Домой Щитовидная железа Казимир малевич, биография, картины с названиями. Удивительные факты из жизни Казимира Малевича

Казимир малевич, биография, картины с названиями. Удивительные факты из жизни Казимира Малевича

До самого последнего времени считалось, что Малевич родился в 1878. В разное время возникали и 1877, и 1879. Теперь окончательно доказано, что год рождения – 1879.

Малевич родился в Киеве в семье потомка старого польского дворянского рода. Он был старшим из восьмерых детей. Отец служил на различных сахарных заводах, и семья часто переезжала из одного места в другое. В 1890–1891 учился в сельскохозяйственном училище в Пархомовке Харьковской губернии. В 1896–1904 Малевич работает чертёжником в Управлении железной дороги. Вокруг него складывается маленький кружок любителей искусства. Началом своей творческой биографии он считал 1898. По-видимому, недолго он писал этюды в духе передвижников. Но уже в начале 1900-х пробует писать импрессионистические пейзажи, вскоре перейдя к постимпрессионизму.

К.С.Малевич. Супрематизм. 1915.Холст, масло. 87,5×72. ГРМ


К.С.Малевич. Голова крестьянина. 1928–1929.Фанера, масло. 69×55. ГРМ


К.С.Малевич. Сложное предчувствие (Торс в жёлтой рубашке). Около 1932. Холст, масло. 98,5×78,5. ГРМ


К.С.Малевич. Спортсмены. 1930–1931.Холст, масло. 142×164. ГРМ


К.С.Малевич. Супрематизм духа. 1919–1920. Холст, масло. 103×70,6. Частная коллекция


К.С.Малевич. Красный дом. 1932. Холст, масло. 63×55. ГРМ


К.С.Малевич. Автопортрет (Художник). 1933.Холст, масло. 73×66. ГРМ


К.С.Малевич. На бульваре. Около 1930.Холст, масло. 55×66. ГРМ


К. C. Малевич «На бульваре» Холст - мешковина (самогрунтованный), масло Размер 60,5х78,0 см. Частная коллекция


К.С.МАЛЕВИЧ Две крестьянские фигуры, Размер 62,0х49,5 см. Частная коллекция

В 1904 едет в Москву, намереваясь поступить в МУЖВЗ. Но его не принимают. До 1907 он каждый год пытается поступить в училище, но безуспешно. В 1905–1910 посещает занятия в школе Ф.И.Рерберга.

С 1906 начинает участвовать в различных московских и курских выставках (1898, 1903, 1905). В Москве выставляется на выставках МТХ (1907–1909) и выставке в художественной школе Рерберга (март 1909).

В работах конца 1900-х Малевич идёт сразу в двух направлениях – постимпрессионизм и декоративный символизм («Плащаница». 1908). В 1907 представил свои работы на выставку «Голубая роза», но жюри отвергло их. По сравнению с утончёнными композициями голуборозовцев Малевич представлялся примитивистом.

Около 1910 в творчестве Малевича намечается очевидный перелом. Его интересуют фовизм, сезаннизм. Он участвует в самых заметных выставках нового искусства – первая выставка «Бубнового валета» (декабрь 1910 – январь 1911), первый Московский салон, где он показывает сразу три серии – «Жёлтых», «Белых» и «Красных» (1911).

С 1911 Малевич – экспонент «Союза молодёжи». На выставке в 1911 показывает «Массажиста в бане», в 1912 – «Аргентинскую польку», в 1912–1913 – картины «Косарь», «Женщина с вёдрами и ребёнком». На «Ослином хвосте» в 1912 – «Похороны крестьянина», «Уборка ржи», «Крестьянки в церкви»… На выставке «Свободное искусство» (1912–1913) – «Косарь», «Женщина с вёдрами и ребёнком». Возникает грандиозный крестьянский цикл, монументальный по своему характеру и необычайный по цвету. Он противостоит крестьянским картинам Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова. «Металлический кубизм» картин Малевича заключает в себе особый заряд энергии.

Художник не подозревает, что создаёт шедевры живописи нового времени. Он стремится в каждой работе открыть новое.

В 1912 знакомится с М.В.Матюшиным, что сыграло большую роль в возникновении у Малевича интереса к новой философии искусства. 1913 – март–апрель – выставка «Мишень».

Делает рисунки для «самописных» футуристических книг – Зина В. и А.Е.Кручёных «Поросята»; «Возропщем» и «Взорваль» Кручёных; «Трое» В.В.Хлебникова, Кручёных, Е.Г.Гуро; «Слово как таковое» Кручёных и Хлебникова.

3 и 5 декабря в Луна-парке в Петербурге – «Победа над Солнцем», текст Кручёных, музыка Матюшина, пролог – Хлебникова, декорации и костюмы – Малевича.

На седьмой выставке «Союза молодёжи» (1913–1914) показал «алогические работы» – «Заумный реализм» и кубофутуристические композиции.

1914 – конфликт с «лучистом» Ларионовым, призывавшим бойкотировать приехавшего в Россию Филиппо Томмазо Маринетти.

8 февраля – Малевич и А.А.Моргунов с деревянными ложками в лацканах пальто продефилировали по Кузнецкому мосту в Москве – одна из первых акций алогизма. Отправил при помощи И.А.Пуни в Париж на Салон Независимых – «Портрет Ивана Васильевича Клюнкова», «Самовар» и «Утро после вьюги в деревне».

В первые месяцы мировой войны для издательства «Сегодняшний лубок» сделал серию лубков. (Параллельно издательство выпустило открытки.) Они были показаны на выставке «Война и печать» в Петрограде в конце года.

1915 – работы Малевича на Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде, организованной К.Л.Богуславской и Пуни. Март–апрель – пишет полотна, которые на «Последней футуристической выставке картин “0,10”» (декабрь 1915 – январь 1916; 39 картин) называет «Супрематизм».

В ноябре показывает декоративные эскизы в супрематическом духе на Выставке современного декоративного искусства в галерее Лемерсье в Москве, а серию эскизов к «Победе над Солнцем», которую сам начинает считать началом идеи супрематизма, – в декабре на выставке «Памятники русского театра из собрания Л.И.Жевержеева» в Петрограде, где в экспозиции сопоставляются театральные опыты Малевича с опытами В.Е.Татлина.

1916 – в марте показывает работы «Алогизм форм» на устроенной Татлиным в Москве футуристической выставке «Магазин». Татлин был против показа супрематических работ.

В ноябре на пятой выставке «Бубнового валета» экспонирует шестьдесят супрематических холстов. Влияние супрематизма ощущается в произведениях Л.С.Поповой, Н.А.Удальцовой, В.Е.Пестель, С.К.Каретниковой.

Попытка организовать общество «Супремус» и подготовка к изданию журнала «Супремус», который издать не удалось. Делает декоративные эскизы для артели «Вербовка», показанные на выставках в Москве в 1915–1917.

Призван в армию – 56-й запасной пехотный полк (Вязьма, Смоленск, Москва).

1917–27 мая (9 июня нового стиля) избран представителем от молодой фракции (левой федерации) в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы.

Предлагает организовать Народную академию искусств.

В ноябре–декабре показывает работы на выставке «Бубнового валета».

От Военно-революционного комитета становится комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля.

1918 – серия статей в газете «Анархия» (март–июнь).

Пишет картины в стиле белого супрематизма.

Осенью в Петрограде в ПГСХМ ведёт занятия в своей мастерской, художник «Мистерии-буфф» В.В.Маяковского, режиссёр В.Э.Мейерхольд.

1919 – в начале января уезжает в Москву. «Мастерская по изучению нового искусства супрематизма» в I и II ГСХМ.

На 10-й государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» представил шестнадцать супрематических холстов. Среди них – «Белое на белом» – полемика с А.М.Родченко, показавшим «Чёрное на чёрном».

1919 – с начала ноября в Витебске, руководит мастерской в Народной художественной школе, созданной М.З.Шагалом. Показывает работы на 1-й государственной выставке картин московских и местных художников.

В декабре вышла сделанная литографским способом книга «О новых системах в искусстве», к которой 15 ноября Малевич дописал «Установление А».

Вместе с Л.М.Лисицким и учениками оформляет Витебский комитет по борьбе с безработицей.

В июне с учениками приезжает в Москву на 1-ю Всероссийскую конференцию учащих и учащихся. В Москве – персональная выставка (сто пятьдесят три работы).

1922 – продолжает работу над теоретически-философскими трактатами. Закончил в феврале «Мир как беспредметность, или Вечный покой» (издана по-немецки – K.Malewitsch. Suprematismus. Die gegendstandloseWelt. Köln, 1962).

В апреле выпускает книгу «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале лета вместе с рядом уновисцев уезжает из Витебска в Петроград.

«Точильщик» с Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димен в Берлине приобретает Кэтрин Дрейер.

1923 – в январе–марте в Москве в МЖК проходит персональная выставка к 25-летию художественной деятельности, подготовленная Н.О.Коган.

В мае в Петрограде руководит организацией экспозиции Уновиса на «Выставке петроградских художников всех направлений. 1918–1923», которая заканчивалась двумя чистыми белыми холстами.

По предложению Н.Н.Пунина пишет эскизы новых форм и росписей для Государственного фарфорового завода. С 1923 начинается работа над архитектоническими супрематическими моделями, в которую включаются Н.М.Суетин, И.Г.Чашник, В.Т.Воробьёв и другие.

1924 – супрематические работы Малевича отобраны для участия на 14-й Биеннале в Венеции, но не вошли в состав экспозиции.

С 1 октября руководит Гинхуком (в мае ещё в рамках Института исследований культуры современного искусства), показывает планшеты и рисунки «Супрематизм в архитектуре».

1925 – в сентябре живопись Малевича включается в состав выставки «Левые течения в русской живописи за 15 лет» в Москве.

1926 – в марте на Международной выставке новой архитектуры в Варшаве экспонируются архитектоны Малевича. В июне архитектоны показываются на выставке в Гинхуке.

Статья Г.С.Серого «Монастырь на госснабжении» («Ленинградская правда». 1926. 10 июня) положила начало свёртыванию деятельности Гинкуха и травле Малевича. 15 ноября Малевич освобождён от должности директора Института.

1927 – 8 марта едет в Варшаву, где пробыл до 29 марта. Устраивает выставку в отеле «Полония» (20–25 марта). С 29 марта по 5 июня – в Берлине. Его работы показываются в особом зале на «Большой берлинской художественной выставке». Вернисаж – 14 мая.

7 апреля был в Дессау в Баухаузе, где встречался с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем, Людвигом Мис ван дер Роэ, В.В.Кандинским, Хансом Рихтером, с которым обсуждает сценарий фильма о супрематизме.

Власти требуют срочного возвращения Малевича в СССР. Попытка продлить визу успеха не имела.

5 июня уезжает в СССР. Перед отъездом оставляет картины и методологические схемы архитектору Хуго Херингу и часть документальных материалов Гансу фон Ризену. Многие из работ, показанных в Берлине, сегодня находятся в СМА.

В 1928 руководит экспериментальной лабораторией ГИИИ.

Пишет картины, датируя их то 1900, то 1910, готовясь к персональной выставке в ГТГ. В мае 1929 делает повторение «Чёрного квадрата» 1915.

В ноябре–декабре – ретроспектива в ГТГ (параллельно ей галерея показывала выставку ленинградского Изорама). Новые картины со старыми датами создают новую хронологию его живописи.

1930 – выставка показывается в Киеве, где время от времени Малевич вёл занятия в Художественном институте (уволен летом 1930).

Ощущая общую безвыходность художественной ситуации, подаёт в Главискусство просьбу о новой заграничной командировке, которая решительно отвергается.

1931 – делает эскизы «Покраски» Красного театра в Ленинграде. Ему помогает А.А.Лепорская.

На выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ работам Малевича был выделен особый зал. В нём были представлены (№№1227–1256 по каталогу) архитектоны, «Чёрный» и «Красный» квадраты, ряд постсупрематических композиций, в том числе «Цветная композиция. Женский торс на голубом», «Цветная композиция. Женский торс на белом», «Красная конница», «Спортсмены», «Женщина с граблями. Цветная композиция».

1933 – на юбилейной выставке в Москве осталось лишь несколько работ, творчество Малевича трактовалось как формалистическое.

В июне участвовал в выставке произведений художников-туристов в Ленинграде.

Осенью заболевает и 1 декабря пишет письма в «Кремль. Правительству» через МОСХ с просьбами о захоронении его праха.

1934 – в апреле–июне пишет портреты и композиции в реалистическом духе, в мае показывает некоторые из них на выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

Суетин организует в зале ЛОСХ на время прощания выставку работ художника. Д.И.Хармс читает стихотворение, посвящённое памяти мастера.

Похоронен в Немчиновке неподалёку от Москвы. На могиле был установлен куб с чёрным квадратом (проект Суетина). Куб пропал в годы войны.

В Москве работы Малевича впервые после 1935 были показаны в 1962 на выставке графики Малевича и Татлина в Музее-библиотеке Маяковского, организованной Н.И.Харджиевым (выставка продолжалась всего три дня).

Работы Малевича хранятся во многих музеях Европы, Америки и в русских музеях. Большая коллекция – в СМА. Важные супрематические вещи оказались в МоМА и Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке (и в венецианском филиале), Галерее Тейт в Лондоне, Центре Помпиду в Париже. В России наиболее представительным собранием работ мастера обладает ГРМ. Первоклассные работы хранятся в ГТГ, в том числе «Чёрный квадрат». Ряд работ, в том числе кубофутуристических и супрематических, принадлежат музеям провинциальных городов – Астрахани, Саратова, Самары, Краснодара, Красноярска.

Литература:
  • А.М.Эфрос. О Малевиче // Художественная жизнь. 1920. №3;
  • А.Ган. Справка о Казимире Малевиче // СА. 1927. №3;
  • M.Lamac. Malewitsch und seine Schule // Deutsche Geselschaft für Bildende Kunst. Vortregung Aufsatze. №1. Berlin, 1969;
  • К.С.Малевич. Письма М.В.Матюшину. Публ. Е.Ф.Ковтуна // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. Л., 1976;
  • Jean Claude Marcadé. Malévitch. Paris, 1990;
  • Serge Fauchereau. Malévitch. Paris, 1991;
  • Д.Сарабьянов, А.Шатских. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М., 1993;
  • Charlotte Douglas. Kazimir Malevich. New York, 1994;
  • John Milner. Kazimir Malevich and the Art of Geometry. New Haven–London, 1996;
  • Andréi Nakov. Kazimir Malewicz. Catalogue raisonné. Paris, 2002;
  • Малевич. СС. T.1–5. М., 1995–2004;
  • Andrzej Turowski. Malewicz w Warszawie. Kraków, 2004;
  • Малевич 2004;
  • Andréi Nakov. Malevich. Painting the Absolute. Paris, 2010.;
Архивы:
  • ОР ГРМ;
  • РГАЛИ.;

Малевич Казимир Северинович (1878-1935) - русский художник. Стоит назвать имя Казимира Малевича, и все, кто хотя бы немного знаком с искусством, сразу вспоминают его знаменитый, созданный в 1914 году "Черный квадрат". Это своеобразный живописный манифест супрематизма - нового направления абстрактного искусства, возникшего в России в начале XX века благодаря Малевичу. Пронизанные внутренним движением асимметричные, но уравновешенные супрематические композиции рождались в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур - треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т. д. В переводе с латинского supremus значит "наивысший". Обдумывая концепцию нового течения, К. Малевич делился своими планами только со своим другом М. Матюшиным. Именно с ним он задумал издавать журнал "Нуль". В "Черном квадрате" все предметные формы, казалось бы, действительно сведены к нулю, но это не конец, а только начало нового движения, вход в новое пространство. Малевич вынашивал идею "шагнуть за нуль", в беспредметное пространство.
Изображенный на белом фоне его черный квадрат стоит воспринимать не как плоскость, а как вход в космос нового пространственного видения.
Предысторией "Черного квадрата", идея создания которого, по признанию Малевича, родилась на бессознательном уровне, можно считать работу над эскизами декораций к опере Матюшина и Крученых "Победа над солнцем". В результате "распадения" "Черного квадрата" появились на свет 48 новых картин, которые были показаны в 1915 году на выставке "0,10". Казимир Малевич писал в одном из своих писем, что "черный квадрат - зародыш всех возможностей - принимает при своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи". Возможно, именно супрематизм Малевича, как и другие возникшие в начале XX века абстрактные течения, "окультурили" стремительное развитие цивилизации, оставили для потомков визуальную летопись того времени, времени войн, катастроф, революций, когда иногда казалось, что на отдельные элементы разлагается сама действительность.

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши. Поэтому в 1890 году семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Бе-лополья, а затем в Волчок. В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище и с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.
Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством "передвижников" Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рос-лавец. Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году он начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала Малевич был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять "эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон".
Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году. Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов "Золотое руно", где можно было увидеть новое французское искусство - работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича. В 1905-1910 годах он занимался в студии Рерберга, но сам позже подчеркивал, что главным в его становлении было самообразование.
В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: "Желтая серия" представляла ангелов и святых, "Белая" - отдых, "Красная" - бани, купальщиков и купальщиц. В том же году проходила третья выставка петербургской группы "Союз молодежи", где картины Малевича экспонировались вместе с работами Д. и В. Бурлюков, Ларионова, Гончаровой, Моргунова и Татлина. Гончарова и Ларионов чуть позже отделились от объединения художников "Бубновый валет" и организовали выставку "Ослиный хвост", на которой можно было увидеть произведения Малевича, Степанова, Моргунова, Шевченко, Татлина, Шагала.
В 1913 году Малевич вступил в "Союз молодежи" и писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм. Ларионов интерпретировал футуризм как лучизм. В этот период Малевич в таких своих работах, как "Женщина с ведрами", "Точильщик", "Лесоруб", "Утро после вьюги в деревне" и др. изображал формы, которые, казалось, покрыты металлом.
В июле этого же года М. Матюшин предложил писателям Крученых и Хлебникову и художнику Малевичу написать по просьбе петербургского "Союза молодежи" оперу. Несколько дней в июле, которые Матюшин, Малевич и Крученых вместе провели на берегу Финского залива в Уусикиркко, они решили назвать "Первым всероссийским съездом футуристов". После чего опубликовали манифест о том, что в результате совместной деятельности создали оперу "Победа над солнцем", и заявили, что теперь выступают за разрушение чистого русского языка, отжившего хода мысли, против легкомысленности дешевых писателей и художников. "Победа над солнцем" была исполнена 3 и 5 декабря в Петербургском Луна-парке.
В январе 1914 года в Москву приехал вождь итальянского футуризма Ф.-Т. Маринетти. А 8 февраля на Кузнецком прошла знаменитая демонстрация футуристов. Ее участники украсили отвороты своих пальто красными деревянными ложками.
После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов.
На первой футуристической выставке "Трамвай В", которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы "Дама у афишного столба", "Авиатор", "Дама в трамвае" и "Англичанин в Москве". Вместе с его произведениями экспонировались работы Клюна, Моргунова, Поповой, Татлина, Экстер и других. Когда открывалась выставка, ее участники уже традиционно украсили свои костюмы красными деревянными ложками.
А в своей мастерской Казимир Малевич втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе.
39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый "Черный квадрат", были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась "0,10" (ноль десять). Малевич назвал их "новым беспредметным реализмом". Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым написал декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре - "От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм". В ней Казимир Малевич писал: "Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма.
В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры".
В 1916 году Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск. В августе 1917 года избрали в Московский Совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а после Октябрьской революции членом комиссии по охране художественных ценностей в Кремле. Малевич писал статьи для газеты "Анархия", потом, переехав в Петроград, делал декорации для постановки пьесы "Мистерия-Буфф" Маяковского.
В Москве, куда Малевич вернулся в 1919 году, он руководил в Свободных художественных мастерских (Свомас) мастерской по живописи и вместе с Удальцовой - текстильной мастерской. На одной из выставок показал свою новую серию - "Белое на белом". Родченко тут же ответил на нее "Черным на черном".
"Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу - в конструкцию,- утверждал К. Малевич,- как индивидуум коллективной системы".
В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве Малевича. В. Ермолаева и Л. Лисицкий пригласили его преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял М. Шагал. Уже весной следующего года Малевич внедрил новую форму образования, где все виды искусства рассматривались на основе супрематизма. "Уновис", который расшифровывается как "утвердители нового искусства", был новым, основанным на коллективных началах типом обучения. 1920 год для Малевича особенный: 20 апреля у него родилась дочь, которую он назвал Уна, а в декабре вышел альбом "Супрематизм. 34 рисунка".
Однако отношения с некоторыми преподавателями, да и с городскими властями у Малевича не сложились. И он вынужден был переехать в Петроград. Вместе с ним поехали Ермолаева, Чашник и некоторые его ученики.
В 1923 году вместе с другими художниками "Уновиса" и сотрудниками Петроградского государственного фарфорового завода Малевич начал разрабатывать эскизы новых форм, которые основывались на принципах супрематизма. В это же время он попробовал исследовать возможности супрематической архитектуры и разработал чертежи-эскизы к так называемым "планитам". По предложению Павла Филонова Малевича временно назначили директором, а потом заведующим отделом живописной культуры Института художественной культуры. "Черный квадрат", "Черный круг", "Черный крест" и шесть рисунков планит Малевича с большим успехом экспонировались на XIV Бьеннале в Венеции.
Художник-новатор очень любил участвовать в диспутах, ученики называли его не только Учителем с большой буквы, но и вождем, сравнивали его личность с личностью легендарного Чапаева. А Малевич уже мечтал о преобразовании в духе супрематизма всего окружающего пространства и вместе с Чашником и Суэтиным начал делать модели супрематических архитектурных сооружений - "архитектонов". Потом отправился в Варшаву и Берлин, где вместе с Пайпером посетил "Баухауз" в Дессау, познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем и даже решил снять фильм о супрематизме.
Возвратившись в Россию, Малевич вновь занялся исследовательской деятельностью, но, столкнувшись с непониманием, вынужден был переехать в Киев. В 1930 году Малевича арестовали. И пока он был в тюрьме, друзья, волнуясь за его судьбу, сожгли почти все рукописи.
В 1932 году Казимиру Малевичу предоставили возможность руководить экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года на Первой выставке ленинградских художников экспонировались пять портретов, которые Малевич создал в 1933 и 1934 годах. А потом - вплоть до 1962 года - работы Малевича в Советском Союзе больше не показывались.

Его творчество вобрало в себя все противоречия времени. Малевич увлекался импрессионистами, создавал кубофутуристические композиции, были в его творчестве и два так называемых крестьянских периода, когда он пытался осмыслить образы крестьян. Но главным его вкладом в историю изобразительного искусства XX века стал супрематизм.
"Черный квадрат" сделался своеобразным знаком - символом. И Малевич, и его ученики носили его на рукавах, ставили рядом с обращением к адресату на письмах. Даже похоронить себя Малевич завещал в "супрематическом" гробу, который изготовили по его собственному проекту. На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался "пересечением двух плоскостей"). Одели покойника в основные супрематические цвета - белая рубаха, черные брюки, красные туфли. Н. Суэтин позже поставил на могиле художника в Немчиновке белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.
"Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски,- утверждал Казимир Малевич.- Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы! Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас".

Биография и стиль знаменитого русского мастера.

Малевич. Биография и стиль.

Молодость и обучение

Русский художник Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. В 1900-х годах он создавал пейзажи и другие работы под влиянием картин импрессионистов . В 1904 году, после смерти отца, он переехал в Москву, где с 1904 по 1910 год обучался в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, а также в студии Федора Рерберга.

В 1907 Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.

Точильщик

Первые выставки

В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодежи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост», в Москве.

Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний, и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо .

Белое на белом

Международное признание

В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства , Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо пологая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями.

Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде. В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников 20-го века.

Казимир Малевич. Жизнь и творчество. обновлено: Сентябрь 14, 2017 автором: Глеб

Малевич Казимир Северинович родился 11 (23) февраля в 1878 году в сельской местности города Киева. Родители Малевича были коренными поляками. Отец Казимира, Северин Антонович Малевич, работал управляющим сахароваренного завода, владельцем которого был один из известных на то время предприниматель Терещенко. Мама Казимира, Людвига Александровна, была просто героической женщиной, она родила 14 детей. К сожалению, только 9 смогли войти в самостоятельную жизнь. Каземир Малевич был самым старшим: у него было 4 брата и 4 сестры.

В 15 лет У Казимира появился первый набор красок, который подарила ему мама. Она была творческой женщиной: вязала, вышивала.
Из-за работы отца Малевичам приходилось часто переезжать с места на место. Казимир поэтому учился в разных местах, везде по чуть-чуть. Закончил агрономическое училище (5 классов) в селе Пархомовка, немного поучился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей снова переезжает и останавливается в Курске. Там же, в 1899 году Малевич со своим братом Мечиславом женятся на сестрах Зглейц (Казимира и Мария). Казимира в 1901 году родила Малевичу сына Анатолия, а в 1905 году дочь Галину.

Чтобы расти семью, нужны были деньги, и Малевич устраивается работать в Управлении Курско-Московской железной дороги. Тем не менее про художество он не забывает. Совместно с другом Львом Квачевстким и другими единомышленниками Малевич организовывает художественный кружок в Курске. Больший упор делался на работу с натуры. Все шло хорошо, но для Малевича все эти процессы были слишком стандарты, как и во всех других школах. Ему захотелось чего-то большего. Казимир начал задумываться о поездке в Москву. Начал он с того, что подал заявку на обучение в Московское училище живописи, но его не зачислили. Тогда в 1905 году он приехал в Москву и стал жить в Лефорто в художественной коммуне. Но деньги быстро кончились и ему пришлось вернуться обратно в Курск в 1906 году, идти работать снова на те же должности. Летом Малевич попытался снова поступить в Московское училище, его снова постигла неудача. В 1907 году уже семья Казимиры и Казимира Малевича перебралась в Москву, где была предпринята третья попытка поступить в училище, но и она не увенчалась успехом.
В этот период у Малевича появляются уже работы, преимущественно в стиле ипрессионизма и неоимпрессионизма. Это работы "Церковь ", "Весенний пейзаж ". Это ранние работы, где еще много нюансов, они тяжелы для восприятия. Но вот работы "Девушка без службы" , "Бульвар ", "Цветочница " и "На бульваре " выполненны уже в другом стиле и написаны непосредственно с натуры происходящих действий.
Поскольку поступить в Московское училище Малевичу так и не удалось, он в 1905 году пошел учиться к Рербергу Ивану Федоровичу. В Москве он был достаточно известной фигурой в художественном обществе. В период с 1907 по 1910 годы Малевич регулярно выставлял свои картины на выставках Товарищества.

В период обучения у Рорберга Малевич познакомился с Клюнковым Иваном Васильевичем, более известным под прозвищем Клюн. Они стали близкими друзьями на столько, что Малевич переехал жить с семьей в дом Клюнковых.

Малевич пробует себя в религиозной живописи. ("Плащаница "). Так же вместе с Клюном они работают над Эскизами фресковой живописи в 1907 году. К 1909 году Малевич успевает развестись и снова жениться на Софье Михайловне Рафалович, детской писательнице. Дом ее отца в Немчиновке для писателя с того времени стал самым дорогим местом.

В 1911 году Малевич много выставлялся. Кроме московских выставок он участвовал и в Петурбурге на выставке "Союз молодежи". На московской выставке "Ослиный хвост" в 1912 Малевич выставил около 20 своих работ. Работы поражали своей экспрессивностью, яркостью красок. Композиционно и даже анатомически образы и сами картины были совершенно безумны. Но Малевич создавал свои законы и не собирался от них отступать. Затем была у него серия работ на тему крестьянства, выполненная в собственно придуманной техники неопримитивизма.

Работы Малевича начинают все больше напоминать футуристическую живопись, которая получила название "Кубофутуризм" или позднее "кубизм".
В 1912 году выходит его картина "Точильщик (Принцип мелькания)", которая стала классическим примером кубофутуризма, Русского конечно же. В этом же стиле Малевич писал и портреты (Портрет Клюна ,портрет Михаила Матюшкина). Малевич в 1912 году знакомится с Михаилом Васильевичем Матюшиным, большим человекаом в искусстве. В послдествии это знакомство перерастет в большую дружбу, а так же она повлияла на творчество самого Малевича.
В 1913 году Малевич работает над декорациями к футуристическому спектаклю-опере "Победа над Солнцем". В этом же году он вступает в "Союз молодежи".
Не смотря на активную деятельность Малевича, нехватка денег была главным мешающим фактором. Иногда даже на материалы для рисования не хватало.
В один момент художник открывает для себя новые грани живописи. Таким камнем предкновения стала картина "Корова и скрипка ". Через нее Малевич просто разорвал былые принципы устоявшегося искусства. Он даже написал на обоорте картины такие слова: "Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич". В петербургской выставке 1913 года его работы были поделены на две тематики: Кубофутуристический реализм и Заумный реализм.

В 1915 году произошло еще одно не маловажное событие. Состоялась футуристическая выставка "Трамвай В" в Петрограде. Малевич там выставил 16 работ.
В 1915 году появляется одна из самых знаменитых картин Малевича "Черный квадрат ". Это было совсем что-то необычное, черный квадрат на белом фоне. Идея такая Малевичу пришла, когда он готовил второе издание брошюры "Победа над солнцем" (она не вышла в свет). Этот рисунок вылился в целое направление, которое позже Малевич назвал "супрематизмом" (супрема - главенствующий, доминирующий).

По этому поводу Малевич написал небольшую книжку "От кубизма к супрематизму", распространяли ее на вернисаже.

17 декабря 1915 года состоялась последняя футуристическая выставка "0, 10" ноль-десять в Художественном бюро Надежды Добычиной.

Но друзья Малевича не поддержали его идею о супремативизме как наследнике футуризма. Не готовы они были примнуть к совершенно новому направлению. К тому же художники запрещали Малевичу называть свои картины супремитивизмом ни в катологах, ни на выставках.

Но Малевич стоял на своем. Он называл свое искусство "Новым реализмом". Отличительная черта супрематизма была в том, что фоном картины всегда была белая среда. Изображение на белом фоне давало ощущение глубины пространства, бездонности. На этом фоне изображались различные геометрические фигуры, использовалась техника чистого цвета.

Малевич разделил супрематизм на 3 ступени: черную, цветную и белую.

Черный этап: это формы квадрата, креста и круга. Картина "Черный квадрат " считается базисной. "Черный крест " и "Черный круг ", следовательно, идут следующими элементами.

Цветной этап: начинался с "Красного квадрата ". Это более сложные композиции, различное сочетание замысловатых геометрических фигур.
Белая ступень: достиг ее Малевич 1918 году. Теперь он убрал из своих работ даже цвет.

После Октябрьской революции Малевич занимает посты в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Больше всего он занимался развитием музеев в России. Так же он начал заниматься педагогической деятельностью, преподавал в московских Свободных государственных мастерских.
В 1919 году в июле выходить большой труд Малевича "О новых системах в искусстве". К этому времени он уже переехал в Москву, оставив беременную жену в подмосковье - нехватка средств заставила. С работой ему помогали Марк Шагал и Лазарь Лисицкий.

В 1927 году Малевич совершает первый в своей жизни выезд за границу. Сначала это была Варшава, потом Берлин. Везде он выступает с персональными выставками. Внезапно Малевич резко уезжает в СССР после получения письма, содержание которого неизвестно. Даже картины он свои оставляет, собираясь вернуться через год. Видимо тогда у него было смутное предчувствие, что уезжая, он оставляет завещание на картины.

Приехав на родину, Малевича арестовывают и несколько дней держат в заключении. Друзьям кое-как удается вызволить художника. Картины его так же подверглись гонению, к счастью, большинство сохранилось, даже после Второй мировой при гитлеровском режиме.

Для Малевича наступает так называемый этап постсупрематизма. Поездка за границу дала ему новый взгляд, новые идеи, ведь до этого он хотел оставить живопись, полагая что супрематизм был конечной точкой в этом направлении. Появляются новые произведения. Среди них картина "Девушки в поле ", написанная в 1912 году. На подрамнике картины была сделана надпись "Супранатурилзм". Малевич в своем новом термине объединил ранние понятия "Натурализм" и "супрематизм". Он снова пишет на крестьянскую тему, только уже в новом стиле. Теперь образы людей стали безликими: вместо лиц просто различные овалы. В картинах больше эмоций, трагизм и одновременно героизм и величие.

После 1927 года Малевич часто меняет места работы. С работой не ладилось, приходилось много ездить. Ему приходилось даже в Киев ездить преподавать. На Украине любили художника, даже писали о нем в газетах, целый цикл рассказов.

В 1928 году исполнилось 30 лет творческой работе Малевича. Он стал готовить персональную выставку в Третьяковской галерее. Это получился масштабный и эффектный проект.

В Киеве же в 1930 году проходит его персональная выставка, но она получает жесткую критику. После этого Малевича снова арестовывают и на несколько недель сажают в тюрьму.

В 1933 году его настигает неизлечимая болезнь. Умер Малевич в 1935 году. Его похоронили, как и завещал, в Немчиновке у дуба. Бул установлен памятник в виде куба с черным квадратом.


Всему миру известно имя русского художника, положившему начало совершенно новому направлению в абстрактном искусстве живописи - супрематизму - и имя этого художника Казимир Малевич. Он родился в Киеве 11 февраля (23 февраля) 1879 года. Его родители по происхождению были поляками. Отец его, Северин, работал в качестве управляющего в Киеве на заводе известного в ту пору сахарозаводчика Терещенко. А вот согласно другим данным отцом Казимира Малевича был белорусский фольклорист и этнограф Северин Антонович Малевич. Впрочем, если личность отца художника и вызывает вопросы, то доподлинно известно, что мать Казимира - Людвига Александровна - была обычной домохозяйкой. В семье родилось четырнадцать душ детей, но до зрелого возраста дожили лишь девятеро, и Казимир был старшим среди этой шумной ватаги. Рисовать он начал с легкой руки своей матери, в пятнадцатилетнем возрасте, после того, как она подарила сыну набор с красками. Когда Малевичу исполнилось семнадцать, он некоторое время занимался в Киевской художественной школе Н.И. Мурашко.

Малевичи решили всей семьей перебраться в город в 1896 году. С чем было связано это решение о переезде - неизвестно, но известно то, что Казимир там какое-то время трудился в должности какого-то мелкого чиновника, изнывая от рутинной тоски. Так продолжаться долго не могло, поэтому он все-таки бросил карьеру клерка ради живописи. Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда. Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления - супрематизма.

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме. Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году - «0, 10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество. Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу. Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время вел очень активную деятельность. Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия - буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал , и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре. В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее. В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 - скончался.

Новое на сайте

>

Самое популярное