Домой Рвота Можно поминать раньше или позже. Можно ли поминать раньше даты смерти: как поминать и что делать

Можно поминать раньше или позже. Можно ли поминать раньше даты смерти: как поминать и что делать

Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .

Дни поминовения усопших у православных

Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».


Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу - с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

40 дней и 1 год (годовщина)

Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

Панихида об усопших

Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

Нужно ли на поминки ходить в церковь

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.


Зачем надо молиться об усопших

И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.

В нашей стране принято чествовать значимые даты: для живых людей это именины и дни рождения, а после кончины - поминки. Эта дата крайне важна для православных христиан, потому что они искренне верят в вечную жизнь и встречу с Создателем. Потому у души для верующих нет никакого окончания. Каким же образом следует поминать покинувшего этот мир человека в годовщину, поговорим подробнее.

Православные традиции

Древние славяне тоже поминали усопших. Это действо совершается в момент захоронения, а затем на 9-ый и 40-ой день. На год после кончины также принято организовывать соответствующую трапезу. Как нужно поминать покойного христианина? Главный «атрибут» - безусловно, молитва. Рекомендуется воздержаться и от употребления алкогольных напитков. Такое мероприятие, как поминки, никогда не должно превращаться в шумное застолье, так как это не соответствует православным традициям.

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Кроме частного молебна, на один год после кончины в Храме Господа заказывают:

На любом церковном обряде молиться должны все друзья и родственники усопшего. Потому что у батюшки нет возможности вложить в молитву те переживания, которые на данный момент ощущают близкие люди. Священник является лишь исполнителем службы. Безусловно, его слова сильны, но все нельзя передоверять кому-то другому, потому что в этом случае имеется в виду посмертная участь человека, который при жизни был очень дорог.

Помимо этого, на 1 год в церкви нередко заказывают псалтырь. Делается он на долгий срок. Тут все зависит от пожертвования.

В лавках при церкви также можно купить маленькие книжки: в них вписываются люди, которых нужно поминать. Эту вещицу можно брать с собой в храм, чтобы ничего не упустить при предоставлении записок. Во время чтения записки священником или дьяконом, молиться нужно и самим.

Есть как общепринятые церковные праздники, на которые следует посещать кладбища, так и обыкновенные частные поминки. Что касается общепринятых событий, то к ним следует отнести «родительский день». В это время также следует поминать покойных, независимо от даты их кончины.

Второй вторник Пасхи - день перехода . Во многих регионах РФ существует традиция ходить на кладбище непосредственно на Христово Воскресение, однако официально такое не одобряется - Пасха считается настолько светлым и чистым днем, что в это время нет мертвых.

Пускай это и не памятная дата с момента кончины, но радостное «Христос Воскресе» обязательно должны слышать любые покойные. У этого дня даже и название подходящее - Радоница. Для каждого человека имеется надежда на вечную жизнь с Господом, потому в этот день должны радоваться абсолютно все - и на земле, и на небесах. На могилах в этот день принято приносить выкрашенные куриные яйца и аппетитные блины, а оставшуюся пищу следует раздать нищим.

Достойное упокоение - это своеобразный венец всего существования истинного христианина. В молитвах на каждый день имеются прошения о том, чтобы Всевышний обеспечил непостыдную кончину. Люди православного вероисповедания хотят причаститься и исповедаться перед тем, как встретиться с Богом. Есть специальные обряды, совершаемые над погибающим, которые не повторяют после его кончины.

Чтобы отметить достойно годовщину кончины , поминовение необходимо начинать в церкви. Затем следует отправиться на кладбище к могиле и совершить над ней гражданскую панихиду. Лишь после этого следует обращаться к трапезе, убраться на могиле и вспомнить дела погибшего человека. Лить водку и пить ее не принято.

Лучше принести на могилу свежих цветов . Одно время, церковь планировала ограничить украшение гробов искусственными венками, однако справиться с этой традицией оказалось не так уж и просто. Этот обычай направлен на то, чтобы избежать вандализма, который нередко встречается на кладбищах нашего государства.

А вот от употребления алкогольных напитков рекомендуется полностью воздержаться. Боль и грусть от утраты огромна, однако следует отыскать другие варианты решения этой проблемы. Ведь и усопшего такое поведение отнюдь не порадует. Лучше не расходовать деньги на спиртное, а отдать их нуждающимся беднякам.

Что делать в годовщину смерти дома

Случается и такое, что нет никакой возможности отправиться на кладбище по разным причинам. В таком случае нужно пригласить к себе домой всех людей, которые пожелают участвовать в этом мероприятии. Обычаи, связанные с занавешиванием зеркал и выставлением приборов для усопшего, не имеют ничего общего с православием.

Перед трапезой нужно помолиться. Одному из близких друзей или родственников покойного нужно прочесть 17-ую кафизму или один из чинов панихиды. При этом следует зажечь освященные свечи . После этого начинается сама трапеза, при которой должны вестись исключительно приличные беседы, смех и шутки совершенно неуместны.

Трапезы языческих народов по усопшим осуществлялись крайне помпезно. Тогда думали, что чем пышнее и ярче будет организовано поминальное пиршеством, тем полезнее это будет для покойного человека в другом мире. Трапезы характеризовались не только обильным поглощением самых разных яств, но и песнями и плясками. Суть христианских поминок и захоронений абсолютно иная. Эти обряды должны поддерживать светлую память об усопшем, который считается перешедшим в другой мир, а даже не покойным.

Гостям даются особенные блюда. В обязательном порядке на стол ставится кутья, которая представляет собой сладкую пшеничную кашу, заправленную медом, сухофруктами и изюмом.

  • Традиционное кушанье на поминки - залитые киселем блины.
  • Стол должен сервироваться по-обычному. Можно на него поставить свежие ветки ели, а края скатерти отделать кружевами черного цвета.
  • При каждой смене угощений необходимо читать молитву. Молиться нужно и после окончания каждой трапезы.

После прочтения молитв, можно прочитать стихи на годовщину смерти. В этом плане нет никаких ограничений. При этом могут упоминаться какие-то достоинства покойного, его положительные черты характера и т. д. Понятно, что у любого человека есть недостатки, но на поминках о них не принято говорить.

Годовщину со дня кончины отмечают и в других странах. В Китае, Корее и Японии есть свои традиции. Они также постятся и избегают вина и мяса некоторое время.

Как самостоятельно почтить усопшего

Для почтения памяти покойного зачастую используется Псалтирь. Между отдельными псалмами читаются особенные молитвы, в которых упоминаются покойные. Читать можно и акафисты, однако Псалмы созданы гораздо раньше.

Бывает и такое, что устав Церкви воспрещает чтить усопших за Литургией и делать в их отношении отпевания и панихиды. Это касается покойных, которые были крещены, но не посещали храм регулярно, то есть не являлись воцерковленными. Таким может считаться лишь тот человек, который участвует в Причастии и исповеди. Остальные же люди называются «захожанами» .

Но в реальности от этого правила нередко делаются некоторые отступления. Здесь все зависит от архиерея. Так или иначе, этот момент следует обсудить с духовенством.

Однозначно Церковь не поминает покойных, которые свели счеты с жизнью самостоятельно. Если же усопший скончался на войне, обеспечивая защиту другим людям, то это не самоубийство. По сути, кончина на войне считается одной из наиболее достойных. А вот гибель от передозировки наркотических средств - это одна из разновидностей суицида.

Но церковь учит людей надеяться на Божью милость и благодать. Потому для самоубийц даже существует специальный акафист, который был разработан еще в минувшем веке.

Если человек завершил свой путь на Земле, то у него нет нужды ни в золотом гробе, ни в грандиозных похоронах, ни в памятнике из мрамора или бронзы. Самая главная помощь, которую могут оказать близкие и родственники, - искренняя молитва и теплые слова на годовщину смерти. Это не обычная традиция, это спасательная ниточка, ведущая усопшего в Божье Царство.

Поминовение усопших. Надо ли поминать усопшего день в день? Можно ли поминать раньше или позже? Когда и почему?

  1. Поминают в 3ий день, 9ый день, 40ой день, и год со смерти, также поминают в дни его рождения земного, в дни его именин (день памяти святого, имя которого он носил) . 3,9,40 дни как правило отмечают день в день, а годовщину, если вы например не можете, вы работаете в этот день, можете помины провести раньше дня за три до даты. По народному нельзя день рождение свое раньше справлять, а поминать можно. Теперь почему мы отмечам 3ий день, ведь главное, не стол который мы накрыли и что на этом столе, главное МОЛИТВА. По писаниям (Когда в третий день бывает в Церкви поминовение за душу усопшего, тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжении двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в 3ий день из мртвых, повеливает, в подражениеЕго Восресению, вознестись душе на Небеса для покланения Богу всяческих. После поклонения в 3ий день повеливается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая.Вс это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих-Бога. Созирцая вс это, она изменяется, и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода с него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслождений святых она начинает скорбеть и укорять себя -Увы мне! Сколько я осуетилась этом в мире? Увы мне, бедной! После шести дней душа сново возносится Ангелами на поклонение Богу. После вторичного поклониния Владыка всех повелевает отвести дешу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечистивых грешных людей. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с 9го по 40 ой) трепеща чтобы и ей не быть заключеной в них. В сороковой день она опять возносится к Богу и теперь уже Судия определяет приличное по делам ее место заключения.
  2. Да, когда хочешь поминай, а хочешь - не поминай вовсе. Ему уже все равно. Поминки нужны больше тем, кто поминает, ибо вспоминая мертвого, они, на самом деле, вспоминают себя в то время, когда он был еще жив.
  3. По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век" (Ин. 11, 26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

    Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо... (Архиеп. Иоанн (Максимович)) .

    Для молитв за умерших назначен особый день в седмице суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день) .

    Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, ...молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, помилование от Господа.
    Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст - это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

    Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

    Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении - своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви - некрещеных, еретиков и т. д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

    Кроме молитвы за усопших ещ одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

    Святитель Иоанн Златоуст говорил: Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня.

  4. Можете конечно и не день в день, но изменение тела состоиться именно в тот день когда положено. Поминки обычно делают троекратно, в соответствии с изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце) . На девятый и сороковой дни предполагается посещение родственниками умершего кладбища и организация поминальной домашней трапезы.
  5. Молиться можно в любой день, это у нас дни, недели, годы.... а там вечность! Просто принято вспоминать особо о усопшем в день его смерти, но это не значит, что в другой день нельзя.
  6. Просто помните его...
  7. Алкоголь великий обманщик! Коварный напиток сначала делает мужика - веселым, а затем алкоголиком и импотентом. Ещ более трагично происходит с женщиной. Из милого создания, она превращается в отвратительное существо. К счастью, женский алкоголизм лечится легче, чем мужской.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день

Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день

Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы

Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница

Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Церковные заупокойные службы

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, патриарха Алексия, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, диакона Виктора, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия - те имена, которые даны при крещении) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении - помимо диакона, читающего записки вслух на солее, часть записок читается тайно (про себя) священниками в алтаре. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить в качестве жертвы еду. Однако помните, что нельзя приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме кагора - церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Поминовение усопшего на домашней молитве

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» - «Да, конечно». - «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Как правильно поминать усопших? Можно ли подавать записки о упокоении, если неизвестно точно, был ли крещен человек? Ответы на эти вопросы – в нашей статье!

Как правильно поминать усопших?

Батюшка! Помогите! Моей мамы не стало… В это сложное время папа был в больнице, и на наши с мужем плечи легли все заботы. Отпевали ее хорошо, и смерть сделала ее внешне даже красивее - как это ни дико может звучать. Я чувствую такую потерю и такую боль, что, кажется, это не пройдет никогда. Да и забот много - папе надо после операции помочь восстановиться, ему труднее всего: я-то дочерний долг исполняла, а он лишился половины себя. Мама перед смертью исповедалась и причастилась, и папа тоже – перед тем, как ему лечь в больницу, сделал это по маминой просьбе и первый раз в жизни. Мама редко исповедалась, но к этой исповеди готовилась и хотела ее. Последняя ее неделя была без сна и наполнена болью. Но мама отказалась от обезболивающих уколов, уйдя с молитвой «Господи, прими душу мою» …у меня на руках. Возможно ли, что мама и после смерти останется нашей мамой и будет помогать нам, молить Бога о нас? Мне ее очень не хватает, хотя понимаю, что на все воля Бога нашего и молюсь о упокоении ее души. Елена.

Здравствуйте, дорогая Елена!

Примите мои соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Конечно, очень тяжело, когда умирает близкий нам человек, тем более мамочка, Ваша боль и скорбь вполне понятны и естественны. Конечно, и после смерти Ваша мама останется Вашей мамой, очень часто сохраняется чувство духовной связи с нашими усопшими сродниками. Но сейчас Ваша мама нуждается, прежде всего, в Ваших молитвах за нее, так что очень хорошо, что Вы молитесь о ней. Я бы посоветовал Вам читать Псалтирь о Вашей маме, может быть, Вы уже это делаете (обычно читают одну кафизму в день в течение первых 40 дней после смерти). Мы тоже помолимся о Вашей маме, чтобы Господь простил ее вольные и невольные согрешения и даровал Царствие Небесное!

Помоги Вам Господи!

Здравствуйте. Об этой истории я узнал не так давно. Мой дед по материной линии был крещен. Но он покончил с собой, хотя и похоронен на обычном кладбище. Как молиться о самоубийцах, существуют ли какие-то правила ан этот счет: какие молитвы можно читать о прощении и спасении их души, можно ли подавать записки в храме и т.п.? А что и когда можно читать об упокоении и спасении душ усопших маловерующих или вообще неверующих родственников? Андрей.

Здравствуйте, Андрей!

За дедушку Вы можете молиться своими словами, прося Господа простить ему грехи, церковная молитва за самоубийц (подача записок на Литургии, панихиды) невозможна. Будет очень хорошо, если в память о Вашем дедушке Вы будете совершать какие-либо добрые дела и подавать посильную милостыню.

Что касается Вашего второго вопроса, то, если Ваши родственники были крещены, о них можно и нужно молиться как дома, так и в храме, подавая поминовение о них и для общецерковной молитвы на литургию и панихидах. Если же они не были крещены, молитесь о них так же, как и о Вашем дедушке.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Умер дедушка, но мы не знаем – крещен он был или нет. Как молиться за него? Можно ли подавать в церкви записки о его упокоении? В лекциях А.И. Осипова сказано, что молиться в храме можно за всех, даже некрещеных, только не подавать заказные записки, а в другой православной программе говорили, что за некрещеных молиться (как о здравии, так и о упокоении) нельзя. Как поступить? Дед у нас был хороший, жил по-христиански. Екатерина.

Екатерина!

Советую прислушаться к мнению профессора: храм Божий – дом молитвы для всех и о всех. Поминайте его в молитвах дома и в храме, а в записки не пишите, поскольку Евхаристия совершается только за тех, кто стал членом Тела Христова (Церкви) через Крещение.

Уважаемый батюшка! Хотелось бы узнать о правилах православного обряда упокоения. Обязательно ли новопреставленному провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб (после отпевания или на кладбище)? Нужно ли помянуть человека на кладбище? Посещают ли могилу на второй день? Должны ли быть венки из искусственных цветов? Должна ли быть прощальная музыка и нужно ли, неся тело, бросать цветы перед гробом? Заранее благодарна. Фотиния.

Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего – разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому:

1. Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви – в старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и Литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла.

2. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба – завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу (которая и называлась “гробом”). Поэтому в современных условиях разумнее будет закрывать гроб в храме, тем более что оправдания к иному способу действий носят совершенно бессмысленный характер – мёртвое тело не может ни “на солнышко в последний раз посмотреть”, ни “с домом проститься”.

3. Поминовение православного христианина совершается молитвой: для этого и совершается отпевание. Что касается народных поминок, никак с молитвой и Церковью не связанных, то лучше совершать их дома, поскольку нередки случаи, когда после обильного поминовения на могилах начинались песни и пляски.

4.Посещение могил близких людей никак не ограничивается Церковью. Хочешь? Пойди, помолись – сколько и когда душа просит. А без молитвы лучше и не ходить, поскольку от этого развивается уныние.

5.Живые цветы предпочтительнее, поскольку символизируют собой краткость человеческой жизни.

6. На христианских похоронах лучше обойтись без музыки.

7. А смысл какой в разбрасывании цветов? Лучше потратить эти средства на милостыню или благотворительность.

С уважением, священник Алексий Колосов

Добрый вечер! Я хотел бы узнать у Вас, почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Трапезы на кладбищах – это дохристианская языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В советское время эта традиция была воскрешена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших. Молитва была запрещена так же, как и вера в Бога была вне закона. Но народ не забыл христианские традиции поминания усопших, в которых также есть место поминальной трапезе. Правда, в отличие от языческой традиции, христиане никогда не совершали этих трапез на кладбище. Еще святитель Иоанн Златоуст, живший в 4 в., упоминал в своих трудах о заупокойной молитве на кладбищах в дни особого поминовения усопших. Безбожные власти в 20 в. решили заменить молитву поминальной трапезой на кладбище, где было место не только еде, но и обязательной выпивке. Усопших поминали не молитвой, а спиртным. Отсюда и традиционные 3 рюмки «чтобы земля была пухом» и рюмка с водкой «для покойника» на могиле. Неудивительно, что такие «посиделки» на кладбищах зачастую имели вид обычных попоек со всеми вытекающими из этого последствиями. К сожалению, многие люди и сейчас принимают все это как должное и продолжают отдавать дань языческим традициям.

Здравствуйте! 20 лет назад умерла моя мама. На похоронах я не была в силу малого возраста, и мама снилась мне всю неделю после смерти. И только лет 15 спустя вновь появились сны о ней. В них она приходила домой, задавая вопросы о жизни близких родных. Я с упоением рассказывала обо всем, после этого просыпаясь в прекрасном настроении – будто пообщавшись с ней. Когда мне сказали, что ее душа неспокойна и надо поставить свечку о ее упокоении, я сделала это. И больше ни разу не видела ее во сне. Это просто совпадение или нет? И еще ситуация. Позавчера похоронила бабушку, которая меня вырастила. К ней я поехала, как только сказали, что она умирает. Но все же не успела с ней попрощаться и позвать священника, чтобы ей причаститься. Когда я ехала в поезде, она мне приснилась. Я с ней говорила в ее доме. Что может значить этот сон. Она со мной прощалась или это плод моих фантазий? Юлия.

Здравствуйте, Юлия!

Не стоит искать истолкования Вашим снам. Это всего лишь сны. В первом случае Вы сделали все правильно, молитва необходима усопшим. Независимо от того, снятся они или нет. Заметьте – не просто свеча, а молитва. Молитесь сами и заказывайте церковные службы. Но только не стоит внимать «поучениям» о неспокойствии души. Об этом знает лишь Господь. Во втором случае, думаю, что это плод Ваших переживаний за бабушку.

С уважением, священник Дионисий Свечников

Здравствуйте! Скоро исполняется год, как ушел из жизни близкий человек. Дата этого события выпадает на рабочий день. Можно ли перенести день поминок на выходной день (субботу или воскресенье) и когда правильно организовать поминки: до или после даты годовщины? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нашим усопшим сродникам в первую очередь необходима наша молитва за них. Поэтому, если усопший был православным христианином, постарайтесь накануне годовщины зайти в храм и подать записочку на Литургию о упокоении его души, заказать панихиду на день годовщины. Сами же в этот день постарайтесь также помолиться об усопшем, например, прочитайте чин литии, совершаемой мирянином (текст Вы можете найти здесь: http://www.molitvoslov.com/text233.htm)

А поминки можно перенести на выходной день после годовщины смерти.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, как быть, если хочешь подать поминание об упокоении усопшего, не зная его церковного имени? Я хотела подать в местной церкви поминание об усопшем, зная только его мирское имя. А здесь мне сказали, что нужно знать его церковное имя. Но ведь я даже не была лично знакома с ним. Просто человек был хороший, и я захотела помянуть усопшего. Его мирское имя Ратмир. Буду Вам очень благодарна, если мой вопрос не останется без внимания. Галина.

Здравствуйте, Галина!

Вам совершенно верно ответили в храме: для поминовения усопшего в храме необходимо знать то имя, которое было дано ему при крещении. Если нет никакой возможности узнать, каким именем был крещен Ратмир, то поминайте его в домашней молитве, совершайте в его память какие-то добрые дела, подавайте милостыню. Верьте, Господь слышит Вашу молитву и принимает ее, видя Вашу искренность.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! У меня несколько вопросов. 1. Какие существуют в храме службы о упокоении, и в чем между ними разница? 2. Мне приходилось слышать, что молитва во время литургии очень полезна для души умершего человека. На вопрос «Сколько нужно и можно заказывать подобные поминания на литургии» в храме мне ответили, что все зависит от моей любви к этому человеку и моего финансового состояния. Скажите, кто вообще устанавливает “цену” на различные службы и почему они именно такие? Заранее благодарю Вас за ответы. Александр.

Здравствуйте, Александр!

Об упокоении усопших можно молиться на Литургии, по ним может совершаться панихида (или более краткая лития), читаться Псалтирь.

Действительно, наиболее важна молитва на Литургии – главном богослужении для христиан, за которым мы причащаемся Тела и Крови Господня.

Панихида – это особое богослужение, на котором мы молимся только об усопших, это просто совместная молитва, составленная по особому чину, она совершается отдельно по просьбе молящихся или в особо установленные дни поминовения усопших (родительские субботы).

Чтение Псалтири может совершаться всеми (в отличие от Литургии и панихиды, которые совершаются только священниками), но, поскольку у нас не всегда есть возможность самим молиться об усопших, в монастырях и храмах организуется чтение Псалтири с поминовением всех, о ком оно было заказано.

Для усопших, которые уже не могут сами молиться за себя, очень важна молитва за них и Ваша, и всей Церкви. Но нет какого-то установленного числа молитв, Литургий, после которого души усопших «автоматически» попадали бы в рай. Мы не знаем Божия Суда о них, и потому при каждом случае молимся за них, например, подавая записку с их именами в храм на каждой Литургии, на которую приходим.

А почему мы молимся за других? Это проявление нашей любви к ним, не так ли? Настоящая любовь всегда проявляется в делах. Наша молитва о ближних – это тоже дело. Но часто мы хотим сделать больше. Именно поэтому есть традиция раздавать в память кого-то милостыню, совершать какие-то добрые дела, прося и окружающих помолиться о наших родственниках и друзьях. Так мы проявляем свою любовь и к тому, кому помогаем, и к усопшим, жертвуя чем-то не ради себя, а ради них.

Молитва – не товар, и каких-то цен на молитву нет и быть не может. Мы не покупаем в Церкви молитву о ближних, благодать Божию, отпущение грехов, а жертвуем какие-то деньги, попробуйте понять разницу между этими понятиями. Во многих храмах просто стоит кружка, куда каждый кладет деньги по мере своей возможности. А где-то указываются ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ пожертвований, хотя никто не должен Вам отказать, если у Вас нет денег. По вопросу о деньгах в Церкви советую почитать статью диакона Андрея Кураева «Откуда у Церкви деньги» (например, здесь: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=580); в рамках письма полностью осветить этот вопрос сложно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня умер сыночек, год и десять месяцев. У меня несколько вопросов.

1)Как молиться о упокоении младенца? Все молитвы, которые я нахожу, содержат просьбу о прощении грехов.

2)Не могу перестать о нем заботиться. Что еще – кроме молитв – я могу сделать для него?

3)Как православные женщины носят траур, сколько времени, обязательно ли вся одежда должна быть черного цвета?

4)Хочу как можно скорее забеременеть снова – существуют ли какие-либо ограничения в данной ситуации?

Большое спасибо за ответ. Наталия.

Здравствуйте, Наталия!

Примите соболезнования о постигшей Вас утрате. Если Вы успели крестить ребенка, нужно совершить в храме обряд погребения младенческого. Также, если он крещен, о нем можно и нужно молиться не только дома, но и в храме. Для мирян, действительно составлена только одна молитва родителей за усопших детей своих, содержащая прошения о прощении грехов. Особые молитвы о младенцах есть только для священников, в чине погребения младенческого. Вы можете читать имеющуюся молитву, опуская смущающие Вас прошения. О младенце, не сподобившемся святого крещения, молятся мученику Уару. Ниже привожу текст молитвы. Траур в наши дни не столь строго регламентирован, как в прошлом. Но обычно он длится от 40 дней до года. Ограничений для зачатия нового ребенка Церковь не налагает.

С уважением, священник Михаил Самохин

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Вы прочитали статью Как правильно поминать усопших ? Читайте также.

Новое на сайте

>

Самое популярное