Домой Маточное кровотечение Дженис джоплин. Невероятная и трагичная судьба дженис джоплин

Дженис джоплин. Невероятная и трагичная судьба дженис джоплин


Из всех рок-звезд Дженис Джоплин, пожалуй, единственная, судьба которой сложилась особенно трагично. Ее жизнь - это сплошные любовные неудачи, бесчинства, пьянки, наркотики. И за всем этим неприглядным фасадом единственное желание: любить и быть любимой.



Дженис Джоплин родилась в 1943 г. в Техасе. В ее семье и окружении традиции соблюдались в высшей степени строго. И она очень скоро восстанет против них, уже в лицее заявляет о себе, как о непокорной личности.

Техас в то время был расистским штатом, и ее товарищи не понимали, какона осмеливается выступать в защиту негров.

Дженис не была привлекательной, кроме того, у нее были проблемы с весом. Из чувства противоречия, а также потому, что ее внешность не позволяла ей разыгрывать карту женственности, она бросается в другую крайность и строит из себя девицу с мальчишескими замашками: одевается только в брюки и рубашку, не красится, ругается матом и не идет не на какие компромиссы.

"По этим причинам, - вспоминает один ее товарищ, - другие ученики издевались над ней и преследовали. Она вела себя как бунтарь в то время, когда даже у взрослых возникали серьезные неприятности, если они пытались нарушить установленные порядки. А это была девочка".

В 18 лет Дженис отправляется на несколько дней в Лос-Анджелес и попадает в квартал, где обосновалась колония хиппи. Оттуда она возвращается в восторге. "Наконец я встретила таких же людей, как и я", - говорит она своим друзьям.

В то время движение хиппи в Соединенных Штатах все больше и больше набирало вес. Хиппи протестовали против войны во Вьетнаме и отвергали все ценности капиталистического общества.

Дженис немедленно примкнула к этому движению, приняв не только взгляды хиппи, но и их непомерное увлечение наркотиками и сексом. "В течение долгого времени, - вспоминает одна ее подруга, - Дженис очень робела в присутствии мальчиков. Я думаю, она комплексовала из-за своей внешности. Она общалась с ними, но отказывалась от всякого сближения. Затем, начав курить марихуану, она почувствовала себя раскрепощенной и стала отдаваться всякому, кто носил брюки. Мне кажется, что таким образом она мстила другим девушкам, у которых уже давно были парни, тогда как к ней никто даже не приближался".

Ее сексуальные подвиги стали притчей во языцех в маленьком городке, где даже сейчас люди вспоминают об одном вечере, когда Дженис отдалась всем членам местной футбольной команды в честь их победы.

Дженис начала петь с одной местной группой и принимать все больше наркотиков. Она курила марихуану, принимала ЛСД и поглощала огромное количество секонала. "В некоторые вечера, - вспоминает Джули Пол, - под воздействием наркотиков она полностью теряла над собой контроль. Выбегала посреди ночи на улицу и кидалась под машины или билась головой о стены". Когда эйфория проходила, Дженис неизменно впадала в тягчайшие депрессии, так как ничто в мире не могло скрыть правду: она была отвергнута всеми. Она была одна.

Без всякого сожаления она покидает Техас и уезжает в Сан-Франциско. Для Дженис это был рай на земле.

Ведь город переживал культурную социальную революцию. Молодые люди, приехавшие сюда со всего света, старались построить новое общество, девизом которого стало бы "Любовь и мир". Парни носили длинные волосы, девушки - длинные цветастые юбки. Секс и наркотики воспринимались здесь спокойнее, чем в Техасе. Кроме того, это был центр музыки.

Дженис сразу же почувствовала себя, как дома. Она присоединилась к одной группе и стала выступать в местных клубах, пока один менеджер не заметил ее и не записал первый диск.

"Дженис была необычайно талантлива, - вспоминает один из ее гитаристов. - Проблема заключалась только в том, что она рассматривала жизнь как нескончаемый праздник. Она думала только о том, чтобы выпить и заняться любовью. Иногда на сцене она была великолепна, а иногда - совершенный нуль. Публика никогда не знала, сможет Дженис петь или нет".

Но в 1965 г. Дженис внезапно осознает, что физически деградирует. Она решает покинуть этот "рай", вернуться в Техас и выйти замуж. Она познакомилась с одним молодым канадцем, который представился ей фармацевтом (он основал компанию по импорту лекарств только для того, чтобы иметь возможность доставать наркотики). С короткими волосами, в костюме и галстуке, он оказался антиподом длинноволосым хиппи. Поэтому он показался Дженис спасителем, посланным для того, чтобы вытащить ее из ада, в котором она жила. Дженис провела год в Порт-Артуре, готовясь к браку.

Жених навещал ее несколько раз, дата была уже назначена. Мать Дженис сшила ее подвенечное платье, но в день церемонии жених не явился в церковь.

Для Дженис это был страшный удар. Она, которая в глубине души стремилась к нормальной жизни, отреагировала с пугающей злобой самоубийцы. Она решила, что жизнь - это сплошной обман, и с головой окунулась в поиск развлечений. Вернулась в Сан-Франциско, стала постоянной клиенткой заведений для лесбиянок и перешла к сильным наркотикам.

В профессиональном плане ей сопутствовала удача. Она заключила контракт, и ее первый альбом сразу же поставил ее в один ряд с самыми крупными звездами. Мощный, волнующе-хрипловатый голос Дженис завораживал публику.

Деньги, которые ей начали поступать, она тратила на алкоголь и наркотики. На фестивале в Монтерсе, на котором она была звездой, ей повстречался Джимми Хендрикс. "Они мгновенно признали друг друга, - вспоминает ее ударник. - Они одинаково прожигали свои жизни и, кроме того, оба испытывали сексуальный голод". Джимми и Дженис провели вместе ночь и встретились еще несколько раз. У них мог начаться настоящий любовный роман, но через три недели Дженис решила порвать с Хендриксом из-за его жестокости; он любил бить своих партнерш. Джимми мог быть даже опасен и несколько раз вынужден был заплатить крупные суммы своим случайным любовницам, чтобы они не подавали на него в суд. Именно с Джимми Дженис открыла и полюбила героин.

После Хендрикса у Дженис была еще любовная связь с рок-звездой Джимом Моррисоном. "Джим и Дженис спали вместе, хотя и не переносили друг друга, - рассказывает владелец клуба, в котором они познакомились. - Они без конца скандалили".

Дженис с оркестром на долгие месяцы уезжала в турне. Каждый вечер после концерта она шла в какой-нибудь ночной клуб и искала любовника или любовницу на ночь. Часто ее поиски были безуспешными, и она проникалась завистью к своим товарищам, у которых не было недостатка в выборе. Однажды в одном итальянском ресторане в Нью-Йорке она взорвалась: "Это нечестно, парни! У вас всегда есть девушки, которых вы хотите, а мне нужно таскаться, чтобы найти типа, который бы не боялся меня трахнуть". Она повернулась к своему секретарю и приказала: "Давай, иди на улицу и приведи мне первого симпатичного парнишку, которого встретишь".

Через четверть часа секретарь вернулся с длинноволосым парнем, одетым в африканское пальто и говорящим с британским акцентом. Дженис оглядела его с ног до головы. "Неплох, - одобрила она. - Садись, красавчик. Знаешь, кто я? Дженис Джоплин. А кто ты?" Парень ответил: "Эрик Клептон".

Начиная с 1969 г., окружение Дженис начало серьезно беспокоиться за нее. Она все больше пила и кололась. Нужно было регулярно отменять выступления, так как она была не в состоянии подняться на сцену.

В 1970 г. Дженис встретила человека, который предложил ей руку и сердце. Его звали Сет Морган, он был дилер, и они познакомились, когда он приносил ей кокаин. Дженис влюбилась в него и начала строить планы: они откажутся от наркотиков, поженятся, она порвет с миром рок-н-ролла. Ее интересовало кино, и в этот момент молодой артист, режиссер Джек Николсон предложил ей роль в фильме. Дженис записалась на курсы драматического мастерства, но ни разу там не появилась. Ее связь с Сетом принимала для нее нежелательный оборот. Он все время отсутствовал, и она, наконец, поняла, что он не собирается на ней женится.

4 октября 1970 г. после сеанса записи в Сансет Саунд в Лос-Анджелесе она заперлась в своей комнате и ввела огромную дозу героина. Дженис умерла быстро, но ее нашли только через восемнадцать часов. Следователь заявил, что смерть наступила в результате передозировки. "Доза настолько огромная, чтоэто явное самоубийство", - говорил он.

Цитаты Дженис:
Быть интеллектуалом — значит задавать себе множество вопросов, не находя на них ответа. Ты можешь посвятить всю свою жизнь какой-то идее — и всё равно возвращаться домой в одиночестве…

Быть свободным — сложно, но это стоит того!

Хиппи верят в то, что мир может стать лучше. Битники же знают, что лучше не станет, и говорят: да пошёл бы этот мир к чёрту, будем отрываться и хорошо проводить время

На сцене я занимаюсь любовью с 25 000 человек, а домой возвращаюсь в полном одиночестве…

Зачем я живу? Для чего я? В чем смысл моего существования

По-моему, я думаю слишком много. Вот почему я пью!

Какая я вам звезда! После концерта, разбитая, прихожу в гримерку, волосы всклокочены, одежда запачкана, нижнее белье разорвано... У меня страшная мигрень, я не могу найти второй ботинок. Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так бывает у звезд?..


Как говорил Эрик Клэптон, «блюз — это песня мужчины, у которого нет женщины, или от которого ушла женщина». В случае с Дженис Джоплин блюз превращался в настоящий неистовый душевный стриптиз безнадёжно влюблённой женщины.

В её исполнении это была не просто песня с повторяющимися вокальными партиями. Это была, постоянно меняющаяся, калька душевных переживаний, когда жалобные мольбы переходили от тихих всхлипываний до хриплого отчаянного крика. Замшелая банальность «Любовь — это боль» обретала в исполнении Дженис такую подлинность и откровенность, что она пробирала слушателя буквально до костей.
Даже если вы не фанат традиционного блюза (как я), услышав пение Джоплин, вы не сможете его проигнорировать. Насчёт полюбить, не знаю, а вот проигнорировать — не сможете. Как говорится, откровенность — за откровенность.

Д. Джоплин:
«Все зависит от тех чувств, что уже есть внутри тебя, но которые ты пытаешься уничтожить, потому что о них не принято говорить или что-то в этом роде. Но если только ты позволишь им вырваться наружу.… В общем, это единственная причина, из-за которой я пою. Я поднимаюсь на сцену и позволяю своим эмоциям обрести свободу.
…На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».

Поначалу вряд ли кто-то подозревал, что белая девочка из ковбойского штата Техас станет одной из лучших исполнительниц блюза. Более того, будучи далеко не красавицей, Джоплин останется в памяти, как эталонная девчонка эпохи хиппи — начиная от безумных нарядов, как будто собранных на «блошиных рынках» (фенечки, огромные очки, меховые шапки) и заканчивая неумеренностью и неразборчивостью, как в сексуальных связях, так и в алкоголе и наркотиках.

Впрочем, независимый характер проявился у этой смышлёной живой девчонки ещё в школе, пребывание в которой она описала ёмкой фразой: «Чужая среди тупых». Друзей пришлось искать на стороне — в компании битников, где Дженис познакомили с блюзом и кое-чем ещё — не столь безобидным. Первое — принесёт ей славу, второе — сведёт в могилу…

Хотя уже тогда Дженис начала петь, она не сразу определилась с жизненными приоритетами. Закончила несколько высших учебных заведений и даже на какое-то время порвала с порочной средой, попытавшись зажить нормальной жизнью «среднего класса».
Однако стоило только молодой группе из Сан-Франциско BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY призвать её в свои ряды, как она с радостью бросила опостылевший Техас и ринулась во все тяжкие.

Д. Джоплин:
«…я знала, что голос у меня хороший, им я всегда заработаю на пару пива. И вдруг кто-то словно швырнул меня в рок-бэнд. Слушайте, бросили на меня этих музыкантов! Звук пошёл из-за спины: заряжающий энергией бас, и я поняла — вот оно! Ни о чём другом я никогда и не мечтала! И от этого пошёл кайф, кайф — почище, чем с любым мужчиной!..»

Первый альбом группы пошёл далеко не сразу. Возможно, он так бы и пылился на прилавке, не выступи BIG BROTHER в июне 1967 г. на знаменитом фестивале в Монтерее. Сначала малоизвестную группу запихнули в дневную программу на разовое выступление. Но Джоплин спела так, что BIG BROTHER сразу вписали на следующий день — да ещё и в вечерний «прайм-тайм» <см. исполнение «Ball And Chain» на Monterey Pop Festival 1967>.



Джоплин и BIG BROTHER на Монтерейском фестивале.

Тут-то всё и началось. Альбом раскупили, а сама группа перешла под крыло могучего лейбла CBS.

Д. Джоплин, из письма родителям:
«Журналы наперебой просят меня об интервью и фотосессиях, и я никому не стану отказывать. Вау, я такая счастливая! Столько болталась заблудшей дитятей… — и вот, свалилось такое. Главное, похоже, на этот раз у меня действительно всё получится».

Ну, а теперь о песнях…


«Summertime» (1968)

Каясь перед всеми любителями джаза и испытывая лёгкое чувство стыда, признаю — о знаменитом произведении Джорджа Гершвина я узнал от Джоплин. Слышал, наверное, и до этого, но внимания не обращал.

Впрочем, и на саму оперу Гершвина «Порги и Бесс» 1935 года выпуска внимание обратили лишь после смерти автора — в 1950-е годы. Особую популярность приобрела песня под названием «Summertime», где Гершвин обработал мотивы украинской колыбельной «Ходить сон коло вікон» (т.е. «Ходит сон мимо окон»). Композитор услышал её на концерте хора Александра Кошица — эмигранта из Украины и пропагандиста песен своей родины.

Мотивы первоисходника в «Summertime» Гершвина, конечно, угадываются. Сохраняется и форма колыбельной — в опере её поёт своему ребёнку Клара. Но при всём при этом нельзя отрицать, что композитор создал на основе народной песни блестящее оригинальное произведение.
После того, как в 1957 году «Summertime» исполнили Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг, песня окончательно «забронзовела» и обрела статус джазового стандарта.

То, что сделали с песней BIG BROTHER и Джоплин, стандартом, конечно, не назовёшь. В трогательной красивой колыбельной тут же появились тревога и драматизм, нагнетаемые голосом Дженис и экспрессивными электрогитарами. Из всех нестандартных исполнений арии Клары – это, наверно, самое интересное и эмоциональное.

Кстати, «Summertime» стала последней песней, которую Джоплин исполнила на публике. Произойдёт это в Гарварде 12 августа 1970 года. Но до этого…


«Piece of My Heart» (1968)

До этого были ещё два альбома певицы, наполненные прекрасными песнями. Большинство из них каверы, записанные ещё до Дженис, но именно она вдохнула в эти песни новую жизнь и принесла им популярность. Например, «Ball and Chain» («По рукам и ногам») — песня Большой Мамы Торнтон — с которой BIG BROTHER покорили публику на Монтерейском фестивале. Или «Maybe», впервые исполненная в стиле «ду-уоп» коллективом CHANTELS ещё в 1957 году.

Но, наверное, самой известной «чужой-своей» песней для Джоплин стала «Piece of My Heart» («Кусок моего сердца»). Её написал творческий тандем Джерри Рагового и Бертни Бернса для старшей сестры Ареты Франклин — Эрмы. Версия Эрмы вышла в 1967 году и стала №62 в американском национальном чарте.

BIG BROTHER с песней познакомил их рок-коллега из JEFFERSON AIRPLANE — Джек Кэссиди. Исполнение Дженис Джоплин и аранжировка гитариста Сэма Эндрю в духе психоделического рока так изменили первоисточник, что, когда Эрма Франклин услышала новую версию «Piece of My Heart» по радио, то поначалу не узнала свою песню. Как писал критик Эллен Уиллис, в отличие от Эрмы, Дженис использует блюз не для того, чтобы преодолеть боль, а чтобы заявить о её существовании.

Сэм Эндрю:
«Мы сделали её совершенно иначе: там было такое изящество! — а мы записали маниакальную, яростную версию белого парня».

Разве со мной ты не ощущал себя единственным?
Разве я не отдавала тебе почти всё,
Что может отдать женщина?
Милый, ты знаешь, я всё это делала!
И каждый раз я говорю себе,
Что с меня хватит,
Но я покажу тебе, милый,
Что женщина может быть жесткой.

Приди, приди, приди,
Приди и…
Возьми ещё одну частичку моего сердца, прямо сейчас!
О, разбей!

Хотя для Эрмы «Piece of My Heart» стала самым большим хитом за всю карьеру, версия BIG BROTHER оказалась куда успешнее. Она займёт 12-е место в чартах США, а альбом 1968 г. «Cheap Thrills» получит «золотой» статус ещё до выхода. Эту песню будут перепевать многие именитые исполнители (Дасти Спрингфилд, Бонни Тайлер и др.), но ассоциироваться она будет, прежде всего, с Джоплин.


«Kozmic Blues» (1969)

Довольно быстро стало понятно, что основной «жемчужиной» BIG BROTHER является голос Джанис, поэтому, как это часто бывает, певица покинула группу, чтобы создать новую — KOZMIC BLUES BAND. Название коллективу дала одноименная песня «Космический Блюз» — на этот раз написанная самой Джоплин с помощью продюсера Габриэля Меклера.


Это был очередная красивая и чувственная песня о любви и разочаровании. Лучше всего о ней рассказывает сама певица.

Д. Джоплин (из книги Д. Долтэна «Кусочек моего сердца»):
«…я не могу написать песню до тех пор, пока сама в действительности не переживу весь этот травматизм, эмоциональный всплеск; я прошла через череду расплат, и я серьезно опустошена. Никто никогда не полюбит тебя лучше, никто не полюбит тебя так, как надо.
…Так или иначе, но в конце этой песни у меня всплывает воспоминание-аналогия о муле, тянущем повозку с длинной палкой, с которой что-то свисает, ты знаешь, морковка свисает, ее держат перед его носом, побуждая мула двигаться вперед к недостижимой цели.
…однажды, сидя в баре, я прочухала, что нет никакого такого торного пути, знаешь, никогда ничего не встанет на свои места. На это просто уйдет вся твоя жизнь. Ты никогда не дотянешься до этой б….й морковки, слышь, вот тогда-то и наступает «Космический блюз», когда понимаешь, что никогда не достигнешь желаемого».

Искусственно собранный, KOZMIC BLUES BAND продержался ещё меньше, чем BIG BROTHER. В итоге Дженис приняла единственно правильное решение и отправилась в сольное плавание. К сожалению, оно оказалось ещё короче…


«Me and Bobby McGee» (1971)

В 1970 году ничего не предвещало трагедии. Напротив, Дженис очередной раз попыталась завязать с наркотиками, а её беспорядочная личная жизнь начала обретать твёрдую почву. Продюсировать первый сольный альбом вызвался Пол Ротшильд, прославившийся работою с DOORS, и работа шла с большим энтузиазмом.

П. Ротшильд:
«Никогда ещё я не видел её такой счастливой, как во время этих сессий. Она была на пике формы и радовалась жизни».

В новом альбоме певица перестала ограничивать себя рамками блюза. В её багаже кроме блюзов («Cry Baby») появились и типично роковые композиции (вроде «Move Over»), и даже кантри.

Д. Джоплин:
«Я бы не стала так уж сразу говорить: кантри. Скорее, приземлённый блюз… плюс немного слайд-гитары. Будем считать, что это — громкий электрический фанк-кантри-блюз».

Я, конечно, не американец, поэтому не очень понимаю, почему самым успешным хитом Джоплин стала именно кантри-композиция под названием «Me and Bobby McGee» («Мне и Бобби МакГи»). Но не написать о ней нельзя.
Эту песню Джоплин непосредственно от её автора — кантри-певца и бывшего любовника — Криса Кристоферсона. Впоследствии, Кристоферсон скажет, что хотя песня и не о Дженис, но частично связана с ней — например, строчка «Однажды неподалёку от Салинас я позволил ей ускользнуть» .

Интересно, что Кристоферсон услышал версию Джоплин уже после её смерти. До этого он давал исполнять свою песню исключительно мужчинам — Роджеру Миллеру и Гордону Лайтфуту. Дело в том, что изначально «Бобби» в песне было женским именем, и текст, соответственно, исполнялся от мужского лица.

Ну, а Дженис переделала его под себя, и Бобби стал мужчиной.

…я бы обменяла все свои “завтра” на одно-единственное “вчера” —
Если бы только в этом “вчера” Бобби был рядом со мной.

Свобода – всего лишь красивое слово,
означающее, что терять уже нечего;
Ничего – вот и все, что Бобби оставил мне.
Но, Боже – нам было так хорошо, когда мы пели вместе блюз,
И для меня этого было вполне достаточно, о да…
…Для меня и для моего Бобби МакГи.

Версия Джоплин стала не только самой успешной её песней, но и, редчайшим в истории поп-музыки, посмертным хитом №1 (подобное случилось только с Отисом Реддингом).


«Mercedes Benz» (1971)

1 октября 1970 года Дженис появилась в студии, попросила включить магнитофон на запись, подошла к микрофону и с улыбкой заявила, что сейчас исполнит песню «огромной политической и социальной важности» . После чего в полной тишине заголосила:

О, Боже, не хочешь ли купить мне «Мерседес Бенц»?
Мои друзья все ездят на «Порше», а мне как-то неудобно.
Я тяжко трудилась всю жизнь, а помощи ни от кого нет,
Так, Боже, не хочешь ли купить мне «Мерседес Бенц»?

Затем певица упоминает в тексте ТВ-передачу «Dialing for Dollars», где разыгрывались ценные призы, и просит у Господа ниспослать ей цветной телевизор и даже оплатить ночные гулянки. Думаю, не стоит пояснять, что смысл песни насквозь ироничен, а его хипповские иглы направлены прямо в сторону общества потребления, которое, как известно, всё-таки победило, а потом всё и загубило.

Кстати, сама Джоплин предпочитала ездить как раз на «Порше», разукрашенном в весёлые психоделические цвета.

Д. Джоплин:
«Именно желание иметь что-то наводит на тебя тоску. Несчастным делает не отсутствие чего-то, а стремление что-то заполучить».

Этот экспромт Джоплин сочинила на основе песни Майкла МакКлура, где собственно и была строчка «Боже, купи мне «Мерседес-Бенц». Когда певица доработала свою версию, то сразу показала её МакКлуру, но тот заявил, что ему больше нравится своя. В итоге на конверте пластинки Джоплин и МакКлура указали, как соавторов.

«Mercedes Benz» оказался последней песней, исполненной Дженис. 4 октября она не приехала в аэропорт встречать своего жениха Сета Моргана. В студии она тоже не появилась. Когда дверь в номере певицы взломали, то обнаружили её мёртвой, лежащей на полу и сжимающей в руке 4 доллара 50 центов. Как выяснилось, смерть наступила в результате большого количества опиатов, введённых в кровь. Самоубийство было крайне маловероятно, а вот версия об убийстве имела основания — наркотиков в доме не нашли, а комната выглядела подозрительно убранной. Впрочем, подозрения остались подозрениями…

Пластинка «Pearl» («Жемчужина» — прозвище Джоплин) вышла уже посмертно и очень быстро возглавила хит-парад США. Две композиции так и остались на ней незаконченными: инструментал «Buried Alive In The Blues» («Заживо погребённая в блюзе»), к которому певица не успела записать вокал, и «Mercedes Benz», который решили оставить в а-капелльном исполнении. Версия «Мерседлеса» с дописанной инструментальной подкладкой выйдет только в 2003 году.

В том, что касается посыла, содержащегося в песне, то его умудрятся испоганить жадные до денег родственники. Так в 1990-е годы сестра Джоплин разрешит использование этой композиции в рекламе «Мерседеса». Песня будет использоваться и как антиреклама. В ролике для автомобилей BMW водитель включает песню Джоплин, при слове «Мерседес» хмурится, а после упоминания «Порше» и вовсе выбрасывает кассету в окно.

Такова горькая судьба искусства в мире чистогана.:)

январь 2014 г.

This entry was posted in and tagged , .
Bookmark the .

«Всю жизнь я мечтала - быть битником, встречаться с heavies, долбиться, трахаться и веселиться: вот всё, чего я желала от жизни. При этом я знала, что голос у меня хороший: им я всегда заработаю себе на пару пива. И вдруг кто-то словно швырнул меня в этот рок-бэнд. Ну вывалили на меня этих музыкантов - звук пошёл из-за спины, заряжающий энергией бас - и я поняла: вот оно! - ни о чём другом я никогда и не мечтала! И от этого пошёл кайф - почище, чем с любым мужчиной. Возможно, в этом и была вся проблема»…

Увы, это не было всей проблемой великой блюзовой исполнительницы американского происхождения Дженис Джоплин . Она была яркой, талантливой – диапазон голоса в 3 октавы! – свободной от предрассудков Южного Техаса, где она родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, небольшом нефтепромышленном городке. Мама Дженис, обладавшая оперным сопрано, поощряла в дочери увлечение музыкой и пением, отец был «скрытым интеллектуалом», читал Данте и слушал классическую музыку.

Намного опередив сверстников в развитии, Дженис в школе была одинока, открыто выступая против привычного для Юга расизма. Друзей ей заменили джазовые и блюзовые пластинки. В 17 лет она ушла из дома, пела в ночных барах Хьюстона и Остина.

В 1966 году она прошла по конкурсу в оркестр, исполнявший кантри-энд-вестерн, однако через несколько месяцев ей предложили присоединиться к новой сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. В том же году Дженис Джоплин стала членом сан-францисской общины хиппи. А где хиппи – там в те годы были и наркотики, и свободная любовь.
Вскоре Дженис Джоплин “переросла” группу и, основав собственную группу Kozmic Blues Band, начала сольную карьеру. Они много гастролировали, участвовали в различных телевизионных шоу. В 1969 году появился ее дебютный сольный альбом, получивший широкое признание: входящая в диск композиция “Try (Just A Little Bit Harder)” стала хитом. Вскоре она собрала новую группу Full Tilt Boogie Band и записала великолепный альбом “Pearl” – «Жемчужина» (это, как и «Роза», одно из прозвищ певицы).

А 4 октября 1970 года полиция обнаружила тело Дженис Джоплин в одном из отелей Голливуда, бездыханное, с зажатыми в кулаке 4 долларами. Причиной смерти была передозировка героина... Ей было всего 27 лет. Она погибла на самом взлете карьеры, приняв по ошибке очень сильный, очищенный героин.

Как писал впоследствии Артур Купер (Newsweek, 1973), смерть Джоплин могла показаться жестокой шуткой судьбы, ведь произошла она в тот момент, когда прежде беспорядочная жизнь певицы начала налаживаться: она собиралась замуж (за Сета Моргана), в течение пяти месяцев не употребляла героин.

Однако известно, что Джоплин по-прежнему чувствовала себя одинокой (в ночь её гибели Морган развлекался в бильярдной стрип-клуба в Сан-Франциско). Новообретённое благополучие Джоплин было кажущимся, она не раз признавалась друзьям, что несчастлива. «Лучше мне не становится, - признавалась она Крису Кристоферсону. - Наверняка я снова сяду на иглу». Жаль, что никто не протянул в тот момент певице руку помощи, не предложил лечиться.

Свободной Дженис осталась даже после смерти – ее тело кремировали, а прах развеяли над …

MENSBY

4.6

Джоплин была одним из главных идеологов хипповской сексуальной революции... Она прониклась ее идеями даже как-то "слишком".

Ее можно смело называть первой леди рока и одним из первых настоящих проводников идей хиппи в жизнь. Ее голос рвал уши и сердце. Именно она в свое время провозгласила: "Моя музыка для того, чтобы пробуждать в вас лишь одно желание - заниматься сексом!". Ее жизнь была короткой, яркой, бурной и трагической. Речь, конечно о Дженис Джоплин.

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур, что в штате Техас. Она была первенцем в семье Сети и Дороти Джоплин. Отец трудился на консервном заводе, мать - секретаршей в бизнес-колледже. Семья была благополучной и вполне зажиточной, а раннее детство Дженис достаточно безоблачным. Маленькой она была очень хорошенькой, и взрослые активно восторгались как ее очаровательной внешностью, так и способностями к рисованию.

А потом внешность стала меняться… Дженис сильно растолстела, ее гладкая прежде кожа покрылась прыщами, а черты лица стали грубыми и невыразительными. Одноклассники дразнили ее и обзывали "свиньей". Да и не только одноклассники. Городок был мал, и отступать, как говорится, было некуда. Девочка возненавидела зеркала и обросла комплексами.

Единственное, что она любила, так это петь, уединившись в каком-нибудь укромном уголке. Хороший голос достался ей от матери, которая в свое время успешно выступала на любительской сцене.


Такая жизнь не могла не выработать в Дженис манеру активного протеста и противопоставления себя всему и вся. Она стала учиться защищаться, создавая себе репутацию человека, которому "все до лампочки". Эта позиция окажет влияние на всю ее дальнейшую жизнь.

При этом в семье, окружении, в городе, да и вообще в штате, существовал жесткий кодекс традиций, которые надлежало соблюдать. Тем сложнее пришлось Дженис, рисковавшей в расистском Техасе выступать в защиту чернокожих, носившей брюки и рубашку, матерившейся и не шедшей ни на какие компромиссы. Все это еще больше отталкивало от нее одноклассников.

Когда ненавистная школа, наконец, закончилась, Джоплин некоторое время выступала в техасских барах и ресторанчиках, зачастую бесплатно или за угощение ужином. Тогда она уже открыла для себя блюз и обрела кумира в лице Бесси Смит. Попутно девушка каталась в соседнюю Луизиану, где пристрастилась к алкоголю. Тамошний возрастной ценз на него, в отличие от Техаса, составлял 18 лет. И Дженис с удовольствием зависала в луизианских ночных клубах.

Некоторое время Джоплин проучилась в техасском университете, но и там ей пришлось терпеть насмешки. Она даже заслужила звание "самой уродливой девушки в кампусе". Тем более что она неукоснительно следовала "кодексам" имиджа хиппи, которые для консервативного американского Юга были еще тогда чрезмерной экзотикой. Она же уже тогда прочно усвоила постулаты своих гуру Керуака и Гинсберга: пусть мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что будем сегодня веселиться по полной программе.

В конце концов Джоплин сбежала в Сан-Франциско. Этот город очаровал ее еще во время первой юношеской поездки. И началось! Ее жизнь в городе ознаменовалась непрерывной чередой событий: уличные концерты, арест за мелкую магазинную кражу, алкоголь, в результате увлечения которым она однажды была госпитализирована с диагнозом "почечная инфекция", а потом и наркотики. И ладно бы еще травка, но вскоре Джоплин попробовала и мескалин, а потом и более тяжелые наркотики типа ЛСД и секонала. Иногда она могла потерять над собой контроль, выбегая посреди ночи на улицу и кидаясь под машины или колотясь головой о стены. А после эйфории всегда наступала депрессия.



Впрочем, наряду с этим были и творческие успехи. Джоплин присоединилась к одной группе, с которой даже записала свой первый диск. А вот с личной жизнью не заладилось. Ее друг, в квартире которого влюбленная Дженис прожила некоторое время, просто-напросто выкинул ее на улицу. Она плакала и умоляла, но возлюбленный был непреклонен. С тех пор Джоплин решила больше никогда не поддаваться подобным унижениям. И – ударилась в "свободную любовь по полной программе", безо всяких ограничений. "Я могла тогда переспать с кем или даже с чем угодно... Я так и делала. Я спала, сосала, лизала, целовала, курила, кололась и влюблялась", - рассказывала потом Джоплин.


В какой-то момент она пыталась убежать от всего этого и даже возвращалась в родной Порт-Артур, где попыталась стать добропорядочной леди и выйти замуж за "правильного" мужчину. Он был фармацевтом и имел облик приличного господина, ходящего в костюме и галстуке и носящего аккуратную прическу. Как он был не похож на хиппи, окружавших Джоплин! Но в итоге жених не явился на свадьбу.

Неизвестно, что бы с ней стало, если б не ребята из группы Big Brother & The Holding Company, которые уговорили Джоплин вернуться в Сан-Франциско и стать их вокалисткой. Их представитель переспал с Джоплин, чтобы уговорить ее. Этого оказалось достаточно. Позже она всегда будет рассказывать, что "с ней переспали, чтобы сделать ее вокалисткой рок-группы".



На сей раз Джоплин вытянула козырную карту. Группа блистательно выступила на знаменитом рок-фестивале в Монтерее в 1967 году. В этом же году Big Brother & The Holding Company выпустили свой первый альбом с одноименным названием – "Big Brother And The Holding Company", - сразу занявший верхние строчки в хит-парадах, а Дженис Джоплин постепенно стала приобретать статус национальной знаменитости.

Тогда, на фестивале в Монтерее, она встретилась с Джимми Хендриксом. Они мгновенно "поняли друг друга". У обоих на лицах лежала печать "прожигателей" жизни и людей, жаждущих секса.

Они провели ночь, потом встретились несколько раз, но через месяц расстались. Джоплин не очень понравилась манера Хендрикса просто-напросто... лупить своих партнерш. То, что осталось у Джоплин от связи с Хендриксом, – это первый опыт по употреблению героина… Дальше она продолжит этот опыт.

Был у нее роман и с Джимом Моррисоном. Но связь эта была своеобразной. Пара мирилась только в постели, все остальное время проводя в скандалах.

А как странно произошла ее встреча с Эриком Клэптоном. Однажды, в поисках сексуального удовлетворения, Джоплин приказала своему секретарю привести ей первого симпатичного парнишку, которого тот встретит на улице… Парнишкой оказался Эрик Клэптон.

Да, Джоплин была, пожалуй, одним из главных идеологов хипповской сексуальной революции…. Она прониклась ее идеями даже как-то "слишком".

Помимо многочисленных любовных связей с мужчинами, порой Дженис наслаждалась сексом и с дамами, а иногда прибегала к групповым оргиям, на которых присутствовали представители обоих полов. За всем этим, разумеется, крылись глубокие комплексы и скрытые причины. Однажды она бросила в сердцах: "Я такая звезда, а со мной даже и переспать никто не хочет".

На самом деле, это не совсем соответствовало истине… Просто, несмотря на огромное количество партнеров, большинство из них случались в ее жизни "одноразово". А еще у нее было много сексуальных страхов - Джоплин до ужаса боялась отказа, опасалась излишней близости, из страха, что партнер использует ее ради выгоды… И в любом случае имитировала сильный оргазм, полагая, что отсутствие оного - только ее личная проблема и вина…

Свои комплексы она пыталась скрыть за яркими, публичными и веселыми рассказами о своих сексуальных приключениях и победах. Например, после длительной железнодорожной поездки Джоплин сообщила общественности, что в поезде было 365 мужчин, а ей удалось переспать лишь с 65 из них. Тем не менее, имелись и серьезные связи. Например, серьезный любовный роман с певцом кантри Джо Мак Дональдом продолжался аж 4 месяца.

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943-го, а умерла 4 октября 1970 года, но за свою короткую жизнь благодаря эмоциональному исполнению песен и вулканическим перфомансам она успела завоевать миллионы сердец по всему миру и оставить неизгладимый след в истории рока. Детство певицы прошло в небольшом техасском городке Порт Артур. С ранних лет девочка, слывшая среди сверстников "гадким утенком", интересовалась литературой и рисованием, а больше всего ее привлекала музыка. В подростковом возрасте Дженис попала в среду битников, в чьих кругах были популярны фолк, джаз и блюз. Джоплин очень понравился блюз, и она стала копировать манеру таких исполнительниц жанра как Бесси Смит. Сначала Дженис выступала в небольших техасских кофейнях, а затем вместе с битниками начала кочевать по другим штатам. Эта свободная жизнь привела певицу к знакомству с алкоголем и наркотиками, с которыми она теперь неразрывно связывала музыку.

Изрядно попутешествовав, Дженис вернулась домой, но сидеть на одном месте было неинтересно, и она отправилась в Калифорнию. Поводом для этого вояжа послужило предложение старого приятеля Чета Хелмса пройти прослушивание в одной группе. По прибытии в Сан-Франциско Джоплин быстро растворилась среди хипповой коммуны и стала участницей ансамбля " ".

Эта команда, исполнявшая психоделический блюз, гастролировала по калифорнийскому побережью и за пределами региона была не слишком известна. "Большой Брат " заключил контракт с "Mainstream Records" и выпустил на этой фирме один альбом и два сингла. Однако, поскольку лейбл был маленьким и раскруткой дисков практически не занимался, первые релизы не произвели почти никакого эффекта. Когда наступило "лето любви", "Big Brother And The Holding Company " выступили на международном поп-фестивале в Монтерее, и это оказался их звездный час. Сногсшибательное исполнение песни "Ball And Chain" привлекло к группе большое внимание, и тут же за дело взялся известный менеджер Альберт Гроссман. Он перевел "Большого Брата " с "Mainstream" на "Columbia Records", где в августе 1968-го вышел альбом "Cheap Thrills".

Пластинка уже по предзаказам завоевала золотой статус, а такие хиты как "Piece Of My Heart" и "Summertime" вывели команду на большие площадки. Кстати, поскольку львиная доля успеха принадлежала Дженис Джоплин, группу теперь стали представлять как "Janis Joplin With Big Brother And Holding Company ". Доходы музыкантов резко подскочили, и они пересели на дорогостоящие наркотики. На фоне происходящего отношения в коллективе стали портиться, и группа вскоре распалась.

Дженис начала сольную карьеру и, прихватив из "холдинга " гитариста Сэма Эндрю, набрала себе новый сопровождающий состав "Kozmic Blues Band". Поскольку она теперь была полновластной хозяйкой, то от психоделики певица вернулась к своему любимому соул-блюзу. Смена направления, обозначенная на альбоме 1969 года "I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama!", вызвала в Штатах неоднозначную реакцию, зато Европа захлебывалась от восторга. Между тем увлечение Дженис алкоголем и наркотиками продолжалось, но однажды певица попыталась вырваться из порочного круга и сократила потребление "спида". Собрав новую команду "Full Tilt Boogie Band", Джоплин взялась за запись второго сольного альбома. На "Pearl" певица окончательно сформировала свое видение белого блюза и была очень счастлива с этой музыкой. К сожалению, во время сессий Дженис опять съехала на героин, и это оказался ее конец. В один далеко не прекрасный момент она не рассчитала дозу и умерла.

"Pearl" с хитами "Me And Bobby McGee" и "Mercedes Benz" вышел уже после кончины певицы. Впоследствии публиковались всевозможные концертники и сборники, многие из которых носили платиновый статус и имели тенденцию обязательно присутствовать в чартах "Billboard". В 1995 году имя Дженис появилось в Зале Славы Рок-н-Ролла, а спустя 10 лет ей посмертно была присуждена "Grammy Lifetime Achievement Award".

Last update 07.02.15

Новое на сайте

>

Самое популярное