Домой Рвота Годы войны история анка пулеметчица. История Анки-пулемётчицы

Годы войны история анка пулеметчица. История Анки-пулемётчицы

Оговоримся сразу, что на роль прототипа персонажа культового фильма братьев Васильевых претендует несколько женщин. В статье речь пойдёт только о версии Евгении Чапаевой – правнучки легендарного начдива. По...

Оговоримся сразу, что на роль прототипа персонажа культового фильма братьев Васильевых претендует несколько женщин. В статье речь пойдёт только о версии Евгении Чапаевой – правнучки легендарного начдива. По её мнению, Анка-пулемётчица – это консультант фильма и жена Фурманова Анна, в девичестве Стешенко.

У матери Анны – Менделевой Юлии Ароновны (на снимке), была тяжёлая судьба. В восьмилетнем возрасте она пережила в Стародубе еврейский погром, а в шестнадцать попала на территорию Кубанского казачьего войска. Там от одного из казаков она родила дочь – Анну Стешенко.

К РСДРП Юлия примкнула почти ребёнком, и к 1917 году у неё уже был солидный партийный стаж. После революции она возглавила созданный в Ленинграде Институт матери и ребёнка, где собрала блестящую команду учёных и даже смогла защитить многих из них от репрессий. Но сама не спаслась – в 1949 году Юлию Ароновну арестовали за космополитизм. Она провела в ГУЛАГе семь лет, была реабилитирована, выпущена на волю и вскоре умерла.

Но наша история не о ней, а о её дочери – Анне.

Ещё во времена Первой мировой молоденькая медсестра Анна познакомилась в поезде с прапорщиком царской армии и начальником того же поезда Дмитрием Фурмановым – тем самым, что позже создаст былинный образ комдива Чапаева. Они поженились, и позже расстались «на почве ревности», как скупо поясняют источники. Но внезапно в апреле 1919 года Анна без предупреждения приехала на фронт к мужу, бывшему тогда уже комиссаром чапаевской дивизии.

В мирную пору трудно представить, что могло заставить женщину подвергнуть себя смертельной опасности: из тыла приехать на линию фронта. Но тогда были совершенно другие, отчаянные времена. Война шла уже шесть лет – с 1914 года, мужчины убивали и погибали, молодость проходила. Что было делать женщинам? Анна Стешенко отправилась к мужу.

У Фурманова были прекрасные отношения с Чапаевым до того момента, пока не приехала его красавица-жена. Узнав о приезде жены комиссара, Чапаев отправился познакомиться, и застал супругов в постели. Он возмутился нарушением армейской дисциплины и… влюбился в жену своего комиссара.

Из дневника Фурманова: «Я уезжаю. Со мной уезжает и Ная. Чапаев повесил голову, ходит мрачный».

Дмитрий и Анна Фурмановы

Исторические свидетельства описывают Анну Стешенко как красавицу, хотя фотографии этого не передают.

В архиве Фурманова сохранился обмен письмами начдива и комиссара о возникшем любовном конфликте.

Чапаев: «…я вам однажды сказал, что на жену своего товарища никогда не посягну. Мало ли что у меня в душе, любить никто не может мне воспретить… Так ведь я что, если бы Анна Никитична сама не хотела, так я ведь и не стал бы».

Фурманов отвечал: «Вы …пытались всё объяснить какой-то нелепой ревностью из-за Анны Никитичны. Но подумайте сами, ведь это очень смешно и глупо, если бы я на самом деле вздумал ревновать её к вам. Такие соперники не опасны, она мне показывала ваше последнее письмо, где написано „любящий вас Чапаев“. Она действительно возмущалась вашей низостью и наглостью, и в своей записке, кажется, достаточно ярко выразила вам своё презрение. Эти все документы у меня в руках и при случае я покажу их кому следует, чтобы раскрыть вашу гнусную игру. К низкому человеку ревновать нельзя, и я, разумеется, её не ревновал, а был глубоко возмущён тем наглым ухаживанием и постоянным приставанием, которое было очевидно и о котором Анна Никитична неоднократно мне говорила. Значит, была не ревность, а возмущение вашим поведением и презрение к вам за подлые и низкие приёмы».

Командование разрешило конфликт просто – комиссара отозвали. Анна уехала с ним. Вскоре после этого штаб Чапаева был разгромлен, а сам он погиб. По иронии судьбы, внезапный приезд жены и последовавшие за этим страсти, скорее всего, сохранили Фурманову жизнь – останься писатель на фронте, он с большой вероятностью разделил бы печальную судьбу комдива.

Судьба распорядилась иначе: Фурманову было суждено воспеть и романтизировать образ своего соперника, сделать его легендой. И опять же по странной иронии, народное творчество каким-то образом прочло что-то между строк, и Чапаев с Анкой на протяжение десятилетий были самыми популярными персонажами многочисленных анекдотов, по большей части отчаянно неприличных.

Личная жизнь у Чапаева не складывалась и до этих событий. Его жена Пелагея ушла из дома родителей Чапаева вместе с их тремя детьми к соседу-кондуктору. Следующая дама Чапаева, тоже Пелагея, вдова его фронтового друга, изменила ему с начальником артиллерийского склада. Дочь Чапаева Клавдия описывает, что в разрешении того конфликта были задействованы разные виды стрелкового оружия – обычная история по тем временам.

Анна Стешенко стала вдовой всего через шесть лет. В 1926 году Фурманов заболел. Поначалу недомогание казалось ерундовой простудой, но переросло в менингит и в возрасте 35 лет Дмитрий Фурманов умер.

Анна Стешенко на основании романа и дневников умершего мужа, других документов написала сценарий, по которому братья Васильевы в 1934 году сняли знаменитый фильм «Чапаев». Именно этот кинематографический Чапаев и стал тем самым народным героем и персонажем анекдотов.


Анна вышла замуж ещё раз – на геройского комбрига Лайоша Гавро, которого называли «венгерским Чапаевым». Одновременно с выходом фильма, в 1934 году, у них родились мальчик и девочка. А в 1938-м «венгерского Чапаева» расстреляли. Анна пережила мужа всего на три года и умерла в возрасте 42-х лет.

Дочь Анны Кира Менделева, унаследовавшая еврейскую фамилию бабки, стала первой женой самого яркого писателя «оттепели» Василия Аксёнова. Как тут не вспомнить слова Воланда о причудливо тасующейся колоде?

Антонина Макарова (или Антонина Гинзбург) – женщина, ставшая в годы войны палачом для многих советских партизан и получившая за это прозвище «Тонька-пулеметчица». Она привела в исполнение более 1,5 тысяч приговоров фашистов, навсегда покрыв свое имя несмываемым позором.

Родилась Тонька-пулеметчица в Смоленской области, в небольшой деревушке Малая Волковка в 1920-ом. При рождении у нее была фамилия Парфенова. Из-за неправильной записи в школьном журнале Антонина Макаровна Парфенова «потеряла» свою настоящую фамилию и превратилась в Антонину Макаровну Макарову. Эта фамилия использовалась ею и в дальнейшем.

Первый год войны

По окончании школы Антонина пошла учиться в техникум, намереваясь стать медиком. Когда началась война, девушке был 21 год. Вдохновившись образом Анки-пулеметчицы, Макарова пошла на фронт «бить врагов». Предположительно, именно это подвигло ее взять в руки такое оружие, как пулемет. Профессор психиатрии Александр Бухановский исследовал в свое время личность этой женщины. Он предположил, что у нее могло быть психическое отклонение.

В 1941-ом Макаровой удалось спастись в Вяземской операции, катастрофическом поражении советской армии под Москвой. Несколько дней она скрывалась в лесах. Затем попала в плен к фашистам. При помощи рядового Николая Федчука ей удалось сбежать. Снова начались скитания по лесам, которые плохо сказались на психологическом состоянии Антонины.

Через несколько месяцев такой жизни женщина оказалась в Локотской республике. Пожив какое-то время у местной крестьянки, Антонина заметила, что сотрудничавшие с немцами советские граждане здесь неплохо устроились. Тогда и она пошла работать на фашистов.

Палач в юбке

Позднее на суде Макарова объясняла этот поступок желанием выжить. Поначалу она служила во вспомогательной полиции и избивала пленных. Начальник полиции, оценив ее старания, приказал выдать рьяной Макаровой пулемет. С этого момента ее официально назначили палачом. Немцы посчитали: будет гораздо лучше, если расстреливать партизан станет советская девушка. И руки пачкать самим не надо, и врага это деморализует.

На новой должности Макарова получила не только более подходящее ей оружие, но и отдельную комнату. Чтобы сделать первый выстрел, Антонине пришлось изрядно выпить. Затем дело пошло «как по маслу». Все остальные расстрелы Тонька-пулеметчица производила на трезвую голову. Позднее на суде она объясняла, что не относилась к тем, кого расстреливала, как к обычным людям. Для нее они были чужими, а потому их не было жалко.

Антонина Макарова «работала» с редким цинизмом. Она всегда лично проверяла, качественно ли выполнена «работа». В случае промаха обязательно добивала раненых. В конце расстрела она снимала с трупов хорошие вещи. Дошло до того, что Макарова стала накануне расстрелов обходить бараки с пленными и выбирать тех, у кого была хорошая одежда.

После войны Тонька-пулеметчица рассказывала, что никогда не жалела ни о чем и ни о ком. Ей не снились кошмары, не являлись в видениях убитые ею люди. Никакого раскаяния она не ощущала, что свидетельствует о психопатическом типе личности.

«Заслуги» Тоньки-пулеметчицы

Антонина Макарова «работала» крайне усердно. Расстреливала советских партизан и их родных трижды в день. На ее счету более 1,5 тысяч загубленных душ. За каждую палач в юбке получала 30 немецких рейхсмарок. Помимо этого Тонька оказывала немецким солдатам интимные услуги. К 1943 году ей пришлось лечиться от целого букета венерических болезней в немецком тылу. Как раз в это время Локоть был отбит у фашистов.

Дальше Макарова стала скрываться и от русских, и от немцев. Она где-то украла военный билет и выдала себя за медсестру. В конце войны по этому билету она работала медицинской сестрой в одном из госпиталей для красноармейцев. Там же она познакомилась с рядовым Виктором Гинзбургом и вскоре стала его женой.

В мирное время

После войны Гинзбурги поселились в белорусском городе Лепель. Антонина родила 2-х дочерей и стала работать контролером качества на швейной фабрике. Она отличалась крайне замкнутым характером. Никогда не пила, вероятно, опасаясь проболтаться о своем прошлом. Долгое время о нем никто и не догадывался.

Органы безопасности искали Тоньку-пулеметчицу 30 лет. Только в 1976-ом смогли выйти на ее след. Спустя 2 года ее нашли и провели опознание. Сразу несколько свидетельниц подтвердили личность Макаровой, которая уже была на тот момент Гинзбург. Во время ареста, а затем следствия и суда она вела себя удивительно хладнокровно. Тонька-пулеметчица не могла понять, за что ее хотят наказать. Она считала свои действия в военное время вполне логичными.

Муж Антонины не знал, за что арестовали его жену. Когда следователи рассказали мужчине правду, он забрал детей и навсегда уехал из города. Где он стал жить впоследствии, не известно. В конце ноября 1978-го суд приговорил Антонину Гинзбург к смертной казни. Она восприняла приговор спокойно. Позднее написала несколько прошений о помиловании. 11 августа 1979-го была казнена.

Несмотря на то, что в легендарной Чапаевской дивизии не было никакой Анки-пулеметчицы, этот персонаж нельзя назвать полностью вымышленным. Жизнь этому образу дала санитарка Мария Попова, которой однажды в бою действительно пришлось стрелять из пулемета вместо раненого солдата. Именно эта женщина и стала прототипом для Анки из фильма «Чапаев», включенного в сотню лучших фильмов мира. Ее судьба заслуживает не меньшего внимания, чем подвиги киногероини.


В 1934 г. режиссеры Георгий и Сергей Васильевы получили задание партии снять фильм о победах Красной армии. В первом варианте Анки не было. Сталин остался недоволен просмотром и порекомендовал добавить романтическую линию и женский образ, который являлся бы воплощением судьбы русской женщины во время Гражданской войны. Режиссеры случайно увидели публикацию о санитарке Марии Поповой, которую раненый пулеметчик под страхом смерти заставил стрелять из «Максима». Так появилась Анка-пулеметчица. Историю ее любви с Петькой тоже придумали – на самом деле романа между помощником Чапаева Петром Исаевым и Марией Поповой не было. За первые два года после выхода фильма Сталин посмотрел его 38 раз. Не меньший успех «Чапаев» имел и у зрителей – у кинотеатров выстраивались огромные очереди.

В составе 25-й стрелковой дивизии Чапаева воевала не только Мария Попова – там было достаточно женщин. Но история санитарки впечатлила киношников больше всего. В этой же дивизии находилась и жена красного комиссара и писателя Фурманова Анна, в честь которой и получила имя главная героиня фильма. Кстати, в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа не было.

Мария Попова родилась в крестьянской семье в 1896 г. Отца она потеряла в 4 года, мать – в 8 лет. С этого возраста ей пришлось батрачить на зажиточных односельчан, в том числе на кулаков Новиковых, из-за чего впоследствии ее обвинили в том, что она – не та, за кого себя выдает. В 1959 г. на Марию Попову бойцы той же чапаевской дивизии написали донос о том, что она – якобы дочь кулака Новикова, воевала на стороне белогвардейцев, а когда в Гражданской войне наметился перевес красных, перешла на их сторону. Все это оказалось неправдой, но стоило ей здоровья.

На самом деле Мария Попова в 16 лет вышла замуж за бедного односельчанина, но вскоре ее муж скончался. В 1917 г. она вступила в Красную Гвардию и участвовала в боях за Самару. В 1918 г. стала членом партии, в том же году попала в состав Чапаевской дивизии. Она была не только санитаркой – служила в кавалерийской разведке, выполняла обязанности военврача. С этим связан один курьезный случай, рассказанный самой Марией Поповой. Однажды из разгромленной аптеки она привезла в дивизию два мешка соды – больше там ничего не было. Нарезала полоски бумаги, рассыпала в них порошок и подписала «от головы», «от живота» и т.д. Некоторые бойцы утверждали, что им помогало.

После Гражданской войны Мария окончила факультет советского права при МГУ, затем занималась разведывательной деятельностью в Германии. Туда ее отправили в качестве референта юридического отдела советского торгового представительства. Тогда у нее родилась дочь, имя отца которой Мария скрывала до конца своих дней. В годы Великой Отечественной войны она снова была на фронте в составе агитбригады. В 1981 г. Мария Попова умерла в возрасте 85 лет.

Наряду с Василием Ивановичем Чапаевым и Петькой, Анка-пулеметчица на долгие годы стала героиней советских анекдотов. Между тем многочисленным ее прототипам, как и многим женщинам, хлебнувшим Гражданской войны, выпала нелегкая судьба.

Варвара Мясникова в фильме "Чапаев" (режиссеры Георгий и Сергей Васильевы. Ленинградская фабрика "Ленфильм", 1934 год) в роли Анки-пулеметчицы.

Прототип N 1: Мария Попова

Основным прототипом Анки многие годы считается Мария Андреевна Попова. Происхождение этой версии объясняется следующими обстоятельствами. И.В. Сталин посмотрел первую версию кинофильма режиссеров Васильевых "Чапаев", снятого по роману Д.А. Фурманова, и предложил обозначить "романтическую линию", добавив в канву сюжета женщину-бойца. В Музей Красной армии были приглашены участницы Гражданской войны, воспоминания которых записывали стенографистки. Из нескольких десятков фронтовых историй была отобрана биография М.А. Поповой.

Сценарий кинофильма был доработан, а его консультантом выступила А.Н. Стешенко, вдова писателя Д.А. Фурманова, умершего в 1926 г. В годы войны она была заведующей культпросветом политотдела 25й стрелковой дивизии. С наибольшей долей вероятности можно предположить, что именно поэтому пулеметчицу назвали Анной. После просмотра окончательной версии кинофильма "Чапаев" Сталин спросил у режиссеров о достоверности судьбы Анки-пулеметчицы и, узнав от них о Поповой, заметил: вот она-то и будет героиней 1 .

Сама Попова позже так отвечала на вопрос, почему именно она стала прообразом знаменитой пулеметчицы: "Наверное, потому, что при выходе фильма я оказалась на виду, попала "под руку" любознательным газетчикам. Сравнение с киногероем лестно любому, и для меня, не скрою, это приятно. Только абсолютного знака равенства ставить тут все-таки не следует. Художественные образы в кино ли, в иных ли видах искусства - всегда обобщение, плоды творческого видения авторов, а не просто ожившие фотографии. Это относится и к Анке-пулеметчице - ее "придумали" сценаристы и режиссеры Г.Н. и С.Д. Васильевы, хотя основывались они на том исторически верном факте, что женщины на самом деле служили в чапаевских рядах. Подсчитывать, сколько их было, перечислять всех поименно я не берусь. Пожалуй, в каждом полку имелись свои Анки - пусть не пулеметчицы, а санитарки, связисты, письмоводители. Чем бы ни занимались они, от каждой в военной обстановке требовались и выносливость, и смелость" 2 .

Как она оказалась у чапаевцев?

Судьба Поповой сложилась непросто. Подробный рассказ о фронтовой жизни был записан с ее слов в 1934 г., когда шла работа над фильмом 3 . Родилась она в 1896 г. в селе Вязовый Гай Самарской губернии в семье батраков и сама рано начала батрачить. В возрасте пятнадцати с половиной лет была выдана замуж, но ее супруг вскоре скончался. В 1914 г. Мария перебралась в Самару, где работала на сезонных работах, на трубочном заводе, а накануне Февральской революции - санитаркой. Избиралась в Самарскую городскую думу представительницей от рабочих, но после выступления на одном из митингов в поддержку большевиков попала в тюрьму. После освобождения была направлена в деревню для подпольной работы.

После Октября 1917 г. сестрой милосердия вступила в Самарский красногвардейский отряд. Весной 1918 г. под Самарой Мария заменила убитого в бою с чехословаками пулеметчика. Атака была отбита. Видимо, этот эпизод и послужил кинорежиссерам Васильевым основой для известной сцены фильма "Чапаев". Через несколько дней Попова получила тяжелое ранение, попала в плен к чехословакам, где около трех месяцев провела в "самарском поезде смерти". Однажды ночью ей и еще нескольким пленным удалось бежать. После чудесного спасения они оказались у чапаевцев.

В 7-м стрелковом полку Мария Андреевна была медсестрой, а затем - заместителем командира взвода 255-го Балаковского полка. На последнюю должность Попову назначил лично начдив после успешно проведенной ею военной операции, когда после ранения командира эскадрона Попова приняла на себя командование конницей и успешно атаковала противника. Мария Андреевна вспоминала, как легендарный начдив поблагодарил ее, наградив своими часами 4 , а также о том, как он пытался заставить ее учиться читать: "Чапаев приносит книжку - "Коммунисты и анархисты". ...И вот никак не могла постичь книжку. А в Уфе тов. Фрунзе дал мне книжку другую - политическую, тоже не могу одолеть. Стала читать после гибели Чапаева". Книгой, которая увлекла Марию Андреевну, стал роман В. Гюго "Собор Парижской богоматери". Она вспоминала, как, невзирая на ежедневные налеты казаков возле Уральска, с удовольствием читала роман "о божей матери" однополчанам 5 . После гибели начдива Мария Андреевна написала стихи, которые впоследствии были положены на музыку и стали популярной народной песней "Гулял по Уралу Чапаев-герой...".

И медсестра, и разведчица, и пулеметчица

Мария Андреевна отличалась смелостью, но на войне приходилось применять и жесткие меры. Однажды в очередном бою, когда в полку поднялась паника, Попова начала стрелять из пулемета по своим. Было убито два красноармейца, но порядок был восстановлен. М.А. Попова участвовала во всех походах 25-й стрелковой дивизии, воевала на Южном фронте, где семь раз переходила фронт. Позже была направлена на борьбу с бандитизмом на Украине 6 , а затем - на польский фронт, где семнадцать раз ходила в разведку, но снова попала в плен и была приговорена к смертной казни. После обмена военнопленными в 1921 г. смогла вернуться домой.

Фронтовая судьба Марии Андреевны была тяжелой, хоть и яркой. В самые сложные годы войны ей удалось совмещать несколько видов деятельности: быть медсестрой, помощником лекаря, разведчицей, пулеметчицей и даже дежурить на паровозе, чтобы воспрепятствовать бегству машинистов. Один раз ее взяли в штаб, но она выдержала там только два дня. За участие в боевых операциях и в ознаменование десятилетия Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1928 г. М.А. Попова была награждена орденом Красного Знамени.

В 1924 г., после работы в культпросвете, она была направлена лично М.В. Фрунзе на учебу на рабфак Харьковского медицинского института. Известно также, что она окончила факультет советского права МГУ и дипломатические курсы 7 .

В 1931 г. М.А. Попова была командирована в Берлин референтом юридического отдела торгового представительства. В ноябре 1935 г. привлекалась для работы в Разведывательном управлении РККА. В круг ее знакомых в Берлине входили не только высокопоставленные немецкие офицеры, дипломаты, аристократы, журналисты, но и высшее руководство НСДАП. Когда у Марии Андреевны в период пребывания в Германии родилась дочь Зинаида, появились слухи о том, что ее отцом был сам фюрер. Со своей дочерью вопрос отцовства она никогда не обсуждала 8 .

С мая 1936 по май 1937 г. Попова находилась в командировке в Стокгольме по линии "Интуриста", где работала под руководством А.М. Коллонтай, с которой у нее сложились дружеские отношения 9 . Но вскоре ее вызвали в Москву. Возвращалась Мария Андреевна с тяжелым сердцем, поскольку в столице начались аресты, в том числе бывших однополчан, однако ее опасения не оправдались. Возможно, свою роль сыграла ее известность как прототипа Анки-пулеметчицы. В 1942 г. М.А. Попову снова призвали на фронт в агитбригаду, с которой она ездила по фронтам.

Главная защитница идей коммунизма

После войны, в период хрущевской "оттепели", Мария Андреевна, что несколько неожиданно, способствовала зарождению театра "Современник". С будущими создателями театра ее познакомила дочь, Зинаида Михайловна, к тому времени окончившая Институт международных отношений и дружившая со многими артистами МХАТа. В 1956 г. Мария Андреевна предоставила молодым мхатовцам для репетиций спектакля "Вечно живые" одну из комнат своей квартиры на улице Горького 10 .

Режиссер и художественный руководитель театра "Современник" Г.Б. Волчек в своих интервью неоднократно с благодарностью вспоминала Марию Андреевну, отмечая, что в дальнейшем им пришлось отказаться от репетиций в ее квартире, поскольку они превращались в бесконечные политические дебаты. Галина Борисовна отмечала: "Как несложно догадаться, Мария Андреевна была убежденной коммунисткой, она обожала спорить с Ефремовым, придерживавшимся более широких и прогрессивных взглядов. Дискуссии закипали жаркие - о ХХ съезде партии, культе личности и на прочие актуальные темы. Мы лишь слушали, разинув рты" 11 . Вспоминала она и о знаменитой истории про эффект плацебо, рассказанной Марией Андреевной. В годы Гражданской войны в одном небольшом городке в разгромленной аптеке чапаевцами были обнаружены два мешка с содой. Попова погрузила их на тачанку, привезла в дивизию и, нарезав полосками бумагу, насыпала "порошка", свернула, надписав "от головы", "от живота" и раздавала бойцам. Некоторым помогало, а Мария Андреевна стала помощником лекаря 12 .

В 1959 г. в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС на Попову поступил донос. Несколько старых чапаевцев сообщали, что она является дочерью кулака Новикова из села Вязовый Гай и что воевала на стороне белых, и только когда перевес в Гражданской войне оказался у красных, подделав партийный билет, пришла в дивизию. Было проведено расследование. Выяснилось, что среди зажиточных односельчан, у которых в юности батрачила Мария Андреевна, действительно была семья Новиковых, с которыми у нее сложились близкие отношения, не раз ее спасавшие. Так, попав в плен к белым в 1918 г., Попова выдала себя за родственницу Новиковых, а во время Великой Отечественной войны у них находилась ее дочь Зинаида. Мария Андреевна была оправдана 13 .

Прожила "главная" Анка-пулеметчица долгую жизнь и скончалась в ноябре 1981 г. в возрасте 85 лет. Хоронили ее с воинскими почестями как бойца 25-й стрелковой дивизии.

Кадр из фильма "Чапаев". Леонид Кмит в роли Петьки, Варвара Мясникова в роли Анны.Фото: РИА Новости

Прототипы N 2-3: Мария Рябинина и Лидия Челнокова

М.А. Попова, считая образ Анки собирательным, вспоминала о судьбах своих однополчан, среди которых Мария Рябинина, Александра Рагузина, Лидия Челнокова. Попова считала, что "собранные воедино биографии и судьбы, боевые подвиги и скромная служба чапаевок - вот благодатная основа, на которой родился и расцвел в кинофильме замечательный образ Анки-пулеметчицы" 14 .

О женщинах, упоминаемых М.А. Поповой, известно, что все они родом из Иваново-Вознесенска. Рябинина и Челнокова участвовали в походах 25-й дивизии в составе 220-го Иваново-Вознесенского полка.

Мария Петровна Рябинина в Октябрьские дни состояла в отряде Красной гвардии, а затем с отрядом особого назначения имени М.В. Фрунзе отправилась на фронт 15 . Попова, отмечая смелость и веселый характер Рябининой, вспоминала о ее последнем бое на берегу реки Ик, когда, оказывая помощь раненым, Мария погибла. Девушка была похоронена с воинскими почестями 16 .

Лидия Ивановна Челнокова родилась в рабочей семье. После окончания гимназического курса работала библиотекарем на фабрике и возглавляла первую комсомольскую ячейку. В 1918 г. была среди добровольцев, отправившихся на Восточный фронт и была зачислена политбойцом в 1-ю роту 220-го Иваново-Вознесенского полка. Однако наряду со всеми участвовала в боях, ходила в разведку, а когда было затишье - читала вслух газеты, помогала малограмотным писать письма, заботилась о питании солдат 17 . Ее однополчанин, член РВС М.А Жохов, вспоминал, как во время разведки под Красным Яром Лидия, столкнувшись с белым офицером, застрелила его, забрала планшет, шинель и коня 18 .

Об А.Т. Рагузиной известно в основном по воспоминаниям М.А. Поповой. Оставив четверых детей в приюте и повинуясь партийному долгу, она добровольно пошла на фронт. Занималась ведением хозяйства в полковом околодке 19 .

Прототипы N 4-5: Зинаида Патрикеева и Павлина Кузнецова

Среди прототипов Анки-пулеметчицы называют также Зинаиду Павловну Патрикееву, работницу Николаевской табачной фабрики. В годы Гражданской войны она воевала в должности лекарского помощника 65-го кавалерийского полка 11-й кавалерийской дивизии в составе Первой конной армии. В своих мемуарах С.М. Буденный вспоминал, как в бою у местечка Червонный Патрикеева доставила боеприпасы красноармейцам, окруженным противником, в результате чего они смогли перейти в наступление 20 . З.П. Патрикеева была трижды ранена, побывала в плену и продолжила свой боевой путь в Крыму. В 1923 г. за боевые заслуги была награждена орденом Красного Знамени 21 .

Еще одним прототипом знаменитой пулеметчицы можно считать донскую казачку Павлину Ивановну Кузнецову, воевавшую сначала санитаркой в 1-м Донском крестьянском социалистическом кавалерийском полку 1-й Донской конной бригады, а затем - наводчицей пулемета 35-го кавалерийского полка 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии Первой конной армии на Южном фронте и в советско-польской войне. Отличилась в мае 1920 г. в бою у села Непадовка Киевской губернии, когда, находясь в разведке и столкнувшись с авангардом противника, первой открыла пулеметный огонь и благополучно вернулась в расположение полка. В 1923 г. Павлина Ивановна также была награждена орденом Красного Знамени 22 .

1. Косова Е. Подлинная история Анки-пулеметчицы . РИА Новости
2. Цит. по: Попова М.А. Прообразы Анки-пулеметчицы// Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Уфа, 1982. С. 210.
3. РГВА. Ф. 28361. Оп. 1. Д. 316. Л. 1-13.
4. Там же. Л. 8.
5. Там же. Л. 10-11.
6. Там же. Л. 11.
7. Хлебников Н.М., Евлампиев П.С., Володихин Я.А. Легендарная чапаевская. М, 1968. С. 256.
8. Косова Е. Подлинная история Анки-пулеметчицы.
9. Чирков П.М. Женщины в Красной Армии в годы гражданской войны и империалистической интервенции (1918-1920) // История СССР. 1975. N 6. С.109.
10. Хлобустов О. Анка-пулеметчица и... творческий переворот в театральном искусстве /http://www.chekist.ru/
11. Современница // Итоги. N 14/773 от 04.04.2011.
12. Цит. по: Галина Волчек о том, как "Современнику" помогла знаменитая Анка-пулеметчица. Режиссер рассказала о своем знакомстве с легендарной женщиной. "7дней"
13. Косова Е. Подлинная история Анки-пулеметчицы.
14. Попова М.А. Прообразы Анки-пулеметчицы.// Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Уфа, 1982. С. 210.
15. Хлебников Н.М., Евлампиев П.С., Володихин Я.А. Легендарная чапаевская. М, 1968. С. 259.
16. Попова М.А. Прообразы Анки-пулеметчицы // Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Уфа, 1982. С. 211.
17. Там же.
18. Жохов М.А. Десять июньских дней // Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Изд. третье. Башкирское книжное издательство, Уфа, 1982. С. 154.
19. Попова М.А. Указ. соч. С. 211-212.
20. Будённый С.М. Пройдённый путь. М., 1965. Кн. 2. С. 350.
21. Музалевский М.В. Героини Гражданской войны. М., 2015. С. 40.
22. Ознобишин Д. 1-я Конная и ее герои //Пропагандист и агитатор РККА. 1919. N 21. С. 39.

Получившая прозвище Анка Пулеметчица певица Наталья Ступишина появилась на свет в 1960 году 4 апреля . Интересным фактом из жизни Натальи можно считать день ее рождения, которой в паспорте и в других документах указан, как день 3 апреля.

Так произошло потому, что отец девочки сам родился 3 апреля и поэтому решил соединить два этих события.

Девочка с малых лет занималась творчеством, в 6 ее отдали в музыкальную школу, а с 12 маленькая Наташа пошла на фигурное катание.

С 1983 года девушка обучалась в «Гнесенках» , но на сцену «Лужников» ей удалось попасть только с ансамблем, который носил название «Москвички». Девушка пела и играла на гитаре.

Благодаря знаменитости вокально-инструментального ансамбля Наталье удалось объездить всю Россию, на тот момент это был еще Советский Союз. График знаменитой Анки был настолько плотным, что иногда приходилось выступать до 5-6 раз за сутки в абсолютно разных местах.

Но Пулеметчица никогда не огорчала своих поклонников и продолжала исполнять для них хиты.

Вышедший в 1988 году диск Ступишиной не был встречен особыми овациями, что весьма расстроило девушку, поэтому она стала просить автора некоторых стихотворений для песен, чтобы тот создал для нее уникальные стихи по тематики гражданской войны.

Именно с 1990 годов появилась Наталья в образе всеми узнаваемой Пулеметчицы, ведь в ее песнях были три главных героя Анка, Чапаев, Петька.

«Прокатила нас тачанка» и «А ты не летчик» долгое время были на слуху у поклонников творчества Ступишиной. За исполнение первой песни артистка была удостоена премии . За короткий промежуток времени певица получает всеобщее признание, гастролей становиться очень много, настолько много, что стихотворения для песен и музыка создавались прямо по пути с одного города в другой.

К сожалению, ажиотаж вокруг репертуара артистки быстро стал надоедать публике, поэтому ей пришлось уйти со сцены, когда ее популярность устремилась к нулю. Мнения по поводу ухода Анки разделились, некоторые считают, что виной отсутствие правильного менеджмента. Другие говорят о том, что хитов, которые раскручивала команда Натальи слишком мало, для того чтобы держаться долгое время на плаву.

Последние утверждают, что женщина и сама перестала стремиться к популярности, решив открыть студию звукозаписи и заниматься раскручивание других дарований. На самом деле сама Наталья на этот счет ничего не говорила. Она действительно стала заниматься тем, что открыла студию и там записывала песни неизвестных или малоизвестных певцов.

Образ певицы был придуман ее мужем. В простой тельняшке они прорезали отверстия, сшили девушке папаху и делали самокрутку из обычной бумаги, на которой рисовался огонек.

Кроме того, первое время Анка выступала с настоящими патронами наперевес, однако из-за их большой тяжести девушка попросила заменить их на бутафорные патроны из дерева, которые зачастую не хотели пропускать на таможнях, на столько они были реалистично сделанные.

Самые первые реквизиты одежды были не в полном составе к постройке дома. Впервые папаху у артистки забрали поклонники со сцены. Женщина кинула папаху в один из эмоциональных моментов и больше сделанной на заказ вещи она не видела.

Второй раз ее обокрали, когда из летней части дома, в котором жила Наталья с семьей, украли полностью все реквизиты ее одежды. Спустя некоторое время после того, как Пулеметчица начала исполнять свои песни, девушка поняла, что такой образ немного вульгарной женщины быстро начнет надоедать слушателям, поэтому была попытка сменить имидж на помощника депутата в Думе.

Но из-за того, что и песню и сам образ посчитали оскорбительным, выступление женщины не транслировалось по телевидению.

Личная жизнь

Первым и единственным мужем Ступишиной стал Руслан Гудиев . Мужчина и сам был творческим человеком. Он был не только художником, но и музыка была ему не чужда. Поэтому к работе супруги у мужчины не возникало никаких претензий.

Он помогал ей создавать образ, поддерживал ее в трудные моменты и делал для женщины обложки к дискам.

Сейчас женщина уделяет время семье, и создает ювелирные украшения.

Свадьба была, когда Наталье было 22 года, в 1982 году. Живут счастливо до сих пор , хотя нередко творческие люди расходятся именно из-за творческих разногласий. Однако в этом союзе никаких ссор серьезных не было.

Дети

Дочь Полина Гудиева родилась вскоре после свадьбы. Несмотря на рождение малышки, Наталья еще выступала долгое время, а дочь приходилось брать с собой на гастроли.

Сейчас девушка выросла и живет в Соединенных Штатах Америки. Кроме того, Полина пошла по стопам матери и тоже поет. Она очень творческий человек, как и ее родители.

Новое на сайте

>

Самое популярное