Домой Цервикальный канал Организация процессов решения управленческих задач. Чему доверять при выборе того или иного решения в жизни: желаниям, чувствам или рациональности

Организация процессов решения управленческих задач. Чему доверять при выборе того или иного решения в жизни: желаниям, чувствам или рациональности

При принятии управленческих решений необходимо иметь в виду, что условия функционирования социальной системы постоянно меняются, т.е. эта система динамична.

Важнейшим моментом в управленческом процессе (после создания системы) является принятие управленческого решения. В сущности, именно с него начинается деятельность руководителя.

Принимая решения, руководитель тем самым каждый раз вносит изменения в управляемую систему, переводит ее из одного состояния в другое или же заставляет ее «действовать» для достижения избранной им цели. Если нет решения, т.е. поставленной цели, нельзя начать процесс управления. А чтобы принять то или иное решение, руководителю необходимо иметь определенную потребность, а также условия удовлетворения этой потребности. Обычно в управленческой деятельности для удовлетворения различных потребностей, личных или коллектива, ставятся проблемы их разрешения. Если нет проблем, то нечего и решать. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются как развитием системы, которой он руководит, так и условиями, в которых она функционирует.

Руководитель не должен принимать произвольные решения. Он обязан изучить вопрос, проанализировать состояние системы, которой он руководит, условия, в которых она функционирует, установить зависимость между изменяющимися внешними условиями и их влиянием на эффективность данной системы, реально представить себе изменения, которые произойдут в результате тех или других нововведений.

Поэтому каждому руководителю надо выработать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества фактов выделять важнейшие вопросы, решение которых улучшает деятельность руководимой системы.

Следует иметь в виду, что запоздалая постановка той или иной проблемы задерживает развитие, а преждевременная ее постановка и решение могут расстроить деятельность того или иного звена, системы. Поэтому руководитель не только должен знать проблему, но и своевременно ее поставить с целью ее решения.

До принятия какого-либо решения по возникшей проблеме руководитель обязан знать, как решалась эта проблема другими, родственными организациями. Изучение опыта других – обязательное условие работы каждого руководителя.

Информация об иных решениях одних и тех же проблем в иных ситуациях может значительно облегчить работу по формированию решения, но, прежде всего, она будет иметь значение для предварительной оценки эффективности решения.

Подробная информация, почерпнутая из чужого опыта, облегчает руководителю работу по принятию решения. Однако это вовсе не означает, что при принятии каждого решения нужно изучать чужой опыт. Речь идет о решении проблем, связанных с существенными изменениями по сравнению с ранее проводимой деятельностью.

Систематизация чужого опыта и готовых идей в целях использования их, когда это необходимо, является существенным условием научной организации труда руководителя. Качеством, характеризующим хорошего руководителя, является чувство ответственности.

Для выяснения и выбора самого правильного подхода к решению проблемы важное значение имеет умение руководителя советоваться. Какой бы высокой квалификацией ни обладал руководитель, каким бы опытом он ни располагал, его подготовка не может быть достаточной для оптимального решения всех проблем. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Это выражается в способности выслушать мнения приглашенных специалистов и принять информацию к сведению. Неправильно поступают те руководители, которые постоянно прерывают приглашенных на совет во время их высказываний в случаях, когда точки зрения приглашенных не совпадают с уже оформившейся у руководителя мыслью по поводу принятия того или иного решения.

Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения людей. На разных совещаниях и собраниях поднимается много вопросов, вносятся и конкретные предложения. Изучение этих предложений – важнейшее условие и ценный капитал для совершенствования работы руководителя.

Важным моментом в процессе подготовки к принятию решения является определение, в течение какого периода оно будет выполнено, какие этапы его осуществления. Решение, которое невозможно выполнить в срок, лучше не принимать.

Существенное значение при формировании решения имеет предварительная оценка результата его выполнения.

Важным моментом в связи с принятием решения является уточнение средств, необходимых для его выполнения. Можно предлагать прекрасные и заманчивые решения, но еще вопрос, имеются ли необходимые материалы и средства для его реализации.

Руководитель должен тренировать свою синтетико-аналитическую способность, потому что от умения оценивать и синтезировать факты после их анализа и установления закономерных связей между ними зависит оптимальность того или иного решения. Решение есть такой психологический акт, в процессе которого самое активное участие принимает интеллект человека. Это связано с переработкой огромного количества информации, что, в свою очередь, требует расходования огромного количества нервной энергии. К сожалению, этот труд не всегда правильно оценивается.

Не менее важное значение при подготовке и принятии решения имеют инициативность, самостоятельность, решительность и смелость, кроме того, оказывает влияние и организационный климат, в условиях которого руководитель действует. Этот климат в большой степени определяется отношением вышестоящего руководства к инициативе и творчеству данного управленца. Доброе расположение, доверие, готовность поддержать его инициативу укрепляют уверенность в собственных силах и вселяют надежду, что принятые решения будут выполнены.

И наоборот, негативное отношение вышестоящих органов оказывает отрицательное влияние на активность нижестоящего руководителя. Не меньшее значение имеет и климат, который господствует в организации, в среде исполнительского коллектива. То обстоятельство, что руководитель является дирижером коллектива, еще недостаточное условие для того, чтобы направлять его деятельность. Руководитель обязан создать ту творческую атмосферу, которая обеспечивает участие всех членов руководимого им коллектива в решении отдельных проблем, а также в их выполнении.

Стремление руководителя создать спокойную атмосферу при обсуждении и решении вопросов, в которой рациональное начало преобладало бы и подавляло эмоциональное, служит гарантией принятия оптимальных решений. Вот почему умение руководителя не поддаваться чувству – необходимое условие осуществления успешной управленческой деятельности.

Процесс управления начинается с принятия управленческого решения. Это решение должно быть доведено до сведения тех, кто будет его выполнять. В технических системах эти процессы строго регламентированы и стереотипны. Но поскольку руководитель имеет дело с людьми, руководит коллективом людей и поскольку человеческая система очень разнообразна, то при передаче директивной информации необходимо учитывать эти особенности, так как обусловлены они, прежде всего, психическим состоянием как отдельных коллективов исполнителей, так и отдельных исполнителей. Поэтому важно соблюдать определенные психологические требования, связанные со следующими аспектами: формой решения, формой сообщения решения и предварительной психологической подготовкой.

Управленческое решение может быть доведено до сведения исполнителя как приказ, распоряжение, решение, указание-инструкция, рекомендация или призыв.

Приказ требует от исполнителя выполнить то или иное управленческое решение точно по форме и в указанный срок. Исполнитель не имеет права возражать, а должен немедленно начать выполнять приказ. Приказ должен быть краток и ясен. В нем лишь указано, что надо сделать, кому и когда. Здесь инициатива ограничивается. Инициатива может быть проявлена только в организации по лучшему и качественному его выполнению

Решение характерно для коллективных органов руководства. В них коротко и точно определено, что надо выполнить, кто это должен выполнить и в какой срок. Коллективное решение, как и приказ, требует, чтобы его выполнение было начато немедленно.

Рекомендация является формой принятия и доведения решения до сведения исполнителей. Она используется в тех случаях, когда нужно подчеркнуть независимость той или иной организации или уважение самостоятельности в работе данного органа, руководителя или исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием с целью достижения нужных результатов в работе.

Указание и инструкция представляют собой формы принятия и объяснения того или иного управленческого решения. Они также содержат данные о том, что надо сделать, кому и когда. Разница состоит только в том, что они адресуются к сознанию исполнителя, не ограничивая его, а скорее, наоборот, давая ему направление и возможность самому выбрать способы и методы выполнения поставленных задач. В этом случае исполнителю предоставляется большая самостоятельность и возможность проявить творческий подход. Указания обычно воспринимаются как совет, который дается более компетентным или опытным коллегой.

Для эффективности выполнения того или иного решения важное знамение имеет не только форма, в которой оно доводится до сведения исполнителей, но и кем сообщается в управленческой деятельности важно, чтобы решение сообщалось тем руководителем, который его принял. Тогда появляется возможность не только совершенствовать это решение, но и предоставляется право исполнителю согласовать свой план с руководителем. Все это повышает активность исполнителя при выполнении решения. Кроме того, личный контакт с руководителем свидетельствует о его уважении к исполнителю. Для разъяснения того или иного управленческого решения самым эффективным является визуальный контакт. Руководитель во время сообщения о решении имеет возможность получить обратную информацию, то есть увидеть, как воспринимается данное решение (посредством словесной реакции, выражения лица, настроения исполнителя), что позволит обратить внимание на соответствующие моменты в решении или дать дополнительные указания для его выполнения.

Для правильного восприятия управленческого решения очень важное значение имеет и предварительная психологическая подготовка. Каждый человек воспринимает различную информацию сквозь призму собственного опыта. В психологии известен феномен – психофизиологический настрой человека (суггестия) на восприятие той или иной информации или его готовность действовать в соответствующем направлении.

Известный психолог Д.Н.Узнадзе писал, что для возникновения такого феномена «достаточно двух элементарных условий – какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности», которую можно характеризовать как направленность, как готовность совершить действие, которое реализует (удовлетворит) эту потребность.

Чтобы подчеркнуть значение заранее сформировавшейся установки для восприятия той или иной информации, приведем данные из исследования социального психолога А.А.Бодалева.

В процессе эксперимента двум группам людей показывали портрет одного мужчины и просили их на основе замеченных ими портретных признаков и черт дать соответствующую характеристику изображенному человеку. Первой группе было сообщено, что перед ними фотография героя, а второй – что эта фотография преступника. Анализ результатов показал, что многие из исследуемых лиц оказались под влиянием заранее сформировавшейся установки и, рассматривая портрет сквозь эту призму, составили соответствующие характеристики. Так, один из исследуемых, которому сказали, что перед ним фотография героя, написал: «Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Второй же из исследуемых, которому было сообщено, что это фотография преступника, дал следующую характеристику: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и пристально. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».

10 советов о стратегии принятия решений, основанных на 10 психологических экспериментах.

Иногда, на распутье перед сложным выбором, боязнь перемен и тревога за последствия может парализовать нас.

Утром мы выбираем что нам сегодня одеть, вечером — какой фильм посмотреть, чем заниматься в жизни, как правильно выбрать парня или девушку..

Жизнь — это сплошная череда решений. Казалось бы, это приятное времяпрепровождение, которое позволяет нам самим творить свою жизнь. Но часто необходимость постоянного принятия решений вызывает у нас затруднения — иногда, в течение нескольких секунд мы должны оценить альтернативы, сбалансировать интуитивные ощущения и рациональное мышление, представить возможные сценарии дальнейшего развития событий, чтобы затем, возможно, пожалеть о своём выборе.

Поэтому иногда мы предпочитаем.. не выбирать. Психологи связывают это с боязнью перемен — каждое новое решение нас пугает, поскольку нарушает привычное равновесие жизни.

Тревога за последствия может парализовать нас. В сложных ситуациях чтобы освободиться от тяжёлой необходимости выбора, мы рискуем принять ошибочное решение или сделать неверный вывод. Но не выбирать вообще на самом деле хуже, чем ошибиться. Поэтому нужно научится делать это.

В любой ситуации существуют верные стратегии принятия правильного решения и избежания поспешного, ошибочного. Английский еженедельник New Scientist скомпилировал годы исследований и экспериментов по этой теме в 10 советов о том «как сделать правильный выбор».

Эффект якоря

Скрытое влияние на принятие решений.

На наше решение может оказать влияние так называемый «эффект якоря» (или «эффект привязки «). Особенно он проявляется, если для принятия решения у нас мало базовой информации. Его суть в том, что если мы не знаем от чего отталкиваться, то на наши выводы влияет воспринятая перед этим случайная (или навязанная) не относящаяся к делу информация.

Был проведён такой психологический эксперимент: Испытуемые крутили барабан (как на «Поле чудес») с цифрами от 1 до 100. Барабан был специально запрограммирован так, что мог показывать только две цифры — 10 или 65. После прокрутки барабана испытуемым задавали вопрос: «Какой процент стран Африки входит в ООН?» — Вопрос заведомо сложный, ответ на который мало кто знает. Но при ответе на него было замечено явное влияние выпавшей перед этим цифры, — те, кому выпадала цифра 10, называли низкий процент (около 25% стран), а у тех, кому выпадала цифра 65, процент африканских стран — членов ООН резко возрастал — до 45.

Влияние «эффекта якоря» можно заметить так же в магазине, где продают вещи со скидкой. Если на ценнике мы видим старую цену вещи на много выше теперешней, то мы, скорее всего, купим её, а не ту, где разница старой и новой цены небольшая. Продавцы частенько этим успешно пользуются.

Совет: Воздействие «эффекта якоря» сложно избежать, поэтому старайтесь получить больше информации по данной теме, чтобы посторонняя информация не повлияла на ваше решение.

Слишком много вариантов

Слишком большое количество вариантов осложняет для мозга обработку информации, что приводит к путанице и к ошибкам. В конце концов после выбора какого либо варианта из множества мы будем менее удовлетворены, так как будем считать, что возможно упустили лучшую возможность.



Избыток альтернатив парализует нас и запутывает.

Психолог Колумбийского Университета США Sheena Iyengar установила это путём психологического эксперимента, проведя опыт с конфетами (фото). От сложности выбора особенно страдают те покупатели, которые перед покупкой анализируют слишком много возможных вариантов. Стратегия анализировать как можно больше вариантов работает до определённого предела. Больше удовольствия от результата получает тот, кто выбирает первую понравившеюся вещь при просмотре их последовательности.

Совет: Даже если объективно выбранная вещь не «лучшая из лучших», вы будете удовлетворены её выбором, если не изнуряли себя рассмотрением и анализом длинной череды вариантов. Вместо того чтобы перерыть весь интернет и ближайшие магазины в поисках идеального авторадио, спросите у друга доволен ли он своим? Если доволен он, то будете довольны и вы.

Эффект высоких затрат

Представьте, что вы сидите в дорогом ресторане, вы уже сыты, но считаете себя обязанным заказать ещё и десерт. Это «эффект высоких затрат» — если уже было потрачено много времени, денег, сил, то поздно возвращаться назад. Мы часто соглашаемся на более дорогую и не слишком выгодную сделку, если до этого потратили на это дело силы и средства, что не всегда является мудрым решением.



Я и так уже много потратил. Какая теперь разница?!

Совет: Не слишком принимайте во внимание то, что было. Время и деньги уже, в любом случае потрачены, и более умным будет прекратить выбрасывать их дальше. Рационально смотрите на вещи, таким образом вы избежите серьёзного душевного дискомфорта в будущем — признания своей ошибки.

Тенденция к подтверждению гипотез

Для подтверждения теории лучше не доказывать её, а подвергать сомнению.

Многие люди в подтверждение своего мнения приводят только те факты, которые действительно его подтверждают, забывая о других. Эта тенденция к подтверждению гипотез прослеживается также в принятии решений.

Иногда на наше решение оказывает влияние некое «предрешение». Например, планируя проведение вечера, мы сначала собираем информацию о возможности пойти в кинотеатр. И, в конце концов, мы скорее всего пойдём именно в кинотеатр, даже не дойдя до рассмотрения других альтернатив.

Психологический эксперимент: Имеются четыре карточки, на одной стороне которых нарисованы по одной букве, а на другой — по цифре. Они лежат на столе в следующем порядке: D,A,2,5. Испытуемому сообщается, что на карточке с буквой D с другой стороны изображена цифра 5. Проверяя эту информацию, испытуемый убеждается, что это действительно так — теория подтверждена. Но никто не говорил о том, какая буква изображена с обратной стороны на карточке с цифрой 5. При попытке найти вторую карточку с буквой D, 80% испытуемых открывают ту, на которой цифра 5, хотя не было никаких указаний на счёт этого. Налицо — чистая тенденциозность мышления.

Совет: при принятии решения принимайте во внимание только факты, и умейте подвергать сомнениям собственные или навязанные убеждения.

Горечь поражения сильнее радости победы?

Что лучше — новая машина, или более просторное жильё? При выборе мы стараемся представить как мы будем себя чувствовать после принятия того или иного решения, и выбираем то, что, как мы думаем, сделает нас счастливее. Однако, полезно знать, что нашей психологии присущ некий «эффект преждевременного сожаления». Нам свойственно считать, что неудачное решение может принести больше огорчения, чем правильный выбор — радости. Поэтому нам иногда трудно предпринять серьёзный шаг в жизни и мы ограничиваемся какими-то мелкими изменениями.



Не ищите лёгких путей. Проигрывать, на самом деле, не так уж и страшно.

Это доказывает также эксперимент, показавший, что большинство людей примут пари с вероятностью выигрыша 50:50, только если в случае победы они получат как минимум в два раза больше того, что поставили. Например, при ставке 5 евро, они выиграют 10 евро или больше.

Совет: Помните, что бы ни случилось, боль или радость, которое принесёт вам принятое решение, будут слабее, чем вы себе представляете. Не ищите только лёгких дорог — никто не сказал, что неудача вас обязательно постигнет. Но, если что, будьте к ней готовы и знайте, что иногда они происходят из-за случайности, а не только из-за наших ошибок.

Роль эмоций

Эмоции помогают нам быстро принимать решения, когда дело касается нашего выживания. Страх заставляет нас бежать от опасности, неприязнь — выбросить вредную пищу. Но роль эмоций этим не ограничивается — часть мозга, отвечающая за эмоции, активизируется всегда при принятии решений, потому что мозг в этом случае, принимает во внимание так же воспоминания об эмоциях после принятых ранее решений.

Психологический эксперимент: Группе людей было предложено поделить некоторую сумму денег с незнакомцами. Замечено, что люди, испытывающие злобу и раздражение, менее щедры. Эксперимент простой, но наглядный — эмоции — неотъемлемый элемент любого выбора.

Совет: Знайте, что разные эмоции по разному могут повлиять на ваше решение. Например, злоба делает нас импульсивными и склонными к риску. Грусть, наоборот, благоприятствует размышлениям. Депрессивное состояние может привести к совершенно необдуманному выбору. На принятие решения может повлиять даже недостаток сна. Замечено, что в азартной игре невыспавшийся человек более склонен к риску и анализирует больше возможный выигрыш, чем риск проиграть.

Если в момент принятия решения вы находитесь под влиянием сильных эмоций, лучше обратиться к кому-нибудь за советом.

Думайте своей головой..

Даже самые независимые люди могут быть подвержены влиянию авторитета или просто мнению группы людей, если они состоят в этой группе.

Психологический эксперимент: Stanley Milgram из Йельского университета (США) «заставлял» подопытных добровольцев «наказывать» мнимого преступника, сидящего за полупрозрачным стеклом, электрическими разрядами. Целью было проверить на сколько далеко могут зайти люди в пренебрежении своим чувством сострадания под воздействием авторитетного влияния — практически все по настоянию ведущего увеличивали напряжение разряда до тех пор пока «преступник» не терял сознание (естественно притворно).

Совет: Если в данной ситуации вам кажется, что за принятое решение вы не несёте никакой ответственности, проанализируйте ситуацию, может быть вам это только кажется.

..но и доверяйте другим

Обычно мы считаем, что лучше самому принять решение, но психологами доказано, что такое решение принесёт меньшее удовлетворение. Мы нуждаемся чтобы наше решение было эмоционально окрашено также мнением со стороны. То есть, в вопросе совершения выбора, как и во всём остальном, мы нуждаемся в психологической поддержке.

Психологический опыт: Ann McGill из Чикагского Университета предложила одной группе испытуемых делать выбор между предметами, название каждого из которых было дополнено так же четырьмя прилагательными, другая группа людей делала тот же выбор, не имея перед собой никакого описания данных предметов. Последующий опрос показал, что большее удовлетворение от выбора получала первая группа участников. Во второй группе после принятия решения людей беспокоили мысли, что, возможно, они могли бы выбрать что-то и получше.

Совет: Выслушайте авторитетное мнение окружающих о предметах вашего выбора. Как только вы наберёте достаточное количество ответов на вопросы Какие они — эти предметы, вокруг каждого из них возникнет некий эмоциональный ореол, после этого ваше подсознание само склонит вас к тому или иному выбору.

Иногда в жизни случаются ситуации, когда можно полностью положиться на мнение другого человека, если он намного компетентнее вас в данном вопросе. Образно говоря, позвольте доктору решить за вас как вас лечить, а вашему другу-дегустатору выбрать вино в ресторане.

Подсказка подсознания..

Если думать слишком долго, больше риск ошибиться..

Принцип взвешивания всех «за» и «против» в некоторых особо сложных ситуациях может оказаться непосильной задачей для вашего сознания. В таких случаях интеллектуальную задачу мгновенно выполнит подсознание. Базируясь на опыте всей жизни и на наших самых глубинных инстинктах, оно способно за долю секунды оценить все альтернативы и принять правильное решение.

Так что, в некоторых очень трудных ситуациях, если ваше сознание заблудилось в бездне фактов и аргументов в пользу того или иного выбора, просто перестаньте думать и следуйте велению своего сердца.

Но здесь тоже нужно быть осторожным, как уже говорилось выше, если вы находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения, подсознание может «ошибиться», то есть пойти на поводу у эмоций. Не путайте решение принятое «сгоряча» с принятым «по велению сердца».

Измените точку зрения

Эксперимент: Имеется две группы участников. Обращение к участникам из первой группы: «Вы получаете 50 евро, 30 из них вы можете отложить, на остальные 20 мы предлагаем вам сыграть, на них вы можете выиграть ещё 50».

Обращение к участникам второй группы: «Вы получаете 50 евро, но 20 из них вы можете потерять сыграв на них, правда, если повезёт, возможно вы получите ещё 50».

В результате рискнуть двадцаткой согласились 72% участников из первой группы и 37% — из второй.

Я думаю вы уже сами сделали вывод из этой ситуации: всегда анализируйте «под каким соусом» вам преподносят информацию.

1. От входных данных,

2. От уровня сознания человека,

3. От системных взаимодействий.

Вы спрашиваете так, как будто существует однозначный ответ. На самом деле решения человека продиктованы его прошлым опытом и не важно, к чему вы обращаетесь: к разуму или к чувствам, - вы получите такое решение, которое совпадет с прошлыми отпечатками опыта. Это происходит в силу слабости сознания. Сознание не в состоянии перерабатывать все огромное количество информации и по этой причине в процессе жизни создает рамки и фильтры. И любое решение человека - это опора на фильтр прошлого опыта. Если человек живет не для себя, и так привык, - то все его решения проходят, только если подтверждены кем-то другим. Если человек привык полагаться на чувства, то любая другая информация, вроде хорошего совета или объективных данных, будет вычеркнута и недоступна для его сознания. И какова бы ни была объективная реальность, он все равно примет решения, опираясь на свои чувства. Этих программ в одном человеке, как правило, несколько, но не очень много. На них основываются все решения человека. Есть шаблоны, характерные для больших, чем человек, образований – для субкультур и государств. Например, почему психологические позитивистские школы совершенно бесполезны в России? А в России люди исходят от ограничений и бегут от них, сломя головы. Где землю - крестьянам, а власть - народу, где никто не хочет сделать что-либо сам. Где проще засесть в номенклатуру и ничего не делать, а отсюда вся эта бюрократическая желчь и прочее. Отсюда и чисто российские приемы консультирования. Поэтому приезжают ко мне с Запада бизнес-консультанты и говорят: «Р.И., Вы почему никак не оптимизируете вон то предприятие по производству окорочков? Есть столько возможностей, чтобы сделать его эффективным, приносящим большую прибыль». А я отвечаю: «В России самое эффективное – это неэффективность!» Они не понимают. Западный ум не понимает, как это можно: имея такие производства – и не извлекать из них прибыль, позволяя менеджменту приходить к абсолютной стагнации. Для них непонятен фильтр бегства от ограничений. И в психологии та же фигня. Придет клиент и говорит: «Я не могу заработать денег, у меня там апатия и т.п». Сидит специалист экстра-класса и сразу ему строит цели в будущем, эффективные стратегии, говорит: «Давайте помечтаем, а что вы хотите сделать в своей жизни?» И это не работает.

Приходит ко мне кто-нибудь из знакомых и говорит: «Денег нет, бизнес не идет». А я ему: «Ну и сколько еще тебе нужно набрать долгов, чтобы начать шевелиться?» И это срабатывает! Русский народ очень своеобразный. Решения происходят от ограничений, срабатывает только жесткая политика и вертикаль власти, создающая ограничения. Такая нация у нас, принимающая решения только из-под палки, недоразвитая.

Так что же важно знать в принятии решения? Обнаружить свои фильтры, на что обычно вы опираетесь в принятии решений. Опять мы видим, что самосознание и здесь нам помогает. Насколько тонко и точно мы осознаем ПРОЦЕСС принятия решений? (Да простит меня товарищ мой Кэн Вилбер). Какие фильтры для нас характерны? - А они всегда одни и те же. Насколько свободен наш ум, чтобы расширить эти фильтры, дав возможности другим уровням работать в принятии решения? Как использовать все возможные расширенные рамки для опоры в принятии решения? Насколько широко можно разгуляться в этом?

Человек, не знающий, какие рамки управляют его решениями - зомби. Зомби от других людей, зомби от внешнего мира, в общем - продукт «производства».

25. Что такое медитация?

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

1. Что такое реализация человека?

На сайте сайт читайте: 1. Что такое реализация человека?...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Какие цели реализации человека?
Сейчас, когда в большинство человеческих тел происходит массовая миграция животных душ, сложно говорить о каком-либо развитии в целом. Не так много людей рождаются на Земле, таких, для которых чело

Какие способности нужны для достижения высшей точки возможного развития человека?
Цепкая внимательность во внешнем и внутреннем мирах (навыки сосредоточения сознания, объектные медитации прежде наблюдения). Способность наблюдения вне системы или процесса, который наблюд

Что мешает достижению просветления? Возникает ли просветление, если ничего ему не мешает?
Хотите банальный ответ? Да оно только так и возникает, когда нет шаблонов и концепций, заставляющих сужать границы своего Я. Просветление-то всегда существует в человеке, даже когда он об этом не з

Как мы можем понимать, что подходим к просветлению ближе или, наоборот, удаляемся? Как человек может определить, что он нашел или достиг?
Если он определяет, значит, он не достиг. А если он еще и достигает – то он не достигнет никогда. Просветление притягательно тем, что оно может принести человеку ответы на все его

Что такое духовный опыт и в чем его отличие от обычного опыта?
У меня нет духовного опыта и, скажу более, - бездуховный опыт помог мне гораздо больше на моем пути. Все эти духовные спекуляции парализуют осознанность человека. Делают его ум однонаправл

В чем смысл духовного развития?
Не вижу в нем смысла, это просто замена бездуховной концепции на духовную. А идея - она всегда остается только идеей, маской или стилем жизни, не выходя на уровень корневой трансформации человека.

Откуда взялись те многочисленные проблемы, которые мы пытаемся преодолеть с помощью духовного Пути?
Я не думаю, что существует какой-то духовный путь. Если человек начинает создавать галлюцинации любви и света вокруг себя, это напоминает бегство от себя в какие-то духовные иллюзии. Поэто

Что служит толчком к духовному развитию?
Дисгармония. А еще - смотря к какому толчку? Надо понимать, что иллюзии, вроде любви и света, тоже могут генерироваться людьми, которые сосредотачивают силы своего ума на подобных началах. Они во ч

Для чего мне нужны ваши ответы?
Все постигается у источника. Никакие вторичные люди, интерпретаторы в саморазвитии не помогут. Надо всегда идти к самому источнику опыта. Все вторичные люди – это производство зомби, духовных или б

Как происходит процесс развития сознания? Как сознание развивается до просветления, как после просветления (по этапам)?
Все завязано на теле человека, физическом теле. Наверное, кроме тела и нет никаких помех. Развитие сознания - это развитие для другой формы жизни. Человек двигается от камня к растению, от растения

В чем механизм духовного развития, реализации, просветления?
Зависит от того языка описания, который выбран. Есть бесконечно свободное пространство творчества, где сознание может принимать любые формы. Развиваясь, сознание учится принимать эти формы: от мень

Душа - это иллюзия?
Это иллюзия - если вы просветлены. И это реальность со своими энергиями и задачами, если вы механическое существо. Ответить на этот вопрос можно с разных уровней сознания. И будет как минимум семь

Что такое реинкарнация?
Как бы это попроще выразить? Это биологический заряд чувств, мыслей и физического тела, который освобождает место для кого-то другого, занимая чье-то место в зависимости от изменений, достигнутых в

Может ли человек видеть будущее, прошлое? Все картины происходящего во времени существуют одновременно?
Человек может видеть картины любого времени, так как обладает внутренним временем и сознанием, которое по сути своей квантовое. Человек окружен тысячами параллельных миров, и многие вещи с

Что такое Бог? Есть ли у Бога эго?
Наверное, это какие-то концепции про бога. Нет у него ни того, ни этого. Но если вопрос в том, может ли человек обращаться к Богу и просить что-либо, тогда да, такой Бог существует. В этом


Описание зависит от критериев человека, лингвистической структуры, которой пользуется тот, кто описывает. Могут быть очень сходные описания, но по языку совершенно отличные. Иерархию надо понимать

Зачем нужно было творить мир? И был ли он когда-то сотворен? Если был, то кто об этом знает?
И не сотворен и сотворен. Надо осознать, что не существует ответа на этот вопрос на уровне бинарной логики слов. Ответ может придти изнутри, если дать практику, позволяющую адепту


Это может понять только практикующий, в теории невозможно на это ответить!!! Сознание многомерно, а слова бинарны. Нет ответа на уровне формальной, утилизирующей логики коры.

Что такое смерть? Что происходит после смерти?
Смерть - это приятное состояние, после которого человек теряет сознание и просыпается в тонком теле. Он видит своих близких и место, где лежит его мертвое тело, тусуется там пару-тройку дней, а зат


Почему не понадобится? И, во-вторых, животные души должны как-то развивать свое ментальное тело, без науки это невозможно. Наша планета в технологическом смысле очень отсталая, поэтому мы много вре

У России особый путь?
Да мы все особенные, так себя любим, что от зеркала оторваться не можем (иронично). Думаю, специфика России в том, что люди здесь не привыкли брать на себя ответственность. За свою жизнь,

Одобряете ли Вы в качестве цели пребывание в чистом присутствии (чистой осознанности)? Если нет, то почему?
Не одобряю. Потому что чистая пластинка существует для того, чтобы на нее записывать музыку! У каждого человека своя музыка, свое биение, и если человек ничего не записывает, а пр

Человеку необходима цель, или можно просто идти, реализуясь по пути?
Точная цель! Максимально конкретизированная, чтобы человек мог понять, движется он или нет. Если человек не может ответить на вопрос: «А как я узнаю, что я не нашел?» - то он будет искать просветле

Какие причины и механизмы возникновения негативных мыслей и эмоций?
В большинстве случаев - это тонкое заражение от других людей или пространств. Если человек умеет наблюдать свое сердце, он сможет не пускать или пускать те или иные вибрации, приходящие извне, но н

Нужно ли устранять негативные эмоции волевым усилием? Стоит ли ставить устранение негативных эмоций как цель?
Во-первых, негативных эмоций не существует! Человек часто достигает высоких результатов в работе, выживании или в духовном как раз благодаря негативным эмоциям, во время искушений, или когда испыты

Как избавиться от негативных эмоций и мыслей? С чего начать работу по устранению от негативных автоматических эмоций?
Все, что приходит к человеку, зачем-то ему нужно. Избавляясь от входящих сигналов, как отрицательных, так и положительных, человек блокирует информацию извне!!! Таким образом, подавляя входящие или

Нужно «бороться» с эго, или нужно с ним «дружить»?
Дружить только. Вокруг эго прописана ваша индивидуальная голограмма: разрушив ее, вы сотрете себя с карты мира. Эго удерживает сборку сущностей, которые обеспечивают базовые автом


Таких ищущих меньшинство. Они думают, что идут сами, но это заблуждение. Мастер всегда есть, если не рядом, то где-то. Не всегда люди знают, что у них есть Мастера. Без Мастера не

Что дают инициации, посвящения, наличие Учителя?
Очень многоJ. Кредит энергии и осознанности в те области и энергоцентры, в которых осознание ученика отсутствует. Инициации дают возможность сознанию ученика работать в этих темных углах,

Какие практики для этого наиболее действенны?
Конкретные практики не существенны, так как не существует ни одной практики, которая была бы на 100 % идеальна. В процессе развития и интеграции человек сам шкалирует, какая из техник разрушает его

Если весь день йогой или развивающими методиками заниматься, а, собственно говоря, работать когда?
А цель-то у вас какая? Йога - разве это не соединение? Или для вас йога - это уход в другую действительность? О каких развивающих практиках вы говорите, если ставите их вне своей жизни? Чего они то

Как жить вместе с развивающимся, как и я, человеком, и избежать ловушки «зарплата, собака, здоровая семья»?
А это для вас ловушка? Ну тогда… ничего не поделаешь. У меня был прекрасный собак, йоркшир Патрик, - он многому меня научил. Правда, йорки срут и ссут везде, но что поделать, жизнь такая. Раз для в

Расскажите, пожалуйста, про женский путь. В чем его отличия от мужского пути, в чем особенности каждого из этих путей?
Да конечно, я забыл, мы все такие особенные. От своей особенности просто пухнем. Вопрос в стиле: «Расскажите мне, как я особенна?» Да, вы - особенны, вы уникальны, вы необычны, вы неподраж

Пропали все мотивации: все кажется бессмысленным. Как придать чему-либо смысл или во что-то поверить?
За вас никто смысл вашей жизни не придаст!!! Это вопрос вашей ответственности! Какой нарисуете - такой и будет. Никакой не нарисуете - никакого не будет!!! Смысл – это ваша работа, не требуйте этог

Что такое мотив, откуда он берется, и можно ли его самому создать? Как мотивы связаны, если связаны, с возрастом человека?
Умеханического человека связаны с возрастом. Одни мотивы создает сам человек, другие создает его карма. Если человек владеет линией времени, он сам создает и себя в будущем времени, и любу

Йога подавляет сексуальность?
Смотря какая, йога - очень широкое понятие. В классическом смысле возникновение йоги продиктовано «индийскими» властями. Их в свое время обеспокоило, как много разрозненных тантриков бродит по стра

Как различать в общем внутреннем потоке что есть интуиция, а что ей не является?
1. Интуиция не связана с размышлением в силу того, что слова утилизируют чувства. 2. Нужно отличать интуицию как прошлый опыт (фильтры прошлого опыта) от проблесков провидения. Ра

ИНТУИТИВНЫЙ СОВЕТ ВСЕГДА СООБЩАЕТ РЕСУРСНОСТЬ
Виды сигналов: а. Внутренний голос б. Мечты в. Эмоции (хорошие ощущения) г. Телесные реакции (например, ломит зубы) д. Озарения типа «эв

Вибрационный паттерн создает магнетизм вокруг себя и автоматически провоцирует ситуации во внешней жизни человека.
Базовые пресуппозиции и-коучинга: Гармония и-коуча выявляет на внутреннем зеркале равновесие и-коуча, зажимы и изломы клиента. Чистое сознание и-коуча спосо

Как наиболее эффективно пользоваться интуицией? Как развивать интуицию?
Медитировать тонко. Без ориентации на определенную технику. Сложно настраивая весь инструмент «МЕДИТАЦИЯ». Потому что в медитации все имеет значение: от того, как вы почистили зубы, до настроения п

Не это ли голос ангела-хранителя?
Нет, ангелы - это совсем другое. Если они решают вам что-то сказать, вы не сможете их не заметить. Такова природа ангелов: они очень громоздкие и большие существа. Летающие слоны микрокосма! Ангелы

Как правильно подобрать подходящую именно для тебя практику? Объясните на пальцах, что такое медитация?
Медитация - это термин. Надо понять, а откуда вообще эта медитация выросла? Все очень просто: борьба за выживание и эволюция. В процессе эволюции человек и человечество развиваетс

Медитация - неужели это неестественные состояния человека?
Естественное, но человек-то разве естественен в наше время? Полная самореализация тоже естественна для человека, ну и что? И опять путаница: а что именно вы подразумеваете под медитацией?

Что есть такое осознанность? Чем осознанный человек отличается от неосознанного? Каковы критерии правильного развития осознанности?
Я не нахожу каких-либо характерных внешних, поведенческих отличий между осознанным и не осознанным человеком. И тот, и другой могут выполнять самые разнообразные социальные функции. Но различие все

Что такое карма? Бывает ли хорошая или плохая карма?
Это заряд энергии-информации, который прописан глубоко в «душу» человека. Этот заряд реализуется в бессознательных тенденциях и реакциях человека, во влиянии чувств и эмоций на принятие ре

Какие наиболее опасные типичные ошибки, которые человек совершает при работе над собой?
Думает, что существует какой-то Путь, что он может сделать что-то для этого пути, что методы будут работать, что книжки надо читать. Забывает, что все это костыли. Самая, пожалуй, большая

Как можно описать «формулу неуспеха»?
Вот классическая цепочка неудачников пути: хочу просветлеть/ медитирую/ блаженствую/ мысли ушли/ карьера ушла/общество меня не понимает/ я один такой умный/ я очень продвинутый/ мое мнение много зн

Можно ли с помощью практик (йога, цигун, прочее) разрешить различные проблемы в жизни? В личной, социальной и т.п.
Не вижу связи между психотехникой йоги и социальной успешностью. Хотя могу предположить, что есть такие люди, которых йога научила сосредотачивать свой ум, и если впоследствии они отказались от йог

Что означает быть высокоразвитым, психологически зрелым человеком?
Соответствовать шаблону эмоциональной и психологической компетентности, характерной для взрослого человека. Перестать заниматься самоутверждением и начать не спеша разбираться в жизни. Прежде всего

Правда ли, что попытки какой-либо трансформации обречены на провал, пока не подтянешь нравственную составляющую?
Если нравственность это: не убий, не укради и тому подобное, - то такая нравственность может оказать поддержку на пути, так как эти заповеди позволяют аккумулировать больше энергии и не тратить их

В каких случаях не нужно заниматься развитием тонких энергетических способностей?
Когда это становится самоцелью, а не следствием расширенного сознания. Когда люди начинают использовать примитивные способности, которые не связаны с развитием осознания. Ну, к примеру: мы

Как духовное развитие человека связано с особыми возможностями?
Все особые способности - это следствие безграничного ума. Ни один уважающий себя мистик Тибета не выходил из пещеры для медитаций до тех пор, пока не проявлял сверхсилы, то есть пока не ос

Расскажите, пожалуйста, схему открытия внутреннего зрения: этапы, последовательность раскрытия глубины.
У каждого человека это будет происходить особым образом. В зависимости от того, что именно не хватает человеку для утоньшения своего восприятия. Человек состоит из множества компонентов. Я уже, нав

Что лежит в основе ясновидения или яснослышания?
Расширение диапазонов репрезентативных систем. Умение использовать энергию верхних центров. В основе любых способностей лежат простые принципы. Никаких секретов об этом в мире давно уже нет. Тантра

Может ли целью "выхода в астрал" являться простое любопытство? Какую цену при этом надо будет заплатить? КОМУ?
Скорее всего, платить надо будет своему дефективному сознанию. Ведь часто люди выходят в транс чисто технологическим путем, за счет какого-то конкретного метода, а такие точные методы ничего не име

Как защитить себя от энергетических вампиров?
Лучший способ - перестать защищаться и больше внимания уделять самосознанию: почему так? Энергетические вампиры возникают, когда у человека нет осознанности в бушующих в нем комплексах. Ес

Каковы основные правила защиты энергетической оболочки от вредных для нее влияний?
Почему яды иногда полезны в малых дозах? Гомеопатия работает? Я иногда думаю: наверное я такой оттого, что моя мама, когда была беременна, искупалась в реке, где до сих пор рыба дохнет. Чт

От кого нам следует энергетически защищаться и как? Чьи благотворные энергетические воздействия нам следует привлекать к себе и как это делать?
Защищаться надо от своего больного ума и воображения. Привлекать к себе никакие благотворные воздействия не нужно, так как они и так уже в нас самих. Если вы раскрываете свои высшие тела,

Как развивать энергетику?
Нет никакой энергетики, это маркер для развития сверхсознания. Никакой энергетики НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Вы просто учитесь выходить за размеры привычного Я и расширяете возможности своих чувств. Вы можете

Каким образом можно вспомнить предыдущие жизни, и может ли это помочь в нынешней жизни?
Есть несколько искусственных способов путешествия в прошлые жизни, начиная от гипнотической регрессии до хитрых тантрических техник. Но все это не ваше, все это не часть вашего самосознания и естес

Как Ваше учение как-то объясняет такие явления, как телепатия, перемещение в пространстве во время транса?
У меня нет учения. У меня даже нет семинаров или последователей. Недавно я провел, правда, пару практических воркшопов за рубежом, но в России я читать ничего в ближайшие 10 лет не собираюсь. Я про

Что такое эгрегор: существует ли такая вещь, и как их использовать? Как Бог взаимодействует с эгрегорами?
Бог никак ни с кем не взаимодействует. Но люди и системы, взаимодействуя друг с другом, создают самоорганизующуюся сетку, которую косвенно можно отнести к самой большей системе и назвать е

Как отличить Настоящего Учителя от ложного?
Не думаю, что человек, который ищет Учителя, сможет его найти. Он сможет найти только проходимца. Сам поиск какого-то Учителя говорит о том, что он не видит и не замечает те знаки, которые его окру

Каким образом можно "разглядеть" в человеке "просветление", если ты не являешься видящим?
Рост пробужденности осознания при отсутствии ощутимого энергетического влияния, как правило, говорит о высоком мастерстве собеседника. Мастера легко вычислить, даже если вы не являетесь ви

Реально ли в наше время найти учителя?
Реально в любые времена. Просто учителя нашего времени ведут себя скромно, особо нигде не обучают, ведут незаметный, обычный образ жизни, не пишут книг и не собирают вокруг себя людей. Это происход

По каким признакам отличаются мастера от других людей – может быть, своей нравственностью?
Способностью анализировать и осознавать всю сложность взаимодействия систем. Достижение понимания всей сложности механизмов бытия. Способность воплощать любое качество сознания, д

Почему просветленные убегают от толпы?
Не всегда, бывают и мазохисты, которые любят повисеть на кресте. Люди ненавидят правду и воспринимают ее как прямую агрессию в свой личный адрес. Люди ищут идолов, а не развития.


Пустыня. Моисей со своим народом спасается от египетской армии. Впереди встает Мертвое море. Моисей объявляет привал и вызывает Верховного Главнокомандующего. Моисей: Египтяне в двух часах ходь

Из всей существующей эзотерической литературы какие книги Вы бы посоветовали почитать на начальной стадии практик и на более продвинутой?
Не считаю практику практикой. Настоящая практика - это самосознание, все остальное - это навыки, которые ведут к способностям, а не к пробужденности. Любые навыки, если их не поддерживать практикой

Есть ли логичный, последовательный, поэтапный, чётко определённый и понятный для ума путь саморазвития?
Такого пути не существует. Существует индивидуальный путь, он прописан в вашей душе, и Мастер видит этот четко определенный путь, но не вы. То есть такой четко определенный путь есть, но о

Насколько эффективны как техники достижения реализации современные религии? Или для современного человека необходимы новые подходы? Почему?
Да людям наплевать на свое развитие. Программные существа, их какая задача? - Смотреть телевизор, а затем реализовывать программы по достижению идеальной машины, квартиры, семьи, лужайки возле дома

Какое/какие образования нужно иметь, чтобы открыть собственную духовную школу?
Зачем ее открывать, что за бред. Это же не бизнес, чтобы его открывать. Что за детские идеи учить людей, это колоссальная ответственность и огромная энергетическая нагрузка. Никакое светское образо

Как мастера относятся к аскетизму, затворничеству?
Положительно, если на какое-то время: неделю, месяц и т.п. Если это уединение служит какой-то технике, практике, благословлено учителем. Когда ученик хочет проверить результативность медитации и ст

Какие направления психологии являются наиболее эффективными для работы с комплексами и сложными эмоциональными проблемами?
Во-первых, что такое психология - это институт, который специализируется на выпуске жизнеспособных продуктов. ПРОДУКТОВ! Т. е. психология отвечает на главный вопрос современного человека: как жить

Как экологично пережить «темную ночь души»?
Это зависит, в первую очередь, от характера человека: настырный он или последовательный, активный или нейтральный. Как сам человек относится к тому духовному поиску, в который вовлечен? В Тантрах ч

Почему человек спит, что такое сон, что с человеком происходит во время сна?
То, что я замечаю в среде людей, увлеченных мистикой, - это излишнее внимание к значению сна. Мы слишком много проекций помещаем на это простейшую функцию организма. С практической точки зрения, со

Что такое вера? Что такое вера в самого себя? В мастера?
Вера в Мастера - это проявление неуважения к Мастеру. Если ученик ищет идеал, значит он начинает строить воздушные замки у себя в голове. Сладкие, красивые, светящиеся, но не представляющие из себя

Что такое «пустота» в буддизме?
Вопрос, видимо, от интеллектуала. Пустота в буддизме – это пустота в буддизме. И в вашем уме, возможно, тоже, но я не могу знать этого наверняка… Хотя очевидно, если бы вы медитировали, вы бы знали

Почему возникают периоды высокой работоспособности, радости и силы, а потом слабость и спад?
Это очень личный вопрос, у каждого есть свои причины для этого. Спады и подъемы характерны для людей, которые не разобрались в себе и не выстроили свою внутреннюю энергию, не имеют ясности относите

Почему чаще нам приходится наблюдать не развитие сознания, а его энтропию?
Раз вы так умны, то услышьте банальный ответ. Эволюция и инволюция - взаимозависимые процессы. Которые протекают одновременно в противоположных направлениях. Смотря на что человек обращает внимание

Царство Небесное из Библии, что это такое?
Царство, наверное, какое-то. Ветхий завет - это вообще книга, пронизанная насилием и безумием. Новый завет, тот хоть и противоречив, но все же хоть как-то разумен. А Библия - это какое-то описание

Ваше отношение к занятиям йогой по кассетам или книгам.
Положительное. Сам использую видеокассеты каждое утро, вечер и иногда даже на ночь, так что ответ от человека, знающего видеокассеты назубок. Без книг вообще жить не могу, таскаю их сумками, словно

Как может обычный человек использовать моделирование способностей реализовавшихся людей с помощью третьей сигнальной системы? Каковы первые шаги?
Это вопрос о терминах - словах-лейблах. Например, мы часто считаем, что человек, имеющий высшее образование, умен или профессионален, но в большинстве случаев это не так. И вообще, все мужики не об

Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя производится исходя из числа и значимости принятых им решений. О характере принимаемых в организациях решений свидетельствуют данные табл. 16.1.

Таблица 16.1

Классификация решений, принимаемых организацией

Решения можно оценивать как хорошие или плохие по любому из двух общих критериев: 1) соответствие объективным требованиям к хорошему решению в то время, когда оно принимается; 2) правильность решения, выявляемая позднее. Соответствие решения общему критерию предполагает, что указанное решение:

Действенное и прагматичное, четко определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме;

Выработано в интересах достижения целей организации;


Осуществлено эффективно, т. е. его реализация приносит организации определенную выгоду.

Процесс принятия решений включает следующие стадии:

Выявление и определение проблемы,

Поиск информации и альтернатив решения,

Выбор среди альтернатив,

Принятие решения.

Общая модель принятия решений приводится на рис. 16.1.


Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих определенных условиях:

Существует разрыв между желаемым и существующим уровнями развития (определенное несоответствие деятельности организации ее целям);

Разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно, заслуживает внимания;

Лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв;

Лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва.

На промышленных фирмах выявление и определение проблемы , требующей решения, осуществляется, в частности, в случаях, когда:

Эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом;

Результаты не соответствуют запланированным целям;

Результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.

На необходимость принятия соответствующих мер указывают вероятные отрицательные последствия того, что данная проблема останется нерешенной.

За выявлением проблемы и установлением ее причин следует стадия поиска информации и альтернатив решения . Допустим, выясняется, что размер прибыли предприятия в определенный период сокращается, разрыв между себестоимостью продукции и ценой продажи начинает сужаться. Собранная руководителем информация указывает на то, что причиной сокращения разрыва является увеличивающаяся себестоимость продукции за счет роста затрат на сырье, эксплуатацию оборудования и оплату труда работников. Возможные альтернативы решений могут быть следующими:

Уменьшение стоимости сырья посредством рационализации методов его приобретения;

Уменьшение стоимости сырья путем перехода к собственной его добыче;

Сокращение производственных затрат благодаря использованию более эффективного оборудования;

Наем более дешевой рабочей силы.

Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой. Если проблема старая, руководитель может использовать прежние программы и модели решения. Если проблема новая, следует активизировать поиск и вырабатывать достаточное число альтернатив с тем, чтобы обеспечить наибольшую обоснованность намечаемого пути. Существенную помощь в накоплении и учете необходимой информации должен оказать анализ внешней среды предприятия в текущем и перспективном периодах (рис.16.2).

Способы выбора решения среди альтернатив делятся на удовлетворительные и максимизационные. В первом случае решение призвано просто удовлетворить возникшую потребность, во втором – из большого числа альтернатив выбирается наилучшее решение. Сам процесс выбора может опираться на рациональные доказательства, интуитивные представления и на комбинацию того и другого.

За актом принятия решения следует передача его для реализации, организация его поддержки, ассигнование необходимых ресурсов, создание системы обратной связи.

Описанные выше стадии выявления проблемы и принятия решения испытывают на себе влияние разных факторов внутренней и внешней среды организации. Укажем прежде всего на факторы непосредственной ситуации, вызывающей принятие решения. Это значимость решения и давление времени. Неверно считать, что все решения имеют одинаковую значимость. На самом деле некоторые из них имеют наибольшую важность, другие – незначительны, третьи – средние по важности.


Относительная значимость решения определяется на основе таких, например, критериев, как число людей, подвергшихся воздействию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия; время, которое руководители затрачивают на обоснование и реализацию решения.

Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, – это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени ). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое число альтернатив. Давление времени влияет также на сам процесс принятия решения. Например, как показывают исследования, руководители при нехватке времени больше внимания обращают на негативные, чем на позитивные, обстоятельства и рассматривают всего несколько факторов при принятии решения.

Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение. Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность–неопределенность». В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат. В таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование и модели.

Другое дело - учет возможных рисков, связанных с принятием того или иного решения. В управленческой литературе наиболее распространенной является классификация, предусматривающая такие риски, как капитальный, селективный, временной, риск законодательных изменений, риск ликвидности, кредитный, инфляционный, процентный. Естественно, что в условиях риска можно предвидеть результаты различных альтернатив. Неизвестна лишь вероятность достижения каждого результата. Задача в том и состоит, чтобы выявлять вероятность каждого результата и на этой основе принимать решения, имея в виду конечный желаемый результат. В ситуации большой сложности и риска принятию решения могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Попытки оптимизации решений привели к разработке нового специфического математического аппарата и возникновению таких областей математики, как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управления запасами, теория больших систем, общая теория систем и др. (табл. 16.2).

В конфликтно-конкурентных условиях некоторые результаты находятся под контролем конкурентов или других групп. В условиях неопределенности вероятность различных результатов неизвестна.

Существует много других способов ранжирования окружающих условий. Например, используются характеристики «простой–сложный», «статика–динамика» и др. К простым относятся те условия, при которых имеется несколько рассматриваемых факторов и небольшое число возможных решений. В сложных условиях приходится иметь дело со многими факторами и большим числом альтернатив. В статических условиях рассматриваемые факторы остаются в основном одинаковыми в течение длительного времени, изменяются предсказуемо и постепенно. В динамических условиях степень изменения факторов весьма значительна. Как показали исследования, факторы «статика–динамика» оказывают большее влияние налицо, принимающее решение, чем факторы «простой-сложный». В табл. 16.3 приведены характеристики степени неопределенности в «простых» и «сложных» условиях, оказывающие влияние на методы и процесс принятия управленческих решений.


Если в условиях определенности используются в основном стандартные, оправдавшие себя на практике методы и приемы принятия решений, то при неопределенности чаще всего привлекаются опыт, интуиция, творческие способности руководителей.

Лица принимающие решения, используют несколько стратегий:

Избегать неопределенности (игнорировать источники неопределенности и делать ставку на лучший вариант);

Сводить неопределенность к определенности (представлять, что будущее будет таким же, как и прошлое, и принимать решения, как в прошлом);

Сокращать неопределенность внешней среды (вести переговоры с источниками неопределенности, последовательно прояснять неизвестные обстоятельства и т. п.).

Принято различать способы принятия решений в зависимости от того на что ориентировано лицо, принимающее решение: рациональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максимальный результат; административный, когда в рамках полномочии руководителя принимается решение, удовлетворяющее минимальным требованиям - интуитивный, когда при принятии решений руководствуются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, предвидением.

Рациональный способ предусматривает, что рассматриваются все альтернативы, как и последствия, которые могут возникнуть в каждом возможном случае. Выбор падает на ту альтернативу, которая обеспечивает максимальный выигрыш. Для того чтобы рационально принимать решения, субъект решения должен:

Знать свои цели и ранжировать их по степени важности;

Знать все возможные альтернативные варианты решения проблемы;

Знать относительные «за» и «против» каждой альтернативы;

Всегда выбирать альтернативу, которая максимизирует достижение цели.

Рациональный способ принятия решений в общей форме можно представить следующим образом (рис. 16.3).

Использование административного способа принятия решения выражается в том, что руководитель исследует альтернативы до тех пор, пока не обнаруживает удовлетворительного решения, т. е. обеспечивающего достижение цели на минимальном уровне. Он выбирает первую альтернативу, которая отвечает поставленным целям. Этот выбор ограничен ценностями, опытом и уровнем подготовки руководителя. Если у руководителя нет альтернатив, которые удовлетворяют минимальному уровню поставленных целей, он снижает значение этого уровня и принимает первую альтернативу Он руководствуется только конкретными обстоятельствами ситуации и своими полномочиями.

При интуитивном способе принятия решения отсутствует систематический подход к выбору альтернатив. Этот способ часто используется творческими личностями. Исследования показывают, что характеристики этих индивидуумов включают большую потребность в независимости, деловой эгоизм, эрудицию, широкие интересы. Это не значит, что только такие руководители являются творческими личностями. Ими могут быть и те, кто использует другие способы принятия решений. Интуитивная форма встречается, когда решение принимается по случаю. Большинство же решений обосновывается с использованием сочетания рационального и интуитивного способов.

Кто должен принимать решение: индивидуум или группа? Существует несколько возможных схем: 1) руководитель может принимать решение один; 2) решение может быть принято руководителем после консультации с другими; 3)те, на кого влияет решение, могут принимать его как группа (руководитель при этом выступает как один из членов группы). Во всех случаях важно соблюдать установленные процедуры, выполнение которых обеспечивает необходимую обоснованность и надежность того или иного решения (табл. 16.4).


При групповом принятии решения обеспечивается участие тех, кого решение касается, и повышается их готовность осознанно выполнять решение. Облегчается координация последующей работы, улучшаются коммуникации, увеличивается разнообразие рассматриваемых альтернатив, расширяется объем используемой информации. Вместе с тем в литературе по управлению отмечаются и возможные недостатки группового принятия решений: оно может быть более длительным, группы могут оказаться менее решительными и чаще идут на компромисс, нередко попадают под чье-то влияние, отдельные индивидуумы могут использовать группу для усиления своего влияния; иногда группы вообще не могут принять решение из-за внутренних конфликтов и несогласия.

Группы лучше всего использовать для принятия решений, когда особенно важна точность. Оперативность важнее в одних ситуациях, точность – в других. Группа часто более точна, чем индивидуум. Не менее важна сплоченность группы с признанной координационной ролью руководителя. Имеется немало ситуаций, когда решение требует многих навыков и опыта, которые не могут быть присущи одному человеку.

На основе научных исследований и обширной практики принятия управленческих решений в последние десятилетия выработан целый ряд методов группового принятия решений, резко повысивших объективность и обоснованность этого процесса. Среди них – мозговая атака, метод номинальной группы, метод Дельфи.

Мозговая атака предпринимается группой как процесс генерирования идей, когда рассматриваются все возможные альтернативы с критической точки зрения.

Метод номинальной группы ограничивает обсуждения или общение друг с другом до определенного предела. Члены группы присутствуют на встрече, подействуют независимо. Вначале ставится проблема, а затем предпринимаются следующие шаги.

1. До того как начнется обсуждение, каждый независимо друг от друга записывает свои идеи по данной проблеме.

2. Проводится запись всех идей каждым членом группы.

3. Группа обсуждает идеи, чтобы их прояснить и оценить.

4. Каждый член группы независимо определяет рейтинг значимости всех идей. Окончательное решение определяется как идея с наиболее высоким совокупным рейтингом.

Основное преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет группе формально проводить общую встречу, но не ограничивает независимость мышления каждого.

Наиболее сложным и длительным по времени является использование метода Дельфи. Он сходен с методом номинальной группы с той разницей, что физического присутствия всех членов группы не требуется. Метод Дельфи не предполагает, что членам группы придется встречаться друг с другом лицом к лицу. Этот метод характеризуют следующие шаги.

1. Определяется проблема; членов группы просят дать возможные решения посредством ответа на тщательно составленную анкету.

2. Каждый член группы анонимно и независимо отвечает на первую анкету.

3. Результаты первой анкеты собираются в центре, расшифровываются и обобщаются.

4. Каждый член группы получает копию результатов.

5. После просмотра результатов экспертов просят снова дать свои решения. Как правило, даются новые варианты решений или появляются изменения в первоначальной позиции.

6. Указанные шаги повторяются так часто, как это необходимо, пока не достигается консенсус.

Преимущество метода – независимость мнения экспертов, находящихся в пространственном отдалении друг от друга.

Промежуточное положение между групповым и индивидуальным принятием решений занимает способ, согласно которому руководитель постоянно прибегает к помощи квалифицированных консультантов перед тем, как принять решение. Он осознает необходимость консультаций и знает, как использовать потенциал группы для обоснованного и своевременного решения назревшего вопроса.

Если решительность не значится в списке черт, с которыми вы родились, то не унывайте - вы всегда можете научиться этому полезному качеству и перестать пасовать в те моменты, когда нужно принять решение! Как этому научиться? Почаще принимайте решения, не раздумывая, а также учитесь принимать серьезные и важные решения. Все это позволит вам забыть о чувстве сожаления о том, что что-то пошло не так, как вы того хотели, а также, вне всякого сомнения, сделает вас более решительным человеком!

Шаги

Часть 1

Приучаем мозг к решительности

    Решитесь стать решительным. Чем-то похоже на рекурсию, но факт остается фактом: первым делом вам надо принять решение о том, что вы станете более решительным человеком, и только после этого вы и сможете стать таковым. Если вы от природы нерешительны, то вы так и будете мяться, сталкиваясь с необходимостью принять решение. Становление же решительным потребует от вас более активных и, что важнее того, сознательных действий.

    PПредставляйте себя решительным. Просто представьте. Подумайте, каково это - чувствовать себя решительным, как это выглядит в глазах других людей, когда вы начинаете действовать решительно. Чем больше вы будете себе это представлять, тем лучше и привычнее будет получаться “картинка”.

    • Особое внимание уделяйте чувству уверенности в себе и знакам уважения от других людей. Если вы от природы пессимист, то вам может быть сложно представить себе положительные результаты - тогда просто заставьте себя и не волнуйтесь о том, что люди рассердятся или вы все испортите.
  1. Перестаньте переживать о плохих решениях. Признайте, что каждое решение - это возможность чему-то научиться, даже если какое-то решение приносит с собой совершенно нежелательных результат. Учась видеть пользу в каждом принятом вами решении, вы избавитесь от страха перед неудачными решениями.

    Найдите в себе смелость признать собственные ошибки. Ошибаются все. Я. Вы. Они. Все. Как бы это ни звучало - это факт. Смело признайте и примите этот факт, ведь это не сделает вас слабее! Наоборот, приняв собственную несовершенную природу, вы позволите собственному разуму перестать ее бояться. А когда страх исчезнет и перестанет сдерживать вас, то и вы вздохнете свободнее.

    Поймите, что нерешительность - тоже в определенной степени решение. Что-то да случится, причем вне зависимости от того, активно ли вы этому способствовали или нет. Да, если решение принимаете не вы, то контроль над ситуацией ускользает из ваших рук. В этом-то вся и загвоздка: раз любое решение к чему-то да приводит, то куда лучше для вас было бы принимать решения и сохранять контроль над ситуацией в собственных руках.

    • Пример: вы разрываетесь между двумя предложениями о работе. Если вы не примете решение, то одна компания может просто отозвать свое предложение, и тогда у вас не останется иного выбора, как согласиться на предложение второй компании. А ведь вполне возможно, что именно первая компания была куда лучше для вас. Вы же, упустив возможность принять решение, упустили и возможность в ней поработать.

Часть 2

Ведем себя решительно
  1. Практикуйтесь, принимая решения по маловажным вопросам. Все приходит с опытом, все приходит с практикой - и решительность в том числе. Начните работу над собой с принятия решений по малозначащим вопросам. Практикуйтесь до тех пор, пока на принятие таких решений у вас не будет уходить меньше минуты.

    • Пока что - ничего глобального. Например, подумайте, что есть на ужин или оставаться ли дома на выходных или отправиться в кино. В общем, принимайте решения по тем вопросам, которые повлияют на вас или на крохотную группу людей и не будут иметь далеко идущих последствий.
  2. Переходите к принятию решений в более сложных ситуациях. Итак, простые решения даются вам на ура, а это значит, что пора усложнять задачу и начинать учиться принимать решения по более важным вопросам, причем относительно быстро. Последствия также не должны быть слишком серьезными, главное, чтобы сам выбор теперь было сделать сложнее.

    Заставьте себя принимать решения. Столкнувшись с неизбежной необходимостью принять решение быстро - принимайте решение. Доверьтесь собственному чутью, прислушайтесь к инстинктам. Да, вполне вероятно, что не все ваши решения будут удачными - но с опытом вы будете ошибаться все реже и реже.

    • Собственно, именно на этот этап и приходится большая часть становления решительным человеком. Вам нужно поверить в то, что вы уже можете быстро принимать хорошие решения. Пусть даже сперва результаты принятых решений будут красноречиво намекать на обратное - просто принимайте решения быстро и дальше, и однажды вы накопите, так сказать, “критическую массу” жизненного опыта.

Часть 3

Принимаем более качественные решения
  1. Обозначьте для себя крайние сроки. Когда вы стоите перед проблемой, не требующей немедленного решения, определите крайний срок, до которого вы дадите ответ. Если такой срок уже есть, то придумайте свой собственный крайний срок, который бы находился в границах того, уже существующего.

  2. Соберите как можно больше информации, касающейся вопроса. Вам нужно знать все, что связано с проблемой или вопросом и всеми возможными вариантами. Хорошо информированный человек - решительный человек.

    • Вам придется приложить определенные усилия, чтобы разузнать как можно больше. Сидеть и ждать, что все упадет с неба, просто глупо. Изучите стоящую перед вами проблему со всех сторон - и постарайтесь уложиться в то время, что у вас есть.
    • Порой вы натолкнетесь на решение во время сбора информации. Если так и случилось, то доверьтесь чутью и вперед! Если же решение не нашлось, то, собрав всю необходимую информацию, проанализируйте ее и… да, снова вперед!
  3. Составьте список аргументов за и против. Это даже не дедовский, а чуть ли не прапрапрадедовский способ, что, впрочем, не отменяет его эффективности и в наши дни. Для каждого возможного варианта развития событий запишите все за и против. Когда вы будете видеть возможные последствия, то сможете подойти к процессу принятия решения более объективно.

    • Не забывайте, что не все “за” и “против” равны. Возможно, в колонке “за” у вас будет всего два аргумента, тогда как в колонке “против” - целых десять. Тем не менее, если два “за” для вас по-настоящему важны, а все десять “против” - сущая ерунда, то “за” перевешивает “против”.
  4. Не руководствуйтесь только лишь первым впечатлением. Если ни один из вариантов не кажется хорошим, задумайтесь - а все ли возможные варианты вы рассмотрели? Если первое впечатление или даже жизненный опыт не позволяют вам взглянуть на другие возможные и даже уместные варианты решения проблемы - сделайте над собой усилие и все же подойдите к решению проблемы непредвзято.

    • Конечно, это уместно далеко не всегда. Тем не менее, непредвзятый подход к проблеме полезен тем, что позволяет вам увидеть все возможные варианты решения проблемы, но не мешает при этом понять, какие из них хорошие, а какие - не очень. Если перед вами больше вариантов, то это вовсе не значит, что вы выберете что-то плохое. Это значит лишь то, что у вас появилась отличная возможность сделать хороший выбор, о котором вы раньше даже и не думали.

Новое на сайте

>

Самое популярное