Домой Кома Томас карлейль теория героев в истории. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы томас карлейль

Томас карлейль теория героев в истории. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы томас карлейль

Томас Карлейль (Carlyle), один из известнейших английских писателей и публицистов XIX столетия, родился в 1795 г., в пуританской семье деревенского каменщика. Юный Томас посещал сельскую школу. В 1809 г. Карлейль отправился пешком в Эдинбург, поступил в университет, по окончании которого учительствовал. В 1826 г. он женился на Джен Уельш, выдававшейся своим умом, к которой относился, впрочем, довольно эгоистично. С 1828 по 1834 Карлейль прожил в её имении, отдавшись литературным занятиям. Потом он переехал в Лондон, где читал публичные лекции о немецкой литературе, сделался одним из влиятельнейших писателей, в 1865 г. был назначен ректором эдинбургского университета. Умер Томас Карлейль в 1881 г.

Карлейль начал свою литературную деятельность популяризацией немецкой литературы, перевел «Вильгельма Мейстера» (1824, отсюда его переписка с Гёте : Correspondence between Goethe and Carlyle, 1887), написал биографию Шиллера (1825), издал антологию произведений немецких романтиков (German Romance, 1827). Он был и по своим философским взглядам, непродуманным и сбивчивым последователем германской идеалистической философии (см. его Sartor resartus). От литературы Карлейль перешел к истории, написал историю французской революции (в которой видел суд Божий), труд о Кромвеле («Письма и речи», 1845) и Фридрихе II (1858 – 1865). В истории Томас Карлейль видел продукт творчества великих людей – мысль, которую он подробно развил в лекциях, потом изданных книгой «О героях и героическом в истории» (1841).

По мере того, как разрасталось чартистское движение , и надвигалась революция 1848 г., Карлейль все больше времени и внимания отдавал социальному вопросу, посвятив ему три сочинения: «Чартизм» (1840), «Теперь и прежде» (1843) и «Памфлеты» (Latter-Day Pamphlets, 1850). В своих социальных памфлетах Томас Карлейль подвергал резкой критике буржуазное общество с его «механической» и «утилитарной» культурой, культом естественных наук и политической экономии, с его литературой, служащей развлечению сытых магнатов, с его низменными интересами, сводящимися к заботам о пище и комфорте, с его преклонением перед Маммоной, вытеснившим Бога, с его экономической доктриной laissez aller (свободной конкуренции), приведшей к «неурожаям, чартистскому движению, провозглашению красной республики», словом к «хаосу». Восставая против буржуазии, Карлейль еще резче вооружался против рабочего класса, стремившегося к захвату политической власти путем всеобщего избирательного права (чартизм), так как Бог создал вселенную, и следовательно, общество, на началах «господства» и «подчинения», а не «равенства».

Томас Карлейль. Фото 1854

Карлейль считал, что только новая аристократия, «новые aristoi» могут спасти Англию от воцарившегося «хаоса» и вновь превратить жизнь в «космос». В этот класс должны войти капиталисты, понявшие, что их назначение не в том, чтобы охотиться за прибылью, «как индейцы за скальпами», что спрос и предложение не единственный закон жизни, а заработная плата не единственное звено, связующее людей, – и интеллигенция, понявшая, что её призвание не «развлекать» (заниматься литературой), а «воспитывать». Если во главе общества станут эти «вожди промышленности», правильно осознавшие свои социальные обязанности, рабочие охотно подчинятся им, как дети подчиняются отцам. На таких началах отеческой опеки верхов и добровольного подчинения низов было, по мнению Карлейля, построено феодальное общество , которое он и противополагал, как идеал, и предлагал, как образец, своим современникам (в «Теперь и прежде».).

Социальная философия Карлейля оказала большое влияние на таких писателей, как Диккенс , Кингсли, госпожа Гаскелл, Дизраэли , Рёскин и др., и была до известной степени претворена в жизнь английской буржуазией в эпоху «социального мира», воцарившегося в Англии после чартистских волнений до 1880 годов. Собрание сочинений Карлейля в 37 томах было издано в 1871 г. (People"s Edition).

Литература о Томасе Карлейле

Массон, Карлейль. Личность и труды

Гарнетт , Жизнь Томаса Карлейля

Макферсон ,

Шульце-Геверниц, Карлейль. Его взгляд на мир и общество

Место рождения
  • Ecclefechan [d] , Дамфрис-энд-Галловей , Шотландия , Великобритания
Род деятельности лингвист , историк литературы , историк , переводчик , математик , философ , эссеист , писатель , литературный критик , романист , учитель

Начало деятельности

Родился в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями - строгими кальвинистами к духовной карьере, в 14 лет поступил в Эдинбургский университет . Не желая быть священником, он по окончании курса в университете стал учителем математики в провинции, но скоро вернулся в Эдинбург . Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом , готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлёкшись немецкой литературой .

Сочинения о немецкой литературе

«Пророческую скорбь, столь же глубокую, как Дантова», замаскированную в «солнечном и изысканном Гете», Карлейль считал доступной лишь немногим смертным .

Прочитал курс лекций о немецкой литературе, в 1838 году - о европейской литературе, в 1839 году - на тему «Революция в современной Европе». Последний раз читал курс в 1840 году. Это был единственный опубликованный и поэтому дошедший до нас курс, посвященный роли героя в истории. Сам список героев: Данте, Шекспир, Лютер, Руссо, Наполеон, Кромвель и др. Эти лекции приносили некоторый доход Карлейлю, а после 1840 года он уже не нуждался в деньгах и его редко удавалось подвигнуть на выступление.

Книга о французской революции. Историко-философские взгляды

Такой же оригинальностью, как и эти произведения, отличается «История французской революции» («French Revolution, a history», ), едкий памфлет «Чартизм» (), лекции о героях и героическом в истории («On Hero worship», ) и историко-философские размышления «Past and present» ().

Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, Карлейль чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего «верующего радикализма». Все указанные произведения Карлейля проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев (согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей, смотри Теория великих людей), положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры. Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати «Памфлетах последних дней» («Latter-day pamphlets», ); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией , филантропией , политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на Карлейля, но и многие поклонники перестали его понимать.

Другие исторические сочинения

На протяжении 1840-х годов взгляды Карлейля менялись в сторону консерватизма. Постепенно в работах Карлейля критика капитализма звучала всё глуше, а его высказывания, направленные против выступлений народных масс, - всё резче. В книге «Прежде и теперь» он рисовал идиллические картины средневекового общества, где якобы царили простые благородные нравы, добрый монарх обеспечивал благополучие и свободу подданных, а церковь пеклась о высоких моральных ценностях. Это была романтическая утопия, сближавшая Карлейля с феодальными социалистами.
Из всех сочинений Карлейля наибольшее историческое значение имеет «Letters and Speeches of Oliver Cromwell» (1845-46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к «герою» Кромвелю . Карлейль по-новому показал роль Кромвеля в истории страны, в частности, его заслуги в возвышении морского могущества Англии и в усилении её международного престижа. Работа носила для своего времени новаторский характер. Английские историки до того времени игнорировали этого деятеля, видя в нём только «цареубийцу» и «тирана». Карлейль сделал попытку вскрыть подлинные мотивы и значение государственной деятельности Кромвеля. Он пытался понять и характер самой революции, но исходил из того, что Английская революция, в отличие от Французской, носила религиозный характер и не имела «земных целей».
Самое обширное сочинение Карлейля - «History of Friedrich II of Prussia, Called Frederick the Great II » (1858-65), заставившее его предпринять путешествие в Германию . При многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью. Карлейль воспевает этого «короля-героя» и восхищается порядками крепостнической Пруссии.

В 1841 году, будучи недовольным политикой Британской библиотеки , стал инициатором создания Лондонской библиотеки .

В 1847 году появились его «Исторические и критические опыты» (сборник журнальных статей), в 1851 году - биография его друга юности, поэта Стерлинга . С до 1870 года Карлейль был занят изданием полного собрания своих сочинений («Library edition», в 34 томах). За этим изданием последовало на следующий год дешёвое издание «People’s edition», которое много раз было повторено. Далее он напечатал ряд очерков под заглавием «Первые норвежские короли» (

Карлейль Томас (1795-1881 гг.)

Английский писатель, философ. Родился в Эклфехене (Шотландия). Воспитывался в строгих пуританских правилах, восприняв от отца, необразованного каменщика и фермера, неколебимую убежденность в могуществе истинной религиозности и важности труда.

Начальное образование получил в Эклфехене и в частной школе шотландского города Эннана. В 1809 г поступил в Эдинбургский университет, где готовился к духовной карьере, но вместо этого полушл ученую степень по математике и с 1814 по 1818 гг. учительствовал в Эннане, затем в Кирколди. Вскоре вернулся в Эдинбург изучать право, однако уделял больше внимания немецкому языку, истории и философии. В1820 г Карлейль окончательно оставил мысли о священнослужительстве, юриспруденции, математике и учительстве, отказался от намерения эмигрировать и решил зарабатывать на жизнь литературным трудом.

В 1824 г опубликовал жизнеописание Шиллера и переводы «Геометрии» А. Лежандра и романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гёте, авторизовавшего его перевод. В1826 г женился на Джейн Уэлш и поселился в Эдинбурге, зарабатывая публикациями в «Эдинбург ривью» и других журналах.

В 1828 г слабое здоровье и денежные затруднения вынудили его переехать на ферму жены, где он жил вплоть до 1834 г, откуда перебрался в Лондон, выпуская книги, очерки, беседы и письма. Работу прерывали только поездки в Шотландию на праздники, два путешествия в Германию, вступление в почетное ректорство Эдинбургского университета и смерть жены в 1866 a
Первая работа Карлейля, принесшая ему широкую известность, «Сартор Резар-тус» (лат. перекроенный портной), публиковалась во «Фрейзере мэгэзин», отдельной книгой вышла в Америке и Лондоне.

В 1837 г появилось лучшее историческое сочинение Карлейля «История Французской революцию). В своей книге «Чартизм» Карлейль призывал аристократию извлечь урок из французской революции, обеспечив массам мудрое руководство - залог процветания и спокойствия. Подробнее эту тему он разобрал в книге «Герои, культ героев и героическое в истории». В поздних книгах он особо настаивал на исполнимости своей концепции вождей. Так, яркий портрет сильного лидера дан в «Письмах и речах Оливера Кромвеля», биографии «Жизнь Джона Стерлинга». В книге «История Фридриха Второго Прусского» предстал идеализированный образ короля-героя.

К концу жизни, став знаменитым, Карлейль отказывался от почестей, в том числе от дворянского титула и пенсиона. В 1872 г он принял прусский орден «За заслуги», учрежденный Фридрихом Великим, а в 1875 г. -почетную степень Гарвардского университета. Умер Карлейль в Лондоне 4 февраля 1881 г.. Посмертно вышли его «Мемуары».

Место рождения
  • Ecclefechan [d] , Дамфрис-энд-Галловей , Шотландия , Великобритания
Род деятельности лингвист , историк литературы , историк , переводчик , математик , философ , эссеист , писатель , литературный критик , романист , учитель

Начало деятельности

Родился в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями - строгими кальвинистами к духовной карьере, в 14 лет поступил в Эдинбургский университет . Не желая быть священником, он по окончании курса в университете стал учителем математики в провинции, но скоро вернулся в Эдинбург . Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом , готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлёкшись немецкой литературой .

Сочинения о немецкой литературе

«Пророческую скорбь, столь же глубокую, как Дантова», замаскированную в «солнечном и изысканном Гете», Карлейль считал доступной лишь немногим смертным .

Прочитал курс лекций о немецкой литературе, в 1838 году - о европейской литературе, в 1839 году - на тему «Революция в современной Европе». Последний раз читал курс в 1840 году. Это был единственный опубликованный и поэтому дошедший до нас курс, посвященный роли героя в истории. Сам список героев: Данте, Шекспир, Лютер, Руссо, Наполеон, Кромвель и др. Эти лекции приносили некоторый доход Карлейлю, а после 1840 года он уже не нуждался в деньгах и его редко удавалось подвигнуть на выступление.

Книга о французской революции. Историко-философские взгляды

Такой же оригинальностью, как и эти произведения, отличается «История французской революции» («French Revolution, a history», ), едкий памфлет «Чартизм» (), лекции о героях и героическом в истории («On Hero worship», ) и историко-философские размышления «Past and present» ().

Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, Карлейль чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего «верующего радикализма». Все указанные произведения Карлейля проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев (согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей, смотри Теория великих людей), положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры. Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати «Памфлетах последних дней» («Latter-day pamphlets», ); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией , филантропией , политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на Карлейля, но и многие поклонники перестали его понимать.

Другие исторические сочинения

На протяжении 1840-х годов взгляды Карлейля менялись в сторону консерватизма. Постепенно в работах Карлейля критика капитализма звучала всё глуше, а его высказывания, направленные против выступлений народных масс, - всё резче. В книге «Прежде и теперь» он рисовал идиллические картины средневекового общества, где якобы царили простые благородные нравы, добрый монарх обеспечивал благополучие и свободу подданных, а церковь пеклась о высоких моральных ценностях. Это была романтическая утопия, сближавшая Карлейля с феодальными социалистами.
Из всех сочинений Карлейля наибольшее историческое значение имеет «Letters and Speeches of Oliver Cromwell» (1845-46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к «герою» Кромвелю . Карлейль по-новому показал роль Кромвеля в истории страны, в частности, его заслуги в возвышении морского могущества Англии и в усилении её международного престижа. Работа носила для своего времени новаторский характер. Английские историки до того времени игнорировали этого деятеля, видя в нём только «цареубийцу» и «тирана». Карлейль сделал попытку вскрыть подлинные мотивы и значение государственной деятельности Кромвеля. Он пытался понять и характер самой революции, но исходил из того, что Английская революция, в отличие от Французской, носила религиозный характер и не имела «земных целей».
Самое обширное сочинение Карлейля - «History of Friedrich II of Prussia, Called Frederick the Great II » (1858-65), заставившее его предпринять путешествие в Германию . При многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью. Карлейль воспевает этого «короля-героя» и восхищается порядками крепостнической Пруссии.

В 1841 году, будучи недовольным политикой Британской библиотеки , стал инициатором создания Лондонской библиотеки .

В 1847 году появились его «Исторические и критические опыты» (сборник журнальных статей), в 1851 году - биография его друга юности, поэта Стерлинга . С до 1870 года Карлейль был занят изданием полного собрания своих сочинений («Library edition», в 34 томах). За этим изданием последовало на следующий год дешёвое издание «People’s edition», которое много раз было повторено. Далее он напечатал ряд очерков под заглавием «Первые норвежские короли» (

КАРЛЕЙЛЬ

КАРЛЕЙЛЬ

Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, - 5.2.1881, Лондон) , англ. , писатель и историк. Мировоззрение К. сформировалось под влиянием Гёте, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков. Противник франц. материализма и шотл. утилитаризма.

В филос. романе «Сартор Резартус» (1833-34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифологич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в своеобразные символич. покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал как иллюзию чувств. которая скрывает от человека божеств. строй мироздания. Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие панте-истич. духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ - стремление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественными духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солипсизму. Спиритуалистич. К. использовалась представителями теософии.

После публикации “Sartor Resartus” Карлейль постепенно теряет к литературе, которую и раньше не рассматривал как в себе, видя в ней способ постижения мира и человека. Мировоззрение Карлейля развивается в направлении философии истории. В работах “Признаки времени” (1829) и “Характеристика нашего времени” выразилась его критическая по отношению к общественным учреждениям, современной ему общественной философии; Карлейль считает современное общество больным, утверждает, что люди слишком озабочены своим “я”, слишком носятся со своими проблемами; наиболее же серьезная болезнь общества - чрезмерное богатство одних и нищета других. Нынешняя хуже прежней из-за отсутствия веры и идеалов. Люди ничего не делают интуитивно, из глубины своей сущности, все руководствуются затверженными рецептами. Они утратили веру в себя, в действенность собственных усилий, заботятся не о внутреннем усовершенствовании, а о внешнем приспособлении, гонятся за внешними преобразованиями. Между тем реформы преждевременны без самосовершенствования, без достижения свободы не в одном только политическом смысле. В очерке “Чартизм”, имевшем огромный общественный , Карлейль не выступает с партийных позиций, он рассматривает чартизм как общественной жизни, глубоко коренящийся в недовольстве рабочих своим положением. Исследуя общие причины чартизма, Карлейль подробно останавливается на различных сторонах общественной жизни тогдашней Англии, полемизирует с современными экономистами, не принимая тезиса о временном характере бедствий трудящихся, который якобы исчезнет собой, не соглашается с принципом полного невмешательства государства в экономическую жизнь. В 1843 в книге “Прошлое и настоящее”, отталкиваясь от одной средневековой хроники, Карлейль сравнивает современную ситуацию с прошлым; он утверждает, что прежние крепкие узы между людьми сменились связью в форме денежного договора, а нынешняя формальная людей лишь ухудшила ситуацию, поскольку полностью сняла за их положение с господ. По Карлейлю, надлежащим образом управлять обществом может только сильный человек, . В “Памфлетах последнего дня” (1850) Карлейль критикует современность еще более резко, рассуждая о рабстве, о правительственных учреждениях, парламенте, образцовых тюрьмах (где жизнь заключенных лучше жизни рабочих), двойной морали (англичане исповедуют две религии: по воскресеньям , в будни - политическую экономию) и пр. В своей публицистике Карлейль выступает с позиций морали, совести и долга, пессимистически оценивая современное положение общества.

В 1837-40 Карлейль неоднократно выступал в Лондоне с публичными лекциями. Последний курс был опубликован под названием “О героях, культе героев и героическом в истории” (1840). По Карлейлю, есть история, биография великих людей: образователей, покровителей, творцов. Все существующие в мире вещи - воплощение их мыслей и стремлений. Великие люди - пророки, поэты, проповедники, писатели, правители. Вопреки господствовавшим тогда тенденциям Карлейль видит в великих людях , нечто сверхъестественное, пророков, через которых происходит непрерывное откровение Бога. Их души открыты для божественного содержания жизни, их качества - искренность, самобытность, чувство действительности. В 1845 Карлейль публикует “Письма и речи Оливера Кромвеля”, в 1851 - биографию Д. Стерлинга. Последний крупный труд Карлейля - “Жизнь Фридриха Великого” (т. 1-5,1858-65). В ходе работы над книгой Карлейль дважды посетил Германию (1852,1858). Во время франко-прусской войны Карлейль выступал с публикациями в “Times” на стороне Германии, за что Бисмарк наградил его орденом “За заслуги”. Карлейль оказывал огромное нравственное и литературное (в частности, на Диккенса, ёскина и др.) влияние на современников, отстаивая в век революций и перемен моральные ценности.

Соч.: Woris, v. 1-30. L, 1899-1923; в рус. пер.: Новалис . М., 1901; Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека, кн. 1-3. M., 1902; Этика жизни. Трудиться и не унывать! СПб., 1906; Теперь и прежде. М., 1906; Памфлеты последнего дня. СПб., 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908; Исторические и критические опыты. М-, 1978; Французская революция. История. М., 1991.

Лит.: Яковенко В. И. Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891; ГензельП. Т. Карлейль. СПб., 1903; Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. Пг., 1923; СаймонсД. Карлейль. М., 1981; Fraude J. A. Thomas Carlyle: A History of the First Forty Years of Life, 1795-1835. L., 1882; Idem. Thomas Carlyle: A History of His Life in London, 1834-81. L., 1884; Hood E. P. T. Carlyle. Philosophic Thinker, Theologian, Historian and Poet. N. Y, 1970; Campbell l. T. Carlyle. L., 1974.

И. В. Борисова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "КАРЛЕЙЛЬ" в других словарях:

    Карлейль, Томас Томас Карлейль (англ. Thomas Carlyle, 1795 1881) британский (шотландский) писатель, историк и философ … Википедия

    Томас (правильнее Карлайль) (Thomas Carlyle, 1795 1881) английский критик, романист, философ, историк и публицист. В 20 х гг. XIX в., когда Карлейль вступил в лит ру, промышленный переворот в основном был закончен, крупная буржуазия закладывала… … Литературная энциклопедия

Новое на сайте

>

Самое популярное