Домой Щитовидная железа Семья орксэ мировые религии. Основы мировых религиозных культур

Семья орксэ мировые религии. Основы мировых религиозных культур

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.



Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Вопросы и ответы

О преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях города Москвы

(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей )

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка - 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.


Технологическая карта урока
Учитель: Ковалёва Светлана Михайловна
Класс: 4
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: Семья
Место урока в изучаемой теме: 28 урок
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям; умение объективно оценивать себя и других;
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к семье;
- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;
- воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»
Планируемые результаты:
дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье и между поколениями;
способствовать формированию ценностного отношения к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать уважение и трудолюбие.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить определять цель задания, корректировать работу по ходу его выполнения, высказывать свое предположение на основе учебного материала; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД: учиться анализировать, выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Основы мировых религиозных культур», ромашки,

Структура и ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный момент.
Создать эмоциональный настрой на работу,
мотивировать учащихся к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу, гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
И послушаем песенку
Звучит песня «Дружная семейка»
-Понравилась ли вам песня?
- О ком идет речь в этой песне?
- Как одним словом можно их назвать? Проверяют готовность к уроку;
На доске – солнышко.
Ребята рассаживаются за 3 стола.
-О маме, папе, бабушке, брате, сестре
-Семья Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. 2.Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.
3. Изучение темы и осмысление материала урока.
4. ФизминуткаПостарайтесь определить тему нашего урока.
-Правильно, мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
–Как слово получилось,
Неясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
«Семья» - мы слышим это слово каждый день и настолько к нему привыкли, что порой не задумываемся, что оно обозначает.
А где мы можем уточнить значение слова?
1 группа - Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
2 группа - Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3 группа - «Большая советская энциклопедия.»Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.
- Какая семья называется дружной?
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».
- Прочитайте названия этих качеств: (на Слайде) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- А сейчас поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?
Работа с учебником: Найти в учебнике (с. 74) ответ на вопрос:
– Как должны жить люди в христианском браке?
- Каждая группа получает задание.
1)В Христианстве брак - это школа…. (любви)
2)В Иудаизме брак - одна из главнейших заповедей.
3) В исламе – обязанность.
4)В буддизме – ответственность.
- Проверяем.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. Определяют тему урока, выдвигают предположение о цели и задачах урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях.
Участвуют в беседе.
В словарях (работа в группах)
2-3 ученика рассказывают о своих семьях.
Называют признаки дружной семьи.
Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
- Как должны жить люди в браке?
Читают в учебнике
Групповая работа
1 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
2 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
3 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?
Ответы учащихся 1-3 групп.

Строить свои речевые высказывания в устной форме.
Регулятивная УУД: определяют и формируют учебную задачу
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД: Уметь в коммуникации строить высказывания.
Личностные УУД: уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.
Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу.
5. Закрепление изученного.
Работа в парах.
Вывод -Давайте поработаем с таблицами: посмотрим и определим, что общего есть во всех религиях мира, для построения добрых отношений в семье? (+)- Какие ценности являются общими для всех семей?
-Какие пословицы о семье вы знаете? Как вы их понимаете?
Составь пословицы из предложенных частей и соедините их стрелочками.
- Объясните, как вы понимаете пословицы.
1.На что клад, коли в семье лад.
Согласье в дому – достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее.
3. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Давайте вернёмся к целям нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира?
Какую семью можно назвать счастливой?
-любовь мужа и жены друг к другу;
- любовь родителей к детям;
-почитание родителей;
-согласие;
- забота;
-терпение;
-уважение,
-прощение;
-семейные традиции
Предположения детей.
Работа в парах. Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения.
Объяснение пословиц. Коммуникативные УУД:
Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.
сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
6. Рефлексия деятельности
(итог урока).
7. Домашнее задание. Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний
-А какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
15 мая -Международный день семьи,
1 июня - День защиты детей, 20 ноября «Всемирный день ребенка», третье воскресенье июня – День отца, первое воскресенье ноября – День матери, первое воскресенье марта -«Национальный день бабушек» (Франция)
В России существует Всероссийский день семьи – 8 июля.
Отмечать стали этот праздник с 2008 года. День семьи в России отмечается в этот день неслучайно. 8 июля - православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Они были мужем и женой.
Символом праздника стала ромашка (символ любви на Руси). Вы поняли, ребята, почему у вас на столах не волшебный цветик-семицветик, а обычная ромашка?
– Ребята, давайте возьмем наши ромашки в руки. Чувствуете, какие они хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.
- А сейчас, кому понравилось на нашем уроке, изобразите в центре ромашки улыбку, а кому нет – грусть. И прикрепим символы нашей маленькой семьи поближе к солнышку, и пусть ваши семьи крепнут и процветают.
- (Звучит «Гимн семьи»)

И закончить урок я бы хотела стихотворением.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья-это труд, друг о друге забота
Семья-это много домашней работы.
Семья -это важно!
Семья -это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
- символ любви
Дети прикрепляют свои ромашки к солнышку. Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы
Личностные УУД:
понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока : «Семья».

Класс: 4

г.Нижневартовск

Цель : дать представление об отношении к семье традиционных религий России.

Задачи : познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях, формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Основные понятия: семья, семейные ценности

Ресурсы: мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, видеоролик «Притча Счастье», электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебник А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», толковый словарь С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, аудиозапись «Гимн Семье» Инь-Янь, приложение к уроку, раздаточный материал для работы в группах.

Приглашенные: родители, бабушки, дедушки.

Ход урока

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов

Боголюбово, 2012

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

План изучения материала:1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?

Этапы урокаI. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия

I. ВызовЦель: выявить эмоциональный настрой детей, настроить на работу.
Задание: выберите то «солнышко», которое больше нравится.

Слайд №10

II. Осмысление
учебной задачиЦель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме «Семья».
Задание:
Сформулировать вопросы по теме урока, на которые нужно найти ответ.

Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы.

Слайд №11

III. Открытие нового знанияЦель: изучение нового материала.
Задания:
1. Выстроить ассоциативный ряд со словом «семья».
2. Узнать происхождение слова «семья».
3. Рассказать о своей семье.
4. Назвать признаки дружной семьи.

Слайд №12

III. Открытие нового знанияЛегенда
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек,
но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров.
И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил
их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный
совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: понимание, любовь,
доверие, доброта, забота, помощь, дружба.»

Слайд №13


5. Групповая работа. (Работа с учебником): Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Слайд №14

III. Открытие нового знанияЗадания:
6. Прочитать библейскую историю и ответить на вопрос: Как дети должны относиться к своим родителям?

Слайд №15

III. Открытие нового знанияУ Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.

Слайд №16

III. Открытие нового знанияЗадания:
7. Вспомнить пословицы, поговорки, стихи о семье.
На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм
построить.

СЕМЬЯ

Власенко И.И.

Цели урока:

Обучающие :

    • показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье;

      довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека; что сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Воспитательные :

    • воспитывать любовь и уважение к своей семье, доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;

      формировать у детей стремление помогать семье во всем, пробудить в ребенке чувство ответственности и заботы за семью.

Развивающие :

    • развивать речь, внимание, мышление, память;

      развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

      формировать умение выделять главное;

      пополнять словарный запас.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: семья, члены семьи, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение, дружная семья, культура общения семьи.

Место проведения урока : кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока : изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.

II. Подготовка к изучению нового материала

Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традиционными религиями России, но сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?

Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень нужен?

Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час? (Мама)

Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу.

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг.

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы - самый важный! (Папа)

Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего

А для меня он… (Дед)

Она совсем не старая,

Хотя уже седая.

Я сяду с нею рядышком:

Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна… (Семья)

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья отличается от другой группы людей? (Слайд 1-2)

IV. Актуализация знаний обучающихся

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)

Словарная работа (чтение и запись в тетрадь) (Слайд 3)

Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»:

1. Группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (Слайд 4)

Вести общее

хозяйство

Воспитывать


Организовывать

совместный досуг

Заботиться

о старших


Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Как появилось слово «семья» мы узнаем, послушав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева кротко ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

Кто платье сошьет,

Постирает белье,

Меня приласкает,

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

«Я», «Я» …тихо молвила Ева – «Я», «Я»…

Сказала она знаменитых семь «я».

Вот так на земле появилась семья.

- А зачем человеку нужна семья? (Ответы детей)

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Какая хорошая ваша семья!

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.

- Какую роль играет семья в вашей жизни ? Какие ценности должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?

- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.

Послушайте китайскую притчу

Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге.

Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение). Запишите данные ценности в тетрадь. (Слайд 5)

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

V. Физкультминутка

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я. (Слайд 6)

VI. Изучение нового материала, работа с учебником

Итак, мы выяснили, что семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей)

Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал)

Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адаму и Еве.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

VII. Закрепление пройденного материала

Тренажёр – Выберите верный вариант

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.

Контроль - Укажите правильный ответ

1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.

2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адаму и Еве.

3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.

4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

VIII. Итог урока

Почему же во всех религиях семья считается одной их важнейших ценностей?

IX. Рефлексиция

Аппликация «Счастливая семья» (дети под музыку выходят и приклеивают на плакат, висящий на доске, «фигурки счастья»).

X. Домашнее задание (Слайд 7)

Подобрать пословицы о семье

- А закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье, которое звучало в начале урока:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша СЕМЬЯ! (Слайд 8)


Новое на сайте

>

Самое популярное