Домой Щитовидная железа Ф. Шаляпин («Когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле.») (ЕГЭ по русскому)

Ф. Шаляпин («Когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле.») (ЕГЭ по русскому)

Текст для сочинения

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле.
(2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.
(3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам.
(4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника.
(5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом.
(6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой.
(7) Так он и спал.
(8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь.
(9) На крыльце он подошел к рукомойнику - к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.
(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел - ушел.
(II) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз.
(12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко.
(13) Старик уходил вдаль.
(14) Долго смотрел я ему вслед.
(15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся.
(16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.
(17) Это был странник.
(18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли.
(19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела.
(20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край.
(21) Отдыхали и спали где попало.
(22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит.
(23) Он над этим не думал.
(24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше.
(25) Может быть, они от чего-нибудь бегут.
(26) Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.
(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России- Варлаам.
(28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами.
(29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка.
(30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.
(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни.
(32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней.
(33) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными.
(34) Не знаю.
(35) Одно только я скажу: эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть,
и печальных, красок русской жизни.

Пример сочинения по тексту Ф.И. Шаляпина

«Умом Россию не понять…», - писал Тютчев в своём стихотворении.
И это действительно так.
На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными.
Каждый человек – загадка.
Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И. Шаляпина.
На первый взгляд, эта важная философская проблема довольно избитая, традиционная.
Многие русские писатели пытались разгадать тайну «беспричинной русской тоски».
Об этом мы читаем в произведениях Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, М.Ю. Лермонтова и других.
Но звучание проблемы в тексте Ф.И. Шаляпина удивляет нас сокровенностью высказанных мыслей.
Автор раскрывает проблему на примере странников, представителях бродяжной России.
Куда идут странники- праведники?
Ради чего?
Что их гонит?
Что нужно сделать, чтобы эти люди изменились?
Автор не даёт ответов на вопросы, но в одном он убеждён:
«эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни».
Невозможно не согласиться с мнением автора.
Странники на Руси – это праведники, мудрецы, подвижники, люди, стремящиеся обрести счастье.
Гонимый «русской хандрой», желанием найти смысл жизни, Онегин, герой романа А.С. Пушкина, отправляется в путешествие. В постоянных поисках настоящей любви, счастья и лермонтовский Печорин.
Странник Лука из пьесы М. Горького «На дне» стремится понять «дела человеческие», открывает светлые стороны в каждом из ночлежников и вселяет веру в лучшее, способен просто пожалеть человека.
Иван Флягин, герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник», не имеет конкретной цели путешествия.
Его бесконечное странствие – целая жизнь.
Это человек широкой души, преданный, верный, мудрый, честный, одарённый,
ему «за народ очень помереть хочется».
«Каждый в этом мире странник», - писал Лермонтов.
Текст Ф.И. Шаляпина заставляет нас, читателей, в очередной раз задуматься о смысле жизни, об истинном предназначении искренних, честных, талантливых, хотя и странных людей из народа.

Часть первая

I. МОЯ РОДИНА

В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя было это летом. Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. Так он и спал. Я лег против двери на разостланном для меня сене. Не спалось. Волновала будущая заря. Хотелось зари. Утром рыба хорошо клюет. Но в летнюю пору зари долго ждать не приходится. Скоро начало светать. И с первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. На крыльце он подошел к рукомойнику - к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца. С моего ложа я с любопытством наблюдал за тем, как он полил воды на руки, как он смочил ею свою седую бороду, растер ее, вытерся рукавом своей хламиды, взял в руки посох, перекрестился, поклонился на три стороны и пошел.

Я было собирался со стариком заговорить, да не успел - он ушел. Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. Чем-то старик меня к себе привлек. Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. Старик уходил вдаль. Долго смотрел я ему вслед. Фигура его, по мере того, как он удалялся, делалась меньше, меньше и наконец исчезла вся. Но в глазах и в мозгу моем она осталась навсегда, живая.

Это был странник. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. Но они всегда чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели цыганский образ жизни. Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Цель их странствований угадать было невозможно. Я убежден, что если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, - он не ответит. Не знает. Он над этим не думал. Казалось, что они чего-то ищут. Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. Может быть, они от чего-нибудь бегут. Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

В Борисе Годунове Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России - Варлаам. На русской сцене я не видел ни одного удовлетворительного Варлаама, и сам я не в совершенстве воплощал этот образ, но настроение персонажа я чувствую сильно и объяснить его я могу. Мусоргский с несравненным искусством и густотой передал бездонную тоску этого бродяги - не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать что-нибудь этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное. Удивительно изображен Мусоргским горький юмор Варлаама - юмор, в котором чувствуется глубокая драма. Когда Варлаам предлагает Гришке Отрепьеву с ним выпить и повеселиться и когда он на это получает от мальчишки грубое: Пей, да про себя разумей! - какая глубокая горечь звучит в его реплике: Про себя! Да что мне про себя разуметь? Э-эх!.. Грузно привалившись к столу, он запевает веселые слова - в миноре:

Как едет ён, да погоняет

Views: 8956

(1) В былые годы, когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. (3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику - к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел - ушел. (II) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России- Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни.

(*По Ф.И. Шаляпину)

*Фёдор Иванович Шаляпин (1873 — 1938) — знаменитый русский оперный и камерный певец.

Почему люди встают на путь странничества? Эту проблему поднимает Ф.И. Шаляпин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, певец вспоминает пример из собственной жизни и говорит о том, как однажды он встретил странника, который чем-то его привлёк, однако автор текста так и не успел его ни о чём спросить, о чём Ф.И. Шаляпин говорит с нескрываемым сожалением. Певец убеждён: бродяги не могут сказать точно, зачем они скитаются. Ф.И. Шаляпин сделал предположение, что они ищут лучшие места или бегут от тоски. Автор текста замечает, что у таких людей нет «ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела», то есть их ничто не держит.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. Ф.И. Шаляпин убеждён: люди встают на путь странничества, не понимая точно, зачем, но в глубине души они желают найти нечто, что могло бы избавить их от тоски.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: странниками люди становятся потому, что испытывают сильные душевные страдания, и они, сами того до конца не осознавая, ищут что-то, что помогло бы им со страданиями справиться.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении главный герой Евгений Онегин, на мой взгляд, очень несчастный человек. В молодости он потратил очень много времени на бессмысленные, пустые занятия: светские забавы, любовные приключения. Вполне естественно, что всё это ему надоело, и им овладела хандра. И поэтому Онегин, стремясь избавиться от этого состояния, уехал из города в деревню, однако и там ему вскоре всё наскучило. Спустя какое-то время он познакомился с молодым поэтом Ленским, который, в свою очередь, познакомил Онегина со своей невестой Ольгой и её сестрой Татьяной Лариной. Татьяна влюбилась в Онегина и написала ему письмо с признанием. Боясь обмануть Татьяну, Онегин отверг её. Вскоре Ленский пригласил Онегина на праздник к Лариным, обещая, что там не будет много людей, но оказалось, что это не так. Кроме того, Онегина раздражало волнение Татьяны, поэтому главный герой решил отомстить Ленскому: он начал заигрывать с Ольгой. Рассерженный Ленский вызвал Онегина на дуэль. Онегин вызов принял, несмотря на то, что сожалел о своём поступке. Главный герой на дуэли убил молодого поэта, что усугубило страдания Онегина, и он вновь решил уехать. Прошло несколько лет, и герой встретил Татьяну, которая вышла замуж за генерала. В этот раз он влюбился в неё, однако теперь уже Татьяна отвергла его. Страдания Евгения Онегина усилились, и он отправился в путешествие. Мы видим, что Онегин очень много странствовал, стремясь избавиться от тоски, и я думаю, что не всегда он точно понимал цель своих путешествий. Таким образом, люди, сами того иногда не понимая, встают на путь странничества, чтобы найти лучшие места, которые помогут им справиться с душевными страданиями.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: странниками становятся люди, желающие найти что-то, что могло бы спасти их от мук души. Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этом произведении главный герой Григорий Печорин всё время находится в поисках. Что именно он ищет, ему трудно сказать, однако внимательному читателю становится ясно: Печорин ищет способ избавиться от тоски, понять смысл своей жизни, которого ему так не хватает. Например, он похитил горянку Бэлу, потому что думал, что с ней ему будет интереснее, чем со светскими красавицами, однако это оказалось не так: вскоре она ему наскучила. В другой раз Печорин без особой цели влюбил в себя княжну Мэри. Ему просто хотелось позабавиться, но, на мой взгляд, люди, которые пытаются манипулировать другими, глубоко несчастны. Они играют на чужих чувствах, полагая, что это принесёт им удовольствие, но на самом деле, если удовольствие и приходит, то кратковременное и смешанное со страданием. Несчастие Печорина доказывает и тот факт, что он полагает, что у него есть какое-то высшее предназначение, он рождён не просто так, а вот что это за предназначение, он понять не может. Потому он и странствует, находится в вечном поиске, как мы видим, желая избавиться от нещадной тоски. Следовательно, странниками становятся люди, желающие преодолеть душевные страдания, найти лучшие места.

В заключение ещё раз подчеркну: если человек всё время странствует, это значит, что у него ничего нет: ни семьи, ни дома, а значит, он несчастлив, потому он и отправляется в путешествие с целью (зачастую неосознанной) найти то, что поможет ему справиться с тоской.

Напишите аннотацию и отзыв на текст.

СТРАННИК

В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых сапогах, хотя это было летом. Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. Так он и спал. С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. На крыльце он подошел к рукомойнику – к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

Я было собрался со стариком заговорить, да не успел – ушел. Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. Старик уходил вдаль. Долго смотрел я ему вслед. Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше, меньше и наконец исчезала вся. Но в глазах моих она осталась вся навсегда, живая.

Это был странник. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Отдыхали и спали где попало. Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. Он над этим не думал. Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. Может быть, они от чего-нибудь бегут. Но если бегут, то, конечно, от тоски – этой совсем особенной, непонятной, невыразительной, иногда беспричинной русской тоски.

В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России – Варлаам. У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. Это он ходит там, темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганной на вате шапке.

Когда Варлаам крестится, он крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. Не знаю. Одно только я скажу: эти люди – одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных красок русской жизни.

(По Ф.И. Шаляпину)

Занятие № 12

Работа с текстом. Рецензия.

Напишите рецензию на текст.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон... Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща, листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают над самой грудью лошади; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру... Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение... В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который как будто поднимается все выше и выше, шире и шире по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!

Тревожные чувства тоски и страха увеличились во мне вместе с усилением грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая раздражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние еще четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения.

(Л.Н. Толстой)

Занятие № 13

Исходный текст:

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. (3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику - к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел - ушел. (II) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России - Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни. (По Ф. И. Шаляпину)

Сочинение – рассуждение:

«Умом Россию не понять…», - писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными. Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф. И. Шаляпина

На первый взгляд, эта важная философская проблема довольно избитая, традиционная. Многие русские писатели пытались разгадать тайну «беспричинной русской тоски». Об этом мы читаем в произведениях Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, М. Ю. Лермонтова и многих других. Но звучание проблемы в тексте Ф. И. Шаляпина удивляет нас сокровенностью высказанных мыслей. Автор раскрывает проблему на примере странников, представителях бродяжной России.

Куда идут странники- праведники? Ради чего? Что их гонит? Что нужно сделать, чтобы эти люди изменились? Автор не даёт ответов на вопросы, но в одном он убеждён: «эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни».

Гонимый «русской хандрой», желанием найти смысл жизни, Онегин, герой романа А. С. Пушкина, отправляется в путешествие. В постоянных поисках настоящей любви, счастья и лермонтовский Печорин.

Странник Лука из пьесы М. Горького «На дне» стремится понять «дела человеческие», открывает светлые стороны в каждом из ночлежников и вселяет веру в лучшее, способен просто пожалеть человека.

Иван Флягин, герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», не имеет конкретной цели путешествия. Его бесконечное странствие – целая жизнь. Это человек широкой души, преданный, верный, мудрый, честный, одарённый, ему «за народ очень помереть хочется».

Таким образом, текст Ф. И. Шаляпина заставляет нас, читателей, в очередной раз задуматься о смысле жизни, об истинном предназначении искренних, честных, талантливых, хотя и странных людей из народа.

Пермякова Д., 2008 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное