Домой Защемление нерва Философия. Место философии в античной культуре

Философия. Место философии в античной культуре

Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В исторических рамках этого долгого периода времени существует своя периодизация, отражающая основные этапы становления и развития философии. Сразу скажем, что речь идет о становлении и первых этапах развития западноевропейской философии как таковой.

Посредством философии с её проблематикой и характерным для неё способом решения проблем в культуре стало активно утверждаться качественно новое начало – рационально-теоретическое, т.е. основывающееся прежде всего на человеческом разуме и развивающееся по его законам (законам разума), познание окружающего мира, а так же места и роли человека в нем. Названная специфика философского мировосприятия привела к появлению науки и современных форм научного знания, что и определило основное направление развития западной техницистской культуры. И хотя ко времени зарождения философии у греческих народов научные знания в зачаточном виде уже существовали на Востоке (например, египетская арифметика и геометрия, вавилонская астрономия и т.п.), однако эти относительно скромные знания преследовали сугубо практические, ограничивающие само познание цели. Греки же в своей познавательной деятельности руководствовались преимущественно теоретическим духом, движимым любовью к чистому знанию.

С самого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь сущность мира и человека, раскрыть действительную причину и первооснову всего существующего, понять соотношение материального и идеального начал в космосе, единство многообразных его явлений и процессов. Наряду с указанными онтологическими проблемами философы этой эпохи также ставили и решали проблемы, связанные с генезисом и природой самого знания, выявлением наиболее действенных способов познания окружающего мира, человека и общества. В рамках социально-этической проблематики рассматривались вопросы о цели и смысле человеческой жизни, о тайнах нравственности и справедливом устройстве общества. Несомненным достижением греческой философской мысли стала диалектика, лучшие образцы которой мы находим в учениях Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина и др. Наряду с ней в качестве существенных черт, характеризующих, пожалуй, всю античную философию, можно выделить такие её черты: космоцентризм («Космос всё превосходит») как основной мировоззренческий принцип, приложимый практически ко всем областям знания, в целом натуралистический характер её проблематики, а также влияние мифического мышления, с доминирующим в нём принципом панпсихизма («Всё полно богов»).

Расцвет античной философии приходится на V-VI вв. до н.э. Это время связано с творчеством Демокрита, Платона, Аристотеля и многих других выдающихся философов. Но непреходящее значение имеет вся античная философия, включая период её становления и период упадка. Вся античная философия представляет собой уникальный процесс формирования и развития философии. Последующая философская культура, как и культура в целом, основывается на античной культуре, прежде всего античной философии.

В более чем тысячелетней истории античной греческой и греко-римской философии можно с определенной степенью условности выделить следующие этапы её развития:

1. Первый этап охватывает период примерно с VII в. по V в. до н.э. Этот период принято именовать досократическим периодом, а философов, учивших в это время – досократиками, но так же и физиками. Последнее связано с тем обстоятельством, что центральной проблемой ранней греческой философии была проблема поиска первого основания всего сущего (физиса). К этому периоду относятся деятельность таких мыслителей и философских школ, как Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты (Левкипп, Демокрит).

2. Так называемый гуманистический период развития древнегреческой философии (V в. до н.э.). В философской деятельности софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Фразимах) и Сократа ставятся проблемы сущности и смысла бытия человека и человеческого самопознания.

3. Период большого синтеза, или, как его обычно характеризуют, классический период (вторая половина V-IV вв. до н.э.). В философских системах выдающихся греческих мыслителей Платона и Аристотеля происходит открытие сверхчувственного (метафизического) мира и связанного с ним понятийного знания. Философия все больше и больше (особенно это относится к творчеству Аристотеля) приобретает характер научного знания.

4. Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (конец IV в. до н.э. – III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес к этической проблематике, развиваемой такими школами, как стоическая (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и эпикурейская (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Это время также стало периодом развития в философии скептицизма, ярчайшим представителем которого был Секст Эмпирик.

5. В III-V вв. н.э. в античной философии развивается и получает широкое распространение неоплатонизм. Основатель философии неоплатонизма Плотин, а так же его последователи, наиболее значительными из которых были Порфирий, Ямвлих и Прокл, заново переосмыслив и переработав философские взгляды Платона в контексте более поздних учений, создали стройное учение, которое составляло грандиозное завершение всей древней философии. Центральной для неоплатонизма стала проблема познания человеком высшего, божественного мира (Единого) и обретение на основе этого знания опыта подлинного бытия, понимаемого как слияние с божественным началом мира. Неоплатонизм оказал существенное влияние на формирование и развитие христианской средневековой философии.

Рассуждать об античной философии, не обращаясь к конкретным историческим периодам и философам, невозможно. Так же невозможно вне конкретного философского материала делать выводы о том вкладе в философию, который был осуществлен в это время. Можно лишь сделать следующее введение.

В период античности происходил процесс становления начальных этапов развития философии.

Этот процесс был осуществлен в этот ранний исторический период блистательно. Были не просто заложены основы философского знания, а сформированы основные проблемы философии: проблема сущности философии, предмета её исследования, субъекта философского познания, все главные философские категории в их взаимосвязи. Человеческий разум в эту эпоху достиг глубокого понимания соотношения материального и идеального. Была поставлена проблема Истины и её познания.

Это время принесло с собой идею подлинного предназначения человека и связанную с ней идею мудрости.

Древнегреческая философии принесла с собой осознание основополагающей значимости проблемы соотношения человека с миром и связанную с этим осознанием проблему внутренней связи единого и многого, т.е. связи единства и многообразия мира.

В рамках античной философии были поставлены и глубоко проанализированы проблемы диалектики.

Глубина идей философов античности делает их изучение непрерывно актуальным.

Необходимо иметь в виду, что на этом раннем этапе развития человеческой культуры философия объединяла в себе всё теоретическое знание, т.е. включала в себя и науку.

Античная философия – комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VIII в. до н.э. по VI в. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Античная философия является продуктом нетрадиционного типа культуры, основанного на динамичном социальном развитии и формировании критического мышления. Для такого типа культуры специфично оформление внутри него особого мета-уровня (мета-культуры), ориентированного на рефлексивное переосмысление глубинных мировоззренческих оснований и универсалий традиционной культуры, преодоление мифологических стереотипов мышления и выработку на базе этого новых способов видения мира, причем характерная для нетрадиционных культур установка на плюральность знания делает возможным параллельное сосуществование различных версий миропонимания.

Античная философия является первым в истории Европы феноменом мета-культуры и не только первым историческим типом философствования, но и первой формой концептуального мышления вообще. В силу этого она содержит в себе такие предметные области, которые в будущем конституируются как самостоятельные теоретические дисциплины (математика, астрономия, медицина, лингвистика и др.). Развитие античной философии является важнейшим этапом исторической динамики предмета философского познания, сыграв принципиальную роль в разворачивании проблемных полей философии как таковой. В рамках античной философии начали формироваться онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Философское творчество эллинов – это автономная, самостоятельная философия, которая быстро освободилась от власти авторитетов мифа, мистики и ритуала. Научное познание халдеев и египтян, финикийцев и персов в творческой греческой переработке вошло в ее культуру. Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии, известны: поэмы Гомера и гномические тексты, общественная Олимпийская религия и орфические мистерии, социополитические и экономические условия. Мифология эллинов, многократно переработанная и переосмысленная, повествует, что мировой процесс начинается с Хаоса – бесформенного состояния Вселенной, затем из него рождаются боги: Гея – Земля, Уран – небо, Тартар – подземный мир. Эрос – мир прекрасный, Нюкта – ночь. Поколения богов во Вселенной, сменяя друг друга, представляют собой царство Зевса-громовержца, мир, который похож на индийский: сходство традиций в отношении к богам, которые тщеславны и зависимы, не всесильны, ибо, как и люди, находятся во власти судьбы (у греков – мойра, ананке, морос). Социоморфная модель космического процесса делает акцент на его закономерности, трактуя космос по аналогии с государством, упорядоченным в соответствии с законом и на основе справедливости. Подобная юридическая окрашенность античного социоморфизма связана с особенностями осмысления древнегреческой философией мифологемы судьбы, которая соединяет в своей семантике аспекты необходимости, объективной закономерности, с одной стороны, и справедливости – с другой.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии

Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно ведь все известные древние ученые или.. разделы философии.. онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные предпосылки возникновения философии
Насчет возникновения этой науки и ее дальнейшего развития и по сегодняшний день ведутся споры, так как каждая группа мыслителей имеет собственное мнение. Считается, что первые философские учения бе

Возникновение философии в древней Греции
Принято считать, что именно древняя Греция была очагом развития философской науки. Хотя на самом деле разные ветви философского учения формировались в древнем Китае, Японии, Египте и других государ

Возникновение философии и ее развитие во всем мире
На самом деле в древние времена философом считал себя любой ученые, стремящийся познать истину. Например, Пифагор был известным математиком и даже основал собственную школу. Его ученики стремились

Назначение философии
В качестве учения о бытии, главных его принципах философия выступает как онтология (греческое он - сущее, логос - учение, понятие, мысль, слово). Выделение различных видов бытия - природы, человека

Практической ориентации философии
Под практикой мы понимаем деятельность человека, направленную на достижение цели. Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в обл

Специфика философских проблем и философского образа мышления. Философия, наука, искусство
Следующая особенность проблем философского мировоззрения (в сравнении с проблемами частных наук) - их "вечность". В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполне

Философия и мировоззрение
Всякая философия – это мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

Мир и человек в философии и культуре Древнего Востока. Древнеиндийская философия: веды, упанишады, буддизм
Середина 1-го тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации - Китае, Индии и Греции - практический одновременно возникает философия.

Философия Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство
В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеко

Древнегреческий атомизм. Демокрит и Эпикур
Наиболее яркими представителями материализма античности были такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур (341-27О гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и

Элейская философия
Акцент неизменчивости мира стал тревожить многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности(добро, зло и т.д) Само понятие философии–что это такое? Эту проблему

Сущность сократического переворота в философии
Становление классической аттической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Определе

Философия Платона и Аристотеля
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиб

Философия поздней античности. Стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм
Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философ

Теоцентризм в средневековой философии. Учение Августина Блаженного
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (5-15 века). Однако неверно было бы представлять с

Схоластика и ее роль в философии Средневековья. Фома Аквинский. Реализм и номинализм
Схоластика – от греческого схоластикос, т.е. школьный, ученый, это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получил

Борьба номинализма и реализма в средневековой философии
Одной из важнейших проблем, оживлённо обсуждавшийся в средневековой философии, была проблема универсалий. Под термином «универсалии» (от лат. universalis – общий) имелись в виду общие понятия, то е

Философия Высокого Возрождения. Николай Кузанский
К середине ХV в. философия итальянского Возрождения достигает своего расцвета и приобретает новые своеобраз­ные черты. Она расширяет круг античных источников, ис­пользует наследие Аристотеля, очище

Философские взгляды Николая Кузанского
Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464), урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рожд

Натурфилософия позднего возрождения
3.1 Джордано Бруно: учение о природе, пантеистические и диалектические идеи. Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда - Ноланец), в семье обедневш

Социокультурные предпосылки формирования философии нового времени
Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Осн

Эмпиризм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т. Гоббс)
Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод). Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познавае

Рационализм. Учение декарта
Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как

Правила метода Декарта
Декарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное. 1. «Нико

Общая характеристика философии эпохи просвещения
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто

Соотношение системы и метода в философии Гегеля. Философия Л. Фейербаха
Соотношение системы и метода в философии Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической д

Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистичес

Критика Фейербахом гегелевской философии
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абс

Антропология Фейербаха
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и

Проблема Бога в философии Фейербаха
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, -

Гносеология Фейербаха
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и н

Социально-политическая философия
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем: человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, р

Философия маркса. Теория общественно-экономических фармаций маркса и реальное общество
Марксизм - основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взг

Отрицание отрицания
Этот закон показывает направление развития. Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием (диалектическим отрицанием,снятием [нем. Aufheben]), которое

Особенности и ведущие мотивы русской философии
Многие характеристики религиозной картины мира, которые осмысляла русская философия, имели дохристианское происхождение, это были универсалии древнеславянской культуры. Православный принцип соборно

Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов
Первыми представителями «органической русской философии» были западники и славянофилы. К западникам отно

Философия всеединства соловьева
В одной из своих первых публичных лекций “ Исторические дела философии” В.С.Соловьев (1853-1900) назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “нового, неслыханного слова: все е

Русский космизм как философское направление
Это философское направление сложилось в конце XIX века и сегодня о космизме говорят как об одной из ведущих традиций самобытной философской мысли России. Основы «русского космизма» заложены в творч

Основные принципы философии прагматизма и его представители
Прагматизм (гр. pragma-дело, действие) - название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности

Органическое единство
В целом структурализм опосредовал познание человека существованием и познанием «языка» и понимается преимущественно как научная методология мировоззренческо-иррационального порядка. Структурная лин

Философская антропология. Философия о сущности человека
ФА имеет 2 смысла- широкий смысл- раздел фил-фии, изучающий человека. Узкий- вполне опред. фил-кое течение, которое считает человеч. проблему самой главной проблемой. Антропология- спец. отрасль фи

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существовани

Личность и общество. Философские теории свободы
Проблема личности и общества, их взаимоотношения - актуальная проблема коммунистического строительства, предмет острой идеологической борьбы. Личность - продукт и субъект общественно-истори

Философия истории
Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Вопросы, которые в этой

Наука как важнейший вид духовного производства
Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным у

Уровни, методы, формы научного познания
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. С точки


План:

1. Социокультурный контекст формирования и развития древнегреческой философии.

3.Философское учение Платона.

1. Античная философия - исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Хронологически история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с 6 в. до н. э. по 6 в. н.э.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Историю античной философии можно разделить на следующие периоды: ранняя греческая философия; софисты и Сократ; Платон и Аристотель; эллинистическая философия; философские школы в эпоху Римской империи; неоплатонизм.

Досократики (6-сер. 5 вв. до н.э.). Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии - первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода - преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли.

2.Роль софистов и Сократа в дальнейшем развитии древнегреческой философии.

Период досократиков сменяет софистика. Софисты - странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания - жизнь человека и общества. В знании софисты видели, прежде всего, средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику - владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого "поворота" была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т. к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа.

3. Философское учение Платона.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности - Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии. Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом.

Платон первым ввел в философский обиход термин «эйдос», или иначе «идея». «Идея» переводится с греческого как «облик», «образ», «очертание», «форма». Что касается Платона, то у него «идея» означает не столько внешнюю форму, сколько сущность вещи, или закон ее существования.

4. Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры.

Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею «удвоение» мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса.

Перводвигатель-бог-нус выступает как чистая форма и конечная цель для всего, что соединено из формы и материи. Телеологизм, устремленность к совершенной цели – наиболее характерная черта философского мировоззрения Аристотеля. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.

Литература:

1.Асмус В. Ф. Античная философия http://www.gumer.info/

2. Богомолов А.С. Античная философия М., Высшая школа. 2006.

3. Солопова М.А.Античная философия. Энциклопедический словарь.2012.

4.http://iph.ras.ru/elib/0203.html

5.http://labrip.com/dop_t1r4part1.html

6. http://filosok.narod.ru/glava3.html

Античная философия: её основные идеи и роль в мировой культуре

Античная философия: её основные идеи и роль в мировой культуре 1

Введение 3

1.Периоды развития античной философии 5

2. Взгляды римских стоиков. Развитие идей античной философии 9

3. Роль античной философии в мировой культуре 10

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Введение

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.

В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.

Философия - это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.

Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.

Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII-V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. 1

Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

1. Дать представление о классическом этапе античной философии.

2. Охарактеризовать учение об идеях, утопию Платона.

3. Рассказать о критике теории идеи и метафизике Аристотеля.

4. Дать понятие об эллино-римском периоде античной философии, его основных философских школах (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники).

5. Сделать выводы о ценности, ошибках, соответствия или несоответствия реальному миру выше приведенных учений и школ, влияния их на современную философию.

1.Периоды развития античной философии

Рассмотрим первый период античной философии, который называют классическим этапом. Он длился со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона.

Даже те, кто очень мало слышал и знает о философии, в том числе, античной, тем не менее, хоть раз в жизни слышал такое имя, как - Платон (427-347 гг. до н.э.). Это выдающийся мыслитель античности. Он воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai - беседую), а также главное философское направление - идеализм. 2

Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий - диалектический и тем завершил становление философии. Платон еще называл диалектиком того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».

Главным достижением Платона стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует еще мир сверхчувственный - мир идей, который есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. Т. е. для примера можно сказать, что существует не только предмет, но и «идея предмета». 3

Платон рассматривал двояко соотношение друг с другом вещи и идеи: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам.

Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.

Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. Мир идей был нужен Платону для обоснования возможности познания вещей в мире. Он соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита, выделил чувственный и постигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму - подлинного существования. 4

Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям. Помимо этого, платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру (известное выражение, который знает каждый - «платоническая любовь») и стремление сделать действительность насколько возможно полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью, пытаясь создать идеальное государство).

Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Платоновская космогоническая картина подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н.э. По Платону, мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии - огонь, воздух, землю; в центре Космоса - Земля. Космос - это одаренное разумом живое существо. Структура мира по его учению - это божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

В качестве недостатков учения об идеях Платона можно сказать, что он рассматривает теории идеи в отрыве от всякого их и научного, и вообще реально-жизненного назначения. Его упрекали в том, что он проповедовал учение об абсолютной изолированности мира идей по отношению к миру вещей. Проводя свою теорию идей, Платон доходит до того, что рассматривает идеи как некоего рода мифы. Но, тем не менее, мифология эта у него всегда продумана и далека от наивной веры в народные сказки; даже боги у него нарисованы в виде логически продуманных и научно обоснованных идей. Т. е. можно сказать, что у него надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Утопия Платона заключается в том, что, веруя в человеческий разум, уповая на всемогущую силу идеального мира и имея наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, можно добиться того, что уже вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главе проектированного им идеального государства стоят не кто иные, как именно философы, которые созерцают свои вечные идеи и на основании этого созерцания управляют всем государством.

Аристотель выступил против вывода Платона, о том, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира.

Эпикур, выступивший в борьбу с Аристотелем, создал в свое время школу «Сад Эпикура», где он учил философии на равных правах даже женщин и рабов, чего не могло быть у Платона и Аристотеля. Другими словами, он основал общество друзей-единомышленников, которое просуществовало 600 лет.

Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. 5

Эпикур, сохранив основную предпосылку киренаиков, что главная цель человека - наслаждение, существенно преобразовал их систему. Если те понимали наслаждение как деятельность, то он отдал предпочтение наслаждению покоем, так как считал, что динамические наслаждения предварительно несут страдания от предшествующего желания, а статические удовольствия - нет (они некое состояние равновесия). Считая, что стимулом динамических удовольствий является желания, делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные. И задавался при этом вопросом, а все ли желания следует исполнять Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В этом его главное отличие от них, но при этом, он все же считал (в соответствии с общегреческим представлением о человеке), что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. 6

2. Взгляды римских стоиков. Развитие идей античной философии

Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности - силой своего чувства и выразительностью поэзии, - и это объяснялось изменением социальных условий: подтачивалось достоинство людей и их уверенность, иссякал психологический запас прочности. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать - скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений.

Из воздерживания от суждений следует невозмутимость, потому что мы не можем знать, что произойдет в следующий момент. Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 - ок. 280 гг. до н.э.). Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

Другими словами, пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого». Скептики замкнули круг, но этот опыт был не бесполезен, именно в нем зародилась философия. 7

3. Роль античной философии в мировой культуре

Античная проблематика стала проблематикой всей европейской философии на тысячелетия. Просуществовав в Древнем Риме, как повтор греческих образцов в различных формах неоплатонизма, эпикурейства, стоицизма и аристотелизма, она легла в основу христианского мировоззрения и она же составила главную проблему рационализма и классической философии.

В самом античном мире гносеология содействовала развитию математики. Хотя занятия мыслителей были шире, чем вмещает современная философия. Фактически, философия вмещала в себя все науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль. Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему западному подходу к научным званиям. Ученый из любой области науки воспринимается как философ.

Но главное заключается в том, что греческий миф о единстве и целостности бытия определил структуру, направленность и проблемы европейской философии. Попытка совместить этику, ценностные установки, политическую теорию и естествознание привела к созданию сложных элитарных систем. Эмпирическое знание об изменчивости и теоретическое желание ухватить неизменную сущность вещи соединенные с той или иной формой социально-этического проекта влияли на терминологию, восприятие мира. Это создавало противоречия в гносеологических рекомендациях.

Эти противоречия сгладила эпоха средневековья. Схоласты не имели нужды доказывать бренность этого мира и имели жесткое абсолютное основание для своих теорий. Этим основанием было бытие Бога. 8

Но как только научный прогресс привел к возникновению эмпирического знания и эмпирической философии, а идея Бога утратила свою абсолютность, философия вернулась к проблемам, с которыми столкнулись Сократ, Платон, Аристотель и их последователи. Попытки Канта отделить вещь саму по себе от явлений, аналогичны подходу Аристотеля к познавательным процессам, когда последний отделял сущность от существования.

Диалектика Гегеля впитала в себя проблематику Гераклита, чтобы через законы развития опровергнуть тезис Канта о пределах познания.

Субъективизм, экзистенциализм, феноменология, материалистическая диалектика и другие современные философские школы, так или иначе, повторяют идеи, которые на заре человечества появились в учениях греческих мудрецов.

Поэтому история античной философии остается актуальной, а процессы возникновения тех или иных теорий многое могут подсказать современному ученому и философу. 9

Заключение

Понятие «философия» занимает очень важное место в жизни людей. Оно дает возможность для появления мировоззрения людей на мир и на себя самих.

Античная философия - совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древнегреческого, классического и эллино-римского. В своей контрольной работе, я рассмотрела более подробно два из них, а именно классический и эллино-римский. Особенность античной философии - выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.

Утопия Платона заключается в том, что, имея веру в человеческий разум, наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, уповая на всемогущую силу идеального мира, можно добиться того, что вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главу проектированного им утопического государства он ставил философов, управляющих всем государством.

Из недостатков учения Платона можно выделить рассмотрение теории идеи в отрыве от всякого их научного назначения, рассмотрение идеи как мифа, но надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Ценность учения Платона заключается в создании концепции существования, помимо чувственного мира, мира сверхчувственного; создании всеобщей закономерности вещей. На современную философию он оказал большое влияние как создатель философского направления - идеализма.

Аристотелизм был самой настоящей революцией в отношении платонизма, признававшего существование обособленного мира идей. Также Аристотель был самым глубоким и самым тонким отождествителем формы и материи, соединившим мир идеальных сущностей и вещей, считая все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой - метафизикой.

Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия.

Список использованной литературы

Учебная литература

    Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 254 стр.

    Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2007, 62 стр.

    Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 2007, 89 стр.

    Спиркин А.С. Философия. М., 2001, 74 стр.

    Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 2005, 68 стр.

Первоисточники

    Антология кинизма: Философия неприятия и протеста/ Под ред. И. Нахова. - М.: ТЕРРА, 2001, 47 стр.

    Аристотель. Политика.// Аристотель. Сочинения. М., 1984. т. 4, 189 стр.

    Аристотель. Научные труды. Том 3. М, 2004, 265 стр.

    Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М, 2006, 82 стр.

    Гасперус А.В. Платоновские учения в античной философии. СПб, 2008, 41 стр.

1 Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 148 стр.

2 Спиркин А.С. Философия. М., 2001, 80 стр.

3 Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2007, 62 стр.

Основных процессов глобализации мировой экономики. ...

  • Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва

    Методические рекомендации

    И античной философии . Роль Плотина и Филона Александрийского в становлении христианской культуры . Основные принципы христианской... Основы философии : учебник. - М.: ИД «Форум» - Инфра-М, - 2008. 9.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её ...

  • Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа

    Документ

    ... античная философия ".) Древнегреческая (античная ) философия в своем развитии прошла четыре основных ... их роль в развитии античной философии . ... философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии ...

  • С. А. Чернов Начала философии

    Документ

    Истории мировой философии . Аристотель... её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии , ... стремлении сблизить христианство с античной культурой , в «паганизации» христианства, ... научного знания. Сведение философии к роли «служанки науки», ...

  • 1. Особенности древнегреческой мифологии и возникновение философии. Милетская школа. Проблема первоначала. Философия Гераклита. Стихийная диалектика Гераклита. Религиозные представления древних греков

    Документ

    Задач философии . Её основная функция сдвигается... античного мира, формирования христианской религии, основ средневековой культуры , которая через ассимиляцию многих идей ... идей ». Природа есть упорядоченная последовательность таких идей , порожденных Мировым ...

  • Делится на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. - VI в. н. э .).

    Развитие философии не могло не сказаться на всём развитии древнегреческой цивилизации. Она повлияла на социальный, политический, научный и культурный процесс.

    Замечание 1

    Культура древней Греции с возникновения философии формируется на её почве. Философия оформляет представления об искусстве, музыке, скульптуре, архитектуре, поэзии, театре.

    Одним из центральных понятий античной философии является понятие «природа» , которое на протяжении данного периода поддавалось различным интерпретациям.

    Греческий концепт природы включает в себя понятие естества. Она неотделима от человека . Свободный и активный человек был объектом и смыслом древнегреческой культуры. Всё, что творилось человеком, гармонично вписывалось в природную среду. Эта черта пронизывала всё мировоззрение древнегреческого общества.

    Всё культурно-философское мировосприятие строится на представлении человека о Космосе. Это самотождественная и самостоятельная реальность. Помимо значения мироздания, Космос так же понимался как украшение, красота, упорядоченность.

    Замечание 2

    В этой парадигме греки пытались осмыслить и описать красоту, порядок, гармонию, ритм и подражание (мимесис ) в искусстве. Это своего рода рефлексия эстетического сознания.

    Античные философы осмысляли основополагающие проблемы культуры и искусства: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества.

    Абсолют космоса рождал представления о фатальности судьбы. Его законы понимались как нерушимость, как рок. Таким образом, античная культура была пропитана идеей фаталистическо-героическим космологизмом. Это хорошо отражалось в произведениях древнегреческих поэтов, и в древнегреческом театре.

    Из произведений древнегреческих философов (пифагорейцев, Платона, Аристотеля, стоиков) и теоретиков искусств (красноречия, музыки, архитектуры) представлялась проблема понимания красоты, которая была заключена в ее структурных принципах (гармонии, порядка, меры, ритма, симметрии и др.). Эта проблема разрешалась в онтологической области и напрямую восходила к космологии.

    В теории искусства на первый план выступает понятие подражания (мимесиса) , от иллюзорного образа воспроизводства действительности, до подражания эйдосам, идеям. Красоту природы и человека и его художественную способность подражания, воспроизведения тогда можно было охарактеризовать творческой активностью богов, которые создали мир по законам красоты, реализуемых через творческую деятельность людей. На поэта, певца, художника, скульптора смотрели как на благословленного богом.

    Замечание 3

    Впервые в Греции формулируются отчётливые теории о красоте и художественном творчестве, которые будут тесно сопряжены с онтологическими учениями и дисциплинами как поэтика и риторика.

    Первый опыт эстетического осознания действительности усматривается у пифагорейцев, которые осмысливали структуру Универсума и место человека в ней через математические позиции, которые тесно соединялись с музыкой. Пифагорейцы , изучая ритмичные закономерности, пришли к выводу, что космос организован по принципу музыкальной гармонии. Они ввели термин «музыки небесных сфер». Космическая структура на основе этих принципов легла в основу человеческой музыки. То есть музыка подражала музыке небесных сфер, что приносило радость и наслаждение.

    Платон так же вносит свой вклад в развитие древнегреческой культуры. На основе своего учения об идеях, он выстраивает концептуальную иерархию красоты, на вершине которой находится идея красоты, при помощи которой можно приближаться к божественному миру идей и бессмертию. Продолжая античную традицию, Аристотель указывал на смыл искусства в мимесисе в поэзии, ориентированном на правдивое изображение окружающего. А ключевое назначение мимесиса Аристотель усматривал в катарсисе (очищение от аффектов ). Это уникальный и специфичный психотерапевтический инструмент искусства, проявляющийся в дальнейшем удовольствии.

    Таким образом, всё древнегреческое искусство и культура были нацелены на поиск общей гармонии, соразмерности, идеала, порядка. Гармония для греков выступала как связующее начало, которые способно объединять все элементы мира, от него не убавить, не добавить ничего нельзя, иначе нарушится соразмерность всех его частей. Это своеобразный божественный порядок, который доступен человеческому пониманию.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное