Домой Зубы М шолохов судьба человека анализ произведения. "судьба человека" - анализ рассказа

М шолохов судьба человека анализ произведения. "судьба человека" - анализ рассказа

Рассказ "Судьба человека", анализ которого мы вам представляем, был опубликован в газете "Правда" в номерах от 31-го декабря 1956-го года и от 1-го января 1957-го года, и это странным образом совпало с его этапным знамением в послевоенной литературе: Шолохов как бы открывал новую, "постсталинскую" эпоху, когда в лучших литературных произведениях в центре внимания оказывались не "партия" и "народ" в абстрактном значении, а человек как средоточие народа, его мудрости и жизненной силы.

История жизни Андрея Соколова - это история трагическая, однако сам образ главного героя рассказа "Судьба человека" не может не вызвать восхищения и удивления. Шолохову удалось создать образ не "советского человека", а настоящего Человека, в котором соединяются лучшие черты русского народа и общечеловеческие черты, присущие любому человеку, отстаивающему своё право на жизнь в страшных условиях произвола, когда, кажется, жизнь мало что стоит и сам человек мало что может. Образ Андрея Соколова убеждает читателя, что это не так, что настоящий человек всегда выше тех обстоятельств, которые направлены против него, что в его душе сокрыты огромные запасы жизненных сил, которые и помогают ему сохранить человеческое достоинство, человечность и нравственную высоту.

Жизнь Андрея Соколова - это цепь страшных потерь, делающих человека бесконечно одиноким. Когда он уходит на фронт, гибнут его жена и дочери, потому что, как говорит герой, "построился я неловко": его дом был рядом с авиазаводом, и "одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку"... Но самый, наверное, страшный удар судьба нанесла ему тогда, когда, казалось бы, всё осталось позади и война уже почти закончилась: "Аккурат девятого мая, утром, в день победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер..." Это произошло как раз тогда, когда отец строил планы, "как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить"... К этому времени герой уже прошел через плен, где вынес нечеловеческие страдания и где проявил себя как необыкновенно мужественный человек, мужество которого вызвало уважение даже у врагов; к этому времени он бежал из плена, пережил потерю жены и детей и радость от обретения сына, и вот оказалось, что дальше жить незачем и нечем.

Душевную силу и стойкость героя рассказа "Судьба человека" Шолохов показывает с помощью детали: узнав о гибели сына, Соколов "качнулся..., но на ногах устоял". Вот только с тех пор взгляд его стал взглядом, о котором автор говорит: "Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника". Однако, по убеждению Шолохова, в настоящем человеке всегда остаются душевные силы, которые позволяют ему не замыкаться в своём горе, а обостренно воспринимать горе других людей, и это сочувствие помогает ему жить даже тогда, когда он, в общем-то, и не видит смысла в своей собственной жизни - он живёт ради других, ради людей, которым он по-человечески необходим. Так было всегда в жизни Андрея Соколова: выжить в плену ему помогали мысли о семье, а оставшись один, он начинает жить ради мальчишки Ванюшки, который остался сиротой после войны. "Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло", - так описывает автор принятие героем решения, изменившего его жизнь и вернувшего маленькому сироте семью и родительское тепло.

Несмотря на убедительность образа главного героя, сам рассказ Шолохова "Судьба человека" отличается рядом фактических неточностей, некоторым приукрашиванием действительности, налётом сентиментализма в описании обстоятельств, и это существенно снижает его художественную значимость, достоверность изображенной в нём действительности. Вероятно, объяснить это можно особенностями образа автора, который, будучи много повидавшим и испытавшим в жизни человеком (ведь далеко не каждому такой человек, как Андрей Соколов, откроет душу!), сохранил способность сочувствовать чужому горю, сопереживать ему: "Я весь превратился в слух”, - говорит автор в самом начале рассказа. О сентиментальности автора говорит и сцена прощания героев: "Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву". Можно ли осуждать автора за это? Нет, конечно, ведь это его авторское право - видеть мир и героев именно так, как он видит, и описывать их так, как он описывает. В рассказе "Судьба человека", анализ которого мы провели, при определённых художественных недостатках, автор проявил себя как писатель-гуманист, создавший цельный, достоверный и привлекательный образ героя, несущего в себе общечеловеческое начало и достойно противостоящего обстоятельствам, которые намеревались разрушить его как личность.

Анализ рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» - это рассказ о невосполнимых утратах, о человечес­ком горе и о вере в жизнь, в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа (встреча с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшкой у переправы через весеннюю разлившуюся реку в начале, прощание в конце с мальчиком и «чужим», но ставшим теперь близким человеком) не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова авто­ром отбирается только то, что позволяет осмыслить отдель­ную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость добро­го, мирного, пронзительно человечного - и бездушно-жес­токого, варварски беспощадного отношения к людям.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор - слушатель, случай­ный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдер­жанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его...

Автор-повествователь в рассказе Шолохова становится активно действующим и воспринимающим лицом. Автор помогает читателям не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает нас к одной из самых сокро­венных тем, проходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ Андрея Соко­лова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» - сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве... Как нашел в донской станице Ванюшу. «Ночью то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, стано­вится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...» Повествование как бы переводится из трагически безна­дежного в тональность, пронизанную верой и надеждой.

Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на чело­веческую долю.

Тема оскорбленного детства издавна в русской лите­ратуре была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке, остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страш­ного и непрощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством.

В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма - не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расста­вание.

Сила добра, красота человеческого открываются в Со­колове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами - неизбежными спутниками войны.

Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье - раздумье много видевшего и знающего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вы­терпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом раздумье утверждение величия и красоты ис­тинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Эти две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле его.

В рассказе довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются и по своему содержа­нию, и по эмоционально-смысловой тональности начало рассказа - вступление, три части рассказа Андрея Соко­лова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя.

В начальном описании возникает мотив тяжелой до­роги. Сначала это дорога автора, который должен был ехать по каким-то своим неотложным делам. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и Ва­нюши. Ведь и они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что дове­лось пережить...»

В каждой части рассказа Андрея есть своя внутренняя завершенность содержания, в то же время в каждой из них звучат общие мотивы; повторяясь, они придают, всему трагедийную напряженность переживаний. Автор показы­вает читателям все новые и новые стороны характера Андрея Соколова в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т.д.

Герой рассказа словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза... был ранен, но оба по легости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то непоказное мужество, челове­ческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека.

Идеология фашизма и войны связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В судьбе Андрея Соколова с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое. Мир­ный человек оказался сильнее войны. Он устоял под со­крушающими ударами самой страшной бури и вышел из нее победителем.

«Судьба человека»


Уже само название рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений. «Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил!.. Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке», - восклицает герой рассказа.

Примечательна композиция произведения. Это так называемый рассказ в рассказе. М.А. Шолохов использует так называемую сказовую манеру.

Рассказчик встречает на Дону мужчину и мальчика. Во время перекура завязывается разговор с путниками. Благодаря ряду колоритных художественных деталей автор с первых страниц рассказа знакомит нас с героями. Мужчина достает памятный кисет с надписью «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы» и сетует на то, что не мужское дело с ребенком путешествовать. Затем выясняется, что тот приходится ему приемным сыном. Образ мальчика, который во время Великой Отечественной войны остался сиротой, чрезвычайно колоритный. Не случайно автор акцентирует внимание на улыбке и светлых, как небушко, глазах ребенка.

Далее следует обстоятельный рассказ о жизни главного героя. Андрей Соколов рассказывает о том, как складывались его семейные отношения. Эта история демонстрирует простое человеческое счастье в работе и хозяйственных заботах: хлопотливая жена, дети, небольшой домишко. Война разрушила все в один момент. Ярким трагизмом окрашена в рассказе сцена прощания Андрея с женой. Она прижалась к нему, «как лист к ветке», всхлипывала и дрожала, «будто подрубленное дерево». Каскад сравнений передает всю глубину горя женщины, провожающей мужа на фронт («глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека», «губы белые, как мел»). До самой смерти будет вспоминать он, как оттолкнул ее в прощальный час.

М.А. Шолохов использует в этой сцене прием развернутого портрета, акцентируя внимание читателя на двух основных деталях: губы и глаза. После сцены прощания героя с женой следует о том, как тяжело пришлось женщинам и детям в тылу. Лишь после гибели семьи понял Андрей Соколов, что та довоенная жизнь в заботах и каждодневном труде и была самым счастливым временем в его судьбе. Через портрет героя М.А. Шолохов мастерски передает его переживания сцены прощания с женой: «Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...» При воспоминаниях у героя сердце «будто тупым ножом режут...»

Редко писал герой домой, избегая жаловаться жене: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Глазами Андрея Соколова показываются в рассказе ужасы войны: стрельба, разрыв снарядов, в клочья пробитая машина. Герой попадает в окружение.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было предвзятое отношение к тем, кто возвратился из плена. Конечно, среди пленных были и трусы, и предатели. Но в основном солдаты все-таки пытались выполнить свой воинский долг до конца, а попали в плен, выходя из окружения или при мощных наступательных маневрах противника. М.А. Шолохов своим рассказом реабилитировал этих людей. Осудить их на фоне многочисленных жертв и увечий было проще, чем войти в то непростое положение, в котором они оказались. Недаром М.А. Шолохов так подробно рассказывает о том, как Андрей попал в плен: герой рассказа выполнял приказ командира доставить боеприпасы на батарею, был контужен и подобран фашистским отрядом. Соколов не мог смириться с участью пленного, пытался бежать, но его снова поймали. Всем ходом развития сюжета рассказа М.А. Шолохов подчеркивает, что Андрей не виноват в том, что попал в плен. Он не был предателем и стойко выносил все лагерные мучения. В то же время писатель не пытается лакировать действительность и не скрывает от читателей горькой правды: в плену некоторые солдаты вели себя недостойно (выдавали взводных, доносили на своих товарищей по несчастью). В то же время это явление не носило массовый характер.

Мужественное поведение Андрея в лагере, умение хладнокровно взглянуть в глаза смерти вызывает уважение даже у немецкого коменданта. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников», - говорит он.

При первой же возможности Андрей возвращается на родину, да еще и привозит с собой важного языка, - немецкого майора с портфелем документов. С горечью пишет М.А. Шолохов о том, какой душевной травмой даже для такого сильного духом человека, как Соколов, оказался плен. Два года герой не видел человеческого обращения. Даже когда немцы оказывали ему милость и давали продукты, он чувствовал себя собакой, которой бросили кусок. Долго еще после плена оставалась у Андрея привычка втягивать голову в плечи при разговоре, опасаясь удара. Однако самые тяжелые удары нанесли Соколову фашисты не в лагере: после возвращения из плена узнал он, что в начале войны погибли его жена и дочки, а от родного дома осталась одна воронка. Остался сын Анатолий - последняя надежда отца, да и того убил немецкий снайпер прямо в День Победы.

Вернувшись с войны, взял Андрей к себе осиротевшего мальчика. Так две одинокие души нашли семейную привязанность и обрели теплоту. Лишь по ночам вспоминает Андрей теперь погибшую семью. А у Ванюшки тоже порой всплывают воспоминания о родном отце, и тогда задает он Соколову свои детские, но непростые вопросы.

В финале произведения рассказчик с раздумьями смотрит вслед уходящим отцу и сыну, которых породнила война. Действие произведения происходит весной. В это время, когда оживает заснувшая на зиму природа, еще сильнее воспринимается невосполнимость людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Недаром у рассказчика, глядящего на двух осиротевших и нашедших друг друга людей (мужчину и мальчика), наворачиваются на глаза слезы. Он желает им только одного, чтобы хватило сил выдержать все испытания и «все преодолеть на своем пути, если к этому позовет... Родина». В конце рассказа вновь звучит мысль о том, что Андрей Соколов - человек, воплотивший национальный русский характер. И Ванюшку он тоже вырастит достойным человеком.

В 1956 году написан этот рассказ. С момента окончания войны прошло у тому времени десять лет. Но у такого всенародного горя нет срока давности. И пока живы свидетели этих тяжелых событий, острота восприятия утраты не притупится.

Произведение "Судьба человека" Шолохова впервые было опубликовано спустя десять лет после того, как закончилась Великая Отечественная вона, в 1956-1957 годах. Тематика рассказа нетипична для литературы того времени, посвященной войне. Автор впервые рассказал о солдатах, которые попали в плен к фашистам.

Затем мы узнаем судьбу этого персонажа уже из его уст. Андрей со случайным собеседником предельно откровенен - он не скрывает личных подробностей.

Можно смело утверждать, что жизнь у этого героя была счастливой. Ведь у него была любящая жена, дети, он занимался своим любимым делом. При этом жизнь Андрея является типичной для того времени. Соколов - это простой русский человек, каких в нашей стране в то время было миллионы.

Подвиг Андрея ("Судьба человека", Шолохов)

Сочинение "Война в жизни главного героя" можно построить на контрасте отношения к ней Андрея и других людей, которые встречаются на его жизненном пути. В сопоставлении с ними нам кажется еще величественнее и страшнее подвиг, которым, по сути, является вся его жизнь.

Герой, в отличие от других, проявляет патриотизм, отвагу. Это подтверждает анализ произведения "Судьба человека" Шолохова. Так, во время боя он задумывает осуществить почти невозможное - доставить русским войскам снаряды, прорвавшись через заслон врага. В эту минуту он не думает о грозящей опасности, о собственной жизни. Но план осуществить не удалось - Андрей попадает к фашистам плен. Но и тут он не падает духом, сохраняет собственного достоинства, спокойствие. Так, когда немецкий солдат ему приказал снять сапоги, которые тому приглянулись, Соколов, как бы издеваясь над ним, снимает еще и портянки.

В произведении раскрывает различные проблемы Шолохов. Судьба человека, любого, не только Андрея, была в то время трагической. Однако перед ее лицом разные люди ведут себя по-разному. Шолохов показывает ужасы, происходящие в плену у немцев. Многие люди в нечеловеческих условиях потеряли свое лицо: ради сохранения жизни или куска хлеба они готовы были пойти на любое предательство, унижение, даже убийство. Тем сильнее, чище, выше представляется личность Соколова, его поступки и мысли. Проблемы характера, мужества, стойкости, чести - вот что интересует писателя.

Беседа с Мюллером

И перед лицом грозящей Андрею смертельной опасности (беседа с Мюллером) он ведет себя очень достойно, чем даже у врага вызывает уважение. В конце концов немцы признают несгибаемый характер этого воина.

Интересно, что "противостояние" Мюллера и Соколова происходило как раз в тот момент, когда под Сталинградом шли бои. Нравственная победа Андрея в этом контексте становится как бы символом победы русских войск.

Поднимает и другие проблемы Шолохов ("Судьба человека"). Одна из них - проблема смысла жизни. Герой испытал на себе в полной мере отголоски войны: он узнал, что потерял всю свою семью. Надежды на счастливую жизнь исчезли. Он остается совсем один, потерявший смысл существования, опустошенный. Встреча с Ванюшей не позволила герою погибнуть, опуститься. В этом мальчике герой нашел сына, новый стимул жить.

Михаил Александрович считает, что стойкость, гуманизм, чувство собственного достоинства - черты, типичные для русского характера. Поэтому нашему народу удалось победить в этой великой и страшной войне, как полагает Шолохов ("Судьба человека"). Тема человека писателем раскрыта довольно подробно, она отражается даже в названии рассказа. Обратимся к нему.

Смысл названия рассказа

Рассказ "Судьба человека" назван так вовсе не случайно. Название это, с одной стороны, убеждает нас в том, что характер Андрея Соколова типичен, а с другой - подчеркивает также его величие, поскольку Соколов имеет полное право называться Человеком. Произведение это дало импульс к возрождению классической традиции в советской литературе. Она характеризуется вниманием к судьбе простого, "маленького человека", достойного уважения в полной мере.

С помощью разных приемов - рассказа-исповеди, портрета, речевой характеристики - автор раскрывает характер героя максимально полно. Это простой человек, величественный и прекрасный, обладающий чувством собственного достоинства, сильный. Его судьбу можно назвать трагической, поскольку на долю Андрея Соколова выпали серьезные испытания, но мы все-таки им невольно восхищаемся. Не смогли сломить его ни гибель близких, ни война. "Судьба человека" (Шолохов М. А.) - произведение очень гуманистическое. Главный герой обретает смысл жизни в том, чтобы помогать другому. Именно этого, прежде всего, требовало суровое послевоенное время.

Новое на сайте

>

Самое популярное