Домой Холестерин Конспект урока по Литературе «Нравственные проблемы в рассказе «Юшка». Анализ рассказа

Конспект урока по Литературе «Нравственные проблемы в рассказе «Юшка». Анализ рассказа

В рассказе «Юшка». Удивительна она судьбой главного героя Ефима Дмитриевича, которого весь народ называл Юшкой. Главной целью его жизни было любить людей, дарить окружающим радость, тепло, добро. Народ не понимал и не принимал Юшку, этот человек для него был слишком странен, непонятен, необычен, а потому вызывал глухое раздражение.

Юшка был некрасивым: «мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Двадцать пять лет проработал он помощником на кузне, но никогда не тратил свое жалованье на еду и одежду. В городишке Юшка был знаменитым, но не благодаря своей запоминающейся внешности или успехам в работе. Знаменитым Юшку делал необычайно кроткий нрав. Поэтому его обижали все, от мала до велика.

Когда Юшка тихо брел по улице, дети бросали свои игры с одной-единственной целью - поизмываться над незлобивым стариком. Да и стариком его нельзя было назвать: сорокалетнего Юшку давно уже мучила и состарила прежде времени чахотка. Дети удивлялись и злились, что Юшка не отвечает на их неблаговидные поступки. Они кидали ему в лицо сухие ветки, камешки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбегали к нему, чтобы потрогать руками и убедиться, что он действительно живой. Л Юшка искренне верил, что дети любят его, только они не умеют выразить свою любовь иным путем. Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить.

Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение - и взрослый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Непонятное всегда вызывает у людей раздражение. Их бесила его безответность, молчаливость, его непохожесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!»

«Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай. На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Он всегда и всем мешал. Но действительно ли легче стало жить людям после смерти «божьего чучела»? Оказывается, нет, без Юшки людям стало жить только хуже. Вся злоба, недовольство ЖИЗНЬЮ, которое вымещалось на Юшке, теперь расходовалось друг на друга.

То, что при жизни Юшки где-то зрело в подсознании, вышло на поверхность после его смерти: он действительно был добрее, милосерднее всех их. Юшка не пил чаю, не покупал сахар, долгие годы носил одну и ту же одежду без смены, чем вызывал недоумение окружающих. Не знали они, что Юшка экономил деньги для того, чтобы помочь девочке-сироте. Маленькую сироту Ефим Дмитриевич поместил в семейство в Москве, потом в школу. Каждый год он приходил навестить девочку, приносил ей деньги, чтобы она жила и училась. Девочка выросла, стала врачом. Она знала, что Юшка болел чахоткой, и приехала его лечить, «лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...».

А ведь и вправду нужен был Юшка на этом свете. Он не зря прожил жизнь, если посвятил ее такому благородному делу: помог выжить. помог стать настоящим человеком никому не нужной девочке-сироте. Можетбыть, не стал идеалом Юшка для серой и безликой массы ожесточенного народа, но для маленькой и одинокой девочки его имя стало священным. Своей жизнью, своим примером Юшка научил хотя бы одного человека в этом мире любить и отдавать свое тепло другим.

2 вариант

В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться-наши сердца. Они заставляют задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. По мнению писателя, преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью любить и сохранять доброе отношение к людям, даже сталкиваясь с их жестокостью и черствостью. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

Юшка - бедный юродивый, страдающий от чахотки. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами, как у слепца, в которых всегда стоит влага, «как неостывающие слезы». Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается горе, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду».

Читая этот рассказ, мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью, которая обрушивается на бедного юродивого. Но Юшка никогда не отвечал злостью своим обидчикам. Даже когда хозяйская дочь Даша находила его избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, - говорил несчастный. - Сердце в людях бывает слепое». А у самого Юшки сердце было «зрячим». Он был наделен редким даром - даром любви. И любовь эта была святая и чистая. Свою чистую любовь Юшка переносил и на людей, прощал им нанесенные обиды и оскорбления, искренне считая эти издевательства извращенной формой любви к нему. Наивный старик убежден в том, что если он по закону родился, то « всему свету нужен...» и без него «тоже, значит, нельзя». За эти свои убеждения он и умирает. Услышав от прохожего, что его существование никчемно и ненужно, Юшка «осерчал впервые», возмутился, и получил за это смертельный удар. Но после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях - он действительно был нужен людям, чтобы сердца их отводить от злобы и ярости, от ожесточения жизнью.

Автор дает нам понять, что существование таких людей имеет свой смысл и значение. Их жизнь не проходит на этой земле бесследно. Так и Юшка оставил на земле свой след - вырастил сиротку, выучил в Москве, отказывая себе во всем. Каждый год проведывал девушку, привозил деньги, чтобы она могла жить и учиться. Он любил ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, всегда отвечала ему «всем теплом и светом своего сердца». Выучившись и став врачом, она приехала, чтобы вылечить Юшку от болезни. Но, к сожалению, опоздала. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается в городке, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым - свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Возможно, ей удастся продолжить дело приемного отца - излечить сердца людей от несправедливости, жестокости и «слепоты», вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно в этом видел Юшка смысл своего существования на земле.

Если домашнее задание на тему: » ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Главная мысль рассказа А. П. Платонова «Юшка» - бескорыстие, умение сопереживать. Это подтверждают и Юшка, главный герой рассказа, и девушка,
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Основным персонажем произведения является Юшка, представленный писателем в образе рано состарившегося чахоточного мужчины.

Юшка описывается в рассказе как работающий помощником кузнеца человек, которому исполнилось сорок лет, в поношенной, потертой одежонке, имеющего вид морщинистого старца, поскольку давно страдает от чахотки. Юшка имеет маленький рост, отличающийся чрезмерной худобой, всегда влажными, с неостывающими слезами, глазами и парой редких седых волос на подбородке.

Среди окружающих Юшка считается юродивым, над которым издеваются и потешаются и взрослые, и дети. Мужчина раздражает людей своей необычностью, добрым отношением к природе, трепетно относясь к красоте бабочек, вдыхая цветочный аромат, поглаживая кору деревьев. Юшка не обращает внимание на нападки черствых, злых людей, не обижаясь на них, не вступая в словесные перепалки и не давая сдачи. Он является человеком, у которого в характере полностью отсутствуют негативные человеческие качества в виде жестокости, грубости, злости. Юшка считает, что обидные слова и поступки людей в отношении него являются специфическим проявлением человеческой любви. Его личное убеждение основывается на собственной необходимости быть нужным людям, о чем он делится с дочерью кузнеца.

Свое маленькое жалование, добытое тяжелым трудом в кузнице, Юшка практически не тратит, отказывая себе в покупке одежды и даже в куске сахара, поскольку каждое лето оказывает помощь девушке, являющейся сиротой, оплачивая ее обучение в медицинском университете, в который девушка поступила с целью излечить Юшку от смертельного заболевания. Но, к сожалению, мечте девушке не суждено сбыться, поскольку со временем Юшка становится все более слабым и в один момент умирает от падения на землю при ударе озлобленного прохожего.

После смерти Юшки жители не почувствовали облегчения, которое так жаждали, поскольку у них исчезла мишень, с помощью которой они избавлялись от приступов человеческой злобы и ожесточения.

Девушка, которая стала прекрасным врачом благодаря материальной поддержке Юшки, в память о своем благодетеле остается жить в его родном городе и посвящает свою жизнь оказанию медицинской помощи чахоточным больным.

Повествуя о жизни необычного человека по имени Юшка, писатель рисует картину правдивой и реальной действительности, в которой царят жестокость, черствость и равнодушие.

Вариант 2

В произведениях Андрея Платоновича Платонова в большинстве своем главными героями выступают добрые, отзывчивые и безобидные люди. Несмотря на жизненные трудности, они находят в себе силы, чтобы продолжать жить, а не существовать, как это делают многие. Одним из таких и является главный герой Юшка.

Рассказ, написанный Андреем Платоновичем Платоновым в 1945 году. Опубликован в журнале в 1946 году «Новый мир». Несмотря на простоту написания и сравнительно небольшой объём, имеет огромную значимость для воспитания характера человека, содержит глубокие мысли о человечности, так необходимые подрастающему поколению.

Юшка – человек невысокого роста, худощавый, бедный мужчина возрастом 40 лет. Единственным средством заработка мужчины является кузня, где он трудится в роли помощника. Несмотря на то, что настоящее имя мужчины Ефим, весь город звал его Юшка. Перенесенная чахотка сделала его слабым и состарила, постоянно наполняла его глаза слезами, так как испортило зрение. Одежда у него была всего одна, и та была постоянно на нем.

У Юшки был очень добрый, отзывчивый и любвеобильный характер. Он никогда никого не обижал, не унижал и не издевался. Любил природу и людей, даже, несмотря на то, что последние к нему были очень злы. Дети, при виде мужчины, кидали в него грязью и комьями земли, взрослые могли спокойно его ударить или оскорбить, прогнать от куда и как им вздумается. Никто не любил Юшку, кроме дочери хозяина кузнецы Даши.

Каждый год Юшку уходил в неведомом никому направлении, взяв с собой все заработанные на тяжелой работе деньги. Абсолютно никто и не мог подумать, догадаться, что он содержит сироту, учившуюся в Москве на врача. Он бескорыстно отдавал ей все свои деньги и помогал как мог. Взамен, она обещала стать настоящим врачом, помогать людям и вылечить его болезнь. Но, к сожалению, он погиб, получив удар от прохожего за то, что посмел противиться ему избивать себя.

Автор представляет читателю образ настоящего человечного, доброго, вселюбящего мужчины. Жизнь которого, как казалось, ничего не стоит. Но его поступки сказали всё сами за себя, без лишнего трёпа и напыщенности, как это делали другие. Пусть Юшка и был безобразным и бедным, но он принёс в свой город врача, который будет лечить и спасать жизни. Тем самым может изменить ход истории, пока остальные только об этом мечтают и громко выражаются с трона своей гордыни и ненависти ко всему живому.

Сочинение про Юшку

Практически во всех произведениях такого автора, как Платонова, герои, в основном, это добрые и великодушные люди. У них на пути встречается множество трудностей, однако, они находят силы, чтобы дальше идти свой путь. Именно это все воплощается в лице главного героя Юшка.

Свой рассказ Андрей Платонович написал, когда закончилась Вторая мировая война. Его сразу же опубликовали в одном известном журнале. Рассказ был довольно-таки прост в написании и совсем небольшой, однако, имел огромную значимость для человека и становлении мировоззрения. В рассказе имеются мысли о сущности человека.

Юшка – мужчина среднего возраста, довольно худой. Он работает помощником кузнеца и этим зарабатывает на жизнь. По-настоящему главного герою зовут Ефим, однако, все его называют Юшка. Он переболел чахоткой, из-за этого он стал очень слаб и немощен. Его глаза постоянно слезились, зрение ухудшилось. Он был и так худым, но похудел после болезни еще больше.

Юшка обладал очень добрым, отзывчивым характером. У него никогда в жизни не закрадывалась мысль в голове о том, чтобы кого-то обидеть или унизить. Он часто любовался природой. Относился к людям всегда хорошо, хоть те не всегда были к нему приветливы. Никто не любил и не уважал Юшку. Его могли избить или унизить просто так. Все его ненавидели. Юшку любила только дочь кузница, где работал Юшка, Даша.

Ежегодно Юшка куда-то уходил, брав с собой все деньги. Никто и не мог подумать, что в Москве он содержит сироту, которая училась на врача. Он отдавал все деньги этой девочки, не прося ничего взамен. Она обещала, как вырастет, вылечить его от этой страшной болезни. Однако, служба сложилась плачевно. Он погибает от избиение. Его убил обычный прохожий.

Платонов показал Юшку только с положительной стороны. Он был в глазах читателя добрым и веселым мужчиной. Его никто не уважал, а он любил всех чистым сердцем, всегда относился по-человечески ко всем. Он был добр и по-своему наивен. Юшка, безусловно, заслуживает уважения. Пожалуй, это один из самых добрых, чистых и искренних, бескорыстных героев, которые были у Платонова. Автор любит этого героя с некой особенность и чистотой.

Образец 4

Произведение посвящено теме человеческих взаимоотношений. Автор, создав образ доброго и беззащитного человека, поставил перед читателями проблему человеческой жестокости и возможности любви к людям.

Главный герой рассказа – мужчина средних лет, работающий разнорабочим в кузнице, не пользуется уважением со стороны окружающих. Для живущих рядом он просто Юшка и отношение к нему соответствующее. Взрослые и даже дети бьют и притесняют главного героя рассказа.

Причиной этого служит то обстоятельство, что Юшка не дает отпора никому и оскорбления или удары, которым он подвергается, остаются абсолютно безнаказанными. Представляется, что Платонов сознательно создал не очень достоверный, редко встречающийся в реальности образ. Однако, в принципе, в рассказанной им истории нет ничего, что не могло бы иметь место в реальности. Известно, что человек обладает большой внутренней свободой и может, воспринимая мир и обстоятельства, как он хочет, игнорировать чужое воздействие. Принципы и убеждения могут дать каждому возможность не становиться игрушкой обстоятельств и поступать согласно своим настоящим желаниям, а не поддаваться на провокации и воздействия извне.

Юшка представлен в данном произведении как воплощение любви к людям и живым существам вообще (он целует цветы и поднимает мертвых насекомых). Его стремление жить в гармонии и мире с другими явно не является следствием психического заболевания, так как устав от перенесенных страданий он ослабел. У доброго человека иссякли внутренние силы, и он уже не смог противостоять добром злу. Юшка дает отпор обидевшему его пьяному, заявляя ему о равенстве людей. После этого он случайно погибает от руки того, кому решил дать отпор. Смерть Юшки умножает зло в городе, так как людям уже не на ком безнаказанно сорвать зло. Получая отпор, они стремятся отомстить, что вызывает рост конфликтов и ссор.

Однако, показав торжество жестокости в нашем мире, устроенном далеко не лучшим образом, и трагическую судьбу героя, автор все же говорит о своей вере в торжество Добра. Девочка, оставшаяся сиротой, которой помогал Юшка, тратя на нее свои скудные доходы, причем без всякого корыстного умысла, переняла его эстафету и впоследствии начала бесплатно лечить больных чахоткой. Ее стремление стать врачом вызвано сочувствием, которое породил ее благодетель, страдающий от болезни, но помогающий ей.

Человек, ведущий тяжелую и безрадостную жизнь, но верящий в доброту и присущую людям любовь друг к другу, смог все же, в некоторой степени, изменить мир к лучшему.

Сочинение 5

Юшка предстает перед читателем в образе мужчины, который из-за серьезной болезни, чахотки, рано постарел.

Внешне Юшка был невысокого роста, худощавого телосложения, с печальным взглядом и всегда «влажными» глазами. На нем была всегда одна и та же одежда, как летом, так и зимой. От времени она сильно износилась и почти вся испортилась. Мужчине было около сорока лет, он работал помощником в кузнице.

Юшка – это скромный и добрейшей души человек. Тот небольшой заработок, который он получал, работая на кузнице, практически не тратил, он его берег и себя никогда не баловал. В кузнице Юшка помогал таскать воду, песок и уголь, помогал держать железо. Настоящее имя героя – Ефим Дмитриевич. Юшкой же его прозвали односельчане.

Летом Юшка ходил босым, вместо чая с сахаром он пил обычную воду. Дети, да и взрослые часто насмехались над ним. При встрече детвора бросала в него камни или мусор. Взрослые старались задеть обидными словами, а иногда и могли ударить. Таким образом, они вымещали на нем свою агрессию и раздражительность. Он же в ответ молча стоял и терпел все издевательства. Юшке, человеку скромному и добросердечному была не свойственна жестокость и ненависть. В отличие от своих односельчан мужчина искренне и от всей души всех любил и прощал им издевательства и обиды. Он продолжал думать, что в глубине души дети и взрослые искренне его любят и уважают. Просто они в такой манере выражают свои чувства. А они, в свою очередь, именно за наивность постоянно над ним насмехались, считая мужчину глупым и «юродивым».

Только один человек относился к нему по-человечески и по-доброму. Это была дочка кузнеца, молодая девушка по имени Даша. Она всегда помогала ему и провожала до дома после очередной стычки. Но, несмотря на хорошее и искреннее отношение к Юшке, девушка в глубине души желала, как и все ему смерти. Она недоумевала, зачем Юшке жить, если ему до конца придется терпеть издевательства? Юшка же наоборот продолжал верить в любовь людей и считать их поведение проявлением этого чувства.

Сельчане же никак не могли понять, почему Юшка не дает им отпор, даже детям? Почему он терпит обиды, упреки и удары со стороны взрослых? Ответ был прост – в душе Юшки не было места злости и ненависти, там жила любовь ко всему, что его окружает и безграничная доброта.

Юшка очень любил природу. Иногда он находит где-нибудь укромный уголок и сидел там долго, наслаждаясь ее звуками, любуясь живыми существами и деревенскими пейзажами. Именно в такие моменты Юшке было особенно спокойно, так как не было рядом никого, кто мог бы его обидеть.

НО продолжительная болезнь постепенно забирала жизненные силы Юшки. Он больше не мог уходить далеко от дома. Однажды, столкнувшись на дороге с пьяным мужчиной, Юшка в первый и последний раз в своей жизни решил дать отпор и ответить на обиду. Слова о том, что все люди равны друг перед другом, привели его к смерти. Пьяный мужик одним ударом убил Юшку.

Убийство Юшки не решило проблемы людей, наоборот, они стали еще злее и бессердечнее. Ведь теперь не на ком было вымещать свою агрессию. Но все же в памяти людей остался образ Юшки, представший перед его сельчанами в девушке-сиротке, для которой он собирал деньги и помог отучиться на врача.

Она, как и Юшка, была добрым и светлым человеком, не раз спасавшим жизни людей от страшной болезни чахотки.

Несколько интересных сочинений

    Сейчас, когда кинематограф достиг почти высшей ступени развития, появляется множество новых фильмов. Все они разные и в каждом из них свой смысл.

  • Смысл поэмы Гоголя Мертвые души сочинение

    Гоголь не закончил свою поэму "Мертвые души", потому что понял: ситуацию в России еще долго нельзя будет исправить, хотя в первом томе все же подает некие надежды на светлое будущее.

  • Как раньше проходили народные праздники и гулянья сочинение

    Наши бабушки и дедушки прекрасно умели веселиться на народных гуляниях.Самые крупные и масштабные праздники устраивали на Рождество, Масленицу

  • Хорошо или плохо иметь прозвище? Ответ на этот вопрос дать довольно непросто, поскольку каждый человек по-разному реагирует на тот "ярлык", который приклеивают ему окружающие люди

Особенностью рассказа А. П. Платонова «Юшка» можно назвать потрясающую достоверность описанной обстановки. У нас, читателей, нет повода сомневаться в правдивости истории. Все - и характеры героев, и сама ситуация - кажутся вполне правдоподобными и очень узнаваемыми.

О характере людей, имена которых не называются за редким исключением, можно сказать очень и очень многое, несмотря на то, что мы о них очень мало знаем. Отличительные качества этих людей - жестокость и равнодушие.

Между тем писатель ни про одного человека не говорит откровенно плохо. Мы понимаем, что люди, изображенные Платоновым, вполне обыкновенные. Они живут своей привычной жизнью, работают, растят детей. Не совершают ничего плохого, не переступают законы, не нарушают неписаных правил поведения.

Почему же этим людям так досаждает несчастный старик Юшка? Ведь он беспомощен и беззащитен, в нем нет ни капли зла. Он открыт, как на ладони, его душе чужда ненависть, зависть, злоба...

Показателем отношения окружающего мира к Юшке являются дети. Казалось бы, в детской душе не должно быть злобы и зависти. Но Платонов рисует детей совершенно иными. Эти дети уже усвоили все законы взрослой жизни. Скорее всего дети перенимают от взрослых в первую очередь плохое. Иначе как объяснить, что дети издеваются и обижают несчастного старика, бросают в него комья земли и мусор. Детям хочется разозлить Юшку: «Пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете». Платонов не описывает для нас какого-то конкретного ребенка, мы видим толпу детей, злобную и жестокую. Мы узнаем, что «сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов». Дети считают хорошим развлечением издеваться над стариком. Детские души уже порядком ожесточились, дети уже поняли, что в этом мире есть сильные и слабые. И удел слабых - терпеть мучения и издевательства от сильных.

По сравнению с другими взрослыми дети слабы, но по сравнению с Юшкой они чувствуют свое превосходство. Но не в характере Юшки было обижаться. Старик удивительно терпелив и смиренен. Он видит в людях только хорошее, не понимает истинных мотивов поведения окружающих. Юшка говорил детям: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..» А дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

В рассказе очень мало сказано о взрослых людях, окружающих Юшку. Однако безликие образы прохожих складываются в один, пугающий своей жестокостью, кажущийся нам отвратительным. «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. «...Взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Чем же так досаждал несчастный старик окружающим? Тем ли, что он был на них так непохож? Или тем, что он был так беззащитен? Старика называют «блажным», над ним издеваются, его бьют. Между тем в душе Юшки намного больше тепла и добра, чем у всех окружающих. Об этом мы узнаем в финале рассказа, когда становится ясно, что несчастный бедняк помогал сироте, дал ей возможность выучиться, получить образование. Характер этой девушки вызывают уважение и восхищение. Она выгодно отличается от всех окружающих. Девушка не просто добра, она на редкость бескорыстна. Она готова жертвовать собой для того, чтобы хоть немного облегчить страдания несчастных больных. Заслуживают ли люди такой жертвы? Она об этом не думает. Для нее важно отдавать себя без остатка, ничего не оставляя взамен. Становится искренне жаль, что девушка приехала в город только после смерти Юшки. Ведь она могла бы хоть немного скрасить его беспросветное существование.

Юшка был совсем одинок. Хотя несчастным он себя не считал, Он умел видеть красоту окружающего мира: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». В этом отличие Юшки от всех людей, живших в его городке. Юшка полон добра и света, а окружающие погрязли в жестокости, злобе и ненависти.

Сочинение

В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться наши сердца. Они побуждают задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. По мнению писателя, преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью любить и сохранять доброе отношение к людям, даже сталкиваясь с их жестокостью и черствостью. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

Юшка - бедный юродивый, страдающий от чахотки. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами, как у слепца, в которых всегда стоит влага, «как неостывающие слезы». Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

Читая этот рассказ, мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью, которая обрушивается на бедного юродивого. Но Юшка никогда не отвечал злостью своим обидчикам. Даже когда хозяйская дочь Даша находила его избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он утверждал, что народ его любит.

* «Он меня без понятия любит, - говорил несчастный. - Сердце в людях бывает слепое». А у самого Юшки сердце было «зрячим». Он был наделен редким даром - даром любви. И любовь эта была святая и чистая. Свою чистую любовь Юшка переносил и на людей, прощал им нанесенные обиды и оскорбления, искренне считая эти издевательства извращенной формой любви к нему. Наивный старик убежден в том, что если он по закону родился, то «всему свету нужен…» и без него «тоже, значит, нельзя».

За эти свои убеждения он и умирает. Услышав от прохожего, что его существование никчемно и ненужно, Юшка «осерчал в ответ», возмутился и получил за это смертельный удар. Но после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях - он действительно был нужен людям, чтобы сердца их отводить от злобы и ярости, от ожесточения жизнью.

Автор дает нам понять, что существование таких людей имеет свой смысл и значение. Их жизнь не проходит на этой земле бесследно. Так и Юшка оставил на земле свой след - вырастил сиротку, выучил в Москве, отказывая себе во всем. Каждый год проведывал девушку, привозил деньги, чтобы она могла жить и учиться. Он любил ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, всегда отвечала ему «всем теплом и светом своего сердца». Выучившись и став врачом, она приехала, чтобы вылечить Юшку от болезни. Но, к сожалению, опоздала. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается в городке, чтобы распространять на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, - свое сердечное тепло и доброту. Она осталась и «лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». Возможно, ей удастся продолжить дело приемного отца - излечить сердца людей от несправедливости, жестокости и «слепоты», вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно в этом видел Юшка смысл своего существования на земле.

Конспект открытого урока литературы по рассказу А.П Платонова «Юшка»

Тема: Нравственные проблемы в рассказе «Юшка». Анализ рассказа.

    Мотивация.

Известный мастер афоризмов Леонид Сухоруков задавался вопросом: «Что лучше освещать: проблему или дорогу к её решению?» А как вы считаете? Какой это вопрос? (проблемный). Почему? (содержит противоречия).

— А где мы сталкиваемся с проблемами? Какие пути решения проблем вы знаете на литературе? (поиск информации, исследования, обсуждение, анализ). Сегодня мы будем разрешать проблемы, ставить проблемные вопросы)

    Проблемная ситуация.

– Выберите дверь, в которую вы бы зашли. Трудно? Почему? (Нет информации, наличие информации – один из вариантов решения проблемы).

— А сейчас, я думаю, что вам будет легче выбрать. Выберите дверь и определите группу, в которой вы бы хотели работать. Как вы будете представлять свои работы?

Слайд с изображением 3 дверей. Попробуйте сейчас выбрать и в зависимости от того, кем вы хотите быть сегодня на уроке, распределитесь на группы: 1 – творческие личности, 2- исследователи, 3- изобретатели.

    Определение темы. Актуализация.

– О каком писателе мы говорили? Почему с этих строк Виктора Чалмаева об Андрее Платонове я начала урок? Что вы можете сказать о Платонове? «Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в авторе, застенчиво явление его в мир с «извинением» за свою непохожесть на других». (Потому что мы будем сегодня говорить о Платонове, рассказ «Юшка», в образе Юшки можно увидеть мировоззрение, характер самого автора)

Прочитайте высказывания. Что их объединяет? Какие высказывания вы бы отнесли к рассказу?

Какие слова требуют объяснения?

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Можно ли сказать, что эти высказывания затрагивают нравственные проблемы?

Сформулируйте тему урока.

Нравственные проблемы в рассказе «Юшка» Андрея Платонова.

1)«Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других» (А. Энштейн)
2) «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)
3) «Сострадание – есть горе о чужом несчастье» (Плутарх)
4) «Милосердие – это свобода отдавать что – либо о всей души» (Неизвестный)
5) «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия)

    Анализ рассказа «Юшка» Платонова.

– Чтобы выявить эти проблемы в произведении в рассказе, что мы должны сделать?

О чем это произведение? Главную мысль, идею рассказа можем назвать? Нет. Почему? Потому что не проанализировали? Следовательно, какие задачи мы ставим перед собой?

С чего начнем анализ?

— Почему это произведение называется «Юшка»?

— Это его настоящее имя?

— Почему главного героя называют Юшка?

— Какие предположения могут быть по поводу появления этого прозвища? Дома вы должны были найти определение этого слова.

А ещё есть предположение, что Юшка от слова юродивый.

Юродивые — люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия - юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека.

Какое предположение мы выберем? Как нам доказывать истинность нашего предположения? (Проанализировать текст, исследовать имя)

Сегодня у нас урок — исследование, которое состоит из двух этапов: 1 – исследование прозвища главного героя, 2 – дискуссия.

— Что будет предметом нашего исследования? (Сам герой, образ Юшки, отношение людей к нему)

А что представляет собой образ? (внешность, характер, отношение к нему).

Обычно прозвище человеку дается по каким –то внешним особенностям или по особенностям характера. Как вы думаете, по каким признакам Юшке дали такое прозвище? (по внешнему виду, качествам)

Заполните таблицу выражениями из текста. Подготовьте рассказ о Юшке, но знайте, что творческие личности должны представить свой рассказ в творческой форме, исследователи – в виде рассуждения, а изобретатели могут построить свой рассказ, на основе созданной формулы, уравнения, алгоритма и т.п

Заполняют таблицу. 3 мин на работу

— Давайте обсудим, что у вас получилось. Прочитайте. Дополните.

— Ребята, на что вы обратили внимание? Как выглядел Юшка? А каким человеком был? Соотносятся ли внешность и характер?

Найдите отрывок, в котором Юшка наслаждается природой? Счастлив ли Юшка? Почему?

Прослушаем отрывок.

1 группа: Рассказ о Юшке должен нести творческий характер (рисунок ассоциация, стихотворение).

2 группа: Рассказ о Юшке в виде рассуждения.

3 группа: Рассказ о Юшке сопровождается изобретенной формулой, уравнением, геометрической фигурой и др.

Какой вывод мы можем сделать по рассказам о Юшке?- Можно ли соотнести внешность и характер? Какой прием использован? Почему?

Ребята, по вашим работам мы можем сделать вывод, что внешность Юшки противопоставлена его внутреннему миру. Какой прием здесь использует Платонов? Почему именно этот прием? (чтобы противопоставить неприметную внешность Юшки его богатой духовной жизни).

Можно ли по результату анализа внешности и характера Юшки ответить на наш вопрос: почему главного героя называют Юшкой?

Вам даны цитаты из текста. Прочитайте их внимательно. Почему эти предложения сгруппированы именно так?

1.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

2.Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде.

1.У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек разговаривал с ним, убеждался, что Юшка во всем виновен, и бил его.

2.Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания.

1.Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…

2.Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…

Вывод: Они противопоставлены друг другу. Как? Что чему?

(Эти предложения можно разбить на 3 группы: Юшка и дети, добро Юшки и зло взрослых, смерть и жизнь; сопоставить 1-2,3-4,5-6 противопоставлены дети и Юшка, зло людей – добро Юшки, смерть и жизнь).

Какой прием здесь опять использует Платонов? (опять противопоставляет Юшку людям) Какие противопоставления вы можете ещё найти?

— Как люди называют Юшку? (блажной, юрод, негодный, божье чучело)

Становится ли гипотеза фактом?

— Ребята, попробуйте ответить на вопрос: почему после смерти Юшки люди стали жить хуже?

Сравните: Одни из исследователей творчества Платонова пишет: «Юшка — воплощение добра, утрата его так же губительна для людей, как и потеря крови».

Согласны ли вы с этим?

Почему сам себя герой называет Юшкой? Почему Платонов выбрал для своего героя имя Юшка? На эти вопросы однозначного ответа нет: гипотеза остается гипотезой.

— Совпадает ли ваше отношение к Юшке с отношением людей или автора к нему?

Обращаются к словарю

Блажной — взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный, негодный.

Юрод — юродивый.

Юродивый — чудаковатый, помешанный; безумец, обладающий даром прорицания.

Негодный — такой, который нельзя использовать для чего-либо

— Ребята, возникли ли у вас какие-то вопросы, которые вы бы хотели обсудить?

Какое однородное определение вы ба вставили: незлобная и ………………..девочка. Посмотрите как у Платонова.

У меня к вам вопрос: «Почему в предложении «А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец» писатель использует такое прилагательное? Как вы понимаете эти строки? К чему мы придем, если добрые люди в этом мире будут лишними? (Дочь Юшки такая же незлобная, как Юшка, а значит и лишняя среди людей, но нужная Юшке. Сиротство оказывается преодоленным благодаря любви, Юшка живет для того, чтобы девочка- сирота знала, что нужна в этом мире, поэтому она будет продолжать дело своего отца: творить добро).

Какие главные слова произносит Юшка? Согласны ли вы с ними?

— Какова идея этого рассказа? Какие нравственные проблемы можно выявить?

Какие чувства вызвал урок? Какие выводы вы сделаете? Кого вы бы хотели из ребят отметить? 10 мин

Рефлексия.

— Изобретателям я предлагаю создать синквейн: запишите существительное, в следующей строчке два прилагательных или причастия, которые бы описывали существительное, 3 глагола, 4 слова личное отношение, творческим личностям сочинить стихотворение, а исследователям ответить, какая из нравственных проблем здесь более глубоко рассматривается.

— Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

«Крыжовник», 1898 год

— Фотографии, которые вы увидите, фотографии детей нашего дома ребенка. Они тоже, как и Юшка, должны быть кому-то нужны.

Домашнее задание на выбор:

1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать в мини- сочинение «Как моя любовь помогла другому человеку». К каким реальным действиям может подвигнуть наш урок?

2. Организовать проект помощи дому ребенка нашего города.

3. Ответить на вопрос: Один из героев Булгакова сказал «злых людей не бывает». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Слово учителя:

Хочется крикнуть людям:

“Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Каждый из нас нужен.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН …

Предполагаемые задания.

1 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, - пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

— Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, «терзают» Юшку?

— Почему Юшка радовался вместе с детьми, когда те над ним издевались? (Юшка рад от сознания своей нужности, он думал, что дети его от любви «терзают», они любить не умеют)

-Почему дети ждут от Юшки другой реакции? (Для детей ответить на зло злом нормально)

— Что является для детей источником радости и веселья? (зло)

2 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?

Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

- Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

- Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!

- Меня, Даша, народ любит!

Даша смеялась.

- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.

- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

- По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. - Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

— Почему Юшка уверен, что народ его любит, несмотря на то, что терпел обиды от них?

— Почему люди так жестоки к Юшке?

— Платонов писал, что бить злых – это бить детей? Как вы понимаете это высказывание?

— Почему Даша, которая помогает Юшке, тоже сомневается в его «надобности»?

— Почему после смерти Юшки людям стало жить хуже? Люди стали жить хуже, потому что вся злоба оставалась среди людей, не на кого было вымещать свое зло, злое горе и обиду.

3 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

— Почему на природе Юшка чувствует себя счастливым?

— Почему Юшка чувствовал себя без «бабочек и жуков» осиротевшим? Почему Платонов использует здесь именно слово «осиротевший»? (Он чувствовал, что даже от этой маленькой утраты, мир стал неполным).

У меня к вам тоже есть проблемный вопрос.

— Почему в предложении «А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец» выделенные слова являются однородными определениями? (Дочь Юшки такая же незлобная, а значит и лишняя среди людей, но нужная Юшке. Сиротство оказывается преодоленным благодаря любви, Юшка живет для того, чтобы девочка- сирота знала, что нужна в этом мире, поэтому она будет продолжать дело своего отца: творить добро).

— Как Юшка понимал смысл своего существования? Ради другого человека, ради девочки, которая стала работать врачом, помогать людям. Ради других людей, он любит все и всех. А люди этого не понимали, мешали себя любить.

— Что значило бы для вас: жить как Юшка? Почему? Нравственные проблемы возникают, потому что люди не могут установить равенство между собой, вспомните веселого прохожего, который говорил Юшке, что тот не имеет право равнять его с собой.

— Какова идея этого рассказа?

— Нужны ли такие люди в жизни?

Какие чувства вызвал урок? Какие выводы вы сделаете?

— Синквейн: запишите существительное, в следующей строчке два прилагательных или причастия, которые бы описывали существительное, 3 глагола, 4 слова личное отношение.

Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

«Крыжовник», 1898 год

Фотографии, которые вы увидите, фотографии детей нашего дома ребенка. Они тоже, как и Юшка, должны быть кому-то нужны.

Домашнее задание: 1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать в мини- сочинение «Как моя любовь помогла другому человеку». К каким реальным действиям может подвигнуть наш урок? 2. Организовать проект помощи дому ребенка нашего города.

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Каждый из нас нужен.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН …

-Один из героев Булгакова сказал «злых людей не бывает». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Новое на сайте

>

Самое популярное