Домой Подагра Храм марии дель фьоре. Санта Мария Дель Фьоре — собор флорентийского кватроченто

Храм марии дель фьоре. Санта Мария Дель Фьоре — собор флорентийского кватроченто

Символ столицы Тосканы

Строительство собора Санта Мария дель Фьоре началось в конце XIII века. Старый кафедральный собор Санта-Репарата уже не мог вместить всех жителей растущей Флоренции, к тому же начал постепенно разрушаться. Столице Тосканы было важно выделиться и превзойти своих ближайших соперников — Сиену и Пизу. Задачу поставили непростую: построить собор, во много раз больше старого. По сути, Санта Мария дель Фьоре представляет собой нечто вроде большой крытой площади — его спланировали так, чтобы под крышей здания могли поместиться все жители Флоренции (на тот момент около 90 тысяч человек). К концу строительства собор стал самым большим в Европе — Дуомо вмещает 30 тысяч посетителей.

Разрез и план купола

Санта Мария дель Фьоре вмещает 30 тысяч человек

Итальянский долгострой

В 1296 архитектор Арнольфо ди Камбио приступил к разработке проекта. К тому времени традиции Средневековья вместе с модой на готические формы зданий доживали последние дни, так что образцом для нового собора ди Камбио выбрал не остроконечные шпили Рейма, а классический силуэт римского Пантеона. Однако форма латинского креста, которая легла в основу собора, осталась традиционной. Дуомо состоит из трех нефов, 38 метров в длину, и двух боковых трансептов, оканчивающихся полукруглой апсидой.


Ди Камбио недолго пробыл на посту главного архитектора — в начале XIV века он скончался, успев начать фасад, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить основу будущей колокольни. В 1330 рабочие обнаружили в Санта-Репарата мощи Зиновия Флорентийского, что вдохновило их на дальнейшие работы. Некоторое время спустя во главу строительства встал Джотто, который планировал на барельефах фасада Дуомо изобразить все сферы деятельности человека, начиная от сотворения мира. Но воплотить в жизнь свою задумку ему не удалось — Джотто скоропостижно скончался. Эпидемия чумы на некоторое время приостановила работы над собором. Собор достроили к 1436 году в несколько приемов.

Парящий купол

Собор венчает красный купол, ставший настоящим символом Флоренции. Именно работы над куполом вызвали наибольшие затруднения у строителей. 42 метра в диаметре и весом около 37 тысяч тонн, он держится благодаря необычной конструкции, которую создал итальянский архитектор Брунеллески. Для достижения максимальной устойчивости, зодчий точно просчитал все параметры, необходимые для установки восьмигранной башни. Купол удерживается с помощью специального каркаса из 24 вертикальных ребер жесткости и 6 горизонтальных колец. Брунеллески также изобрел специальные конструкции, которые позволяли поднимать на высоту нескольких десятков метров не отдельные кирпичи, а уже готовые секции купола. Изнутри высота купола достигает 90 метров. Снаружи Санта Мария дель Фьоре еще выше — верхушку купола венчает маленькая фонарная башенка.


Внутренняя отделка купола

В 1330 году в Санта-Репарата обнаружили мощи Зиновия Флорентийского

Снаружи Санта Мария дель Фьоре облицован зеленоватыми, розовыми и белыми мраморными панелями, сочетание которых напоминает итальянский флаг. Интерьеры собора более лаконичны. На их фоне выделяются часы середины XV века, созданные Уччелло. Интересно, что их стрелки идут в обратном направлении. На стенах располагаются изображения известных флорентинцев, среди которых и Данте.


Интерьеры собора

Купол собора весит более 37 тысяч тонн

К комплексу Санта Мария дель Фьоре относится и баптистеарий Сан-Джовани V века. Баптистеарием называют пристройку к церкви, в которой крестили младенцев. Самые известные ворота баптистеария, восточные, были созданы в середине XV века. Копия именно этих ворот установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор, расположенный на площади Дуомо. Входит в число сооружений, относящихся к эпохе флорентийского кватроченто. Храм является жемчужиной мирового зодчества и главной достопримечательностью Флоренции. Экскурсия в Дуомо: самостоятельно и с гидом.

90-метровый купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре венчает фонарная башенка. Она - ориентир для заблудившихся на флорентийских улочках туристов. Не заметить ярко-красный черепичный купол невозможно, приковывает взгляд и фасад из цветного мрамора (присмотритесь к нему, и его палитра напомнит вам итальянский флаг).

Собор настолько величественен, что заставляет и восхищаться мастерством архитекторов, и думать о сокровенном, и в то же время он не давит монументальностью. С 13 века Кафедральный собор Дуомо является символом величия Флоренции и одновременно напоминанием городам-завистникам - Сиене и Пизе - о его «процветании» и превосходстве.

Экскурсия в Дуомо Флоренции и другие маршруты

Санта-Мария-дель-Фьоре - итальянский долгострой

К концу 13 века флорентийский храм Санта Репарата перестал вмещать всех прихожан, да и его полуразвалившийся фасад не соответствовал тогдашнему статусу города - сильного и процветающего. Обветшавший собор был снесен, а на его месте началось возведение базилики, которую «невозможно превзойти ни технически, ни духовно». Вряд ли городские власти, заказавшие строительство столь величественного сводчатого храма, предполагали, что возведение затянется на шесть долгих веков, и работать над ним суждено 5 итальянским архитекторам, как неизвестным, так и уже прославившимся шедеврами за пределами Флоренции.

Фасад над центральным входом в кафедральный собор Флоренции

В неотъемлемый признак эпохи Санта-Мария-дель-Фьоре превратил тосканский архитектор и зодчий Арнольфоди Камбио. Ему храм обязан своим восьмиугольным основанием (в то время возводили в основном «квадратные» соборы). О грандиозном размахе строительства говорит тот факт, что средний неф Дуомо занял всю площадь, ранее занимаемую Санта Репарата!

К сожалению, строительство, начатое в 1296 году, прервалось из-за смерти Ди Камбио. За шесть лет под его руководством был возведен нижний ярус трехнефной базилики и заложена основа будущей колокольни. Возобновляется строительство лишь спустя 30 лет под руководством великого Джотто. Работал мастер не спеша: долгое время разрабатывал строительный план кампанилы (возводится лишь первый ее ярус), создавал подробные эскизы барельефов фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. В 1337 г. Джотто умирает, жизнь во Флоренции останавливается из-за вспышки чумы.

В 15 веке неспешное строительство базилики продолжил Джованни д’Амброджо. Он украшает каждую грань базилики крупными круглыми окнами, но ни ему, ни совместно работающим с ним архитекторам оказалось не под силу сообразить, как возвести купольное перекрытие.

Кампанила - часть комплекса Дуомо во Флоренции

Городскими властями был объявлен конкурс на проект идеального купола. Его участники предлагали совершенно фантастические идеи, но победным оказался проект архитектора с инженерными наклонностями Филиппо Брунелесски.

Он предложил возвести пустотелый купол, в основе которого не предполагалось не единой деревянной опоры. Каркас был выполнен из 24 вертикальных ребер и 16 вспомогательных горизонтальных колец. Над кладкой купола работали сразу восемь групп каменщиков. Искусствоведы подсчитали, что в день им требовалось до 6 тонн материалов. Интерес представляет не только купольное перекрытие, но и вид кладки. Каменщики располагали кирпичи не горизонтально, а с наклоном внутрь. Почти 50 лет потребовалось мастерам на возведение 37-тонного купола Дуомо.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре с близлежащей улицы

25 марта 1436 года базилика была освящена папой Римским Евгением IV. Он поднялся на самую вершину купола и с высоты благословил и Санта-Мария-дель-Фьоре, и Флоренцию. Правда, оригинального фасада, созерцание которого сегодня захватывает дух, тогда не было. К внешней отделке приступили только в 1876 году. Тогда фасад украсили полихромным облицовочным мрамором, цвета которого напоминали палитру итальянского флага. Тогда же арки фасада декорировали фресками и рельефными композициями, связанными с жизнью Богородицы.

Так, над центральным входом можно увидеть барельеф с младенцем Христа на троне с Богородицей. Вокруг него - статуи двенадцати проповедников. Над большим ажурным окном можно рассмотреть медальоны с изображениями известных флорентинцев.

Интерьер Дуомо во Флоренции - что посмотреть

Интерьер флорентийского собора скромный и лаконичный. В Санта-Мария-дель-Фьоре нет огромного количества скульптур и барельефов, но посмотреть все же есть на что:

  • Композиционные готические элементы (пилястры на стенах, арки, галереи);
  • Часы Уччелло. Уникальный для католического собора артефакт, интересный хотя бы тем, что циферблат часов разделен на 24 части, а стрелки движутся в обратном направлении. Последний час суток на этих часах совпадает со временем заката солнца, поэтому это средневековое чудо техники приходится все время подстраивать часовым мастерам. Семь веков ход этих часов «руководил» жизнью флорентинцев: когда они били 24 раза, крестьяне, работающие в поле, завершали работу и спешили к городским воротам; в «час милосердия» начинались встречи горожан, заботившихся о голодающих и страждущих.
  • Мощи святых. Многие мученики христианства покоятся под сводами Санта-Мария-дель-Фьоре. В их числе первый флорентийский епископ - святитель Зиновий. Считается, что он обладал даром воскрешать к жизни мертвых. Согласно житию святого, когда его несли хоронить в собор и гроб случайно задел засохший вяз, то дерево тотчас покрылось листьями. Об этом событии напоминает колонна установленная рядом с баптистерием. Мощи Зиновия хранятся в бронзовой урне под главным алтарем.
  • Многоярусный купол с изображением «Страшного суда». Общая площадь росписи - 3 600 м², что составляет ½ футбольного поля. Фрески располагаются в пять ярусов, причем отражение в них нашли как изображения Иисуса, Богоматери и святых, Старцы Апокалипсиса, так и нарисованные мастера - Вазари и Дзуккари с семейством, заказчик росписи - Козимо I, и даже французский король.
  • Стенописный памятник кондотьеру Джону Хоквуду , возглавлявшему армию Флоренции. Военному таланту наемника Флоренция обязана независимостью. На настоящий памятник городские власти денег не выделили, но заказали у Уччелло фреску, на которой остроумный мастер изобразил так и не созданный конный памятник кондотьеру. Размеры фрески потрясают - 732 × 404 см.

Посещение баптистерия и кампанилы Джотто

Для входа в музей Дуомо, а также посещения смотровых площадок и Баптистерия (там крестили флорентийского поэта Алигьери Данте и других небезызвестных лиц) можно купить единый билет. Стоимость его составляет 10 евро.

В 1418 году правительство Флоренции было вынуждено посмотреть правде в глаза. Пришла пора решать проблему, которая назревала уже не один десяток лет: на месте купола Дуомо – кафедрального собора – зияла огромная дыра. Год за годом потоки ливней и лучи солнца заливали главный алтарь – точнее, пустоту на его месте. Строительство храма было начато в 1296 году, чтобы продемонстрировать величие Флоренции – одной из экономических и культурных столиц Европы, чью казну озолотили банкиры и купцы, торговавшие шерстью и шелком. Купол собора должен был стать самым большим в мире. Прошли десятки лет, но никто так и не смог придумать, как воплотить дерзкую мечту. Мало того что диаметр купола должен был составить почти 45 метров – работы предстояло вести на 55-метровой высоте. Но и это еще не все. С самого начала решено было отказаться от контрфорсов, аркбутанов и готических стрельчатых арок – в ту пору готика была в почете у соперников, в северных городах, среди которых был заклятый враг Флоренции – Милан. А как обойтись без испытанных приемов и элементов? Смогут ли стены собора выдержать купол весом в десятки тысяч тонн без каких-либо дополнительных опор? Хватит ли в Тоскане древесины, чтобы выстроить специальные леса – кружала – и опалубку, по которой выполнялась бы кладка? Вопросов было много, но все они оставались без ответа.

Загадочный план Брунеллески не давал покоя отцам города – быть может, потому, что они уже начинали догадываться: этот «невежда и болтун» – настоящий гений.
И вот в 1418 году обеспокоенные отцы города объявили конкурс на проект идеального купола. Победителя ждала щедрая награда: 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. С самого начала проект был замешан на таком количестве сомнений, страхов, творческих тайн и патриотических порывов, что очень скоро его окутала завеса легенд. История строительства купола превратилась в притчу о находчивых флорентийцах, ставшую центральным мифом о сотворении итальянского Ренессанса. Если верить летописцам, один из участников конкурса предложил подпереть купол огромной колонной в центре храма. Другой умелец вознамерился соорудить купол из «губчатого камня» (по всей видимости, пористой вулканической породы), чтобы уменьшить его давление на стены. Героем одной из ранних легенд стал некий выдумщик, который деревянные кружала замыслил заменить на земляную насыпь. Если подмешать в землю монет, утверждал он, можно сэкономить на демонтажных работах – как только купол будет завершен, жадные до денег горожане в два счета счистят земляной каркас. Доподлинно известно одно: в конкурсе участвовал низкорослый, невзрачный, запальчивый ювелир по имени Филиппо Брунеллески. Этот чудак взялся выстроить целых два купола, спрятав один внутри другого. Более того, он утверждал, что сможет обойтись без замысловатой и весьма дорогостоящей конструкции – лесов. Правда, Филиппо наотрез отказался объяснить, как ему удастся это сделать, опасаясь, что кто-то из соперников украдет его идеи. Упрямство Брунеллески обернулось распрями с попечителями собора. Дважды его призывали утихомириться и в конце концов изгнали с собрания силой, объявив «невеждой и болтуном». Однако загадочный план Брунеллески не давал покоя отцам города – быть может, потому, что они уже начинали догадываться: этот «невежда и болтун» – настоящий гений. В детстве, подмастерьем в ювелирном цеху, он овладел искусством рисунка и живописи, резьбы по дереву, литья из серебра и бронзы, каменной кладки, чернения и эмали. Впоследствии он изучал оптику и целыми днями возился с колесиками, шестеренками, гирями и ходовыми механизмами. Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов. Знание механики пригодилось Брунеллески – именно он в одиночку разработал законы линейной перспективы. Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу. Пройдя долгий путь от смышленого подмастерья до искусного мастера, он взялся за непосильную для многих задачу: выстроить купол непревзойденной красоты, величия и мощи – под стать славному городу. На протяжении следующего, 1419, года попечители собора встречались с Брунеллески несколько раз, выведывая все новые детали его плана. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной!) была его затея. Купол Брунеллески должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутреннюю, видимую изнутри собора, покрывала внешняя, более широкая и высокая. Чтобы справиться с распором – давлением, действующим на купол в горизонтальном направлении под влиянием его веса, отчего он мог дать трещину или обрушиться, – Брунеллески придумал скрепить стены натяжными кольцами из камня, железа и древесины, вроде обручей на бочке. Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более легкие материалы – пористую вулканическую породу или кирпич. Кроме того, он клятвенно обещал попечителям собора, что не будет строить традиционные леса с опорой на землю. Это сулило огромную экономию древесины и рабочей силы – по крайней мере при возведении первого 21 метра – и потому пришлось всем по душе. В 1420 году попечители собора согласились сделать Филиппо Брунеллески руководителем строительных работ. При этом они поставили одно условие. Убежденные в том, что конкуренция гарантирует качество работы, купцы и банкиры назначили второго руководителя. Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер. История их соперничества началась еще в 1401 году, когда они боролись за другой вожделенный заказ – новые бронзовые двери для флорентийского баптистерия. В тот раз победителем вышел Гиберти. (Много позже Микеланджело с восхищением назовет его двери «Вратами Рая».) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож. И вот Брунеллески, чей проект купола был безоговорочно принят попечителями, был вынужден работать бок о бок со своим невыносимо удачливым соперником. Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон. В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища», или Большого купола). Это была колоссальная стройка, вокруг которой в течение последующих 16 лет вращалась жизнь всего города. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана. Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. Ни одно из известных в ту пору устройств не могло поднимать и перемещать неимоверно тяжелые строительные материалы так высоко над землей. Тут Брунеллески превзошел сам себя. Он изобрел трехскоростную лебедку со сложной системой шестеренок, шкивов, винтов и карданных валов, приводимую в движение парой быков, которые вращали деревянный рычаг. Груз поднимался на особо прочном канате длиной 183 метра и весом почти полтонны, изготовленном по заказу Брунеллески на судоверфях в Пизе. Революционной технологией стала система переключения привода, с помощью которой можно было переходить от подъема к спуску, не разворачивая быков. Подъемные механизмы Брунеллески настолько опередили свое время, что им не было равных до самой Промышленной революции, хотя они неизменно приводили в восторг все новые поколения художников и изобретателей. Среди пламенных поклонников был и Леонардо из Винчи – тосканского городка неподалеку от Флоренции, чьи записные книжки раскрывают нам секреты хитроумных устройств. Вооружившись всем необходимым, Брунеллески полностью сосредоточился на самом куполе, проект которого был исполнен с множеством поразительных технических инноваций. Пустотелый купол из двух оболочек получился гораздо более легким и высоким, чем если бы он был цельным внутри. Чем дальше продвигались работы, тем больше времени проводил Филиппо Брунеллески на месте строительства. Под его бдительным надзором изготовлялись кирпичи разных размеров и шли поставки отборного камня и мрамора с каменоломен. Он был предводителем целой армии каменотесов и каменщиков, плотников, кузнецов и других мастеров. Как повествует один из биографов Брунеллески, когда строителей ставила в тупик какая-нибудь мудреная деталь, он лепил макет из воска или глины или вырезал его из репы, чтобы лучше объяснить свою задумку. С особой заботой Брунеллески относился к рабочим. Он даже приказал разбавлять им вино водой, чтобы мастера не теряли концентрации на верху купола (правда, это нововведение вызвало всеобщее недовольство, и вскоре его пришлось отменить). Другая новация была принята более благосклонно: к подвесным платформам пристроили парапеты, чтобы рабочие не падали. Вдобавок Филиппо Брунеллески приходилось отражать атаки высокопоставленных противников во главе с коварным Лоренцо Гиберти. С самого начала Брунеллески был идейным вдохновителем и движущей силой проекта, но платили им с Гиберти одинаково – по 36 флоринов в год. В биографиях Брунеллески рассказывается анекдотическая история о том, как он в конце концов перехитрил Гиберти. Летом 1423 года, когда купол вот-вот должны были опоясать деревянным кольцом, Брунеллески внезапно слег в постель, жалуясь на сильные боли в боку. Озадаченные плотники и каменщики стали спрашивать, как им закрепить огромные деревянные балки – составные части кольца, и тогда Брунеллески препоручил эту ответственную задачу своему сопернику. Не успел Гиберти установить несколько балок, как на место строительства явился чудесным образом исцелившийся Брунеллески и заявил: работа Гиберти столь некомпетентна, что все придется переделывать заново. Переустановкой балок Брунеллески руководил лично, беспрестанно выговаривая попечителям собора, что его напарник незаслуженно получает жалованье. Трюк удался: в записях за конец того года Брунеллески уже фигурирует как единственный «изобретатель и строитель купола», и впоследствии его жалованье возросло до 100 флоринов в год, а Гиберти остался при своих 36. Но Брунеллески рано праздновал победу. Около 1426 года помощник Гиберти, архитектор Джованни да Прато, прислал попечителям собора внушительного размера пергамент. Джованни утверждал, что архитектор, «исполненный невежества и тщеславия», отступил от первоначального плана купола, тем самым «нанеся ему вред и поставив под угрозу обрушения». Не успокоившись на этом, Джованни облек критику против Брунеллески в форму сонета. В нем Филиппо величался «бездонным кладезем невежества во тьме» и «жалким, слабоумным диким зверем», чьи идеи были обречены на провал. Если же они когда-нибудь осуществятся, Джованни опрометчиво поклялся добровольно расстаться с жизнью. В ответ Брунеллески разразился ядовитым сонетом, в котором призывал Джованни, пока не поздно, уничтожить свои вирши: Не то оборотишься ты в шута, В тот миг, как в танце все начнет кружиться, И воссияет солнцем красота, Которую считал ты небылицей. В конце концов Брунеллески и его команда все-таки станцевали победный танец – хотя прежде им пришлось пережить еще несколько лет борьбы и сомнений. В 1429 году в восточном конце главного нефа собора возле купола появились трещины, так что пришлось укреплять стены железными стяжками. В 1434-м Брунеллески угодил за решетку за чистую формальность – неуплату взносов ремесленным цехам (не исключено, что тут не обошлось без происков Гиберти). Но вскоре он вновь вышел на свободу, и купол продолжал расти, каждый месяц становясь на 30 сантиметров выше. 25 марта 1436 года, в праздник Благовещения, папа Евгений IV в сопровождении кардиналов и епископов освятил завершенный собор под звон колоколов и радостные крики гордых флорентийцев. А еще через десять лет со всеми подобающими почестями был заложен спроектированный Брунеллески фонарь – декоративная мраморная конструкция, увенчавшая его творение. Вскоре, 15 апреля 1446 года, Филиппо Брунеллески скончался, по всей вероятности, от какой-то внезапной болезни. Создателя Куполоне похоронили в крипте собора, установив на стене мемориальную плиту, прославляющую его «божественное разумение». Это было свидетельством небывалого почета: очень немногие удостаивались чести быть погребенными в крипте – достаточно сказать, что в число избранных входил святой Зиновий, покровитель Флоренции. В глазах людей того времени архитекторы были простыми ремесленниками. Гениальный дар Филиппо Брунеллески, помноженный на недюжинное упорство и организаторский талант, поставили истинное искусство на одну ступень с божественным творением. Художник стал достойным вечной славы в окружении святых – это было одним из главных открытий Возрождения. В сущности, Брунеллески подготовил почву для культурных и социальных переворотов, которые несла с собой эпоха Ренессанса. Он сам воплощал идеал универсализма, в нем сочетались вдохновение и трезвый, аналитический ум, он работал, дерзко преобразуя мир, ставя наследие прошлых эпох на службу новому времени. Собор стал колыбелью Ренессанса и его испытательным полигоном. Каким-то непостижимым образом Брунеллески сумел облечь свободу в камень – но и в камне она устремляется вверх, воплощая высочайшие порывы человеческого духа.

Санта Мария дель Фьоре — самое известное флорентийское сооружение 14-го века и один из крупнейших католических храмов Италии. Своими размерами он уступает лишь базилике Святого Петра в Риме. Храм находится в центре Флоренции, итальянской области Тоскана, и определяет облик всего города, является его «визитной карточкой». Название переводится на русский язык как «Святая Мария с цветком» и напоминает о символе Флоренции - цветке лилии. По-другому этот храм флорентийцы называют Duomo, что значит просто «собор».


История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.


Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Внешний вид

Храм имеет в высоту 153 метра и ширину в трансепте 90 метров. Трехнефный собор имеет форму латинского креста. Архитектурный стиль собора определяется тенденциями средневековой и архитектуры Возрождения, на рубеже которых и был построен храм.

Самой выдающейся частью собора является его большой красный кирпичный купол, словно возвышающийся над всем городом. Величие этого сооружения демонстрируется на многих фото.


Фасад украшен цветными мраморными панелями и статуями Девы Марии и расположенных по обе стороны от нее апостолов. Архитектура собора дополнена изящной кампанеллой.

Перед кафедральным собором расположен Баптистерий в честь Иоанна Крестителя. Это здание было построено на месте римского сооружения 1-го века н.э., которое, возможно, было храмом в честь римского божества Марса. Точной датировки постройки нет, возможно, 4-5 века.

Колокольня, построенная Джотто, расположена отдельно. Она была выстроена в 14-м веке, ее высота около 84 метров. Сооружение богато декорировано полихромными мраморными вставками.

Центральный вход


Древнейшими, богато украшенными воротами являются южные врата, созданные итальянским архитектором 14-го века Андреа Пизано. Барельефы на воротах содержат сцены из Библии. Лоренцо Гиберти создал проекты двух других врат, выполненных в готическом стиле.

Самыми известными являются центральные, восточные врата. Они поделены на десять золоченых панелей, на которых изображены библейские истории. Через 50 лет после возведения врат, Микеланджело, высоко оценив творение Гиберти, назвал их «вратами рая». В данный момент оригинальные врата находятся в музее, а врата собора заменены на копии. Копия этих врат в измененной последовательности была установлена в начале 19-го века на входе в Казанский собор в Петербурге.

Интерьер

Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики - протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов.

Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках. Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии. Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло.


Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей.

Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид. Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло - необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году. Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов.


В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.

Местоположение

Собор находится по адресу Соборная площадь, 17 .

Как добраться до собора

Из Рима до храма можно доехать на автобусе маршрута Roma — Calzoleria Bologna (C1, C2), а также Pucci (14, 23, 71, C1).

Поскольку собор находится в самом центре, найти его легко, и добраться до него можно на любом автобусе, проходящем в центре города: № 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Время работы и стоимость

C понедельника по пятницу - с 10:00 до 17:00, в субботу - с 10:00 до 16:35, в воскресенье - с 13:30 до 16:45.

Купол собора открыт с 8:30 до 19:00 во все дни, кроме субботы. В субботу - с 8:30 до 16:40.

Музей Дуомо, расположенный на территории комплекса, работает с 9:00 до 19:30 во все дни, кроме воскресенья . В воскресенье - с 9:00 до 13:45

Вход в собор - бесплатный . Возможны длинные очереди на входе. Подъем к куполу стоит 6 евро, посещение Музея Дуомо также стоит 6 евро. Также за плату в 3 евро возможен осмотр раскопок старого собора Санта Репарта.

Предусмотрен комплексный билет на посещение всех достопримечательностей соборного комплекса стоимостью 10 евро.

Вконтакте

Если вы бывали во Флоренции, то конечно же видели собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436 гг), мимо него невозможно пройти - это один из самых крупных (он был спроектирован так, что мог вместить всё население города, на момент строительства - 90000 человек) и красивых соборов в мире, его купол словно бы парит над городом.

Эффектная бело-зеленая отделка фасада кажется такой органичной и естественной - трудно поверить, что большую часть своей жизни Дуомо простоял без нее.

фасад Дуомо сегодня

а так он выглядел в середине XIX века

Собор не раз менял свой наружный облик, а историю возникновения отделки фасада, который мы с вами видим сегодня, сами флорентийцы называют «скандальной».
Собственно, до XV века собор имел декоративный фасад, украшенный скульптурами Арнольфо ди Камбио, но в 1587 году придворный архитектор Бернардо Буонталенти приказал удалить весь декор, чтобы сделать на его месте нечто более изящное и красивое. Нет ничего более постоянного, чем временное, в итоге бедный Дуомо простоял с ободранным фасадом до середины XIX века...

Попытки украсить наружные стены собора велись все эти столетия. В том же, 1587 году был проведен конкурс, на котором ведущие современные художники предоставили чертежи и деревянные макеты, которые сегодня хранятся в Опере - музее Дуомо.

Проект оформления Arnolfo di Cambio

Но ничего не было осуществлено. В семнадцатом веке Фердинандо II Медичи поручил разработать фасад Джованни Антонио Дозио. Но его вариант вызвал протесты, и в 1635 году была подготовлена новая модель, теперь уже художниками из «Академии искусства и дизайна». Работа, однако, вскоре была прервана в результате конфликта между Сильвани и президентом академии Джованни Батистой Пьератти.

Проект Академии искусства и дизайна

Кстати, никому из художников XVII века, предлагавших свои проекты оформления фасада, не пришло в голову связать воедино готическую архитектуру собора и купол, созданный в эпоху Возрождения. Не говоря уж о том, чтобы пространственно вписать фасад в окружающие здания.

Время от времени, фасад наряжали в фальшивый декор из дерева, расписанного холста и штукатурки. Первый раз такую декорацию сделали в 1589 году для свадьбы Фердинандо I де Медичи с Кристиной из Лотарингии. Фасад украшали картины, лепнина и статуи.

Вторая декорация была подготовлена к приезду в город Маргариты Луизы Орлеанской.

Третья - в 1688 году для свадьбы принца Фердинанда. Это украшение фасада - разрисованная штукатурка - было изготовлено по проекту Эрколе Грациани и оно сохранилось вплоть до девятнадцатого века, остатки этой росписи можно увидеть на этих фотографиях.

В XIX веке разные художники предлагали свои версии оформления фасада, в основном, в готическом стиле, который тогда вновь стал очень востребован. Не буду вас утомлять рассказами про споры и скандалы между дизайнерами, а расскажу о заключительном этапе, когда декором фасада занялся Эмилио де Фабрис. К тому времени, с 1861 по 1865 гг было проведено 3 (!) международных конкурса. Де Фабрис вышел из них победителем и стал официально называться «архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре». Но ему не удалось завершить начатое, он умер.

Проект Де Фабриса 1866-67

Проект был завершен в 1876 году Луиджи Дель Моро. Но и тут все было не слава богу: разгорелись споры, как украсить фасад -готическими шпилями, на манер Дуомо в Сиене, или как классическую базилику?

Новое на сайте

>

Самое популярное