Домой Рвота Особенности управления театральной куклой. Рекомендации по технике вождения кукол перчаточного театра Рекомендованный список диссертаций

Особенности управления театральной куклой. Рекомендации по технике вождения кукол перчаточного театра Рекомендованный список диссертаций

Куклы-"петрушки"


В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

Как же этого достигнуть?

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.


«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками (посмотрите на рисунок). Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».


Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец (рис. 3 и 4) или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе (рис. 5 и 6). В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.

Выбор того или иного способа управления «петрушкой» зависит от того, кого будет изображать кукла и какие движения ей предстоит делать. Например, если кукла изображает маленького зайчишку, то удобно голову куклы надеть на средний палец, а лапки — на указательный и безымянный. Если научиться быстро перебирать этими пальцами, то зайчик будет барабанить лапками.

Как управлять петрушечной куклой

Для того, чтобы научиться хорошо водить петрушечную куклу, надо сначала освоить ряд упражнений, которые полезно повторять потом как «зарядку» перед каждым спектаклем.

Надев куклу на руку, посмотрите, правильно ли сидит голова куклы, — не смещена ли она вправо или влево; сведите руки куклы вместе и убедитесь в том, что ее ладошки обращены друг к другу, а пальцы вашей руки не выскальзывают из трубочек. Проверьте, удобен ли чехол: согните руку вперед в запястье и посмотрите, совпадает ли сгиб вашей руки с наклоном туловища куклы в талии, верно ли сшит костюм. Если все в порядке, то можно приступить к упражнениям.

Упражнения можно проделывать под счет, а потом и под музыку совершенно так же, как это делаете вы сами на «зарядке». Сделайте себе какую-нибудь ширму (простейший способ — протянуть в дверях веревку на высоте, превышающей ваш рост на 3—5 см, и перекинуть через нее одеяло), встаньте за ней и покажите куклу над ширмой. Обратите внимание на положение куклы. Кукла должна быть повернута в сторону зрителей с очень небольшим наклоном вперед — вниз так, чтобы ее глаза встретились с глазами зрителей. Для этого ваша рука также должна быть чуть-чуть наклонена вперед, — немного согнута в запястье. Обычной ошибкой является выгиб запястья вперед, то есть наклон кисти руки назад, что влечет за собой «запрокидывание» куклы. Следите за тем, чтобы локоть вашей руки не отклонялся в сторону, чтобы воображаемая линия, проведенная через ладонь и локтевую точку, была перпендикулярна полу

Куклу надо показывать над ширмой на высоте трех четвертей ее роста, — приблизительно до колен. Привыкайте с самого начала держать куклу над ширмой на одинаковой высоте. Внимательно следите за сгибом запястья и положением локтевой точки. Кажется, что это совсем просто, а на самом деле даже у довольно опытных кукловодов кукла иногда теряет уровень или неожиданно отклоняется в сторону.

Так как самому такую ошибку заметить бывает трудно, то надо во время упражнений следить друг за другом, чтобы, пока один делает упражнение, другой смотрел и замечал недостатки. Со стороны, как говорится, виднее.

Итак, первоначальным положение куклы будет такое, когда она появится над ширмой на три четверти своего роста с лицом, обращенным к зрителям, и разведенными в стороны руками.

В этом положении кукла может проделать следующие движения: наклонить голову вперед (сгиб указательного пальца, на который надета голова куклы), свести и развести руки (сведение и разведение большого и среднего пальцев, на которые надеты руки куклы), наклонить торс вперед, вправо, влево и назад (сгиб запястья в соответствующем направлении), присесть (отвести запястье назад, не смещая локтя) и принять первоначальное положение (выпрямить кисть).

Попробуйте проделать все эти движения в любой выбранной вами последовательности на четыре счета, делая каждое движение на «раз» и сохраняя спокойное положение куклы на «два-три-четыре». Следите при этом, чтобы каждое движение было точным и не вызывало «трепыхания» всей куклы и изменения уровня, на котором она находилась в первоначальном положении. Когда эти простейшие движения будут усвоены, переходите к более сложным.

Наиболее трудным является шаг. Для того, чтобы кукла начала ходить по скрытой за ширмой воображаемой плоскости пола, нужно, слегка поднимая и опуская локтевую точку вверх и вниз, передвигать свою руку по направлению движения куклы. Если при этом поднимать и опускать руки куклы (поочередно) — большой и средний пальцы своей руки, — получится впечатление марширующей куклы. При ускоренном счете шаг перейдет в бег. Шаг можно сочетать с другими движениями, например приседаниями или прыжками.

Каждое упражнение надо сначала проделать на одной руке, потом на другой, а затем на обеих сразу. Когда будете водить кукол на двух руках одновременно, особенно внимательно следите за положением локтей. На рисунках (см ниже) показано правильное и неправильное положение рук кукловода при упражнении с двумя куклами.

«Петрушки» хорошо берут в руки различные предметы. Эту их особенность можно удачно использовать в будущих спектаклях, поэтому полезно провести ряд упражнений на игру с вещами.

Для начала попробуйте взять руками куклы какой-нибудь легкий предмет, например спичечный коробок или обыкновенный детский игрушечный кубик. Наклоните куклу в талии так, чтобы ладони ее рук оказались за ширмой, и подайте своей свободной рукой предмет. Берите его кончиками рук куклы и следите при этом за тем, чтобы кукла не теряла уровень и не пропадала сама за ширмой. Проделайте упражнение двумя куклами, передавая предмет из рук в руки. Если в занятиях участвуют несколько человек, попробуйте передавать предмет всеми куклами по очереди. Делайте это сначала по счету, а затем под музыку в ритме марша.

Когда освоитесь с этими упражнениями, придумайте другие, более сложные: например, одна кукла подает стакан, а другая наливает в него из кувшина воду. Две куклы строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее.

Если упражнения делают несколько ребят, обязательно нужно научиться общению друг с другом, чтобы куклы, находящиеся в руках разных кукловодов, могли хорошо играть с вещами и «вступать в разговор» между собой. Все это пригодится в будущих спектаклях вашего школьного театра.

«Петрушки» - очень веселые куклы. Они не только хорошо бегают, прыгают и играют с вещами, но могут и танцевать самые различные танцы.

Если хотите, чтобы ваши «петрушки» научились танцам, внимательно приглядитесь к танцующим товарищам. Отойдите от них на небольшое расстояние, возьмите в руки тетрадку или полоску бумаги и, поднеся ее на уровень своего глаза, смотрите на танцующих так, чтобы видеть их до колен. Так вы яснее увидите, какие движения они производят торсом и руками в том или ином танце.

Постарайтесь запомнить эти движения и попробуйте воспроизвести их на куклах. Конечно, всех разнообразных и мелких движений, которые делает танцующий человек, ваши «петрушки» сделать не смогут, да это и не нужно. Ведь кукла должна только напоминать живое существо, давать его обобщенный образ, а не подражать человеку.

Попробуем станцевать вальс. Характерным движением этого танца является плавное кружение при определенном положении фигур танцующих. Наденьте кукол на обе руки, поверните их (кукол) друг к другу, соединив руки так, как это вы заметили у танцующих товарищей: вытяните правую и левую руки куклы вверх — вбок (для этого надо соединить большие пальцы своих рук), одну руку куклы «дамы» положите на плечо куклы «кавалера», а его рукой подхватите «даму» за талию (в этом случае действуют средние пальцы ваших рук). Обратите внимание на то, чтобы лица кукол были повернуты друг к другу. Теперь попробуйте сами танцевать вальс, внимательно следя за тем, чтобы не снижать уровня, на котором над ширмой находятся куклы, и не изменять их положения в отношении друг друга. Зрители в этом случае сразу поймут, что куклы танцуют вальс. Это, пожалуй, самый легкий для кукол танец, так как им самим не приходится делать никаких движений, а достаточно, чтобы кукловод сохранил найденную для вальса позу кукол.



Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театральносценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. Театр – место для зрелищ Театр – род Сцена -площадка, искусства, на которой специфическим происходит представлен средством ие выражения Сцена – часть которого действия, является акта в пьесе, сценическое спектакле действие, Сцена – в возникающее в широком процессе игры смысле то актёров перед же, что театр публикой ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТИПЫ ТЕАТРОВ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИДЫ ТЕАТР КОМЕДИИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР ТЕНЕЙ

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ВИДЫ НАД ШИРМОЙ Управляется пальцами кукловода ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода КУКОЛ

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т. к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. ВИДЫ Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Общая высота куклы 5055 см.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. ВИДЫ Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к комулибо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси- лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ» . Яркими и выразительными возможностями ВИДЫ обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. КУКОЛ Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1, 5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т. д.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. КУКОЛ

КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую "вагу", где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до тридцати штук - в этом случае куклой управляют несколько человек. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ. ВИДЫ Создан новый вид игрушек для театра - игрушки с открывающимся ртом (пастью) ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Кроме вышеперечисленных кукол для кукольного театра изготавливают самые разнообразные оригинальные мягкие игрушки и сувениры, изготавливают также композиции из игрушек по любым известным сказкам и мультфильмам. Размер игрушек для композиции и их количество могут быть любыми.

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Театральная кукла и техника вождения

Если вы хотите создать свой небольшой театр кукол, то должны знать, что все куклы делятся на два основных вида - верховые и низовые. К верховым куклам относятся перчаточные, одевающиеся на руку актера, как перчатка, и тростевые, туловище которых актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Низовыми куклами управляет актер, расположенный сверху по отношению к кукле. К низовым куклам относятся марионетки-куклы на ниточках и планшетные, работающие на столе или прямо на планшете сцены.

Ключ к пониманию подхода актера-кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актера.

Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма: к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актера. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперек двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актеров («фартук»).

Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена), чаще всего перчаточным куклам не делают ног, но если актер держит куклу на определенном уровне, у зрителей создается впечатление, что они есть. Нужно всегда помнить, что кукла ходит по «воображаемому» полу, находящемуся немного ниже уровня грядки. Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно наклонять ее немного вперед (при отклонении куклы назад не видно ее лица). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.

Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья - сгибанию в талии, движения всей руки - движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.

Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму ее поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперед к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, ее надо отвести на задний план и там опустить.

Разговаривает кукла, если актер в такт речи поворачивает ее голову, выделяя при этом важные слова движением корпуса куклы, жестами ее рук.

Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую.

При работе с куклами надо обращать внимание на выразительность, точность и осмысленность каждого жеста, каждого движения. Когда куклы делают из предмета, желательно, чтобы суть предмета или сочетания предметов, из которых она сделана, влияли на ее характер, способ существования, поведения.

Дополнительные очень полезные страницы из книги Натальи Трифоновой "Кукольный театр своими руками"

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

    Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

    Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

    Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

    Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

    Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

    Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

    Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

    В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

    Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

    Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

    Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

    Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

    Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

И обязательно необходимо объяснить малышам новые слова, употребляемые в театре:

    сцена,ширма,зрители,аплодисменты,декорации, освещени,кулисы,занавес,афиша,билеты,зрительный зал,кукловод,спектакль

Детей

Детская школа искусств п. Остроленский

Методическая разработка на тему:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С КУКЛОЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Работа преподавателя ДШИ

п. Остроленский:

п. Остроленский

1. Вступительная часть……………………………………….3стр.

2. Основная часть……………………………………………..4стр.

2.1. Глава 1. Происхождение перчаточной куклы………… 4стр.

2.2. Глава 2. Развитие гибкости рук…………………………..6стр.

2.3. Глава 3. Освоение навыков в работе с куклой………......8стр.

3. Заключительная часть…………………………………….12стр.

4. Список используемой литературы……………………….13стр.

Введение.

Кукольный театр – тот вид искусства, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни. И знакомство во многом определяет отношение детей к театру вообще. Кукольный спектакль в исполнении детей просто обязан быть интересным, запоминающимся. Причем, эти впечатления касаются не только зрителей, но и самих актеров. Получить же удовольствие от своей игры может лишь тот ребенок, который свободен на сцене, имеет багаж навыков и умений. Первое, чему он должен научиться, придя в кукольный коллектив , - это умение действовать куклой, а рука оживает лишь в гибких, послушных руках.

Цель исследования – сочетание общего развития образного мышления детей со специальным, связанным с реализацией образа, перенесенного в куклу.

Задачи:

Вызвать интерес у детей к кукольному театру, проводя уроки в форме игры.

Умение связывать духовный мир человека с художественным образом

Развитие пластичности и выразительности рук актеров.

Практическая значимость – разработка может быть использована как материал для работы на теоретических и практических занятиях по предмету кукольный театр.

Структура работы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы.

Основная часть.

Глава 1. Происхождение перчаточной куклы.

«Театром Петрушки» называется театр, куклы которого одеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы назывались бураттини, теперь они носят имя пупацци.

Герой по прозванию Буратино появился на сцене во Флоренции в 1580 году, к этому времени и можно отнести рождение театра Петрушки. Комическая фигура, явившаяся прототипом Петрушки, имелась уже в кукольном древнеиндийском театре, где она называлась Вадушака, а в арабском театре – Карагез. Во Франции в 18 веке объявился Гиньоль. Его так полюбили ткачи в городе Лионе , что поставили ему памятник, одев в костюм ткача. А в Англии уже с 1688 года живет парочка обладателей очень больших носов – Понч и его сварливая жена Джуди.

В России этот персонаж получил имя Петрушка.

Полное имя – Петр Иванович Уксусов. Он, как и его заграничные братья, имел огромный нос, красный колпачок с бубенчиком и был большой скандалист и забияка. Совал свой нос, куда не следует, лихо колотил своей дубинкой и правого, и виноватого. Народный герой, да и только! В честь Петрушки всех кукол данного типа стали называть петрушками, хотя они изображали на только людей, но и зверей.

Во всем мире с давних пор установились целые «действа», которым в старину придавали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.

В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела – это символизирует приход весны. У каждого народа были свои обряды, свои игры.

До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество. Православие,

истребляя в людях веру в старых богов, запретило всякие скоморошьи потехи во избежание «святотатства». А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом.

И только в 17 веке при гуманном правлении царя Алексея Михайловича Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с петрушкой, и медведя водить, и даже «пиесы» играть.

А вот при слабом царе Федоре Алексеевиче усилилась власть церковная – и опять начались гонения на скоморохов, и был наложен запрет на театральные зрелища.

Но никакие гонения, страшные указы о «битье батогами» за участие в балаганных игрищах не могли истребить в народе любовь к театральным зрелищам. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпачок и орудует дубинкой.

Петрушка долгое время просто путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрел свой дом в городе на Неве. Именно тогда был впервые организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

Глава 2. Развитие гибкости рук.

Развитие пластичности и выразительности рук – одна из важных задач руководителя любого театрального, а тем более детского кукольного коллектива. Руки наших детей, как правило, привыкли выполнять довольно однообразную работу: держать ручку, нажимать клавиши компьютера… Когда ребенок попадает на занятия в кукольную студию, то с удивлением узнает, насколько не слушаются его собственные руки. Не слушаются руки – не оживет кукла, не оживает кукла – не получается интересный спектакль.

Гимнастике рук обязательно должно уделяться время в ходе занятий кукольным мастерством. Первоначально упражнения выполняются в учебном полукруге без учета высоты ширмы. Затем, по мере их освоения, руки поднимаются выше, тренируется их выносливость.

Все упражнения разминки необходимо выполнять обеими руками. Равномерно развитые руки – непременное условие работы с любым типом кукол. Это качество необходимо для вынужденного отдыха уставшей руки во время репетиции или спектакля, для выхода куклы с любой стороны ширмы, для выполнения любой мизансцены. Во время разминки приходится внимательно следить за снятием излишних напряжений мышц не только рук, но и всего тела. После выполнения ряда трудных упражнений делать упражнения на расслабление.

При проведении разминки с детьми необходимо достигать атмосферы радостного творчества, интереса к проделываемым упражнениям. Конечно, при первоначальном освоении упражнений нужно контролировать каждого ребенка, точно разбирать порядок движений, это лучше делать без музыки. Когда упражнение усвоено, то музыка только помогает его выполнению. Можно выстроить порядок разминки таким образом, чтобы он напоминал некий танец рук, и исполнять его не только всей группой в учебном кругу, но и по группам руками над ширмой, определить лучших «танцоров». А может быть, из этого родится концертный номер? Когда дети почувствуют себя

хозяевами своих рук, можно доверить им создание новых упражнений, проведение собственной разминки в группе.

· гимнастика пальцев рук.

«ЦИРКУЛЬ». Описать по очереди круг разными пальцами в разных плоскостях.

«БУКВА Г». Выпрямить пальцы. Попеременно сгибать и разгибать две первые фаланги пальцев.

«ВЕЕР». Развести прямые пальцы и последовательно, начиная с мизинцев, сгибать пальцы в кулак и разгибать их. То же, начиная с больших пальцев.

«ПРУЖИНКА». Прижать пальцы друг к другу, чтобы ладони не соприкасались. Делать пружинящие движения пальцами, не отрывая их друг от друга.

«ГРЕБЕНЬ». Переплести пальцы рук. По очереди нажимать пальцами правой руки на косточку у основания левой (указательным на указательный, средним на средний и т. д.). При этом палец, на косточку которого нажимаем – выпрямляется вверх.

«ГУСЕНИЦА». Ладони вверх. Резко прижать мизинец к запястью и через всю ладонь вернуть его в исходное положение. То же, но парами пальцев обеих рук.

«ЩЕКОТКА». Чесать ладонь всеми пальцами по очереди.

· гимнастика кистей рук

«РОБОТ». Руки согнуты в локтях, ребро ладони обращено к полу. Не меняя положения предплечья, двигать кистями рук с выпрямленными пальцами в горизонтальной и вертикальной плоскостях. То же, но ладони в исходном положении направлены к полу.

«БУРАТИНО». Ладонь прямая. Пальцы прикасаются друг к другу, резко растопырить пальцы и вернуть в исходное положение.

«НОЖНИЦЫ». Напряженные выпрямленные руки над головой. Резкие движения имитируют работу ножниц.

«КАПЕЛЬКИ». Расслабляя пальцы и кисти, потряхивать ими, как бы избавляясь от капелек воды.

«ВОСЬМЕРКА». Сцепить руки перед собой в замок. Нарисовать кистями цифру 8.

«РАСТЯЖКА». Сгибать кисти так, чтобы большие пальцы дотянулись до предплечий.

Глава 3. Освоение навыков работы с куклой в детском коллективе.

Дети приходят заниматься в театр чаще всего из любопытства или за компанию с друзьями, не имея сознательного влечения к театральному искусству. Очень важно заинтересовать их с первых же занятий, и при этом дать понять, что желания участвовать в спектакле мало, нужно сначала научиться управлять куклой. Этот период для педагога один из самых сложных. Как удержать естественное желание ребенка скорее выступать и при этом не отпугнуть его «в процессе отработки навыков владения техникой движения куклы»? Нужно каждое занятие построить таким образом, чтобы ученики, осваивая новое, повторяя уже изученное, не замечали самого процесса обучения. Чтобы каждый урок заканчивался «выступлением» перед товарищами, удачным или не очень, но обязательно искренним.

Итак, пришел новый ученик. Он смотрит на вас пытливыми глазами и горит желанием стать «артистом». С чего же начать? После гимнастики рук знакомимся с азами – правилами походки. Существуют три основных типа движения кукол: движения, создаваемые пальцами, запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию талии, движение всей руки – движению ног. Пластика куклы состоит из комбинаций этих основных движений.

Постоянно занимаясь с куклами, дети начинают чувствовать и воспроизводить их интуитивно.

Не менее важно сразу объяснить, а лучше показать детям правила движения куклы при разговоре. Кукла разговаривает, когда актер в такт словам поворачивает ее голову, выделяя важные слова жестами или движениями корпуса. Если на сцене находятся одновременно две или несколько кукол, то движется Толька та из них, которая говорит в данный момент. Остальные неподвижны и смотрят на говорящую.

Основные правила игры с куклой на ширме.

Правило первое. Правильное положение руки. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки не должна отклоняться ни влево, ни вправо, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию.

Правило второе. Уровень куклы должен быть постоянным. Она должна находиться над ширмой на три четверти высоты куклы. При перемещении в глубину, на второй план – куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался.

Правило третье. Ноги куклы – это ноги актера. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться с куклой – ходить, характер походки передается кукле.

Правило четвертое. Повороты кукол. Поворот головы на 180 градусов осуществляется вокруг руки, которая ее держит, как вокруг оси.

Правило пятое. Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту или на небо, становится мертвой. Чтобы кукла вела себя на ширме как живая, она должна быть в состоянии общения со зрителем, или с предметом, или с другой куклой.

Правило шестое. Кукла является частью человека: рука кукловода – ее тельце, а ноги – ножки куклы. Для того чтобы кукла села, нужно согнуть

кисть руки и одновременно опустить куклу ниже, на уровень ее бедер, а затем выпрямить кисть. Встает кукла, делая эти движения в обратном порядке.

Походка куклы получается, когда актер поднимает и опускает согнутую

в локте руку – делает «пружинку» - и одновременно слегка поворачивают кисть руки. При этом нужно помнить, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся немного ниже уровня грядки, и «ронять» ее ниже нельзя.

Если не поворачивать кисть, а «пружинку» делать резче, получатся прыжки куклы. Если немного напрячь руку и делать все движения походки быстрее, то кукла побежит.

Если кукла ложится, то нужно точно знать для чего. «Спать» глазами к зрителю она не может, потому что, как правило, ее глаза не закрываются. Для того чтобы лечь, кукла должна сначала сесть, а потом уже ложиться.

Все другие движения кукол являются модификацией этих основных.

Основные упражнения.

Упражнение 1 . Встать по кругу и, подняв руку с куклой вверх, по команде учиться правильно ходить с куклой вперед, назад, вбок и поворачиваться, удерживая куклу на одном уровне.

Упражнение 2 . Ходить по кругу и по команде педагога менять характер походки в зависимости от характера образа, который надо изобразить. Ходить как медведь, прыгать как воробей и т. д. Хорошо, когда смена образа куклы сопровождается сменой музыкальной темы. Таким образом, тренируется и внимание.

Упражнение 3. Встать в линию перед педагогом и читать стихи, сосредоточив внимание на кукле. Это упражнение на координацию движений головы и рук куклы. Есть несколько положений рук у куклы-петрушки:

Руки могут быть сложены вместе – тогда они не загораживают голову

куклы и внимание зрителей сосредоточено на движении головы.

Обе руки раздвинуты в стороны – это очень заметный жест им не стоит злоупотреблять.

Кукла делает жест одной рукой, другая прижата к груди.

Упражнение 4. Тренировка переходов куклы с первого плана на второй. Это упражнение следует проводить за ширмой. При уходе на второй план, куклу держать выше. При переходе на первый план, опускать ниже.

Упражнение 5. На ширме 2 куклы и 2 кукловода. Им надо научиться двигаться вокруг друг друга, с куклами не сталкиваясь.

Заключение.

Кукла – «оживление» неживой материи при помощи рук актера и его фантазии. «Ожившие» герои будят воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс.

Рассмотрев тему «Практическая работа с куклой в театральном коллективе», я выяснила, что развитие выразительности и пластичности рук – это главная задача, которую ставит перед собой педагог на уроках кукольного театра. Она осуществляется на групповых занятиях, но не менее важна и индивидуальная работа каждого ученика.

Данная работа включает в себя как теоретический, так и практический материал. Она может быть использована преподавателями театрального отделения при работе с куклой.

Список используемой литературы:

1. «Азбука театра» - М.: Современник, 1998.

2. «Хочу на сцену» - Д.: 1997.

3. «Фольклорный театр» - М.: Современник, 1988.

4. «Театр в чемодане» - СПб.: Литера, 1998.

5. Бабина Ю. «Практическая работа с куклой в детском коллективе». Я вхожу

в мир искусств – М., 2001.

Новое на сайте

>

Самое популярное