Домой Позвоночник Проблемы по войне и миру. Проблематика, конфликт, идейный смысл романа Л.Н

Проблемы по войне и миру. Проблематика, конфликт, идейный смысл романа Л.Н

Проблема настоящей жизни.

Проблема семьи как естественной формы объединения людей.

Проблема народа как движущей силы истории.

Проблема личности в истории, истинного и ложного величия.

Осуждение войны и всякого разъединения людей.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Проблема истинного и ложного героизма и патриотизма.

Осуждение искусственной жизни аристократов.

Война и мир” является известнейшей на весь мир эпопеей написанной Львом Николаевичем Толстым. Сюжет книги неразрывно связано со временем противостояния страны Наполеону. В частности в книге Довольно подробно описываются основные события, происходившие во время войны 1805 и отечественной войны 1812 года. Роман представляет собой не одну, какую то сюжетную линию а сотни более мелких повествований позволяющих получить гораздо более обширное представление о событиях с точки зрения разных людей. Ещё одной особенностью является законченность большинства мелких повествований, поэтому данный труд можно назвать ещё и историческим. Маленькие сюжетные линии разбросаны драгоценными камнями по всей истории. Где–то находишь Сапфир, а где-то Изумруд. Всегда радуешься новым и интересным открытиям сюжета.

Историки и литераторы часто спорят насчет проблематики данного романа. Толстому в своем масштабном труде удалось коснуться почти, что всех проблем, которые присутствовали в России того времени. Это и философские проблемы, связанные с войной, и проблемы счастья, любви, и даже чисто бытовые проблемы. Также можно найти попытки разобраться в проблематике семейных отношений. Историки и ученые соглашаются только в одном: философия самого романа сведена к тому, что успех достигается усилиями народа в целом, а не стараниями какого то одного, пусть и гениального человека.

Сюжет романа «Война и мир» не поддается пересказу. Когда-то Льва Толстого спросили, о чем роман «Анна Каренина», он ответил: чтобы рассказать, о чем роман, ему надо написать его заново. То же можно сказать и о «Войне и мире»: чтобы пересказать сюжет романа, потребуется очень много места. В романе несколько сюжетных линий, связанных с историей дворянских семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Наряду с этим в романе представлена широкая картина важных для истории России событий: войны 1805-1807 и 1812 годов, реформы Сперанского, масонские общества и многое другое. Огромно число как исторических, так и вымышленных персонажей.



Я думаю, что однозначно определить конфликт романа также нельзя. Как человеческая жизнь, роман Толстого не может быть сведен к одному конфликту. Глобальный конфликт обозначен в заглавии: война и мир. Человеческое общество в состоянии войны и в мирное время. Толстой отрицательно относится к войне как таковой: война приносит смерть, разрушения. Противоестественность войны показана Толстым в контрасте с вечным спокойствием и красотой природы. Описывая давку, панику при переправе через реку Энс, Толстой не может не вспомнить и не написать о том, какой была мирная жизнь. Описание Бородинского сражения начинается с описания прекрасного летнего утра, когда, кажется, сама природа говорит людям о том, что не надо воевать. Но и этот конфликт решен неоднозначно. К Отечественной войне 1812 года писатель относится по-иному. Эта война народная, весь народ поднимается против захватчиков, все сословия России втянуты в войну: крестьяне, купечество, мещанство, дворянство. Толстой считает, что даже мирное население (тем, как оно относится к французам), способствует тому, что нашествие захлебнулось: барыня, которая уезжает из Москвы задолго до вступления в нее Наполеона, купец Ферапонтов, отдающий свое добро, партизаны-крестьяне, жители Москвы. Своеобразный конфликт возникает между разными войнами в романе - войной 1805-1807годов

(«эпохе нашего позора и поражений» - Л.Толстой)

и войной 1812 года (эпохе славы и величия). Конфликт решен Толстым таким образом: война может быть выиграна только тогда, когда солдаты, офицеры (вся армия) и все гражданское население понимают и принимают цели войны. Позор Аустерлица и слава Бородина доказывают это.

Конфликт в изображении двух полководцев (Кутузова и Наполеона) решен своеобразно, хотя полководцы не встречаются друг с другом, но их противостояние - это противостояние двух великих людей: человека, мнящего, по Толстому, себя великим (Наполеон) и истинно народного полководца Кутузова.

В развитии образов главных и любимых героев романа, Пьера и Андрея, писатель изображает конфликт этих людей с той жизнью, которой они живут. Высокие духовные запросы не позволяют им остановится в своем развитии, они мучительно подчас ищут истину. Поэтому Толстой показывает как бы вехи их развития. Например, эгоистические мечты князя Андрея о славе, стремление жить ради сына, любовь к Наташе, деятельность в комиссии Сперанского, разрыв с Наташей, Бородинское сражение, постижение высокого смысла смерти. Такой же мучительный путь поисков, падений и восхождений проходит Пьер. Для таких людей, как любимые герои Толстого, всегда стоит вопрос

«Как быть хорошим?»

Через мучительный конфликт в своем становлении проходит и Наташа Ростова. Удивительно то, что эта девочка, по Толстому, сумела вобрать в себя все истинно русское.

Война разделяет людей. Толстой показывает, как война, отношение к войне разделяет дворянское общество России. Конфликт между истинным патриотизмом Москвы и лжепатриотизмом Петербурга, патриотизмом солдат и офицеров и лжепатриотизм высшего военного руководства обостряет война. Толстой показывает, как в истинно народной войне побеждают истинные патриоты: вопреки своему отношению, под давлением общего мнения в армии Александр 1 вынужден назначить Кутузова командующим армией. Партизанский отряд Денисова создается именно потому, что отражает общее настроение народа.

Роман «Война и мир» Толстого назван эпопеей. Глобальность сюжета и конфликтов этого произведения служат этому доказательством.


«Война и мир» - роман-эпопея Льва Николаевича Толстого. На сегодняшний день книге 150 лет. В своём произведении писатель затронул и осветил все проблемы не только российского общества, но и государства в целом. Делая опору на исторические факты, автор подробно описывает военные действия - сражения, настроение народа и солдат.

Проиллюстрировать проблему между мужчиной и женщиной можно на примере Андрея Болконского и Наташи Ростовой и Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Андрей Болконский - овдовевший князь, разочаровавшийся в любви. Наталья Ростова- юная девушка, отличавшаяся простотой и открытостью с ранних лет. Наташа напоминает аленький цветок, который рос в любви и заботе, огражденный от влияний света.

При встрече с юной красавицей Андрей словно оживает, в нем пробуждаются забытые чувства, дающие ему новый толчок в жизни. Л. Толстой сравнивает князя со старым дубом, который оживает после долгого времени «застоя». Для Болконского любовь Наташи. словно живая вода, придающая ему новые силы. Но, к сожалению, этой любви не суждено стать вечной. Мимолетная связь с Болконским дала почву для развития чувств по отношению к Пьеру Безухову. Молодой граф был советчиком и лучшим другом князя Андрея. За помощью к Безухову обращалась и Наташа. После смерти князя. Дружба между графом и графиней перешла в нечто большее - в такой союз как брак. Если наблюдать за героями в течение всего романа, то можно заметить их схожесть во взглядах на жизнь, они понимали друг друга, можно сказать, что Наташа и Пьер были родственными душами. На примере своих героев Л. Н. Толстой показал, что такое настоящая любовь, как важно взаимопонимание между мужчиной и женщиной.

Ещё одна, не менее важная проблема-проблема патриотизма. Патриот - это человек, преданный своей Родине, своему государству. Андрей Болконский и Пьер Безухов - два главных героя, которые по-разному вставали на защиту России. Князь Андрей неоднократно проявлял себя в боях, доказывая свою любовь к родной земле. В пример можно привести случай, когда напуганная армия солдат ринулась отступать. Преодолевая страх, Андрей со знаменем в руках бросился в атаку, что придало уверенности солдатам. Разве это не проявление патриотизма? Военная служба Болконского была насыщенной, отстаивая честь своей страны Андрей погибает. Пьер Безухов не был участником военных действий, а все его попытки принести пользу на поле боя были увенчаны провалом. Но только ли так модно быть полезным стане? Нет, понимая это Толстой не только дарует своему герою жизнь, но и верную спутницу. Во время войны 1812 года Пьер участвует в благотворительности. А после в декабре 1825 года отстаивает права народа. Разве это не патриотизм? Не смотря на свою беспомощность во время военных действий Пьер делает немалый вклад в развитие государства. Он заботится не только о чести своей страны, он заботится прежде всего об её народе (постройка школ). На примере этих двух совершенно противоположных героев Лев Николаевич показал, что у России были свои защитники, которые не были одержимы славой и властью.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - огромный и неоценимый клад в русской литературе. В нем отражены и история России, и нравы высшего света, развитие самого государства и его народа.

Обновлено: 2019-10-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами. Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы. Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья. Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека. В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого. Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать. Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым. Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость. Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.

Тема урока:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Эпиграф:

от крика

вспышки чувства умирающего старика, все

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Цели урока:

Образовательная: - познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; - раскрыть смысл названия романа – эпопеи; - раскрыть смысл понятий «мир», «война»; - выявить проблематику; Развивающая: - развивать творческий потенциал студентов; - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; - совершенствовать умение создавать собственные высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь студентов. Воспитательная: - формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Методы и приемы : эвристический метод, слово учителя; Оборудование урока : ноутбук, экран, проэктор, презентация;

Литература : Ю.В. Лебедев Литература 10 класс (2 часть); Библиографический словарь; Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Интернет-ресурсы:

Слайд №1

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самым значительным, возвышенным, нравственно чистым и жизнеутверждающим является именно этот его роман.

Слайд №2

К.Симонов, известный поэт и прозаик 20 века, вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Слайд №3

Запишите тему урока: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Слайд №4

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика, все

горести и радости, доступные человеку, -

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Слайд №5

Первая читательница романа, жена писателя Софья Андреевна Толстая, писала мужу: «Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли «акмэ», - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Нередко главы переписывались 12-13 раз. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период Толстой говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его «невольную и естественную нежность» к своим героям-дворянам.

Слайд №6

Во многих вопросах нам предстоит разобраться в процессе изучения романа «Война и мир», а сегодня мы будем работать по следующему плану:

1.Время создания и историческая основа романа

2.Смысл названия

3.Система образов

4.Жанровое своеобразие

5.Проблематика романа

Слайд №7

А мы приступаем к первому пункту нашего плана.

Время создания и историческая основа.

Сообщение студента:

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в 1856 г. (амнистия декабристов по указу императора Александра 2), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.

Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».

Слово учителя

Итак, роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра 2 отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах. Но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 году.

Слайд №8

Давайте посмотрим как определил замысел сам

1856 год - начало замысла.

1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год . Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять моя героя, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Слово учителя

Таким образом, автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией – Аустерлицем (Россия проиграла это сражение) - «временем наших неудач и нашего срама», как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было «совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ. Л.Н. толстой писал: «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

Слайд №9

Хронология романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией. Роман включает в себя 4 тома и эпилог .

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.- Отечественная война и ее последствия.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд №10

Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866 года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В.И. Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры - Согласие, единодушие - Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная - Земной шар - Все люди - Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно. (Привести пример со словом «фарфор»:1.сервиз; 2.материал).

Вот как определяются значения этих слов в Академическом словаре :

МИР 1

1.Все формы материи в земном и космическом пространстве 2. Земной шар, Земля 3. Всё живое, всё окружающее 4. Люди вообще 5. Порядок, строй жизни

МИР 2

1.Согласие, отсутствие разногласий 2. Отсутствие войны 3. Прекращение военных действий, мирный договор 4. Покой, благополучие

Слово учителя

Как вы понимаете такие понятия, как «мир», «война»?

Слайд №11

Давайте запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в понимании Л.Н. Толстого:

    Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях.

    Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества.

Таким образом, «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Слайд №12

Система образов.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на любимых люди мира» ) и нелюбимых люди войны» ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия . Они ненавидят не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизма. Это люди (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, преступную аморальность.

Слово учителя

Таким образом, люди мира, любимые герои Толстого, ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд №13

Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Толстого почувствовали, что «Война и мир» - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться «вся русская жизнь того времени». Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а «деятельность всех людей, принимавших участие в событии». Постепенно произведение становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни». Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая «научных» характеристик «Войны и мира».

Рассмотрим основные признаки эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны «со слов разных генералов». Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Давайте разберемся с понятием «роман-эпопея ».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

А выразил он в форме романа – эпопеи.

По Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева:

Роман - эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще не сколько томов.

*Роман-эпопея (от « эпос» и греч . Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Эпос – это один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером.

Слайд №14

Итак, выделим характерные черты эпопеи:

В центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;

Повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;

Одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;

Изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа.

Слайд №15

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слово учителя

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Слайд №16

Проблематика романа

Что такое проблематика?

Ответ: Проблематика - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира» требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

Исторический - обращение к реальным историческим событиям;

Философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

Нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Слайд №17

Опираясь на вышесказанное, давайте попытаемся определить жанровые элементы в романе-эпопее «Война и мир».

1. Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

2. Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);

3. Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

4. Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Слайд №18

Подведение итогов:

Толстой сумел поставить коренные вопросы народной жизни и

создать героическую эпопею в то время, когда во многих радикальных кружках сама мысль о России вызывала лишь досаду или откровенные насмешки. Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

Домашнее задание

Выставление оценок

Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблематика романа “Война и мир” настолько широка, что объять все её стороны, на первый взгляд невозможно. Именно по этой причине жанр произведения – роман-эпопея. Множество сюжетных линий, огромное количество судеб, широчайшая проблематика – всё это позволяет назвать книгу Л. Н. Толстого литературным шедевром.

Смысл жизни

Все сюжетные линии романа направлены на раскрытие одной масштабной цели – показать поиски смысла жизни человеком думающим. Такими людьми являются Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова. Через призму их судеб, автор делится с читателем своей личной философией: человек должен искать своё место в жизни, сотни раз ошибаться и снова вставать – в этом и состоит смысл жизни. Жить так, как Курагины и большинство людей из высшего общества – это преступление.

Человек должен помогать другим людям, заботиться о ближних, сочувствовать, сомневаться, искать…А леность ума и пустое прожигание жизни – страшный грех. Это – основной мотив, который просматривается во всех “странствованиях” главных героев. Пьер Безухов находит успокоение ни в масонстве, ни в войне, а в словах простого крестьянина Платона Каратаева. Он с удовольствием рассказывает чужому человеку всю свою жизнь, анализирует свои поступки, видит себя как бы со стороны. Каратаев учит Пьера своим примером принимать жизнь такой, какая она есть, не пытаться “свернуть горы”, жить настоящим, замечать простые вещи.

Ложные ценности мешают Андрею Болконскому прожить долгую жизнь, мудрость и понимание того, чем стоило дорожить приходит слишком поздно. Наташа Ростова, как любая молодая наивная девушка познаёт жизнь через горький опыт лжи и обмана. Красота и привлекательная внешность слишком обманчивы и непостоянны, чтобы подарить радость и гармонию. Она находит своё счастье в семейной жизни, в детях рядом с любимым мужем.

Проблематика отношений

Отнюдь не второстепенной является и проблема человеческих отношений и чувств: любовь, истинная и ложная, ревность, предательство, самопожертвование, зависть и злоба. Множество оттенков человеческих чувств и переживаний сплелись в сложнейшие сюжетные перипетии в романе. Людьми движет алчность, зависть, жажда денег и власти – это ярко показано на примере семьи Курагиных. Автор раскрывает “вечные ситуации”, пройдёт несколько столетий, но они будут также актуальны. Миром правят связи, знакомства, положение в обществе, ум и благородство – не всегда способны пробить себе дорогу.

Толстой подчёркивает то, что и сейчас звучит как чистейшая правда: общество принимает тех, кто имеет статус и прочное материальное положение безусловно, не обращая внимания на те пороки, которыми кишат души “избранных”. Внешность, красивая обёртка – служит залогом успеха, всеобщего признания (это прослеживается на примере Элен Курагиной). Душевные качества неинтересны для толпы, восхищаются лишь тем, что снаружи – эта истина неизменна и сейчас.

Возвращение к истокам

Возвращение к народной мудрости – вот ещё одна важная составляющая проблематики романа. Именно простые люди живут в согласии с собой, их не гнетёт излишество, интриги и жажда развлечений. Путь простого человека – труд, семья, дети, помощь близким. Во время Бородинского сражения Пьер восхищается тем, как ведут себя простые люди: они вкладывают душу в каждое слово и дело. Сила русского народа в каждом отдельном человеке, который самоотверженно, честно, бесстрашно бросается в бой за свою родину. “Доблестные” вояки-аристократы в большинстве своём бежали с поля битвы, струсив, оставив товарищей на верную гибель. А простые мужики отдали жизни за будущее своих детей. Глазами Андрея Болконского показана правда войны, автор приводит читателя к пониманию того, в чём сила России.

Новое на сайте

>

Самое популярное