Домой Сосуды Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…. Скрипка: история, видео, интересные факты, слушать

Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…. Скрипка: история, видео, интересные факты, слушать

Прекрасный инструмент скрипка относиться к семейству смычковых и берет свое начало с далекого семнадцатого века. Уже с того периода своего появления на свет скрипка твердо заняла место сольного инструмента. Ее используют в разных музыкальных жанрах, как в классике, так и в фольклоре, джазе. Ученые до сих пор спорят между собой какой же инструмент послужил началу создания скрипки. Музыкальная история рассказывает о смычковых инструментах, существовавших еще задолго до появления христианства.

Часть исторического сообщества строго уверенна, что скрипка имела своих предков на Востоке, коим непосредственно являлся ребаб – этот смычковый инструмент был очень популярен среди арабов. Во время крестовых походов ребаб появился и на европейских просторах. Именно музыканты-крестоносцы принесли его в Европу. Многие ученые не склонны к этой версии возникновения скрипки и предпочитают верить в то, что она произошла от более нового смычкового инструмента фидели. И эта версия устраивает большинство ученых, ведь внешне эти два инструмента очень схожи меж собой.

Но чтобы достичь единого мнения ученые все еще продолжают изучать историю возникновения такого музыкального инструмента как скрипка и кто знает, может им удастся открыть что-то новое, доказать одну из теорий или опровергнуть их и предложить новую версию.

По внешнему виду скрипка очень похожа на виолу, что так же стало одной из версий возникновения этого музыкального инструмента. Некоторые историки пытались доказать прямую связь между скрипкой и виолой де гамба, но в силу множества отличий эта версия не прижилась. Еще одна версия родственность скрипки с ручной лирой. Такое предположение возникло в связи с изучением картин художника Рафаэля, который в 1503-м написал картину, где помимо прочего был изображен некий предмет музыкального происхождения под названием ручная лира, инструмент этот очень похож на скрипку, вот только на скрипке не пять струн.

Но все как один ученые уверенны, что родиной скрипки является Италия и название скрипка пошло с итальянского слова «violin». Первое воспоминание о скрипке было найдено в итальянских письменах в первые годы семнадцатого века. В Российской империи же с ней познакомились только в начале восемнадцатого века.

История музыки скрипки полна множества талантливых скрипачей, которые отличались своим пылом и виртуозностью. Возглавляют ряды этих музыкантов Амати, Страдивари, Гварнери, которые также были родом из Италии. Их прекрасные произведения до сих пор дарят невероятное наслаждения слушателям, а многие современные музыканты считают за честь исполнять такие великие произведения с музыкальными оркестрами и сольно.

Звучание, которое дарит скрипка невероятно и наполнено огромным количеством переживаний, эмоций, оно не требует слов, это немой крик души. Каждый исполнитель и каждый композитор пытались принести что-то новое и неизведанное. Так в мире появились устрашающие звуки Паганини, и захватывающие дух произведения Вивальди. Все это и подарила нашему миру скрипка.

Есть скрипки альтовые и сопрановые – инструменты, играющие в низких и высоких регистрах соответственно. Также скрипки могут быть сделаны из дерева – так называемые акустические скрипки, а могут быть сделаны из металла или, на крайний случай, пластика – электроскрипки.


Скрипки, как и фортепиано, одинаково хорошо проявляют себя как в ансамблевой, так и в сольной игре, поэтому существует не поддающееся счету количество произведений для , и они продолжают создаваться.


Прародительницей скрипки по некоторым источникам считается испанская фидель. В других же ресурсах говорится, что ее предками были арабский ребаб и казахский кобыз. Сначала эти инструменты сформировали так называемую «виолу», откуда выходит латинское – «violin». Широкое распространение (как народного инструмента) скрипки получили в Румынии, Украине и Беларуси.


Лучшими скрипками в мире являются скрипки великого, талантливого итальянского мастера – Страдивари, а точнее так называемого «золотого периода» его работы – конца 17 - начала 18 веков. Создаваемые им скрипки звучали настолько волшебно и необыкновенно, что его современники поговаривали, что он продал душу дьяволу. Известно, что Страдивари создал около 1000 скрипок, но до наших времен дошло всего лишь около 600 скрипок великого мастера, каждая стоимостью начиная от одного, заканчивая тремя миллионами евро.


Несколько интересных фактов. Альберт Эйнштейн однажды выступал в кабаке, играя на скрипке. Один журналист, следящий за этим и после разузнавший имя этого артиста, написал об этом заметку . Эйнштейн оставил ее себе и всем говорил, что он , а не великий ученый. Также есть легенда, что во время написания картины «Мона Лиза», Леонардо Да-Винчи приказал играть на скрипках. Считается, что ее улыбка есть отражение музыки.

Скрипка – струнный смычковый инструмент, без которого не обходится ни один оркестр. Чтобы научиться играть на скрипке, необходимы годы тренировок под руководством опытного наставника.

Инструкция

Родина скрипки - Европа. Время рождения – тринадцатое столетие. Прежде чем скрипка обрела свою хорошо знакомую форму, она подвергалась различным изменениям и усовершенствованиям. Можно сказать, что скрипка формировалась столетиями, и связно это формирование с развитием и эволюцией музыки как искусства. Появлением классической формы скрипки мир обязан итальянскому мастеру Андреа Амати, который сумел добиться от скрипки приближенного к человеческому голосу тембра. Скрипка Амати благодаря сильному и насыщенному звуку вышла на сцену больших концертных залов и стала одним из самых популярных инструментов. Другой знаменитый итальянский мастер, Антонио Страдивари, усовершенствовал строение скрипки, что позволило добиться яркого звука в сочетании с мягкостью и нежностью, присущей только этому инструменту.

В наше время скрипка не потеряла свою популярность. Она является достаточно сложным инструментом, и овладеть игрой на нем значительно сложнее, чем, например, . Чтобы научиться профессиональной игре на скрипке, необходимо потратить несколько лет, и начинать желательно в детском возрасте. Чем раньше приступают к обучению, тем лучше, поскольку техника игры на данном инструменте требует большой гибкости и подвижности кистей рук. Для игры на скрипке вовсе необязательно обладать абсолютным музыкальным слухом, куда важнее гармонический слух. Для его развития понадобятся регулярные занятия сольфеджио.

Помимо мастерства музыкального исполнения, важным элементом является и забота о самом инструменте. Скрипка очень метеочувствительная, для нее разрушительны сильные температурные колебания и любые изменения окружающей среды. Ее следует беречь от попадания прямых солнечных лучей, тепла, влаги. Важно подобрать для нее качественный футляр. Обычно выбирают просторный и термоустойчивый. Футляр необходимо периодически проветривать. Скрипку хранят в специальном мешочке из «дышащей» ткани и регулярно очищают мягкими фланелевыми салфетками. Внутреннюю поверхность скрипки чистят с помощью подогретого овса или промытого сухого риса. Кроме того, существует масса средств заводского производства по уходу за скрипкой. Смычок для лучшего скольжения натирают канифолью.

Ухаживайте за своей скрипкой с любовью, не жалейте сил для обучения игры на ней и она отплатит вам сторицей – великолепным звуком и долголетием!

Музыкальный инструмент: Скрипка

Скрипка - один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».

Великолепное разнообразие звучания скрипки удивляет слушателей уже более 5 веков подряд, она одинаково быстро может поднять настроение, вселить оптимизм, заставить страдать и переживать. Недаром скрипку прозвали инструментом ангелов или дьявола.

Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.

Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.

Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.

Фото :



Интересные факты

  • Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
  • Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.
  • В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
  • Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
  • До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
  • Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
  • Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.

  • В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
  • При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
  • Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
  • Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются "Каприсы" Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса , Чайковского , Сибелиуса . А также самое мистическое произведение - «Соната дьявола » (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
  • Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается "Леди Блант", и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
  • В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
  • На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
  • Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
  • Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена, в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.
  • Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане » Римского-Корсакова "Полёт шмеля" технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал "Discovery" считает британца Бен Ли, который исполнил "Полёт шмеля" за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.

Размеры


Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.

Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.

Приёмы игры

Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.

Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.

Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:

  • Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
  • Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
  • Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
  • Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.

Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.

На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.

СКРИПКА . Королева оркестра -- скрипка -- самый распространенный струнный смычковый инструмент. "Она в музыке является столь же необходимым

инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный", говорили о ней

музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в

Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI --

XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются

непревзойденными.

Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук

скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос.

Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж

много, но все они -- на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой "талией".

На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются -- эфы.

И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака,

которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного

инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается

завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки.

Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В

середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит

подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех

звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой

высокой струны.

Общий диапазон скрипки -- от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач

изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы

было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее

подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.

Смычок -- это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер

звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого

прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой

стороны прикреплен к трости неподвижно.

Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет.

Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и

звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней

можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, "на одном

дыхании", то есть не прерывая их паузами или цезурами.

Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный

способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке.

Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат

две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как

струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи

играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом -- арпеджиато, беря

звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам

В оркестре скрипки -- главные инструменты. Им поручают ответственные

эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок;

иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически

напряженное. А в Польке-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов и

некоторых других произведениях скрипки использованы совсем необычно:

исполнители играют на них не смычком, а защипывая струны пальцами, как на

щипковых инструментах. Этот прием называется пиццикато.

Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для

нее созданы разнообразные произведения -- от виртуозных этюдов Паганини до

лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для

скрипки с оркестром. Вы, наверное, слышали концерты Бетховена, Мендельсона,

Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна.

История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя

гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена,

когда он жил -- в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный

человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежду, остальное-как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу…

Трудно встретить в наше время человека, не имеющего представления о скрипке — основном музыкальном инструменте, относящемся к семейству смычковых. Скрипка — один из наиболее благородных, широко распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Царица музыки — так наиболее метко характеризуют этот удивительный по красоте звучания музыкальный инструмент. Огромные исполнительские возможности, богатство, выразительность и теплота ее тембра обеспечили этому инструменту вместе со своими сородичами — альтом, виолончелью и контрабасом ведущее положение в симфонических оркестрах, в различного рода ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту.

История скрипки

Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов.
Древнейшим смычковым инструментом, по-видимому, был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н. э. Раванострон сохранился и до настоящего времени у странствующих жрецов Будды.
К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребеб, ребек) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку, на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и нерхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры. В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый музыкальный инструмент лира —однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в деревянной деке (это не та лира, которую обычно изображают в древнегреческой мифологии).
В XIII—XIV столетии появился еще один из видов смычкового музыкального инструмента — фидель, который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя был похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.
Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие: очень большая виола — бас; большая бас-виола де-гамба (гамбами (от итальянского гамба — нога) назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленями, тогда как виолами де-браччио (от слова «рука») назывались в отличие от гамб все инструменты, которые во время игры держали в руках.); малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах по настройке; тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в двух вариантах настройки; кант-виола де-гамба в четырех вариантах; виола бастарда в пяти вариантах; виола де-браччио в четырех вариантах. Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолина — скрипка. Последний инструмент образовался из виолы посредством уменьшения в объеме (виолина — есть уменьшительное от слова «виола»).
Виолина — скрипка или настоящая дискантовая скрипка существует с первой половины XVI столетия. Родина ее — Северная Италия. Изобретение скрипки в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару (1467—1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании и г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.
Дальнейшее свое развитие смычковые инструменты получили и XVI—XVII веках в городах Северной Италии — Брешии и Кремоне. Наиболее выдающимися мастерами в Брешии были Гаспар Бертолотти (1540—1609) и Паоло Маджини, в Кремоне — Никколо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. В то время самыми распространенными смычковыми инструментами были виолы, поэтому Бертолотти и Маджини делали главным образом эти инструменты. Но известны и скрипки их работы. Особенно ценятся скрипки Паоло Маджини, которые создали ему славу величайшего мастера брешианской школы. На скрипках Маджини играли Берио, Вьетан, Марто и другие знаменитые скрипачи.
Андреа Амати (1535—1612) был основателем кремонской школы скрипичных мастеров. Однако скрипки его работы встречаются в настоящее время редко. Сыновья Амати — Антонио (1555—1640) и Иероним (1556—1630) работали по образцу отца и тем не менее формы их скрипок уже свидетельствовали о значительном прогрессе. Сыном Иеронима — Никколо (1596—1684) заканчивается род мастеров семейства Амати, в течение полутора веков пользовавшегося всемирной славой. Они по праву считаются основателями кремонской школы, но им не суждено было довести скрипку до высшего совершенства. Это сделал величайший мастер всех времен ученик Никколо Амати — Антонио Страдивари, имя которого известно не только любому образованному музыканту, но и вообще всякому культурному человеку.
Антонио Страдивари родился в 1644 г. и по некоторым сведениям можно судить, что уже в 13-летнем возрасте начал заниматься скрипичным мастерством. К 1667 г. Страдивари закончил учение у Амати и с этого времени начал самостоятельно изготовлять смычковые инструменты. Первые самостоятельные работы Страдивари, хотя и носили явные признаки влияния учителя, однако уже отличались изяществом форм и мощным звуком. Период творческих исканий, в течение которого Страдивари выработал собственную модель, длился около 30 лет. Несмотря на то что до конца своей долгой (93 года) жизни он оставался экспериментатором, с 1695 г. существенных отклонений от разработанных им моделей уже не было.
Страдивари создал идеал скрипки как по форме, так и по звуковым качествам. Страдивари также принадлежит честь завершения формирования виолончели в том виде, в котором она дошла до наших дней.
Наиболее способным учеником Антонио Страдивари был Карло Бергонци (1686—1747), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя. Одним из современников Страдивари и его соперником был Бартоломео Джузеппе Гварнери — внук родоначальника династии скрипичных мастеров Андреа Гварнери. Джузеппе Гварнери было присвоено прозвище «дель Джезу», так как на этикетках своих инструментов он ставил значок, напоминающий эмблему монашеского ордена иезуитов. Сведений о жизни Гварнери почти не имеется. Долгое время была распространена легенда о том, что он последние годы провел в тюрьме и там делал скрипки, а тюремщик сбывал эти инструменты с большой выгодой для себя. Однако достоверность этой легенды весьма сомнительна.
Инструменты Гварнери отличаются от скрипок Страдивари более плоской формой деки и покрыты лаками самого разнообразного оттенка — от золотисто-желтого до вишневого. Звук скрипок сильный и сочный, особенно при игре в больших концертных залах. В связи с этим инструменты Гварнери особой популярностью пользовались в XIX веке, когда скрипки вышли за рамки тесных камерных помещений.
Существовали в Италии в XVII—XVIII веках и другие скрипичные школы — венецианская, миланская, неаполитанская, флорентийская и другие. Однако эти школы не приобрели такого значения, как кремонская и брешианская.
Свой вклад в развитие скрипичного мастерства внесли и другие страны. Во Франции скрипка появилась позднее, чем в Италии. Одним из первых скрипичных мастеров во Франции был Каспар Тифенбруккер (1553—1571), он же Дунфопруггар — житель Лиона. Однако скрипки его работы до наших дней не сохранились. Известны в настоящее время только виолы, изготовленные Тифенбруккером.
Наиболее выдающимся из ряда других французских мастеров считают Никола Люпо (1758—1824). Люпо вышел из семьи, которая на протяжении нескольких поколений занималась производством скрипок. Он работал сначала в Орлеане, а затем в Париже. В своих работах Люпо опирался на модели скрипок Страдивари. Однако его инструменты, хотя и отличались громким звуком, но по богатству тембра уступали итальянским образцам.
Из французских мастеров XIX века всемирную славу завоевал Жан Батист Вильом (1798—1875). В 1819 г. Вильом приехал в Париж и там начал делать инструменты для скрипичного мастера Франсуа Жано, сконструировавшего оригинальную модель скрипки без углов и имевшего в связи с этим временно крупный успех своим нововведением. Под руководством высокообразованного Жано Вильом напряженно изучает образцы инструментов прославленных итальянских мастеров, а затем усиленно копирует модели Гварнери, Страдивари, да так искусно, что его работы принимают за оригиналы. Вильом был величайшим знатоком старинных инструментов, громадное количество которых прошло через его руки. Он был невероятно трудоспособен: им было изготовлено около 3000 инструментов. Вильом был непревзойденным мастером смычков, его виолончели имели превосходные концертные качества.
Большую известность получили тирольские скрипки. Тироль — это маленькая горная страна в Альпах, жители которой издавна зинимались резьбой по дереву, а также изготовлением музыкальных инструментов. Самым крупным скрипичным мастером, пользовавшимся в XVII веке чрезвычайной популярностью в Западной Европе, был Якоб Штайнер (1621 —1683). Скрипки Штайнера были похожи по форме на инструменты Никколо Амати, но отличались более высокими сводами дек; звучание инструментов Штайнера имеет мягкий, лирический характер. Было время, когда скрипки Штайнера ценились в несколько раз дороже инструментов Страдивари. Подлинных инструментов работы Штайнера в настоящее время очень мало. Встречающиеся ныне скрипки с этикетками Штайнера являются ничем иным, как подделкой, которой занимались тирольские мастера — последователи Штайнера.
Из немецких мастеров, следовавших образцам Страдивари, выдающихся успехов достигли Бахман, Хунгер, Эрнст и некоторые другие, работавшие в конце XVIII и первой половине XIX века.
В Англии узнали и оценили работы итальянских мастеров значительно позже. Английские мастера копировали Штайнера, а позднее скрипки Маджини, Амати и Страдивари. Известны английские мастера Барак Норман (1678—1740), Ричард Дьюк (работал с 1750 по 1780 г.), Беджамен Банке (1727—1795). Последователем Дьюка был Додд, замечательные смычки которого получили широкую известность.
Из голландцев наиболее известен Генбрик Якобе, работавший в Амстердаме с 1690 по 1712 г., ученик Никколо Амати. Большинство скрипок работы Якобса уже давно снабжены этикетками с именем Амати и обращаются в продаже как подлинные инструменты этого мастера.
В Польше в XVI веке работал замечательный мастер Мартини Гроблич (1555—1610), вероятно, ученик Маджини, следовавший ею образцам. Инструменты Гроблича превосходны и сейчас являются полноценными концертными инструментами. Кроме скрипок, Гроблич делал много виол, которые по технике выполнения, изяществу форм и чудесному звучанию являются шедеврами мирового значения. Из других известных скрипичных мастеров Польши можно назвать имена Яна Даккварта и Гроблича младшего (первая половина XVIII века), Миколая Савицкого (1792—1850), Кпучинского (конец XIX- начало XX века).
В Чехословакии скрипичное мастерство является распространенной профессией. Первые скрипичные мастера пришли в Чехию из Тироля и Баварии в конце XVI века. Наиболее талантливыми мастерами Чехии являются Томаш Эдлингер (1662—1729), Ульрик Эберле (1699—1768), выходец из Тироля, в 1725 г. основавший в Праге собственную мастерскую. В свое время Эберле считался лучшим мастером Центральной Европы; Кашпар Стрнад (1759 1823) работал по моделям Страдивари. Его скрипки пользуются известностью далеко за пределами Чехословакии. Из пражских мастеров XX в. можно назвать Франца Шпидлена (1867—1916), его сына Отакара Шпидлена (1895—1938), талантливого высокообразованного мастера и инструментоведа.

Истрия скрипки в России

Смычковые инструменты в России появились, по-видимому, в очень отдаленное время. Факт существования подобных инструментов в XI веке подтверждается изображением на фреске Киевского Софийского собора фигуры музыканта, держащего у плеча, подобно скрипке, смычковый инструмент. Первое литературное упоминание о скрипке в России было в 1596 г. в словаре Лаврентия Зизания, а одно из самых ранних дошедших до нас изображений — в 1692 г. в «Букваре» Кариона Истомина. Можно предполагать, что скрипка уже в близком к классическому типу виде появилась в России к началу XVI в. В некоторых литературных источниках указывается предположительно, что предшественником скрипки был своеобразный смычковый инструмент, называемый «суной». Такой инструмент бытовал в народной исполнительской практике до второй половины XIX века.
Суна имеет корпус скрипки и по своему устройству ее можно отнести к предшественнице скрипки — смычковой лире. Но если лира имела одиннадцать и более струн, то у суны, так же как и у скрипки, было лишь четыре струны. Наибольшее распространение смычковые инструменты получили на юге России — Молдавии, Украине, а также в Белоруссии и Поволжье.
Хотя скрипки и другие смычковые инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это постоянным враждебным отношением со стороны церкви, рассматривавшей эти инструменты как «бесовские игры». Не удивительно, что русские народные скрипки XVI и XVII веков, как и другие инструменты, предшествующие им, не сохранились до наших дней. Лишь в XVIII веке смычковые инструменты получили широкое распространение.
В XVIII веке появляются выдающиеся русские скрипачи-концертанты, среди которых замечательный артист и композитор Иван Евстафьевич Хандошкин. В что же время появляются и мастера по изготовлению смычковых инструментов. Вначале — это иностранцы, приглашенные в Россию, а затем и русские. Среди русских мастеров XVIII и XIX веков было много крепостных, обслуживающих оркестры своих господ. Материалы, из которых эти мастера делали свои инструменты были местные. Наряду с елью для верхних дек применялась сосна. Для изготовления нижних дек употреблялись клен, береза, ольха, липа. Среди работ крепостных мастеров были и весьма удачные инструменты, однако имена этих русских умельцев остались в большинстве неизвестными.
Одним из первых известных талантливых русских мастеров является Иван Андреевич Батов (1767—1841) —крепостной графа Шереметева. В 17 лет Батова отдали в обучение московскому инструментальному мастеру Василию Владимирову. Уже в 1789 г. после обучения в штатах крепостного театра Шереметева значился скрипичный мастер Иван Батов. До Отечественной войны 1812 г. Батов широкой известности не имел. Она пришла к нему только и 1814 г., когда Батов поднес Александру I скрипку своей работы и получил за нее награду 2000 руб. В 1822 г. Иван Батов сделал виолончель, высоко оцененную знаменитым виолончелистом того времени Б. Ромбергом. Батов поднес этот инструмент графу Д. Н. Шереметеву и получил за нее вместе со своей семьей вольную. В 1829 г. Батов представил свои инструменты на петербургскую выставку и получил за скрипку и виолончель Большую серебряную медаль. Батов не терпел поспешности в работе. Имеются сведения о том, что он, работая ежедневно напряженнейшим образом, затрачивал около трех месяцев на изготовление скрипки и около пяти месяцев на изготовление виолончели.
Считая, что для качества звука инструментов одним из важнейших условий является наличие старой выдержанной древесины, Батов затрачивал большие средства на ее приобретение. У Батова до последних дней жизни сохранился запас древесины, заготовленной им еще при Екатерине 2. За свою жизнь Батов изготовил сравнительно небольшое количество инструментов: 41 скрипку, 3 альта и 6 виолончелей, не считая тех, которые он делал для оркестра Шереметева. Кроме этого, Батов изготовил несколько контрабасов, а также делал превосходные гитары. К сожалению, подлинные инструменты Батова встречаются очень редко. Большинство инструментов, приписывавшихся Батову, являются подделками. Пользуясь популярностью Батова, некоторые мастера позже вклеивали в различные, чаще всего в инструменты иностранного происхождения, этикетки с именем прославленного русского мастера и таким образом вызвали значительную путаницу в определении его творчества.

Конструкция скрипки

- завиток

Пяточка

Верхняя дека

Обечайки

Нижняя дека

Подставка

Подгрифок

Новое на сайте

>

Самое популярное