Домой Боль в пояснице Тема урока «Луг - природное сообщество». Жизнь леса. Лес - природное сообщество

Тема урока «Луг - природное сообщество». Жизнь леса. Лес - природное сообщество

Природное сообщество - это совокупность организмов различной функциональной принадлежности на определенной территории с одинаковыми физико-географическими условиями. Далее в статье будут предоставлены факты, которые помогут ответить на вопрос о том, почему лес - природное сообщество.

В сообщество входят кустарниковые, древесные, травянистые растения, различные виды животных и птиц. Природное сообщество лес является одним из основных типов. Это составная и одна из самых важных частей биосферы. Лес является элементом географического ландшафта.

Под лесом понимается продукт природы и ее основная часть. Это природная система, которую можно рассматривать на разных уровнях, в зависимости от масштабов изучения.

Лес как часть биосферы

Понятие леса как составной и одной из главных частей биосферы является наиболее широким и всеобъемлющим. Леса можно увидеть на всех континентах, кроме самого южного - Антарктиды. Они занимают около 30% суши и покрывают более 4 000 млн гектаров. Более половины всех лесов - это субтропические и тропические.

Формирование их началось с девона, в течение длительного времени они подвергались различным воздействиям, в результате обрели современный вид.

Виды лесов

  1. Естественные леса. Природное сообщество лес данного типа занимает основную площадь. Они бываю девственными - куда еще не ступала нога человека. Стихийно-естественные леса - создаются природой, внешним воздействием стихий и человеком. Естественные леса - частично регулируются человеком. Там могут проводиться различные мероприятия, например, вырубка подлеска, частичный вылов животных.
  2. Искусственные леса. Создаются человеком. Высаживаются определенные виды растений, которые необходимы в хозяйстве или для увеличения численности какого-либо вида. Такие леса особенно распространены на засушливых территориях, в некоторых странах Западной Европы.

Лес - это глобальный аккумулятор живого вещества, он влияет на уровень углеродного и кислородного баланса. Так, самые лесистые регионы мира вырабатывают более 50% кислорода, который, в свою очередь, поступает в атмосферу.

Природное сообщество лес имеет своеобразный тип обмена веществ и энергии между всеми его отдельными компонентами. В результате этого обмена преобразуются и накапливаются органические вещества. Получается так называемая биомасса.

Средняя ежегодная продуктивность дождевых тропических лесов - 28 тонн органических веществ на 1 гектар. У смешанных лесов этот показатель значительно ниже - 10 тонн на 1 гектар. Из-за достаточно большой продолжительности жизни древесных растений биомасса лесов намного превышает биомассу других природных сообществ.

Природно-зональное разделение лесов

В разрезе природной зональности и провинциально-регионального разделения лес дает возможность подойти к нему как к географическому явлению. Лесная растительность целиком зависит от климата, прежде всего от солнечной радиации.

Примером разделения лесов являются выделяемые в отдельные биомы хвойные леса, которые занимают большие территории холодной зоны, а также смешанные, лиственные, вечнозеленые экваториальные.

Внутри провинций и зон лес делится на подзоны и подпровинции. Самая мелкая часть - это массивы, которые состоят из одной породы деревьев.

Лес как лесной массив

Еще одно понятие леса звучит так: это отдельная территория с древесной, травянистой и кустарниковой растительностью. Ее также называют лесным массивом.

Насаждение, или лесной фитоценоз, - совокупность различных растительных компонентов, произрастающих в условиях определенной среды.

Лес - это группа растений, т. е. отдельно стоящие деревья не являются лесом. Основной признак насаждения - целостный земельный участок, который он занимает, и древесный полог, который характеризуется сомкнутостью и полнотой древостоя.

Сомкнутость полога изменяется в зависимости от древесной породы, возраста, развития древостоя, климатических условий.

Кроме растений, природное сообщество лес объединяет животных и птиц. В лесу не только растения приспосабливаются друг к другу, но и растения к животным, а животные к растениям.

Лес как биогеоценоз

Под лесным биогеоценозом понимают участок леса, который является достаточно однородным на определенном промежутке по структуре, составу, свойствам входящих в него компонентов. Т. е. однородным по произрастающим в нем растениям, населяющим его животным, микроорганизмам. Также по микроклиматическим, гидрологическим, почвенным условиям.

Похожие между собой участки лесных биогеоценозов можно объединить в какой-либо тип леса. Каждый тип, в зависимости от условий, характеризуется породным составом деревьев и кустарников.

Существуют коренной тип, который не нарушен человеком и стихией, например, осинники, выросшие на месте ельников в местах пожарищ или вырубок.

Взаимодействие лесов с окружающей средой

Все многочисленные факторы среды определяют условия жизни леса. Выделяют следующие группы:

  1. Климатические факторы. Это влияние света, тепла, осадков, движения воздуха и другие.
  2. Эдафические факторы. Состав почвы, ее физические и химические свойства, экспозиция склона, особенности рельефа и другие.
  3. Биотические факторы. Животные, микроорганизмы и растения.
  4. Антропогенные факторы. Все действия человека направленные на изменение условий: вырубка лесов, осушение, выкорчевывание и другие.

В природе происходит комплексное влияние экологических факторов, проявляющихся в различных сочетаниях. Например, в северных таежных и степных районах выпадает одно и то же количество осадков. Но в первом случае преобладает низкая температура, высокая влажность почвы и воздуха. Во втором случае - обратное сочетание.

Изменение одного фактора всегда влечет изменение другого. Например, изменение экспозиции, высоты местности, крутизны склона вызовет изменение климата, следовательно, почвы, растительности.

Природное сообщество тропического леса

Тропический лес - это тип биотома, который распространен в экваториальных широтах, а также в субэкваториальных и тропических. Главные условия, повлиявшие на формирование данной растительности - это избыток влаги и повышенная солнечная радиация.

Виды тропического леса

Выделяют две формации:

1. Дождевой лес. Его еще называют гилея, природное сообщество влажные тропические леса. Это самая богатая видами растительная формация на планете. Флора леса считается центром эволюции. Преобладают древесные виды - около 70% высших растений. Видовое разнообразие исключительно велико - от 50 до 100 на 1 гектар. В древостое дождевых тропических лесов преобладают представители семейств диптерокарповых, миртовых, бобовых, пальм. Большое количество древовидных папоротников.

В данном биоме существует разделение по интенсивности роста:

А. Быстро растущие виды, но недолго живущие (бальзовое дерево).

Б. Относительно быстро растущие и достаточно долго живущие (энтандрофрагмы, кайи).

В. Медленно растущие и долгоживущие теневые виды (габонское красное дерево, окумея).

2. Сезонный тропический лес. Эти леса растут на территории с большим количеством осадков, но существуют засушливые периоды. В зависимости от длительности засушливого периода, количества осадков, выделяются следующие формации:

А. Вечнозеленые. Эвкалиптовые леса в Австралии.

Б. Полувечнозеленые. Обычно в верхнем ярусе растут листопадные деревья, в нижнем - вечнозеленые виды.

В. Светлые разреженные леса с достаточно бедным видовым составом.

Природное сообщество тропического леса бывает муссонным и саванновым.

При уменьшении осадков на территории произрастания появляются разреженные древостои со злаками или колючие ксерофильные леса.

Фауна тропических лесов

Богатую фауну имеет природное сообщество лес. Описание ее заключается в представлении видов, живущих в верхнем ярусе (в кроне деревьев). Это различные человекообразные обезьяны, мартышки, шерстокрылы и другие.

В сезонных лесах обитают крупные животные - жирафы, слоны, буйволы. Видовой состав мелких беспозвоночных чрезвычайно многообразен.

Ярусность

Ярусность - это вертикальное расчленение фитоценоза на четкие слои или ярусы. Данное явление - это результат отбора видов, которые способны произрастать совместно, они используют разные горизонты среды.

Ярусность может наблюдаться в различных фитоценозах, но наиболее четко она видна в лесных. Выделяют:

  1. Древостой - может иметь 2 или 3 яруса.
  2. Подлесок.
  3. Травяной покров.
  4. Мохово-лишайниковый покров.

Стоит отметить, что в тропических лесах, где достаточно плотный покров и большая вертикальная сомкнутость, может быть сложным выделение ярусов.

Значение тропических лесов

Тесно взаимосвязаны человек и природные сообщества. Значение лесов для человечества огромно: лес создает кислород и уничтожает углекислый газ, он является ресурсной базой.

Первичные тропические леса почти на 50% своего ареала заменены вторичными лесами или травянистыми растениями, которые могут опустыниваться.

Главные причины выведения тропических лесов:

1. Подсечно-огневое земледелие, выжигание лесов под поля для хозяйственной деятельности.

2. Лесоразработка. Экспорт ценных пород древесины.

В настоящее время ежегодно уничтожается более 16 млн гектаров тропического леса.

Необходимо наблюдение и принятие мер для защиты такого биома, как природное сообщество леса. Сообщение по защите окружающей среды, законы, которые готовят различные "зеленые" организации, нацелены на сокращение вырубки тропических лесов и частичное их восстановление. Человечеству необходимо остановить вырубку и начать восстановление видового разнообразия.

Природные сообщества леса, луга, водоема непрерывно подвергаются воздействию человеческой деятельности.

Среди известных природных сообществ рассмотрим пруд. В нем, так же как и в любом другом природном сообществе, растения, животные и микроорганизмы распространены неравномерно. Наиболее заселенная его часть - это прибрежная (мелководье), где произрастают разнообразные травянистые растения, так как здесь наиболее благоприятны условия жизни: лучше прогревается вода солнечными лучами, больше кислорода и др. Многие животные обитают в этой части пруда, например серая цапля. Эта птица обычно подолгу выстаивает в мелкой воде на длинных ногах, терпеливо выжидая добычу - лягушек, водных насекомых, которых она схватывает своим длинным клювом. Над прибрежной частью пруда летают стрекозы - хищники с крупными глазами, которыми они обнаруживают мелких насекомых, и схватывают их на лету. Личинки стрекоз малоподвижны, они живут среди водных растений и тоже хищники.

Рисунок: Природные сообщества - биоценоз водоема

Разнообразно население толщи воды. В этой части пруда обитают разные микроорганизмы: одноклеточные водоросли, простейшие. Этими микроорганизмами кормятся мелкие ракообразные (дафнии, циклопы), а ими, в свою очередь, питаются мальки рыб, личинки земноводных, например головастики. Последние являются кормом многих хищных рыб (окуня, щуки и др.).

На дне водоема жизнь беднее по сравнению с прибрежной его частью и толщей воды, так как сюда слабо проникают солнечные лучи, вода прохладная, в ней мало кислорода. В этой части живут одноклеточные растения и животные. Вспомните, что на илистом дне живет обыкновенная амеба, а под корягами и камнями обитает белая планария, по стеблям водных растений ползают улитки, например обыкновенный прудовик . Он периодически поднимается на поверхность пруда, чтобы запастись свежим воздухом, а питается прудовик водными растениями. На дне обитают водные жуки: плавунец, водолюб и др. Первый из них - хищник, он уничтожает личинок насекомых, червей, головастиков, мальков рыб. Жук-водолюб питается водными растениями и не отказывается от животной пищи.

Цепь питания здесь может быть такой. Одноклеточными водорослями питаются дафнии, личинки комаров. Они служат пищей клопам и жукам, которых поедают рыбы и лягушки. Их же может схватить та самая цапля, которая кормится на мелководье.

Лес - природное сообщество

Мы все не раз были в лесу. Вот на опушке метнулась и пропала среди травы ящерица. Свежие кучки земли указывают, что в почве здесь живет крот. В лесу полумрак, не жарко, почти не чувствуется ветра. Идя по тропинке, мы натыкаемся на паутину паука-крестовика. Вот высокий муравейник с копошащимися на поверхности муравьями. На освещенных солнцем полянах много цветущих растений. На них, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и пыльцу пчелы и шмели. Приглядевшись, кое-где на листьях мы заметим гусениц бабочек, а среди скопления тлей снуют пожирающие их божьи коровки. Какая-то птичка вспорхнула, держа в клюве пойманного кузнечика.

Таким образом, сразу заметны различия разных природных сообществ. Жара, яркое солнце и ветер на берегу пруда сменяются прохладой, сумраком и тишиной леса. И даже не зная точных названий увиденных нами растений и животных, мы замечаем различия в составе их.

Влияние деятельности человека на природные сообщества

В природных сообществах до появления человека численность различных организмов в отдельные годы могла сильно меняться. Но если не происходило каких-то катастроф (обширных пожаров, наводнений) или существенных изменений климата, сформировавшиеся природные сообщества продолжали существовать в течение сотен и тысяч лет. Однако с появлением человека на Земле ситуация изменилась. Деятельность человека стала фактором, влияющим на природные сообщества.

В первобытном обществе, когда люди были малочисленны, они не оказывали существенного влияния на природу. Но чем больше становилось на Земле людей, а главное, чем чаще они прибегали к коллективным действиям, тем более возрастало их влияние. Особенно сильное воздействие оказало появление земледелия. Даже при распашке целинного участка степи на нем меняется состав растений и животных. А для получения новых пригодных для обработки участков земли люди стали вырубать, выжигать и выкорчевывать лес. Здесь смена растений и животных стала еще более резкой. Но даже если лес не сводится полностью, то и обычные рубки в нем сильно изменяют лесные природные сообщества. На вырубках состав растений и животных всегда другой, чем под пологом леса.

Применение различных химических средств для борьбы с вредителями также оказывает сильное влияние на живую природу, так как при этом погибают не только вредители, но и многие другие животные, зачастую весьма полезные и играющие большую роль в сообществе.

Прокладка дорог и промышленное строительство, иные сооружения также оказывают влияние не только на непосредственно занятую ими площадь, но и на окружающую местность. Например, при возведении гидросооружений, в первую очередь плотин на реках, полностью меняется водный режим, а соответственно и природные водные сообщества. Также сильное воздействие наблюдается при мелиорации - осушении болот и заболоченных почв: ввиду понижения уровня грунтовых вод меняется состав растений, а вместе с ним и состав животных.

В результате деятельности человека на Земле почти не осталось нетронутых природных сообществ. В настоящее время во всех странах принимаются разнообразные меры, направленные на сохранение всей окружающей нас природы.

Охрана природных сообществ

Охране природных сообществ придается важное государственное значение. Животный мир страны считается государственной собственностью, то есть достоянием всего парода. Закон требует разумного и гуманного отношения к животным. Он обязывает всех граждан в своей личной жизни и в служебной деятельности строго соблюдать требования и правила, способствующие сохранению природных комплексов и отдельных видов животных.

Для сохранения природных сообществ создана широкая сеть заповедников, заказников и других охраняемых территорий, в которых полностью или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества и где дикие животные и растения находятся в наиболее благоприятных условиях.

Вдали от реки располагаются суходольные луга, так называются луга, которые не заливаются весенними водами (рис. 2). Они получают влагу от выпадающих осадков. Чем же луг отличается от леса?

Рис. 2. Суходольный луг ()

Луг - это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов, на лесных опушках, по краям болот. Верхний слой луговой почвы богат перегноем, он быстро впитывает и хорошо удерживает влагу. В нем густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь довольно редко. На лугу может быть так же интересно, как и в лесу, нужно быть очень внимательным. Травы на лугу, как деревья в лесу, растут ярусами. Верхний ярус - это светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями. Это тимофеевка, василек луговой, колокольчик, тысячелистник (рис. 3-5).

Рис. 4. Колокольчик ()

Рис. 5. Тысячелистник ()

Второй ярус занимают растения, у которых стебель значительно ниже, это клевер (рис. 6), мятлик. Они приспособились развиваться в тени.

Третий ярус составляют мхи (рис. 7).

Жизнь в разных ярусах луга научила растений уживаться рядом друг с другом. Например, они различаются по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести ранней весной, а другие цветут в середине лета.

Каких животных можно встретить на цветущем лугу? На открытой местности с травяным покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугу они не живут. Зато мелких животных - множество: птицы, пресмыкающиеся, земноводные. А как разнообразен мир насекомых! Цветки облюбовали пчелы, шмели, цветочные мухи, муравьи. Каких только бабочек здесь нет (рис. 8-11)!

Рис. 8. Лимонница ()

Рис. 9. Крапивница ()

Рис. 11. Траурница ()

Лимонницы, траурницы, крапивницы, махаоны. В зеленой траве прячутся гусеницы бабочек, которые питаются растениями. Стрекочут кузнечики и кобылки, которых едва можно рассмотреть среди зеленой травы. Кобылки - это насекомые, похожие на крупных кузнечиков, у них тоже есть по две пары крыльев. В отличие от кузнечиков, которые поедают и мелких животных, кобылки питаются исключительно растениями. Они тоже хорошо маскируются в траве, выдавая свое присутствие лишь громким стрекотанием (рис. 12).

Кто поет крыльями? Кто слушает ногами? Это кузнечики. Если кузнечика не сразу увидишь, то его стрекотание услышишь наверняка. Как будто кто-то часто-часто стучит молоточками. Эти звуки он издает специальными приспособлениями. Поют, в основном, самцы, а вот «слушать» ногами могут и самцы и самки. В передних ногах у кузнечиков есть длинные щели, это и есть уши кузнечиков (рис. 13).

Рис. 13. Кузнечик ()

На лугу живут жабы, ящерицы, они питаются насекомыми. Насекомые являются основной пищей для луговых птиц: перепелов, коростелей, трясогузок. Свои гнезда они устраивают на земле, среди травы. Хищные луговые птицы - канюк, пустельга, лунь - питаются мышами, полевками и мелкими птицами. В почве живут черви, бактерии, насекомые. Без них почва луга не была бы такой плодородной.

Как и в лесу, на лугу совместно обитают растения, животные, грибы, микробы. Они тесно связаны друг с другом. Вот поэтому луг и называют природным сообществом.

Сегодня на уроке вы получили знания о многообразии животного и растительного мира луга и узнали, что луг - это природное сообщество.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Mypriroda.ru ().
  3. Cnshb.ru ().

Домашнее задание

  1. В чем отличие луга от леса?
  2. Какие растения цветут на лугах?
  3. Каких насекомых можно встретить на лугу?

Взаимосвязь организмов

Как вам известно, различные виды растений распространены не равномерно, а в зависимости от местных условий, образуя естественные группировки, или растительные сообщества.

Часто думают, что дикие животные свободны в выборе своего местообитания, могут жить где хотят и как хотят. Однако это не так. Если мы посмотрим, каков состав животного населения в любом растительном сообществе, то мы увидим не случайный набор, а определенный комплекс видов животных, свойственных именно данному растительному сообществу. Таким образом, можно говорить уже о природном сообществе растений и животных . Но эти растения и животные связаны, в свою очередь, с микроорганизмами.

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ. Можно выделить разномасштабные природные сообщества, например материки, океаны, лес, луг, тайгу, степь, пустыню, пруд, озеро. Более мелкие природные сообщества входят в состав более крупных. Человек создает искусственные сообщества , например поля, сады, аквариумы, космические корабли.

Каждому природному сообществу свойственны разнообразные взаимосвязи - пищевые, по месту обитания и др.

Рисунок: Пример пищевых цепей в наземных пищевых сообществах

Основная форма связей организмов в природном сообществе - это пищевые связи. Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества. Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Ими, в свою очередь, питаются плотоядные животные - хищники. Так в природных сообществах возникают пищевые связи, цепь питания: растения - растительноядные животные — плотоядные животные (хищники). Иногда эта цепь усложняется: первыми хищниками могут питаться другие, а ими, в свою очередь, — третьи. Например, гусеницы поедают растения, а гусениц поедают хищные насекомые, которые, в свою очередь, служат пищей насекомоядным птицам, а теми питаются хищные птицы.

Наконец, в состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Ими могут быть некоторые животные - жуки-могильщики, дождевые черви. Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями. В общей сложности в природных сообществах происходит круговорот веществ.

Кроме пищевых связей в природных сообществах имеются и другие. Так, растения в любом месте создают особый климат, микроклимат. Различные факторы неживой природы - температура, влажность, освещенность, движение воздуха или воды - под пологом растений будут заметно отличаться от общих для данной местности. Изменения этих факторов под пологом растений будут всегда менее резкими, чем на открытой местности. Так, в лесу днем всегда более прохладно, влажно и тенисто, а ночью, наоборот, теплее, чем на открытом воздухе. Даже на лугу, покрытом только травой, температура и влажность на поверхности почвы будут другие, чем на голой почве.

Наконец, только наличие растительного покрова предохраняет почву от эрозии - распыления и размыва.

Естественно, что микроклимат сказывается и на видовом составе и жизнедеятельности животных, населяющих данное сообщество. Каждый вид животных избирает для своего обитания места не только с наличием необходимой пищи, то также с наиболее подходящими для него температурой, освещенностью, условиями устройства нор и гнезд.

Но и животные в природных сообществах также оказывают влияние на растения. Прежде всего, многие цветковые растения опыляются насекомыми, иногда даже какими-то определенными видами и при отсутствии их размножаться не могут. Далее - распространение семян у некоторых растений также производится животными. Наконец, роющая деятельность различных животных, прежде всего дождевых червей, способствует рыхлению почвы, в нее легче и глубже проникают вода и воздух и быстрее совершаются процессы разложения органических остатков.

Оборудования: гербарий, семена, плоды деревьев, плакат “Лес”, природоохранительные знаки, плакат “Аптека зеленая”, аудиокассета “Звуки леса”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Но интересно знать, а погода сегодня какая? Температура воздуха? Есть ли осадки? Назовите самые яркие изменения в природе зимой. Сегодня хорошая погода. Можно отправляться на прогулку.

2. Опрос учащихся по пройденной теме.

Но прежде угадайте имя таинственного жителя леса. Его имя будем угадывать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.

(На доске карточки с буквами, ответ Л Е С О В И Ч О К ).

Вопросы: (ученик у доски показывает круговорот веществ)

1. Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения? (почва).

2. Из чего состоит почва? (перегной, глина, песок, вода, воздух).

3. Какое основное свойство почвы? (плодородие).

4. Какие виды почв вы знаете? (тундровая, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая).

5. Каковы почвы нашего края? (черноземы – слева по течению реки Белой, почвы речных пойм, лесные почвы).

6. Из чего состоит верхний слой лесных почв? (остатков растений и мелких животных).

7. Как защитить почвы от выдувания и смыва? (посадки, снегозадержание, уход за полями).

8. Как зовут таинственного гостя? (Лесовичок).

А где он живет? (В лесу).

Вот туда мы и совершим прогулку, посмотрим, что растет на лесных почвах, какие животные обитают в лесу. Итак, в путь!

3. Новая тема.

1) Рассказ о лесном сообществе начинается стихотворением Погорельского. Рассказывает ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

2) - Красив лес в любое время года. Даже зимой, когда листьев нет, но деревья выглядят сказочными. Русские писатели любовно называли леса “лесными хоромами”, сравнивали с “теремами расписными”!

Что же представляет собой лес?

Таблица “Лес” (атлас у детей).

Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже (ярусе) свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.

Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

I. Итак, под землей находится много трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибниц, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей живут земляные черви, там же дома мышей, кротов. Они рыхлят почву, перемешиваю перегной и делают ее более плодородной.

II. Нижний ярус (этаж). На поверхности земли растут мхи, лишайники, грибы и травы. Многие травы лекарственные, но есть и ядовитые. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи.

Какие еще животные обитают на земле? (ответы детей по атласу).

III. Средний этаж. Здесь растут кустарники. Вьют гнезда дрозды.

Какие кустарники растут в нашей местности? (смородина, шиповник, калина, малина, боярышник, орешник).

IV. Еще выше находятся различной высоты кроны деревьев.

Какие деревья встречаются в нашем крае? (ольха, рябина, черемуха, дуб, береза).

В стволах деревьев делают дупла дятлы, синички, совы. А на самых высоких деревьях как дуб, береза, вяз размещены гнезда хищных птиц – ястребов, орлов. В летний период все этажи леса густо заселены.

3) Обобщение (вывод).

Какой этаж самый главный в лесу? Как вы думаете, почему? (ярус деревьев – от него зависят условия жизни всех остальных лесных обитателей).

Могут ли жители леса поменяться местом жительства – этажами? Почему?

Что дает лес животным? (дом, укрытие, источник пищи).

Практическая работа в парах (на столах ветки, плоды, семена).

А сейчас поиграем в игру “Угадай дерево, кустарник по веточке, плоду, семени”.

Ребята, плоды, семена, веточки каких растений у вас лежат на партах. (Ответ детей).

Ребята подготовили сообщения об отдельных деревьях нашего края. (Ученики встали у доски).

Отгадайте загадку:

Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой
(Береза)

1. Рассказ ученика о березе.

Какое дерево самое могучее в наших лесах? (Дуб)

2. Рассказ о дубе.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают
Шкуру тонкую снимают.
(Липа)

3. Рассказ о липе.

Ребята, кто из вас знает, как липа воевала в ВОВ? (разведчики одевали лапти из липы, чтобы не учуяли собаки).

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Рассказ об осине.

В нашем городе есть река, название которой произошло от названия дерева. – Какое это дерево? (Ольха)

5. Рассказ об ольхе.

Физминутка:

Ветер тихо клен качает
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон, и два наклон
Зашумел листвою клен.

4. Закрепление.

Нужны ли лесу грибы? (ответы детей).

Найдем ответ в учебнике на стр. 179. Читаем текст.

Каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков).

Работа консультантов (в группах). Ответы на вопросы на партах.

Новое на сайте

>

Самое популярное