Домой Сосуды Название биографической повести н г гарина михайловского. Русские имена на карте Крыма: инженер и писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Название биографической повести н г гарина михайловского. Русские имена на карте Крыма: инженер и писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«Весь на ходу, на лету был этот хорошо сложенный человек, среднего роста, с густыми белыми волосами… Простой в обращении, умеющий говорить с каждым – от крестьянина до светской дамы включительно. Интересный рассказчик, изящный в своей инженерной тужурке, он производил на большинство встречавшихся с ним обаятельное впечатление». Так самарский театральный и литературный обозреватель Александр Смирнов (Треплев), писал о Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском (рис. 1).

Инженер-путеец

Он родился 8 (по новому стилю 20) февраля 1852 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье среднего достатка. Отцом его был уланский офицер Георгий Михайловский, который отличился во время Венгерской кампании в июле 1849 года. При сражении под Германштадтом его эскадрон смелым фланговым ударом наголову разбил вдвое превосходящего неприятеля, захватив при этом две пушки. По итогам военного похода Михайловскому высочайшим указом было пожаловано имение в Херсонской губернии, в котором он, впрочем, почти не жил, а поселился в столице, где вскоре женился на Глафире Цветинович, дворянке сербского происхождения. От этого брака у них родился сын, которого назвали Николаем.

В 1871 году после окончания гимназии молодой человек поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год. Заявив отцу, что лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом, Николай бросил университет и поступил в институт путей сообщения. Здесь он впервые попытался заняться сочинительством, но повесть из студенческой жизни, представленная в редакцию одного из столичных журналов, была отклонена без каких-либо объяснений. Эта неудача на много лет отбила у юного автора охоту к литературному творчеству.

Последний год учебы Михайловского в институте путей сообщения совпал Русско-турецкой войной. Диплом инженера-путейца он получил летом 1878 года, когда война уже заканчивалась. Едва получив заветные корочки, молодой специалист был направлен в уже освобожденную от турок Болгарию в должности старшего техника, где он участвовал в восстановлении морского порта и строительстве новых шоссе. В 1879 году «за отличное исполнение поручений в минувшую войну» Михайловский получил первый из своих орденов.

Полученные на Балканах опыт и профессиональное признание позволили молодому инженеру устроиться в железнодорожное ведомство (рис. 2).

Инженер-путеец

В течение последующих лет он участвовал в прокладке новых стальных магистралей в Бессарабии, Одесской губернии и в Закавказье, где дослужился до должности начальника дистанции бакинского участка железной дороги. Однако в конце 1883 года Михайловский неожиданно для своих коллег подал прошение об отставке с железнодорожной службы. Как объяснял сам инженер, он сделал это «за полной неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, блюсти интересы государственные, с другой - личные, хозяйственные».

Самарский помещик

С этого времени и начался самарский период жизни 30-летнего инженера. Как видно из его более поздних записок, в начале 80-х годов Михайловский увлекся идеями активно действовавшей в это время «Народной воли». В эту организацию входили многие русские интеллигенты, привлеченные сюда задачами «воспитания простого народа» и «подъема роли крестьянской общины в преобразовании России». Сейчас нам понятно, что именно такое «революционное» увлечение и стало подлинной причиной ухода Михайловского из инженерной деятельности.

Будучи человеком практическим, отставник решил воспитывать крестьян конкретными делами. В 1883 году он за 75 тысяч рублей купил имение Юматовку в Бугурусланском уезде Самарской губернии (ныне село Гундоровка Сергиевского района). Здесь Николай Георгиевич поселился вместе с женой и двумя маленькими детьми в помещичьей усадьбе.

Супруги Михайловские надеялись поднять благосостояние местных крестьян, для чего научить их грамотно обрабатывать землю и поднять общий уровень их культуры. Кроме того, под влиянием народнических идей Михайловский хотел изменить всю сложившуюся систему сельских отношений, а именно – ввести выборность в общинном управлении и привлечь в социальную сферу капиталы разбогатевших сельчан, которых классики марксизма-ленинизма впоследствии назвали кулаками. Инженер-народник считал, что ему удастся уговорить богатеев отдать часть своих денег на строительство школы, больницы, дорог и так далее. А для простых хлебопашцев новый владелец имения организовал курсы по изучению немецкого опыта в деле обработке и удобрения земель, что, по его мысли, позволило бы крестьянам уже вскоре получать на заволжских черноземах невиданные для нашей губернии урожаи «сам-тридцать», хотя местные землепашцы в то время получали в лучшем случае «сам-пять».

В начинаниях своего мужа участвовала и Надежда Михайловская, которая, будучи медиком по образованию, бесплатно лечила местных крестьян, а затем устроила школу для их детей, где занималась сама со всеми мальчиками и девочками деревни.

Но все нововведения «доброго помещика» в итоге закончились полным провалом. Простые мужики с недоверием и ропотом встречали все его начинания, категорически отказываясь пахать и сеять «по-немецки». Хотя некоторые семьи все же прислушивались к советам странного барина и выполняли его указания, все в целом Михайловскому даже за два с лишним года так и не удалось преодолеть сопротивление инертной крестьянской массы. Что же касается местных кулаков, то они, едва лишь услышав о его намерении отобрать часть их капиталов «в пользу общества», и вовсе вступили в открытый конфликт с новым землевладельцем, устроив в Юматовке серию ночных поджогов. Только за одно лето Михайловский лишился мельницы и молотилки, а в сентябре, когда запылали сразу все его зернохранилища - также и всего собранного с таким трудом урожая. Почти разорившись, «добрый барин» решил покинуть отвергнувшую его деревню и вернуться к инженерной работе. Наняв в имение умелого управляющего, Михайловский в мае 1886 года поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Здесь ему доверили строительство участка в Уфимской губернии, откуда впоследствии началась великая Транссибирская магистраль.

А в свободное от прокладки рельсовых путей время Михайловский писал документальную повесть «Несколько лет в деревне», где изложил историю своего неудачного социально-экономического эксперимента в селе Юматовке. Осенью 1890 года инженер, будучи в Москве, показал эту рукопись Константину Станюковичу, автору морских рассказов и романов, который в то время имел большие связи в литературных кругах. Маститый писатель, прочитав несколько глав, пришел в восторг и заявил Михайловскому, что в его лице он видит восходящий литературный талант. Однако молодой автор к его словам отнесся недоверчиво, поскольку считал свое произведение еще сырым, требующим основательной доводки.

Работу над рукописью Михайловский продолжил в те месяцы, пока шла прокладка участка железной дороги «Уфа-Златоуст» (рис. 3).

Инженер-путеец

Одновременно он писал автобиографическую повесть «Детство Темы», которая во многом стала его путевкой в большую литературу. Обе эти книги с небольшим перерывом вышли в свет в 1892 году и получили высокую оценку критики.

Чтобы его не упрекали в невнимании к основной работе, инженер-путеец поставил на обложках своих книг псевдоним - Николай Гарин, произошедший, по словам автора, от имени его сына Георгия, которого в семье звали просто Гаря. Впоследствии он именно так подписывал большинство других своих произведений, а еще через несколько лет официально взял себе двойную фамилию – Гарин-Михайловский.

Продолжением «Детства Темы» стали его повести «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (1907), которые объединились в автобиографическую тетралогию. Произведения из этого цикла и поныне считаются наиболее известной частью творчества Гарина-Михайловского, причем многие критики считают, что «Детство Темы» - лучшая часть всей тетралогии.

Повесть из детства

Современники вспоминали, что к себе как к литератору он относился критически, и даже недоверчиво. Уже упоминавшийся выше Константин Станюкович после выхода «Детства Темы» очень хвалил эту повесть. Он отметил, что у автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всей свежестью и полнотой детских впечатлений. «Пустяки, - ответил Гарин-Михайловский, тяжело вздохнув. - О детях все хорошо пишут, о них трудно написать плохо».

С начала 90-х годов Николай Георгиевич без отрыва от строительства железных дорог активно участвовал в организации и работе различных периодических изданий в Самаре и в столице. В частности, он писал статьи и рассказы в «Самарский вестник» и «Самарскую газету», в журналы «Начало» и «Жизнь», а в 1891 году Гарин купил право на издание журнала «Русское богатство», и до 1899 года был его редактором.

Сотрудничая с 1895 года с самарскими газетами, он близко познакомился с рядом местных журналистов, в том числе с Алексеем Пешковым, который подписывал свои статьи и заметки псевдонимами «Максим Горький» и «Иегудиил Хламида». Вот как впоследствии Горький вспоминал об этом неугомонном инженере-путейце: «Когда «Самарская газета» попросила его написать рассказ о математике Либермане, он после долгих увещеваний что напишет его в вагоне, по дороге куда-то на Урал. Начало рассказа, написанное на телеграфных бланках, привез в редакцию извозчик с вокзала Самары. Ночью была получена длиннейшая телеграмма с поправками к началу, а через день или два еще телеграмма: «Присланное – не печатать, дам другой вариант». Но другого варианта он не прислал, а конец рассказа прибыл, кажется, из Екатеринбурга… Удивительно, что он мог, при его непоседливости, написать такие вещи, как «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Клотильда», «Бабушка»…»

Кроме Самаро-Златоустовской железной дороги, в 90-х годах Гарин-Михайловский также руководил участками по прокладке стальных магистралей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму. В 1896 году он снова вернулся в Самару, чтобы возглавить строительство железнодорожной ветки от станции Кротовка до Сергиевских минеральных вод, которые в это время в качестве курорта уже приобрели всероссийскую популярность. Здесь Гарин-Михайловский решительно отстранил от дела нечестных подрядчиков, уже успевших нажить немалые барыши за счет воровства казенных средств и недоплаты рабочим. Об этом газета «Волжский вестник» писала так: «Н.Г. Михайловский первым из инженеров-строителей подал свой голос против практиковавшихся доселе порядков, и первый сделал попытку ввести новые».

На той же стройке Николай Георгиевич, так и не отказавшийся от своих народнических попыток «воспитания простых людей», организовал первый в России товарищеский суд с участием рабочих и служащих. Под его присмотром «народные судьи» разбирали дело одного из инженеров, который за взятку принял от нечестного поставщика гнилые шпалы. Суд постановил взяточника уволить и взыскать с него стоимость некачественного товара. Руководство строительной компании, узнав об этой инициативе Гарина-Михайловского, вынесенный «приговор» поддержало, но впредь рекомендовало к «народному правосудию» больше не прибегать.

Также существует легенда, что на одном из участков этого строительства проектанты долго решали, с какой стороны обогнуть высокий холм, поскольку стоимость каждого метра железной дороги была очень высокой. Гарин-Михайловский целый день ходил около возвышенности, а затем приказал прокладывать дорогу вдоль ее правого подножия. Когда его спросили, чем обусловлен такой выбор, инженер ответил, что он весь день наблюдал за птицами, с какой стороны они облетали холм. Конечно же, сказал он, пернатые летают более коротким путем, экономя свои усилия. Уже в наше время точные расчеты, основанные на космической съемке, показали, что решение Гарина-Михайловского, принятое по наблюдению за птицами, было самым верным.

Беспокойная натура

В своих публицистических очерках Гарин-Михайловский оставался верен народническим идеям своей молодости. Он искренне мечтал о временах, когда Россия покроется сетью железных дорог, и не видел большего счастья, как «работать во славу своей страны, приносить ей не воображаемую, а действительную пользу». Сооружение железных дорог он рассматривал как необходимое условие развития экономики, расцвета и могущества своей страны. Учитывая недостаток средств, отпускаемых казной, он настойчиво выступал за удешевление постройки дорог за счет разработки выгодных вариантов и внедрения более совершенных методов строительства.

Правда, взгляды Михайловского на крестьянскую общину со временем претерпели серьезные изменения, и в начале наступившего ХХ века он об этом писал так: «Следует признать за крестьянами такое же право выбирать себе любой вид труда, каким пользуется и пишущий эти строки. В этом только залог успеха, залог прогресса. Всё остальное - застой, где нет места живой душе, где тина и горькое непросыпное пьянство всё того же раба, с той только разницей, что цепь прикована уже не к барину, а к земле. Но прикована всё тем же барином во имя красивых звуков, манящих к себе идеалиста-барина, совершенно не знающего и не желающего знать, а следовательно и не могущего постигнуть весь размер проистекающего от этого зла».

Знакомство и общение с Горьким, который увлекался марксизмом и был лично знаком с крупнейшими деятелями РСДРП, способствовало радикализации политических взглядов Михайловского. Во время революции 1905 года он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил здесь нелегальную литературу, в частности ленинскую «Искру». В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии, Николай Георгиевич привез сюда для распространения партию революционно-пропагандистских изданий, а затем передал часть своих средства для покупки оружия участникам боев на Красной Пресне в Москве.

Результатом его поездок по Дальнему Востоку явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и сборник «Корейские сказки». Горький об этом вспоминал: «Я видел черновики его книг о Маньчжурии… Это была куча разнообразных бумажек, бланки железной дороги, линованные страницы, вырванные из конторской книги, афиша концерта и даже две китайские визитные карточки; всё это исписано полусловами, намеками на буквы. «Как же вы читаете это?» «Ба! - сказал он. - Очень просто, ведь это мною написано». И бойко начал читать одну из милых сказок Кореи. Но мне показалось, что читает он не по рукописи, а по памяти».

В целом же литературное творчество принесло Гарину-Михайловскому широкую известность еще при жизни. Лучшие из его произведений пережили автора. Первый раз собрание сочинений Гарина-Михайловского в восьми томах вышло еще в 1906-1910 годах.

По общему мнению, кипучей натуре Николая Георгиевича просто претил покой. Он исколесил всю Россию, а свои произведения писал «на облучке» - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его, по выражению Горького, «на ходу». Гарин-Михайловский умер от паралича сердца во время редакционного заседания санкт-петербургского журнала «Вестник жизни», в делах которого он принимал деятельное участие. Писатель сказал горячую речь, и здесь ему стало плохо. Он вышел в соседнюю комнату, прилег на диван - и здесь умер. Это случилось 27 ноября (10 декабря) 1906 года в Петербурге. Николая Георгиевичу шел всего лишь 55-й год.

Писателя и инженера Гарина-Михайловского похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а 1912 году на его могиле установили надгробие с бронзовым горельефом работы скульптора Льва Шервуда (рис. 4).

Н. Г. Гарин-Михайловский

Познакомился я с ним в редакции «Русского богатства». Красавец с седыми волосами. Свежий цвет лица, блестящие молодые глаза – и седые волосы. Это особенно было красиво. Удачник жизни. Талантливый, богатый, красивый. Исключительный успех у женщин. По специальности он был инженер-путеец. И впечатление у меня было, что литературой он занимается так, походя, потому что, среди многочисленных даров, судьба, между прочим, отпустила ему и литературный талант. Хотя, впрочем, написал он довольно много. Быстрые движения, энергичный. Это особенно как-то ценишь в русских людях. Заработки его как инженера были огромные. Деньгами сыпал. Жил в Царском Селе. Выйдет из дому, – извозчики вскачь мчатся к нему: платил, не торгуясь. Когда ехал в поезде, всем было известно, что едет инженер Михайловский: он золотыми давал на чай всей поездной прислуге, начиная с обер-кондуктора и машиниста и кончая смазчиком и проводником вагона. Близко я его не знал, но впечатление от него было: он пришел в жизнь для легкого праздника и был убежден, что жизнь и вправду очень веселый, легкий и разнообразный праздник.

От каждого человека, которого мы знали не слишком близко, остается в памяти одно центральное воспоминание, в котором, как в фокусе, концентрируется общее впечатление от этого человека. Такое фокусное воспоминание о Гарине. Начало марта 1905 года. Мы отступали от Мукдена. Давно уже назади остался Телин. В потоке отступающих войск дошли мы до Сыпингая. Целые сутки я ничего не ел. Смертельно усталый, весь осыпанный едкою желтою маньчжурскою пылью я сидел, сгорбившись, на скамейке перрона. Буфета не было. Сверкал зеркальными стеклами поезд главнокомандующего, по перрону разгуливали чистенькие, щеголеватые штабные, и их упитанные, самодовольные физиономии, с высокомерием оглядывавшие нас, ощущались как пощечина от презренного человека.

Проходит щеголевато одетый инженер с седою бородкою. Остановился, вгляделся в меня молодыми, быстрыми глазами.

– Викентий Викентьевич?

– Николай Георгиевич!

Как? Что? Расспрашивает, рассказывает про себя: занимает какой-то важный пост в железнодорожном ведомстве. Протянул руку.

– Ну, до свидания! Как-нибудь заходите. У меня тут на путях свой вагон. Поболтаем, чайку попьем с коньячком.

Конечно, сейчас он куда-нибудь спешил. Но как, как мог он, глядя на меня, не почувствовать, чем был бы для меня, – вот теперь, сейчас, – стакан чаю?

Из книги Воспоминания современников об А. П. Чехове автора Чехов Антон Павлович

П. ГАРИН - ПАМЯТИ ЧЕХОВА Антон Павлович Чехов не отвечал на вопрос: каким должен быть человек? Но отвечал: каков при данных обстоятельствах человек.Он - гениальный автор хмурых, безыдейных, беспринципных людей, таковых, какими они существуют, без малейшей фальши его

Из книги Сама жизнь автора Трауберг Наталья Леонидовна

Михайловский сад Лето 1949-го года выдалось тихое и прохладное. Прошли госэкзамены, я собиралась в Москву, а пока -ходила пешком с Петроградской в Михайловский сад и читала там честертоновского «Диккенса». Помню, однажды отправилась на Невский и долго рассматривала в

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

15. Гарин Осенняя ночь делает город липким, мокрым и темным.А я иду, стучу ногами по каменной тишине пустынной улицы и ни чуточки не боюсь. Во мне сейчас живет король Лир, и ничто меня не страшит. Хочется только скорее попасть домой, втащить на печь неостывшие впечатления и

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКИТА МИХАЙЛОВСКИЙ НИКИТА (РОМАН) (актер кино: «Вам и не снилось» (1981) и др.; скончался 23 апреля 1991 года в возрасте 27 лет).Этот человек прожил хотя и короткую, но творчески насыщенную жизнь. Уже с 6 лет он работал фотомоделью и манекенщиком, снимался в кино. Он

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Эраст ГАРИН Знаменитый советский актер («Свадьба», «Золушка», «Джентльмены удачи» и др.) относился к категории однолюбов – он долгие десятилетия был женат на одной женщине. Звали ее Хеся Локшина. А познакомился с ней Гарин в 20-е годы благодаря своему театральному учителю

Из книги Том 5. Воспоминания автора

Н.К. Михайловский В 1892–1894 годах, на старших курсах медицинского факультета в Дерпте, я писал свою повесть «Без дороги». Писать приходилось урывками, в промежутках между чудовищной зубрежкой, которая требовалась для сдачи многочисленных выпускных экзаменов. Окончил я

Из книги Дарю, что помню автора Весник Евгений Яковлевич

Эраст Гарин Вся разница между умным и глупым в одном: первый – всегда подумает и редко скажет; второй – всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык – секретарь мысли, у второго – ее сплетник или доносчик. В. Ключевский Меня часто посещает какая-то внутренняя

Из книги Мы знали Евгения Шварца автора Пантелеев Алексей

Эраст Гарин Король в «Обыкновенном чуде», усомнившись в существовании любви, спрашивает молодежь:- Аманда, вы верите в любовь?- Нет, ваше величество.- Вот видите! А почему?- Я была влюблена в одного человека, и он оказался таким чудовищем, что я перестала верить в

Из книги Баженов автора Пигалев Вадим Алексеевич

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК «При сем строении можете употребить коллежского советника Никифора Пушкина и архитектора Соколова с подлежащим числом помощников и каменных мастеров; действительный же статский советник Баженов должен иметь наблюдение, чтобы строение производимо

Из книги Современники: Портреты и этюды (с иллюстрациями) автора Чуковский Корней Иванович

ГАРИН IГарин был невысокого роста, очень подвижной, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые.Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда

Из книги Воспоминания автора Вересаев Викентий Викентьевич

Н. К. Михайловский В 1892–1894 годах, на старших курсах медицинского факультета в Дерпте, я писал свою повесть «Без дороги». Писать приходилось урывками, в промежутках между чудовищной зубрежкой, которая требовалась для сдачи многочисленных выпускных экзаменов. Окончил я

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Н. Г. Гарин-Михайловский Познакомился я с ним в редакции «Русского богатства». Красавец с седыми волосами. Свежий цвет лица, блестящие молодые глаза – и седые волосы. Это особенно было красиво. Удачник жизни. Талантливый, богатый, красивый. Исключительный успех у женщин. По

Из книги Повести и рассказы. Воспоминания автора Скиталец

Гарин (настоящая фамилия Михайловский) Николай Георгиевич (1852–1906) Инженер-путеец, писатель, автор книг «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». На Чехова произвели серьезное впечатление очерки Гарина «Несколько лет в деревне», опубликованные в журнале

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Гарин-Михайловский Однажды, зайдя в редакцию «Самарской газеты», в Самаре, в конце девятидесятых годов, я встретил там незнакомого мне седого человека барской наружности, разговаривавшего с редактором и при моем появлении вскинувшего на меня красивые и совершенно

Из книги Аракчеев: Свидетельства современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги автора

А. И. Михайловский-Данилевский Из воспоминаний Без блистательных подвигов, без особенных дарований от природы, не учившийся ничему, кроме русского языка и математики, даже без тех наружных приятностей, которые иногда невольно привлекают к человеку, граф Аракчеев умел,

Сказочники России и СССР

Виктор Ерёмин

Книжка счастья; Курочка Куд; Попугай; Корейские сказки.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«Дети для него были источником непроходящей радости. С детьми он отдыхал, с детьми он по-детски смеялся и трепетал сам их маленькими, такими смешными, такими наивными радостями. А мы, дети, жадно ловили его свободные минуты, окружали, тянули каждый в свою сторону и просили все новых и новых сказок, какие творились им здесь же на месте, творились с неподражаемым мастерством. А затем уже наступала и наша очередь, — Николай Георгиевич настойчиво требовал сказок от нас, и наши неопытные наивные попытки заставляли его смеяться заразительно и поощрительно» (Б. К. Терлецкий).

Николай Георгиевич Михайловский родился 20 февраля 1852 г. в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Антонович Михайловский, был из старинного дворянского рода, улан, за подвиги удостоенный ордена Св. Георгия. Из уважения к вояке крестным отцом его старшего сына Николая стал лично император Николай I. Мать мальчика, урожденная Глафира Николаевна Цветинович, происходила из сербских дворян.

После кончины Николая I и завершения Крымской войны Георгий Антонович вышел в отставку в чине генерала и переехал с семьей в Одессу, где у него имелся собственный дом и имение близ города. Там и прошло детство будущего писателя. Сразу отмечу, что боевой генерал Михайловский оказался никудышным предпринимателем, а потому в годы реформ Александра II семья потихоньку разорилось. Происходило это столь медленно, что на молодости Николая фактически не отразилось.

Первоначальное образование мальчик получил дома, затем его отдали в немецкую школу, откуда он поступил в одесскую Ришельевскую гимназию. В 1871 г. Михайловский стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но провалил первую же сессию. В 1872 г. он с успехом поступил в Институт путей сообщения. Так был найден главный жизненный путь блистательного писателя и инженера-изыскателя.

По окончании института гражданский инженер Михайловский был направлен в только что освобожденные от турок Болгарию и Молдавию. Он участвовал в строительстве порта в районе Бургаса, а также Бендеро-Галицкой железной дороги, соединившей Молдавию с Болгарией. На Балканах молодой человек трудился 4 года.

В 1879 г. Николай Георгиевич женился на дочери Минского губернатора Надежде Валерьевне Чарыковой. И здесь придется сказать о важнейших свойствах личности Николая Георгиевича. Во-первых, он был необычайно обаятельным человеком, в него с легкостью влюблялись женщины, а что касается мужчин, то он умел уговаривать и умирять даже самых жестких кредиторов. Во-вторых, Михайловский был чрезвычайно легкомысленным человеком и творил такие вещи, за которые любой другой пострадал бы непременно; достаточно сказать, что имея большую семью, 11 собственных и 3 приемных детей, он умудрился в кратчайшие сроки растранжирить на пустое капиталы двух своих жен-миллионерш (незадолго до смерти писатель, получив кредит, нанял частный поезд и съездил на нем в Париж за фруктами для банкета в честь получения этого кредита и т. д.). Но при этом в-третьих, Михайловский был очень бережливым и расчетливым там, где дело касалось государственных денег и общего блага России.

После женитьбы Николай Георгиевич попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, где его чуть не убили бандиты-турки.

Поскольку у него уже были дети, Михайловский решил более не рисковать и стать помещиком. На деньги жены он купил имение в Самарской губернии и организовал там научно обоснованное рентабельное хозяйство. Однако крестьяне приняли добрые дела его за чудачества барина — в насмешку хозяйство сожгли, урожай погубили. Через 3 года, когда деньги жены кончились, пришлось Михайловскому возвращаться в инженеры.

С 1886 г. Николай Георгиевич строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги. Работал он в Уфе, в Казанской, Костромской, Вятской, Волынской губерниях и в Сибири. Он считается основателем города Новониколаевска (Новосибирска). С апреля 1903 г. Михайловский руководил экспедицией для выполнения проектных работ по строительству железной дороги на южном берегу Крыма.

Поначалу семья ездила вслед за кормильцем. Зиму 1887 г. они жили в Усть-Катаве (близ Челябинска). Там умерла первая дочь Михайловских — 3-месячная Варенька. Там же родился их старший сын Гаря (Георгий).

Зимой 1890—1891 г. тяжело заболела Надежда Валерьевна. Михайловский взял отпуск и увез семью в разоренное самарское имение. Жена поправилась, а Николай Георгиевич со скуки решил написать воспоминания о своем детстве. Попытки заняться литературой он предпринимал и до этого. Ранней весной 1891 г., в самую распутицу, к ним приехал из Петербурга выдающийся русский писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович. К нему случайно попала рукопись Михайловского «Несколько лет в деревне», и он решил познакомиться с автором. Николай Георгиевич прочитал гостю фрагмент из своих воспоминаний, и тот предложил отдать их в журнал «Русская мысль». Поскольку главным редактором этого издания был однофамилец Николая Георгиевича, потребовался псевдоним. Стали придумывать. И тут в комнату вбежал маленький Гаря. Отец взял малыша на руки и со смехом сказал:

— Я Гарин папа!

На что Станюкович ответил:

— Вот и псевдоним — Гарин!

Первые книги писателя выходили под этим именем. Потом появилась двойная фамилия — Гарин-Михайловский.

На литературное поприще Николай Георгиевич выступил в 1892 г. с повестью-воспоминанием «Детство Темы» и рассказом «Несколько лет в деревне». Читатели приветствовали талантливого автора. Со временем воспоминания стали тетралогией: «Детство Темы» (1892 г.), «Гимназисты» (1893 г.), «Студенты» (1895 г.), «Инженеры» (опубл. 1907 г.). Она считается лучшим из всего, что создал Гарин-Михайловский.
В 1895 г. в Самаре писатель познакомился с Верой Александровной Садовской, урожденной Дубровиной. Эта миллионерша жертвовала огромные суммы на его инженерные и литературные авантюры. Начавшийся роман закончился разводом Николая Георгиевича с Чарыковой и его свадьбой с Садовской. С этого времени писатель стал появляться в обществе в сопровождении двух жен! Женщины вынуждены были подружиться и смиренно принять капризы их общего мужа. Бросать кого-либо из них писатель не собирался. Хотя оклада его на содержание столь многочисленного семейства не хватало, все жили на средства Садовской. Гарин-Михайловский даже написал пьесу о его жизни с двумя женами, ее поставили в Самарском театре, и на премьере присутствовало все необычное семейство.

Не забывал писатель и о себе. Утомившись в постоянных изыскательско-строительных экспедициях, он решил совершить в 1898 г. кругосветное путешествие по маршруту Дальний Восток—Япония—Америка—Европа. Жены согласились.

Перед самым отъездом Михайловскому предложили принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Маньчжурии. Поскольку до того времени Корея проводила политику самоизоляции, это была первая в тех местах широкомасштабная зарубежная научная экспедиция. Отказаться от нее было глупо до преступления. И писатель согласился.

Путешествие оказалось очень трудное и опасное. Экспедиция прошла пешком и проехала верхом на лошадях 1600 км. И в каком бы месте она не появлялась, местные власти собирали сказителей, которые через переводчиков рассказывали Николаю Георгиевичу народные сказки — таков был каприз писателя. Все было записано и вылилось в уникальную книгу «Корейские сказки». Автор опубликовал ее в 1899 г., после чего она была переведена на многие языки мира.

С началом русско-японской войны Гарин-Михайловский отправился на Дальний Восток военным корреспондентом. Там он оставался до начала первой русской революции и окончания войны.

По возвращении в Петербург писатель продолжил работу над повестью «Инженеры», а также принял участие в работе большевистского журнала «Вестник жизни». Вечером 10 декабря 1906 г. прошло бурное заседание редколлегии журнала, на нем энергично выступал Гарин-Михайловский. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. От переутомления у писателя случился паралич сердца.

Поскольку накануне Николай Георгиевич по легкомыслию своему отдал крупную сумму на дело революции, а обе его семьи к тому времени были уже разорены, на похороны пришлось собирать деньги по подписке. Погребение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского состоялось на Волковском кладбище в Петербурге.

«Весь на ходу, на лету был этот хорошо сложенный человек, среднего роста, с густыми белыми волосами… Простой в обращении, умеющий говорить с каждым - от крестьянина до светской дамы включительно. Интересный рассказчик, изящный в своей инженерной тужурке, он производил на большинство встречавшихся с ним обаятельное впечатление». Так писал о Николае Гарине-Михайловском театральный и литературный обозреватель Александр Смирнов (Треплев). 20 февраля исполнилось 160 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1906 годы)

Николай родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье среднего достатка. Отцом его был Георгий Михайловский, уланский офицер из Херсонской губернии, который, впрочем, в своем имении почти не жил, а поселился в столице. Там он женился на Глафире Цветинович, дворянке сербского происхождения. От этого брака родился сын, которого назвали Николаем.

В 1871 году после окончания гимназии молодой человек поступил в институт путей сообщения, где он впервые попытался заняться сочинительством. Однако его повесть из студенческой жизни редакция одного из столичных журналов отклонила без каких-либо объяснений. Эта неудача на много лет отбила у юного автора охоту к литературному творчеству.

Последний год учебы Михайловского совпал с Русско-турецкой войной. Диплом инженера-путейца он получил летом 1878 года, когда сражения здесь уже заканчивались. Молодой специалист был направлен в уже освобожденную от турок Болгарию на должность старшего техника, где он участвовал в восстановлении морского порта и строительстве новых шоссе. Впоследствии полученные на Балканах опыт и профессиональное признание позволили молодому инженеру устроиться в железнодорожное ведомство, где он в течение нескольких лет участвовал в прокладке стальных магистралей в Бессарабии, Одесской губернии и Закавказье.

Михайловский дослужился до должности начальника дистанции бакинского участка железной дороги, однако в конце 1883 года неожиданно для коллег он подал прошение об отставке. Как объяснял сам инженер, он сделал это «за полной неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, блюсти интересы государственные, с другой - личные, хозяйственные».

Впрочем, сейчас понятно, что истинной причиной ухода Михайловского из инженерной деятельности стало его увлечение идеями народников, активно действовавших в России в то время. Тогда к этому течению примкнули многие русские интеллигенты, которые ставили перед собой задачу «воспитания простого народа».

Именно с идей народничества и начался самарский период жизни 30-летнего инженера. Михайловский решил воспитывать крестьян не словами, а конкретными делами, для чего в 1883 году он за 75 тысяч рублей купил имение в Самарской губернии (впоследствии село Гундоровка). Здесь Николай Георгиевич поселился вместе с женой и двумя детьми. Супруги Михайловские надеялись научить местных крестьян обрабатывать и удобрять землю по европейским методикам и поднять общий уровень их культуры. Проникшись народническими идеями, Михайловский хотел ввести выборность в общинном управлении и привлечь к делу разбогатевших сельчан, которых классики марксизма-ленинизма впоследствии назвали кулаками.

Но все нововведения «доброго помещика» в итоге закончились полным провалом. Мужики с недоверием и ропотом встречали все его начинания, категорически отказываясь пахать и сеять «по-немецки». Что же касается местных кулаков, то они, едва лишь услышав о передаче капиталов «в пользу общества», вступили в открытый конфликт с новым землевладельцем, устроив ему серию ночных поджогов. Только за одно лето Михайловский лишился мельницы и молотилки, а в сентябре, когда запылали сразу все его зернохранилища, - также и собранного с таким трудом урожая.

Почти разорившись, «добрый барин» решил покинуть отвергнувшую его деревню и вернуться к инженерной работе. Наняв в имение умелого управляющего, Михайловский в мае 1886 года поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Здесь ему сразу же доверили строительство участка в Уфимской губернии, с которого впоследствии началась великая Транссибирская магистраль.

Литератор и журналист

В свободное от прокладки рельсовых путей время Михайловский писал документальную повесть «Несколько лет в деревне», где изложил историю своего неудачного социально-экономического эксперимента в Гундоровке. Будучи в Москве, он показал эту рукопись Константину Станюковичу, автору морских романов, который имел большое влияние в литературных кругах. Маститый писатель, прочитав несколько глав, пришел от них в восторг. Однако молодой автор считал свое произведение еще сырым, требующим основательной доводки.

Работу над рукописью Михайловский продолжил в те месяцы, пока шла прокладка участка железной дороги Уфа - Златоуст. Одновременно он начал писать автобиографическую повесть «Детство Темы», которая во многом стала его путевкой в большую литературу. Обе эти книги с небольшим перерывом вышли в свет в 1892 году и получили высокую оценку критики.

Чтобы его не упрекали в невнимании к основной работе, инженер-путеец поставил на обложках книг псевдоним - Николай Гарин, произошедший, по словам автора, от имени его сына Георгия, которого в семье звали просто Гаря. Впоследствии именно так он подписывал и другие свои произведения, а затем взял себе двойную фамилию - Гарин-Михайловский.

Продолжением «Детства Темы» стали повести «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (1907), которые в итоге объединились в автобиографическую тетралогию. Этот цикл и поныне остается наиболее известной частью творчества Гарина-Михайловского, а «Детство Темы» критики считают лучшей частью всей тетралогии.

Он писал много статей и рассказов в периодические издания и близко познакомился со многими журналистами. В их числе был и самарский репортер Алексей Пешков, который подписывал свои материалы псевдонимами Максим Горький и Иегудиил Хламида.

Вот как впоследствии Горький вспоминал о неугомонном инженере-путейце: «Когда «Самарская газета» попросила его написать рассказ о математике Либермане, он после долгих увещеваний сказал, что напишет его в вагоне, по дороге куда-то на Урал. Начало рассказа, написанное на телеграфных бланках, привез в редакцию извозчик с вокзала Самары. Ночью была получена длиннейшая телеграмма с поправками к началу, а… конец рассказа прибыл, кажется, из Екатеринбурга. Удивительно, что он вообще смог, при его непоседливости, написать свои повести…»

Объездил полмира

Кроме Самаро-Златоустовской железной дороги, в 1890-х годах Гарин-Михайловский также руководил участками по прокладке стальных магистралей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму. Он много ездил по России и миру, а в 1898-м на русском корабле совершил кругосветное путешествие.

Знакомство и общение с Горьким, который увлекался марксизмом и был лично знаком с крупнейшими деятелями РСДРП, способствовало радикализации политических взглядов Михайловского. Он скрывал в своем имении подпольщиков, хранил нелегальную литературу в частности ленинскую «Искру». В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии, Николай Георгиевич привез сюда для распространения партию революционно-пропагандистских изданий.

Результатом его поездок по Дальнему Востоку явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и сборник «Корейские сказки». Горький вспоминал: «Я видел черновики его книг о Маньчжурии… Это была куча разнообразных бумажек, бланки железной дороги, линованные страницы, вырванные из конторской книги, афиша концерта и даже две китайские визитные карточки; все это исписано полусловами, намеками на буквы. «Как же вы читаете это?» «Ба! - сказал он. - Очень просто, ведь это мною написано». И бойко начал читать одну из милых сказок Кореи. Но мне показалось, что читает он не по рукописи, а по памяти».

В целом же литературное творчество принесло Гарину-Михайловскому широкую известность еще при жизни. Лучшие из его произведений пережили автора. Первый раз собрание сочинений Гарина-Михайловского в восьми томах вышло еще в 1906-1910 годах.

Кипучей натуре Николая Георгиевича просто претил покой. Он исколесил не только всю Россию, но и многие страны мира. Повести и рассказы он писал в любой обстановке - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И даже смерть настигла его, по выражению Максима Горького, «на ходу».

Гарин-Михайловский умер от паралича сердца в Санкт-Петербурге, во время редакционного заседания журнала «Вестник жизни». После выступления ему вдруг стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, прилег на диван - и скончался. Это случилось 27 ноября (10 декабря) 1906 года, когда Николаю Георгиевичу шел всего лишь 55-й год. Похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852 - 1906) – русский писатель, эссеист, инженер, путешественник.

Родился Николай 20 февраля 1852 года в семье с дворянскими корнями. Образование в биографии Гарина-Михайловского было получено в Ришельевской гимназии Одессы. Затем же поступил в Петербургский институт путей сообщений. Следующие несколько лет провел в Болгарии, затем в Самарской губернии.

Позже в биографии Н.Г. Гарина-Михайловского было принято решение принимать участие в постройке Транссибирской железнодорожной магистрали. Группа, которой руководил Гарин-Михайловский, выбирала путь для прокладки магистрали (а именно – железнодорожного моста). Было принято решение строить поблизости современного Новосибирска, а район поблизости Томска не утвердили.

Первые произведения в биографии Николая Георгиевича Гарина-Михайловского были опубликованы в 1892 году (повесть «Детство Тёмы», рассказ «Несколько лет в деревне»). Произведение «Детство Тёмы» имело большой успех, так что автор создал позже продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Кроме того Гарин-Михайловский публиковал свои инженерские размышления о строительстве железных дорог в газетах. Свои впечатления от времени, проведенного в деревне, писатель изложил в произведениях «Деревенские панорамы», «Несколько лет в деревне», «Очерки провинциальной жизни». Книги и повести Гарина-Михайловского пропитаны искренним оптимизмом.

Писатель много путешествовал по Дальнему Востоку, после чего появились его описания «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года.

Биография из другого источника

Гарин. Н. (псевдоним; наст. имя - Николай Георгиевич Михайловский ) (8.02.1852-27.11.1906), писатель. Родился в старинной дворянской семье, когда-то одной из наиболее богатых и знатных в Херсонской губернии. Крестили его царь Николай I и мать революционерки Веры Засулич.. Учился в Ришельевской гимназии в Одессе. Детские и отроческие годы Николая Георгиевича, совпавшие с эпохой реформ 1860-х гг. - временем решительной ломки старых устоев, прошли в Одессе, где у отца, Георгия Антоновича, был небольшой дом и недалеко от города - имение. Первоначальное образование, по традиции дворянских семей, он получил дома под руководством матери, затем, после недолгого пребывания в немецкой школе, учился в одесской Ришельевской гимназии (1863-1871 гг.). В 1871 году Н.Г. Михайловский поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, не сдав экзамена по энциклопедии права, в следующем году с блеском выдержал экзамен в Институт путей сообщения. В пору студенческой практики Михайловский ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию и тогда уже понял, что в труд надо вкладывать не только ум, физическую силу, но и мужество; что труд и созидание в. выбранной им профессии связаны воедино и дают богатое знание жизни и постоянно побуждают искать пути ее преобразования. Увлекшись народничеством, в н. 80-х Гарин поселился в деревне, пытаясь доказать жизненность «общинного быта» в своем имении в Самарской губернии. Результаты этого опыта, окончившегося неудачей, Гарин описал в первых своих очерках «Несколько лет в деревне» (1892).

В 1891 году Николай Георгиевич руководил пятой изыскательской партией на участке Челябинск - Обь Западно-Сибирской железной дороги. Самым трудным участком был подход к Обско-Енисейскому водоразделу. Обсуждалось множество вариантов. В дикой стране с непривычно суровым климатом, невзирая на лишения, колоссальное напряжение сил, изыскательская партия Михайловского скрупулезно прокладывает (один за другим) варианты пересечения Оби и выбирает наилучший, наикратчайший, самый выгодный: там, где великая река течет по скалистому ложу меж скалистых берегов у села Кривощёково. Большую роль в выборе места для железнодорожного моста сыграл инженер Викентий-Игнатий Иванович Роецкий. Именно его отряд, входивший в состав пятой изыскательской партии, проводил подробные изыскания в этом районе. С середины 90 годов Николай Георгиевич участвовал в организации первой легальной марксистской газеты "Самарский вестник", журналов "Начало" и "Жизнь", входил в редакцию большевистского "Вестника жизни".

Он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил нелегальную литературу, в частности "Искру". В годы первой русской революции через A.M. Горького передавал крупные суммы в партийную кассу.

В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии как военный корреспондент, Николай Георгиевич участвовал в работе по распространению в армии революционно-пропагандистских изданий.

Не случайно с 1896 года за ним устанавливается строжайший негласный надзор, который с того времени продолжался до его кончины.

Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича. Его стихия - движение. Он исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие и, по свидетельству современников, свои произведения писал "на облучке" - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его "на ходу". Николай Георгиевич умер вскоре после возвращения из армии, на редакционном заседании журнала "Вестник жизни". Это случилось 27 ноября 1906 года. Его, отдавшего крупную сумму для нужд революции, оказалось не на что похоронить. Собрали деньги по подписке среди питерских рабочих, интеллигенции.

Царский режим не жаловал ярких самородков, подобных Гарину-Михайловскому. Его дважды увольняли из системы Министерства путей сообщения, травили, держали под надзором полиции. При жизни к нему пришла слава как к писателю Н. Гарину. А сейчас он известен и как выдающийся инженер-созидатель, беззаветный русский просветитель.

Гарин выступил в литературе как реалист. В рассказах 90-х («На ходу», 1893, «Деревенские панорамы», 1894, и др.) рисовал образы технической интеллигенции и рабочих, проводя идею необходимости рационального устройства жизни («Вариант», 1888, изд. 1910; «На практике», 1903, и др.). Наиболее значительным произведением Гарина явилась тетралогия, охарактеризованная критиками как «целая эпопея» русской жизни: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано посмертно, 1907). Она посвящена судьбам молодого поколения «переломного времени». Автор нарисовал эволюцию главного героя - Темы Карташева, который под влиянием национальной среды отказывается от нигилистических утопий юности и превращается в добропорядочного русского человека. Результатом многочисленных путешествий Гарина явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Вокруг света» (1902), в которых Гарин с большой симпатией отзывался о талантах и трудолюбии китайского и корейского народов, развенчивал теорию «неполноценности желтой расы». В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899). В н. 1900-х сотрудничал в издательстве «Знание», но в смуте 1905 участия не принимал.

Новое на сайте

>

Самое популярное