Домой Цервикальный канал Шумерская живопись. Культура шумеров – бесценный вклад в историю - Искусство

Шумерская живопись. Культура шумеров – бесценный вклад в историю - Искусство

Шумерская цивилизация, существовавшая несколько тысяч лет назад в довольно специфических климатических условиях, имела не слишком много шансов на сохранность своего культурного достояния. Например, Древний Египет был в более выгодном положении: сухой пустынный климат и песок в качестве хорошего «консервирующего» материала способствовали тому, что многие произведения египетского искусства сохранились до наших дней. Многое же из шумерского искусства (например, настенная живопись) не были столь долговечны. Однако всё же мы немало знаем об искусстве шумеров благодаря и дошедшим образцам.

Искусство как отражение религии и практики

Исследователи отмечают черты шумерского искусства, которые в значительной мере повлияли на искусство последующих цивилизаций Междуречья, на Древний Египет и даже в определённой степени на искусство античного мира (а через него, следовательно, в определённой мере и на современную западную цивилизацию). Прежде всего это, конечно, существенный религиозный характер шумерского искусства – так как наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного. Так что шумеры не знали искусства как такового, как отдельной части своей жизни, как сферы для творческого самовыражения. Искусство должно было обслуживать вполне конкретные практические цели.

В этом состоит причина того, что категория «прекрасного» для шумеров была не эстетической, а рациональной - так они называли не какие-либо особенно красивые, утончённые или талантливые произведения, а те, которые наилучшим образом выполняли свои функции. Но при этом функции искусства не ограничивались религиозной сферой: произведения имели также прагматический и мемориальный характер. С точки зрения рациональной пользы искусство присутствовало, например, в изготовлении цилиндрических печатей или предметов обихода для царской семьи. Что касается мемориальной направленности искусства, то именно стремление царей или жрецов увековечить некие события или решения приводили к появлению скульптурных композиций, наглядно изображавших смысл передаваемого следующим поколениям сообщения.

От горшков до украшений

Скульптура Шумера, как и другие виды искусства, развивалась, менялась и совершенствовалась постепенно. На что вполне закономерно влияли политические, экономические, природные изменения; войны, меняющаяся власть, характер правления, религиозные устремления (предпочтения), имущественное расслоение общества и другие социальные проблемы. шумерийцы культура скульптура статуэтка

Не вызывает сомнений то, что впервые в обиходе древних шумерийцев скульптура появилась в виде форм малой пластики - статуэток культового значения. Древнейшие из найденных, датируются периодом Убайд - 4000-3500 гг. до н.э. Это глиняные статуэтки женских и мужских божеств плодородия. Характерными чертами этих статуэток является нерасчлененная, обобщенная лепка нижней части - ног. При этом - ясное выделение объемов и расчлененность верхней части статуэток - их голов, плеч, рук. Все они отличаются стройными пропорциями, четко воспроизведенными основными формами тел, а также признаками пола; фантастическими, похожими на лягушачьи или змеиные, головами.

В наступившие затем периоды Урук (3500-3000 гг. до н.э.) и Джемдет-Наср (3000-2850 гг. до н.э.), создаются первые монументальные культовые и общественные здания. Но скульптура практически полностью отсутствует в их оформлении. К началу 3 тысячелетия до н.э. относится единственный и уникальный в художественном плане образец настенной храмовой скульптуры - мраморная женская головка из Урука. Стесанная сзади, она крепилась к стене и, предположительно, представляла собой богиню плодородия, любви и разврата Инанну. Глаза богини, выразительные и широко раскрытые, были инкрустированны, что в последствии будет часто использоваться шумерийцами, как символ всевидения, доступного божествам.

Изобретение сверла дало возможность быстрее и проще обрабатывать камень. В связи с этим создавалось большое количество мелких скульптурных изображений животных, таких как овцы, бараны, телята. Их назначение - магическое воздействие на производительные силы природы.

После объединения стран Северного и Южного Двуречья (Шумер и Аккад), в искусстве обнаруживаются новые тенденции.

Ведущую роль занимает архитектура дворцовых построек. И вот теперь, впервые, в украшении зданий стали применять круглую скульптуру и рельеф.

Типичным и ярким примером храмовой постройки середины 3 тысячелетия до н.э. является храм в Эль-Обейде, предместье Ура, посвященный богине плодородия Нин-Хурсаг.

В оформление входа в храм были включены две привратные скульптуры львов-охранителей. Скульптуры выполнены из дерева, и покрыты медными прочеканенными листами. Их глаза и высунутые языки инкрустированы яркими цветными камнями. Вдоль стены располагались выразительные фигуры идущих быков, размером меньше двух центральных. Над дверным проемом располагался мастерски исполненный горельеф, фрагментарно переходящий практически в круглую скульптуру. На нем изображен фантастический львиноголовый орел и два оленя. Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н.э., (на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.), была, видимо, эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.

Кроме геральдической композиции, основанной на принципе ритмической идентичности правой и левой половин, также закрепилась композиция построчная, основанная на постепенном развертывании повествования, с распределением изображений поясами.

Рельефные изображения середины 3 тысячелетия до н.э. отмечены значительной декоративностью. В связи с отсутствием еще единых канонизированных норм изображения, лица и фигуры людей в целом типизированы. Автор придает им общие для шумерийцев этнические признаки, очень декоративно прорабатывает волосы и бороды и, таким образом, человеческие фигуры, не будучи портретно правдивыми, являются только символами. Фигуры людей статичны, плоскостны. Голова и ноги повернуты в профиль, а глаза и плечи даны в фас.

В сюжетном содержании можно выделить несколько излюбленных: закладка храмов, победа над врагами, пир после победы или закладки.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является известняковая стела Эаннатума, так называемая «Стела Коршунов». Стела знаменует победу Эаннатума, правителя города Лагаша, над соседним городом Уммой.

Изображение нанесено построчно. Фигуры воинов идентичны, они статичны и все одного размера. Фигура царя и бога, олицетворяющего победу, значительно больше фигур воинов, что подчеркивает социальную разницу между изображенными, и выводит на передний план ведущие фигуры композиции. На лицевой стороне стелы изображена крупная фигура бога Нингирсу, который держит сеть с пойманными в нее врагами. На обороте изображен Эаннатум на колеснице, вступающий в бой. Всего девять голов воинов возвышаются над щитами. Но гораздо большее количество рук, которые видны из-за щитов, создают впечатление большой армии. В другой из полос Эаннатум, возглавляющий войско, шагает по трупам поверженных врагов и коршуны уносят их отрубленные головы. Изображения сопровождаются повествовательными надписями, описывая победу лагашского войска и сообщая, что поверженные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры. Размер их - 35-40 см. Выполнялась из разных пород камня, бронзы, дерева и назначение имела, в большинстве случаев культовое. Выработались определенные нормы изображения фигур молящихся: позы, жесты, которые применялись и в рельефах, и в круглой скульптуре. Особенно убедительно шумерийцы умели передавать униженное раболепие или умиленное благочестие. Фронтально расположенные фигуры статичны. Они переданы стоящими, очень редко с выдвинутой вперед одной ногой или сидящими. Согнутые в локтях руки, сомкнуты ладонь в ладонь у груди просительным жестом. В широко открытых, прямо глядящих глазах и в тронутых улыбкой губах - мольба. Молитвенная поза и мимика просителя - вот то главное, что требовалось выразить при исполнении этой скульптуры.

Требование воплощать индивидуальные особенности оригинала, отсутствовало, поэтому, не редко, на фигурке вырезали имя просящего, а так же имя божества, которому она была посвящена.

Как и в рельефах, в круглой скульптуре облику человека придавали характерные этнические признаки шумерийца: крупный нос, тонкие губы, маленький подбородок, большой покатый лоб. При таком единстве в манере изображения, существовали и различия. Четко прослеживаются две основные группы - первая связанна с севером страны, вторая - с югом.

Скульптурным памятникам северной части свойственна подробная проработка деталей, стремлением к натуралистически более точной передаче форм, удлиненные, стройные пропорции тела, преувеличенно большие глаза и непомерно большие носы. На юге преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Практически нерасчлененный каменный блок и очень суммарная трактовка деталей. Скульптуры имеют укороченные пропорции фигур, круглые, шарообразные формы голов.

В группе скульптур из Северного Двуречья наиболее типичны каменные статуи бога Аб-У и богини из города Ашнуннака. Они построены фронтально и рассчитаны только на восприятие их в храме с передней стороны и в три четверти. В руках, соединенных в просительном жесте у груди, они держат сосуды. Особенно огромны их инкрустированные черные глаза и чрезвычайно большие темные круги зрачков, которые выразительнейшим образом говорят о магическом представлении шумерийцев о сверхъестественной сущности богов - всеобъемлющем видении ими мира.

Среди фигур из Южного Двуречья характерны статуя из базальта начальника житниц города Урука по имени Курлиль (найдена в Убайде) и, открытая в Лагаше, известковая статуя молящейся женщины. Обе скульптуры фронтальны. Их объемы мало расчленены. Но в стилистическом отношении, подчеркивание только самого основного в силуэте, придает им монументальность, торжественность, не смотря на их малый размер.

В период 24 - 22 вв. до н.э. главенствующую роль занимает Аккад. Это было время больших завоеваний и общего экономического и общественно-политического подъема всей страны. Время мудрых, сильных, волевых вождей. Время их возвеличивания и отождествления с богами. Не случайно именно в аккадский период оформился народный шумерский эпос о герое Гильгамеше - человеко-боге, который благодаря своим личным качествам и энергии совершил небывалые подвиги.

В искусстве этого периода преобладала основная стилистическая тенденция аккадской культуры - стремление к более точной передаче человеческих пропорций, характерных черт лица, особенностей фигуры.

Эти тенденции можно проследить в медной голове, которую принято считать головой царя Саргона Древнего (найдена в Ниневии, 23 в до н.э.). Очень реалистично выполненная скульптура не лишена декоративностей.

Стилизованная борода, волосы, головной убор придают изображению ажурности и легкости. Но выразительные индивидуальные черты волевого, мужественного человека; ясная пластика, четкий силуэт придают скульптуре торжественности и монументальности.

Те же характеристики свойственны и рельефам периода Аккада, но и традиции шумерского искусства активно применяются мастерами.

Так в рельефе на стеле царя Нарам-Сина, посвященной его победе над горным племенем луллубеев (из Суз, около 2300г. до н.э.), фигура царя изображена вдвое больше его солдат, а два магических астральных знака над его головой символизируют покровительство богов аккадскому царю. Пластическая мягкость, большая рельефность, объемность изображенных фигур, подробная проработка мышц воинов - все это стилистические черты, характерные новой эпохе. Но главным новаторством в рельефах аккадской эпохи, стали новые принципы построения композиции, отказ от деления композиции на повествовательные пояса.

Около 2200г. в Аккад вторглось горное племя гутиев, вследствие чего северные земли Двуречья были опустошенны и завоеваны. Меньше других от завоеваний пострадали южные города Шумера. Один из них, город Лагаш, чьим правителем был Гудеа, занимает особое место в изучении памяток истории того периода. Из клинописных текстов мы узнаем о том, что при правителе Гудеа велось обширное строительство сооружений культового и, должно быть, общественного значения, восстановление древних памяток. Однако до наших дней дошло крайне мало памяток архитектуры. Но о высоком уровне художественного мастерства времени Гудеа лучше всего может свидетельствовать сохранившаяся монументальная скульптура. Общение с другими народами, знакомство с их культурой и традициями, привнесло много нового в шумерское искусство той поры.

О стилистических особенностях и новшествах привнесенных в скульптуру времени Гудеа можно судить по посвятительным статуям самого Гудеа, его родственников и приближенных. Высеченные из диорита довольно крупные, почти в натуральную величину скульптуры, замечательны по технике и уровню исполнения. Большинство из них были предназначены для храмов. Этим объясняется их фронтальность, статичность и монументальность.

Эти характеристики, несомненно, можно отнести только к истинно шумерским традициям. От аккадского искусства идет портретность черт лица, мягкая моделировка ткани, передача мышц. Некоторые скульптуры Гудеа приземисты и укорочены, другие - стройны и более пропорциональны. Объемы скульптур переданы суммарно и обобщенно. Каменные блоки абсолютно не расчленены. При этом отлично смоделированы плечи и руки Гудеа, в трактовке лица подчеркнуты выдающиеся скулы, густые брови, подбородок с ямочкой. Статика и фронтальность постановки придает скульптурам внушительную монументальность. Характерно стремление показать не только портретное сходство, но и возраст правителя: сохранились статуи молодого Гудеа.

Прекрасным образцом портретного изображения является статуэтка из зеленоватого стеатита знатной женщины того времени (Луврский музей). Тщательная проработка деталей одежды, бахромы, украшающей ее рельефные брови «ёлочкой», волнистые пряди волос, падающие на лоб из-под головной повязки, - характерны для мастеров времени Гудеа.

Манера окаймлять глаз очень толстыми веками объясняется отчасти традицией древнешумерского искусства вкладывать глазное яблоко из другого материала в очень глубокую глазницу, чтобы предохранить его от выпадения; отчасти, однако, это было просто художественным приемом, так как от толстого верхнего века на глаз падала тень, придавая ему большую выразительность.

Рельефы времени Гудеа аналогичны круглой пластике в стилистическом отношении. Торжественно и величаво изображаются фигуры богов и правителя. Декоративно и ажурно изображаются пряди волос, бороды, складки одежд. В целом изображения пластичны, рельефны, стройны, в чем сильно чувствуется живое аккадское наследие.

В 2132г. до н.э. владычество над Двуречьем переходит к городу Уру, где в это время правит III династия. Ур выступает в роли нового объединителя страны, образуя мощное Шумеро-Аккадское государство, претендующее на мировое господство. Верховную власть сконцентрировал в своих руках обожествленный царь. Был установлен общегосударственный культ «царя-бога». Усилилась деспотия, развилась иерархия.

В искусстве выработались общеобязательные каноны. Установлен строго определенный пантеон божеств. Цель любого из видов искусств - прославление божественной власти царя. В дальнейшем происходит сужение тематики и ремесленное следование готовым образцам. В стандартных композициях повторяется один и тот же мотив - поклонение божеству.

В рельефах времени III династии Ура органично слились традиции аккадского и шумерского искусства. Но претворены они в особенно строгих, отточенно сдержанных, уже канонизированных, повторяющихся композициях и формах.

Характерным примером является стела царя Ур-Намму, посвященная сооружению зиккурата в Уре. На сохранившихся фрагментах этой прямоугольной известняковой плиты высечены в низком рельефе построчно расположенные композиции. Повествование развертывается последовательно снизу вверх, подводя ко все более важным сценам. В самой нижней части изображены каменщики, поднимающиеся вверх по лестнице с корзинами полными кирпича. Сам царь Ур-Намму в сопровождении жреца шествует на торжественную закладку «дома божества» - зиккурата: на плече его мотыга строителя - символ его приниженного, ревностного служения богам. На верхних поясах царь передан четырежды предстоящим перед верховным богом и богиней. Он совершает возлияния на жертвенники. Божества же протягивают ему символы власти - жезл и кольцо, а может быть, атрибуты «строителя во славу богов» - свернутую веревку и меру длины. Солнечный диск и серп луны, как бы дополнительно освящающие угодное богам деяние царя, вырезаны на самой верхней, полукруглой части стелы.

Неторопливое повествование, величавая статика поз и движений, а также геральдичность размещения персонажей - свидетельство сохранения шумерских традиций. Аккадское же искусство привнесло сюда стройность фигур и объемную, живописную промоделированность форм тел и одежд.

5 – Примеры шумерских скульптур

Скульптуры из Телло.

Важнейшее место среди сохранившихся изваяний занимают найденные в Телло и находящиеся в Лувре. Самые неповоротливые и примитивные произведения шумерского Телло, по нашему мнению, поддерживаемому Гёзе вопреки Масперо, должны быть старше вышеупомянутых северовавилонских древностей времен Саргона и Нарамсина. Но и наиболее зрелые произведения Телло отнюдь не представляют собой более нового стиля, и лишь единичные экземпляры из найденных там обломков пластических произведений относятся к высшей ступени развития, отличающейся большим совершенством. Из числа царей и верховных жрецов Сирпурлы, которые стали нам известны по уцелевшим надписям, Урнина (Гоммель читал его имя Ургханна) и его внук Эаннатум принадлежат к значительно более древним поколениям, нежели Урбаи и его преемник Гудеа. При первом процветало древнейшее, при втором - наиболее зрелое искусство Древней Халдеи, которое, конечно, представляется крайне древним и само по себе.

Из пластических произведений Телло, которые можно было бы приписать еще более древней эпохе, чем эпоха царя Урнины, следует указать на обломки дугообразной каменной отделки стены, украшенной рельефными поясными изображениями одной и той же нагой мужской фигуры (рис. 134). У каждой из них руки лежат на груди, представленной en face, причем правая рука поддерживает левую; головы же повернуты в профиль. Из-за орлиного носа, составляющего непосредственное продолжение очень низкого лба, вся голова имеет птичий вид. Волосы на голове и бороде изображены в виде волнистых линий. Угловатый, почти ромбовидный глаз, несмотря на профильное положение головы, рисуется en face и под толстой, выпуклой бровью занимает бульшую часть всего лица, между тем как небольшой, отступающий назад рот почти теряется в бороде. Большие пальцы на руках - безобразно велики. В общем, получается впечатление искусства по-детски неумелого, но при всей своей неумелости сильного по замыслу.

Скульптуры времён царя Урнины.

К произведениям с начертанным на них именем царя Урнины принадлежит прежде всего обломок серого камня с рельефом, вероятно, помещавшегося в виде герба города над одними из дворцовых ворот в Сирпурле (Лагаше). На нем изображен орел с львиной головой, распростерший свои крылья над двумя симметрически стоящими задом к нему львами. Этот древнейший из всех известных гербов в мире, в котором ясно выражен геральдический стиль, сохранился в полном виде на одном рельефе небольшого размера, а также награвирован на одном серебряном сосуде той же эпохи. Но стиль фигур времен Урнины можно изучить лучше всего при помощи каменного рельефа, изображающего, если судить по надписи на нем, царя и его родных. Все фигуры представлены в профиль, одни - в повороте налево, другие - направо. Глава рода отличается своей величиной. Верхние части обнаженных тел имеют такое же положение, как на описанном выше дугообразном рельефе. Нижние части прикрыты колоколообразной одеждой с кусками меха, образующими складки. Плоские стопы ног повернуты соответственно профилю головы, тип которой не отличается сколько-нибудь заметно от типа вышеозначенного более древнего изображения. Однако на всех головах, за исключением лишь одной, волосы и борода подстрижены, и в очертаниях глаза, уха и рта выказывается более внимательное наблюдение натуры.

Стела коршунов Эаннатума

Затем следует указать на известную Стелу коршунов Эаннатума. Сохранилось всего лишь шесть обломков этой кверху несколько суживающейся плиты, украшенной с обеих сторон рельефами и надписями, прославляющими одну из побед царя. Тем не менее главные изображения, подразделенные на несколько частей, можно различить до некоторой степени: царь представлен вдвое большей величины, чем его воины; стоя на колеснице, он преследует своего разбитого врага (рис. 135). Далее изображены: погребение убитых, торжественное жертвоприношение по случаю победы, казнь пленников, царь, собственноручно убивающий предводителя вражеской армии, коршуны, слетевшиеся на поле сражения и улетающие с головами павших в мощных клювах. Отдельные изображения представляют толпы людей или наваленные один на другой трупы. Художник соблюдал последовательность происшествий и пробовал свои силы в воспроизведении разнообразных мотивов движения, но фигуры уже получили постоянный архаический халдейский тип: птичий профиль головы, которая почти вся занята глазом и носом, стиснутые формы туловища, плоскую ступню ног, угловатые руки. Разработка частностей несколько лучше, чем в более древних памятниках, хотя до настоящего понимания форм здесь еще очень далеко. Однако все контуры очерчены твердо и целесообразно. Гёзе называет этот памятник, относимый им к 4000 г. до н. э., "древнейшей баталической картиной в мире". По новейшим исследованиям, эта стела относится никак не далее как к 3-му тыс. до н. э. Обломки подобных памятников, найденные в Сирпурле, свидетельствуют о том, что подобного рода плиты с рельефами изготовлялись по повелению царей в память их подвигов и для украшения их дворцов, подобно тому, как нынешние коронованные особы заказывают с той же целью баталические картины.

Скульптуры шумеров 3-4 тыс. до н.э.

Переносясь на юг, мы встречаем в Сирпурле более зрелое искусство, относящееся, однако, не к 4-му, а к 3-му тыс. до н. э., а именно в десяти статуях зеленоватого диорита, найденных в развалинах дворца в Телло. К сожалению, ни у одной из них не сохранилось головы; зато были найдены отдельные головы, из которых одна, по всей вероятности, принадлежала какой-либо из этих статуй. Одна из этих статуй, обильно покрытых надписями, изображает царя Урбау, остальные же девять - царя или верховного жреца Гудеа в различную величину. Небольшой статуе Урбау, стоящего во весь рост, недостает не только головы, но и ног. Как и статуи Гудеа, она изображает царя en face, задрапированным лишь в большой четырехугольный кусок ткани, образующий на нижней части тела как бы колокол и перекинутый через левое плечо, так что правые плечо и рука остаются ничем не прикрытыми. Но в действительности она отличается от статуй преемника названного царя большей архаичностью, выражающейся в короткости и стиснутости членов и в более плоском, поверхностном обозначении их форм, например в полном отсутствии складок одежды. Из статуй Гудеа, которые, если судить по надписям на них, некогда стояли в разных храмах, как приношения богам, четыре изображают царя сидящим, а четыре - во весь рост. Во всех видна окаменелая симметричность, распространяющаяся и на верхние, и на нижние конечности, а потому указывающая на более древнюю ступень развития искусства, чем фронтальность (по Юлию Ланге). Руки лежат одна в другой на груди, обе ноги, обращенные прямо вперед, параллельны между собой, и хотя в сидячих статуях достаточно обработаны, но слишком сближены одна с другой; в стоячих статуях благодаря их положению пятки исчезают в массе статуи, но стопы отделены одна от другой небольшим пространством. Формы тела вообще еще довольно укорочены и уширены, но иногда, как и у статуй в натуральную величину, плечи слишком узки, что, по-видимому, обусловливается первоначальной массой куска диорита, из которого они изваяны. Необходимо, однако, заметить, что во всех этих статуях мы видим истинное, вполне сознательно выполненное воспроизведение человеческого тела. Глаз современного нам анатома найдет здесь уклонения от совершенной точности, но в общем нагое тело, хотя и слишком мясистое, вылеплено верно и мягко, а на одежде, умышленно гладкой и натянутой, в надлежащих местах намечены складки и оторочка ткани; если локти слишком угловаты, а кисти рук чересчур сплющены, то пальцы на руках и ногах с их суставами и ногтями изваяны с натуральностью, не оставляющей желать ничего лучшего. Лишь одна из сидячих статуй имеет колоссальный размер. Из остальных одна представляет царя Гудеа с планом постройки, другая - с масштабом на коленях (рис. 136). Эти околичности, равно как и многие надписи на постройках, видимо, свидетельствуют о том, какое важное значение придавали месопотамские цари своей строительной деятельности. Одна из меньших статуй во весь рост (рис. 137) отличается тонкостью и свободой исполнения. Голова, найденная поблизости от этого торса, совершенно оголена; волосы и борода гладко выбриты, и только смело изогнутые брови, сросшиеся над переносьем, очерчены резко. Вообще это прекрасно сформированная голова с большими открытыми глазами и полными, правильными чертами лица. Подобные же черты, но выполненные еще тоньше, мы находим в двух других, также гладко выбритых головах, по сравнению с которыми так называемая "голова с тюрбаном" имеет более строгий и более древний характер. Ее более оживленное лицо также гладко выбрито, но пышные кудри на голове изображены совершенно правильными небольшими спиральными линиями и связаны над лбом в виде диадемы или тюрбана. Один обломок бородатой головы выполнен, напротив того, свободно и мягко, вполне соответственно общей свободе и мягкости, которыми отличается рельеф Нарамсина. По-видимому, в промежуток времени между древней и более поздней эпохами, когда было принято отращивать волосы и бороду, существовал период, в котором их брили или носили коротко остриженными. Из числа изваяний, найденных при прежних раскопках и признанных, на основании раскопок в Телло, древнехалдейскими, следует упомянуть еще об одной небольшой статуе из Луврского музея, изображающей сидящую женщину с большой головой, в волосяной одежде.

Из декоративных скульптур того времени, найденных в Телло, нужно прежде всего указать на небольшое круглое подножие, на нижней ступени которого сидят на корточках нагие мужские фигуры, прислоненные спиной к среднему цилиндру. Замечательна также каменная ваза царя Гудеа, рельеф которой представляет собой символическое изображение, состоящее, совершенно так же как греческий кадуцей, из двух змей, обвившихся вокруг жезла.

Рельефы конца 3 тысячелетия, упадок халдейского искусства.

Дальнейшее развитие древневавилонского искусства или, вернее, его движение назад, вплоть до наступления ассирийского владычества, яснее всего выказывается в некоторых рельефах. Так, концу 3-го тысячелетия до н. э. приписывается небольшой, тонко исполненный рельеф из Берлинского музея (рис. 138), изображающий царя, к которому низшие боги подводят одного из высших богов. Здесь все проникнуто еще чисто древневавилонским вкусом. Глиняные доски из одной гробницы в Сенкерехе, срисованные Лофтусом, вероятно, также относятся к 3-му тыс. до н. э. Сцены охоты и происшествия повседневной жизни, изображенные на этих досках, представляются более оживленными по движению и более свободными по рисунку, чем предшествовавшие им произведения халдейского искусства, но небрежными и поверхностными в отношении исполнения частностей. Фигура царя на межевом базальтовом столбе из Британского музея, относимом к XII столетию до н. э., о чем мы уже говорили, исполнена в новом стиле, отличном от древнехалдейского. Обычно ее считают изображением царя Мардука-надин-ахи (1127-1131), но, по Гоммелю, она скорее представляет Навуходоносора I (1137-1131). Несмотря на древний характер этого произведения, выражающийся в укороченности пропорций тела, во всей позе и одеянии царя, вооруженного стрелой и луком, мы уже видим переход к ассирийскому стилю, обнаруживающийся в тяжелой, богато расшитой одежде без всяких складок, в тщательном прикрытии всех частей тела и, наконец, в растительной розетке на тиаре. Рельеф из Храма солнца в Сиппаре, Британский музей, изображающий поклонение богу солнца, Самасу, сидящему на троне, в котором мы находим колонну легкой конструкции с капителью, снабженной волютами, и с такой же базой, относится лишь к 852 г. до н. э., то есть к той поре, когда рядом с вавилонским искусством уже процветало ассирийское. Здесь уже мало следов той силы и солидности, которыми отличалось халдейское искусство за 3 тыс. лет до н. э. (рис. 139)

Для оценки древнехалдейского искусства лучше всего принимать в расчет произведения месопотамского искусства, возникшие до конца 3-го тыс. до н. э. Эти произведения поучительны главным образом потому, что соответствовали условиям местности и времени своего происхождения. В отношении террасообразного способа постройки храмов и по большей части в орнаментике древние халдейцы стояли еще на уровне доисторических и первобытных народов. С усовершенствованием постройки дворцов и в особенности с успехами в ваянии человеческого тела они поднялись, соответственно своей остальной культуре, на степень истинной художественности. Но продолжать развитие этого искусства было суждено не им, а их наследникам - ассирийцам.

Туппум глиняная табличка из Шуруппака, ок г. до н. э.


Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (гг. до н. э.) реконструкция план храма « Белый храм » в Уруке. Конец IV тыс. до н. э.


Шумерские храмы строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Фрагмент шумерской мозаики на полуколоннах Красного здания в Уруке


Стены платформы, так как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами – лопатками. Храм – низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором – не имело окон. На одной стороне помещалась статую божества, на другой - стол для жертвоприношений.


Наиболее распространённым типом скульптуры был Адорант (от лат. « восхищающийся, молящийся ») фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека. На плече одоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.








« Штандарт » из гробницы в Уре. Панель войны. III тыс. до н. э. Британский музей, Лондон. Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис - лазури. Под колёсами влекомых куланами тяжёлых колесниц гибнут противники. Израненных и униженных пленников приводят к царю. На другой панели изображена сцена пиршества. Пирующих увеселяют игрой на арфе.


Штандарт войны и мира пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумер o в. Артефакт датируется серединой 3- го тысячелетия до н. э. Размеры 21,59 на 49,53 см.










В 2003 г. До н. э. Шумера и Аккада прекратило своё существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего с ним Элама и разгромило столицу царства - город Ур. Период с 20 по 17 в. до н. э. называют старовавилонским (столица Вавилон). Правитель Хаммурапи (гг. до н. э.)






Государства, созданные хеттами и хурритами существовали недолго, но их творчество отразилось в искусстве последующих эпох. Хеттское царство, возникшее в 18 в. до н. э., достигло расцвета к вв. Военная мощь позволяла ему конкурировать с Египтом и Ассирией. Однако в конце 12 в. до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён – так называемых « народов моря ».











Мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простиралась от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с противником: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.














Судьба Нововавилонского царства поражает драматическим чередованием взлётов и падений. История Вавилонии – бесконечная череда военных конфликтов. Только после того как Ассирия прекратила своё существование, Вавилония смогла достичь главенствующего положения в Передней Азии. Период её расцвета наступил в правление Навуходоносора II (гг. до н. э.).

Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

Новое на сайте

>

Самое популярное