Домой Глаза Как научиться рисов. Как научиться рисовать карандашом для начинающих

Как научиться рисов. Как научиться рисовать карандашом для начинающих

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давид Ревуа, иллюстратор и концепт-художник, поделился с начинающими художниками списком знаний, которые необходимо приобрести, чтобы работы получались реалистичными. Не важно, чем ты рисуешь - карандашом, кистью, мелками или на планшете, - эти законы остаются незыблемыми.

сайт припас для вас статью, где четко и понятно излагается план действий для начинающего художника, который решил учиться самостоятельно.

«Сложно выбрать, что надо изучать тем, кто собирается заняться рисованием... Я получаю много писем на эту тему; новички обычно чувствуют себя потерянными, заблудившимися среди всего этого. Поэтому я решил составить своеобразное оглавление - список того, что надо изучить и в чем надо практиковаться, чтобы создавать качественные работы и научиться рисовать лучше. Каждый пункт снабжен моими простыми комментариями, отвечающими на вопросы «что», «зачем», «как». Таким образом будет проще найти необходимый материал с помощью вашей любимой поисковой системы. Также этот материал может быть полезным для тех, кто хочет повысить качество своих работ. Я буду использовать эти отправные точки в своих упражнениях и при поиске ошибок в своих работах. Если вы только начинаете рисовать - вот вам мой совет: будьте эрудитами, изучите основы и фокусируйтесь на отдельных элементах по очереди.

1. Перспектива

Что это : Искусство передавать трехмерное пространство на плоской поверхности.
Какова цель : Не рисовать плоско, изображать глубину на двухмерной бумаге.
Что надо об этом узнать : Сетка перспективы, как простые формы (кубики, шары и т. п.) ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции.

Работа на основе двух исчезающих точек (зеленая и красная).

2. Пропорции

Что это : Соотношение размеров всех объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Рисовать узнаваемые объекты благодаря стереотипным представлениям о пропорциях.
Что надо об этом узнать : Учиться запоминать пропорции, найти способ легко запоминать соотношения частей объекта, составить «словарь» пропорций.

Оранжевые линии показывают основные пропорции и соотношения на рисунке (слева) и наброске (справа).

3. Анатомия

Что это : Изучение структуры.
Какова цель : Рисовать объекты реалистично (людей, животных, растения, технику и т. д.).
Что надо об этом узнать : Суставы, кости, мышцы, как они работают, как ведут себя, как соединяются части и т. п.

Упражнение на рисование рук (слева), на рисование скелета (по центру), изучение мышц (справа).

4. Композиция

Различные эскизы перед началом работы; поиск композиции.

5. Освещение

Что это : Свет и тень, переданные в цвете.
Какова цель : Создать иллюзию света, отобразить правильные тени, достичь объема и передать настроение.
Что надо об этом узнать : Значения цветов, отбрасывание теней, влияние материалов поверхности, отражение света, характеристики света (преломление, рассеивающие материалы и т. д.).

Слева: свет показывает разницу в материале. Справа: использование света, чтобы показать второго персонажа (отбрасываемая тень).

6. Края

Что это : Способ выделить силуэты объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Облегчить чтение работы, разделить объекты и фон, усилить эффект глубины.
Что надо об этом узнать : Стиль краев (четкие / мягкие / теряющиеся) в рисовании, стили линий (вес, скорость, мягкость) для контуров.

Слева и в центре: края на рисунке, справа: толщина контуров.

7. Цвета

Что это : Искусство выбора правильных оттенков (средние тона, тени, свет).
Какова цель : Добавить больше движения, настроения и эмоций вашей работе.
Что надо об этом узнать : Цветовые системы (монохроматические, комплементарные и т. п.), особенности влияния цветов на настроение, стереотипы.

Сверху слева: 3 цветовых круга, отражающих палитры для этой работы; три дополнительных цвета.

8. Позы

Что это : Искусство запечатлеть активное движение на статичном листе.
Какова цель : Добавить жизни, энергии, движения и показать динамику.
Что надо об этом узнать : Эмоциональные штрихи, наброски, быстрые рисунки, изучение всего движущегося, частые «разогревающие» упражнения.

Слева: позы пингвина в зоопарке, по центру: изучение поз при движении, справа: разминочные наброски фигуры.

9. Стиль

Что это : Эстетика, чувство стиля. Часто зависит от фундаментальных стандартов (этических, исторических, социальных, символических), искусства культурных групп, арт-маркета.
Какова цель : Проложить работе путь к зрителям.
Что надо об этом узнать : Ваш собственный вкус, культура, творческий коллектив как публика и творцы одновременно.

Слева: классический черно-белый портрет, по центру: сильно стилизованный (и странный) стиль персонажа и рисования, справа: мой стиль комикса.

10. Идея

Что это : Рисование абстрактных концептов, идейные ассоциации, изобретение и предложение нового дизайна. Это большей частью процесс разработки.
Какова цель : Предложить новые образы объектов, персонажей и существ, чтобы развлечь или проинформировать публику.
Что надо об этом узнать : Как работают вещи, как создавать новое, ассоциации идей, веселые ситуации, творческий процесс.

Новый тип техники (слева), новый вид дракона (по центру) и средневековый дом, который никто не видел до этого рисунка (справа).

11. Коммуникации

Что это : Изображение может передать большой объем комплексной информации быстро. Пословица «Картина стоит тысячи слов» хорошо это объясняет.
Какова цель : Художник может общаться (интернационально или нет) со зрителями.
Что надо об этом узнать : Чтение изображений (расшифровка отправленных сообщений, невербальные знаки), передача смысла, истории, информации.

Рисунок листа не несет особой информации (слева), но комплекс деталей и выражение лица уже могут рассказать историю (по центру). Такой символ, как гриф из газет (справа), может заставить глубже задуматься о проблеме неэтичной журналистики.

Вывод: значимая иллюзия

Если вы сможете правильно объединить все сказанное выше, то добьетесь чувства объема, глубины, текстуры, света, движения и жизни на статичной поверхности. Это погрузит ваших зрителей в ваш мир, и вы сможете легко передать им свои идеи, сообщения или рассказать историю. И, наконец, как я вижу результат: искусство создавать значимые иллюзии . Вся эта палитра навыков послужит вашему интеллектуальному (память, контроль, решительность), а также эмоциональному развитию (чувства, эмоции, подсознание). Это комплексное упражнение, требующее знаний, наблюдений, воображения , но прежде всего вам нужно ПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПРАКТИКОВАТЬСЯ и ПРАКТИКОВАТЬСЯ . Навык рисования похож на мышцу (и вы, конечно, не станете сильнее от того, что прочитаете книгу о поднятии тяжестей или посмотрите видео), поэтому удачи вам в рисунке и живописи, постройте свой уникальный опыт ".

Родителей умиляют наши первые детские наивные рисунки. Взрослея, мы - вчерашние авторы нелепых каракулей, испытываем желание отобразить сказочную красоту мира, малую часть которого нам удалось постичь, не используя такие технические средства как видео и фотоаппаратуру, задаваясь вопросом, как научиться рисовать те или иные предметы.

Наиболее доступная техника живописи для художника-любителя - это карандашные рисунки. При этом, процесс рисования является своеобразным стимулятором мозговой деятельности. Да и сама арт-терапия признана эффективным профилактическим и реабилитационным средством для снятия стрессов и преодоления эмоциональной опустошенности.

Для создания первого полноценного рисунка с натуры вполне достаточно листа бумаги, чистого ластика и простого карандаша. Начинать обучение рисованию лучше всего с воплощения в жизнь небольших, статичных предметов. К примеру, можно выбрать какой-то бытовой прибор или что-то из кухонной утвари.

На первом этапе создается грубый набросок отображаемого объекта, ракурс или поза. С помощью наброска вы фиксируете первое впечатление, то, что стремитесь передать в рисунке. Чтобы создать полноценный образ предмета в своем воображении нужно хорошо осмотреть его со всех сторон, обращая внимание на форму, материал, из которого он изготовлен, а также отбрасываемую им тень.

После этого определяется композиция рисунка. Проще говоря, вы решаете, в каком месте на импровизированном полотне - листе бумаге будет отображен предмет, с какого ракурса он будет написан, и в каком масштабе. Закончив набросок, художник начинает прорисовывать детали. На заключительном этапе следует выполнить наложение теней.

Основные техники рисования карандашом

Как быстро научиться рисовать карандашом? Для этого придется освоить специальную технику карандашных рисунков. Чаще всего при создании карандашных рисунков применяются такие техники как растушевка и штриховка. Начинающим проще всего освоить растушевку. Нужно отметить, что в художественных школах акцент делают на обучении техники штриховки, считая растушевку менее полноценной.

Штриховка

Как научиться рисовать карандашом, используя штриховку? Ее выполняют путем последовательного нанесения карандашом на закрашиваемую поверхность коротких неглубоких параллельных линий, располагая их на небольшом расстоянии. При этом, заканчивая линию, важно отрывать карандаш от бумаги, а не вести его заостренный кончик зигзагом в начало следующей линии, оставляя видимый след. Участок рисунка штрихуется строго в одном выбранном направлении.

Штриховка помогает добиться изменения насыщенности тона рисунка. Для этого художник меняет частоту штрихов и направление штриховки, выбирая между вертикальными, горизонтальными и диагональными штрихами. Чтобы увеличить глубину цвета прибегают к нанесению перекрестных штрихов разной направленности. При необходимости для передачи рельефа поверхности, можно воспользоваться штрихами из непрямых линий - дугообразными или ломаными.

Штриховка идеально подходит для отображения тонов и теней, текстуры поверхности. Однако она считается относительно сложной для начинающих, и ее освоение требует много времени. Поэтому сначала предпочтительнее освоить технику растушевки. Ее применяют и тогда, когда нужно скрыть ошибки штриховки.

Растушевка

Как научиться рисовать карандашом с помощью растушевки? Она позволяет добиться большой натуральности изображения, так как происходит плавная градация тона. Растушевка осуществляется следующим образом: на область рисунка наносятся первоначальные штрихи, которые затем растираются растушкой или ее заменителями - ватными палочками, тряпочкой из замши, кусочком бумаги. Некоторые растушевывают рисунок, используя пальцы, но такая практика может привести к появлению на работе жировых пятен, что не добавит ей эстетичности.

Если вы решили воспользоваться растушевкой, то предварительную штриховку нужно делать перекрестными ломаными штрихами. Растирают штрихи только в одном направлении - сверху вниз. Главное - добиться видимой однородности растушевки. При необходимости те участки, которые вышли светлее повторно подштриховывают карандашом, а более темные области осветляют ластиком.

Основные правила рисования

Главный принцип - это движение от простого к сложному, от общего - к деталям. Как научиться правильно рисовать карандашом? Итак, чтобы добиться хороших результатов в рисовании, придется запастись терпением. Прежде чем начнут получаться достойные рисунки, нужно по многу раз рисовать простейшие предметы. А для того, чтобы понять, как научиться рисовать «по-взрослому», нужно ознакомиться с правилами рисования. При создании рисунка использовать учитывать фундаментальные правила рисования, а именно:

  1. Перспективу - объекты, которые находятся ближе к наблюдателю, кажутся больше тех, что находятся вдалеке.
  2. Расположение - предмет, отображенный в нижней части листа, воспринимается ближе остальных.
  3. Размер - более крупный объект воспринимается ближе мелких.
  4. Полутень - если часть предмета находится на противоположной стороне от источника света, ее нужно прорисовать темнее.
  5. Тень - для создания иллюзии объема на противоположной стороне от источника света прорисовывают тень, отбрасываемую от предмета.
  6. Контур - границы округлых предметов нужно прорисовывать более тщательно. Это придаст им глубину и объем.
  7. Горизонт - с его помощью художник создает иллюзию нахождения объектов на рисунке на разном удалении от зрителя.
  8. Плотность - дальние объекты на рисунке прорисовываются не столь детально как ближние и выполняются в более светлых тонах.

Рисование простых объектов

Одними из самых легких объектов для переноса на рисунок являются здания и транспорт. Как научится рисовать простейший домик, знает большинство тех, кто окончил уже начальную художественную школу. Контуры постройки почти всегда образуют прямые линий. Простое совмещение двух геометрических фигур - прямоугольника и треугольника - уже создает примитивный эскиз классического одноэтажного здания.

Для получения рисунка автомобиля нужно выполнить несложный алгоритм: нанести наружные контуры машины, разделив их линией симметрии. Затем пририсовывается корпус. После этого следует отобразить колеса. Следующим этапом будет прорисовка деталей ближней части автомобиля. В финале рисуются зеркала, остекление и двери. Более сложный уровень рисования - это создание рисунков животных. Рисовать животных с натуры достаточно тяжело, так как они никогда не статичны, и норовят сменить позу.

Перед началом рисования крупных животных, таких как лошадь, определяют его индивидуальные особенности - характерную форму морды, густоту гривы, развитость мускулатуры ног.

Создание рисунка человека

После животных можно переходить к рисованию портретов людей. Но как научиться рисовать людей карандашом? Для начала определяется композиция. Рисунок человека начинается с контура головы, затем наносятся очертания остальных частей тела сверху вниз. Чтобы получившееся изображение конкретного человека было узнаваемым, нужно наибольшее внимание уделить прорисовке лица. А чтобы нарисовать его корректно, следует действовать поэтапно.

В первую очередь определить, как оно будет расположено на листе. В центре полотна нанести ось симметрии. Нарисовать очертания лица в форме перевернутого куриного яйца. Затем следует тщательно воссоздать форму лица, начиная с подбородка и двигаясь вверх к наиболее широкой части - области скул. Сформировав их контур, художник продолжает движение вверх к узкой, височной области. Полученные линии выравнивают, подкорректировав ластиком.

Получив овал, его разделяют на три слоя тонкими продольными линиями. Первая, идущая вблизи от подбородка, является маркером кончика носа. Нос нужно прорисовывать именно от кончика. Эта деталь может иметь самую различную форму. Наиболее распространены круглая или квадратные формы. Но как научиться рисовать рот? Контуры рта рисуются с центрального изгиба верхней губы.

Затем следует этап изображения глаз. В рисунках лица человека они играют главную роль, так как притягивают взгляд зрителя. Именно поэтому глаза рисуют с особой тщательностью. Для начала обозначают линии бровей, ориентируясь по переносице. От формы бровей, зависит тип характера человека, который стремится передать художник. Отобразив контуры глаз нужно тщательно прорисовать их форму. Затем рисуют зрачок, фиксируются линии век и прорисовываются ресницы.

Манга

Для неискушенных художников легче всего переходить к изображению людей через рисование манги. Как научиться такому стилю? Создавать рисунки персонажей японских мультипликационных фильмов относительно проще, чем писать портреты с натуры. В манге акцент делается на изображении головы, глаз и шевелюры героя.

Рисование манги проходит по следующей схеме: наносится овальный контур головы. Ровной линией он делится пополам и две параллельные линии, проведенные поперек овала, делят голову персонажа на три части. Отмечаются точки глаз, носа и рта. Глаза манги большие и рисуются, начиная с дуги верхнего века. Глаза расположены широко. При прорисовке зрачка художник должен уделить повышенное внимание созданию бликов.

Нос манги непропорционально маленький, обычно обозначается галочкой. Также неакцентированно изображаются губы - двумя параллельными линиями. Волосы изображают в форме ниспадающих треугольников, которые немного наезжают на большие глаза.

Главное - рисовать много и часто, чтобы это занятие стало приятным досугом.

Еще совсем недавно меня саму волновал этот вопрос утром, днем и ночью. Поэтому я прекрасно понимаю, что чувствуют те, кто хотят рисовать, но никак не могут начать. Точнее не знают как.

№1. Рисовать каждый день!
Да, именно каждый день. Хотя бы 10-15 минут, но каждый день. Для этого прекрасно подойдет, например, проект "365 дней в зарисовках", целью которого и есть ежедневное рисование. Это очень сложно, скажу честно. Иногда нет времени (нагрянули гости, отпуск, командировка), иногда настроения (стресс, депрессия, недовольство собой), иногда сил после сложного дня. И все же, несмотря на все преграды, важно не пропускать ни одного дня. Пусть это будет маленькая зарисовка за 2 минуты, но не пропускать. Так как на следующий день нужно будет рисовать 2 зарисовки, а пропустив неделю - догонять уже 7 дней. Дабы зарисовки не были в тягость, лучше выбирать формат поменьше, например, А5. Лично я рисую в блокноте, который всегда могу взять в собой. Да и зарисовки находятся в одном месте, что мне также нравится. Некоторые выбирают отдельные листы, формат А4... У каждого свой подход к ежедневным зарисовкам, выберите свой и начинайте. ;)

№2. Рисовать то, что хочется и нравится, а не все подряд.

Начинайте рисовать с того, что легче, а не со всего подряд. Чашку/бокал/бутылку намного легче нарисовать, чем шторы. Точно также и книгу легче нарисовать, чем несколько домов. Лучше научиться рисовать 2-3 вещи очень хорошо, чем 25 как-нибудь.

№3. Разрешить себе рисовать плохо; рисовать ради удовольствия, а не для результата.
Это поможет расслабиться и просто рисовать. Именно в этом случае появляются лучшие работы, ведь вы не ждете от себя шедевров. Как только я перестала думать о результате, я тут же перестала бояться сделать непоправимую ошибку, нарисовать плохую работу. Покуда вы учитесь, рисуете в свое удовольствие, для себя, а не на заказ, вы всегда можете взять новый лист и начать еще раз или еще раз. Если я знаю, что тема зарисовки/работы для меня нова, я не рисую в блокноте или на дорогой бумаге, а беру поштучную акварельную бумагу (купленную специально для таких случаев - 100 листов А4 формата за 3 евро) и разрешаю себе делать ошибки. :)

№4. Делать предварительный карандашный набросок.
Иногда так хочется взять и сразу нарисовать акварелью (или другим материалом) все так, как давно нарисовано в голове. А на деле оказывается, что круг получился не круглый, линии неровные и дерево должно было быть не там. Дабы предотвратить такие ситуации, я приучила себя всегда делать карандашный набросок. Его можно исправить, подкорректировать или совсем перерисовать. Вот когда рука набита и я уверена, что карандашный набросок будет лишним, я позволяю себе работать без него. Хотя далеко не все получается с первого раза даже с набитой рукой.

№5. Рисовать как с натуры, так и по фотографии.
Многие считают, что рисование с натуры - мастерство, а вот по фотографиям - такие себе каляки-маляки. Кому какая разница что говорят другие, если нам так удобнее рисовать и работы от этого только выигрывают? Некоторые вещи я стараюсь рисовать только с натуры (например, посуду, обувь), ибо их можно покрутить, рассмотреть, пощупать. Но что делать, если нет нужной натуры или хочется посмотреть как можно было бы изобразить этот предмет с помощью фотоаппарата?! Кстати, это необязательно должны быть чужие фотографии, часто я фотографирую рисуемый объект сама и сверяю линии, так бы говоря.

№6. Копировать чужие работы.
Покуда вы учитесь и не выдаете чужие работы за свои, не продаете их, почему бы не копировать чужое творчество в целях обучения? Так вы сможете быстрее найти свою тему, материалы, техники; поймете, что то, что очень нравится в чужих работах, абсолютно не ваше. Либо же копируя чужое, найдете свое композиционное или цветовое решение. Не бойтесь открыто говорить об этом. Вы учитесь, а в учебе все средства хороши.


№7. Рисовать для себя.
Рисуйте для себя, а не для чужих глаз, комментариев, отзывов. По крайней мере, первое время, пока вы не станете увереннее в своих силах. Особенно важно прислушаться к этому совету, если у вас нет поддержки, родные и близкие считают ваше увлечение детскими забавами и не придают серьезного значения вашим желаниям, и уж тем более результатам.

№8. Никого не слушать, точнее не слушать абы кого .
Этот совет дополняет предыдущий и также является очень важным. Первые зарисовки/рисунки/работы скорее всего далеки от идеала. Неуверенность и сомнения ходят по пятам. Так зачем вам нужна чужая, зачастую некомпетентная, критика? То же касается и зарисовок на улице. Прохожие и всякие зеваки безумно любят совать нос в чужие листики, блокноты и холсты. Когда вы наберетесь опыта и уверенности, вы сами почувствуете, что пора. :) А пока можно (если очень нужно и хочется) выставлять работы в своем журнале (если вы доверяете своим читателям) либо в профильных сообществах (например, club_365 или art_expiration ).

№9. Пробовать разные материалы.
За время моего 11-месячного рисования я попробовала графитные карандаши (в народе их называют "простыми"), цветные, акварельные, гуашь, акварель, акрил и тушь. Естественно, все это было постепенно, поочередно. Познакомившись с разными материалами, я поняла, то карандаши - совсем не мое, работы гуашью и акрилом получаются только в стиле импрессионизма и никак иначе, а вот акварель и тушь дают мне огромное поле для творчества. Если бы я остановила свой выбор только на цветных карандашах (с которых начала свои "365"), я бы до сих пор мучилась с тенью, светотенью и рефлексами. ;)

№10. Купить хорошие материалы.
Это не обязательно должны быть самые дорогие, и не все сразу. Но это должны быть качественные материалы. Намного приятнее рисовать акварелью на акварельной бумаге, нежели на ксероксной (ведь она практически всегда под рукой), которая тут же коробится и промокает. Да и детская акварель (она же школьная) усугубит обучение.

№11. Собирать все, что вдохновляет.
Когда окружаешь себя вдохновляющими вещами, фотографиями, чужими работами, невольно и сам хочешь добиться такого же мастерства. Заведите виртуальную папку на компьютере или пластмассовую/картонную коробку дома и собирайте все, что нравится и вызывает восхищение. Грустно, не знаете, что нарисовать - взгляните на свои находки, материалы, вырезки, листочки и вдохновение тут же даст о себе знать. ;)

№12. Не читать обучающие книги.
Вам не нужны книги, которые научат рисовать за месяц или 10-20-30 уроков. В большинстве случаев они просто выкачивают деньги и не дают никаких результатов. Полистать, возможно, и будет полезно, но в целях поиска ответа на один вопрос (например, как правильно изобразить человеческий глаз, если никак это не получается). А вот книги Натали Ратковски "Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески" и "Разреши себе творить" я бы посоветовала сделать настольными. Для начинающих более подходящей будет вторая книга, но и первая очень полезная. Как раз здесь вы сможете познакомиться со способами раскрепощения как себя, так и своей фантазии, как не бояться белого листа и рассмотреть сотни примеров практикующего иллюстратора и дизайнера.

№13. Прислушиваться к себе.
И самое важное - рисование каждый день не подразумевает большие, законченные работы. Это всего лишь зарисовки, но и они приносят огромную пользу. Ежедневные занятия спортом приносят со временем прекрасные результаты. Тоже касается любого навыка и рисование здесь не исключение. Просто кому-то на это потребуется полгода, кому-то год, а кому-то, возможно, и 3. Но я уверена, что научиться рисовать можно в любом возрасте и с любой подготовкой. Начните и вы сами в этом убедитесь!

Каждый из советов проверен мной на практике, большинством из них я пользуюсь до сих пор.

Если у вас есть другие советы к начинающим, проверенные опытом и временем, поделитесь, пожалуйста, в комментариях! :)

В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще .

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

P.S. Бесплатный и полный SEO анализ страницы сайта — sitechecker.pro . В раскрутке важны не только внешние факторы, но и сам веб-проект должен быть хорош.

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в « », отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно - взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов - профессиональных художников и дизайнеров, - чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись - талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. :) Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать - это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать - разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить , почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие - нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают , что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться - это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование - это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства - родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать - это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16- 20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я - дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное - захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина , дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование - способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись - это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то - кайф и поднятие настроения. Для третьих - это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала - рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе - это работает! Рисование - это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым - неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то - когда несется с горы на лыжах. Кто-то - когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в . Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование - это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное - они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать - это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное - желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное - желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы - наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину - водить машину, чтобы научиться готовить - готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, - это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры - совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, - это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию - там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк - это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

Новое на сайте

>

Самое популярное