Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 – 20 веков – Бунин и Куприн.
Творчество А.И. Куприна пронизано темой искренней, чистой, светлой любви – Любви с большой буквы. Однако это чувство, утверждает автор, не может существовать с современном ему мире, где царят цинизм, безверие, равнодушие, эгоизм. Именно поэтому практически во всех произведениях Куприна любовь оказывается повергнутой, растоптанной, преданной.
Такова участь чувства Олеси – героини одноименной повести. Девушка, выросшая в лесу и привыкшая открыто выражать свои чувства, не бояться мнения окружающих, полюбила человека «цивилизованного мира». А тот, из трусости и эгоизма, предал Олесю и ее любовь, подверг жизнь девушки опасности. В итоге «паничу», лишившемуся большой любви, остается лишь вспоминать свою «дикарку» и сожалеть о том чувстве, что он навсегда потерял.
В поиске настоящей любви Куприн обращается в прошлое - в библейские времена. Тогда, утверждает писатель, жили люди, которые были способны на большое чувство. В качестве примера автор рассказывает о любви царя Соломона и простой девушки Суламифь, которая стала образцом подлинной любви и верности.
Счастье Соломона и его возлюбленной было настолько огромным, что вызывало зависть у окружающих, не способных испытать подобное. Злоба и коварство сделали свое дело – Суламифь погибла от рук заговорщиков. Но и перед лицом смерти она твердила имя своего любимого, не уставала благодарить его за то, что он подарил ей величайшее счастье на свете: «Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный. Вспоминай изредка о твоей рабе, о твоей обожженной солнцем Суламифи».
Однако и в современности Куприн все же видит отголоски той, древней, истинной, великой любви. Рассказ «Гранатовый браслет» является тому подтверждением.
В произведении сталкиваются две философии любви. Одна принадлежит княгине Вере Николаевне Шеиной и ее окружению. Куприн показывает, что современная ему аристократия разучилась любить по-настоящему. Искренняя любовь для нее заменилась привычкой, дружеской симпатией, просто необходимостью. Именно такую подмену мы наблюдаем в отношениях Веры Николаевны и ее мужа.
Но есть в «Гранатовом браслете» и другой взгляд на любовь. Его воплощает невзрачный, на первый взгляд, герой, из разряда «маленьких людей». Господин «Г.С. Ж» - мелкий служащий на почте. Как сам он признавался, в жизни его ничего особенно не интересовало - «ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…»
Но внезапно эта «серая» жизнь озарилась божественным светом – Любовью к княгине Шеиной. Желтков прекрасно понимает, что никогда не сможет даже приблизиться к своей возлюбленной – настолько велика разница между ними. Но мы видим, что этого герою и не нужно. Он несказанно счастлив тем чувством, что поселилось в его сердце. Благодаря ему жизнь «маленького человека» Желткова наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Для Желткова его чувство стало божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к Вере Николаевне. Именно поэтому герой решился, в порыве чувств, подарить княгине самое дорогое – гранатовый браслет. Это, в сущности, не очень красивое украшение – семейная реликвия Желткова: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. На прощание герой оставляет княгине свое благословение - в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: «И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Таким образом, тема любви – одна из ведущих тем всего творчества А. И. Куприна. Писатель считал, что любовь – то истинное чувство, ради которого стоит рождаться и жить на этой земле. Только «истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». Однако современные ему люди, по наблюдениям Куприна, все меньше и меньше были способны любить, посвящать свою жизнь другому человеку, чем-то жертвовать ради него. И от этого любовь становилось еще более редким и драгоценным явлением в этом бездушном и эгоистичном мире. Уметь заметить ее, не пропустить, наградить себя и других любовью – вот к чему призывает в своих произведениях А.И. Куприн.
нескольким
Что такое истинная любовь и способна ли она действительно преображать человека, возвышая и очищая его? Наверное, каждый человек находит свой ответ на этот вопрос. В русской литературе многие писатели задумывались над этим, но никто не дал такого исчерпывающего ответа, как Антон Павлович Чехов в рассказе «Дама с собачкой». Всего на нескольких страницах этого подлинного шедевра мировой литературы показана история любви двух самых обычных, на первый взгляд, людей.
Начало ее кажется более чем заурядным курортным романом. В Ялте встречаются Гуров, этот ничем не примечательный банковский служащий, заштатный Дон Жуан, и Анна Сергеевна, молодая «дама с собачкой», впервые вырвавшаяся на свободу из рутины семейной жизни. Несколько встреч, и отдых на море закончен, а вместе с ним завершен и недолгий роман. Для Гурова это одно из его многочисленных приключений, которое, как ему кажется, он скоро забудет. Несколько «штрихов к портрету» героя: вот он после первого свидания, которое так взволновало Анну Сергеевну, спокойно выслушивает ее признания и ест при этом арбуз. А вот они прогуливаются у моря, и вдруг нашего героя посещают неожиданные для него мысли о «высших целях бытия». Но этот момент отрыва от обыденности быстро исчезает, как туман над морем. Отдых закончен, начинается будничная жизнь: служба, домашние заботы, пустые разговоры с сослуживцами.
Вернувшись в Москву, Гуров уверен, что скоро воспоминания о курортном романе померкнут и забудутся, но неожиданно они разгораются все сильнее, заполняя его всего. Он так переполнен ими, что чуть не рассказывает обо всем жене, и в конце концов делится со случайным собеседником, его сослуживцем. Для Гурова эти необычные для него чувства - начало чего-то нового, небывалого для него, а его собеседник, спокойно жующий свой обед, вскользь замечает: «Осетрина-то с душком». Эта ничего не значащая обычная реплика так не похожа на весь строй мыслей Гурова, что он взрывается. Вдруг ему открывается то, от чего он старательно пытался отвернуться: он, примерный семьянин, солидный, многоопытный человек, обнаруживает, что впервые по-настоящему полюбил, хотя уже седина появилась у него в волосах.
Гуров не может больше ждать - он едет в город, где живет Анна Сергеевна. Встреча героев становится началом их новой жизни. Внешне в ней все по-прежнему, но то, что бросило их навстречу друг другу, теперь составляет ее подлинный смысл. Это и есть те «высшие цели бытия», о которых Гуров раньше не хотел задумываться. Теперь же и он, и Анна Сергеевна живут как бы на ином, возвышающемся над обычным уровне чувств, эмоций, размышлений. Им открываются прежде неведомые грани жизни, волнуют новые вопросы и проблемы, требующие решений.
Но Чехов не стремится к окончательным ответам, финал рассказа, как многих других произведений этого писателя, остается открытым. Да и может ли существовать некое общее решение там, где речь идет о настоящей любви? Важнее другое: магия чеховского искусства вовлекла нас в орбиту чувств и переживаний его героев. Вместе с ними мы ощутили, как все меняется, когда жизнь человека озаряет своим светом любовь. А значит, и мы, читатели, получили мощный импульс к поискам, преобразованиям и новым открытиям.
Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»
Я иду на урок
Ольга СУХАРИНА
Ольга Николаевна СУХАРИНА (1965) - учитель русского языка и литературы школы № 71 г. Екатеринбурга.
Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»
Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать с лекционного изложения материала. Учитель даёт обзор творческого пути писателя, сопоставляя его с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления - пригласить учащихся к поиску. Проблемный вопрос может прозвучать и в начале разговора о Куприне, и в конце изложения материала о творчестве писателя.
На последующих уроках я уделяю много внимания поисковой деятельности учеников . Для этого я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников. Возможно, что учитель не даёт готового ответа, задача наставника - привлечь ученика к сотрудничеству.
Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении рассказа «Гранатовый браслет»:
Как пейзаж помогает понять настроение и внутренний мир Веры Николаевны?
Насколько важен образ генерала Аносова в произведении?
Дать сопоставительный анализ описания именин Веры и описания комнатки Желткова.
Сравните подарки гостей с подарком Желткова. Смысл сравнения?
Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет в создании этого настроения музыка?
Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:
Работа с текстом;
Выбор цитат;
Анализ текста:
целостный анализ,
анализ эпизода,
сопоставительный анализ;
Выявление художественных особенностей текста.
К каждому вопросу я советую ученикам собирать материал, собранную информацию мы оформляем в виде схем.
При разборе повести «Олеся» мы размышляли над таким вопросом: “Иван Тимофеевич - человек добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?” Привожу примеры подобных рассуждений, оформленных в виде схем.
Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.
Вывод. Олеся способна на чувства более сильные, чем её избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.
Генерал Аносов о Желткове: “ Безумец… Может быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка, именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.
Князь Шеин о Желткове: “Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать… Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”
Вывод. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает “раз в тысячу лет”, осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным.
Ассоциативный ряд: холодный - высокомерный - гордый - надменный - аристократический
2. Если холод с самого начала концентрируется вокруг главной героини, как это характеризует особенности её восприятия жизни ?
Непогода сменится теплыми днями
Лето сменится осенью
Молодость - старостью
Самые красивые цветы обречены на увядание и смерть
Способна ли княгиня Вера почувствовать неуловимый ход времени?
3. Отношение Веры к природе:
море - “Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает”
“Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на него…”;
лес (сосны, мхи, мухоморы) - сравнение:
Вывод. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. “Деревья успокоились, покорно роняли жёлтые листья”. В таком равнодушном состоянии пребывает героиня: со всеми строго проста, холодно любезна.
Финал рассказа: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала. Деревья мягко сотрясались. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…”
Любовь Олеси - сильное, глубокое, самоотверженное чувство
По повести А.И. Куприна «Олеся»
Любовь-испытание:
Олеся для окружающих чужая;
Смелая, свободная;
Стремится к добру;
Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику;
Стремится к добру;
Любовь - это главный смысл жизни.
Олеся и Иван Тимофеевич
Через сопоставление с Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем, Куприн позволит увидеть в Олесе главное:
Иван любуется не только внешней красотой Олеси, но и внутренней;
Важно не только уметь видеть, но и желание видеть;
Вывод. Жизнь научила Ивана Тимофеевича постоянно контролировать свои душевные порывы, не научила задумываться о последствиях. “Человек добрый, но слабый”, он не способен на настоящую любовь. Права оказалась Олеся: “Никого вы сердцем не полюбите, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте”.
Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной красоты и благородства.
Нитка красных бус Олеси:
Это память о любви;
Это символ её чистого чувства;
Это сила её негаснущей любви;
Каждая бусинка - это огонёк любви.
Поисковая деятельность подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности .
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в написании творческих работ (сочинения) или в рефератах. Важен тот материал, который собрали сами дети в результате поисковой деятельности. Важно не растерять этот материал, скопить его, систематизировать. Итогом работы над произведением является написание сочинения. В основе сочинения и будет тот материал, опорные схемы, отражающие работу во время поисковой деятельности учащихся. Каждая схема - это основа сочинения, раскрытие мысли, результат проделанной работы, это личность ученика, его восприятие прочитанного.
О чем рассказывается в произведении Куприна? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Гранатовый браслет»?
(В рассказе показано возвышенное чувство - любовь. Эта любовь идеальна, необыкновенна и чиста. Сам автор позднее сказал, что ни чего более целомудренного он не писал. В произведении показано безответное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной.)
Какое значение для любви имеет разный социальный статус героев?
(Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)
(Куприн в своем рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной. Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему не доступно, легко могут признать простого человека сумасшедшим.)
Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осеннего пейзажа?
(Первая глава представляет собой вступление, на долю которого выпала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий. Благодаря описанию осеннего пейзажа с его опустевшими дачами и клумбами, ощущаешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира. Подчеркивают это и слова автора: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».)
Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?
(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царственно спокойна».)
Когда происходит завязка действия рассказа?
Что ждет от именин героиня и что происходит в этот день?
(По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа - серьги; подарок от своей сестры - запасную книжку; и от человека с инициалами Г. С. Ж - браслет. Это подарок Желткова: «золотой, низкопробный, очень толстый... с наружной стороны весь сплошь покрытый... гранатами» браслет. Он выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но его ценность совсем в другом... Ведь Желтков дарит самое ценное, что есть у него, - фамильную драгоценность. Глядя на густо-красные гранаты, Вера почувствовала тревогу, она ощущает приближение чего-то неприятного, видит в этом браслете некое предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает эти красные камни с кровью: «Точно кровь!» - восклицает она. Спокойствие Веры Шеиной было нарушено.)
Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?
(Браслет не только является для Желткова символом благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)
Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?
Работа с текстом
Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.
Как относится муж Веры к письмам Желткова? (Девятая глава)
Найдите в тексте ответ на вопрос: «Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе)
Роль генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет». Его рассуждения о любви.
Характеристика Желткова, данная генералом Аносовым: «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Понимание Верой всей исключительности прошедшей мимо нее любви и предчувствие скорой смерти Желткова.
Основные выводы
Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?
(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» (десятая глава); «... я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (одиннадцатая глава). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)
(Имя Георгий означает - победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)
Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12-я глава).
Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез - «впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?
Вторая соната Бетховена. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?
(Звучит соната Бетховена .)
В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?
(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным.)
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению. Темы:
1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. «...Что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)