Домой Рвота Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования. Музыкальная среда Музыкальная среда

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования. Музыкальная среда Музыкальная среда

Ну а сейчас пришло время выйти на сцену «зачинщикам» сегодняшнего концерта и всего проекта «Незабываемые песни». И сейчас я немного расскажу о нашем Клубе Музыкальная Среда.

Сейчас клуб работает на двух концертных площадках – на исторической «Пушкинской 9» и в Доме Культуры поселка Кузьмоловский, где ведет свой второй проект «Живая Струна». Клуб ежегодно проводит два собственных фестиваля - Лесной Концерт в Кузьмолово и Фестиваль Бардовских Клубов «Бакенбарды» в Пушкинских Горах Псковской области. В клубе Музыкальная Среда больше всего ценятся искренность песни и наполненность ее эмоциональным содержанием, при этом форма выражения может быть весьма разной. Чаще всего со сцены клуба можно услышать классическую авторскую песню под гитару, но нередко звучат и смежные жанры - романсы, рок и блюз.

В течение 12 лет своего существования наш клуб дал попробовать свои силы очень большому количеству артистов, многие из которых сейчас известны далеко за пределами Музыкальной Среды, а некоторые уже открыли собственные Клубы авторской песни.

На правах руководителя клуба я позволю себе начать выступление Музыкальной Среды.

Я хочу представить вам песню замечательного петербургского автора Виктории Кныш.

Виктория Кныш начала петь с 5 лет. Закончила музыкальную школу с красным дипломом по классу фортепьяно. В 16 лет начала писать песни. Занималась аранжировкой. Самостоятельно освоила гитару.

В январе 2006 в Театре авторской песни Сосновая Поляна образовался дуэт "Ручеёк" в составе Анны Комиссаровой и Виктории Кныш За 8 лет существования "Ручеёк" был удостоен многих наград в различных конкурсах авторской песни: Эхо-2007, Струны фортов, Робинзонада-2007, Норд-Вест-2008.

Дуэт дважды обладатель гран-при конкурса "Весенняя капель", в 2007 и 2008гг., а также гран-при конкурса "Я-композитор-2007", в номинации "Авторская песня "Стихи на струнах". Песням Виктории свойственна удивительная проникновенность, красота мелодии, они сразу берут за душу и заставляют сопереживать.

Сейчас я исполню для вас песню Виктории Кныш , которая называется «Разлучники года».

Для вас прозвучала песня Виктории Кныш . А сейчас я отложу гитару и снова вернусь к своим обязанностям ведущего.

И сейчас я представлю вам следующего нашего автора. Это Эрик Осташев . Это имя несомненно хорошо знакомо всем, кто бывает на вечерах клуба "Музыкальная среда", ведь Эрик – участник Клуба практически со дня его основания.

Эрик начал петь очень рано, а гитару первый раз взял в руки в 16 лет. Окончил музыкальное училище по классу джазовой гитары, играл на танцевальных вечерах, затем создал рок-группу, для которой писал песни.

В 2003 году Эрик пришел к нам в клуб и не расстается с нами до сих пор. Песни Эрика трогают души своей потрясающей мелодичностью и виртуозной гитарной аранжировкой. Они находятся где-то на стыке классической авторской песни, рока и блюза. Пронзительно лирические или искрометно веселые - они не оставляют равнодушными тех, кто молод душой независимо от возраста.

На сцену приглашается участник команды Творческого Клуба Музыкальная Среда Ольга Зеленская . Она исполнит для вас песню Эрика Осташева «Книга судеб» . Встречаем…

Для вас прозвучала песня Эрика Осташева в исполнении Ольги Зеленской. Творческий Клуб музыкальная Среда.

Елена Максимова талантливый композитор и исполнитель – пришла в авторскую песню еще в студенческие годы, когда училась в Ленинградском Инженерно-экономическом институте. Елена активно участвовала в институтской музыкальной жизни, пела на концертах, сочиняла музыку к студенческим спектаклям.

Елена пишет песни на собственные стихи и на стихи известных поэтов, таких как Александр Кушнер, Иосиф Бродский, Александр Габриэль, Глеб Горбовский, Александр Левин. Ее песни отличает необычная и порой весьма сложная мелодическая линия, а также глубина и умение чувствовать настоящую поэзию. Елена Максимова – лауреат фестивалей "ТОПОС" и "Весенняя капель".



Я приглашаю на сцену участника команды Творческого Клуба Музыкальная Среда Эрика Осташева, он представит вам песню Елены Максимовой «В противоречиях».

Для вас прозвучала песня Елены Максимовой в исполнении Эрика Осташева – Творческий Клуб музыкальная Среда.

В нашей Музыкальной Среде до сих пор очень сильны хоровые традиции, поэтому мы любим петь хором и делаем это регулярно. И вот сейчас мы представим вам нашу хоровую песню, которую написал друг и участник нашего Клуба Денис Тверитин.

Денис Тверитин живет в городе Ломоносове. Создатель и руководитель ансамбля «Первый Снег», для которого писал песни на собственные стихи. Его песни отмечены призами и лауреатскими званиями на фестивалях авторской песни, в числе которых Соцветие, Лампушка, фестиваль Норд-Вест на Валдае, Балаклавские каникулы в Севастополе, Струны фортов в Кронштадте и многих других.

В бардовских кругах Дениса иногда называют Пограничником жанра, потому что его творчество находится где-то на границе авторской песни и рок-музыки. Помимо авторской песни и бард-рока Денис также пробует себя в жанре мюзикла. Песня, которая прозвучит сегодня, написана им для мюзикла «Мой друг- музыкант».

Итак, я приглашаю на эту сцену команду Творческого Клуба Музыкальная Среда. Мы исполним для вас песню Дениса Тверитина «Парусник».

{ОБЩАЯ ПЕСНЯ}

Для вас прозвучала песня Дениса Тверитина «Парусник» в исполнении команды Творческого Клуба Музыкальная Среда.

Ну вот и подошел к концу наш сегодняшний концерт – первый и, я надеюсь, не последний концерт нового проекта «Незабываемые песни». И сейчас я приглашаю на эту сцену всех участников сегодняшней программы, всех тех, кто знакомил вас сегодня с незабываемыми песнями наших друзей и современников. Еще раз перечислю названия клубов, которые сегодня были на этой сцене, Итак:

{ВСЕ КЛУБЫ ПО ОЧЕРЕДИ ПОДНИМАЮТСЯ НА СЦЕНУ ПОД АПЛОДИСМЕНТЫ ЗРИТЕЛЕЙ}

МБДОУ ЦРР Д/с № 117 «Дружная семейка»

учебный год

Выступление на педсовете

Тема: «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка».

Докладчик: Швацкая Н. В., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.

^ К важнейшим показателям креативности относятся:

творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;

самовыражение, иначе-свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект»--способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку (Х. Гарднер);

знания и навыки (Л. Ермолаева-Томина).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:

информационный, позволяющий развивать интеллект;

социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществить функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей. Опосредованное управление, использующее в качестве педагогического средства окружающую среду, находится в настоящее время на стадии становления..

В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода:

1. Представленный в большинстве современных исследований, определяет среду, как условие реализации ребёнком своих способностей;

2. Возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педагогике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных качеств.

Один из основателей педагогики среды С. Т. Шацкий рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющие среды (вслед за Л. Н. Толстым он называет её «духом школы», эмоциональным подъёмом, который настраивает детей на творческий труд).

Представление о среде как «микромодели культуры» находим в работе А. М. Лобка, посвящённой «вероятной образовательной среде», что говорит о необходимости при организации педагогического процесса использовать принцип культуросообразности. Представление о среде образовательного учреждения как средоточии культуры весьма важно в музыкальном образовании, которое находится на стыке образования и культуры.

В педагогических исследованиях чаще встречается понятие «образовательная среда», т. е. упор делается на её образовательную функцию. Однако и при таком подходе большинство авторов наделяют среду разнообразными функциями. Так, В. А. Ясвин выделяет разновидности сред (семейная, дошкольная, внешкольная, дополнительная, стихийная), выполняющие особые педагогические задачи.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р. М. Чумичева). Существует научное направление (Е. П. Белозерцев), которое трактует культурно-образовательную среду как «совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся. Среда-это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается человек. Знания, наука-средство приспособления к жизни в этой атмосфере, приобщения к абстракциям, понятиям, теоретическим моделям». Но это также и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность населения». Культурно-образовательная среда понимается представителями данного направления как средство формирования «живого, жизненного» знания, активно воздействующего на разум, чувства, эмоции, веру индивида. Педагогический потенциал культурно-образовательной среды способствует приобщению к триаде способов познания мира и человека: рационально-логического (наука), эмоционально-образного (искусство) и провиденциально-аксиологического (религия).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду; которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности.

Накопление знаний о составляющих среды: природной (М. В. Шептуховский), эстетической (Ю. С. Мануйлов), архитектурной (Л. П. Барышникова, В. Л. Глазычев), внешкольной (М. П. Кузьминова, Л. А. Цыганова), среды микрорайона (М. М. Плоткин)-привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями. Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.

В. С. Мухина отмечала, что ребёнок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира, образно-звуковых систем, природы, социальных отношений людей. А. А. Остапенко, следуя данной логике, предлагает обобщить эьт реальности и выявить основные элементы, лежащие в основе педагогического процесса. Вслед за В. И. Слободчиковым, считающим, что объективная реальность и есть среда, которая опосредует становление внутреннего мира, он выделяет следующие составляющие педагогического процесса: предметно-пространственную среду; реальность социального пространства педагогики, которую он называет локальной субкультурой отношений; знаково-символьную реальность.

Известный эстонский средовед М. Хейдметс, рассматривая среду с точки зрения субъекта, разделял её на индивидуальную и групповую; объекты пространственной среды-на места (территории, помещения) и отдельные вещи; по характеру использования объектов-на постоянные и временные. Для организации среды это достаточно важное структурирование, позволяющее моделировать данный компонент через места деятельности ребёнка и отдельные объекты.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю. С. Мануйлова, разработчика теории средового подхода в воспитании. Он определят среду, «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни и что опосредует его развитие и определяет личность». Из этого можно сделать вывод: среда представляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности (чему-либо научиться). Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Наконец, предметный компонент среды детей дошкольного возраста подробно описан в работах С. Л. Новосёловой. Она обосновывает понятие развивающей среды как системы материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующих содержание его развития, духовного и физического.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, можно представить предметно-развивающую среду как музыкально-образовательную, которая состоит из предметного и музыкального компонентов. Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой, независимо от её источника. Всё остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон, радиоприёмник и т. д.), относится к предметному компоненту. В музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие. Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса.

На данный аспект обращают внимание многие исследователи, отмечая, что мотивационно-ценностное отношение к культуре-сложный процесс, обусловленный социальным окружением, средой и характером деятельности не только самой личности, но и людей, направляющих этот процесс.

В социальной составляющей среды необходимо выделить такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребёнка и культивирующего его музыкальное творчество, важная задача педагога.

О проблеме значимости социальной среды в развитии творческих способностей ребёнка говорил В. А. Ясвин, который показал, что педагоги должны учитывать не только среду учреждения, но и особенности семей воспитанников, в том числе взаимодействия с ребёнком в процессе домашнего музыкального воспитания. В творческой образовательной среде, по В. А. Ясвину, происходит саморазвитие свободной и активной личности: обучающийся становится субъектом своего развития (а не остаётся объектом педагогического воздействия), проявляет активность в использовании возможностей среды.

Следуя из вышесказанного, творческая образовательная среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание. Таким образом, творческая среда характеризуется прежде всего творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.

С. Л. Новосёлова разработала требования к развивающей предметной среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству коренится в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами, в любознательности, интересе, превышающем своей мотивацией получение утилитарного результата.

Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л. С. Выготский).

Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т. е. содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе-им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки-пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки-пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность-пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т. д.)

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего-иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Мини-центры оформляются в одном в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве-ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве-предметная, в дошкольном детстве-игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;

Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.) Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.

В соответствии с этим выделяется музыкальная среда ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей), посещение одной из студий (по выбору детей и родителей).

На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально-сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой, происходят различные игровые ситуации и т. п.

^ Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду-на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.; в упражнениях с использованием музыкального конструктора Э. П. Костиной, моделирующего ступени звукоряда; во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном, в режимные моменты и т. д.). Кроме того, дети (по желанию) посещают кружки, в которых осуществляется совместная с музыкальным руководителем деятельность;

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

Самостоятельная (аналогичная самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

^ 3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.).

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков (см. схему 1).

Среда ДОУ как место музыкальной деятельности.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ.

Создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и др. Предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечивающих разнообразную музыкальную деятельность ребёнка. Все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к среде-её проблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его креативности.

^ Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды

(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео-- и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребёнок конструирует свой музыкальный мир.

^ Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.

^ Эмоциональный фактор данной среды включает психологический компонент, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребёнок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребёнка полюбить музыку-ею можно только увлечь.

^ Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому она имеет-должна иметь-потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

^ Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей-он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т. п.).

Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т. д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями, доступными им по стилю и оформлению.

^ Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор и др.

Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателей записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребёнка.

^ Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализатором данного процесса.

^ Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей-такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.

Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка.

Общепризнано: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. В предлагаемой технологии музыкального образования детей семье уделяется большое внимание.

^ Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Несомненно и другое: необходимо согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад-это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Основная проблема во взаимодействии с семьёй-непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной музыкальной деятельности.

^ Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи («Почтовый ящик»), анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант), создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).

^ Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставки работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы еа лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент.

Многие из названных выше форм работы являются традиционными, но можно использовать и такие, как дискуссионный круглый стол, КВН, музыкальный абонемент «Детская филармония».

Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются. Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей: просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения и мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок, произведений Вивальди и Моцарта позднее-другие произведения русской и зарубежной классики).

Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии. Они, как показывает практика, знакомятся с «Музыкальным дневником группы» и пользуются отражённой в нём информацией, внимательно осматривают выставку музыкально-педагогической и психологической литературы, принимают участие в конкурсах «Рисуем музыку», «Сделай сам игрушку-музыкальный инструмент».

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребёнка людьми.

Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребёнка к музыкальному творчеству.

Социум как среда музыкального просвещения ребёнка.

Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателями, с одной стороны, и родителями-с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы-они уже слушали их в ДОУ и семье. Это даёт детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов

(большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей-развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.

Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные педагогические функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

Литература

Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда Липецкой области: неизбежность изучения // Материалы научно-практической конференции «Региональный аспект в образовании и воспитании учащихся». Липецк: ЛГИУУ; Елец, 2003.

Глазычев В. Л. Дух места // Освобождение духа./ Под ред. А. А. Гусейнова и В. И. Толстых. М., 1991.

Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2004.

Мануйлов Ю. С. Персонализация среды коллективом как фактор восприятия её личности // Психология и архитектура. Таллин, 1983.

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дисс…… д-р пед. Наук. М., 1998.

Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. И доп. М., 1985.

Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда. М., Просвещение, 1997.

Остапенко А. А. Скрытые факторы образования //

Средовые аспекты развития социума, сильное, а зачастую и решающее воздействие определенным образом сформированной среды на человека было известно еще в глубокой древности. На основе закономерностей влияния среды создавались религиозные и общественные центры прошлого, в которых под воздействием всех видов искусства формировался определенный, востребованный в данный исторический период взгляд человека на мир, его духовные и душевные потребности, соответствующие принятым в обществе идеалам. Художественная среда в целом всегда несла на себе формирующие, воспитывающие функции, влияя на развития человека. В философии ХIХ века обращает на себя внимание углубленный интерес к историческим корням отдельных государств и народов, своеобразию этнических пространств человечества. Данная статья раскрывает особые свойства музыкальной среды, то есть среды, образованной с помощью художественно (пространственно, интонационно, ритмически, динамически, темброво) организованных звуков, которые определяются, в первую очередь их волновой природой, обусловливающей проницаемость и способность распространяться в любой физической среде. Современной наукой доказано, что каждая клетка человеческого тела обладает своими собственными типами вибраций и под влиянием резонанса или интерференции эти вибрации могут усиливаться или подавляться под воздействием звука (И.А. Алдошина, А.А. Володин, Н.А. Гарбузов, Н.А. Гезехус, Ю.А. Индлин, И.Г. Кобылянский). Следовательно, именно проницаемость звука обусловливает способность к созданию определенной среды, которая может обладать различными качествами в зависимости от того, какие именно звуки участвуют в ее формировании. Музыка занимала важное место в системе средневекового знания. «Христианство очень рано оценило возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия и включило ее в свой культовый ритуал» (Даркевич В.П. Прикладное искусство //Культура Византии, вторая половина VII-ХII вв. - М., 1989. - С. 683). ХХ век преобразил сам «музыкальный ландшафт». Теперь он полон парадоксов, связанных со стремительным цивилизационным прогрессом. «Возник феномен массовой музыки. Этот вид музыки развивался столь стремительно, что уже ко второй половине прошлого столетия массовые жанры стали основными в музыкальной культуре, и сегодня народная, классическая или церковная музыка - это всего лишь маленькие островки в море разнообразной популярной музыки. Само понятие «музыка» в сознании современного человека, как правило, связано с тем или иным жанром массовой музыки, например, с популярной песней» (Курчан Н.Н. Музыкальная культура ХХ века // Мировая художественная культура. - М.: Питер, 2008. - С. 238-239). Современная молодежь часто воспринимает музыку исключительно в форме клипа - нового жанра, построенного на последовательности музыкальных фрагментов, поддержанных мелькающим видеорядом, что формирует лишь некое впечатление, ощущение, но не полноценный художественный образ, так как в клипе отсутствует его важнейшие составляющие - преемственность и развитие во времени. Возможно, клиповое сознание является реакцией на информационную перегруженность современного человека, попытку «свертывания», сокращения ее потока и, тем самым, становится неотъемлемым и закономерным признаком современной культурной (и в том числе, музыкальной) среды. «Это самозащита, однако, самозащита агрессивная, поскольку привычка к «клиповому сознанию» вытесняет все другие формы познания окружающего мира. Выбирая между простой и сложной работой, человек, как правило, делает выбор в пользу первого» (Глеб Черкасов. Однорукий диктатор //Газета.ru, 23 ноября 2004. http://www.gazeta.ru/comments/2004/11/24_a_202524.shtml). На основе системного анализа философской, исторической и искусствоведческой литературы нами была прослежена линия развития художественной и, в частности, музыкальной среды. Среди принципов построения музыкальной среды мы выделяем следующие: принцип комплексности, когда информационные, психологические, эстетические и нравственные коды воздействуют на человека в комплексе; принцип объединения (всех составляющих музыкальной среды и всех, кто является объектом ее воздействия); принцип отражения (идеалов эпохи, своеобразия этнических пространств и т.п.); принцип проницаемости (имеющий в своей основе волновую природу звука). В творчестве выдающихся педагогов-музыкантов, таких, как С.В. Зверев, А.Д. Артоболевская, Г.Г. Нейгауз, А.И. Ямпольский обращает на себя внимание взаимодействие и неразрывная связь профессиональной сферы деятельности этих педагогов с их личной сферой общения, жизни, ученичества. В истории русской музыкальной педагогики выдающиеся достижения базируются на высоком профессиональном мастерстве учителя, которое проявляется во взаимодействии с педагогикой культурных сообществ. К особенностям педагогической музыкальной среды, созданной в процессе работы с учениками выдающимися педагогами-музыкантами относятся: интентное педагогическое включение; создание атмосферы доверия и особой «родственности» близких по духу людей; высокий «нравственный градус»; обращение к внутренним силам учеников в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания; широта интересов и всесторонняя образованность педагога. Предъявляя высокие требования к личности учителя музыки, Кабалевский исходил из уверенности в том, что личность ученика может быть воспитана только неординарной, яркой личностью учителя. С этим направлением концепции связаны и основные трудности ее внедрения и развития. Очевидна нехватка высококвалифицированных специалистов, способных на должном уровне вести педагогическую работу во всех школах, осуществляя идею массового музыкального воспитания молодежи. Описав и проанализировав формы существования музыкальной среды, а также способы ее организации и бытования мы выделяем два основных ее вида - стихийный и культурный. Стихийный вид музыкальной среды был описан Е.П. Кабковой (Материалы международного интерактивного сетевого семинара «Воспитание искусством как фактор социализации личности», 2008 /art-education.ru). Исследователь утверждает, что Стихийная музыкальная среда складывается сама собой под влиянием разнообразных факторов и являет собой пример характерной для ХХ в. «клиповости». Важным отличием стихийной музыкальной среды является преобладание коммерческих форм музыкального искусства, зачастую воздействующих на подсознательном уровне таким образом, что у учащихся, погруженных в подобную среду, увеличивается и развивается агрессивность, замкнутость, неспособность к диалогу, неспособность к ежедневному труду, потребность дистанцирования от реальной действительности. В пространстве стихийно складывающейся музыкальной среды встречаются и образцы высокого музыкального искусства, однако их наличие или отсутствие зависит во многом от социальных факторов. Таким образом, мы можем уточнить определение стихийной музыкальной среды, которое в данной работе звучит следующим образом: стихийная музыкальная среда представляет собой такой вид музыкальной среды, который складывается сам собой под влиянием разнообразных, часто не связанных между собой факторов и являет собой пример характерной для ХХ в. «клиповости», когда современный школьник в своей обычной жизни находится под влиянием разнообразных, зачастую негативно на него влияющих музыкальных факторов. Исследователями всесторонне изучается влияние клипового сознания на личностные характеристики современной молодежи. Среди прочих изменений, в качестве наиболее очевидных отмечаются следующие: 1) снижение интереса к обучению, поскольку оно не рассматривается как способ формирования будущего, да и будущее мало интересует молодого человека. Основой мировоззрения служат формулы о быстротечности жизни и необходимости наслаждаться и «брать от жизни все»; 2) ослабление и снижение интереса к поиску и формированию духовных связей; усиление прагматического аспекта во взаимоотношениях с людьми; 3) доминирование индивидуалистических ценностей, направленных на удовлетворение таких качеств, как тщеславие, эгоизм и другие; 4) снижение способности индивида к самоанализу. Педагогически организованная музыкальная среда определяется автором как полимодальная, динамичная художественная звуковая среда, существующая в целостном пространстве культуры и способствующая осуществлению возвышения и совершенствования духовной сферы слушателей. Характерной особенностью культурной музыкальной среды является ее гармоничность, что обеспечивает сбалансированное, «консонансное» воздействие такой среды на человека. Даже очень сильные эмоции, вызываемые музыкой в культурной музыкальной среде способствуют не разрушению духовной сферы человека, а ее катарсическому очищению, что было отмечено многими исследователями, начиная с времен античности. Таким образом, мы можем утверждать, что культурная музыкальная среда отличается следующими признаками: полимодальностью, динамичностью, интеллектуальной наполненностью, гармоничностью, значительной степенью присутствия высоких образцов музыкального искусства, коммуникативным потенциалом, открытостью к диалогу, терапевтическими, здоровьесберегающими функциями, высоким уровнем вербальной составляющей. Основными составляющими педагогически организованной музыкальной среды являются: музыкальные произведения (в своем законченном виде или представленные в виде определенных фрагментов, отражающих тематический, эмоционально-образный или иллюстративный аспекты образовательного процесса), звучащие в записи; живая музыка в исполнении профессиональных исполнителей; музыка, звучащая в собственном непосредственном исполнении учащихся; носители живого музыкального звучания - музыкальные инструменты, имеющиеся в образовательном учреждении, в музыкальной студии, у детей дома, в музее; воображаемая музыка - то есть такая, которую учащиеся «слышат» внутренним слухом в процессе в процессе восприятия других видов искусства (произведений литературы, живописи, архитектуры, скульптуры и т.п.); так называемая «музыка природы» - пение птиц, шелест листвы, шум волн, ветра, гудение пламени в очаге, звон капели и т.п.; мелодия выразительной речи (содержательная и образная). Мы отмечаем следующие основные каналы, посредством которых происходит, по нашему мнению, воздействие музыкальной среды: канал вибраций (как наиболее общий, охватывающий все проявления звучащего мира); канал эмоций (как основу «средоточия духовной жизни общества»); вербально-аналитический канал (способствующий критическому осмыслению поступающей информации, ее ранжированию и оценке); коммуникационный канал (обеспечивающий, с одной стороны, связь между различными проявлениями музыкальной среды, а с другой - способствующий сближению, взаимопониманию людей, погруженных в музыкальную среду и испытывающих ее всестороннее влияние. К значимым особенностям музыкальной среды мы относим: глобальный характер, связь с гармонией мироздания, пространственную структуру, интенсивность ее влияния на человека, способность к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к созданию синтеза, самодостаточность, и, одновременно, способность к созданию средовых композиций в содружестве с другими искусствами, стирание границ между искусством и реальностью. Таким образом, наиболее значимыми педагогическими условиями формирования духовных ценностей молодежи в процессе ее взросления являются те, что формируются и функционируют внутри специально созданной педагогической музыкальной среды на основе ее проницаемости, влиятельности и свойства консонантного воздействия на человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, давайте, немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.

В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности.

К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, самовыражение, интеллект, знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике.

Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.

В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования (среда социума).

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ. Эта среда подразделяется на Среду организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ и Среду нерегламентированной (совместно с воспитателем и самостоятельной) музыкально-творческой деятельности. Среда организованной музыкально-творческой деятельности создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и т.д. Эта среда через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его креативности. Организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры.
Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности создаётся в группе вне занятий. Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому эта среда – должна иметь – потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к неё, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий.

Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки).

Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

В этой среде воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка. Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности (праздники, развлечения с родителями, конкурсы на лучший муз. ребус, лучший самодельный детский музыкальный инструмент). Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок).

3. Социум как среда музыкального просвещения ребёнка. Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Она направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, спектакли театра и т.д.). Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.). Сотрудничаем с театром «Рождественский», с лицеем и школами Западного внутригородского округа, с краеведческим музеем им. Фелмцына.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ.

В приведенной ниже таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований

«Физическая культура»

Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

«Художественное творчество»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.


«Чтение художественной литературы»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Весь широчайший спектр оснащения музыкального зала охватить невозможно, коснемся только того оборудования, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Мы живем в южном регионе России, поэтому начиная с мая по ноябрь занятия, развлечения и праздники мы проводим на свежем воздухе. В нашем саду имеется вся необходимая аппаратура для проведения таких мероприятий: синтезатор, радиомикрофоны, микшерный пульт управления, колонка-усилитель, театральные радиомикрофоны.

Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда соответствует федеральным государственным требованиям.

Новое на сайте

>

Самое популярное