвержение Мессии, невольно обращалось к Нему с верою и благословляло Его в душах своих. (Мих.) Се оставляется дом ваш пуст , сказал Господь об Иерусалиме. «Значит, есть мера долготерпению Божию, поучает еписк. Феофан. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить. Потому и бросают нас. Так будет в вечности. Все говорят, что милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того, но что делать с теми, которые преисполнены зла и исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией, и оставляются там потому, что не хотят исправиться.»

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 9.
Бесплодная смоковница

Сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год...

Сравнения человека с деревом и дел человеческих с плодами часто встречаются на страницах Библии. И это действительно очень яркие сравнения. Как плод является продуктом жизни дерева и той целью, для которой оно существует, так послушание воле Божией и прославление Господа должны быть целью и назначением человеческой жизни, ибо для этого человек был первоначально создан. Когда люди сажают плодовые деревья, то, естественно, ожидают от них обильных плодов. Для этого они ухаживают за саженцами, охраняют их и выращивают, прилагая при этом много труда. Какую великую радость получают они, когда их заботы бывают увенчаны успехом, и посаженное дерево приносит много плодов! И, напротив, сколько разочарования и огорчения испытывают они, когда дерево, несмотря на все их старания, остается бесплодным.

Точно так же великий Создатель ожидает добрых плодов послушания и любви от людей, которых Он окружил Своим божественным попечением.

Посадив дерево, садовник окапывает его, поливает, защищает от вредителей. Но несравненно большее делает для людей Господь. Сложный организм человека непрестанно требует заботы Своего Создателя. И Господь бережно и терпеливо выращивает Свое совершеннейшее творение, дабы оно могло прославить Творца своего. Господь не спрашивает с нас больше должного, но велит любить Его всем сердцем и всею душою.

И все же в винограднике Его имеются бесплодные смоковницы. Долготерпеливый Господь употребил все средства к тому, чтобы они были плодовиты. Много раз Отец Небесный предостерегал ех, употребляя то строгость, то нежность. Они слышали и утешительный голос милосердия, и угрожающий голос Судии, но несмотря ни на что - остались сухи. Господь посылал бесплодным христианам Свои чудесные благословения, чтобы обратить лицо их к Своему всемогуществу и милосердию. Но они употребляли эти благословения на преходящие радости и оставались бесплодными. Чтобы как-то оторвать таковых от их «идолов», праведный Судия посылал им огорчения, испытания, скорби, болезни; смерть заглядывала им в глаза, но ничто не помогало.

Бесплодная смоковница не только занимает плодородное место в винограднике, но н отбирает живительные соки у окружающих ее деревьев. Более того, - там, где стоит бесплодная смоковница, могла бы стоять другая, покрытая плодами.

На месте человека, растрачивающего благословения Господни на свои удовольствия, мог находиться другой, употребляющий их во славу Божию. На месте личности, расточающей свои таланты понапрасну, могла стоять другая, приносящая утешение страдающим и обремененным людям.

Если бы нам доверили судьбу бесплодного дерева, то мы непременно незамедлительно срубили бы его. Мы порой неспособны и минуты терпеть недостойного отношения к нам, а Владыка неба и земли терпит наше бесплодие в течение двадцати, тридцати, сорока, пятидесяти; шестидесяти и более лет!

Какова же причина этого великого долготерпения? Почему же Господь не срубает бесплодную смоковницу? Ответ на эти вопросы дает нам Евангелие, - потому что есть Ходатай за грешников! Иисус Христос ходатайствует за нас, молит о нас Отца Своего Небесного: «Господи! оставь ее и на этот год». Бог милует нас потому, что Его возлюбленный Сын умер за грехи наши.

Рост и плодоношение деревьев и растений имеют свое исчисление времени. Очевидно, господин приходил к виноградарю, когда кончался год со времени последнего сбора плодов и начинался новый. Люди, не приносящие плодов в определенные сроки, каждый раз при наступлении нового года невольно подводят итог прожитых лет. Начало нового года обращает наш взгляд на прошлое...

Виноградарь на первый раз был предупрежден о бесплодности смоковницы и наверно, не впервые он приходил искать плодов. Но все было напрасно. Бог, Который дает нам и этот год, даровал нам раньше другие годы. Его милующая благость не является чем-то новым для нас. Его терпение мы испытываем нашим сопротивлением. Сперва прошли годы молодости, когда наш плод был бы особенно дорог нашему Создателю. Как провели мы их?

За молодыми годами последовал период зрелости: мы устраивали свой дом, обзаводились семьей и, как утвердившееся дерево, должны были бы принести драгоценный плод Господу нашему. Но принесли ли мы его на самом деле? У большинства из нас позади уже больше прошедших лет. Неужели нам придется признаться, что плоды всех наших прожитых лет съедены червями и гусеницами?

«Господин! оставь ее и на этот год» - эти слова напоминают некоторым из нас о годах великого милосердия Божия и наполняют сердце восторгом. Но будет ли принесен этот год к ногам Господа? Вспомним, что эти же слова для нас звучали и в другие годы, но мы остались к ним глухи. Даже когда мы вставали с одра болезни, то, к сожалению, не становились более кроткими и терпеливыми, не входили в более тесное общение со Христом. Мы не принесли грозди добрых плодов, чтобы вознаградить за исцеление нашего заботливого Ходатая и Виноградаря -Иисуса Христа. (Ин. 15:1-6).

Новый год напоминает нам о множестве представленных нам возможностей быть полезными для других. Неужели и этот год будет подобен предыдущим?

Каждый новый год жизни мы должны рассматривать как великую милость Божию. И если мы оставлены и на этот год, то это лишь результат милосердного ходатайства Господа для исполнения Его предначертаний. Многим еще нужно пребывание во плоти. Одним для того, чтобы помогать ближним, другим - чтобы прийти к ногам Иисуса Христа.

Многие должны жить еще и этот год, чтобы их покой был более славным и чтобы плоды, принесенные ими, могли доставить им больше блаженства в вечности. Несомненно, ради наших душ, ради умножения драгоценных камней на нашем будущем венце мы рады остаться «и на этот год».

А если до этого времени мы были бесплодными смоковницами, то вознесем нашу искреннюю молитву покаяния за бесплодно проведенные годы. Кто знает, может быть, над нашим корнем уже занесен топор божественного правосудия. Готовы ли мы к тому, чтобы перед нами приподнялась завеса вечности?

Пусть же вечная милость Божия, окружающая всех человеков и не произнесшая в наш адрес «сруби», побудит нас принести достойный плод Тому, Кто Своей драгоценной Кровию спас нас от вечного отчуждения!

Во избежание тайных козней от врагов и народных волнений все последние ночи перед Своими страданиями Господь проводил в Вифании, в кругу Своих усердных почитателей и друзей. Но лишь наступало утро, Он спешил в Иерусалим, чтобы проповедовать во храме. Так было и на другой день после Его торжественного входа во святой град. Он шел теперь той же дорогой, но уже без всякой торжественности. «Свежесть весеннего утра, чистота горного воздуха, разнообразие видов, представлявшихся с Елеона, делали это путешествие весьма приятным и легким. Господь почувствовал голод и желал его утолить теперь же, вероятно не предполагая быть в Иерусалиме где-либо, кроме храма» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). ПОУТРУ ЖЕ , ВОЗВРАЩАЯСЬ В ГОРОД , ВЗАЛКАЛ , – говорит евангелист. «Взалкал, уступая требованиям плоти», – как говорит святитель Златоуст; взалкал ранним утром «по Своему особенному намерению», как выражается блаженный Феофилакт: «алча спасения грешных». Подобно древним пророкам Он восхотел знаменательным действием показать Свой будущий суд над нераскаянными грешниками, чтобы страхом этого суда вразумить их. И УВИДЕВ ПРИ ДОРОГЕ ОДНУ СМОКОВНИЦУ , стоявшую одиноко у самой дороги и потому никому не принадлежавшую, которая отличалась от всех густой листвой, ПОДОШЕЛ К НЕЙ , как бы для того, чтобы ее плодами утолить Свой голод. Всеведущий знал, что это была за смоковница. Пора смокв еще не наступила; но есть смоковницы, на которых плоды держатся всю зиму и дозревают весной среди новых листьев. Притом новые плоды появляются на смоковнице раньше, чем она покроется листьями; а так как смоковница та была густо покрыта листьями, то можно было ожидать, что на ней окажутся и плоды. Но на дереве не оказалось ни одного плода зимовалого, не было признаков и новых летних плодов: смоковница была совершенно безплодна! И , НИЧЕГО НЕ НАЙДЯ НА НЕЙ , КРОМЕ ОДНИХ ЛИСТЬЕВ (нельзя было и в будущем ожидать от нее плодов, и потому она оказывалась для всех безполезной): «на что она и землю занимает?» ().

Тогда Господь спокойно, но и властно, как Владыка твари, произносит этому бездушному дереву Свой Божественный приговор, ГОВОРИТ ЕЙ: ДА НЕ БУДЕТ ЖЕ ВПРЕДЬ ОТ ТЕБЯ ПЛОДА ВОВЕК! Вовек чтоб никто не вкушал от тебя плода! И СМОКОВНИЦА ТОТЧАС ЗАСОХЛА ... «Для чего предано проклятию бездушное дерево? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает. – Христос показывает этим, что Он может и силен наказать Своих врагов, однако же добровольно отдает Себя на распятие». Он пришел взыскать и спасти погибшее, и потому непрестанно миловал, исцелял, воскрешал; между тем Он должен был явить, хотя однажды, что будучи Спасителем мира, Он есть вместе и будущий Судия человеков, и что благость Божия и при Его всесильном ходатайстве никогда не может потворствовать неправде и лукавству. И вот, для этого святого опыта суда и отмщения избирается не человек какой-либо, даже не существо неодушевленное, а бездушная смоковница, дерево, которое в Палестине, из-за многочисленности его, не имело никакой цены, стояло при дороге, не составляя ничьей собственности и, судя по его неплодности, само по себе уже было близко к тому, чтобы засохнуть. «Господь проклял смоковницу, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – чтобы она для друзей послужила знамением, для врагов же – предостережением». Он «иссушил смоковницу для того, чтобы показать, что больше не нужны те листья смоковницы, которыми одевался Адам, так как он возведен к прежней славе, имея которую он не нуждался ни в листьях, ни в кожаных одеждах» (). «Смоковница означает синагогу иудейскую, – говорит блаженный Феофилакт, – которая имеет одни только листья, т.е. видимую букву, но не имеет плода духовного. И всякий человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, т.е. временный и преходящий призрак мира сего. И он услышит: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (). И он иссохнет, ибо будет мучиться в огне, и у него засохнет язык, как у известного богача ()». Господь ищет плода на смоковнице, хотя еще не наступило время смоквам; Он ждал плодов покаяния и от народа Иудейского, хотя еще не наступало время всеобщего суда. Смоковница была покрыта листьями, а потому можно было от нее ожидать и плодов: Иудеи имели Закон и обряды, учение пророков и все то, что было нужно, чтобы приносить плоды покаяния раньше других народов. Но они только хвалились этими преимуществами и оставались безплодными. Господь проклял смоковницу и она засохла; Он отверг и народ Иудейский, и этот народ доселе остается сухим, безжизненным деревом, которое не может дать плода истинного Богопознания, не может утолить голод души, ищущей спасения.

Подобно иссохшей смоковнице он стоит на пути, ведущем к Иерусалиму Небесному, стоит как грозный памятник суда Божия на нераскаянных грешников... «Неплодная смоковница в беседах Господа и раньше служила образом человека грешника», – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. «Евангелист Лука сохранил целую притчу, взятую от смоковницы. В этой притче смоковница пощажена в надежде будущего плодоношения, ее велено окопать и осыпать пометом, чем изображается Божие долготерпение к грешникам. Теперь смоковница проклята за неплодие в знамение правосудия, которое рано или поздно казнит нераскаянных. Таким образом, прежняя притча служила для учеников Христовых изъяснением Его суда над смоковницей, а этот суд дополнял урок, преподанный в притче, показывая, что время Божия долготерпения имеет свой срок и конец, и что нераскаянность, особенно лицемерие, скорее всего низводят на главу нераскаянного грешника мщение небесное». На другой день, когда Господь снова шел со Своими учениками из Вифании в Иерусалим, проклятая Им смоковница была уже совершенно сухой. УВИДЕВ ЭТО , УЧЕНИКИ УДИВИЛИСЬ И ГОВОРИЛИ: КАК ЭТО ТОТЧАС ЗАСОХЛА СМОКОВНИЦА? Особенно был поражен Петр, который, по-видимому, слова Господа смоковнице принял за одно из выражений неудовольствия. "Равви!" – воскликнул он, – «посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (). Господь сказал на это, что для людей, имеющих веру всецелую и совершенную, нет ничего невозможного: такой вере послушны все силы природы. ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЕСЛИ БУДЕТЕ ИМЕТЬ ВЕРУ И НЕ УСОМНИТЕСЬ , не будете колебаться сомнением, то НЕ ТОЛЬКО СДЕЛАЕТЕ ТО , ЧТО СДЕЛАНО СО СМОКОВНИЦЕЮ , НО даже ЕСЛИ И ГОРЕ СЕЙ (перед глазами учеников была гора Елеонская) СКАЖЕТЕ: ПОДНИМИСЬ И ВВЕРГНИСЬ В МОРЕ , и это БУДЕТ , совершится по вере вашей. И ВСЕ , ЧЕГО НИ ПОПРОСИТЕ В МОЛИТВЕ С ВЕРОЮ, ПОЛУЧИТЕ непременно. Вера, окрыляемая молитвой, ставит человека лицом к лицу пред Богом всемогущим и делает его причастником Божия всемогущества. дает ему Свою всемогущую власть и силу над природой. Но при этом вы должны твердо знать, – присовокупил Господь, – что приступая к такой молитве, вам надобно прощать все, что вы имеете на кого-либо; иначе и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших; а без этого и прошения ваши не могут иметь никакой силы. Последнее неожиданное наставление было весьма благовременно для учеников. «При всей доброте их сердца, им еще недоставало той самоотверженности, которая было так необходима для апостолов, получивших власть повелевать силами природы.

Для них, например, казалось еще похвальным делом низвести с неба огонь для истребления целых селений за то только, что их жители не оказали Господу должного уважения (). При таком расположении духа учеников вчерашний поступок их Учителя со смоковницей мог быть превратно понят, мог усилить в них ту неправильную и недостойную их мысль, будто посланник Божий имеет право употреблять дар чудес даже в отмщение врагам своим. Тем нужнее поэтому было напомнить, что вера без любви ничего не значит. И ученики, без сомнения, поняли, к чему клонилось наставление о прощении обид» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Блаженный Феофилакт говорит: «мне скажут: если я буду просить чего-нибудь вредного, неразумно веруя, что Господь дарует мне это, то неужели получу я это вредное только потому, что прошу с верой? Отвечаю: как же будет человеколюбив, если Он исполнит вредное для меня прошение? Когда слышишь о вере, то думай о вере не безрассудной, но истинной, именно о той, о которой говорит Господь, и о молитве той, в которой мы просим полезного, как и Господь заповедал, говоря: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (). Кроме того, обрати внимание и на слово: не усомнитесь. Ибо кто находится в соединении с Богом и никогда от Него не отлучается, тот как будет просить чего-либо вредного? Таким образом, если мы будем пребывать неразлучно с Богом, имея несомненную веру, то будем получать по своему прошению полезное, ибо Господь подает благо, а не зло»...

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний Великий, по церковному календарю, понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу.

Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем - листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.

Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино пре-вратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»

И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем исто-щилась сила. В предотвращение этого при по-мощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Си-мону Петру: Возврати меч твой в его место , Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52-53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», - сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» - пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим - как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница - во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы - во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева - «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически - Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек » (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6-9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода - вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52-53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история - это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь . Богу не нужны только листья добродетели - внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

Почему был проклят инжир

Два урока для нас

ОДИН из отрывков Библии, который вызывает много вопросов,— это повествование об Иисусе Христе и бесплодном дереве инжир. Согласно Марка 11:12—14, 20—24, увидев инжир с листьями, но без плодов, Иисус его проклял, и дерево засохло. Однако Марк ясно говорит, что для плодов еще не настало время. Почему тогда Иисус проклял инжир? И для чего Марк под вдохновением свыше описал этот случай? Хотя у некоторых богословов христианских церквей этот отрывок вызывает недоумение, факты показывают, что действия Иисуса были оправданны. Более того, на этом примере он преподал нам два урока, связанных с верой.

Так, хотя инжир обычно созревает только в июне, плодовые почки на ветках появляются уже в феврале. Это происходит за два месяца до появления листьев, которые распускаются в конце апреля — начале мая. Поэтому ко времени появления листьев на инжире должны быть и плоды. Это помогает понять поступок Иисуса: он увидел это дерево в конце марта, когда ждать спелых плодов было еще рано. Но и для листьев время тогда еще не пришло.

То, что на дереве были листья, показывает, что оно распустилось раньше обычного. Поэтому Иисус был вправе ожидать, что на инжире будут и ранние плоды. Однако оно оказалось бесплодным. В самом деле, как отмечает Марк, на дереве не было «ничего, кроме листьев». Из-за них создавалось обманчивое впечатление.

Но почему Иисус проклял этот бесплодный инжир? Понять это помогают слова Иисуса, записанные в Марка 11:22—25. Иисус хотел показать, что важно «иметь веру в Бога», и это служит для нас уроком. Как то, что инжир засох, связано с верой? Прежде всего слова Иисуса исполнились именно благодаря тому, что у него была вера. Очевидно, в данном случае Иисус хотел продемонстрировать, какой силой она обладает. Он сказал: «О чем бы вы ни молились и ни просили, верьте, что уже получили,— и оно у вас будет» (Мар. 11:24).

Однако между засохшим инжиром и верой, по-видимому, есть и другая связь. Всего за три месяца до этого случая Иисус рассказал притчу о бесплодном инжире, который нужно было срубить (Луки 13:6—9). Что представлял инжир в той притче? Он символизировал иудейский народ в древности. (Сравни Матфея 21:43.)

Напрашивается вывод, что инжир, который проклял Иисус, тоже символизирует бесплодный иудейский народ того времени. Хотя народ состоял в соглашении с Богом, он производил обманчивое впечатление, так как не приносил добрых плодов и даже отверг самого Сына Бога. Почему этот народ был бесплодным? Из-за неверия — того самого качества, на которое обратил внимание Иисус в данном случае (Рим. 9:31, 32). Заставив инжир засохнуть, Иисус наглядно показал, к чему в итоге придет бесплодный народ, не имеющий веры.

Итак, если учитывать факты из области ботаники, действия Иисуса вполне оправданны. К тому же, как видно из контекста, Иисус преподал два урока в отношении веры. Если у нас нет веры, мы не будем приносить плодов, а значит, будем отвергнуты Богом. А живая вера позволит нам «передвигать горы», поскольку Иегова обязательно будет отвечать на наши молитвы (Матф. 17:20).

------------------

Информация взята с сайта jw.org.Там вы можете найти массу полезной информации на библейскую тему.

Новое на сайте

>

Самое популярное