Домой Связки Новая экономическая политика (НЭП) кратко. НЭП: новая экономическая политика

Новая экономическая политика (НЭП) кратко. НЭП: новая экономическая политика

Данная работа Основные изменения аграрной политики советской власти произошедшие после переходы к НЭПу (Контрольная) по предмету (История), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа — Основные изменения аграрной политики советской власти произошедшие после переходы к НЭПу по предмету История отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.
Работа — Основные изменения аграрной политики советской власти произошедшие после переходы к НЭПу, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе Основные изменения аграрной политики советской власти произошедшие после переходы к НЭПу (История) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету История рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Сущность – частичное восстановление рыночной экономики при сохранении командных рычагов. Стратегическая цель – построение социализма.

1. Замена продразверстки продналогом (21.03.1921 – декрет), 5% от урожая, объявлялся накануне сева. Всего 13 налогов (мясо, масло, шерсть, кожи и т.д.).

Усиленное налогообложение зажиточный крестьян.

2. Свобода торговли (09.1921).

3. Земельный кодекс (10.1922) – право выходить из общины, аренда земли, наемный труд.

4. Развитие кооперации, прежде всего в с/х. 7.04.1921 – декрет о кооперации, кооперативное производство в с/х (эффективность вдвое выше) – для сбыта продукции, приобретения инвентаря, получения кредитов, обработки земли.

Передача в частную собственность мелкой и средней промышленности. Предприятия стали переводиться на хозрасчет, кот. давал возможность на самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Материальное стимулирование рабочих. Был отменен декрет о национализации всей мелкой кустарной промышленности (7.07.1921). Предприятия возвращались старым владельцам – старой буржуазии, новая буржуазия – нэпманы.

Разрешена организация предприятий с числом рабочих не более 20. Позднее – более крупные.

14 Вопрос. Переход к нэПу. Юридическая основа нэПа. Важнейшие экономические реформы.

Государство сохранило контроль над крупными фабриками и заводами. Заводы и фабрики перевели на хозрасчет.

6. Привлечение иностранного капитала. Некоторые производства – в аренду иностранцам – концессии (торговля, горное дело, обрабатывающая промышленность).

7. Отмена всеобщей трудовой повинности (1921). Дала возможность заниматься предпринимательством, но появились безработные.

Финансовая реформа, возгл. Сокольников нарком финансов, воссоздание банковской системы (1921-1924), резкое сокращение выпуска бумажных денег, деноминации (1922-1923), 1922 – ввод в обращение золотых червонцев.

9. Ликвидирована уравнительная система оплаты труда, карточная система.

10. Денежная эмиссия как основной источник доходов гос-ва заменена системой прямых и косвенных налогов.

11. Переход к планированию всего народного хозяйства. Планово-рыночная экономика.

Введение нэпа позволило восстановить народное хозяйство страны (особенно с/х).

Но единого плана нэпа не было, преобразования – непоследовательно. Кризисы сбыта промышленных товаров и хлебозаготовок. Промышленные предприятия устанавливали высокие цены произвольно, без учета платежеспособности населения. Крестьяне перестали покупать промышленные товары.

(1923-1924) Вмешательство государства. Крестьяне не хотели торговать с государством по искусственно заниженным ценам. Свободная торговля хлебом была запрещена.

Жизненный уровень рабочих и крестьян оставался еще низким. В стране росла безработица. С самого начала нэп – временная уступка, способная вывести страну из экономического и политического кризиса.

В конце 1920-х нэп был свернут, хотя формально – до 1936.

Кризисы нэпа 1923,1925,1927

Причины свертывания нэпа:

1.Экономические кризисы, низкие темпы экономического развития.

2.Отсутствие четкой перспективы развития страны, сложность хозяйственных и социально-политических задач.

3.Рост популярности идей "политического нэпа", угроза утраты ВКП9б) монополии на власть.

4.Сохраняющаяся опасность военной агрессии.

5.Неверие в нэп значительной части коммунистов.

Угроза раскола ВКП(б).

6.Безработица, имущественное расслоение населения.

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

«Увидев снова Москву, я изумился: я ведь уехал за границу в последние недели военного коммунизма. Все теперь выглядело иначе. Карточки исчезли, люди больше не прикреплялись.

Штаты различных учреждений сильно сократились, и никто не составлял грандиозных проектов… Старые рабочие, инженеры с трудом восстанавливали производство. Появились товары. Крестьяне начали привозить живность на рынки. Москвичи отъелись, повеселели. Помню, как, приехав в Москву, я застыл перед гастрономическим магазином.

Основные изменения аграрной политики советской власти произошедшие после переходы к НЭПу

Чего только там не было! Убедительнее всего была вывеска: «Эстомак» (желудок). Брюхо было не только реабилитировано, но возвеличено. В кафе на углу Петровки и Столешникова меня рассмешила надпись: «Нас посещают дети кушать сливки». Детей я не обнаружил, но посетителей было много, и казалось, они тучнели на глазах. Пооткрывалось множество ресторанов: вот «Прага», там «Эрмитаж», дальше «Лиссабон», «Бар». На каждом углу шумели пивные - с фокстротом, с русским хором, с цыганами, с балалайками, просто с мордобоем.

Возле ресторанов стояли лихачи, поджидая загулявших, и, как в далекие времена моего детства, приговаривали: «Ваше сиятельство, подвезу…» Здесь же можно было увидеть нищенок, беспризорных; они жалобно тянули: «Копеечку». Копеек не было: были миллионы («лимоны») и новенькие червонцы. В казино проигрывали за ночь несколько миллионов: барыши маклеров, спекулянтов или обыкновенных воров» (И.

Эренбург «Люди, годы, жизнь»)

Вопрос 63. Новая экономическая политика (нэп) 1921 — 1929 гг.

1. Периодизация экономического развития страны в 1921 — 1941 гг.

Кризис экономической политики «военного коммунизма» в 1920 — 1921 гг.

3. План ГОЭЛРО

4. Начало политики нэпа. Первые шаги советского правительства по нормализации экономической жизни

5. Советские тресты, их особенности. Частнокапиталистические методы в экономике

Денежные реформы. Червонец

7. Кризис нэпа в конце 1920-х гг. Его причины

8. Отказ от нэпа, переход к индустриализации и коллективизации

1. В 1921 — 1941 гг.

экономика РСФСР и СССР прошла в развитии два этапа:

✓ 1921 — 1929 гг. — период нэпа, в ходе которого государство временно отошло от тотальных административно-командных методов, пошло на частичное разгосударствление экономики и допуск мелкой и средней частнокапиталистической деятельности;

✓ 1929 — 1941 гг. — период возвращения к полному огосударствлению экономики, коллективизации и индустриализации, перехода к плановой экономике.

Существенное изменение экономической политики страны в 1921 г. было вызвано тем, что:

✓ политика «военного коммунизма», оправдавшая себя в самый разгар гражданской войны (1918 — 1920), становилась неэффективной при переходе страны к мирной жизни;

✓ «военизированная» экономика не обеспечивала государство всем необходимым, неэффективным был принудительный неоплачиваемый труд;

✓ в крайне запущенном состоянии находилось сельское хозяйство; произошел экономический и духовный разрыв города и деревни, крестьян с большевиками;

✓ по стране начались антибольшевистские выступления рабочих и крестьян (крупнейшие: «антоновщина» — крестьянская война против большевиков в Тамбовской губернии под предводительством Антонова; Кронштадтский мятеж);

✓ популярными в обществе становились лозунги «За советы без коммунистов!”, «Вся власть советам, а не партиям!’; «Долой диктатуру пролетариата!»

При дальнейшем сохранении «военного коммунизма», трудовой повинности, безденежного обмена и распределения благ государством большевики рисковали окончательно потерять доверие большинства народных масс — рабочих, крестьян и солдат, поддержавших их в годы гражданской войны.

В конце 1920 — начале 1921 гг.

происходит существенное изменение экономической политики большевиков:

✓ в конце декабря 1920 г. на VIII съезде советов принимается план ГОЭЛРО;

✓ в марте 1921 г. на X съезде ВКП(б) принимается решение о прекращении политики «военного коммунизма” и начале новой экономической политики (нэпа);

✓ оба решения, особенно о нэпе, принимаются большевиками после ожесточенных дискуссий, при активном влиянии В.И.

3. План ГОЭЛРО — Государственный план по электрификации России предполагал в течение 10 лет провести работы по электрификации страны. Данным планом предусматривалось строительство по всей стране электростанций, линий электропередач; распространение электротехники как в производстве, так и в быту.

По мнению В.И. Ленина, электрификация должна была стать первым шагом по преодолению экономической отсталости России. Важность данной задачи подчеркивалась В.И. Лениным фразой: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». После принятия плана ГОЭЛРО электрификация стала одним из основных направлений экономической политики советского правительства.

К началу 1930-х гг.

в СССР в целом была создана система электросетей, применение электричества было распространено в промышленности и быту, в 1932 г. на Днепре была пушена первая крупная гидроэлектростанция — Днепрогэс.

В дальнейшем строительство гидроэлектростанций началось по всей стране.

4. Первыми шагами нэпа были:

✓ замена продразверстки в деревне продналогом;

✓ отмена трудовой повинности — труд перестал быть обязанностью (подобно воинской) и стал свободным;

✓ постепенный отказ от распределения и внедрение денежного обращения;

✓ частичное разгосударствление экономики.

При проведении нэпа большевиками исключительно командно-административные методы стали заменяться:

✓ государственно-капиталистическими методами в крупной промышленности;

✓ частно-капиталистическими методами в мелком и среднем производстве, сфере обслуживания.

В начале 1920-х гг. по всей стране создаются тресты, которые объединяли множество предприятий, иногда — отрасли, и управляли ими. Тресты пытались работать как капиталистические предприятия (самостоятельно организовывали производство, сбыт продукции исходя из экономических интересов; находились на самофинансировании), но при этом находились в собственности Советского государства, а не отдельных капиталистов.

Контрольно-оценочные средства по Истории

В силу этого данный этап нэпа получил название государственного капитализма (в противовес «военному коммунизму», его управлению-распределению и частному капитализму США и других стран).

Крупнейшими трестами советского государственного капитализма были:

✓ «Донуголь»;

✓ «Химуголь»;

✓ «Югосталь”;

✓ «Государственный трест машиностроительных заводов» («ГОМЗА»);

✓ «Северлес»;

✓ «Сахаротрест».

В мелком и среднем производстве, сфере обслуживания государство пошло на разрешение частнокапиталистических методов.

Наиболее распространенные сферы применения частного капитала:

✓ сельское хозяйство;

✓ мелкая торговля;

✓ кустарный промысел;

✓ сфера обслуживания.

По стране создаются частные магазины, лавочки, рестораны, мастерские, частные хозяйства на селе.

Наиболее распространенной формой ведения мелкого частного хозяйства была кооперация — объединение нескольких лиц с целью проведения хозяйственной или иной деятельности.

По России создаются производственные, потребительские і торговые, иные виды кооперативов.

6. В период нэпа были также проведены реформы в макроэкономической сфере:

✓ возрождена банковская система;

✓ в 1922 — 1924 гг. проведено несколько денежных реформ, в частности, две деноминации (сокращение номинала денег, «уменьшение нолей») и сокращение денежной массы;

наряду с находящимися в обращении обесцененными советскими деньгами («совзнаками») была параллельно введена еще одна валюта — червонец, денежная единица, равная 10 дореволюционным «царским» рублям и обеспеченная золотом;

✓ в силу того, что червонец (в отличие от других денег) был обеспечен золотом, он быстро приобрел популярность в России и стал международной конвертируемой валютой России;

✓ по всей стране постепенно началось вытеснение натурального товарообмена денежным;

✓ начались расчеты деньгами и выплата зарплат.

Если в 1921 г. трудящиеся 95 — 100% заработанного получали в виде пайков или иных товаров, то в 1925 г. 80 — 90% зарплаты выдавалось в денежной форме.

Политика нэпа привела к некоторому оздоровлению экономики:

✓ основная масса населения уже не испытывала голода, хотя уровень жизни продолжал оставаться очень низким;

✓ рынок насытился предметами первой необходимости, которых не хватало в гражданскую войну (хлебом, одеждой, солью, спичками, мылом и др.);

✓ началось улучшение общей экономической ситуации (подъем производства, при этом производство находилось на уровне 50 — 70% от довоенного);

✓ развитие внутренней торговли, деятельность банковской сферы;

✓ снизилась напряженность между городом и деревней — крестьяне стали производить продукцию, зарабатывать деньги; часть крестьян стала зажиточными сельскими предпринимателями; по стране прекратились крестьянские бунты, поскольку была ликвидирована их социальная основа (продразверстка и полная нищета).

Таким образом, нэп помог выйти из режима «военного коммунизма», перейти к мирной жизни, удовлетворил элементарные потребности населения.

В то же время нэп не решил главных стратегических задач — отставание России от развитых капиталистических государств продолжалось, Россия через 10 лет после революции оставалась экономически слабым аграрным государством.

В 1926 — 1929 гг.

начался кризис нэпа, который выражался в:

✓ крахе червонца — к 1926 г. основная масса предприятий и граждан страны стала стремиться производить расчеты в червонцах, в то время как государство не могло обеспечить золотом растущую массу денег, в результате чего червонец стал обесцениваться, а вскоре государство перестало обеспечивать его золотом; червонец, как и вся остальная валюта СССР («совзнаки»), перестал быть конвертируемым — это был сильный удар как по внутриэкономическому развитию, так и по международному престижу СССР;

✓ кризисе сбыта — у большей части населения, мелких предприятий не было достаточного количества конвертируемых денег, чтобы покупать товары, в результате целые отрасли не могли сбыть свой товар.

Причины кризиса нэпа были предопределены самой его половинчатой природой — невозможно было строить гибрид капитализма и социализма без главного средства — капитала.

Капитала в Советской России в 1920-е гг. явно не хватало, не было условий его свободного обращения (свободного рынка), Россия была полностью отрезана от мировой экономики и иностранных инвестиций, что также способствовало финансовому голоду.

Кроме того, нэп не решал задачи ускорения промышленного развития, способствовал возрождению буржуазных отношений в деревне, в перспективе — подрывал власть большевиков.

В силу указанных обстоятельств к концу 1920-х гг. нэп себя исчерпал и был обречен.

8. В 1928 — 1929 гг. большевистское руководство отказалось от нэпа. Экономика была вновь огосударствлена.

Страна перешла к плановой экономике. Начались индустриализация и коллективизация.

СССР в период НЭПа (1921-1929гг.)

Причины введения новой экономической политики (НЭПа):

1) тяжелейший экономический кризис в России после окончания гражданской войны и иностранной интервенции;

2) кризис Советской Власти, вызванный продолжением политики «военного коммунизма» (проявился в массовых крестьянских восстаниях в Поволжье, на Тамбовщине («антоновщина») и Западной Сибири, протестах рабочих в Петрограде и других городах, восстание моряков в Кронштадте в марте 1921г.);

3) наличие субъективного фактора- гибкость мышления Ленина в связи с изменившейся внутриполитической ситуацией.

Стратегическая политика В.И.Ленина в строительстве социализма в условиях капиталистического окружения (невозможность мировой революции в ближайшие годы и развитие в условиях СССР марксистской теории).

В марте 1921 г.

на X съезде РКП(б) были принятии два важнейшие решения: о замене продразверстки натуральным налогом и о единстве партии. Эти две резолюции отражали внутреннюю противоречивость новой экономической политики, переход к которой означали решения съезда.

Нэп – антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики при сохранении «командных высот» в руках правительства большевиков.

Цели нэпа:

-политические: снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян;

экономические: предотвратить разруху, выйти из кризиса и восстановить хозяйство;

Социальные: не дожидаясь мировой революции, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества;

-внешнеполитические: преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Таким образом, тактической целью нэпа стал выход из кризиса путем укрепления построения социализма.

НЭП включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий, которые означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» и предполагали:

— замену продразверстки налогом (до 1925 г.

в натуральной форме); который был в два раза меньше и объявлялся заранее, а значит, был выгоден крестьянам. С 1925г стал взиматься деньгами и составлял 5-10% урожая. Продукты, оставшиеся в хозяйстве после уплаты продналога, разрешалось продавать на рынке;

— разрешение частной торговли;

— привлечение к развитию промышленности иностранного капитала;

— сдачу государством в аренду многих мелких предприятий и сохранение за собой крупных и средних промышленных предприятий;

— аренду земли под государственным контролем;

— привлечение к развитию промышленности иностранного капитала (некоторые предприятия были сданы в концессию иностранным капиталистам);

— перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость.

Вместо главков – государственных структур – создавались тресты, отвечавшие за результаты деятельности своим имуществом;

— наем рабочей силы;

— отмену карточной системы и уравнительного распределения;

— платность всех услуг;

— замену натуральной зарплаты денежной, устанавливаемой в зависимости от количества и качества труда;

— отмену всеобщей трудовой повинности, ведение бирж труда.

НЭП явился серьезным достижением в теории и практике создания нового общества, подтвердив естественноисторический характер и преемственность этапов развития человеческой цивилизации в целом.

Отход от догматизированного понимания марксизма дал возможность открыть закономерности строительства нового общества в крестьянской стране, сблизить интересы рабочего класса и крестьянства.

Новая экономическая политика обеспечила стабилизацию и восстановление народного хозяйства, улучшилось материальное положение людей.

Вместе с тем, это восстановление означало достижение довоенного уровня, основные фонды российской промышленности были изношены, оборудование устарело, страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского хозяйства.

По мере восстановления возвращались старые проблемы экономики дореволюционной России, ее структурные диспропорции и противоречия. В период НЭПа получили развитие и многие процессы, порожденные рынком – рост безработицы, сокращение расходов на социальные нужды и образование, коррупция, рост преступности.

Причины отмены НЭПа:

1) внешнеполитический кризис 1927-28 гг.

– разрыв отношений с Англией, угроза войны со стороны капиталистических держав была воспринята как реальная, из-за чего были скорректированы сроки проведения индустриализации на сверхкороткие, в итоге НЭП не мог теперь обеспечить источники средств для проведения индустриализации сверхускоренными, форсированными темпами.

2) противоречия и кризисы самого НЭПа (кризис сбыта 1923 и 1924гг., кризисы хлебозаготовок 1925/26 и 1928/29 гг.

–последний из них привел к срыву плана индустриализации).

3) несоответствие НЭПа идеологии правящей партии.

4) 1929 г. – окончательная отмена НЭПа, переход к сверхцентрализованной, командно-административной экономике.

Образование СССР.

Основные планы объединения:

Нарком по делам национальностей И.В.Сталин предложил план автономизации. Его суть состояла в следующем: советские республики Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация в составе Армении, Грузии и Азербайджана должны были войти в состав РСФСР на правах автономий.

План Сталина был раскритикован Лениным как антидемократический, как возврат к имперскому прошлому.

Ленин предложил план создания федерации. Советские республики создавали федерацию на принципах равноправия и сохранения суверенных прав, вплоть до права выхода. Этот проект и был реализован.

27 декабря 1922 г.- подписание Союзного договора (РСФСР, УССР. БССР, ЗСФСР) об образовании СССР.

В ведение Союза переходили вопросы обороны, внешней политики, государственной безопасности, охраны границ, внешней торговли.

Транспорта, бюджета, связи и денежного обращения.

Новая экономическая политика

При этом декларировалось право свободного выхода из СССР.

В январе 1924 г.

была принята Конституция СССР.

Предыдущая34353637383940414243444546474849Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.

Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной договором.

Конце́ссия , концессио́нное соглашение - форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

  • 1 Понятие
  • 2 История
  • 3 Типы концессионных соглашений
  • 4 Концессионные соглашения в России
    • 4.1 История
      • 4.1.1 Новая экономическая политика (1920-е годы)
    • 4.2 Законодательное регулирование
  • 5 Интересные факты
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 См.

Понятие

Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей.

Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п.

Роль концессий в мировой экономике возрастает. Если на протяжении XX века концессии находили применение преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию стали передаваться многочисленные иные объекты государственной собственности.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

История

Концессию можно рассмотреть как форму договора государственно-частного партнерства.

При таком подходе ее можно поставить в один ряд с «кормлением», сформировавшемся в XII веке и существовавшим вплоть до реформ Петра I и «откупом», который представлял собой передачу государством право сбора частным лицам (откупщикам) налогов и других государственных доходов за определённую плату.

Кормление

Основная статья: Кормление

Кормление - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Первоначально кормление носило эпизодический характер.

В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII-XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления.

Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей -тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV-XV веках.

Откуп

Основная статья: Откуп

Откуп - передача государством за определённую плату на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы.

Система откупов - по существу прообраз концессий, форма договора государства с предпринимателями.

Изначально откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций.

Впервые откупы получили распространение в Древнем Иране (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.).

В средние века откупы стали одним из важных источников первоначального накопления капитала.

Типы концессионных соглашений

В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений:

  • BOT (Build - Operate - Transfer) - «Строительство - управление - передача».

    Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном - на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству;

  • BTO (Build - Transfer - Operate) - «Строительство - передача - управление». Концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера;
  • ВОО (Build - Own - Operate) - «Строительство - владение - управление».

    Ответы к тесту по истории 2 варианта 100 вопросов

    Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

  • ВООТ (Build - Own - Operate - Transfer) - «Строительство - владение - управление - передача» - владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
  • BBO (Buy - Build - Operate) - «Покупка - строительство - управление» - форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта.

    Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

Концессионные соглашения в России

История

Новая экономическая политика (1920-е годы)

Основная статья: Иностранные концессии в СССР

В эпоху НЭПа концессии получили широкое распространение в РСФСР. В апреле 1921 года в речи «О концессиях и о развитии капитализма» В. И. Ленин заявил:

Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм?

Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остаётся в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определённый срок, но не становится собственником. Собственность остаётся за государством.

Перед Гаагской конференцией 1922 года Л. Б. Красин предложил вернуть иностранцам, бывшим владельцам предприятий, до 90 % национализированной собственности, но только в форме долгосрочных концессий.

Многие иностранные концессионеры согласились, но идея встретила сильное сопротивление внутри страны.

В 1922-1927 гг. в страну поступило более 2000 концессионных предложений, из них было реализовано почти 10 %.

Законодательное регулирование

В соответствии с законом «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения.

В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением.

Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер - индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, - вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора в управление и бо́льшую часть прибыли.

Государство, со своей стороны, может принимать на себя часть расходов и гарантировать сохранность вложенного капитала.

Таким образом, из перечисленных типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только первый тип - BOT («Строительство - управление - передача»). Фактически используется второй тип - BTO («Строительство- передача - управление»).

Однако не все соглашения между государством и бизнесом, фактически являющиеся концессионными, регулируются настоящим законом. Например, частный случай концессионного соглашения- Контракт Жизненного Цикла.

С 1 января 2014 года информация о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru .

  • Ильф и Петров, авторы романа «Двенадцать стульев» (1928), часто именуют его главных героев «концессионерами».

    Перед женитьбой с Грицацуевой Остап Бендер произносит: «Чего не сделаешь для блага концессии!» Соответствующая терминология в то время имела очень широкое распространение.

  • Получив долгосрочную концессию на управление Южным контейнерным терминалом в порту Констанца (Румыния), дирекция «Джебель Али» из ОАЭ смогла добиться увеличения грузооборота более чем на 400 % и достичь отметки 500 000 TEU на 23 ноября 2005 года, тогда как в 2004 году этот показатель составлял 100 000 TEU.

Примечания

  1. Концессия // Экономический словарь.
  2. Государство и рынок: концессии как форма взаимодействия
  3. Исследовательский проект «Риски участников частно-государственного партнёрства»(недоступная ссылка - история) (2006).
  4. Ленин В.И.

    О концессиях и о развитии капитализма. Проверено 7 августа 2008.Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.

  5. Механик Александр Новые формы доброго соседства // Эксперт. - 2004. - № 39 (439).
  6. Самарина Наталья, Карпов Сергей Технологии рынка: Концессии в процессе // Ведомости. - 2006. - № 47 (1574).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г.

    N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Литература

  • Субботин Михаил Возвращение концессии // Российская Бизнес-газета. - 2004. - № 452.
  • Кашин Сергей Не в дружбу, а в госслужбу // Секрет фирмы. - 2005. - № 30(117).
  • Попов Александр Ненужные концессии // Финанс. - 2006. - № 21.

См. также

  • Аренда
  • Лизинг
  • Суперфиций
  • Франчайзинг
  • Цессия

Концессия Информация о

Концессия
Концессия

Концессия Информация Видео


Концессия Просмотр темы.

Концессия что, Концессия кто, Концессия объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

«Новая экономическая политика» (НЭП) — проводившийся в 1921-1929 годах экономический курс, сочетавший рыночно-налоговые методы взаимоотношений государства с частными производителями (прежде всего с крестьянством) и административное управление промышленностью.

Была разрешена свободная торговля, разрешалось частное предпринимательство. В частные руки перешли сотни предприятий лёгкой и пищевой промышленности, большая часть торговли. В то же время государство продолжало удерживать большую часть тяжёлой промышленности и транспорт. Государственные предприятия объединялись в самоокупаемые тресты, которые должны были реализовывать свою продукцию на рынке. В реальности сохранялось командное управление трестами, их убытки компенсировались дотациями. Одновременно расцвела коррупция, перекачка средств из государственных предприятий в частный сектор.

НЭП стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени (до этого такое регулирование в Европе вводилось только в условиях войны).

НЭП закрепил важнейший социально-экономический итог революции — крестьянство получило землю в полное распоряжение, что в 1922 году было закреплено советским законодательством. В России установился своеобразный бюрократический капитализм, но правящая партия стремилась построить на его основе новое социалистическое общество.

Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. Стремясь получить средства на борьбу с голодом, в феврале 1922 года правительство издало декрет о конфискации церковных ценностей. В Шуе начались волнения, верующие вышли защищать свои святыни, при столкновении с милицией и войсками были жертвы. Священники, которых власти обвинили в кровопролитии, были арестованы и преданы суду, многие казнены. Удар властей потряс сами основы Церкви. Часть священников во главе с А. Введенским выступила против Патриарха Тихона и потребовала поддержать идеи революции и «христианского социализма», договориться с большевиками. Новое движение — так называемое «обновленчество» — стало попыткой реформации православия, модернизации его обрядов и традиций. В июне 1923 года Тихон осудил «всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». После этого отношение властей к Церкви стало более терпимым. Часть приходов не признала сосуществования с новой властью. Верующие и священники ожесточённо спорили по вопросам места Церкви в новом обществе. Несмотря на многочисленные расколы и репрессии властей, церковная жизнь сохранилась, православие продолжало оказывать сильное воздействие на мировоззрение населения. В мусульманских регионах влияние религии было ещё сильнее.

В 1922 году из России были насильственно высланы многие оппозиционно настроенные мыслители, учёные и общественные деятели самого широкого спектра (от философа Н. А. Бердяева до рабочего, лидера анархистов Г. П. Максимова).

Всего в эмиграции оказалось более миллиона подданных бывшей Российской империи. Несмотря на тяжёлые условия жизни большинства эмигрантов, они создали «вторую Россию», продолжившую культурную и политическую традицию начала века.

1922 год был урожайным — сказались и хорошая погода, и заинтересованность крестьян в труде. Доходы государства были достаточными для проведения финансовой реформы — введения стабильного «золотого червонца» в 1922-1924 годах. Но после первых успехов НЭП обнаружилась экономическая неустойчивость и хрупкость этой системы.

Большевистские идеи, которые помогли в условиях революции укрепиться диктатуре, в новых условиях нуждались в значительной коррекции, чтобы способствовать стабилизации режима. Вожди большевизма, приверженные прежним идеям, вытеснялись со своих позиций бюрократическим классом. Это определило динамику внутрипартийной борьбы 1920-х годов.

Идеальным организатором бюрократии стал избранный 3 апреля 1922 года на только что учреждённый пост Генерального секретаря ЦК И. В. Сталин. Осторожный прагматик, талантливый технолог власти, он казался прекрасным исполнителем. Однако, когда выяснилось, что Сталин может отстаивать точку зрения, отличную от ленинской, Ленин подверг его критике и предложил снять с поста (это предложение не было осуществлено).

30 декабря 1922 года из советских республик было сформировано единое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Первоначально в него вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР) и Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР).

В состав РСФСР и ЗСФСР вошли несколько автономных республик, некоторые из которых потом были преобразованы в союзные республики. В 1936 году ЗСФСР была разделена на три республики, из которых первоначально была составлена.

Большая часть Средней Азии вошла в Туркестанскую АССР (ТАССР). Сохранялись Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики, формально находившиеся в союзных отношениях с РСФСР. К северу от ТАССР располагалась Киргизская (с 1925 года — Казахская) АССР. В 1924-1925 годов было проведено национально-государственное размежевание, по которому на месте Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Кара-Киргизская автономная область (АО) в составе РСФСР (с 1926 года — Киргизская АССР, с 1936 года — ССР), Таджикская АССР в составе Узбекской АССР (с 1929 года — ССР). В 1936 году и Казахстан получил статус ССР. В 1936 году Каракалпакская АССР (преобразована из АО в 1932 году) передана Узбекистану.

При проведении территориальных размежеваний центр руководствовался экономическими соображениями и рекомендациями наиболее влиятельных партийных национальных групп, а не мнением населения, которое было перемешано в национальном отношении. Советская политика в этот период предполагала национальную консолидацию в рамках республик.

В январе 1924 года была принята Конституция СССР, повторившая декларацию и Договор об образовании СССР. Конституция 1924 года сохраняла принципы, заложенные в Конституции РСФСР 1918 года.

В 1928-1929 годах в России была проведена реформа административно-территориального деления: губернии, уезды и волости были заменены областями (а также краями, статус которых практически соответствовал областному) и районами. Статус автономных республик и автономных областей соответствовал областному. В 1930 году в составе некоторых областей и краёв были образованы 8 национальных округов малочисленных народов Севера. В 1931 году в РСФСР было 14 краёв и областей, 11 автономных республик, 14 автономных областей. Затем количество областей росло, а некоторые автономные области преобразовывались в автономные и даже союзные республики.

В 1924 году ряд уездов РСФСР были переданы БССР, что увеличило территорию Белоруссии более чем в два раза.

Когда попытки Коминтерна спровоцировать революции в Европе закончились крахом, идея мировой революции была отодвинута на дальнюю перспективу. Теоретик партии Н. И. Бухарин при поддержке И. В. Сталина обосновывал возможность построения социализма в одной стране.

Оставаясь единственной легальной политической организацией, партия большевиков оказывалась в центре разных воздействий со стороны различных социальных сил. Это приводило к развитию фракционности и подрывало монолитность партии — основу её власти. В 1923-1927 годах в РКП (б) (с 1925 года — ВКП(б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)) действовала левая оппозиция во главе с Л. Д. Троцким, к которому присоединились также Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и их сторонники. «Левые» отстаивали радикальные принципы большевизма против прагматизма «центристов» (Сталин) и «правых» (Н. И. Бухарин, А. Н. Рыков и др.).

После организационного разгрома «левых» в руководстве партии и государства вновь разгорелась борьба. Неудача хлебозаготовок убедила Сталина и его сторонников в том, что модель НЭП, оправдавшая себя в короткий период 1924-1925 годов, не в состоянии обеспечить устойчивое развитие страны. Крестьянство не давало государству достаточного количества ресурсов, чтобы обеспечить дальнейший индустриальный рост. Существовавшая промышленность с трудом обеспечивала потребности СССР, и государству не на что было обменять у крестьянства достаточное количество хлеба рыночным путём. Для индустриального рывка нужен был хлеб, и Сталин решил взять его старыми военно-коммунистическими методами.

«Чрезвычайные меры» дали хлеб в 1928 году, но отбили у крестьян желание производить его «излишки». Производство продовольствия сократилось.

Действия Сталина вызвали острый конфликт в руководстве ВКП(б), «правые» критиковали Сталина на заседаниях руководящих органов, указывая на крестьянские восстания, вспыхнувшие вслед за действиями продотрядов. Сталин взял курс на ликвидацию НЭП путём индустриального рывка и превращения крестьян из самостоятельных хозяев в работников крупных «коллективных хозяйств» («колхозов»), подчинённых государству. Колхозы были нужны коммунистической партии, чтобы управлять крестьянством и таким образом получить продовольствие для обеспечения «строек пятилетки», для продажи на внешнем рынке, чтобы получить средства на закупку современной техники.

Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. После 7-летнего периода войн и революций новое большевистское правительство, еще не имевшее опыта управления страной в условиях мирного хозяйственного строительства, смогло в период политического кризиса весны 1921 г. выработать экономическую политику, позволившую за короткий срок восстановить экономику и начать дальнейшее успешное ее развитие 1. Международная обстановка после Гражданской войны.

Осенью 1918 г. закончилась Первая мировая война. Период с 1918 по 1923 гг. характеризуется в мировой истории послевоенным революционным подъемом. За ним в 1923 - 1929 гг. последовала временная частичная стабилизация капитализма, сменившаяся

кризисом и углублением межимпериалистических противоречий (1929 - 1939 гг.), которые привели ко Второй мировой войне.

Первая мировая война привела не только к росту революционного движения. Рухнули Германская, Австро-Венгерская, Османская империи, возникли новые государства. Ситуация в мире значительно изменилась.

Существенным фактором революционного подъема 1918 1923 гг. была социалистическая революция в России. Буржуазно-демократические революции произошли в Германии и Австро-Венгрии. В Германии революция имела социалистические тенденции: в ряде городов была провозглашена Советская власть. В апреле 1919 г. возникла Советская республика в Баварии. Более 4-х месяцев 1919 г. существовала Советская республика в Венгрии. Летом 1919 г. была провозглашена советская республика в Словакии. В других капиталистических странах также происходили столкновения рабочих с правительствами, что было реакцией трудящихся на ухудшение экономического положения в результате непопулярной тяжелой войны. К 1923 г. в социальных битвах рабочий класс потерпел поражение. Капитализм сохранил свою власть и могущество.

Социалистическая революция в России оказала влияние не только на рост революционных настроений в западных странах. Под влиянием Октябрьской революции и под непосредственным руководством большевистской партии из левых групп в партиях II Интернационала создаются коммунистические и рабочие партии. Образованию компартий способствовал также революционный подъем 1918 - 1923 гг.

В 1919 г. молодые компартии объединились в III Интернационал (распущен в 1943 г. в связи с мировой войной).

Стоя на позициях мировой социалистической революции, большевистское правительство считало необходимым создание единой организации для руководства мировым рабочим движением. Положение Москвы как мирового революционного центра в этот период было

исключительно прочным.

Как же отразилось положение в мире после Первой мировой войны на перспективах развития Советской России?Прежде всего следует сказать, что в конце 1920 г. на основной территории страны закончилась гражданская война (военные действия продолжались лишь в отдаленных районах на Дальнем Востоке и в Средней Азии) и перед страной встала задача перехода к мирному хозяйственному строительству.

Сложное внутриэкономическое и политическое положение западных стран, рост национально-освободительной борьбы в Индии, Китае, Турции, Афганистане и других странах, заинтересованность в получении сырья из России и в использовании российского рынка для сбыта товаров диктовали западным странам необходимость мирного сосуществования с Советским государством.

В свою очередь Советское правительство было заинтересовано в получении западных кредитов, машин и оборудования, в использовании европейских и американских специалистов для подъема экономики.

Проводя активную внешнюю политику, Советская республика к концу 1920 года заключила мирные договоры с рядом стран, прежде всего с прибалтийскими республиками. В марте 1921 года было заключено торговое соглашение с Аглией, в мае с Германией, затем с Италией, Норвегией и др. В то же время западные государства, и прежде всего США, продолжали политику экономической блокады Советской России, поддерживали контрреволюционные эмигрантские силы и антисоветские вооруженные формирования, размещавшиеся вблизи границ России, осуществляли политические и военные провокации.

Наиболее успешно развивались внешнеполитические отношения со странами Востока. Наша страна ликвидировала неравноправные кабальные договоры, заключенные царизмом; впервые в истории, проявляя добрую волю и дружеские чувства, заключила новые равноправные договоры с Ираном, Турцией, Афганистаном и др. Эта политика Советского государства оказала положительное воздействие на всю Азию.

Таким образом, внешнеполитическое положение России в международных делах упрочилось, но оставалось сложным. Отказ западных стран в предоставлении кредитов, накопившаяся за годы

гражданской войны и интервенции ненависть друг к другу, вынуждали Советское государство делать ставку на внутренние ресурсы. Главной задачей теперь являлось восстановление разрушенной экономики, подведение экономической основы под Советскую власть. 2. Внутреннее положение страны..

Внутреннее положение молодой республики было чрезвычайно сложным. Сильная разруха, результат 7 лет непрерывных войн, отбросили экономику страны на несколько десятилетий назад. Вот несколько цифр, дающих представление о внутреннем положении страны: общий объем промышленной продукции упал в 7 раз. Выплавка чугуна была в 2 раза меньше, чем в 1862 году. Из-за отсутствия топлива большинство предприятий бездействовало. Хлопчатобумажных тканей вырабатывалось в 20 раз меньше, чем в 1913 году. Разруха царила и в сельском хозяйстве. Производство зерна сократилось вдвое. Значительно сократилось поголовье скота. В стране не хватало хлеба, картофеля, мяса, масла, сахара, других необходимых продуктов питания. Огромными были невосполнимые людские потери: с 1914 года погибло 19 млн. человек.

Продолжительная война, разруха сказались на социальном составе страны: в 2 раза уменьшилась численность рабочего класса (в Петрограде - в 4,3 раза).

Активная часть рабочих выполняла работу управления, занимала посты в органах Советской власти; до 30% рабочих ушло в деревни, спасаясь от голода. Процесс деклассирования ставил под угрозу социальную базу Советской власти.

В то же время в деревне все ярче проявлялось недовольство политикой военного коммунизма. Если во время гражданской войны крестьяне (а их было в то время 80% от всей массы населения) мирились с продразверсткой, как явлением вынужденным - взамен они получили землю, оборону от захватчиков, свободу от помещиков, то теперь в условиях мира система военного коммунизма пришла в столкновение с интересами крестьянства.

Политикой военного коммунизма были недовольны и в городе: городскому населению не нравилось уравнительное распределение продовольствия, трудовая повинность и др. В результате появилась трещина в союзе рабочего класса и крестьянства - основы Советской власти. Вспыхнули мятежи с участием крестьян-середняков, наиболее сильным был Кронштадтский мятеж матросов - выходцев из крестьян. Им были близки нужды, идеология деревни.

Крестьянство, не желавшее более мириться с продразверсткой, все громче выражало протест, наиболее острой полити ческой формой которого стали мятежи против Советской власти в Тамбовской губернии, Сибири, на Украине. Это стихийное недовольство советской политикой Ленин считал величайшей опасностью для нового строя. Оно свидетельствовало о возникновении такого антагонизма в обществе, которое нельзя было устранить применением военной силы.

С окончанием гражданской войны политика "военного коммунизма" зашла в тупик. Необходимость изменения политического курса осознавалась большинством как руководства, так и рядовых членов партии. Однако при этом одни считали, что для выхода из кризиса надо совершенствовать старую политику и с ее помощью строить социализм, а другие предлагали новые пути.

3.Новая экономическая политика.

В самом руководстве не было единства в понимании сущности НЭПа. Отвергались или брались под сомнение возможности новой экономической политики как метода и как плана строительства социализма. Учитывая критическую ситуацию в стране, многие лидеры партии считали необходимым сделать уступку крестьянству, Новая экономическая политика рассматривалась ими главным образом с точки зрения тактики, а не долговременного стратегического курса, как некая передышка между двумя непосредственными штурмами капитализма - "военным коммунизмом" и началом пролетарских революций в других странах. Продолжительность нового курса ставилась в зависимость от перспективы мировой революции на Западе. Господствовало мнение, что в ходе мировой революции отпадет надобность в новой экономической политике, что у советского строя появятся возможности подлинного строительства социализма.

Характеризуя сущность новой экономической политики, Ленин считал, что нормальные отношения должны быть таковы, чтобы пролетариат держал в своих руках крупную промышленность с ее товарами и удовлетворял крестьянство, не толькодавая ему средства к жизни, но и облегчая его положение, делая его лучше, чем при капитализме.

НЭП предполагал не только укрепление союза с крестьянством, но и временное допущение капиталистических элементов, свободу торговли, свободу частного предпринимательства.

Основными направлениями. новой экономической политики были:1. Замена продразверстки продналогом.Вместо продразверстки, проводившейся в годы войны и означавшей безвозмездное изъятие части продуктов у крестьян по разверстке, вводился фиксированный продовольственный налог значительно меньших размеров, что позволяло иметь излишки продуктов для продажи.2. Введение свободной торговли.

Свободная торговля позволяла иметь доход при продаже товаров, вызывала заинтересованность в производстве товаров, значительно активизировала развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревней.3. Передача в частную собственность мелких и средних пред приятий, производящих товары народного потребления.

Страница 1 из 2

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса Советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика военного коммунизма придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и военным коммунизмом хозяйства.

1.2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отношение к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы нэпа

2.1. Сущность нэпа (1921-1928 гг.). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. Нэпозначал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

2.3.1. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

2.3.2. Денежная реформа (1922-1924 гг.) явилась наиболее действенной и самой рыночной мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец , который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

2.4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников.

2.5. Промышленность.

2.5.1. Децентрализация. Реальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись к синдикаты , занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности развивалась аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на которых выпускался 1% промышленной продукции.

2.5.2. Темпы роста промышленности . В результате в промышленности прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

2.6. Нэп в сельском хозяйстве.

2.1.1. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше, и принял денежную форму. . Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако отступление проводилась постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе-сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах местного оборота), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался запрет с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога .

2.6.2.Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн. крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений насчитывалось 12.850 (из них производственных - 10.521); в 1925 г. - 54.813 (производственных - 15.178). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

2.6.3. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовый сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.7. Социальное положение

2.7.1. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

2.7.2. Занятость. В годы нэпа возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек в 1924-1929 гг., однако расширение рынка труда было еще более значительным. Численность рабочих и служащих увеличилась с 5.8 до 12. 4 млн. человек за тот же период. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика «военного коммунизма» придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и «военным коммунизмом» хозяйства.

1.2. Социально‑политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими как отношение населения к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек.

1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги («Власть Советам, а не партиям!», «Советы без большевиков!»). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы НЭПа

2.1. Сущность НЭПа (1921-1928). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП(б) в марте 1921 г . Первоначально НЭП рассматривался большевиками как «временное отступление», вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем НЭП оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. НЭП означал прежде всего восстановление товарно‑денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. С целью восстановления промышленности и налаживания товарообмена между городом и деревней:

Предусматривалось проведение частичной денационализации средней промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались отдельные крупные некапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. НЭП в сельском хозяйстве.

. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20 % от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10 % урожая и меньше и принял денежную форму. Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам.

Однако «отступление» проводилось постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе - сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах «местного оборота»), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому Земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременной, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Разрешалось ограниченное применение наемного труда и создание кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.

. Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период НЭПа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. насчитывалось около 13 тыс. различных видов объединений (из них производственных-10,5 тыс.); в 1925 г. - около 55 тыс. (производственных - 15 тыс.). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко‑середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47 %; в 1927 г. - 65 %.

. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерновых превысил на 20,7 % уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Возобновился экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.4. Финансовая политика в годы НЭПа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово‑промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации (все государственные), сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за три года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн руб. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

. Денежная реформа (1922-1924) явилась наиболее действенной и самой «рыночной» мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, вошедшая в учебники под именем наркома финансов Г. Сокольникова, но разработанная и проведенная финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения народнохозяйственных товаров.

2.5. Промышленность.

В соответствии с ленинской концепцией восстановление народного хозяйства и построение экономического фундамента социализма могло вестись лишь по общему плану. Разработанный в 1920 г. Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) перспективный план (рассчитанный на 10-15 лет) предполагал обновление всей структуры производительных сил страны на основе создания единой энергетической сети. Одновременно план ГОЭЛРО стал первой попыткой охватить государственным руководством всю экономику страны, заложил основы системы централизованного планирования в СССР.

Но одновременно производилась частичная децентрализация управления промышленностью. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - более мелкие объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ утратил право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись в синдикаты, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80 % трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности, где 28 % продукции давали частные предприятия (в основном мелкие), получила развитие аренда государственных предприятий. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-1927 гг. насчитывалось 117 действующих концессий, на основе которых выпускался 1 % промышленной продукции (но имевшей важное значение, так, например, в концессиях производились почти все карандаши и большая часть керосиновых ламп).

. Темпы роста промышленности. В результате в промышленности прирост продукции в первые годы НЭПа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42 %; 1925 г. - 66 %, 1926 г. - 43 %, 1927 г. - 14 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20‑х гг. советская индустрия практически достигла общего объема промышленного производства 1913 г.

2.6. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно‑денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи.

Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках «частников».

2.7. Социальные аспекты НЭПа.

. Занятость населения и условия труда. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на смену места работы. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 ч при 6‑дневной рабочей неделе.

В 1924-1929 гг. возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн человек, однако расширение рынка труда было еще более значительным. За тот же период численность рабочих и служащих увеличилась с 5,8 до 12,4 млн человек.

. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности свыше 90 % довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

Произошли изменения в экономической структуре деревни. В 20‑е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60 %), зажиточных (увеличение которых ограничивалось государством) насчитывалось 4-5 %, бедняков - 22-26 %, батраков - 10-11 %.

3. Политическая система в годы НЭПа

3.1. Новое законодательство и юстиция. Новый экономический курс требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты: кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуналы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры. Еще раньше ВЧК, переименованная в Государственное политическое управление (ГПУ), потеряла право внесудебного преследования.

3.2. Меры по ослаблению политической диктатуры. Годы НЭПа ознаменовались некоторой либерализацией общественно‑политической и культурной жизни страны. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные издательства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей.

Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев.

3.3. Дальнейшее ужесточение политического режима. Однако речь шла лишь о частичных и временных мерах. В. И. Ленин писал, что было бы ошибкой «думать, что НЭП положит конец террору». В 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными», по которому комиссия при НКВД могла без суда выносить решения о высылке и заключении в лагеря «социально неблагонадежных элементов». Количество заключенных тюрем и концлагерей быстро росло. Практиковалась высылка за рубеж. Осенью 1922 г. была выслана большая группа ученых, известных философов, историков, экономистов (всего около 160 человек). Репрессии затронули деятелей Русской православной церкви.

3.4. Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими партиями и оппозицией.

Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями. В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура.

После окончания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

В декабре 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии (РСДРП) заниматься политической деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось высылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйственных органов, что означало для этих партий политическую гибель.

В 1922 г. состоялся судебный процесс над лидерами партии эсеров, обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина.

Резолюция XII Всероссийской конференции РКП(б) 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях» объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача «в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы».

. Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление X съезда РКП(б) (1921) «О единстве партии» запретило фракционную деятельность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии большевиков.

4. Противоречия НЭПа

4.1. В политической области. Главным противоречием НЭПа стала попытка в условиях социально‑экономических преобразований сохранить неизменным характер политической власти (диктатуру пролетариата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную «победу социализма в одной стране»). Сохранение недемократической избирательной системы (открытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев‑нэпманов) полностью противоречило самой сути экономической реформы.

4.2. В экономической области.

. Приоритет промышленности перед сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней, ножницы цен (промышленные товары были дороже довоенных в 2,7 раза, а сельскохозяйственные - дешевле на 20 %) составили еще одно противоречие нэповского периода, которое перманентно грозило нежеланием крестьян продавать зерно государству и, соответственно, новыми конфликтами власти с крестьянством.

Первые проявления кризиса НЭПа обнаружились уже в 1923-1924 гг. (кризис сбыта, «товарный голод» и т. д.). Кризисы были связаны с несовершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых правовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-1923 гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3 % хозяйств; в 1925-1926 гг. - уже 25 %; в 1927 г. - 35 %. Зажиточные же хозяева и крепкие середняки (менее 10 % крестьянских дворов) выплачивали 29 % налогов, рост которых продолжался.

Негативные последствия «ограничения кулачества как класса» отягощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли, что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 20‑х гг. стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических культур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожайном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово‑административных начал в управлении экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности. К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фабрик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строительства новых предприятий требовались новые капиталовложения.

4.3. Свертывание НЭПа. На фоне экономических трудностей происходило постепенное свертывание НЭПа. В результате очередного заготовительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды «перехватывали» крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, прекратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по международной репутации СССР. К концу 20‑х гг. закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

5. Выводы

1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность.

2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально‑экономические проблемы. Нэповская система с определенной цикличностью переживала кризисы. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

3. С середины 20‑х гг. началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20‑х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление НЭПа), либо курс на «полную и окончательную победу» новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от НЭПа, а следовательно, от учета интересов крестьянства.

Некоторые историки считают НЭП идеальной моделью «социалистической рыночной экономики», подтверждением чему, с их точки зрения, служит первый пятилетний план с его акцентом на сбалансированном росте, который рассматривается как альтернатива сталинскому курсу форсированной индустриализации. Авторы другой точки зрения на основе анализа противоречий и кризисов НЭПа приходят к выводу об ограниченности рыночной тенденции в годы НЭПа и отсутствии каких‑либо перспектив для ее развития в будущем.

Новое на сайте

>

Самое популярное