Домой Боль в пояснице Философия как форма общественного сознания. Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)

Философия как форма общественного сознания. Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)

Философию в сопоставлении с наукой необходимо рассматривать ни как особую форму ее проявления, а как одну из форм проявления общественного сознания как такового, по отношению к которому сама наука является другой, отличной от философии, формой. Наряду с философией и наукой существуют еще такие формы, как политическое и правовое сознание, мораль или нравственное сознание, эстетическое сознание или искусство и религия как форма общественного сознания. Каждая из этих форм имеет свою специфику и в обществе выполняет определенные функции, востребованные условиями социальной жизни человека. Наука, например, как об этом говорилось выше, необходима для того, чтобы с ее помощью человек мог постигать объективную истину о различных явлениях действительности. Политика, право, мораль, искусство и религия выполняют соответственно характерные для каждой из этих форм востребованные человеком и обществом свои собственные функции. Поэтому, чтобы в полной мере разобраться в вопросе о том, что такое философия, необходимо понять ее со стороны того, что она является одной из форм общественного сознания, пытаясь осмыслить ее специфику путем анализа присущих философии функций, которые она выполняет в обществе.

Функции философии вытекают из понимания того, что философия по своей сущности есть теоретизированное мировоззрение. Из того, что, она является мировоззрением, следует, что философии присущи все функции, относящиеся к любому виду мировоззрения, будь это мифология или религия. А из того, что она одновременно есть теоретизированное мировоззрение, на нее накладываются дополнительные функции, относящиеся непосредственно к проявлению теоретического знания. Короче говоря, философия, с одной стороны, мировоззрение, а с другой, теория, и потому у нее есть функции мировоззрения и одновременно функции теории.

У философии, как и у двух других видов мировоззрения (мифологии и религии), есть четыре мировоззренческие функции: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая и идеологическая. Однако философия при выполнении всех этих функций использует характерную для нее абстрактно-логическую форму, с помощью которой доказывается, обосновывается и утверждается соответствующая мировоззренческая позиция. Она эти функции выполняет на основе теоретической системы понятий, в отличие, скажем, от мифологии, которая выражает свое мировоззрение в виде фантастических образов, или религии, у которой мировоззренческая функция сводится к провозглашению, утверждению и беспрекословному исполнению религиозных догм. Это, в частности, означает, что философия при выполнении каждой мировоззренческой функции, опираясь на систему понятий, которые в отличие от догм нуждаются в доказательстве и обосновании, выражает собой непрерывно развивающееся и постоянно обновляющееся мировоззрение.



Из четырех названных функций две первые – онтологическая и гносеологическая – имеют основополагающее мировоззренческое значение, так как именно они непосредственно связаны с решением главной проблемы философии, которая заключается в том, чтобы ответить на вопросы, что есть существующий мир и что является его основой. В философии сложилось два диаметрально противоположных подхода к вопросу о том, какую из этих двух функций считать определяющей в решении главной философской проблемы. Один из подходов заключается в том, чтобы напрямую решать эту проблему, а так как она по своей сути является онтологической, то именно онтология должна играть первенствующую роль в философии. Второй подход ставит под сомнение прямое ее решение, считая, что прежде необходимо ответить на вопрос о возможности познавательной способности человека и только потом решать главную онтологическую проблему. С позиции этого подхода решающая роль в философии отводится гносеологической функции. Впервые в явном виде он был провозглашен И.Кантом, что послужило ему поводом назвать свою философию критической, ибо до него подавляющее большинство философских учений исходило из признания первого подхода. Феноменологическое направление в философии, отвергающее познание сущности явлений, а соответственно и постижения основы мира, фактически, отрицает онтологическую функцию, ограничивая тем самым мировоззренческую роль философии гносеологией. Эссенциальная же философия придает решающее значение онтологии, рассматривая ее в качестве исходного мировоззренческого основания и базовой основы в осуществлении всех других философских функций. Гносеологическая функция в решении главной философской проблемы ею рассматривается как дополнение к онтологии. Так, например, если онтология утверждает, что основу мира образует материя, то гносеология, оперируя своими методами и способами познания объективной истины, должна либо подтвердить, либо, наоборот, отвергнуть эту идею.

Говоря об онтологической проблеме как основополагающей в философии, надо иметь в виду, что у нее есть две стороны: объективная и субъективная. Дело в том, что человек живет не в одном, а в двух мирах: 1) в мире объективных связей и отношений с окружающими его внешними явлениями, предметами и событиями и 2) в мире собственных субъективных представлений, мыслей и переживаний. Первый из этих миров является миром объективной реальности, второй – миром субъективной реальности, первый есть внешний мир, частью которого является и сам человек, второй – внутренний мир человека или его иначе называют духовным миром. Эти два мира составляют для человека две противоположные и в то же время взаимосвязанные реальности, и потому перед философией стоит задача по выяснению сущности каждого из этих миров. Поэтому онтологическая функция философии не ограничивается только решением проблемы основы мира, кроме того, в ее задачу входит также решение проблемы сущности каждого из этих миров и о характере их взаимоотношения. В определенном смысле философия имеет два вида онтологий: онтологию, относящуюся к пониманию сущности объективной реальности, и онтологию субъективной реальности, которая по существу является не чем иным, как онтологией сознания человека. Различные философские учения к этому вопросу относятся по-разному. Есть философские учения, онтологическая функция которых сводится исключительно к выяснению сущности субъективной реальности, т. е. сознания, а объективной реальности они если и касаются, то только в той мере, в какой это необходимо для раскрытия каких-либо сторон проявления сознания. В современной философии они весьма популярны на Западе, к ним относятся такие философские течения, как экзистенциализм, феноменология Гуссерля, персонализм, философская герменевтика и др. Есть, напротив, такие философские учения, которые ограничивают онтологическую проблематику рамками объективной реальности, не выделяя в качестве самостоятельной онтологической проблемы субъективную реальность. Сознание как субъективная реальность рассматривается в основном под углом зрения решения основного вопроса философии, постановка задач сводится, как правило, к установлению гносеологического подхода к его изучению. Раскрытием же содержания сознания, в том числе и выяснением его сущности должна заниматься специальная наука – психология. Наиболее последовательно эта точка зрения представлена марксистской философией диалектического материализма. Но есть и такие философские учения, которые обходят онтологическую проблематику как таковую и, вообще, не касаются проблем сущности ни объективной, ни субъективной реальности. Этой позиции придерживаются все исторические формы позитивистской философии, мировоззренческая проблематика которой сводится исключительно к гносеологической функции.

Что касается гносеологии, то помимо того, что она выступает в качестве «подпорки» в решении онтологических проблем, имеет свою собственную проблематику и, более того, у нее, как и у онтологии, также есть основной вопрос. Суть гносеологического вопроса заключается в том, может ли человек познавать объективную реальность такой, какой она есть в действительности, или не может? Важно иметь в виду, что в данном случае ставится под сомнение не сама по себе познавательная деятельность человека, а способность человека постигать в процессе этой деятельности существующий независимо от человеческого сознания объективный мир?

В ответе на этот вопрос, как и на основной вопрос в онтологии, существуют два диаметрально противоположных подхода. Согласно одному из них, человек способен познавать объективную реальность и на этой позиции, как отмечает Ф.Энгельс, стоит большинство философских учений, и есть, наоборот, – гносеологические теории, отрицающие познание человеком объективного мира, впервые они были выдвинуты в XVIII в. английским философом Д.Юмом и немецким философом И.Кантом. Юм свою теорию строит на основе скептицизма, утверждающего сомнение по отношению к существованию объективной реальности, а Кант – на основе априоризма, исходящего из допущения неопытного (априорного) происхождения знания. Эти теории в истории философии получили название «агностицизм». Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый) – это гносеологическое учение в философии, отрицающее возможность познания объективного мира. Во второй половине XIX в. выдающийся немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц выдвинул еще одну теорию агностицизма, получившую название «теория иероглифов». Согласно этой теории, наше знание не несет никакой содержательной информации об объективной реальности, а только указывает на факт ее существования, подобно тому как иероглиф или другой какой-либо знак, не неся никакой информации о содержании предмета, лишь обозначает его существование. В современной философии агностического взгляда на познание, придерживается в основном феноменологическое направление, но здесь требуется существенное уточнение. Среди этого направления надо отличать философские течения, которые полностью отрицают познание сущности явлений от течений, признающие онтологию субъективной реальности. Так, например, экзистенциализм и феноменология Гуссерля занимают в решении гносеологической проблемы промежуточное положение, ибо они, отрицая познание сущности объективной реальности, вместе с тем своей главной задачей считают постижение внутренней природы сознания как субъективной реальности. На позициях полного отрицания познания сущности явлений стоит философия позитивизма и потому ее с полным правом можно отнести к современной форме агностицизма.

Что касается философских учений, стоящих на позиции положительного подхода к проблеме познания объективного мира, то они весьма разнообразны и каждое из них разрабатывает собственную теорию познания, необходимую для постижения объективной реальности. Исходным основанием построения теории познания служит онтологическая позиция философского учения. Онтология и гносеология находятся в тесной взаимосвязи таким образом, что если гносеология, как об этом говорилось выше, служит средством обоснования при решении онтологической проблемы, то онтология выступает в роли мировоззренческой основы построения теории познания. Так, стоящие на противоположных мировоззренческих позициях, рационалистическая и иррационалистическая философии строят свои теории познания, опираясь на разные познавательные способности человека: первые берут за основу логическое мышление, вторые – интуицию. Рационалистическая философия, таким образом, в гносеологии базируется на логицизме, иррационалистическая же философия – на интуитивизме.

Между тем как логика, так и интуиция бывают разной природы, а потому существуют различные формы логицизма и интуитивизма. Выбор этой формы также определяется онтологической позицией философского учения. В рамках логицизма существуют два противоположных вида теорий познания: сенсуалистические или, иначе, сенсуализм, базирующийся на материализме, и рационалистические или, по-другому, рационализм, основанный на идеализме. Сенсуализм (от лат. sensus – ощущение, чувство) – гносеологическое учение, признающее в качестве источника знания материю, а главной формы познания – чувственность или ощущение. Наиболее последовательно эту точку зрения на познавательный процесс развил английский философ XVII. Дж. Локк, ее придерживаются все материалистические учения нового времени, на этих же позициях стоит теория познания марксистской философии. Рационализм – гносеологическое учение, признающее в качестве источника знания идеальное начало и мышление как единственную форму познания. В XYII в. этот взгляд на познание выдвинул французский философ Р.Декарт, его последователями стали голландский философ Б.Спиноза и немецкий философ Г.Лейбниц, в XVIII в. рационалистическую теорию познания с точки зрения диалектического метода развивает немецкий философ Г.Гегель. Различие между сенсуализмом и рационализмом состоит в том, что сенсуалисты пытаются познать логическую сторону мира, опираясь на чувственные данные опыта, тогда как рационалисты, игнорируя опыт, считают, что логические связи могут быть познаны только посредством мышления. Акцентируя внимание на опыт, сенсуалистическое учение часто отождествляют с эмпиризмом (от греч. empeiria – опыт), противопоставляя его с рационализмом. Это не совсем верно, ибо с позиции эмпиризма знание интерпретируется не только материализмом, все философские учения феноменологического толка, отрицающие материю как основу мира, также исходят из опыта, но с их позиции опыт абсолютизируется и расценивается как источник знания. Сенсуализм же, будучи материалистической теорией познания, источником знания рассматривает не опыт, а материю, а опыт, наряду с мышлением и интуицией, выступает в качестве формы познания.

Говоря о гносеологии, базирующейся на мировоззрении иррационализма, следует отметить, что она также располагает двумя видами теорий познания, каждое из которых основывается на разном понимании иррационалистического начала. Есть иррационалистические учения, рассматривающие в качестве основы мира некий непрерывный поток жизненных событий, обозначаемый термином «воля». Этот поток может быть схвачен только средствами чувственной интуиции, которая как раз и определяет суть гносеологической концепции данной формы иррационализма, теории познания которой относятся, таким образом, к категории чувственного интуитивизма. Впервые с этих позиций познавательный процесс стал рассматривать немецкий философ XVIII в. Ф.Якоби, его идеи в дальнейшем развили А.Шопенгауер, Ф.Ницше, В.Дильтей, С.Кьеркегор и др. Но есть и такие иррационалистические учения, где иррациональное начало представляется в виде процесса дискретных (прерывных) единиц, которые также осуществляют непрерывный процесс. Но в тоже время эти единицы находятся по отношению друг к другу в положении определенной логической связи и взаимообусловленности и потому могут быть схвачены только так называемой интеллектуальной интуицией. Теорию познания интеллектуального интуитивизма наиболее последовательно развивал в начале XX в. французский философ А.Бергсон.

Так как онтология и гносеология непосредственно связаны с решением главной философской проблемы, с осмыслением того, что есть начало мира и в чем заключается его сущность, то именно они в философии образуют ядро мировоззренческих функций. Но это только одна сторона мировоззрения, другая его сторона – это отношение человека к миру, к обществу и к самому себе, представляемое двумя другими функциями: аксиологической и идеологической.

Аксиологическая (от греч. aksios – ценный и логия) функция в философии выражается в ориентировании человека на признание или, наоборот, непризнание в качестве ценностей каких-либо природных, общественных, духовных, объективных или субъективных явлений действительности. Ценностное отношение человека к миру обусловливается его сознанием (разумом и волей) и потому является необходимой составляющей его жизни, но оно во многом определяется онтологической и гносеологической сторонами мировоззрения. Так, одной из основных проблем аксиологии является вопрос о смысле жизни человека, и она, например, решается с диаметрально противоположных позиций религией и материалистической философией. Религиозная концепция смысла жизни сводится в основном к утверждению временного характера земной жизни и потому ее смысл должен заключаться в подготовке к потусторонней вечной загробной жизни. Земная жизнь, с точки зрения религиозного мировоззрения, является, стало быть, относительной ценностью, а потусторонняя загробная жизнь рассматривается как абсолютная ценность. Материалистическая же философия, отрицая потустороннюю загробную жизнь, в качестве абсолютной ценности рассматривает жизнь человека в посюстороннем мире и призывает к обустройству счастливой достойной для человека жизни на Земле. Философские аксиологические учения также опираются на онтологические и гносеологические основания. Например, последователи И.Канта немецкие философы XIX в. неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт, исходя из положения кантовской философии о непостижимости объективной реальности, свели всю философскую проблематику исключительно к аксиологии, руководствуясь тем, что человеку доступна только одна реальность – реальность ценностей. Те же философские учения, которые положительно относятся к познанию мира, аксиологию рассматривают как составную часть философии наряду с онтологией и гносеологией.

Идеологическая (от терминов идея и…логия) функция философии состоит в идейном ориентировании людей на социально-экономическую и политическую жизнь общества. С момента возникновения цивилизации общество оказалось расколотым на различные социальные слои и группы людей: классы, сословия, касты и т.д., отношения между которыми носят весьма сложный противоречивый характер. Перед социальным конгломератом встает проблема создания единого общественного строя, который бы обеспечил более или менее совместное существование и жизнедеятельность людей, принадлежащих к разноликим социальным группам. Для решения этой задачи теоретически подготовленные люди, так называемые идеологи выдвигают экономические, социальные и политические идеи и теории, но они должны содержать соответствующее мировоззренческое обоснование, которое базируется либо на религии, либо на философии. В той мере, в какой философия выступает в роли мировоззренческого обоснования социально-экономического и политического движения в обществе, она выполняет идеологическую функцию. Например, Великая французская буржуазная революция, происходившая на рубеже XVIII-XIX вв., исходила из идейных принципов французского материализма XVIII в. или, скажем, Великая октябрьская социалистическая революция в России в октябре 1917 года опиралась на мировоззренческие основы марксистской философии. Ее главный идеолог В.И.Ленин придавал идеологической функции философии решающее значение, в частности, с этой целью для защиты материалистической философии от влияния позитивизма, он пишет специальную книгу «Материализм и эмпириокритицизм».

Кроме четырех названных выше мировоззренческих функций философия имеет еще две теоретические функции: логическую и методологическую. Будучи теоретической дисциплиной, философия представляет собой концептуальную (от лат. conceptus – понятие, мысль) конструкцию, состоящую из набора или системы понятий и суждений. А так как она к тому же является мировоззрением, то философские понятия и суждения носят универсальный характер и, следовательно, имеют значение для осуществления мыслительного процесса в любой сфере человеческой деятельности, но наиболее важную роль они играют в научном познании, ибо сама наука носит категориальный (понятийный) характер. Относительно мыслительной деятельности как таковой философия выполняет логическую функцию, в науке же ее роль выходит за рамки логики и в целом характеризуется как методологическая функция.

Логическое мышление представляет собой динамику отношения понятий, каждое из которых имеет определенный смысл и значение, что характеризует содержание мыслительного процесса, а взятая сама по себе система отношений между понятиями является его формой. Форма мышления составляет предмет изучения специальной науки – формальной логики, в то время как изучением содержания мышления фактически занимаются все остальные науки, ибо оно непосредственно связано с исследованием предметной области действительности. Что касается философии, то ее категориальный (понятийный) аппарат фиксирует универсальные стороны действительности, а это означает, что содержание ее понятий имеет всеобщее значение для мыслительной деятельности как таковой. А так как в данном случае речь идет о содержании мышления, то она определяет качественный уровень мыслительной деятельности человека, его способность проникать в глубину понимания сущности явлений. Философские понятия составляют основу содержания любой мыслительной операции, и ими соответственно пользуется каждый человек, но они могут быть глубоко осмысленными или, наоборот, весьма поверхностными, и от этого зависит способность мысли проникать в сущность понимания вещей. В той мере, в какой философские понятия играют роль для осмысления сущности явлений в ходе осуществления мыслительной деятельности, и заключается логическая функция философии. В повседневной жизни человек, производя логические операции, этой функции чаще всего не замечает, его мыслительный процесс в данном случае протекает стихийно, но это вовсе не означает, что философские категории не принимают в нем никакого участия. Тот факт, что одни люди мыслят содержательнее и глубже, чем другие, свидетельствует как раз о различии в понимании разными людьми философских понятий, хотя сам человек этого не замечает, а значит, не придает им должного значения в мышлении.

Принципиально иначе обстоит дело в науке, ибо научное мышление изначально осуществляется на категориальном уровне, на уровне строгого обозначения смысла и значения употребляемых понятий. Универсальные философские понятия в науке играют особую роль, они выполняют в ней методологическую функцию при описании, объяснении и прогнозировании сущностных сторон изучаемых явлений, осуществляемые с помощью научных понятий, законов, идей, гипотез и теорий. Философия же сама является не чем иным, как совокупностью различных понятий, законов, идей, гипотез и теорий, но только у нее они носит универсальный характер. Будучи универсальным, философский категориальный аппарат выражает сущность мира в предельно абстрактном виде, но эта абстракция имеет различный способ приложения к разным областям действительности, каждая из которых составляет предмет той или иной конкретной науки, располагая своим собственным категориальным аппаратом. Из этого следует, что категориальный аппарат любой конкретной науки является не чем иным, как одной из форм проявления категориального аппарата философии. Или, говоря иначе, категориальный аппарат науки, схватывает сущность мира как таковую, в то время как любая конкретная наука эту же самую сущность представляет в той или иной определенной конкретной форме. Однако чтобы постигнуть эту определенную конкретную форму проявления сущности, необходимо прежде иметь абстрактное представление о самой этой сущности, которую как раз и представляет категориальный аппарат философии. Знание ее категориального аппарата, таким образом, является необходимым условием постижения сущности в любой области научного познания, в чем в основном и выражается методологическая функция философии в науке. Философия в этом смысле выступает не чем иным, как наукой о первой сущности, как ее в свое время определял древнегреческий философ Аристотель. Однако с этим определением философии можно согласиться только в аспекте того, что она выполняет методологическую функцию науки, но ограничивать ее только одной этой функцией было бы неправильно.

У философии есть в науке еще одна методологическая функция: она непосредственно занимается изучением методов научного познания, причем относящихся и к его эмпирическому, и теоретическому уровням. Есть философские учения, которые ограничивают философию одной этой функцией, наиболее последовательно эту точку зрения развивал английский философ XVII в. Ф.Бэкон, положивший начало разработки эмпирических методов научного познания. Этот взгляд на философию, хотя и очень важен, но он так же ограничен, как и аристотелевское понимание философии.

Обобщая сказанное о функциях философии, следует заключить, что философия является одной из форм общественного сознания и что, исходя из ее сущностного определения как теоретизированного мировоззрения, она обладает двумя видами функций: мировоззренческие и теоретические. Среди мировоззренческих функций есть две, которые относятся непосредственно к главной философской проблеме: постижению начала мира; это онтологическая и гносеологическая функции. Две другие мировоззренческие функции выражают отношение человека к существующей действительности – это аксиологическая и идеологическая функция. Имеются две теоретические функции: логическая, играющая роль познания сущности явлений в процессе абстрактного мышления как такового, и методологическая, необходимая для осуществления научного познания. Методологическая функция в науке имеет двойное назначение, во-первых, философский категориальный аппарат выполняет функцию изначального знания постижения сущности изучаемых наукой явлений и, во-вторых, философия непосредственно занимается исследованием познавательных научных методов.

Основные понятия и термины

Агностицизм Мировой абсолют философии
Аксиология сверхъестественный Плюрализм
Антропоморфизм материальный Позитивизм
Гносеология Мистицизм Рационализм
Дуализм Монизм Реальность
Идеализм Объект познания объективная
Материализм науки субъективная
Мировоззрение философии духовная
мифологическое Онтология Сенсуализм
религиозное Предмет познания Феноменологизм
философское науки Эссенциализм

Л и т е р а т у р а

Боэций. Утешение философией. М., 1990.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Вундт В . Введение в философию. – М.: «Черо», 1998.

Гегель Г . Энциклопедия философских наук. М., 1994.

Диаген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1986.

Желнов М .В. Предмет философии в истории философии. М., 1981.

Жмудь Л.Я. Наука философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Лосев А.Ф . Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1994.

Маркс К . Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

Мир философии. В 2-х томах. М., 1991.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. – 1993, № 9.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1994.

Разум и экзистенция // Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб. 1999.

Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993, № 3.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является объектом и предметом философии?

2. В чем отличие философии от математики?

3. Что такое мировоззрение?

4. Назвать и охарактеризовать основные виды мировоззрения.

5. В чем отличие философии от мифологии и религии?

6. В чем состоит главная философская проблема?

7. Что такое основной вопрос философии?

8. Чем рационалистическая философия отличается от иррационалистической?

9. В чем сходство и различие между философией и наукой?

10. Какова роль философии для науки?

11. В чем смысл определения: «Философия – теоретизированное мировоззрение»?

12. Каковы основные функции философии?

13. Охарактеризовать мировоззренческие функции философии.

14. Охарактеризовать теоретические функции философии.

15. В чем заключается основной гносеологический вопрос?

16. Что такое агностицизм?

17. В чем отличие сенсуализма от рационализма?

18. В чем состоит аксиологическая и идеологическая функция философии?

Страница 14 из 19

Философия как форма общественного сознания

Философия, как и религия, есть форма общественного сознания. Подобно религии, она представляет собой мировоззрение, т.е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Различаются они содержательно - в трактовке мира в целом, его основы, первоначала, а также в средствах постижения своего объекта. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии, несмотря на многообразие ее средств постижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. Одно из определений философии таково: философия - это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоз-зрение своей эпохи. В данном определении выражено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения действительности.

Приведем еще одно определение философии. Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Философия в отличие от религии и других форм общественного сознания является комплексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь к модусам познания. Он усматривает в философском знании четыре модуса (или способа, установки): 1) объективный способ, объективность, которая характеризует науку;
2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общитель-ности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или "контемплативный способ мышления"). Каждый из этих способов, считает А. Мерсье, является родовой формой аутентичных суждений и соответствует четырем кардинальным подходам - науки, искусства, морали и мистики. Исходя из этого, философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни присоединения, ни даже наложения одного на другое... Философия является квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества. Но это, по А. Мерсье, не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания.

Анализ природы философского знания показывает, что оно действительно является комп-лексным, интегральным видом знания. Ему присущи признаки, свойственные: 1) естественно-научному знанию; 2) идеологическому знанию (общественным наукам); 3) гуманитарному знанию; 4) художественному знанию; 5) трансцендирующему постижению (религии, мистике) и
6) обыденному, повседневному знанию людей. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны между собой, причем настолько, что порой оказываются слитыми, неразделимыми.

В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания; они переплетены здесь и дают единое интегральное целое. М.М. Бахтин считал, что философию можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания).

Комплексность философского знания подчеркивает соединенность в нем различного, друг к другу несводимого, а интегральность - единство, не исключающее превалирования в нем какого-то объединяющего начала; таковым является - если брать средства постижения действительности - рационалистичность.

Философия представляет собой вечное стремление к мудрости, претендуя на выдвижение мировоззренческих ориентиров для деятельности человека и общества в целом. В этом плане она обладает комплексом специфических черт. При этом и в данном аспекте обнаруживается, что ряд характеристик философии отражает в большей степени ее рационалистическую направленность, а другие, напротив, выражают ее смысл как формы ценностного сознания.

Вспомним основной смысл понятия "мудрость". В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова отмечается, что мудрость - это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поясняется: мудрость - это соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства. Мудрец - человек, достигший учением, размышлением и опытностью сознания высших житейских и духовных истин. "Философский словарь", изданный в ФРГ, поместил в соответствующей статье фрагмент из книги Н. Гартмана "Этика" с раскрытием существа мудрости. Мудрость, по Н. Гартману, – это проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного "оценивания", сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связи с ценностью.

Любопытным представляется буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo – люблю + sophia – мудрость, – любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». В этом смысле оно употреблялось Фукидидом, Сократом и др. представителями античной культуры. До нас дошло как предание, будто Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стремление) к мудрости. Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон.

Следует, прежде всего, отметить, что, будучи тесно связанной с мудростью, философия из-за этого нисколько не теряет в своей рационалистической сути и не становится неким иррацио-нальным феноменом человеческой культуры. Чувства и переживания, если без них и не обходится мудрость, органично вплетены в мудрость, придавая ей индивидуально-личностную окраску.

Терминология истинного философа, не замыкающегося ни в естественные, ни в социальные науки, специфична. Человека, который впервые знакомится с философией, может смутить язык, которым пользуется философ, излагая свои мысли. С одной стороны, терминологический аппарат философии кажется иногда очень знакомым и включает в себя слова и выражения, которыми человек пользуется каждый день. С другой стороны, в отличие от частных наук понятийный каркас философии всегда носит личностный характер, и содержание понятий может значительно варьироваться в разных концепциях.

Зная терминологический аппарат математики, человек, по-видимому, будет способен воспринимать любой математический текст, по крайней мере, он сможет его понять. Знание же терминологического аппарата одной философской системы вовсе не гарантирует понимание других концепций. Причем на современной стадии развития философии, когда значительно возрастает вариативность, разброс философских направлений, когда целый ряд философских концепций прямо исходит из обыденного (повседневного) сознания, данная проблема усиливается.

Последнее объясняет причину "сложности понимания" некоторых современных философских концепций (или, точнее, понимание каждым по своему усмотрению), которое выдается чуть ли не за принципиальную особенность философского знания, а на самом деле представляет собой лишь усиленное "размывание" традиционных границ классической философской терминологии. Философы такого рода заведомо усложняют свой философский язык, чтобы их поняло как можно меньшее количество людей, что, по-видимому, и выступает для них признаком истинного философствования.

Нам представляется, что такая позиция глубоко неверна и противоречит смыслу философствования, которое должно прояснять человеческие мысли, а не запутывать их до предела. Как отмечал Ортега-и-Гассет, "я всегда полагал, что ясность - вежливость философа, к тому же сегодня, как никогда, наша дисциплина считает за честь быть открытой и проницаемой для всех умов в отличие от частных наук, которые с каждым днем все строже охраняют сокровища своих открытий от любопытства профанов, поставив между ними чудовищного дракона недоступной терминологии. По моему мнению, исследуя и преследуя свои истины, философ должен соблюдать предельную строгость в методике, однако, когда он их провозглашает, пускает в обращение, ему следует избегать циничного употребления терминов, дабы не уподобиться ученым, которым нравится, подобно силачу на ярмарке, хвастать перед публикой бицепсами терминологии"1.

Философ, конечно, может остаться непонятым по тем или иным причинам, однако он не должен стремиться заведомо неясно излагать свои мысли. Чаще всего за внешней сложностью и неясностью скрывается примитивизм рассуждений. Вряд ли следует считать такой вариант философствования состоятельным. Поскольку философия оперирует понятиями, их ментальное содержание можно изложить. То, что нельзя высказать, что является невыразимым, утверждает Ортега-и-Гассет, не является понятием, и познание, состоящее из невыразимого представления об объекте, будет чем угодно, но никак не тем, что мы ищем за словом "философия". Таким образом, за простотой и ясностью изложения философских идей может скрываться очень сложное и совсем иное, чем кажется на первый взгляд, содержание, а за внешней сложностью - лишь особенности личностной терминологии автора, в которой вполне можно разобраться, даже если сам автор этот процесс сознательно затруднил.

Необходимая ясность и доступность философии (как ее цель) связана с тем, что она не приемлет замкнутости в узком профессиональном кругу. Да и возможен ли такой круг в данной области духовного освоения мира? Одна из задач философии - это обсуждение ценностей человеческого существования, которые важны для любого человека, и любой человек вправе обсуждать их, а значит, в каком-то смысле философствовать. Карл Ясперс отмечал, что изначальной формой философствования являются внешне наивные вопросы детей. Философия неизбежна для любого человека, и даже отрицающий ее тем самым порождает лишь определенную философию.

Философия в своем генезисе вырастала из мифа, что наложило на нее свой отпечаток. Мифологическая структура мышления породила особый тип доведения до индивидуального сознания знаний о мире, принципов поведения человека, которое в истории культуры было сопряжено с понятием мудрости. Действительно, мудрец не должен обосновывать тех истин, которые он доводит до человека, поступающего необходимым образом, следуя наставлениям мудрецов. Поэтому мудрость представляет собой особый вид регулирования прежде всего житейского поведения человека, она носит глубоко практический характер и основана на опыте поколений. Изначально данный термин обозначал всякую осмысленную деятельность, умение, сноровку и вообще любого рода целесообразную деятельность.

Как мы видим, внешне здесь нет никакой связи с понятием "философия" в традиционном его понимании. Хотя безусловно, что "осмысленность" и "целесообразность" являются источниками именно рационального, на первых порах практического подхода к жизни. Мудрость - это своеоб-разное искусство жизни, а мудрец - наставник, который направляет человека по верному пути.

В ранней античной классике мудрость обозначает также и "строгую всеобще-космическую структуру". А если учесть, что древние греки воспринимали Космос как некую космическую душу, то становится ясным, что описание Гераклитом мудрости как говорения истины и действия в соответствии с природой, прислушиваясь к ней, означает, что мудрость опирается на некие всеобщие законы, лежащие вне субъекта. Эта установка на всеобщность переходит позже в философию, в которой преодолеваются рамки житейской мудрости, а философская мудрость связывается с обладанием истинным знанием основополагающих принципов.

Сократ считал, что мудрость - это целостность ума. А.Ф. Лосев отмечает, что сократовская София имеет ближайшее отношение к добродетели вообще, вернее, к целесообразной практи-ческой деятельности вообще. Таким образом, в мудрости соединяются мыслительная и практи-ческая деятельность. Мудрость придает деятельности целесообразный характер. Одновременно с этим, по Сократу, мудрость - еще и владение словом, художественным словом, поэзией. Развивая эти идеи, Платон рассуждает о мудрости как о некой смысловой структуре Космоса, определяющей всю духовную деятельность человека.

И, наконец, Аристотель говорит о мудрости как об особого рода знании. Мудрец не только знает сущность вещи и факт существования этой сущности, но еще знает также и причину вещи и ее цель. В античности и позже мудрость дополняется еще одним присущим ей свойством - знанием о критериях оценки поступков человека и определением его добродетельности. Мудрость - это знание о сущности и причинах добра и зла (Сенека). Кроме того, мудрость - это еще и познание Бога и некое сознание, которое выходит за рамки только рационального.

Таким образом, можно сказать, что мудрость изначально обозначала некоторое знание, позволяющее человеку успешно преодолевать жизненные ситуации, возникающие перед ним. Это знание переходило от поколения к поколению, закрепляясь в виде некоторых ценностно-мировоззренческих установок, которые в художественной форме дошли и до нашего времени в виде притч, наставлений и т.д. Такое содержание мудрости является уже само по себе достаточно важным для философии, и она рефлексирует над тем материалом, который представляет собой опыт, отобранный многовековыми практическими отношениями, в котором фиксируются общие ценностно-практические жизненные установки взаимоотношений между людьми.

Однако образ мудреца несет в себе еще и противоположное содержание. Он не только некий хранитель традиций в виде накопленных стереотипов поведения в жизненных ситуациях, но одновременно и их разрушитель, критик. А что дает ему это право критики? То, что он обладает неким высшим знанием о том, как и что надо делать человеку, как оценивать те или иные поступки. Поэтому мудрость - это еще и непосредственное совпадение с личностной, жизненной программой и позицией человека-философа. Мудрец выступал как философ-практик, убеждая своим примером.

Таким образом, называя первых греческих философов мудрецами, современники фиксировали не изменившийся к этому времени способ построения системы знаний (которое все в большей степени становилось доказательным), а именно его восприятие на уровне обыденного сознания. Человеку было некогда разбираться в тонкостях философского обоснования, и он воспринимал философские положения как своеобразные познавательные и поведенческие императивы. И в этом нет ничего плохого, так как это одна из функций философии - выступать именно в качестве формы мировоззренческого наставления, оставив внутри самой себя формы его обоснования, которые большинству людей безразличны и представляются слишком специальными. Однако это одновременно явилось основой для восприятия философии как особой замкнутой, а значит, догматической системы, содержащей в себе однозначные ответы на все вопросы.

Такое восприятие философии во многом остается в умах большинства людей и в наше время. К философу если и обращаются при решении той или иной проблемы, то желают от него получить прежде всего однозначный ответ или совет, причем желательно подтверждающий их собственное понимание или поведение. И если при этом философ начинает говорить о диалектичности мира, сложности и относительности критериев истинности и нравственности, принципиальной невозможности в ряде случаев дать однозначные ответы, его мудрость в умах спрашивающих мгновенно превращается в свою противоположность и слово "философ" в лучшем случае произносится с иронией.

Диалог, рассуждение по поводу какой-то проблемы без обязательности ее решения не устраивает обыденный разум.

Исторически становление философии отражает факт преодоления житейской мудрости. Вместо владения абсолютными и окончательными знаниями, от имени которых всегда выступает мудрец, остается лишь тяга, любовь ("piteo") к мудрости ("sophia"); т.е. место окончательного и однозначного результата заменяет процесс, стремление. Средствами выражения указанной любви к мудрости выступает человеческий язык, реализуемый на понятийном уровне, и в этом смысле философия с самого начала опирается на построение некоторой связанной понятийной системы.

Итак, в центре философских размышлений лежит понятие, слово, причем не любое слово. Как отмечает А.Н. Чанышев, философия как любовь к мудрости есть не что иное, как любовь к мудрому слову.

Философия, таким образом, преодолевает житейскую мудрость, так как ее выводы носят рационально обоснованный характер. Но она не отказывается от нее полностью, пытаясь обосновать в том числе и практику жизнедеятельности человека. Философия стремится к мудрости, пытаясь осуществить связь между рационально выработанными представлениями о сущности мира и человека, что уже само по себе составляет ее важнейшую особенность и в то же время выступает как попытка рационального обоснования деятельности людей, в том числе и их обыденных поступков, их жизни и поведения в обществе, их взаимоотношений.

Поэтому философия стремится выдвигать, например, нравственные системы ценностей в качестве регулятивов поведения и общежития людей. Она не выступает в качестве некой абсолютной мудрости (наподобие религиозной), так как исходит из относительности получаемых знаний о мире. Философия - это стремление к мудрости, выражаемой мудрыми словами, понятиями, которая не стремится овладеть истиной раз и навсегда (как это делают науки в узкой предметной области), а исходит из того, что данный процесс носит бесконечный характер. Философ стремится к познанию в условиях невозможности обладать истиной в абсолютном виде.

Стремление к мудрости отражает момент ценностного отношения к бытию. Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость или мудрое философствование той осью координат, на которой "завязаны" все другие разновидности философских размышлений? Кроме того, стремление к мудрости придает философии особый целостный характер, неразрывность всех компонентов в разнообразных взаимоотношениях между Человеком и Миром, между Человеком и Человеком. Философия не может быть безразличной ни к какому-либо способу или виду познания, ни к какой-либо системе ценностей. Это открытая система, представляющая собой рефлексию над наиболее общими, предельными вопросами бытия и конкретно-практическое размышление над использованием результатов данной рефлексии в жизни людей. Такой широкий мыслительный охват как в постановке, так и в решении проблем порождает, с одной стороны, соединение в ней рационально-теоретического или рефлективного подхода, а с другой - ориентацию на выработку ценностных ориентиров, которые опираются на феномен веры, на эмоционально-образное, ассоциативное мышление. Стремление к мудрости придает философии особую ценностную позицию, направленную на интегративное восприятие мира.

Ряд исследователей сравнивают возникновение философии в Древней Греции со своеобразным культурным взрывом, формированием новой формы духовного отношения к миру, который поставил все человечество на совершенно новый, цивилизационный путь развития со всеми его достижениями, бедами и проблемами. Греки преодолевают мифологическое сознание и создают философию как некую систему абстрактных понятий, осуществив тем самым переход от мифа к логосу. В центре греческой философии стоит диалектика как способ мыслительного связывания в единое целое внешне несовместимых сторон предмета или явления. Мир трактуется греческими философами как диалектическое единство идеи и материи, души и ума, который является чувственно-материальным и управляется космическим Умом. Философия античности натурфилософична, так как установка на целостное понимание мира при нехватке конкретного материала для связывания всего разнообразия, всей мозаики бытия требует особого связующего материала в виде человеческого мышления, осуществляющего эту операцию. Поэтому философия реализуется в Греции как мудрость, которая, как отмечает А.Н. Чанышев, находится между узко специальной, профессиональной мудростью и мудростью сверхразумной. Философия – интеллек-туальная рациональная, логическая и логичная мудрость. Не может быть алогичной философии.

Греческая философия с момента своего возникновения пытается познавать мир и человека на основе рационального постижения. Выражением этого становится построение множества рациональных систем, объясняющих тот или иной феномен природы и человеческого сущест-вования. Миф как бы распадается, и та его часть, которая была связана с попытками описания мира, моделированием его закономерностей, или, иначе, его рациональная часть, реализуется в философии. Философия требует доказательства, тогда как религия - веры. Философия делает ясным то, что было смутным в мифе, говорил Гегель, она начинает свое существование в качестве понятийного мышления, когда на первое место выступает культивирование рациональных знаний, а мыслитель начинает оперировать абстракциями (И. Кант).

В то же время становящаяся греческая философия не абсолютизирует рационалистическую установку, и в ней большое место отводится образному восприятию мира. Перед нами своеобразное гармоничное представление о мире, о месте человека в мире. Причем гармония мира представляется почти абсолютной. Главенствует разум, с помощью которого можно все объяснить и обосновать, а мир трактуется не только как нечто внешнее, но и как особое творение человека. Подобно тому, как музыкант улавливает в этом мире гармонию звуков, художник - гармонию цвета, скульптор - гармонию форм, поэт - ритмику мира, философ улавливает разумность бытия, раскрывающуюся для нас через системы понятий и категорий, как разумная логика бытия.

Как заметил А.Н. Чанышев, если мифология была матерью философии, то ее отцом был интеллект. Именно поэтому она опирается на все виды духовного освоения бытия человеком. Теряя связь с науками, философия вырождается в "служанку теологии", а через нее - религии. Теряя связь с мировоззренческим комплексом, философия вырождается в "служанку науки". Как ни стремятся некоторые философы вырваться за рамки мифа и мудрости, рационального и иррационального, в философии этот путь бесперспективен, так как философия представляет собой целостное, синтетическое образование, основанное на всех формах духовного освоения бытия человеком. И в этом смысле понятие философии как любви к мудрости приобретает новый смысл, как бы реабилитируя значение этого древнего понимания для нашего времени, в котором, по выражению А.Н. Чанышева, все больше знаний и все меньше мудрости, т.е. умения употребить эти знания не во вред, а на пользу человеку. Целостность философии и проявляется как вечное стремление к мудрости, что не позволяет ей уйти в область истых абстракций, когда она может превратиться в своеобразную игру ума, ненужную человеку. Возвращение философии к своему первичному определению происходит в наше время под давлением последствий человеческой деятельности, влияющей не только на природу, но и, прежде всего, на изменение человеческих взаимоотношений.

Философская мудрость, или философия – это бесконечный процесс поиска истины, который никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, не возведение каких-то истин в догмы, а поиск ее - вот цель философии. И в этом плане философия, безусловно, противостоит науке. Если наука стремится как бы избавиться от субъекта, очистить получаемые знания от субъективности, то философия, напротив, ставит человека в центр своих исканий. Она исследует все, в том числе и знания (которые иногда кажутся их носителям абсолютными), с точки зрения их значимости для Человека, с целью выяснения возможностей Человека и его места в мире.

Мудрость не тождественна многознанию, которое, как говорили древние, "уму не научает".
И. Кант писал: "Одно многознание есть циклопическая ученость, которой недостает глаза философии"1. Блестящий образ. Циклопическая ученость - это ученость односторонняя, ограниченная предметом, искажающая картину мира. Она необходима, полезна, но объяснить мир она никогда не сможет. Верно замечено, что мудрый понимает, а не только знает: своим интеллектуальным взором он охватывает жизнь в целом, не останавливается на констатации эмпирических ее проявлений, не ограничивается установлением того, что есть "на самом деле"; размышления о жизни, уразумение жизненного опыта не могут быть выведены из обучения.

Отсюда вытекает такая особенность философии, как невозможность выучить ее путем усвоения (зубрежки) какой-то одной или многих философских систем. Результатом такого научения и будет в лучшем случае знание этих нескольких систем, не более. Цель же должна заключаться в том, чтобы научить человека философски мыслить, философствовать, развить в нем определенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать именно философскую проблематику, ее предельность, что бы ни выступало в качестве объекта его исследований. Философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры.

Философ должен быть внутренне готов к диалогу, к ответу на предельные вопросы сквозь преломление их через свое собственное переживание мира, опираясь при этом на достигнутые человечеством знания. Именно поэтому сократовское понимание процесса философствования прежде всего как реального, речевого диалога - это не блажь философа, а ценностная установка, основанная на особом понимании пути образования истины как результата диалога. По Сократу, истина должна была сама родиться в голове человека; человек должен сам из себя произвести необходимое знание, лишь тогда оно будет делом его истинной убежденности, частью его самосознания.

И вот это восприятие философии как целительницы души или разума человека также представляется очень важным. Кто же такой философ? Целитель души или ее растлитель? Вопросы эти очень непросты. Сократ считал, что он исцеляет души, просвещая их. Однако общество квалифицирует его действия как "растление душ" юношей. Сократ осуждается на смерть (причем вполне демократично и легитимно), что не мешает нам сегодня осуждать его судей. Кто же такой философ? Дьявол-искуситель, но приобщающий к истине? Или Бог, требующий слепой веры? Государство очень часто осуждало людей, которые учили других задумываться и мыслить, и истина, достигаемая мудрецами, отнюдь не всегда устраивала общество.

Цикличный характер развития философии проявляется в особом свойстве, которое обозначается как вечность философской проблематики. Эта вечность связана с предельным характером философских рассуждений, касающихся наиболее общих проблем бытия и человеческого существования. Проблемы философии как бы мигрируют из эпохи в эпоху, получая то или иное решение в зависимости от социокультурной ситуации и особенностей личной рефлексии над ними философа. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Это придает множеству самых полярных философских концепций связующее начало. Философия в целом выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох и воззрений, внутри которого сталкиваются разнообразнейшие точки зрения и синтезируются в едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции. В рамках этого общего диалога происходит возвращение к старым проблемам и открытие новых. При этом для философии характерна такая особенность, как важность самой постановки проблемы.

Последнее связано с особенностью той познавательной ситуации, в которой находится любой философ. В отличие от представителей других наук он опирается в своей рефлексии над бытием не только на знания, поставляемые науками, но и на результаты иных видов духовного освоения бытия, которые осуществляются, например, искусством или религией. Такая широкая квазиэмпирическая база включает в себя, таким образом, некоторые положительные знания. Однако их положительность и точность задаются предметным миром науки, поэтому философ, как никто другой, должен понимать относительность этих знаний, как и знания в целом. Рассматривая знания как одну из предпосылок философских обобщений, философ вынужден все время помнить о принципиальной недостаточности точного фактического материала.

Знаменитое утверждение Сократа: "Я знаю только то, что ничего не знаю", - это не просто философская бравада с целью эпатировать общественное мнение (хотя в этом философу отказать также трудно), а совершенно четкая гносеологическая установка, отражающая сущность философии в целом. В этом заключается сила и одновременно слабость философии, даже определенный ее трагизм. Философ должен отвечать на вопросы, осознавая принципиальную недостаточность знаний для полного ответа. Поэтому его ответы - это своеобразное прояснение проблемной ситуации, приближение к истине, но не ее абсолютное достижение.

Философия не имеет той льготы, которая есть у других наук, - не отвечать на вопросы, выходящие за рамки их предметной области. Философия - не специализированная область знания, и проблемы, решаемые ею, не являются прерогативой их рассмотрения только профессионалами. Если бы это было так, то рассмотрение философских проблем так и осталось бы их муссированием в узком кругу. А это по смыслу задач философии абсурдное предположение, так как целый ряд философских проблем направлен как раз на их прояснение другим людям, может быть, прежде всего, тем, кто не занимается профессионально философией. Какой смысл, решая, например, проблемы нравственности, формулируя нравственные или эстетические ориентиры для человека в целом, оставлять их лишь внутри философского круга специалистов? Напротив, необходимо их довести до всех уровней общественного сознания, выполнить назидательно-регулятивную культурную функцию, которая присуща философии. Что дозволено специалисту в узкой области знания, не дозволено философу, одна из целей которого - давать рекомендации людям, обществу, человечеству в целом. Прав был К. Маркс, следующим образом характеризуя современную ему философию: "Ее таинственное самоуглубление является в глазах непосвященных в такой же мере чудаческим, как и непрактичным занятием; на нее смотрят, как на профессора магии, заклинания которого звучат торжественно, потому что никто их не понимает"1. Таков удел любой философии, которая отрывается от интересов и проблем реального человека, от обыден-ного сознания, на просвещение которого должны быть также направлены философские усилия.

Таким образом, философ всегда осуществляет собственную философскую деятельность в условиях принципиального дефицита знаний. Он должен ставить проблемы и давать ответы на них, осознавая всю неполноту и относительность таких ответов. В этом заложены огромные возможности философии как особой творческой деятельности, не знающей границ своего исследования, в большой степени зависящей от философа как личности, его интуиции, общей культуры. Именно в этом отражается еще раз специфика философии как стремления к мудрости, внутри которой и достигается единство "добра и истины", "любви и правды" как высших состояний "умственного и нравственного совершенства".

Философская мудрость включает в себя, таким образом, не только необходимость рационального познания явлений действительности, но и рефлексию философа над всеми аспектами бытия. В этом плане философия никогда не может стать наукой, так как истины, добываемые ею, слишком плюралистичны, ответов на поставленные проблемы может быть очень много и самых разнообразных, но никогда абсолютных, как в науке. Если же философия становится на путь поиска абсолютных истин, она превращается в догматическую систему, хотя вполне может быть подогнана под научную схему, внешне отвечая любым критериям научности.

Философскую мудрость следует отличать от житейской интуиции, практической мудрости, так как ей присуща глубокая рефлексия, основанная на интуиции, и одновременно на рациональном поиске предельных оснований знаний и ценностей, которыми оперирует человек, тогда как выражением практической мудрости является четкая стереотипная реакция на похожую ситуацию. Философ рефлексирует на уровне надличностного сознания не как отдельная личность, а как особое философское Я.

Все это реализуется в языковой системе философии, где большую роль играют не только абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру, но и образы, и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.

Подводя итог, можно сказать, что философия - это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить глубокое единство мира.

Наблюдая различные варианты понимания философии - от момента вычленения ее из мифа до современных концепций, можно обнаружить, что на всем протяжении ее истории для нее была характерна показанная выше "двойственность". С одной стороны, философия всегда ориентировалась на рационально-теоретическое постижение бытия. С другой стороны, философия выступала и определенной формой ценностного сознания, выдвигая перед человеком и человечеством некую систему ценностно-мировоззренческих ориентиров. В конкретных философских системах эти две стороны философии могут сочетаться самым различным образом. Однако даже в крайних, противоположных трактовках философии двойственность ее природы всегда сохраняется.

Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.ост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности , не означало исчезновения философии. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности .

Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,- но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конкретно-научного знания.

Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, биология, география и т. д.

Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления - с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же па человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось все новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия, таким образом,- это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философичный» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в «философическое» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

В состав философии входят:

    теоретическая философия (систематическая философия);

    социальная философия;

    этика;

    эстетика;

    логика;

    история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

    онтология - учение о бытии;

    гносеология - учение о познании;

    диалектика - учение о развитии

    аксиология (теория ценностей);

    герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

    мировоззренческая

    гносеологическая

    методологическая

    информационно-коммуникативная

    ценностно-ориентирующая

    критическая

    интегрирующая

    идеологическая

    воспитательная

    прогностическая

    проектировочная

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная . Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности , в роли которых выступают эти принципы.

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.(критическая функция)

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему , вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества , т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию.

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека.

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

С рассмотренными функциями философии связана еще одна - проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы .

Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков.

Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.

В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтому приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями.

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности. Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений.

Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.Комплексное изучение человеческого организма в норме и патологии всегда естественным образом связывается с философией. Медицина, по сути, всегда философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности.

Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар - разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку. В философии разум понимается в предельно широком значении как способность не только к теоретическому познанию, но и как способность выносить нравственные и эстетические суждения.

Научное сознание начинает доминировать в мировоззрении европейского человечества с 18 столетия. Его успеху способствовала, в том числе, и философия, длительное время выступавшая в качестве главной инстанции разума. Французский философ и ученый Рене Декарт, отстаивая позиции разума, сформулировал принцип рационализма, устанавливающий, что между порядкам вещей в мире и логическим порядком идей об этом мире в голове человека, существует принципиальное тождество. Другой философ - Френсис Бэкон - выдвинул лозунг, получивший широкую известность и дошедший до наших дней: "Знание - это сила, кто обладает знанием, то имеет власть над миром!"
Стремительный рост открытий в естествознании, повсеместное применение знаний в производстве и в повседневной жизни людей, кардинально изменили облик европейских обществ, придали им новое качество. Распространение научного мировоззрения сформировало у современного человека чувство уверенности в его безграничных перспективах в освоении мира. Однако научное мышление обладает существенной особенностью: оно нацелено на выявление, формулирование и применение законов. Все конкретное, частное, не укладывающееся в прокрустово ложе закона, для науки неинтересно. По это причине науку называют символическим описанием мира. Цель науки - истина. Но в жизни человека большую роль играет не только истина, но также доброта, справедливость, прекрасное, возвышенное. О них наука мало что может сказать. Поэтому абсолютизация научного общественного сознания приводит к очерствению человека, к дегуманизации общественных отношений.

Художественное (эстетическое) сознание в значительной мере компенсирует указанную выше ограниченность научного сознания. В различных искусствах люди отражают мир с точки зрения его гармонии и целесообразности, которые сконцентрированы в понятиях, красоты, прекрасного, возвышенного. В художественном сознании доминирует не логическое мышление, а эмоции и чувства, и продуктом художественного творчества является не понятие и закон, а художественный образ. Искусство иногда называют мышлением в образах. Благодаря живописи, пластике, архитектуре, музыке, литературе, театру человек осваивает уровни бытия, недоступные понятийному логическому мышлению. Гегель считал, что искусство, наряду с философией, способно выразить абсолютную истину. Хотя художественное творчество несет на себе печать индивидуальности художника и детерминировано культурой, гениальные творения содержат обобщения, выходящие за пределы конкретного места и времени. Гомер, Рафаэль, Шекспир, Достоевский, Чайковский, Толстой стали классиками, потому что смогли отразить в своем творчестве вечные темы.

Нравственное сознание (мораль) воспроизводит существующие в обществе нормы, законы, установления, регулирующие взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы общественная жизнь людей была возможна, среди прочих условий, необходимы правила поведения, которых придерживаются все люди, проживающие в общем жизненном пространстве. Эти правила являются мерой должного поведения и направлены на регулирование свободной воли индивида. Представления о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, присутствуют уже в сознании древних людей. Они формируются в процессе повседневной деятельности и закрепляют в качестве допустимых такие образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые положительно влияют на благополучие общества в целом и отдельного индивида в частности. В ходе истории действенные нормы и правила поведения сохраняются, а неэффективные - отбрасываются. Со временем в любом, долго существующем обществе формируется общественная мораль, а в сознании членов этого общества складываются представления о том, что является морально допустимым, а что - нет.
Моральные добродетели человека формируются в локальном общественном пространстве - семье, церковной и сельской общине, производственной артели, армейской казарме. Здесь люди непосредственно знакомы друг с другом, их жизнь проходит в буквальном смысле "на виду у всех" и поэтому малейшие отступления от общепринятого поведения порицается и осуждается. В исключительных случаях нарушитель может быть даже исключен, изгнан из общины. За пределами же этого локального пространства действие моральных норм ослабевает, а то и прекращается. В других общинах действуют другие правила, что, в частности, нашло отражение в поговорке: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Это означает, что в рамках большого общества и государства моральные нормы носят более общий характер и действенность их не столь эффективна, как в небольшой общине единомышленников. Что же касается универсальной морали, предложенной мировыми религиями, то она имеет ценность скорее в качестве идеала, к которому должны стремиться все люди.
Специфика морального сознания состоит в том, что оно взывает к совести человека, его свободному выбору. Моральным считается не тот, кто поступает должным образом из-за страха наказания или осмеяния, а тот, кто делает это в силу внутреннего долга, сознавая свою ответственность перед другими людьми.

Арендный блок

Философия как форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.

из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему потребность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в различные исторические эпохи. По вопросу об источниках возникновения философии существуют три основные концепции в ис тории философии Первая - мифоіенная - считает единствен ным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г В Ф Гегель и А. С4 Лосев. При этом Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форм" В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т е. всеобщим определениям истины Философия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования. Для того чтобы эта возможность стала действительностью, нужен, по Гегелю, ряд условий - расцвет действительной политической свободы и опреде ленная ступень зрелости культуры, когда исчезает направлен ность на единичное.

Вторая концепция сциентистская - рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии пред- философское, конкретное, научное знание.

Согласно третьей - гносеомифогенной - концепции про исхождения философии тремя источниками философского знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт Необходимую причину генезиса философии представляет противоречие между осно ванным на нерациональном воображении мифстогическим мировоззрением и начатками научного мышления. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания на все мироздание. Данное противоречие находит свое разрешение в философии при определенных социальных условиях, таких как наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства городской жизни, установление правовых норм.

4.Структура философского знания, его элементы и общая характеристика, история формирования и развития, современное состояние и значение в обществе. Основные функции философии, взаимоотношение с наукой. Особенности соотношения философии с этикой и моралью.

5. Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Подобно тому, как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии - первые философские сочинения были написаны в поэтической форме

6. Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование - обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-видимому, должна становиться все более личностной, в идеале - занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

7. Конкретно не нашел ничего, но, думаю «да»…

8. Мате́рия (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

12. Дух - 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало ; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности .

Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии . Идеализм , спиритуализм - признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как

понятие (панлогизм ),

субстанция (пантеизм ),

личность (теизм , персоналистические концепции)

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием ; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как

интуиция

чувство

воля

воображение и т. д.

13. Жизнь человеческая - это микромир, состоящий из двух ярусов: духовного и материального. Материализм учит нас, что в основе всего лежит материя, идеализм утверждает – что душа. В человеке и других живых существах душа и материя едины. Душа обретает материю, с разрушением материи душа меняет место своего пребывания.Человек рождается и с первых минут ощущает заботу о себе матери. Мир нас учит заботиться о себе, точнее о своей материи – о здоровье. Нам советуют правильно питаться, заниматься спортом, избегать стрессов – холить и лелеять свою материю. Говорят, что так увеличивается продолжительность жизни.

14. Головной мозг человека (лат. encephalon ) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Интеллект и первичные способности. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Исследование основных этапов эволюции интеллекта. Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества

15. Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального

16. Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума , составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно . Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность .

В диалектическом материализме термин «Реальность» употребляется в двух смыслах:

всё существующее , то есть весь материальный мир , включая все его идеальные продукты ;

объективная реальность , то есть материя в совокупности различных её видов . Реальность противополагается здесь субъективной реальности , то есть явлениям сознания , и отождествляется с понятием материи .

17. Идеали́зм (фр. idéalisme , через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму (в Православии - христианскому материализму Святых Отцов, хотя сами термины "материализм" и "идеализм" предложил Лейбниц только в XVIII веке) сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой.

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. В христианстве это учение называлось "варлаамизм" по имени Варлаама Калабрийского и было осуждено на Константинопольском соборе в 1341 году. Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря об осуждаемой не только Священным Преданием, но и в православной литургии философии Платона. Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Новое на сайте

>

Самое популярное