Домой Глаза Гердер иоганн готфрид о культурном многообразии народов. Гердер – краткая биография

Гердер иоганн готфрид о культурном многообразии народов. Гердер – краткая биография

Иоганн Готфрид Гердер

Гердер, Иоганн-Готфрид (1744 - 1803) - известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются "Идеи по философии истории человечества ".

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ, теолог, поэт, критик и эстетик, теоретик «Бури и натиска», большой друг и учитель И. Гете . Родился в Морунгене (сейчас Моронг) в семье бедного лютеранского священника. Ученик раннего Канта. В 1764 году окончил Кенигсбергский университет. В 1764-1769 годы служил пастором в Домском соборе в Риге, с 1776 года – в Веймаре, много путешествовал по Европе. В Риге сблизился с кружком К. Беренса, члены которого бурно обсуждали проекты реформ в духе Просвещения. Затем стал членом и секретарем одной из масонских лож . Написал трактат о происхождении языка. Основоположник понятия народности. Собирал и переводил народные песни, преподавал. Находясь вдали от Кенигсберга не прерывал связи с Гаманом и Кантом , печатался в кенигсбергских изданиях. Заметно повлиял на взгляды А. Н. Радищева .

Материалы перепечатываются из проекта "Восточно-Прусский словарь", составленного Алексеем Петрушиным с использованием кн.: "Очерки истории Восточной Пруссии", под редакцией Г.В. Кретинина.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ, писатель, литературовед (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Румянцева Т.Г. Деятельность Гердера знаменует собой новый этап просветительства в Германии (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Прослыл «горячим русским патриотом» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010 ).

Счастливцев Р.А. Испытал влияние Г. Лессинга и особенно И. Гамана (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. I, А - Д ).

Гулыга А.В. Предсказывал большое историческое будущее славянских народов (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963 ).

Бейкер Д. Р . «Ни шимпанзе, ни гиббон не являются вашими братьями...». (Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015 )

Проводил идею становления и развития мира как органического целого (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Реабилитировал народную средневековую поэзию (Всемирная история. Том V. М., 1958 ).

Далее читайте:

Гердер Иоганн Готфрид. Идеи по философии истории человечества . (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977 ).

Гердер. Идеи к философии истории человечества (Статья А. А. Костикова о неоконченной работе И. Г. Гердера ).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Германия в XIX веке (хронологическая таблица)

Сочинения:

Werke, Bd 1-32. В., 1877-1899; Bd 1-5. В.-Weimar, 1978; в рус. пер.: Избр. соч. М.-Л., 1959.

Литература:

Гулыга А. В. Гердер. М., 1975;

Adler Н. Die Pragnanz des Dunklen. Gnoseologie, Asthetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder. Hamb., 1990;

Schmitz M. J. G. Herder: Ahndung kiinftiger Bestimmung. Stuttg.-Weimar, 1994.

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман.

Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, - с другой. Деятельность f. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности

и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний - Рига, Париж, Гамбург, Страсбург - Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам; вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей.

Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли.


В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый ев-

ропоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием "Идей к философии истории человечества" явились "Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом и его философией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллигону" (1800).

Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей - Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др.

Введение

Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (нем. Johann Gottfried Herder, 25 августа 1744, Морунген, Восточная Пруссия - 18 декабря 1803, Веймар) - выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века.

1. Биография

Родился в семье бедного школьного учителя, окончил богословский факультет Кёнигсбергского университета. В родной Пруссии ему угрожала рекрутчина, поэтому в 1764 году Гердер уехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже - пасторского адъюнкта. В Риге начал литературную деятельность. В 1776 благодаря стараниям Гёте, переселился в Веймар, где получил должность придворного проповедника. В 1788 совершил путешествие по Италии.

2. Философия и критика

Сочинения Гердера «Фрагменты по немецкой литературе» (Fragmente zur deutschen Literatur , Riga, 1766-1768), «Критические рощи» (Kritische Wälder , 1769) сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «Бури и натиска» (см. «Sturm und Drang»). Здесь мы встречаемся с новой, восторженной оценкой Шекспира, с мыслью (ставшей центральным положением всей буржуазной теории культуры Гердера), что каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории имеет и должен иметь литературу, проникнутую национальным духом. Гердер обосновывает положение о зависимости литературы от естественной и социальной среды: климата, языка, нравов, образа мыслей народа, выразителем настроений и взглядов которого является писатель, совершенно определённых специфических условий данного исторического периода. «Могли ли бы Гомер, Эсхил, Софокл написать свои произведения на нашем языке и при наших нравах? - задаёт вопрос Гердер и отвечает: - Никогда!»

Антон Граф. Портрет И. Г. Гердера, 1785

Развитию этих мыслей посвящены произведения: «О возникновении языка» (Berlin, 1772), статьи: «Об Оссиане и песнях древних народов» (Briefwechsel über Ossian und die Lieder alter Völker , 1773) и «О Шекспире», напечатанные в «Von deutscher Art und Kunst» (Hamb., 1770). Сочинение «Тоже философия истории» (Riga, 1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. К эпохе Веймара относятся его «Пластика» , «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» , «О духе древнееврейской поэзии» (Dessau, 1782-1783). С 1785 начал выходить монументальный труд «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit , Riga, 1784-1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток, античность, средние века, Возрождение, новое время - изображены Гердером с поражавшей современников эрудицией. Одновременно он издал сборник статей и переводов «Рассеянные листки» (1785-1797) и философский этюд «Бог» (1787).

Последними его большими трудами (если не считать богословских произведений) являются «Письма для споспешествования гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität , Riga, 1793-1797) и «Адрастея» (1801-1803), заострённая главным образом против классицизма Гёте и Шиллера.

3. Художественные произведения и переводы

Из числа оригинальных произведений лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии». Менее удачны его драмы «Дом Адмета», «Освобождённый Прометей», «Ариадна-Либера», «Эон и Эония», «Филоктет», «Брут».

Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Гердера. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой литературы. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Völkslieder , 1778-1779), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Völker in Liedern ), открывшая путь новейшим собирателям и исследователям народной поэзии, так как только со времён Гердера понятие о народной песне получило ясное определение и сделалось подлинным историческим понятием; в мир восточной и греческой поэзии вводит он своей антологией «Из восточных стихотворений» (Blumenlese aus morgenländischer Dichtung ), переводом «Сакунталы» и «Греческой антологией» (Griechische Anthologie ). Свою переводческую деятельность Гердер завершил обработкой романсов о Сиде (1801), сделав достоянием немецкой культуры ярчайший памятник староиспанской поэзии.

4. Значение

4.1. Борьба с идеями Просвещения

Гердер - один из значительнейших деятелей эпохи «Бури и натиска». Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Просветители считали задачей современного им художника приближение через подражание к этим совершенным образцам. В противоположность всем этим утверждениям Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является как раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Гердер необычайно восторженно относился к народной поэзии, Гомеру, Библии, Оссиану и, наконец, Шекспиру. По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображён и истолкован «естественный» человек.

4.2. Идея развития человечества

Гейне говорил о Гердере: «Гердер не восседал, подобно литературному великому инквизитору, судьей над различными народами, осуждая или оправдывая их, смотря по степени их религиозности. Нет, Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал универсальную гармонию ее различных звуков».

По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, - с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность.

Поэтому Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни.

Однако с теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь в этом с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем. И это не единичный случай соприкосновения Гердера с воззрениями представителей эпохи Просвещения. Опираясь на Гаманна, Гердер в то же время солидаризуется по ряду вопросов с Лессингом.

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

    разумные способности людей сделать разумом;

    данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;

    влечения личности сделать свободными и красивыми.

4.3. Идея национального государства

Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства, но она возникла в его учении из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Ведь такое государство, как считал Гердер, и в этом проявлялись его народная идея, разрушало сложившиеся национальные культуры. Чисто природным созданием ему, собственно, представлялись только семья и соответствовавшая ей форма государства. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.

«Природа воспитывает семьи и, следовательно, самое естественное государство - то, где живёт один народ с единым национальным характером». «Государство одного народа - это семья, благоустроенный дом. Оно покоится на собственном фундаменте; основанное природой, оно стоит и погибает только с течением времени».

Гердер называл такое государственное устройство первой степенью естественных правлений, которая останется высшей и последней. Это означает, что нарисованная им идеальная картина политического состояния ранней и чистой народности оставалась его идеалом государства вообще.

4.4. Учение о народном духе

«Вообще - то, что называется генетическим духом и характером народа, удивительно. Он необъясним и неугасим; он стар как народ, стар, как страна, которую этот народ населял».

В этих словах заключена и квинтэссенция учения Гердера о духе народа. Учение это в первую очередь было направлено, как уже на предварительных стадиях его развития у просветителей, на сохраняющуюся сущность народов, устойчивое в изменении. Оно покоилось на более универсальном сочувствии многообразию индивидуальностей народов, чем несколько позднее учение исторической школы права, вытекавшее из страстного погружения в своеобразие и творческую силу немецкого народного духа. Но оно предвосхищало, хотя и с меньшей мистикой, романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. Оно, подобно романтике, видело в национальном духе незримую печать, выраженную в конкретных чертах народа и его творениях, разве только это видение было более свободным, не столь доктринёрским. Менее жёстко, чем впоследствии романтизм, оно рассматривало и вопрос о неизгладимости народного духа.

Любовь к сохранившейся в чистоте и нетронутости народности не препятствовала ему признавать и благотворность «прививок, своевременно сделанных народам» (как это сделали норманны с английским народом). Идея национального духа получила у Гердера особый смысл благодаря приложению к её формулировке его любимого слова «генетический». Это означает не только живое становление вместо застывшего бытия, при этом ощущается не только своеобразное, неповторимое в историческом росте, но и та творческая почва, из которой проистекает всё живое.

Гораздо критичнее относился Гердер к появившемуся тогда понятию расы, рассмотренному незадолго до этого Кантом (1775). Его идеал гуманности противодействовал этому понятию, которое, по мнению Гердера, грозило вновь довести человечество до животного уровня, даже говорить о человеческих расах казалось Гердеру неблагородным. Их цвета, считал он, теряются друг в друге, и всё это в конце концов только оттенки одной и той же великой картины. Подлинным носителем великих коллективных генетических процессов был и оставался, по мнению Гердера, народ, а ещё выше - человечество.

4.5. Буря и натиск

Таким образом Гердер может рассматриваться как мыслитель, стоящий на периферии «бури и натиска». Всё же в среде штюрмеров Гердер пользовался большой популярностью; последние дополнили теорию Гердера своей художественной практикой. Не без его содействия в немецкой буржуазной литературе возникли произведения с национальными сюжетами («Гёц фон Берлихинген» - Гёте, «Отто» - Клингера и другие), произведения, проникнутые духом индивидуализма, развился культ прирождённой гениальности.

Именем Гердера в Риге названы площадь в Старом городе и школа.

Литература

    Гербель Н. Немецкие поэты в биографиях и образцах. - СПБ., 1877.

    Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера (кн. 1-5). - СПБ., 1829.

    Сид. Пред. и примеч. В. Зоргенфрея, ред. Н. Гумилёва. - П.: «Всемирная лит-pa», 1922.

    Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2-х тт. - М., 1888.

    Пыпин А. Гердер // «Вестник Европы». - 1890. - III-IV.

    Меринг Ф. Гердер. На философские и литературные темы. - Мн., 1923.

    Гулыга А. В. Гердер. Изд. 2-е, доработ. (изд. 1-е - 1963). - М.: Мысль, 1975. - 184 с. - 40 000 экз. (Серия: Мыслители прошлого).

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939.

Иоганн Готфрид фон Гердер (25 августа 1744 – 18 декабря 1803) – один из самых выдающихся и влиятельных писателей и мыслителей Германии. Гердер родился в Морунгене, в Восточной Пруссии. В ранней юности положение его было мрачное и тяжелое, и избавлением от него он был обязан только вмешательству одного русского полкового хирурга, который предложил отцу Гердера взять юношу с собою для изучения хирургии в Кенигсберг, а оттуда в Петербург. Иоганн Гердер прибыл в столицу Восточной Пруссии в конце лета 1762, и так как сразу понял, что совершенно не подходил к избранной для него его покровителем специальности, то записался студентом на богословский факультет кенигсбергского университета. Значительное влияние на духовное развитие юноши из университетских преподавателей оказал один только Кант , а вне университетских кругов – «северный маг». И. Г. Гаманн (философ и идеолог литературного движения «Бури и натиска »). Из воздействий, оказанных на него обширным и разнообразным чтением, наиболее глубоким, определившим весь его духовный склад было влияние Жана Жака Руссо .

Первыми литературными опытами Иоганна Готфрида Гердера были стихотворения и рецензии в «Кенигсбергской газете»; у него при этом возникали и различные литературные планы. Осенью 1764 Гердер был приглашен в Ригу преподавателем в соборную школу. Позже его назначили там же пасторским адъюнктом при двух церквах, так что он нашел немаловажное поприще для деятельности в этой старой столице Лифляндии, которая в то время пользовалась еще почти полной самостоятельностью. В этих благоприятных обстоятельствах Гердер начал свою широкую литературную деятельность статьями: «Фрагменты по новой немецкой литературе» (Рига, 1766 – 1767) и «Критические леса» («Критические рощи») (1769). Указывая на то, что литературные произведения всех национальностей определяются особым гением народности и языка, дополняя критический метод исследования Лессинга своим собственным, генетическим, Гердер занял самостоятельное положение в великой идейной борьбе той эпохи. Сильное стремление к путешествиям и потребность подготовиться к будущей крупной деятельности побудили Гердера весной 1769 выйти в отставку. В июне он отправился в большое путешествие и посетил Париж, а в конце апреля 1771 занял должность придворного проповедника и советника консистории в Бюкебурге.

Иоганн Готфрид Гердер. Портрет работы А. Графа, 1785

Время пребывания в этом городе было для Иоганна Готфрида Гердера настоящим периодом «бури и натиска». Талантливым рассуждением «О возникновении языка» (1772), начатым Гердером еще в Страсбурге и премированным берлинской академией, открывается длинный ряд разнообразнейших сочинений, в которых он прокладывает и указывает новые пути для молодой литературы. Двумя статьями в летучих листках «Из немецкого искусства» (Гамбург, 1773) – «Об Оссиане и песнях древних народов» и «О Шекспире » – а также сочинением «Причины упадка вкуса у различных народов там, где он прежде процветал», Гердер стал в самом центре движения, стремившегося к обретению вновь поэзии, дышащей истинною натурою, исходящей из жизни и воздействующей на жизнь. В сочинении «Ещё одна философия истории для воспитания человечества» (1774) он объявляет войну хвастливому и бесплодному образованию эпохи «просвещения» . Уже и эта работа вызвала решительнейшие возражения и злобные нападки на Гердера. Они еще усилились по поводу его богословских и полубогословских работ: «Древнейшее свидетельство человеческого рода» (1774 – 76); «Пояснения к Новому завету из одного вновь открытого восточного источника» (1775) и «Пятнадцать провинциальных писем к проповедникам» (1774).

Гердер вел переговоры по приглашению его в геттингенский университет, но благодаря дружеским стараниям Гете , был весною 1776 призван в Веймар, где его литературная деятельность стала ещё шире и сильнее. Процесс внутреннего просветления, обративший наиболее выдающихся представителей «бури и натиска» в главных вождей немецкой классической литературы, начался и у Гердера к концу 1770-х годов. Очень важное философское рассуждение «Познание и ощущение человеческой души. Комментарии и мечты» (1778), работа «Пластика» (1778) и давно готовые к печати «Народные песни» (которым впоследствии Иоганнес фон Мюллер дал заглавие «Голоса народов в песнях», 1778 – 79) – были первыми произведениями, вышедшими в свет во время пребывания Гердера в Веймаре. Премированное мюнхенской академией рассуждение «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» (1778) представляет новые доказательства, что истинная поэзия есть язык чувств, первых могучих впечатлений, фантазии и страсти, и что поэтому действие языка чувств всеобще и в высшей степени естественно – истина, которую в то же время пропагандировали в широких кругах его «Народные песни», избранные с большим уменьем и знанием литературы, живо прочувствованные и отчасти прекрасно переведенные.

Чрезвычайно счастливое влияние на дальнейшее духовное развитие Иоганна Готфрида Гердера оказывало возобновление с начала 1780-х г. близких отношений с Гете. В этот же период 1780-х гг. Гердер создал почти все то, что своей внутренней зрелостью и внешним совершенством дало прочное значение всегда гениальной его деятельности. Если «Письма, касающиеся изучения теологии» (1780 – 1781) и ряд отличных проповедей относятся к должности и ближайшим обязанностям Гердера, то большое, оставшееся неоконченным сочинение «О духе еврейской поэзии» (1782 – 1783) представляет уже переход от теологии к поэзии и литературе. Из глубокого сочувствия к природной силе, благочестию и своеобразной красоте еврейской поэзии создалось произведение, о котором биограф Гердера, Р. Гайм, отзывается, что оно «сделало для знания и понимания Востока то же, что сделали сочинения Винкельмана для изучения искусства и археологии».

В 1785 Гердер начал издание своего большого главного труда «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791, 4 тома). Оно стало исполнением его давнишнего плана, более широким развитием мыслей, которые он давно уже высказывал в небольших сочинениях, и вместе с тем – энергичным собранием воедино всех его мыслей и мечтаний о природе и жизни человека, о космическом значении земли, о задаче живущих на ней людей, «у кого единственная цель бытия направлена к образованию человечности, которой должны служить все низменные земные потребности»; о языках и нравах, о религии и поэзии, о сущности и развитии искусств и наук, об образовании народностей и об исторических событиях. Одновременно Гердер напечатал сборник «Разрозненные листки» (1785 – 1797), ряд прекраснейших статей и поэтических переводов. Свое уважение к Спинозе , он выразил в разговорах, которые напечатал в 1787 под заглавием «Бог».

Важный период в жизни Иоганна Готфрида Гердера составило путешествие в Италию (1788 – 1789). Но состояние его здоровья улучшилось только временно; физические страдания лишали его жизнерадостности и рабочей силы. Пятая часть «Идей» осталась недописанной, и уже «Письма в поддержку гуманности» (Рига, 1793 – 1797, 10 сборников) носят окраску его омраченного духа. Но и в этот период он еще дает превосходные произведения. Старый дух Гердера сохраняется в его «Терпсихоре» (1795), в «Христианских писаниях» (1796 – 1799, 5 сборников). Зато в произведении «Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума» (1799) и в «Каллигоне» (1800) Гердер с ожесточением и бездоказательно нападает на философию и эстетику Канта . «Адрастея» (1801 – 1803) полна скрытыми выходками против красоты и жизнерадостности поэзии Гете и Шиллера , которые он не признает, недостойно восхваляя при этом отжившее и ограниченное. Только мучительное физическое состояние может оправдать этот последний злополучный поворот в его литературной деятельности. Физические силы Гердера все более ослабевали. Последнюю отраду доставила ему поэтическая обработка «Легенды», перевод цикла испанских романсов «Сид» и драматические произведения: «Освобождённый Прометей » и «Дом Адмета ». В 1802 и 1803 Гердер летом ездил лечиться на воды в Ахен и Эгербруннен. Осенью 1803 последовал новый сильный припадок неизлечимой болезни печени, и зимою Иоганн Готфрид Гердер умер. На его надгробном памятнике в веймарской городской церкви надпись: «Licht, Liebe, Leben» («свет, любовь, жизнь»). Перед церковью в 1850 поставлена бронзовая статуя Гердера.

В немецкой литературе Гердер часто является автором, полным загадок и противоречий, менее ровным в произведениях, чем его великие современники, но богатым, многосторонним, одаренным высочайшим вдохновением и глубочайшей силой критики, изобилующим духовной жизнью и пробуждающим ее вокруг себя. В преобразовании немецкой жизни в конце XVIII века он принимал более мощное и решительное участие, чем кто-либо другой, и следы его деятельности можно найти и в литературе в тесном смысле, и в специальных науках, и в тех отраслях их, которые возникли по его инициативе. Почти во всех произведениях Иоганна Готфрида Гердера обнаруживается громадное богатство мыслей, гениальность воззрений и изумительная восприимчивость всего истинно поэтического. Очень высоки его заслуги, как переводчика, усвоившего и истолковавшего дух поэзии чужих народностей. Наряду с «Народными песнями», «Сидом», эпиграммами из греческой антологии, поучениями из «Сада роз» Саади и большим количеством других стихотворений и поэтических образов, которые перенес в немецкую литературу восприимчивый дух Гердера, стоят те восточные рассказы, парамифии и басни, которыми он пользуется, чтобы вложить в пересказ собственные нравственные воззрения и учения о гуманности. Но еще выше поэтического дара Гердера его прозаический талант: он – в одно время великий историк культуры, философ религии, эстетик с тонким чутьем, производительный критик, блестящий эссеист, наконец, проповедник и оратор с богатым содержанием в привлекательной форме.

, Критик , Поэт

Иоганн Готфрид Гердер (Herder) (1744-1803) - немецкий философ, критик, эстетик. Ведущий деятель позднего Просвещения, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.

В 1764-1769 годах был пастором в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг Иоганна Вольфганга Гете. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.

В ошибке любой женщины есть вина мужчины.

Гердер Иоганн Готфрид

Жизнь и сочинения Гердера

Иоганн Готфрид Гердер родился 25 августа 1744 года, в Морунгене. Учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Иммануила Канта, дружил с Иоганном Георгом Гаманом). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Джордано Бруно, Бенедикта Спинозы, Готфрида Вильгельма Лейбница. В 1764-1769 преподавал в церковной школе Риги, где вышли его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 году Гердер предпринял путешествие в Париж, где познакомился с Дени Дидро и Жаном Лероном Д"Аламбером.

Возвратившись в Германию, Гердер провел две недели в Гамбурге в обществе Готхольда Эфраима Лессинга, оказавшего на него огромное влияние. В 1770 году жил несколько месяцев в Страсбурге, где познакомился с Гете и создал трактат «О происхождении языка» (издание 1772).

Два величайших тирана на земле: случай и время.

Гердер Иоганн Готфрид

В 1771-1776 годах Иоганн Гердер был советником консистории в Бюкебурге. В этот период он стал деятельным участником движения «Буря и натиск». В 1776 переехал в Веймар, где стал генералсуперинтендантом протестанской общины. Вместе с Гете возглавлял веймарское содружество ученых и писателей. В этот период Гердер интенсивно занимался естественными и историческими науками, создал свой шедевр - «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791).

Ранний период Гердера

В начале 1770-х годов Иоганн Гердер разрабатывал проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоят у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дало одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Гердер отрицал генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергал богоданность языка, но и, полемизируя с Этьеном Бонно де Кондильяком и Жан Жаком Руссо, утверждал его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й половине 1780-х годов философ вовлекся в «спор о пантеизме» и опубликовал трактат «Бог» (1787), в котором выказал себя радикальным сторонником спинозизма.

Я хорошо понимаю, что нельзя коснуться разгорающегося пламени, нельзя охватить пенящаеся море в каждой волне как что-то надежное; но из этого не следует, что наша душа не охватывает их.

Гердер Иоганн Готфрид

«Идеи к философии истории человечества»

В «Идеях к философии истории человечества» Иоганн Гердер реализовал свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандиозном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дал изображение поэтапного становления человечества.

В центре внимания автора - процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимал как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем - к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивал значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называл «климатом») и считал достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признал ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых - стремление к созиданию общества.

Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума.

Гердер Иоганн Готфрид

Основной сплачивающей силой общества Гердер считал культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделял особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо, Гердер возвратился в «Идеях…» к историческому оптимизму Просвещения и видел в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.

Судьба учения Гердера

Поздний Гердер разрабатывал своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-1797), где, в частности, выдвинул свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) Гердер вступал в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Иммануилом Кантом. «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики.

Позорно не наказание, а преступление

Гердер Иоганн Готфрид

В рамках зрелого немецкого Просвещения учение Гердера оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Идеи Гердера вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Мысль Гердера о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера.

Вместе с тем мировоззрение Гердера стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Иоганна Готлиба Фихте и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, антропологии Людвига Фейербаха, герменевтики Вильгельма Дильтея, философии жизни, либеральной протестантской теологии.

Иоганн Готфрид Гердер - цитаты

В ошибке любой женщины есть вина мужчины.

Два величайших тирана на земле: случай и время.

Я хорошо понимаю, что нельзя коснуться разгорающегося пламени, нельзя охватить пенящаеся море в каждой волне как что-то надежное; но из этого не следует, что наша душа не охватывает их.

Новое на сайте

>

Самое популярное