Домой Ишемия Имени гнесиных. Концертный зал рам имени гнесиных

Имени гнесиных. Концертный зал рам имени гнесиных

Российская академия музыки имени Гнесиных - один из самых известных и популярных вузов музыкального профиля в России и за рубежом. Академия учреждена Министерством культуры РФ. В ее стенах растут музыканты и вокалисты различных профилей, дирижеры, продюсеры, звукорежиссеры и другие представители музыкального искусства.

В конце XIX века тремя сестрами Гнесиными - Евгенией, Марией и Еленой - основана частная музыкальная школа. 15 февраля 1895 года считается официальной датой появления музыкальных учебных заведений имени Гнесиных.

Школа пользовалась популярностью, развивалась, приобрела государственный статус, и сейчас "Гнесинка" - известнейший вуз музыкального профиля. Долгие годы руководителем нынешней академии была Елена Фабиановна Гнесина, посвятившая жизнь становлению учебного заведения.

Российская академия музыки им. Гнесиных - ведущий вуз страны по подготовке музыкантов, певцов, дирижеров, звукорежиссеров, музыковедов, продюсеров, художественных руководителей.

Сюжет об Академии телеканала "Страна"

Сейчас в академии Гнесиных 9 факультетов, работают музыкальное училище и школа, для абитуриентов создано подготовительное отделение. Научную и образовательную работу ведет Музыкально-этнографический центр имени Е.В. Гиппиуса. Вуз располагает огромной фонотекой, проводит научные форумы и конференции, издает научные журналы. Преподаватели академии - талантливые и опытные музыканты, кандидаты и доктора наук, авторитетные ученые мирового уровня.

Собственные залы академии позволяют проводить десятки концертов. Афишу Гнесинки постоянно пополняют новые концерты и мероприятия, которые пользуются успехом публики. Концерты проводят преподаватели и учащиеся.

В академии работает Студенческое научно-творческое сообщество, которое проводит встречи с деятелями культуры и искусства, проблемные лекции, круглые столы и дискуссии, игры, реализует проекты.

Слово ректора Российской академии музыки им. Гнесиных:

Подробнее Свернуть http://www.gnesin-academy.ru/

    Высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    РАМ (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основана в 1944 Еленой Фабиановной Гнесиной (до 1953 директор, затем художественный руководитель) на базе Музыкального училища имени… … Москва (энциклопедия)

    Здание Российской академии музыки имени Гнесиных. Москва. Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ) (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основана в 1944 Еленой Фабиановной… … Москва (энциклопедия)

    Российская академия музыки имени Гнесиных высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    Российская академия музыки и музыкальный колледж им. Гнесиных - Музыкальное училище имени Гнесиных (ныне Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных) было основано в начале 1895 года пианистками, выпускницами Московской консерватории Евгенией (1871 1940), Еленой (1872 1967) и Марией (1876 1918)… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Имени Гнесиных высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    - (РАМ) имени Гнесиных (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основано в Москве в 1944 Е. Ф. Гнесиной на базе музыкального училища. Является высшей ступенью комплекса музыкальных… … Энциклопедический словарь

    - (РАНХ или РАНХиГС) … Википедия

    - (РАП) Файл:РАП Эмблема Международное название Russian Academy of Justice … Википедия

Книги

  • Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники , Гнесина Е.. Елена Фабиановна Гнесина (1874–1967) - известная русская пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончила Московскую консерваторию по классу В. И. Сафонова, ранее училась у Ф.…

Елена Фабиановна Гнесина с учениками. 1945 год. Фотография: ТАСС

15 февраля 1895 года в дверь, на которой висела табличка «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», постучала первая ученица. С тех пор этот день считается днем рождения Гнесинки. Благодаря энтузиазму пяти сестер и брата, посвятивших себя педагогике, популярность гнесинской школы росла. Со временем училище не только обрело государственный статус, но и превратилось в конгломерат учебных заведений, включающий в себя все три ступени музыкального образования - начальную, среднюю и высшую. Елена Фабиановна Гнесина возглавляла созданные ею учебные заведения (последним из них стал институт - ныне Российская академия музыки) в общей сложности 72 года, неизменно относясь к ученикам как к членам собственной семьи. Неслучайно каждый, кто окончил Гнесинку, всегда ощущает особую связь со своей альма-матер и другими ее воспитанниками. В разные годы учебные заведения, носящие имя Гнесиных, окончили известные композиторы, дирижеры и исполнители. Вот десять знаменитых имен, которые дала миру гнесинская школа.

Арам Хачатурян (1903–1978)

Автор балета «Спартак» , «Танца с саблями», вальса из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» и других известных сочинений профессионально учиться музыке начал лишь в 19 лет. В Гнесинском училище, куда принимали и детей, и взрослых, его взялись обучать игре на виолончели, а затем зачислили в только что созданный Михаилом Гнесиным, учеником Римского-Корсакова , класс композиции. Произведения, которые Арам писал уже к концу второго года занятий, были так ярки, что «становился вопрос о возможности их обнародования». Спустя два десятилетия Арам Ильич сам стал профессором композиции. Многие годы он преподавал в Московской консерватории и Гнесинском институте, дав путевку в жизнь целой плеяде известных российских композиторов.

Тихон Хренников (1913–2007)

Решающую роль в судьбе Тихона Хренникова сыграл все тот же Михаил Гнесин. Окончив школу в родном Ельце, юноша написал известному педагогу письмо, спрашивая, выйдет ли из него композитор? Михаил Фабианович прислал теплый ответ и посоветовал поступать в Гнесинский техникум. С него-то и началась карьера Тихона Хренникова - музыкально-общественного деятеля, первого секретаря Союза композиторов СССР (эту должность Тихон Николаевич занимал с 1948 по 1991 год), профессора, автора опер, балетов и десятков шлягеров, в числе которых песни из кинофильмов «Свинарка и пастух» , «Гусарская баллада», «Верные друзья» и другие. Уже будучи маститым композитором, Хренников писал: «Можно с уверенностью сказать, что две семьи - Рубинштейны и Гнесины - определили развитие музыкальной культуры, музыкального образования в России...»

Микаэл Таривердиев (1931–1996)

Микаэла Таривердиева , написавшего четыре балета, четыре оперы, органные и камерные опусы, в России все знают как автора оригинальных саундтреков к лентам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и еще целого ряда фильмов. Полтора года проучившись в Ереванской консерватории, Таривердиев поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. На вступительном экзамене он получил оценку «5+». Атмосферой вуза молодой музыкант был очарован. «Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят» , - писал он отцу. Микаэл Таривердиев стал одним из первых учеников Арама Хачатуряна и, если можно так сказать, творческим внуком Михаила Фабиановича Гнесина.

Людмила Зыкина (1929–2009)

«Королева русской песни» Людмила Зыкина , чей голос у россиян неразрывно связан с бескрайними степными просторами, белыми березками и разливами Волги-матушки, была одной из самых титулованных и востребованных певиц советской эстрады. Тем не менее уже в зрелом возрасте, на пике карьеры, исполнительница решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и передавать искусство народной песни молодому поколению. В 1977 году Людмила Георгиевна окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Позднее наравне с концертной деятельностью она вела и педагогическую работу - разумеется, в стенах родной Гнесинки.

Владимир Федосеев (р. 1932)

Выдающийся российский дирижер с мировым именем, вот уже 42 года возглавляющий один из лучших российских оркестров - Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского , Владимир Федосеев начинал свой творческий путь как баянист. По классу баяна он и окончил Гнесинский институт в 1957 году, а затем руководил оркестром народных инструментов. По словам маэстро, ярлык «народника», музыканта как бы второго сорта, многие годы отравлял ему жизнь в дирижерской профессии, но о первой специальности он никогда не жалел: «В народной музыке все есть, все взращивалось в ней. Идти, минуя ее, неправильно. Так что это мое богатство, моя правильная линия» .

Иосиф Кобзон (1937-2018)

Лирико-драматический баритон и благородная исполнительская манера Иосифа Кобзона сформировались еще в 70-е годы и являлись его фирменным, узнаваемым с первых же нот стилем. Многие годы оставался неизменным и его репертуар, вершинами которого были песни «Мгновения», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам». Уже являясь лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады и участником самой популярной в Советском Союзе телепрограммы «Песня года», он завершил образование в Гнесинском институте по классу академического вокала. С 1984-го он и сам стал преподавать в Гнесинке эстрадный вокал. В числе его выпускников - Ирина Отиева и Валерия.

Давид Тухманов (р. 1940)

Композитор Давид Тухманов связан с гнесинской музыкально-образовательной системой с детских лет. В Гнесинской школе-десятилетке он учился по классу фортепиано. Участие в судьбе талантливого мальчика тогда принимала Елена Фабиановна Гнесина, поощрявшая его стремление сочинять музыку. По окончании школы он поступил на композиторское отделение Гнесинского института, который окончил в 1963 году. Тогда же Тухманов начал работать в жанре эстрадной песни - как официально-патриотической направленности («Родина моя», «Мой адрес - Советский Союз», «День Победы»), так и лирического характера («Соловьиная роща», «Эти глаза напротив»). А его концептуальный альбом «По волне моей памяти» стал классикой русского рок-арта.

Александр Градский (р. 1949)

Певец, композитор и незаменимый наставник молодых исполнителей в телепроекте «Голос», Александр Градский окончил факультет сольного пения Гнесинского института, а затем совершенствовал вокальное мастерство в Консерватории. Академическая выучка стала фирменным знаком одного из первых советских рок-певцов и позволила ему исполнять самый разнообразный репертуар, в том числе и классику (в Большом театре он спел партию Звездочета в постановке оперы «Сказка о золотом петушке» Римского-Корсакова). С Гнесинкой певец не расставался многие годы: Александр Борисович Градский преподавал в училище, а потом в институте.

Любовь Казарновская (р. 1956)

Оперная дива, покорившая ведущие театры мира, в школьные годы и не думала о вокальной карьере. Она собиралась стать филологом, но неожиданно для всех подала документы в Гнесинский институт и поступила на факультет актеров музыкального театра. В том, что ей предназначено быть оперной певицей, она убедилась именно здесь. Академическое образование молодая исполнительница завершила в Московской консерватории , но о милой сердцу Гнесинке всегда вспоминала и вспоминает с ностальгией - ведь с ней были связаны первые успехи, разочарования и надежды.

Евгений Кисин (р. 1971)

«Моцарт XX века». Этим эпитетом юного Женю Кисина наградили журналисты и восторженные поклонники. Вундеркинд с феноменальными способностями начал выступать очень рано и в 14 лет уже разъезжал с концертными турне. К 19 годам он достиг вершин музыкального Олимпа и сегодня является одним из самых самобытных и востребованных пианистов современности. А учиться музыке он начал в Гнесинской школе-десятилетке у Анны Павловны Кантор, которая на всю жизнь осталась его единственным педагогом. И хотя из России Евгений Кисин уехал еще в начале 90-х, Гнесинку музыкант не забыл. Когда в 2006 году затянувшаяся реставрация здания школы грозила обернуться рейдерским захватом, Кисин подписал письмо президенту РФ в ее защиту. Результатом стало распоряжение завершить ремонт в кратчайшие сроки.

Концертный зал Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (так до 1992 г. называлась Академия) был открыт 21 ноября 1958 года.

История строительства зала крупнейшего музыкального вуза была достаточно сложной и длительной. Еще в 1936 году был утвержден проект нового здания Музыкального училища и школы имени Гнесиных (института еще не было – он возник в 1944 году, как высшая ступень полного комплекса музыкального образования). Автором проекта был архитектор А. В. Тишин. В нем предполагалось строительство зала на 500 мест и были разработаны проекты интерьеров зала, сцены и т. д. Здание начало строиться в 1937 году. Благодаря невероятной энергии и настойчивости Ел. Ф. Гнесиной, постоянно обращавшейся в самые высокие инстанции, строительство успешно продолжалось до начала войны, однако после этого было заморожено.

В 1943 году Гнесина добивается возобновления строительства. Стройку приходилось вести с огромным трудом – шла война, не выделялись рабочие, материалы, финансовые средства. С созданием в 1944 году Института (ГМПИ) имени Гнесиных и планировавшимся открытием Специальной музыкальной школы-десятилетки возник «Гнесинский комбинат», состоящий из четырех учебных заведений всех ступеней музыкального образования. Здание было срочно необходимо. Директор – Ел. Ф. Гнесина – непрерывно обращалась с ходатайствами по поводу строительства (только В. М. Молотову она писала не менее семи раз). Темпы его все время замедлялись, и Гнесиной приходилось прилагать огромные усилия для ускорения стройки. В связи с этим было принято решение разбить строительство на три очереди. Последней как раз и был Концертный зал, и его постройку отложили. В 1946 году основная часть здания (первая очередь) была закончена. Институт и весь «музыкальный комбинат» стремительно росли. Появилось много больших учебных коллективов – хоры, оркестры, проходили спектакли оперного класса. Постоянно усугублялась проблема занятий коллективов, а на каждый концерт приходилось арендовать залы (ведь в Институте был только Малый зал). Отсутствие своего зала существенно тормозило всю работу учебных заведений.

В 1954 году, воспользовавшись подходящей ситуацией (награждение орденом Ленина в связи с 80-летием) Ел. Ф. Гнесина возобновляет активные попытки добиться строительства зала. Она обращается к тогдашнему главе правительства Г. М. Маленкову, затем к другим начальникам (Председателю Мосгорисполкома) с настойчивыми просьбами. В результате, в 1956 году происходит закладка нового зала. После того, как приступили к стройке, первоначальный проект его интерьера был изменен по настоянию крупного специалиста по акустике профессора С. П. Алексеева. Строительство продвигалось все же недостаточно быстро, и помощь строителям постоянно оказывали студенты, педагоги и сотрудники Института. Устраивались «субботники» – это происходило особенно активно на заключительной стадии строительства. Ел. Ф. Гнесина следила за всем строительством – сама выбирала материалы (так, она несколько раз отказывалась от предложенных вариантов большой люстры и потребовала установки кресел из самых лучших сортов карельской березы). Всю работу направлял директор Института Ю. В. Муромцев. В газетах широко освещалось открытие нового зала в Москве.

Предполагалось, что возможности сцены зала будут универсальными: здесь смогут выступать большие коллективы, ставиться оперные спектакли (для чего была сделана оркестровая яма) – это придавало особую ценность залу. Была задумана и установка органа (он был даже заказан и изготовлен). Но при первоначальных расчетах не смогли найти решение, при котором могли одновременно быть установлены и орган, и оркестровая яма, и органы в зале появились лишь через много лет – в 1995 году.

На торжественном концерте, посвященном открытию зала, выступали многие знаменитые исполнители-гнесинцы, в том числе Лев Оборин. Симфонический оркестр студентов института под руководством О. М. Агаркова исполнил специально написанную «Торжественную увертюру» композитора Ф. Е. Витачека.

После этого состоялись еще несколько торжественных концертов. Одним из них дирижировал Евгений Светланов – были исполнены три фортепианных концерта Рахманинова.

Почти с самого начала существования зала здесь стали проходить студенческие оперные спектакли. Первым из них был «Дон Жуан» Моцарта. Сцена зала давала возможность полноценного сценического решения спектакля – с декорациями и полноценным оркестровым сопровождением. Итогом работы по подготовке спектаклей и оперных отрывков со студентами стало создание Оперной студии Института. Она открылась в 1976 году оперой «Свадьба Фигаро» Моцарта (в 1978 году студия получила официальный статус) и стала давать регулярные спектакли в течение всего сезона.

Бессменным руководителем студии является Ю. А. Сперанский: благодаря его энтузиазму она быстро превратилась в настоящий театр, завоевала большую популярность, стала проводить многочисленные просветительские циклы для детей. За годы работы Оперного театра-студии было подготовлено 30 премьер.

Педагоги Института сразу же разработали циклы концертов и абонементов, причем особое значение придавалось просветительским концертам. В таких тематических концертах (и концертных циклах) выступали со вступительным словом музыковеды. В первые годы непосредственно рядом с залом (на третьем этаже) был оборудован лекторий, в котором перед началом концертов абонементных циклов перед слушателями выступал музыковед с небольшой лекцией, посвященной предстоящей программе. В зале ежегодно проходило до 20 подобных абонементных циклов, где выступали преподаватели и студенты вуза.

Кроме концертов, организованных силами гнесинцев (нередко приглашались и музыканты-гости), с самого начала зал использовался и другими организациями. Две концертные организации, в советское время бывшие «монопольными» в Москве, – Московская филармония и Москонцерт – постоянно проводили и камерные, и симфонические, и хоровые концерты в Гнесинском зале.

Особенно привлекательным оказался зал для музыкальных школ Москвы. Возможность выступать и оркестровым, и хоровым коллективам, и солистам на большой сцене использовалась практически всеми музыкальными учебными заведениями Москвы – и не только Москвы. Для многих главным отчетным концертом года (а то и юбилейного – к круглой дате) был именно концерт в Гнесинском концертном зале. Конечно, особенно часто здесь выступали Гнесинские школы (традиция, имевшая место до середины 1970-х годов, вновь возобновляется в начале XXI века – это совместные концерты всех представителей Гнесинского комплекса).

Разумеется, за полвека в зале прошло столько памятных концертов, праздников музыки, что какое-либо выборочное их перечисление абсолютно невозможно. Здесь выступали все выдающиеся музыканты, работавшие в учебных заведениях имени Гнесиных. Нередко здесь проходили их юбилейные творческие вечера. Было много премьер: так, Мария Юдина впервые в стране исполняла здесь со своими партнерами Сонату для двух фортепиано и ударных Бартока, целый ряд премьер здесь показывал ансамбль «Мадригал». Впервые звучали многие произведения Стравинского (в том числе и забытая на долгие годы «Свадебка»). Торжественный концерт к 100-летию со дня рождения Ел. Ф. Гнесиной в 1974 году включал первое исполнение композиции «Евгений Онегин» с музыкой Прокофьева. Здесь же – впервые прозвучавшие в одном концерте почти все произведения Веберна (к его столетию), «Неизвестный Рахманинов», вечера музыки ХХ века. Российская премьера оперы Гайдна «Орфей и Эвридика» («Душа философа») прошла здесь в 1995 году под управлением Дж. Бонинга и под патронажем присутствовавшей на концерте легендарной певицы Дж. Сазерленд. Нельзя не вспомнить, даже в таком беглом очерке, о неоднократных выступлениях в зале Святослава Рихтера – свой сольный концерт в 1966 году он специально посвятил памяти Ольги Фабиановны Александровой-Гнесиной.

Большими праздничными событиями были 90-летие Елены Фабиановны Гнесиной (1964 год) – поздравить ее пришли многочисленные «звезды» музыки; 25-летие Института имени Гнесиных (1969 год), 50-летие Академии (1994 год), когда Е. Ф. Светланов – выпускник вуза – продирижировал студенческим оркестром; 60-летие Академии и 130-летие Ел. Ф. Гнесиной, когда состоялось открытие памятника основательнице и бессменному руководителю Гнесинских учебных заведений перед входом в зал. Важнейшие события в жизни вуза – от ежегодных собраний по случаю нового учебного года, всевозможных экзаменов и до исторических встреч с выдающимися людьми – проходят здесь. 24 января 1964 года в зале состоялась встреча с одним из самых знаменитых людей планеты – Юрием Гагариным.

Важнейшее изменение в жизни зала произошло в 1995 году. По инициативе органиста А. В. Фисейского были заказаны два больших электрических органа – в Голландии и в Англии. Один из них был подарен фирмой Академии, другой – приобретен правительством города. Торжественное открытие органов состоялось 25 октября, и зал стал единственным в Москве, где установлены два органа. Одним из первых органных вечеров стал концерт Ирины Архиповой с Олегом Янченко, ставший большим событием.

Российская академия музыки имени Гнесиных

С целью оптимизации структуры подведомственных образовательных учреждений, приказом Министерства культуры Российской Федерации за № 934 в сентябре 2011 года Российская академия музыки им. Гнесиных была реорганизована путем присоединения к ней Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных.

Основное направление академии - подготовка квалифицированных педагогов для музыкальных училищ. В декабре 2011 года РАМ им. Гнесиных становится единственным художественным ВУЗом, имеющим полномочия эксперта в области образования.

В гнесинке имеется 8 факультетов, которые готовят выпускников по различным специальностям.

Дирижерский
Историко-теоретико- композиторский
Народных инструментов
Фортепианный
Музыкальное искусство эстрады
Вокальный
Оркестровый
Продюсерский

Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур

При гнесинке работает проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур (ПНИЛ), которая является самостоятельным отделом академии.

Её сотрудниками обеспечивается учебный процесс по обслуживанию групповых и индивидуальных занятий по фольклорным дисциплинам, помогают в подборе иллюстрированного материала и исполнительного репертуара, проводят экспедиционную фольклорную практику студентов, обеспечивают занятия демонстрационными материалами.

Научно-методическая работа сотрудников ПНИЛ заключается в участии в конференциях и семинарах, международных и всероссийских симпозиумах. Их научная проблематика охватывает различные области: медиевистики, этномузыкознания, изучения церковной музыки нового времени.

Научные сотрудники занимаются архивными и научными исследованиями древнерусской церковной музыки, музыкального фольклора, современного церковного обиходного пения. Оказывают методическую консультативную помощь преподавателям училищ и ВУЗов по вопросам проведения экспедиционной фольклорной практики, преподавания фольклорных дисциплин, а также народного исполнительства.

Центр переподготовки и повышения квалификации (ЦППК) гнесинки

Центр переподготовки и повышения квалификации РАМ им. Гнесиных ведет курсы для педагогов учебных заведений и музыкантов-исполнителей концертных организаций. Слушателями курсов могут стать граждане СНГ, РФ, стран дальнего и ближнего зарубежья, которые имеют среднее или высшее профессиональное музыкальное образование, и работают во всех учебных заведениях сферы культуры и искусства.

ЦППК организует переподготовку исполнителей и педагогов по следующим специальностям:
- Дирижирование оркестром народных инструментов,
- Дирижирование оперно - симфоническим оркестром,
- Сольное академическое пение,
- Сольное народное пение,
- Менеджмент.

Повышение квалификации в Центре переподготовки и повышения квалификации проводится по следующим специальностям: клавесин, фортепиано, струнные, духовые, народные инструменты, дирижирование народным хором, дирижирование академическим хором, сольное академическое пение, сольное народное пение, камерный ансамбль, искусство аккомпанемента, оркестровое дирижирование (симфоническим, духовым, народным оркестром), музыковедение, композиция, музыкальное искусство эстрады, звукорежиссура, фольклор, академическая и эстрадная аранжировка, искусство импровизации, методики преподавания специальных дисциплин).

Российская академия музыки им. Гнесиных: образование в лучших традициях мировой музыкальной культуры.

Новое на сайте

>

Самое популярное