Домой Зубы План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Как жили наши далекие предки. Хозяйство восточных славян и чем занимались наши далекие предки

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Как жили наши далекие предки. Хозяйство восточных славян и чем занимались наши далекие предки

Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу , вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

Утро хозяйки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол. А уж затем готовится еда для семьи – на завтрак, обед и ужин. Печь топится только один раз в сутки, с утра. Поэтому хозяйке надо все предусмотреть и приготовить на весь день.

Утро хозяина

На ногах уже и хозяин. Он ушел на скотный двор, дел у него там тоже немало: убрать навоз, сбросить с повети сено. Тем временем, просыпаются дети и выстраиваются в очередь к рукомойнику.

У рукомойника общий холщовой рукотерник.

И каждый день, утром ли вечером ли, усталая хозяйка и хозяин молились перед образами, поклоны били. Молились о повседневном: чтобы корова благополучно отелилась, чтобы лошадь не обезножела, чтобы дождик на ржаные посевы упал ко времени, чтобы голода не было, и уродился хлеб. А в выходные дни шли в церковь. В каждом селении имелся свой приход .

Список использованной литературы:

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.

Жизнь крестьян состояла не из одних трудов праведных. Деревня умела и отдыхать. К праздникам готовились загодя, его ждали не только взрослые, но и дети. Дети – даже особенно. И не только ради подарков или обильного угощения, хотя здесь, наверное, уместно сказать, что очень уж желанным был для всех любой праздничный стол из-за частых и длительно изнурительных постов. Для крестьянина многие, если не все, народные и церковные обычаи, традиции, обряды естественно и закономерно вписывались в круг его хозяйственной деятельности и духовной жизни, служа своеобразной наградой за нелегкие, порой изнурительные будни.

Как отдыхали наши предки

Девушки на вечеринки приходили с прялками, но делали они это, как говорится, для отвода глаз: много ли напрядешь, если гармошка так заливается, что ноги сами в пляс просятся. Плясали чаще всего четырехколенную кадриль. В перерывах пели песни, частушки, вели беседы, щелкая орешки (позднее появились и семечки). Парни, случалось, на вечеринках баловались винцом, но именно баловались, а не напивались. Отгуляв, таким образом, вечер-другой, переходили в другую деревню, знакомились, приглядывались к соседям и соседкам, задерживаясь там, где находили для себя личный интерес.

Праздничные, да и любые обычные вечеринки затягивались обычно далеко за полночь.

Посетите музей под открытым небом Малые Карелы в выходной и ли праздничный день, и вы воочию увидите, как отдыхали наши предки.

Однако не скучала молодежь и днем. Устраивали ледяные горки и катались с них в специальных санках-чунках. Горки строились на высоком берегу реки, санки улетали с них по льду метров на 300-400. Каждый парень, если он начинал женихаться, должен был обязательно прокатить с такой горки свою девушку. То-то игрище было – с визгом, смехом, если парочка летела в сугроб, что порой и делалось преднамеренно.

Гуляния на Масленицу

А на Масленицу, кроме катаний на чунках, устраивались катания в санях по деревне, да не в одиночку, целыми поездами. Это было прекрасное зрелище. В деревне — был самый настоящий самодеятельный праздник, свое собственное действо, в котором ты и зритель, и артист, сам веселился и других веселил. В гриву каждой лошади их хозяева вплетали яркие ленты, на дугу крепили звонкий валдайский колокольчик, да и сани украшались – кто на что горазд был. Несется по деревне такой поезд – по тридцать-сорок саней сразу – аж дух захватывает! Посмотреть на эту забаву даже немощные старики выходили. А поезд пролетал деревню, задержавшись на какое-то время у ледяной горки, где снова катались в чунках, и мчался к следующей деревне общества. И так — пока всю округу не объедет, не обскачет с шумом, звоном, гамом, с песнями да развеселой музыкой. Незабываемое зрелище…

Престольные праздники

Отмечала старая деревня праздники и летом, даже в дни страды. Это были в основном престольные праздники — в честь того или иного святого, которому была посвящена деревенская церковь. Так что у каждой деревни, если она имела храм божий, был и свой престольный праздник.

На престольные дни в каждом доме варили пиво, готовили закуски и пировали два-три дня. Взрослые люди проводили праздники обычно дома, а молодежь облюбовывала себе место на лугу у реки. Как правило, на такие гулянки собирались парни и девчата из четырех – пяти окрестных деревень. Плясали под разноголосые гармони все ту же кадриль, пели песни, компаниями, в ряд, гуляли по лугу. Гулянье начиналось в полдень и заканчивалось поздно вечером, но нередко продолжалось оно и на другой день. Люди в возрасте тоже приходили вечером на луг, но не петь-плясать, а, прежде всего, присмотреть для своего сына невесту.

Рождественские праздники

Но главные праздники – отрада и украшение деревенской жизни выпадали на зиму. И первым среди них по старшинству и почитаемости шло Рождество. Это был какой-то светлый и радостный праздник, ожидаемый всей семьей. Конечно, необычайно сильную, заглавную, можно сказать, окраску придавало ему религиозное начало: ведь дата рождения Христа – это до сих пор отправная точка и нашего летоисчисления. Но в то же время народное сознание, руководствуясь отголосками каких-то смутных, еще более древних ритуальных обычаев, связывало с этим днем и завершение крестьянином извечного цикла многотрудных работ на земле, и стремление предугадать, окажется ли будущий год благоприятным для земледельца или нет.

В этот день (или канун его) крестьянин брал на заметку многое в природных явленияк: есть ли иней на деревьях, ясный день или метет метель, звездится небо, хорош ли санный путь, полагая, что густой иней сулит обильные хлеба, метель – роенье пчел, а звезды – урожай на горох. Вся эта система примет и поверий наделяла Рождество особым смыслом – таинственным, загадочным, уходящим в несказанно седую древность и полным неясных надежд.

Но зато всеобщее желание наконец-то вкусно поесть и погулять после унылого, надоевшего и изнурительного поста начисто лишало его всякой мистики, делало по земному близким и понятным, да еще каким близким и понятным.

Попробуй, посиди неделю за неделей на киселях да затирухе, не захочешь, да вспомнишь, как строжила тебя бабушка: «Погоди, пост, он подожмет тебе хвост!»

Что верно, то верно, поджимал пост хвосты, хотя и амбар, и клеть не были пусты. Но с наступлением праздника приходил конец и вчерашнему хлебу на столе, и приевшейся картошке в горшке. Мясное заговенье разрешало все: и долгожданные щи с мясом, и обмасленные пышные пироги, шаньги. Но прежде, чем сесть за стол, надо было обязательно сходить в церковь,причаститься.

Свадьбы на селе

Свадьбы на селе чаще всего игрались весной или осенью. В целях обеспечения молодым счастья на протяжении всей свадьбы проявлялось сопротивление ей. До самого свадебного дня противилась происходящему невеста, даже если она шла замуж своей охотой. Отсюда её причитания, которые всегда были импровизацией, не нарушающей строгих традиционных форм. Причитая, просватанная девушка «вопила громко», хлястая руками о лавку и пол». И все воспринимали это как должное, ей говорили: «не наплачешься за столом, дак наплачешься за столбом».

Сопротивление свадьбе исходило не только от невесты, но и от «приходящих» — односельчан, в день свадьбы провожающих невесту из родной деревни. Они загораживали дорогу свадебному поезду, пели так называемые корильные песни, в которых укоряли «жениха, ругали и высмеивали «сватовца» (или «вершника», если он ехал верхом на лошади, возглавляя свадебный поезд»).

Сватовец, сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Все ходил да лукавился,
Не путем, не дорогою,

Ой, не путем, не дорогою –
Стороной обоколицей,
Стороной обоколицей,
Да собачьими тропами,

Ой, все собачьими тропами,
Да звериными нормами,
Все звериными норами,
Все ходил да нахваливал,

Все ходил да нахваливал,
Чужую дальнюю сторону,
Чужую дальнюю сторону.
Все зложейку незнакомую,
Ой, зла –чуда сына отецкого

Старую деревню невозможно представить без песен. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные. Под колыбельные качали люльку с младенцем, под поминальные прощались с умершим.

Использованные источники:

(По материалам книг Плотникова Н. «Выставочные давности» и Ариниан Е.И. «Религия Вчера, сегодня, завтра», а также воспоминаниям старожилов).

Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. Расселение славянских племён шло вверх по течению Днепра и его притокам.
Здесь начинались густые леса - сначала лиственные, а севернее - смешанные и хвойные (об этой природной зоне мы с вами говорили ) . Переселенцы попадали в непривычные условия.

На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три - четыре двора селились вместе.
В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.
В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было.
В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.
Жизнь переселенцев была нелёгкой. Как и все первобытные народы, славяне занимались собирательством и охотой . Они собирали мёд, ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, медведей, в реках ловили рыбу. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды, ловим рыбу. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род.
С давних времён славяне занимались земледелием . Пахали деревянными сохами на быках. Сеяли рожь, пшеницу.

Однако в дремучем лесу пригодные для земледелия поляны встречаются редко, да и земли малоплодородные. приходилось выжигать леса, чтобы очистить место для пашни и удобрить землю золой. Кроме того, постоянно угрожали лесные хищники и "лихие люди" - грабители.
Кроме того, у древних славян было развито бортничество (пчеловодство) . Откуда произошло это слово? Мёд с древнейших времён был товаром, лекарством и одним из главных лакомств. Но добыть его было очень трудно. Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть - обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан.

Борть
Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем.
С древнейших времён на Руси торговали избытками урожая, вывозили их в греческие города на побережье Чёрного моря (на уроке кубановедения мы с вами говорили о них очень подробно).
По Днепру проходил знаменитый в древности торговый путь "из варяг в греки". Варягами на Руси называли воинственных людей с побережья и островов Балтийского моря. Почему вдоль торгового пути возникали города? Посмотрите на карту.
Путь "из варяг в греки"
Дальше путь лежал до Киева, где собирался караван ладей, а затем в Византию, куда везли меха, зерно, мёд, воск.С берегов Балтийского моря купцы по реке Неве плыли в Ладожское озеро, затем по реке Волхов - в озеро Ильмень и дальше до истока реки Ловать. Отсюда до Днепра ладьи перетаскивали посуху волоком. Пострадавшие от волока ладьи на берегу Днепра смолили. На этом месте возник город Смоленск.

Караван сопровождала сильная охрана. В низовьях Днепра были речные пороги, приходилось вновь вытаскивать ладьи на берег и вновь волочить их. Здесь и поджидали караваны степные кочевники, которые грабили купцов, брали в плен путников.
Миновав пороги, караван выходил в Чёрное море и плыл к городу Константинополь (Стамбул).
Вдоль торгового пути возникали новые города, различные производства, к ним тянутся окрестные жители. А путешественники знакомят население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями в мире.
Заселяя новые земли, люди давали названия новым рекам, городам, посёлкам, горам.
Расселение Восточных славян по Восточной Европе носило мирный характер, однако на них часто нападали племена кочевников. Поэтому славяне были вынуждены осваивать науку войны. Высокие крепкие славяне были известны как храбрые воины. Сражаясь с врагами, они заманивали их в непроходимые лесные дебри и болота.
Постоянная борьба с кочевниками уносила тысячи жизней и отвлекала от мирного труда. И всё же славяне медленно, но упорно двигались по пути образования государства.

А теперь предлагаю проверить усвоенные знания, ответив на вопросы викторины.

Жизнь любого человека сильно зависит от окружающей его обстановки, природных условий, климата. Не была исключением и жизнь древних славян. В целом она была очень простой, самобытной. Жизнь шла своим чередом, размеренно и непринужденно. Но, с другой стороны, приходилось выживать и искать пропитание себе и своим детям ежедневно. Так как жили наши предки – славяне?

Земледелие

Жили они близ рек и других водоемов. Причина этому – нужда в большом количестве воды, да и земли там очень плодородны. Особенно могли похвастаться такими землями южные славяне. Поэтому одним из их основных занятий было земледелие. Основными выращиваемыми культурами были просо, гречиха, лен. Для обработки земель имелись специальные приспособления: мотыги, борона, соха и другие. У славян было несколько видов земледелия (например, подсечно-огневое). Оно отличалось в разных регионах проживания. Чаще всего жгли деревья в лесу. Образовавшаяся зола шла на удобрение. После того, как земля «уставала» (обычно через три года), переходили на новые территории.

Жилище

Славяне старались селиться так, чтобы вокруг были крутые склоны. Это могло спасти их от нападений врагов. С этой же целью вокруг жилищ ставили частокол. Его делали из бревен.

Как известно, на территории современных России и Европы бывают морозные зимы. Поэтому свои жилища (шалаши) славяне на этот период утепляли глиной. Внутри разжигали огонь, для дыма были предусмотрены специальные отверстия. Позже уже начали строить настоящие избы с печью. Но изначально такой ресурс, как бревна, был доступен только славянам, живущим возле леса.

Что касается предметов домашнего обихода, то они были также сделаны из разных пород деревьев (это и посуда, и столы, и скамейки, и даже детские игрушки). А одежду шили из льна и хлопка, которые сами и выращивали.

Жизненный уклад

У славян с течение времени образовался родоплеменной строй, родоплеменные отношения. Единицей, или ячейкой был род. Это совокупность людей, объединенных родственными связями. Сегодня это можно представить так, как будто все дети родителей со своими семьями живут вместе. Вообще для жизни славян была характерна сплоченность, все делали вместе и сообща. Когда возникали трудности или споры, но они собрались на специальном собрании (вече), где старейшины рода решали проблемы.

Питание

Если славяне в основном то, что вырастили и поймали сами. Готовили супы (щи), каши (гречневую, пшенную и другие). Из напитков пили кисель, квас. Из овощей использовали капусту, репу. Картофеля, разумеется, еще не было. Готовили славяне и различную выпечку. Самыми популярными были пироги и блины. Из леса приносили ягоды, грибы. Вообще лес для славян был источником жизни. Оттуда брали и дерево, и животных, и растения.

Охота и скотоводство

Важно отметить, что наряду с земледелием наши предки занимались и охотой. В лесу обитало множество зверей (лисы, зайцы, лоси, кабаны, медведи). Из них извлекали двойную выгоду. Во-первых, мясо шло на еду. Во-вторых, шерсть и мех животных – на одежду. Чтобы охотиться, славяне сооружали примитивное оружие – лук и стрелы. Также немаловажной была и рыбалка.

С течением времени появилось и скотоводство. Теперь за животными можно не бегать, они жили рядом. В основном у славян были коровы и свиньи, а также лошади. Скотина также приносила много пользы для человека. Это и вкусное мясо, и молоко. А крупных животных использовали и в качестве рабочей силы на полях, и в качестве транспорта.

Досуг славян

Отдыхать тоже надо уметь! Как же развлекались наши предки? Во-первых, из дерева они вырезали различные картины, затем придавая им яркий цвет. Во-вторых, любили славяне и музыку. У них были гусли, дудки. Все музыкальные инструменты, разумеется, также изготавливали из дерева. В-третьих, женщины ткали и вышивали. Ведь вся одежда у славян всегда была украшена причудливыми орнаментами и узорами.

В заключение

Вот такой и была жизнь древних славян. Хоть она и не была наполнена простыми бытовыми удобствами, но она была. И была не хуже, чем у других племен, развивавшихся параллельно со славянами и часто имевших лучшие условия. Славяне смогли освоиться, смогли перешагнуть на следующую ступень. Вряд ли современный человек смог бы выжить в то время без всех своих удобств, которых уже не замечает. Поэтому давайте уважать и чтить память наших предков. Они сделали то, чего не смогли бы сделать мы с вами. Мы обязаны им тем, что имеем на сегодняшний день.

Специальный репортаж - Один в прошлом.

Один в прошлом - Особенности древнерусской еды.

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: «Как жили наши далекие предки».

Цели:
- создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешности, быте и занятиях;
- способствовать развитию внимания, мышления, речи; воспитывать интерес к истории своего народа.

Планируемый результат обучения
Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Познавательные УУД:
. формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
. формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД.
. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
. формулировать собственное мнение и позицию;
. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД.
. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
. формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
. формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
1 этап.
Оргмомент. Эмоциональный настрой и мотивация

(2 мин.)
- Встали. Подравнялись. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их (кивок головой). Повернитесь ко мне, настройтесь на работу, тихонечко садитесь.
- Сегодня на уроке вы работаете в группах. За слаженную работу группы отвечают руководители, которых вы выбрали заранее.
Встаньте, мы на вас посмотрим. За активную работу на уроке, группа будет получать жетоны. В конце урока руководители оценят работу каждого члена группы, и мы подведем итоги работы каждой группы.
- Начать урок мне хочется словами «Знание - к мудрости ступенька».
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию, и может быть, вы ещё что-то добавите.

Ответы детей: (Когда много знаешь, становишься умнее, мудрее, даешь правильные советы, стараешься обдумывать свои мысли, решения, стараешься не делать ошибки, учиться на них и т.д.)

2 этап.
Актуализация опорных знаний

(4 мин.) А) Проверка домашнего задания (фронтальная работа)
- Что было задано на дом?
(Используя план рассказа о степи, составьте рассказ о зоне смешанных лесов).
(Рассказы детей по каждому пункту плана. Обобщение, вывод)
1. Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идет на запад, расширяясь к северу и югу. Равнина, обилие рек.
2. Лесная зона находится в умеренном климатическом поясе, здесь хорошо выражены все 4 времени года. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. Для лесной зоны характерны обильные осадки. Частые дожди вымывают из почвы питательные вещества, она становится цвета золы и называется подзолистой.
3. Растительный мир разнообразен…
4. Животный мир разнообразен…

1. Географическое положение
2. Климат и почвы.
3. Растительный мир
4. Животный мир.
5. Занятия людей.

3 этап.
Постановка учебной проблемы, планирование

4 минуты - Что знаете о жизни людей в этой природной зоне. Откуда вы об этом узнали?
- Как называют людей, которые живут в одно время с нами? (Современники)
- А кто знает, как называют людей, которые жили до нас, перед нами, на нашей территории? (Предки)
- А, что вы знаете о жизни наших далеких предков?
(Подумайте, так ли хорошо вы знаете о жизни наших предков? Почему? (Жили очень давно?)
Поднимите руку, кто хотел бы узнать о жизни наших далеких предков?
- Может вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока?
- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник стр. 139. Прочитайте название темы урока.
«КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ»
- Совпало ли наше предположение?
- Что бы вы хотели узнать о жизни наших далеких предков?
- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки?
- Вспомните, из каких источников люди черпают информацию? (интернет, книги, журналы, газеты, ученые…).
- Как называется наука, которая изучает жизнь людей в далеком прошлом…
- Сегодня на уроке мы и попробуем найти ответы на вопросы:
КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ?
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО?
Используя учебник окружающего мира, географические и исторические карты, карточки с дополнительной информацией и рисунки.
Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка
Формулировка темы урока.
Мотивация, побуждение к поиску

4 этап.
Открытие нового знания

(15 минут мин.) Первая группа, будет искать ответ на 1-й вопрос
Вторая группа, будет искать ответ на 2-й вопрос
Третья группа, будет искать ответ на 3-й вопрос
Четвертая группа, будет искать ответ на 4-й вопрос
Перед вами конверт №1, с указанием, на какие вопросы вы должны найти ответы и где найти информацию по вопросу. Ваша задача подготовить сообщение и выступить с ним перед классом. Руководитель группы определит выступающего. Кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Практическая деятельность учащихся - работа с текстом учебника, карточками, картинками, картами.

5 этап.
Применение нового знания. Первичное закрепление

КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ? (Ответить на вопросы по плану)
1. Рассказать о значении слова «славяне».
2. Внешний вид славян.
3. Черты характера.
4. Верующие ли были люди (привести пример)
5. Мужественными ли были?

КАРТОЧКА №1. Сведения о славянах:
Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне». Славяне - «славящиеся», славные, гордые люди, прославившиеся как своими подвигам, так и славой своих доблестных предков.
По описаниям иностранцев, славяне были рослыми людьми, красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щёках играл румянец.
Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя. Наши предки были глубоко верующими людьми. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников, они никогда не нападали первыми, всегда защищали свои земли.

ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
1. В каком климатическом поясе жили славяне.
2. Показать на исторической карте место первого появления древних славян.
3. Рассказать, как выглядел поселок древних славян.
4. Почему селились по берегам рек?

1. Учебник стр.139 (1 и 2 абзацы), историческая карта. Картинка.
2. Карточка:
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Реки служили дорогами, которые связывали славян с другими народами. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
Учебник стр. 139 (3 абзац), стр.140 (1 абзац)
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО? Учебник стр.140 (2 абзац). Карточка. Картинка.
1. Как жили.
2. Как выглядела изба.
3. Из чего делали посуду.
...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. Посуда была простая и удобная - из дерева. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нем хранили припасы. Женщины варили в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекли хлеб и лепешки. На стол ставили большой чугунок с похлебкой, у всех были ложки.

Итог урока.
- Вы нашли ответы на все поставленные вопросы. Подвести итог хочется такими словами:
«Славный, мудрый наш народ,
Далеко глядит вперед…»
- Почему? (Почему славный, почему мудрый, как вы понимаете «Далеко глядит вперед»)
(Потому что наши предки были… и завещали нам быть такими же.)
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, «Знание - к мудрости ступенька» (получая знания на уроках, мы приобретаем опыт предков, становимся мудрее, должны передать потомкам, чтобы сохранить нашу историю…)
- На память о сегодняшнем уроке у вас останутся наказы древних славян - наших далеких предков.
- Руководители, возьмите конверт №2, раздайте. Прочитаем их.

6 этап. Домашнее задание (1 мин)
- Дома, используя другие источники информации, вы попробуете найти дополнительный материал о жизни наших далеких предков. Открываем дневники. Записываем.

7 этап.
Рефлексия
(3 мин)

Руководители групп, оцените работу, каждого члена группы.
- Подсчитайте количество жетонов. Какая группа была наиболее активна.
- Ну, а теперь выразим свое отношение к уроку.
- Если на уроке было интересно работать и вам все понравилось, поставим человечка на верхнюю ступеньку.
- Если на уроке было интересно, но вам было сложно - на вторую ступеньку.
- Если вам было не интересно и очень трудно - на нижнюю.
Вот сегодня, каждый из нас, продвинулись на ступеньку выше, стал немножечко мудрее, приобретя новое знание.
Спасибо за урок.

Новое на сайте

>

Самое популярное