Домой Пигментные пятна Екатерина II Великая и её вклад в развитие России. Реформа образования Екатерины II

Екатерина II Великая и её вклад в развитие России. Реформа образования Екатерины II


Императрица Екатерина Вторая Великая царствовала с 1762 по 1796 год, т.е. тридцать четыре года. По происхождению она была немецкая принцесса. Ей было всего пятнадцать лет, когда она прибыла из Германии в Петербург. Здесь прежде всего ей нужно было изучить русский язык. От природы она была одарена большими способностями. Поэтому она очень скоро научилась прекрасно говорить и писать по-русски. Под руководством учителей и сама, она много читала о России и горячо полюбила свою новую родину. Скоро она приняла православную веру и была обвенчана с наследником Русского Престола Петром Феодоровичем. Будучи Великой Княгиней, Екатерина Алексеевна снискала уже себе всеобщую любовь. Она вела жизнь очень скромную и чуждалась всякой роскоши. Любила уединяться и в уединении отдаваться самому приятному для неё занятию- чтению книг. В обращении со всеми она проявляла постоянное внимание, была необыкновенно ласкова и проста.

В декабре 1761 года cкончалась Императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Император Пётр III Феодорович. Царствование его, однако, было не продолжительно. Через пол года он отрёкся от престола в пользу своей супруги; после этого скоро скончался. Тогда на престол вступила Императрица Екатерина II. Это было летом 1762 года. Двадцать второго сентября того же года Императрица Екатерина торжественно короновалась в Москве, в Успенском Соборе.

С этого времени начались неусыпные труды её на пользу России. Ещё проживая в Москве, после коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. В доме этом находили приют и получали воспитание дети, оставленные почему-либо родителями. До этого времени несчастные подкидыши или погибали от холода и голода, или вырастали в страшном невежестве и нищете. Немногие только попадали к добрым людям, которые и доводили их, как говориться, до ума. Всё же прочие, если даже оставались живыми, то терпели и голод, и холод, нигде и ничему доброму не учились. Теперь этих несчастных брали в Воспитательный Дом. Там их не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из этого дома они уже выходили людьми, способными прожить безбедно, принося пользу себе и другим. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословица говорит: « тот отец-мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который бы не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело. И до настоящего времени у нас следуют её великому примеру и не дают погибнуть несчастным детям.

Екатерина II выбрала в своей политике несколько основных направлений, и одним из важнейшим были мероприятия в духе « просвещённого абсолютизма». Идеи «просвещённого абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей в течении двух лет разрабатывала « Наказ» Уложенной комиссии, в котором изложила своё видение политики « просвещённого абсолютизма». В этом документе Императрица изложила много мыслей по поводу перемен в России.

Из « Наказа» было видно, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространять всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещённый человек не пойдёт на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. Её главным помощником в этом деле был Иван Иванович Бецкий.

С ним она совещалась почти ежедневно. В Петербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Девушки из этого училища очень любили, когда Екатерина II приезжала к ним. Они спешили к ней на встречу, обнимали её. Взаимно они получали чисто материнские ласки. Чтобы и все подданные могли дать детям образование, Императрица Екатерина велела открывать училища повсюду: в больших городах- главные народные – будущие гимназии, в уездных- малые народные. В то время это было нововведением. В городах в то время ещё не было училищ, исключением были столицы.

Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица Екатерина покровительствовала всем писателям и учёным. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский учёный Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился от неё больших милостей. Однажды Государыня даже посетила Ломоносова в его квартире. Там она с ним долго беседовала и расспрашивала его обо всём. Потом она пригласила его к себе в гости: « Приезжайте ко мне откушать хлеба-соли, - щи у меня будут такие горячия, какими потчует вас ваша хозяйка!» В то время она вела активную переписку со знаменитым в то время иностранными писателями и учёными и всех поражала своим умом и познаниями. Но больше всего заботилась она о том, чтобы оказывать покровительство русским учёным и писателям. В то время, это были такие известные имена, как поэт Державин, писатель Фонвизин. Первый из них в громких стихах прославлял царствование Екатерины Великой, а второй известен комедиями, в которых изображал пороки общества. И сама Государыня так же любила писать. В своих сочинениях она больше всего говорит о воспитании детей. Она считает, что это важнейшее дело, потому что именно через хорошее воспитание выходят хорошие граждане. Как уже говорилось выше, в «Наказе» Императрица посвятила целую главу воспитанию.

Глава 14. « О Воспитании»:

« Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Каждая особенная семья должна быть управляема по примеру большой семьи, включающей в себе все частныя.

Не возможно дать общаго воспитания многочисленному народу и вскормить всех детей в нарочно для того учреждённых домах: и для того полезно будет установить несколько общих правил, могущих служить вместо совета всем родителям.

1. Всякий обязан учить детей своих страха Божия, как начала всякого целомудрия, и вселяти в них все те должности, которых Бог от нас требует в десятословии и прочих своих преданиях.

Так же вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам и почитать правительства своего отечества, как пекущияся по воле Божией о благе их на земли.

2. всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.

3. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже в шутку: ибо ложь изо всех вреднейших есть порок.

« Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях и приличествующему состоянию их правилам; возбуждати в них охоту к трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во все онаго подробностях и сколько в онам есть полезнаго; отвращать их от мотовства, особливо же вкореняти в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним: одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением». О воспитании Императрица Екатерина говорит и в « Гражданском учении»:

1)Всякое дитя родиться неучёным.

2) Долг родителей есть дать детям учение.

3) Человек имеет природу, одарованную благом.

4)Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу….».

Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. Позднее, в 1765 году Екатериной Великой был основан Московский Университет.

Императрица Екатерина внесла огромный вклад не только в историю развития России, но и непосредственно в развитие образования. Не даром после её смерти, ей был поставлен великолепный памятник в Петербурге и многих других городах: в Царском Селе, на Дону, в Одессе и других.



Екатерина II стала основоположницей общероссийской образовательной системы и инициатором первой вакцинации. Но самое главное, чтоимператрица заставила уважать и считаться с мощным Российским государством.

Развитие науки, образования и здравоохранения при Екатерине Великой

Екатерине II потомки обязаны развитием образовательной системы, при ней была создана сеть городских школ, открыты училища. Особенно императрица уделяла большое внимание образованию женщин, поэтому был создан Смольный институт благородных девиц. Таким образом, уже тогда была заложена общероссийская система образовательной школы. Также были основаны типографии, библиотеки, анатомический театр, ботанический сад, физический кабинет, открыта обсерватория и архив. В 1783 году была создана особая Российская академия наук, деятельность которой должна была быть посвящена изучению языка и литературы.

Во время её правления значительно увеличилось количество печатной продукции, кроме того, императрица подписала указа о возможности заводить "вольные" типографии. Была открыта публичная и платные библиотеки.

Таким образом, при Екатерине II произошло формирование национальной культуры, включающей в себя многовековые достижения русского народа.

При Екатерине II были созданы дома для беспризорных детей - там они учились, получали образование и воспитание.

Императрица не обошла вниманием здравоохранение, по её указу в стране была введена прививка от оспы. Кроме того, Екатерина II решительно взялась за борьбу с эпидемиями, теперь профилактика и борьба с ними входили в круг обязанностей Сената. В стране стали открываться больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты.


Сословная политика императрицы

При Екатерине II дворянство получило максимальное количество прав и привилегий. В 1785 году императрицей были изданы две грамоты, закрепляющие особое положение "благородного" дворянства, а также определяющее правовое положение различных слоёв городского населения и привилегии купечества. Несмотря на это среди дворянства росло имущественное неравенство: так некоторые его представители быстро обогащались, в то время как другие нищали.

Однако положение крестьянства, составляющего 95% населения, в екатерининскую эпоху было плачевным. Количество крепостных крестьян достигло 90%, их положение можно было сравнить с рабским. Причём во времена правления Екатерины II был издан ряд указов, который ухудшал без того плохое положение крестьян. Таким образом, общество было разделено на две части - высоко привилегированное дворянство и не имеющие прав, но имеющие обязанности крестьянство.

Однако, несмотря на сословную политику Екатерины II, в историю Отечества она вошла как русская патриотка, создательница могучей и великой державы.

Магазин "Русь Великая" предлагает ознакомиться с коллекцией "Вашему Величеству", многие изделия которой являются копией уникальных произведений искусств, хранящихся в Государственном Эрмитаже (бывшей зимней резиденции российских императоров).

Культура при Екатерине ІІ

Екатерина обладало гибким умом, твердой волей, большой целеустремленностью и редким трудолюбием. Уже в 15 лет она читала Плутарха, Цицерона, Платона, Вольтера, Монтескье. Она оставила 20 томов своих сочинений: интересные автобиографические записки; несколько пьес, политические памфлеты; статьи для журналов; многочисленные письма (Вольтер, Дидро)

Екатерина интересовалась изданием «Энциклопедии» (издавалась во Франции с 1751 по 1770 гг., выпущено 11 томов текста и 17 томов иллюстраций), важнейшие статьи из которой были переведены на русский язык, т.к. идеи французских просветителей-энциклопедистов Вольтера, Дидро, Руссо и др. были очень популярны в передовых кругах русского общества второй половины ХVІІІ века. Русские вельможи Воронцов, Голицын, подобно французским знатным лицам, считали за честь переписываться с французскими мыслителями. Екатерина также не только читала их работы, но и состояла с ними в переписке (Вольтер, Дидро). Переписка с Вольтером началась в 1763 г. и окончилась лишь в 1778 г., когда Вольтер умер. Он называл ее не иначе, как «северная звезда». Особенно благосклонно царица относилась к Дидро. Она не только помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, но и купила за 50тыс. франков его библиотеку, возвратив ее Дидро в пожизненное пользование.

Екатерина по-своему трактовала идеи французских мыслителей, ища в них оправдания абсолютизма и крепостничеству. Напуганная народным движением Пугачева, а позже - революцией 1789 г. во Франции «просвещенная» императрица стала открыто проводить политику укрепления феодальных порядков. Приехавший в 1772 г. в Петербург Дидро так и не смог договориться с Екатериной об издании «Энциклопедии».

Западноевропейское Просвещение было характерным результатом раннебуржуазного, демократического развития стран, продвинутых в социально - экономическом и политическом отношениях. Эпоха Просвещения в этих странах пришла на смену классицизму или Реформации, которым, в свою очередь, предшествовало Возрождение. В России же Просвещение, начавшееся реформами Петра Ị, заместило собой вялое Средневековье, осложненное в ХVІІ в. заимствованным на Западе и плохо переваренным барокко. Поэтому русская культура ХVІІІ в. не знала и не могла знать знаков буржуазно-демократического развития:

Ни прав и свобод, дарованных всем гражданам общества;

Ни системы детализированных законов, включая Конституцию;

Ни самостоятельности различных слоев населения;

Ни массового распространения наук, искусств, образования.

Идеи западного Просвещения на русской почве не могли обрести реальности, и были обречены оставаться «чистой теорией». Кроме того, культурная политика Прсвещения, проводимая «верхами» общества, не могла не отличаться от культурной политики, проводимой западным «третьим сословием» в интересах, по крайней мере, достаточно широких демократических масс. И содержание, и направленность, и цели, и результаты одного и другого варианта Просвещения были, безусловно, различны:

- просвещение «сверху », притом в государстве, сохранившего феодальную систему, неизбежно былоклассово-избирательным . В России оно тяготело к функционированию повертикали .

- просвещение «снизу» (буржуазное общество) тяготело кидеям равенства, социальной справедливости, всеобщности, доступности. НаЗападе оно тяготело к функционированию погоризонтали .

Все это чрезвычайно ограничивает возможности реализации просветительской программы в России как таковой, да и саму концепцию Прсвещения в контексте русской культуры исказило до неузнаваемости:

1) дарование Екатериной ỊỊ новых «вольностей» дворянству было органически связано с усилением социального гнета и крепостничества;

2) апология «просвещенной монархии» была не более чем парадный фасад (украшенный западной либеральной риторикой и символикой) все того же восточного абсолютизма.

В центре культуры Прсвещения стоит Слово , и все споры шли вокруг него.

Возможности взаимодействия крестьянской и дворянской культуры в России 18в. значительно осложнила система крепостного права . Реформы Петра не только не затронули крепостничества, но и открыли новые возможности использования труда крепостных на благо государства. На крепостном труде были основаны:

Горное дело; - строительство;

Промышленность; - флот;

Армия; - промыслы.

Крепостная интеллигенция выступает как феномен русской культуры. Ее можно рассматривать как своеобразный сплав народной и дворянской культуры. Сам термин«крепостная интеллигенция» впервые появился в статье Е.Летковой «Крепостная интеллигенция», опубликованной в журнале «Отечественные записки» (Санкт-Петербург, 1883, №11 (ноябрь), с.157-198). Из среды крепостных были актеры (М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, Е.С.Семенова, П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова), художники (И.П. и Н.И.Аргуновы, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, Ф.С.Рокотов), архитекторы (династия Аргуновых, А.Н.Воронихин), поэт Т.Шевченко, композитор А.Л.Гурилев, историк М.П.Погодин.

Сам факт существования крепостных художников, музыкантов, актрис, архитекторов, получивших образование и обучавшихся мастерству за границей, но при этом не перестававших быть собственностью помещика, был социальной несправедливостью и нарушением принципов гуманизма и свободы творчества, лежавших в основе культуры Прсвещения Зап. Европы. В то же время вне крепостничества как своеобразной формы меценатства в России 18в. было невозможно становление и развитие: -театра; - оркестров роговой музыки;- балета; - домашних портретных галерей; - дворянских усадеб как архитектурных ансамблей и садово-паркового искусства.

Все эти виды и формы искусства являются неотъемлемыми атрибутами русской дворянской культуры 18 - 19 вв.

Россия 1730-1760гг. характеризуется дальнейшим процессом обмирщения в культуре. Продолжает формироваться новый тип общественного сознания, неразрывно связанный с существенными изменениями в социально-экономической, политической и идейно-философской жизни общества. Уже в Петровское время стали складываться социально-политические условия и идейно-философские основы, способствующие зарождению классицизма .

Формирование классицизма в русской культуре происходило значительно позже, чем в европейских культурах, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства. Русские деятели культуры исходили из опыта зарубежных предшественников. Это, естественно, привело к определенной общности многих сторон эстетики русского классицизма с эстетическими принципами европейского классицизма (французского в первую очередь).

Эта общность во многом определила и содержание, и форму русского искусства этого периода. Ему также будут присущи:

1) нормативность;

2) жанровая регламентация, близкая к сформулированной в «Поэтическом искусстве» Буало (границы жанра были строго очерчены и имели только присущие ему признаки):

а) «высокие» жанры (главными персонажами здесь были монархи, полководцы, мифологические и исторические персонажи):

В литературе - трагедия, эпопея, ода

В живописи - историческая картина

б) «низкие» жанры:

В литературе - комедия, сатира, басня

В живописи - портрет, пейзаж, натюрморт

3) рассудочность;

4) абстрактность и условность в конструировании художественного образа (формируется новый тип героя -гражданина , патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы, всегда подчиняющего личные интересы общему благу. Герой всегда верен своему долгу служения государству и обществу);

5) признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого, основанного на твердых законах общественного порядка.

Образование

При Екатерине ỊỊ происходят изменения в Академии художеств . Внутренняя политика Екатерины, по сравнению с ее предшественниками, более либеральна. Не имея лично никаких прав на престол, она рано поняла, что нужно привлечь на свою сторону гвардию и широкие круги передового дворянства, а также прогрессивное мнение Европы. Отсюда во многом следовала политика «просвещенного дворянства». Создав Воспитательное училище при Академии художеств и реформировав ее, Екатерина распорядилась о широчайшей информации в России и за границей. Она же позволила себе, не опасаясь слова «свобода», посвятить здание Академии художеств «свободным художествам». Привилегии, которыми она наградила художников, их материальная зависимость, казалось, надежно держали всех в рамках отпущенной «свободы», а кроме того, демонстрировали всему миру, что деятельность просвещенной монархии направлена на «отеческое попечение» о развитии свободных художеств. Ярчайшим подтверждением служат события1765г . , так называемаяинаугурация - торжественное открытие Академии художеств в присутствии Екатерины и наследника, точнее - ее отражение и осмысление современниками. Организаторы празднеств действовали с большим размахом. Было приглашено множество гостей. Инаугурация широко освещалась в русской печати. В связи с инаугурацией Ломоносов приготовил речь. Но смерть помешала произнести ее. Помимо высокопоставленных гостей в празднике приняли участие люди разного социального положения, даже привратники, писари, краскотеры, кастелянша, трубочист. Не говоря уже об академиках: А.Ф.Кокоринов, Н.Жилле, В.И.Баженов, Ф.Рокотов, пенсионеры - А.Лосенко и И.Старов. Примечательно, что после инаугурации Академия была открыта для посетителей. Подобное практиковалось и в более ранние годы. Екатерина отправляет в отставку Шувалова, а на его место во главе Академии поставилаИвана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), который стал при Екатерине чем-то вроде министра просвещения. Он был незаконнорожденным сыном князя Трубецкого. Бецкой родился в Швеции, где его отец находился в плену, образование получил в Дании. До 40 лет жил за границей, преимущественно в Париже, где познакомился со многими французскими энциклопедистами. Он увлекся их идеями и предложил Екатерине реформу образования.

Он мечтал создать «породу людей, свободных от недостатков общества». Его педагогические идеи строились на утопических принципах, сформулированных французскими просветителями: формирование «идеального человека» возможно в условиях максимальной его изоляции от порочной социальной среды (Ж.-Ж.Руссо). Эти утопические планы отвечали пожеланию императрицы, ее широковещательным словам. Но одновременно и соответствовали утопическим надеждам просветительски настроенной части русского общества. Передовые дворяне в России, подобно западноевропейским просветителям, верили, что воспитание юношества является одной из важных задач. Такие условия были созданы в Воспитательном доме Академии художеств. Мероприятия по перестройке Академии художеств, создание Воспитательного училища были поддержаны в передовых общественных кругах и сразу же нашли отклик.

Впервые проблема современного изобразительного искусства стала предметом серьезного, глубокого разговора. «Залп» речей на инаугурации и трактатов 1764-1766 гг. явился фактом именно общественной жизни. О них знали многие, о некоторых писали газеты, информируя о торжествах в Академии художеств. Особенно важны сочинения Ломоносова иСумарокова . Оба выступали с утверждением классицизма в изобразительном искусстве. В связи с задачами архитектуры оба пишут о Петербурге, сравнивая его с Москвой. Ломоносов говорит о своеобразной национальной ценности древней столицы. Оба восхищаются Петербургом. Для Ломоносова это прекраснейший город в настоящем. Сумароков, скорее, склонен видеть его будущее. Интересно, что Сумароков коснулся вопроса о древних корнях в русском искусстве: «А лица государсия еще и до времен Петровых были изображаемы: да и почитание икон и изображения духовных историй того требуют» (Сумароков А.П. Указ.соч. Ч.ΙΙ. М., 1781, с.310). Здесь он выступает опять-таки единомышленником Ломоносова, который специально интересовался искусством Древней Руси и еще в 1760 г. подал в Академию наук представление«О посылке живописца для снятия копий с древних живописных изображениях» в разных городах и монастырях, предполагая, что копии будут полезны учащимся «живописному и резному художеству». Идеи просветительства сближают авторов, но лишь до известных границ. В «Речах» заметно различие позиции дворянского просветителя Сумарокова и представителя демократической интеллигенции Ломоносова. Сумароков был человеком, понимавшим естественное природное равенство людей, однако это не мешало ему признавать социальное неравенство людей, однако это не мешало ему признавать социальное неравенство сословий естественным, закономерным и справедливым.

Убежденный на собственном опыте в одаренности русского народа, Ломоносов всю жизнь и всеми средствами пытался способствовать развитию образования, безо всякого сословного ограничения. Он приветствовал идею создания Воспитательного училища при Академии художеств, видя в нем (и справедливо) школу для разночинцев, людей в общем униженных, большинство из которых, не будь государственного содержания, так и остались бы без какого-то ни было образования.

Начало 1760-х гг . - в Петербурге действовали2 Академии художеств :

1757 - «шуваловская», формально числившаяся при МУ,

1725 - возникла при АН, в основном обслуживала ее нужды. Служившие там люди отнюдь не были расположены поддерживать вновь созданное учреждение, лишавшие их обеспеченного места. Из документов известно о достаточно напряженных отношениях между двумя «лагерями».

Ломоносов принадлежал к числу сторонников ликвидации Академии художеств при АН. Он энергично боролся, доказывая в официальных документах необходимость создания специализированной Академии художеств. В этом случае Ломоносов и Сумароков были союзниками.

В Воспитательное училище при АХ набирали мальчиков 5-6 лет. Ученики, полностью оторванные от внешнего мира, воспитывались в Училище, а затем в Академии (в общем, около 15 лет). Их не отпускали ни домой, ни в город без веской на то причины и специального увольнительного свидетельства.

Набор проходил раз в 3 года. Наиболее одаренным из старших учеников разрешали посещать специальные художественные курсы, т.е. Академию. В методике преподавания большую роль играл живой пример педагога. Профессора лепили и писали с учениками одну и ту же модель.

Жизнь учеников в Училище была нелегкой:

Подъем в 5 утра; - кормили плохо;

Занятия - 7-11ч - гулять отпускали редко;

13-15ч - за малейшую провинность секли розгами,

17-19ч оставляли без еды, сажали в карцер.

Одним из немногих развлечений был театр, созданный по инициативе Бецкого. Он дал распоряжение ректору Академии архитектору Кокоринову соответствующее распоряжение. Силами учащихся были поставлены пьесы Сумарокова, Мольера, показывающиеся в праздничные дни.

Но Академия имела и систему поощрения лучших учеников. Все работы нумеровались по порядку: лучшей присваивался №1, худшей - последний номер. Экзамены по специальности проводились раз в 3 года, самых способных награждали Большой или Малой медалью (серебро). По окончании Академии, получившие эти медали, допускались до конкурса на получение Большой и Малой медали (золото), дающих право на трехгодичною поездку за границу. Пенсионерство предполагало «усовершенствование в искусствах» . Пребывание за рубежом оплачивалось Академией. Пенсионерами в разное время были Баженов, Шубин, в 19в.- Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, К.Брюллов и др.

Ездили в основном в Италию и Францию. Пред отъездом ученики получали от Академии письменное «наставление», в котором в высокопарной форме давались советы быть экономными, благоразумными, указывалось место пребывания, сроки пенсионерства, размеры жалования. От учащихся требовалось регулярно докладывать в Петербург о своих занятиях. Кроме рапортов ученик должен был вести Журнал об осмотре достопримечательностей, который каждые 4 месяца отправлялся в Россию.

Пенсионеры получали рекомендательные письма русскому представителю за границей, ректорам иностранных Академий художеств, художественным авторитетам с просьбой принять участие в судьбе русских художников. Среди авторитетов того времени были:

Философ Д.Дидро;

Знаменитый французский живописец, директор Королевской Академии живописи и скульптуры (Париж) Ф.Буше;

Граф И.И.Шувалов, которому и принадлежала идея пенсионерства (он в тот период жил в Италии).

Прибыв на место, пенсионер поступал в распоряжение наставника (так называемого комиссара), который помогал молодому человеку освоиться в чужой стране, следил за его поведением, не всегда похвальным (нередко молодой человек, вырвавшийся после стольких лет «заточения», пускался «во все тяжкие»). За границей пенсионеры делали зарисовки памятников архитектуры, делали копии старых мастеров. В Академии художеств до сих пор существуют два зала - Рафаэлевский и Тициановский,- где висят копии произведений этих художников, выполненные выпускниками Академии 19в.

По возвращении в Россию пенсионер, успешно выполнивший программу поездки, удостаивался звания академика. Высшим же званием считалось профессорское, дававшее право на руководство классами участие в работе Совета Академии.

Академия пользовалась покровительством императорского двора и вельмож. Ее почетными членами были:

Известный любитель искусств и меценат А.Строганов;

Фаворит Екатерины Григорий Орлов.

Смольный институт

Этот институт был создан по инициативе Бецкого в 1764г. Первоначально он размещался в Смольном монастыре (отсюда его название). Девушки из знатных дворянских семей получали здесь приличное по понятиям того времени образование:

2-3 иностранных языка; - астрономия; - литература;

Физика; - рукоделие; - математика;

Музыка, - рисование; - танцы;

История; - стихотворство; - география.

Экономия; - вязание;

Система воспитания включало в себя три направления:

- на первом месте - религиозное воспитание

- на втором - нравственное, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»:

Кротость - скромность

Учтивость - великодушие

Благонравное поведение

- на третьем - физическое:

Соблюдение гигиенических мер

Прогулки на свежем воздухе

Здоровая пища.

Воспитание в Смольном было выше того, которое получали девицы в частных домах и пансионах, - оно было ориентировано на человечность и развитие. Выпускницы Института умели читать, переводить, учить детей, выращивать сад и ухаживать за ним. Многие из них помогали крестьянам, лечили их, учили их детей.

Обучение продолжалось 9 лет, девочек набирали в 5-6-летнем возрасте. Существовало 3 ступени (по 3 года), ученицы каждой возрастной группы носили платья определенного цвета:

Младшие - кофейного с белым передником («кофейницы»);

Средние - голубого («голубые»);

Старшие - зеленого, но называли их «белыми», т.к. им разрешалось устраивать балы, на которые они надевали платья белого цвета.

Был в Смольном свой любительский театр, спектакли которого имели невиданный успех и ставились не только в стенах института, но и при дворе. Смолянки принимали участие во многих придворных празднествах.

Система воспитания в Смольном строилась на уже известных принципах, исповедуемых Бецким: формирование «идеального человека» в условиях максимальной изоляции. Поэтому даже свидания смолянок с родителями были крайне ограничены. В результате они оказывались совершенно оторванными от жизни. Но далеко не все современники были в восторге от «инкубаторского» воспитания девушек. В обществе ходили шутки, будто выпускницы Смольного могли спросить: «Где же те деревья, на которых хлеб растет?»

Российская Академия наук (РАН )

«Свобода через просвещение» - таков был девиз одной из первых русских женщин, внесшей вклад в развитие российской науки, Екатерины Романовны Дашковой (1744 - 1810) .

1782 г . - Дашкова становится президентом Петербургской Академии наук, которая находилась в плачевном состоянии:

Типография запущена,

В университете всего около 40 студентов,

Отсутствие средств на счетах.

Менее чем через год Дашкова повысила оклад всем профессорам (в конце учебного года им выплачивали еще по 200 рублей) и открыла 3 новые кафедры (математика, геометрия, естественная история). Одно из направлений АН во время президентства - издание карт России, поскольку границы провинций никогда не были четко обозначены.

1783 г . - по совету Дашковой, бывшей уже президентом Петербургской Академии наук, основана Российская академия , образцом для которой служила отчасти Французская академия. На нее было возложено «определить правила орфографии, грамматики русского языка и поощрить изучение русской истории». Академия издала словарь в 6 томах в 1786-1799гг., он включает в себя 43257слов, второе издание вышло в 1840-1850гг. Российская Академия пользовалась такой славой, что знаменитые литераторы и дамы высшего сословия - не только княгиня Дашкова, а также Державин, Фонвизин, Княжнин, граф И.Шувалов - желали быть сотрудниками в составлении Академического словаря. Сама Екатерина ΙΙ редактировала «Дополнительные примечания» к первому тому.

Член Российской академии с 1789г. А.И.Мусин - Пушкин открыл «Слово о полку Игореве» (1800г.) С 1775г. он начал собирание письменных и вещественных памятников отечественной истории, ему удалось открыть Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение» Владимира Мономаха и др.

За 11 лет руководства Дашкова многое сделало для РАН:

Построила 2 здания РАН,

Вложила 49 тысяч в Воспитательный дом при РАН.

Журналистика

Екатерина сама обращается к журналистике, стремясь с помощью нового средства подчинить русскую общественную мысль.

1769г . - началось издание журнала «Всякая всячина ». Официально издателем считался секретарь императрицы Г.В.Козицкий, но всем было известно, что за его спиной стоит Екатерина. Журнал был объявлен сатирическим.

Желающим выпускать журналы разрешалось не открывать своих имен. Вслед за «Всячиной» действительно появились:

- «И то и се» М.Чулкова,

- «Трутень» Н.И.Новикова,

- «Адская почта» Ф.Эмина.

Большинство из них вскоре прекратило свое существование. В 1770г. остались лишь «Трутень» и «Всячина».

Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) был типичным представителем Просвещения. Обращение к сатирическим журналам было связано с уверенностью в том, что именно сатира способна бороться с пороками общества. Он инициировал издание 3 сатирических журналов:

- «Трутень» (1769 - 1770) - издавался небольшими книжечками, состоял из:

Статей в форме писем,

Стихотворений,

Эпиграмм, направленных главным образом против общих недостатков того времени.

Печатались, например, объявления следующего содержания: «Молодого русского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, вернулся уже совершенною свиньей, желающие смотреть могут его видеть безденежно на многих улицах сего города». В нем высмеивались молодые люди, отправляющиеся в Европу для получения образования, но научившиеся там лишь носить европейское платье.

- «Живописец» (1772) - название журнала не связано с изобразительным искусством: в те времена под словом «живописать» подразумевалось «описывать, давать характеристику». Направленность этого журнала была такой же, как и у «Трутня». Но Новиков стал допускать и критику крепостного права, поэтому журнал быстро закрыли.

- «Кошелек» (1774) - журнал был слабее предыдущих, но более резкий. Его быстро закрыли.

Новиков понимает, что бороться с пороками при помощи сатиры, бесполезно. Он начинает заниматься историческими изысканиями. Он начинает издавать:

Памятники древнерусского законодательства,

Летописи,

Родословные,

- «Сокровища русских древностей» (описание монастырей, церквей, городов, монет, гербов и пр.).

1775 г . - становится масоном. К масонству тогда относились по-разному:

Одни видели в нем возможность обзавестись полезными знакомствами,

Другие - развлечение.

Новиков серьезно отнесся к масонству, прочитал много книг. Его представления о долге гражданина перед обществом, просветителя соединились с идеями масонства. В этот период ему поступает предложение из Москвы от Михаила Хераскова (масон), который был куратором Московского университета (МУ), возглавить типографию при университете.

1779 г . - Новиков перебирается в Москву. Благодаря подвижнической деятельности Новикова и его товарищей по масонской ложе:

Многие талантливые молодые люди получили возможность учиться в МУ за государственный счет (например, Н.М.Карамзин) и обеспечивались работой,

При МУ были открыты:

Педагогическое училище, поскольку в России не хватало хороших педагогов,

Переводческое училище (русской литературы создавалось не так много, поэтому большая часть издаваемых сочинений была переводной).

1775 г . - он издает философский журнал «Утренний свет », где большое место занимали вопросы нравственного воспитания. Новиков старался донести новейшую культуру до низших сословий:

Поднял «Московские ведомости»,

Довел число подписчиков до неслыханной в тот период цифры 4 тыс.,

Усовершенствовал русскую типографию,

Основал новые книжные лавки,

Издал ряд обозрений и книг для семейного чтения.

Но его высказывания по-прежнему оставались резкими. Екатерине ІІ не нравилась и масонская деятельность Новикова. Особенно императрица разгневалась, узнав, что великий князь Павел Петрович, тоже решил стать масоном и вступил в переписку с друзьями Новикова.

Екатерина Великая внесла существенный вклад в развитие Ислама на территории империи. Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу, за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская ) – императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год, пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.

Современный россиянин, наверное, всё-таки в большей степени ознакомлен с политическим весом, который имела эта великая императрица, с нюансами дворцовых интриг её времени, с подробностями её личной жизни. Но, к сожалению, за этим всем ускользает от взгляда то, какой образованной женщиной была Екатерина и какой вклад она внесла в развитие таких важных для становления нравственного мира каждого из нас областей, как культура и духовность. Для многих остаются в тени и её выдающиеся заслуги перед научным миром, которые послужили тому, что Русь стала славиться на весь мир своими учёными.

Известно, что императрица читала много книг по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Дидро, Монтескьё, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Одну из собственных задач в начале правления Екатерина сформулировала так: «Нужно просвещать нацию, которой должно управлять».

Именно при Екатерине Великой в культурном отношении Россия вошла в число великих европейских держав , чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в жизнь.

За время её правления население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Развитие системы образования

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Фактически было положено начало современной системе образования.

Активно стали открываться училища.

В 1755 г. был открыт Московский университет , в нём числилось сначала 100 студентов.

При Екатерине уделялось особое внимание развитию женского образования : в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц.

Кроме того, императрица основала Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц .

Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.

11 октября 1783 года основана Российская академия . В академиях работали лучшие зарубежные учёные Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и другие.

В Москве и Петербурге начали свою работу воспитательные дома для беспризорных детей , где они получали образование и воспитание.

Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня была возложена императрицей на приказы общественного призрения. В 1780 г. Екатерина совершила инспекционную поездку по северо-западным областям России. Эта поездка показала достигнутые успехи и то, что ещё предстояло сделать в будущем. Например, в Пскове ей доложили, что школу для мещанских детей, в отличие от дворянских, так и не открыли. Екатерина немедленно пожаловала 1000 руб. на заведение городской школы, 500 руб. – на духовную семинарию, 300 – на сиротский приют и 400 – на богадельню. В 1777 г. было открыто государственное Коммерческое училище для купечества. В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные средства в 1781 г. основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. В том же году при храмах было организовано ещё шесть школ. К 1781 г. в них обучалось 486 человек.

Об эпохе просвещённого абсолютизма

К своей эпохе и её реалиям Екатерина II относилась трезво, остро чувствовала трагическую непреодолимость ключевого противоречия теории и практики популярного тогда просвещённого абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, – дворянство. Екатерина II как, быть может, никто другой понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, – пеняла она французскому философу Дени Дидро, – пишете на бумаге, которая всё стерпит, я же, бедная императрица, – на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Это высказывание подчёркивает, что правительница эмоционально относилась к принимаемым ею решениям и возглавляемому ею же народу.

Для помощи вдовам была создана Вдовья казна .

Развитие системы здравоохранения

Началась кампания по обязательному прививанию оспы , причём Екатерина решила подать подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768 года прививку от оспы сделали самой императрице.

Именно при Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий , непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. Для противодействия проникновению и распространению инфекций по указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

Развивались новые для России направления медицины : были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

При Екатерине II в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека . Она покровительствовала различным областям искусства – архитектуре, музыке, живописи.

Литературная деятельность

Екатерина принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно – в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов.

В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».

Екатерина оставила после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста-невидимка» (1771–1772), эссе, либретто к пяти операм («Февей», «Новгородской богатырь Боеславичь», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми»; премьеры состоялись в Санкт-Петербурге в 1786–1791 гг.).

Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта – «исторического действа» «Начальное управление Олега», для которого привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов (премьера состоялась в Петербурге 22 октября (2 ноября) 1790 г.). Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России – необычайная редкость).

Журналистская деятельность

Екатерина участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение , поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».

Политика религиозной терпимости

В России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости . Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. Но при этом ограничила власть Церкви, введя сдерживающий экономический фактор. Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств – православных и протестантов. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Санкт-Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Екатерина разрешила ордену иезуитов , который был к тому времени официально запрещён во всех странах Европы (решениями европейских государств и буллой папы римского), перенести свою штаб-квартиру в Россию. В дальнейшем она покровительствовала ордену: предоставила ему возможность открыть свою новую резиденцию в Могилёве, запретила и конфисковала все выпущенные экземпляры «клеветнической» (по её мнению) истории ордена иезуитов, посещала их учреждения и оказывала другие любезности.

Вклад в развитие Ислама

Екатерина Великая немало поспособствовала развитию Ислама на территории империи . Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу , за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Обнародованный в 1773 г. указ государыни «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство мечетей .

Посетив Казань в 1766 г., Екатерина II лично дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменной мечети . Юнусовская мечеть , построенная в 1767–1771 гг., впоследствии получила наименование «мечеть Марджани» – по имени татарского просветителя Шигабуддина Марджани, бывшего её имамом. Она стала первой каменной мечетью , построенной в Казани после её присоединения к России. Вслед за ней в 1768 г. в Казани была воздвигнута Апанаевская мечеть в стиле русского барокко на средства купца Ибрагима Султанаева.

В екатерининские времена начинается строительство мечетей и в других городах России: в 1768 г. воздвигнуты двухминаретная мечеть в Татарской слободе Яицкого городка (ныне – г. Уральск в Казахстане), а также новое здание Ханской мечети в г. Касимове (ныне – Рязанская область).

В царствование Екатерины II численность мусульманских подданных Российской империи существенно увеличилась . Это произошло вследствие присоединения Крымского ханства. В Манифесте по случаю присоединения Крыма к России от 8 апреля 1783 г. Екатерина II обязалась «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».

В связи с этим предпринимаются шаги по интеграции мусульман в сословную структуру Российской империи. В 1784 г. татарским мурзам и башкирским старшинам предоставляются права российского дворянства, в том числе право владения населёнными имениями. Тогда же были даны значительные льготы мусульманским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Персией, Индией и Китаем .

Учреждение муфтиятов

Особенно много сделала Екатерина II для утверждения прав мусульманского духовенства. В 1782 г. в Уфе был учреждён муфтият, и мусульманские священнослужители выделились в особое духовное сословие. Вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию: именным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское духовное собрание с местопребыванием в Уфе .

Манифест гласил: «Учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своём всех духовных чинов того закона…».

В завершение необходимо отметить, что Екатерина II, безусловно, была личностью довольно противоречивой, проявившейся с самых разных сторон, в которых иногда одно было полной противоположностью другому. Однако справедливо помнить не только эти противоречия, но и тот несомненный мощный импульс, который именно она дала Российской империи и её жителям как для развития великого государства, так и для роста духовного мира россиян.

Составлено по материалам «Википедии», verigi.ru

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.Среди известных приобретений Екатерины – библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса и других знаменитостей. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.Примеру императрицы следовали ее приближенные. Они устраивали в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые "эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению.Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные народные училища, а в уездных – малые училища. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.В царствование Екатерины русское правительство впервые ставит своей целью насаждение в стране общего образования (а не только технического и специального; Петру Великому школы нужны были для того, чтобы готовить артиллеристов и навигаторов). Екатерина провозгласила намерение воспитывать "новую породу людей" (деятельным сотрудником Екатерины в деле образования был генерал И. И. Бецкой). В самом начале своего царствования Екатерина положила начало женскому школьному образованию: в 1764 г., в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, было учреждено учебное заведение для "воспитания благородных девиц" (Смольный институт). В 1764 г. опубликован "Устав народным училищам в Российской империи"; согласно этому уставу в городах России должны были быть учреждены "главные" (в губернских городах) и "малые" (в уездных городах) народные училища.Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была озаботиться подготовкой лекарей, было учреждено также несколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).Примечательно и то, что при Екатерине организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положило начало проведению вакцинации. Когда императрица привила себе оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за свое стадо".Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило своей главной мыслью исследование о положении сельского хозяйства в России и выпустило длинную серию своих "Трудов" (частью очень ценных). При Екатерине началась научная работа в области русской истории; с одной стороны, производилось собирание и издание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий ход исторического развития России (труды Миллера и Шлецера, князя М. М. Щербатова и Болтина). Академия наук в это время стала издавать русские летописи.

Новое на сайте

>

Самое популярное