Домой Цервикальный канал ТемаViii: Типы и виды хоров. Расстановка хорового коллектива

ТемаViii: Типы и виды хоров. Расстановка хорового коллектива

С арафаны в пол, кокошники и песенное искусство. Русские народные хоровые коллективы со званием «академические» - как признание наивысшего уровня сценического мастерства. Подробнее о пути «народников» на большую сцену - Наталья Летникова.

Кубанский казачий хор

200 лет истории. Песни казаков - не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три...» с молодецким посвистом. 1811-й - год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину , - «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, - хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов , Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома: «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев - 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза - не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни - будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира - от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири , а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб - всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова

Песни в прифронтовой полосе в те тяжелые дни, когда, казалось бы, совсем не до творчества. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Первыми услышали песни нового коллектива в воинских частях. Первый большой концерт - со слезами на глазах - прошел в освобожденном от немцев Воронеже. В репертуаре - лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора - Марии Мордасовой.

Волжский народный хор имени Петра Милославова

«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», - писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель - Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».

Омский народный хор

Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам - живое воплощение народного творчества наших дней», - писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара - сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».

Уральский народный хор

Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр - живой» , - говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.

Оренбургский народный хор

Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе - как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление - словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» - хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец - то своя история.

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до 1 – ре 2 , ми 2 . Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре 1 , ми 1 – ре 2 , фа 2 ; альтов: си мал – до 2 , ре 2 .

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: соль мал., ля мал. – фа 2 , соль 2 . Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры . Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: ми больш – фа 1 , соль 1 . Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры . Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ля контрокт – си 2 . Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до 1 , ре 1 – ми 2 , соль 2 . Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: ля мал. – ре 2 . При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль 1 – ля 2 . Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фа мал. , соль мал. – до 2 , ре 2 . Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон до мал. , ми мал. – соль 1 , ля 1 . Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партия басов . Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фа больш. , ми больш. – до 1 , ре 1. . Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Детский или женский хор:

Сопрано II

Сопрано I

сопрано I

Сопрано II

Сопрано II

Сопрано I

Инструмент, если хор исполняет репертуар с сопровождением фортепиано, ставится слева от дирижера.

Мужской хор:

Баритоны

Баритоны

Октависты

смешанный хор:

Приведенные схемы расположения хоров иногда меняются в зависимости от акустических условий концертного зала, задач репетиции, творческого поиска.

Количественный состав хоровых коллективов

По количеству певцов, участвующих в хоре, коллективы бывают Малые, Средние и большие. Наименьший состав для каждой хоровой партии – три человека. Смешанный хор, в каждой партии которого наименьшее число певцов (три – сопрано, три – альта, три – тенора, три – баса), будет состоять из 12 человек. Такой коллектив, по Чеснокову П.Г. считается малым по своему составу и может исполнять произведения строгого четырехголосного письма.

В настоящее время появились некоторые изменения в практике хорового исполнительства. Хоровой коллектив от 25 до 35 участников с примерно равным числом певцов в каждой партии считается хором малого состава, или камерным.

Хоры средних составов насчитывают от 40 до 60 участников; они наиболее распространены среди детских, юношеских, женских и смешанных хоров художественной самодеятельности.

Хоры свыше 60 участников, являются большими.

Создавать хоры свыше 80 – 100 человек считается нецелесообразным. Хору такого состава очень трудно добиться высокой художественно-исполнительской гибкости, подвижности, ритмической слаженности и ансамблевой слитности.

Другое дело, сводные хоры, имеющие иные, чем солирующие коллективы, функции и творческие задачи. Сводные хоры организуются по определенному торжественному случаю и могут объединять в своих рядах от 100 до 1 тыс. и более участников.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Хор как творческий коллектив.
  2. Типы хоров и их характеристика.
  3. Хоровые партии различных типов хоров.
  4. Виды хоров.
  5. Расстановка хора.
  6. Количественный состав хоровых коллективов.

Литература

  1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания АПН СССР. – М., 1976.
  2. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.
  3. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. – М., 1948.
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1954.
  5. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.
  6. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М., 1957.
  7. Пигров К. Дирижирование хором. – М., 1964.
  8. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. – М., 1970.
  9. Птица К. Работа с детским хором. – М., 1981.
  10. Соколов В. Работа с самодеятельным хором. 2-е изд. – М., 1983.
  11. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.
  12. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

В музыковедческой литературе при характеристике испол­нительства принято вычленять три его составляющих: ком­позитора, исполнителя и слушателя. Остается без внимания еще один важный элемент исполнительского акта - музы­кальный инструмент, с помощью которого исполнитель реа­лизует замысел автора, воссоздавая его в живом звучании. Объясняется это тем, что в большинстве видов музыкального исполнительства музыкант не имеет непосредственного отно­шения к качеству инструмента. Другое дело хор, который представляет собой живой организм, сформированный в соот­ветствии с художественными вкусами и критериями хормей­стера - мастера, его создавшего. Этот организм может быть гибким и неповоротливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлеченным и безразлич­ным. Одухотворенность хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его одновременно и самым умным и восприимчивым, и самым нестабильным и изменчивым. Последнее обстоятельство свя­зано с тем, что основные его качественные параметры (яркость и красота звука, чистота интонирования, слитность ансамб­ля, тембровое богатство, громкость, общий вокальный диапа­зон, артикуляционный «механизм») не могут быть зафикси­рованы надолго, а воссоздаются и обновляются на каждой репетиции дирижером-хормейстером, который в хоровом жан­ре является не только исполнителем, но и автором инструмен­та (подобно скрипичному мастеру) и его настройщиком (по­добно настройщику фортепиано).


52

В истории отечественного хороведения давалось много оп­ределений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамб­ля поющих унисонов». Вот некоторые из них:

«Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков) 1 .

«Хором называется более или менее многочисленная группа "певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров) 2 .

«Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено коли­чественное и качественное соотношение голосов, обеспечиваю­щее владение всеми элементами хоровой звучности, необходи­мое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач» (Г.А. Дмитревский) 3 .

«Хор - это организованный коллектив певцов... В пони­мании советского слушателя хор - творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого - идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс» (К.К. Пигров) 4 .

«Хором называется такой коллектив, который в достаточ­ной мере владеет техническими и художественно-выразитель­ными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые за­ложены в произведении» (Вл.Г. Соколов) 5 .


«Хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский) 6 .

«Хор - это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художе­ственно полноценно раскрывает содержание и форму испол­няемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор

1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1961. - С. 25-26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. - Л.; М., 1951. - С. 13.

3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. - М., 1957. - С. 3.

4 Пигров К.К. Руководство хором. - М., 1964. - С.21.

6 Соколов Вл. Работа с хором. - 2-е изд.-М., 1983. - С. 5.

6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М., 1980. - С. 124.


Понятие о хоре

представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Крас-нощеков) 1 .

Как видим, в каждом из этих определений акцент делает­ся либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав во­едино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, автор данной книги считает возможным предложить следу­ющую обобщающую формулировку: хор - это вокально организованный исполнительский коллектив, основу ко­торого составляет ансамбль интонационно, динамичес­ки и темброво слитных групп, обладающих художествен­но-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. Данное определение, пожалуй, дос­таточно точно устанавливает отличительные признаки поня­тия, его содержание и границы.

По составу голосов хор бывает однородным (мужским, жен­ским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна кате­гория - хоры мальчиков - требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют толь­ко мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иног­да в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным сме­шанным хором. В профессиональном хоровом исполнитель­стве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особен­но часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, ког­да в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5-6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяют­ся в одну хоровую партию.

1 Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. - М., 1969. - С. 81-82.


54 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

Хора — уникальная практика, ориентированная на укрепление выносливости во всех проявлениях: психической, интеллектуальной и физической.

В нашем мире выносливость является одним из ключевых качеств , позволяющих добиться успеха. Чтобы соответствовать требованиям современного постоянно меняющегося социума, не оказаться в числе аутсайдеров, человек должен эффективно и много работать. Но без выносливости это зачастую путь к выгоранию. Применение практики Хора позволяет делать тот же объём работы, но при этом находиться в активном физическом, интеллектуальном и психическом состоянии , минимизировав свою усталость . Особое внимание в Хора уделяется психической и интеллектуальной выносливости, ведь в современном мире большинство людей заняты трудом, не требующем приложения физических усилий.

В процессе Хора позволяет осуществлять постоянную поддержку, накачку и усиление психофизического и эволюционного природного потенциала.

Ключевой принцип практики Хора — сочетание давления и сопротивления , подобно гармонии, заложенной в восточном философском принципе "инь-ян". Это проявляется в каждом упражнении — взаимодействие мужского и женского начал, силы и податливости. Этот принцип можно обосновать и с точки зрения западной концепции эволюции — виды вынуждены сопротивляться и приспосабливаться к давлению природной среды, так происходит развитие жизни.

С точки зрения физической практики, давление и сопротивление способствуют внутреннему разогреву , что при правильном подключении дыхания, налаживает гармоничный энергетический обмен в теле . Духовное и телесное при этом соединяются воедино: крепко зафиксировавшись в предельно опорной позе или погружаясь в силовое действие, человек достигает состояния цельности .

Овладеть Хора на уровне интеллекта невозможно — ключевую роль играет практика, а в ней всю работу выполняет инстинкт .

Занятия по системе Хора проходят в режиме тренингов, каждый из которых длится от полутора до двух часов . При этом наработка устойчивых изменений и результатов проходит в комфортном и постепенном темпе . Практиковать Хора можно как в группе, так и индивидуально — под контролем ведущего , который может максимально учесть особенности практикующего и оптимизировать нагрузки. Работа в технике Хора производится в парах . Выполнение упражнений не требует специальной спортивной подготовки, но ими можно заниматься только под присмотром специалиста. Самостоятельно практиковать Хора нельзя.

Преимущества Хора перед другими методами можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Адаптация под современного человека;
  • Ясность и прагматизм;
  • Естественность;
  • Единство покоя и действия;
  • Уникальность;
  • Эволюционный потенциал.

К базовым принципам Хора относятся:

  • Инстинктивно-эволюционная опорность;
  • Инстинктивно-эволюционный тип дыхания;
  • Инстинктивно-эволюционная концентрация внимания.

Кроме общей программы занятий, в Хора есть модификации, в частности женская программа , ориентированная на сексапильность.

Хора позволяет не только добиться оптимального психического состояния, но и избавиться от ряда заболеваний . В частности данная практика хорошо зарекомендовала себя при восстановлении позвоночника, позволяя процессу излечения проходить естественно и целостно.

Что такое хор, а что не является хором, а может называться только собранием поющих? Что является хоровой звучностью, а что лишь звучанием голосов человеческих? Почему один коллектив поет великолепно, а другой - посредственно? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Хор - собрание поющих людей

Прежде чем разбираться в том, что такое хор как понятие, отметим, что это - удивительное и превосходное изобретение человечества. Хоровое движение в последние годы набирает обороты. Огромное количество людей приходят в коллективы, постоянно появляются новые, все чаще проводятся фестивали и всевозможные конкурсы. Пение является самым доступным занятием как для ребенка, так и для пожилого человека, имеющего абсолютный или относительный слух, либо стремящегося обучиться хоровому пению. Существует масса любительских коллективов, где не нужно платить взносы и приобретать дорогой инструмент, надо только беречь свой голос и уметь правильно им пользоваться.

Что такое хор? Определение в словарях Даля, Ожегова и Ушакова

В толковом словаре Владимира Даля - это собрание певчих для согласного пения. Собрание определенного круга музыкантов для коллективной музыки. Бывает женский хор, мужской и смешанный. Хорища - в три сотни голосов. Хоровое пение определяется в словаре Даля как дружное и совместное.

В толковом словаре Ожегова это - ансамбль или некоторая группа певцов. Четырехголосный хор состоит из различных певческих голосов.

В толковом словаре Ушакова - в древнегреческой драме хором называется группа людей, участвующая в представлении с пением или пляской. Также он расшифровывает хор как коллектив певчих, которые исполняют преимущественно вокальную музыку. Разновидности хора по Ушакову:

  • хор оперного театра;
  • хор музыкантов;
  • хор балалаечников;
  • женский;
  • мужской;
  • церковный.

Этим словом называется и музыкальная пьеса, где всякая вокальная партия исполняется несколькими голосами.

Вот что такое хор как определение в толковых словарях маститых знатоков русского языка.

Зачем нужен хор человеку?

Пение в хоре доставляет удовольствие. Поющий человек наименее подвержен воздействию стрессам и депрессиям, так как вокал оказывает на него благотворное влияние и своеобразный психотерапевтическое воздействие.

Качественное хоровое пение во многом зависит от правильного дыхания, что положительно действует и на здоровье певцов. Хоровая музыка улучшает работу сердечно-сосудистой системы, повышает тонус головного мозга. В Австралии квалифицированные специалисты медицины обнаружили, что пение способно поправить здоровье людей, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника. Еще один интересный факт заключается в том, что хоровое пение постепенно вводится в программу профилактики и лечения в различных медицинских учреждениях. Так, например, в одной из женских консультаций Саратова практикуются распевки беременными, что положительно влияет как на саму будущую маму, так и на ее плод. Хоровое пение предназначено и для детей - оно развивает их физически и духовно.

Что такое хор в музыке?

Профессиональные музыканты знают, что добиться идеального звучания хора, состав которого порой удивляет своей численностью, не так уж и просто. В музыкальных заведениях III и IV уровней аккредитации существует специальность «Хоровое дирижирование», где изучается одна из важнейших дисциплин для будущего профессионала - «Хороведение». Главная цель - достигнуть целостности и монолитности всех партий, чтобы звучание ансамбля ассоциировалось с единым живым организмом, слаженное и благозвучное звучание которого доставляло бы истинное наслаждение.

Таким образом, хор - это некое собрание поющих людей, идеальная звучность которого достигается за счет ансамблевого единства с выверенным строем и художественно выработанными нюансами. Хоровые коллективы могут состоять из любителей, звучание голоса которых порой ничуть не уступает настоящим профессионалам.

Новое на сайте

>

Самое популярное