Домой Слюнные железы Как выбрать струны для акустической и классической гитары? Выбор струн: нейлоновые струны или металлические.

Как выбрать струны для акустической и классической гитары? Выбор струн: нейлоновые струны или металлические.


В этой статье я помогу вам ответить на два основных вопроса: какие струны лучше для акустической гитары и какие струны лучше для акустической гитары для начинающих гитаристов . Надеюсь этот материал поможет вам выбрать лучшие струны для акустической гитары.

Ввиду отсутствия звукоснимателей или усилителей, струны для гитары оказывают относительно большее влияние на общий звук акустических гитар в сравнении с электрогитарами. Поэтому при выборе струн для гитары необходимо тщательно изучить их состав и калибр. Выбор правильного типа струн для этого инструмента имеет огромное значение.

В зависимости от применяемого материала, формы и способа изготовления, гитарные струны могут давать разный звук и разные ощущения от игры, поэтому использование правильного типа струн дает гитаристу огромные преимущества. Аналогичным образом, когда струны для гитары подобраны неправильно, это может быть достаточно вредно как для музыканта, так и для его инструмента.

Одним из самых главных критериев выбора типа струн для акустических гитар является их калибр , поскольку он одинаково актуален для всех типов и разновидностей этого инструмента. Калибр струн имеет огромное влияние на удобство игры на акустической гитаре и ее звук.

Струны для гитар имеют различные диаметры сечения или калибр. Единица измерения калибра – 0.001 дюйма . Как правило, калибр самой тонкой струны равен.010 (первая струна) а самой толстой - .059 (шестая струна). Также следует помнить, что классические гитарные струны обозначаются в соответствии с их натяжением.

Ниже приведены основные преимущества и недостатки струн разного калибра, влияющие на качество и сложность игры на акустической гитаре:

Струны меньшего калибра («тонкие»):

  • как правило, удобнее играть;
  • удобнее делать подтяжки (бэнды);
  • легче порвать;
  • дают меньше объема и сустейна;
  • могут вызывать дребезжание ладов;
  • меньше напряжение на гитарную механику (подходят для винтажных гитар).

Струны большего калибра («толстые»):

  • как правило, сложнее играть;
  • сложнее сделать бэнд;
  • дают больше объема и сустейна;
  • больше напряжение на гитарную механику.

Большинство гитаристов называют наборы струн по толщине первой (например, «десятые», «одиннадцатые», и т.д.). А производители гитарных струн определяют их калибр в наборе с использованием таких терминов, как «light» или «medium».

Хотя эти определения не всегда соответствуют одним и тем же наборам толщин у разных производителей, здесь представлены типовые диапазоны наборов гитарных струн:

  • «extra light»: 0.010 - 0.047
  • «custom light»: 0.011 - 0.052
  • «light»: 0.012 - 0.054
  • «medium»: 0.013 - 0.056
  • «heavy»: 0.014 - 0.059

Более полная таблица толщин струн для гитары:

Название набора 1 2 3 4 5 6
Ultra Light 0.008 0,010 0.015 0.022 0,032 0,039
Super Light 0,009 0,011 0,017 0,024 0,032 0,042
Light 0,010 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046
Medium 0,011 0,014 0,018 0,028 0,038 0,049
Medium Heavy 0,012 0,016 0,024 0,032 0,042 0,052
Heavy 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046 0,056

Сердечник струны

В гитарной струне гораздо больше компонентов, чем это может показаться на первый взгляд , и все отдельные компоненты, собираясь вместе, создают «жизненную силу» гитарного звука. Через середину струны по всей длине тянется ее основа - металлический сердечник.

К проволочному сердечнику прикрепляется наконечник в виде «шарика» - это то, что удерживает струну на струнодержателе. Вокруг металлического сердечника намотана еще одна круглая проволока, которую чувствуют пальцы гитариста, когда прижимают струну к грифу.

Существует два основных типа формы сердечника: круглый и гексагональный (шестигранный).

Материал обмотки гитарных струн

К основным материалам, использующимся при изготовлении гитарных струн, относятся: сталь и никель (обычно используются на электрических инструментах), латунь, бронза и нейлон . Однако типов струн намного больше, поскольку в процессе изготовления многие производители используют различные сплавы и примеси, а кроме того струны могут отличаться по конструкции и наличию дополнительного покрытия. От материалов гитарных струн зависит не только звук и удобство игры на инструменте, но и долговечность самых струн.

Бронза

Оплетка этого типа струн состоит из бронзы, изготовленной по формуле 80/20 (80% меди, 20% олова) и имеет золотистый оттенок. Бронзовые струны для гитары дают чистый и яркий тон, но достаточно быстро теряют свои положительные свойства из-за быстрого окисления этого сплава.

Фосфорная бронза

Еще один тип бронзовых струн - это бронзовые струны с добавлением фосфора. Из-за большего содержания меди в сплаве они имеют более темный, красноватый оттенок. Фосфор увеличивает срок службы этих струн, делая их более долговечными по сравнению с бронзовыми струнами.

Струны для гитары из фосфорной бронзы дают более теплый звук с более сглаженным верхним диапазоном. Это делает их особенно подходящими для жанров, которые характеризуются мягким тоном, а также для игры пальцами. Они хорошо сочетаются с акустическими гитарами с меньшей декой, хотя многие музыканты, играющие в более спокойных жанрах, предпочитают эти струны и на более крупных инструментах.

Медь

Медные струны для гитары для "акустики " считаются более дешевым аналогом бронзовых . Они тоже дают чистый и яркий тон, однако лишены характерной «индивидуальности», поэтому медные струны разных производителей по звуку почти не отличаются.

Серебряное покрытие

Серебряное покрытие медных струн (посеребренная медь) не вносит существенных отличий в звук, оставляя его таким же чистым и ярким. Однако более высокое качество этого металла делает посеребренные струны более долговечными и надежными, поскольку они меньше подвержены коррозии и загрязнению.

Однако, помимо превосходных эстетических качеств и практичности, такие струны характеризуются более высокой стоимостью, по сравнению со струнами из меди и ее сплавов.

Латунь

Как правило, латунные струны для гитары всегда звучат ярче, чем бронзовые. Хотя, как это ни странно, большинство латунных струн изготавливаются по принципу бронзы «80/20». Между этими двумя типами струн нет существенной разницы, поскольку латунь, как и бронза, состоит на 80% из меди с добавлением 20% цинка.

Это придает струнам яркий и резкий характер, хотя при использовании на гитарах высокого уровня, это может сделать звук инструмента звонким и «металлическим». Еще одной особенностью струн из латуни является их невысокая долговечность, поскольку латунь имеет склонность к окислению.

Какой фирмы электрогитара лучше для начинающих

Как подобрать калибр(толщину) струн

При определении того, какой толщины струны следует использовать, необходимо принять в расчет четыре основных фактора :

  1. Размер гитары . Основное эмпирическое правило состоит в том, что чем меньше объем деки гитары, тем тоньше должны быть струны, и чем крупнее инструмент, тем, соответственно, толще струны. Например, дредноут, имеющий характерную большую деку, лучше звучит со струнами средней толщины, которые в полной мере используют акустические качества этого относительно крупного инструмента. А гитары с небольшой декой звучат значительно лучше со струнами меньшей толщины («light»).
  2. Возраст гитары . Винтажные инструменты часто менее прочные, поэтому большое натяжение, создаваемое струнами калибров «medium» и «heavy» может привести к деформации грифа и смещению струнодержателя. Если нет уверенности в прочности инструмента, то следует воздержаться от установки на него струн большого калибра.
  3. Стиль игры . Пальцевым методом намного проще играть на струнах меньшего диаметра. Для игры боем или медиатором струны среднего калибра, вероятно, будут лучшим выбором, хотя на них будет намного сложнее играть начинающим музыкантам. Если манера исполнения подразумевает комбинацию боя и пальцевого метода, тогда набор «medium» может стать разумным решением. Подобные наборы имеют более толстые три басовых струны и стандартные тонкие струны.
  4. Тон и объем . Толщина струн непосредственно влияет на объем и тон создаваемого звука. Так, струны большего калибра подчеркивают басовый регистр гитары, создавая глубокие и сильные тона. Тонкие струны, наоборот, будут больше акцентировать внимание на диапазоне высоких частот и могут быть полезны при игре медиатором и боем.

Известные гитаристы и струны, на которых они играют

Ernie Ball

Jimmy Page
- Ernie Ball 10-46 и 9-46
Eric Clapton
Kirk Hammett
Slash - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48, RPS-11 - Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048
Steve Vai - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, RPS-9 Slinky Nickel Wound009 .011 .016 .024w .032 .042
Jeff Beck - Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
John Mayer - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46
Jack White - The Raconteurs - Ernie Ball 2627 Beefy Slinky Drop Tune 11-54
Aerosmith - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
Paul Gilbert - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42
Buddy Guy - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Steve Morse - Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Iron Maiden - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Blink 182 - Ernie Ball 2215 Skinny Top/Heavy Bottom 10-52
Brad Paisley - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Keith Richards - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46, RPS-11 Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048

Mark Knopfler - Fender Extra Lights 009 .011 .015 .024 .032 .040
Jimi Hendrix - FENDER "ROCK N" ROLL" STRINGS Light Gauge 010 .013 .015 .026 .032 .038
Yngwie Malmsteen - Original Pure Nickel Soft Light Ball End Electric Guitar Strings 008 .011 .014 .022 .030 .038

D"Addario

Mark Knopfler
Joe Satriani - D"addario EXL120 Super Light 9-42
Robben Ford - EKXL110 Regular Light Tremolo 010. 013. 017. 026. 036. 046

Kurt Cobain (Nirvana) - Blue Steel Electric 010 .013 .017 .030 .042 .052
Gary Moore - Nickel Steel Electric Custom 010 .013 .017 .030 .042 .052

Thomastik

George Benson - Infeld Electric Guitar Flat Wound Medium Light George Benson 012 .016 .020 .028 .039 .053



      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

На заметку непрофессиональному гитаристу. (и в целях народного просвещения)

Выбор струн -- дело сугубо индивидуальное и однозначно сказать какие струны выбрать невозможно, это также относится и к инструментам. Требовательные музыканты порой годами подбирают себе стpуны, иногда по одной от разных комплектов. Даже если и подберут наконец, то, глядишь, производители стpун что-то новенькое придумают, и снова начинаются поиски. Хороший музыкант, как творческая натура, всегда будет искать себе стpуны лучше и лучше, но для начинающего гитариста при выборе стpун важно определиться в главном; какую музыку и на какой гитаре он будет играть, тогда уже выбор стpун не будет столь мучительной проблемой.

Сперва немного о том какими бывают струны. Вообще-то, струной может являться любая нить или проволока, если она не рвется и не вытягивается от воздействия играющего. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на жильных (сделанных из кишок животных) и шелковых стpунах, не имевших обмотки. Жильные стpуны дожили до наших дней, но в силу ряда причин сейчас остались почти только на арфах и иногда встречаются на скрипках (в основном при исполнении аутентичной музыки). Лишь в XIX веке на жильных стpунах появляется металлическая (медь, серебро) обмотка, позволяющая улучшать тембр басовых стpун, одновременно снижая их натяжение, что облегчило жизнь исполнителя и обогатило тембр его инструмента. Тогда же, с появлением рояля, появляются первые опыты производства стpун на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов стpун, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, многослойные, с профильной обмоткой (не круглой, а плоской или полукруглой и т.д.), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

Жильные струны в принципе на ладовом инструменте долго не держатся, поэтому почти вышли из употребления (в России не встречаются).

Синтетические струны – обычно используются для классической гитары. Они явились заменителями нестойких жильных. Три первые стpуны – это калиброванная нейлоновая леска, а три басовые сделаны на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) крученой синтетической основе. Традиционной обмоткой для них является посеребренная медь. Серебряное покрытие (несколько тысячных долей миллиметра) улучшает звучание сравнительно глухой меди, не темнеет от прикосновения пальцев, и очень приятно смотрится, однако, со временем вытирается. Многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, ничуть не уступающие в звучании и намного превосходящие своей долговечностью посеребренную медь.

Струны на стальной моно-основе (как правило, на шестигранном керне) используются очень широко в эстрадной музыке, а также теми, кто ценит в гитаре звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими и ставятся на гитары другого, усиленного типа. И хотя еще встречаются стpуны на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, это скорее является их недостатком, поскольку стальная основа не позволяет витой стpуне огибать гитарный лад так, как синтетической, отчего служат эти стpуны в несколько раз меньше, чем имеющие обмотку из бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п.

Струны для гитары на стальном тросике в России не встречаются, хотя, вероятно, на Западе они существуют, но не для массового покупателя, т.к. они в несколько раз должны быть дороже вышеперечисленных.

Что касается струн с плоской обмоткой или с полукруглой , лежащей плоской стороной вверх, то эти стpуны имеют больший срок службы и при смене позиций не имеют характерного свиста пальцев о витки намотки. Они, как правило, чуть менее ярки, но их любят ставить гитаристы, которым приходится записываться на студии.

Для всех гитарных струн существуют множество типоразмеров, что обуславливается требованиями музыканта и его инструмента. В отличие от смычковых инструментов, где длинна струны полного инструмента (4/4) одинаковая, гитары бывают разные по мензуре (длине рабочей части стpуны). Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 660 мм и даже более, поэтому один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. Стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648 мм.

О натяжении стpун

Натяжение струн на стальной основе гитаристы привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма, т.е. комплект струн "средне-легкого" натяжения №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но мало кто обращает внимание на диаметры других стpун, а ведь это важно. Американские стpуны для акустических гитар на стальной основе, как правило, рассчитаны на крупные инструменты, на которых в основном играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение на витых стpунах, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, имеющих инструменты другой конструкции и отдающих предпочтение скорее не громкости инструмента, а его певучести, т.е. педальности (длительности) звучания, которое можно получить лишь на струнах с меньшим натяжением.

На рисунке показано натяжение струн для шестиструнной гитары. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” стpун, нижний -- менее громких, но с большей педалью, т.е. “певучих”.

Натяжение гитарных стpун на синтетической основе (для классической гитары) также определяется, исходя из сечений струн, но здесь различие в натяжении стpун разного размера мизерно, что отчасти связано с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм. Отклонение по диаметру лески для первых трех стpун даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, поскольку сам нейлон легче стали более чем в 7 раз.

Выводы

Из всего вышесказанного уже можно сделать некоторые выводы о том, какие струны следует выбирать. Выбор в основном обуславливается тем, какое звучание (тембр) вам самим нравится, каким инструментом вы располагаете и какую музыку исполняете. Начинающему гитаристу при выборе струн можно посоветовать следующее:

Если Вам нравится приглушенное звучание и мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах, но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым.

Тем, кому нужна сила звука и звонкость и у кого крупный, американского типа инструмент следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11. Правда при этом нужны и крепкие пальцы.

Тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки мозоли, но кто не любит “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить стpуны на стальной основе №№9 и 10. При этом возможно придется несколько увеличить высоту струн над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие (а точнее легкие) струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады.

И напоследок еще один совет – всегда настраивайте стpуны по камертону , т.к. помимо того, что при перетяжке Вы портите сам инструмент, струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут вытянуться и в правильном строе звучать станут хуже.

Струны – основной рабочий элемент гитары, определяющий комфортность и качество игры. Каждый музыкант имеет собственные предпочтения по этому поводу, выработанные на основании многолетнего опыта. Новичкам сложнее – им приходится только начинать поиски, которые не всегда могут завершаться удачно. Как же снизить процент ошибок? На что нужно обращать внимание?

Как выбрать струны для гитары акустической

Струны дарят гитаре индивидуальность. На особенность игры оказывает влияние их толщина – она способствует появлению у звука объема. По этому критерию все струны делятся на три группы:

  1. Тонкие. Не требуют чрезмерного нажима в процессе игры, но звучат тихо.
  2. Средние. Представляют собой оптимальный баланс между силой зажатия и приятностью звука.
  3. Толстые. Рассчитаны на опытных гитаристов с натренированными пальцами левой руки. Демонстрируют насыщенное и сочное звучание.

Новичкам обычно советуют струны средней толщины. Комплекты 0.10-0.48 и 0.11-0.52 считаются наилучшими в плане передачи звука.

Второй критерий при выборе струн для акустики – тип обмотки. Она свойственна четвертой, пятой, шестой и иногда третьей струне. Обмотка бывает:

  • плоская – характеризуется матовым, слегка приглушенным звучанием;
  • круглая – отличается ярким и звонким звуком.

Третья струна может быть как без обмотки, так и с нею (в комплектах потолще). В последнем случае звучание становится более красивым и насыщенным, но из-за тонкости обмотки ее регулярно приходится менять вместе с остальным комплектом струн.

Струны без обмотки долговечнее, но демонстрируют меньшее количество обертонов, из-за чего саунд воспринимается как не имеющий гармонии. Следует помнить – чем чаще обмотка, тем более глухим и «басовым» получается звучание.

Многое зависит от используемого материала. Обычно встречаются такие варианты:

Материал Преимущества Недостатки
Желтая бронза
  • яркость звучания
  • «лязгающий» эффект
  • хорошая перкуссия
  • громкий и красивый звук
  • требовательность к хранению (необходимо держать струны в сухости и обязательно в чехле)
  • склонность к окислению, из-за чего обмотка может слегка позеленеть
Фосфорная бронза
  • ровное и глубокое звучание
  • чистые басы
  • хорошая сопротивляемость износу
  • упругость, благодаря чему продлевается звучание ладов
  • отсутствие «лязганья»
  • высокая стоимость
Латунь
  • яркость звука
  • долговечность
  • менее длинная педаль, чем у бронзы
  • дороговизна
Медь
  • сравнительная дешевизна
  • чистота звука
  • глубокая матовость звучания
  • отсутствие индивидуальности, свойственной бронзовым струнам
  • примерно одинаковое звучание у всех брендов
  • мягкость, из-за чего использование меди актуально только для толстых басовых или синтетических струн
Серебро
  • красивый внешний вид
  • четкое и тонкое звучание
  • звонкость
  • несклонность к пачканию пальцев
  • необходимость правильного хранения (в темном месте), иначе струны могут потускнеть
  • мягкость, негативно сказывающаяся на долговечности изделия

Выбор струн – занятие сугубо индивидуальное. Нужно пробовать и сравнивать. Рекомендуется изучить «привычки» своих любимых музыкантов и поиграть с теми же струнами, которые используют они.

Многие новички решают остановиться на меди. Этот материал, в силу своих хороших эксплуатационных качеств и невысокой стоимости, пользуется неизменной популярностью.

Осторожно следует подходить к покупке струн с серебряной обмоткой. Чаще всего это просто медные проволочки, покрытые очень тонким слоем серебра, который быстро стирается (особенно если изделие корейского или китайского производства). Считается, что подобная обмотка в основном влияет на эстетику, а не на качество звучания. Хотя некоторые музыканты уверены в незаменимости серебра при исполнении переборов. Если есть возможность, лучше попробовать такие струны самостоятельно и сделать собственные выводы.

На выбор струн оказывает влияние тип акустической гитары – классика или эстрада. Классические модели в основном применяются при обучении игре. Для таких инструментов используются следующие струны:

Тип струн Особенности
Нейлоновые
  • мягкость
  • легкость зажима
Карбоновые
  • дороговизна
  • большая плотность, чем у нейлона, благодаря чему уменьшается толщина струны
  • мягкость
  • повышенная яркость и звонкость звука у первых трех струн, не имеющих обмотки
Стальные
  • высокая стоимость
  • мягкость
  • несклонность к растягиванию
  • быстрая реакция на поворот колка, что позволяет легко менять высоту стоя
  • обмотка всех струн
Синталические
  • дороговизна
  • мягкость
  • яркость звучания
  • быстрая настройка
  • долговечность
  • возможность делать «подтяжки»
  • сохранение настроек на протяжении нескольких месяцев

Эстрадные инструменты предполагают работу с такими струнами:

  1. На монолитной стальной основе с медной или бронзовой обмоткой.
  2. С полукруглой или плоской обмоткой. Подвид предыдущего варианта. Не издают характерного «свиста» при скольжении пальцев, отличаются матовостью на басовых струнах и звонкостью на безобмотковых.
  3. Стальные, покрытые слоем тонкой синтетики.

Эстрадная гитара предполагает, что пользователь уже имеет некоторый опыт игры, поэтому струны используются более твердые и жесткие, что положительно сказывается на яркости звучания.

Как выбрать струны для электрогитары

Все электрогитарные струны имеют в своей основе стальной сердечник. Он может иметь обмотку из таких материалов:

Большей популярностью пользуются струны с никелевым покрытием, стальные модели встречаются гораздо реже.

Выделяют несколько разновидностей обмотки:

  1. Круглая. Самый простой и недорогой вариант, имеющий ярко выраженные недостатки в виде:
    • неприкрепленности к сердечнику, что становится причиной «расхлябанности» обмотки в случае повреждения струны;
    • рельефного профиля, провоцирующего возникновение «свиста» при скольжении пальцев;
    • шершавости, из-за которой ускоряется износ грифовой накладки и ладовых порожков.
  2. Плоская. Усовершенствованный тип обмотки, не демонстрирующий «свиста» и обеспечивающий меньший износ накладки и ладов. Струны получаются комфортными для игры, но им свойственен не такой яркий звук, как для моделей с круглой обмоткой.
  3. Полукруглая. Сочетает в себе яркий саунд круглых струн с тактильными ощущениями плоских.
  4. Гексагональная. Благодаря тесному контакту сердечника с обмоткой, достигается лучшее качество звука. Правда, одновременно ускоряется износ накладки и порожков (процесс происходит за меньшее время, чем в случае с круглой обмоткой). Также гексагональные струны не слишком удобные.

Подбирать обмотку нужно, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть звук, а также выделенным на покупку бюджетом. Любой вариант может стать удачным выбором в конкретном случае.

Лучший калибр электрогитарных струн – «десятка» (0,010). Именно такая толщина позволяет комбинировать достаточный уровень жесткости с плотностью саунда. «Восьмерки» (0,008) подходят только в период обучения, долго задерживаться на них не следует: струны очень мягкие и тонкие, что сказывается на звуке. Струны от 0,011 и «старше» относятся к сложным из-за своей толщины, зато они демонстрируют объемное и мощное звучание.

Узнавание своего инструмента – основная задача музыканта. Поэтому подбор струн должен носить экспериментальные нотки. «Понравилось» гитаре? Зазвучала ли она? Только путем проб и ошибок можно найти «те самые» струны, которые помогут достичь собственного саунда и развить его.

Струны на электрогитаре имеют огромное влияние на звук и играбельность вашего инструмента. Если вы посмотрите на ассортимент любого интернет-магазина, то вероятно прозреете от того, какое разнообразие струн они предлагают. Продолжайте читать и вы сможете с лёгкостью определиться какие струны вам нужны, подходят ли они для вашей гитары и стилю игры.

Всё о толщине струн

Основная их характеристика любых струн — это толщина, которая измеряется в тысячных дюйма. Наиболее тонкие струны обычно имеют размеры в.008 (обычно гитаристы называют просто «восьмёрка») или наиболее толстые.56 (или просто «пятьдесят шестые»). Толщина струн имеет большое влияние на игратбельность гитары и звука в целом.

Тонкие струны:

  • Обычно на них легко играть
  • Позволяют с лёгкостью делать подтяжки
  • Очень легко рвуться
  • Звучат тише и производят меньший сустейн
  • Склонны ударяться о лады, что даёт очень неприятный звук
  • Оказывают наименьшее воздействие на гриф гитары, что является безопасным выборам для раритетных гитар

Толстые струны:

  • Обычно на них сложнее играть
  • Требуют больших усилий при зажатии и игре бендов
  • Генерируют более громкий звук и сустейн
  • Предпочтительны для низких строёв таких как
  • Оказывают большее давление на гриф гитары

Обозначение толщины струн

Большинство производителей струн определяют толщину струн используя термины вроде «тонкие» или «очень толстые». В то время как точная толщина может слегка меняться среди производителей, я хочу привести вам типичные диапазоны размеры струн, для электрогитары:

Основные толщины струн

  • Невероятно супер тонкие: .008 .010 .015 .021 .030 .038
  • Супер тонкие : .009 .011 .016 .024 .032 .042
  • Тонкие: .010 .013 .017 .026 .036 .046
  • Средней толщины: .011 .015 .018 .026 .036 .050
  • Толстые: .012 .016 .020 .032 .042 .054

Набор струн определяется толщиной от самой тонкой струны, которая находится ниже все остальных, до самой толстой, которая находится выше всех. Например у среднего по толщине набора струн первая струна (самая тонкая) будет иметь.011 дюймов, вторая.015, третья.018 и так далее.

Факторы, которые следует учитывать при покупке струн для электрогитары

Наиболее важными факторами при покупке являются:

  • Ваш стиль игры и музыкальный жанр
  • То, на сколько часто вы играете
  • Характер звучания и тон, который вы хотите достичь

Вещи, которые влияют на эти факторы:

  • Толщина струн
  • Материал из которого изготовленыструны
  • Используемый метод намотки струн
  • Наличие защитного покрытия на струнах

Теперь зная все эти факторы, мы можем подобрать наиболее подходящее для вас решение.

Мы уже обсуждали выше, что на более тонких струнах легче играть, чем на толстых. Если вы стремитесь играть быстрые, техничные соло, и интенсивные ритм партии, то вам стоит присмотреться к более тонким струнам. Хотя, с другой стороны, если вы играете металл и используете пониженные строи, то ваш выбор должен пасть на более толстые.

Те гитаристы, которые играют в таких жанрах как блюз или рок и играют используют подтяжки (бенды), чаще всего отдают предпочтение струнам средней толщины, которые позволяют с лёгкостью играть подтяжки и генерируют более богатый, жирный, мрачный тон. Джаз гитаристы чаще всего используют наиболее толстые струны, так как практически не играют бенды и имеют большую надобность в широком спектре тона.

Большинство новичков отдают своё предпочтение супер-тонким и тонким струнам. После того, как вы овладеете основными техническими навыками и ваши пальцы станут более гибкими и сильными, вы будите способны перейти на более толстые варианты (из-за их определённых преимуществ, которые мы обсудили выше).

Для того, чтобы подобрать подходящую для вас толщину струн, вы должны полагаться исключительно на стиль игры и как можно больше экспериментировать. Попробуйте струны разных размеров, брендов и вы вероятно найдёте те, которые наиболее «привлекательны» для ваших пальцев и ушей.

Различия между разными типами струн могут быть довольно «тонкими» и на первый взгляд непонятными для вас. Единственный совет, который я могу вам дать — это прислушивайтесь к своим личным вкусовым ощущениям и выбирайте то, что является комфортным для ваших пальцев и ушей.

Так же имейте в виду, что переход на новый тип струн может потребовать от вас регулирования их высоты над грифом, а также повлечь за собой негативные последствия для вашей техники.

Долговечность струн

У меня есть к вам вопрос: на сколько часто вы играете на гитаре? Если вы гитарист, который играет скажем несколько раз в месяц и имеет склонность к игре с «лёгким прикосновением», то вы можете смело покупать менее дорогие струны и не думать о том, что им придёт конец скажем через пару недель. С другой стороны, если вы играете часто и усердно, то вам стоит покупать более дорогие струны, так как они будут оставаться играбельными довольно долгое время. Большинство гитарных производителей накручивают ценник своих струн именно в соответствии с их долговечностью, которая зависит от материалов, из которых эти струны изготовлены.

Материалы

Все струны электрогитар изготавливаются из стали, никеля или любого другого магнитопроводящего сплава. Почему магнитопроводящего? Потому-что эти сплавы отлично подходят для передачи вибраций генерируемых струнами непосредственно звукоснимателям, которые используют именно магнитное поле, для улавливания звука (я писал об этом более подробнее в статье: ). Тип плакировки или покрытия, нанесённого на стальной сплав, имеет значительное влияние на звучание струн. Вот вам несколько тональных характеристик у наиболее распространённых материалов, используемых при изготовлении гитарных струн:

Никелированная сталь: имеет сбалансированную яркость и тепло при большей атаке

Чистый никель: имеет чуть меньшую яркость по сравнению с никелированной сталью и с более выраженным теплом

Нержавеющая сталь: имеет яркий, хрустящий тон с сустейном, а так же антикоррозийные свойства.

Хром: имеет характерный тёплый тон с меньшим резонансом. Очень часто предпочитается джаз и блюз гитаристами.

Титан: имеет яркий тон и превосходную прочность

Кобальт: имеет широкий динамический диапазон с выдающейся яркостью

Полимерное покрытие: имеет меньший сустейн по сравнению со струнами без покрытия, но в то же время устойчив к воздействию коррозии

Цветовое покрытие: некоторые покрытия имеют цветовые красители, что даёт визуальную привлекательность

Типы струнной оплётки

Первая, вторая, а иногда даже и третья струны не обладают «проволочной» оплёткой накрученной поверх струны. Остальные, или как их ещё называют басовые струны ею обладают. Ниже перечислены виды оплёток и то, как они влияют на играбельность и тон:

  • Круглая оплётка: наиболее популярный вид оплётки, который имеет заметно ребристую структуру и производит больший сустейн, атаку и «кусучесть». Так же данный вид оплётки довольно сильно изнашивает гриф и лады.
  • Полукруглая: обладает более гладкой текстурой и производит более тёмный тон и меньшею атаку по сравнению с круглой.
  • Плоская оплётка: имеет очень гладкие осязательные качества, а так же довольно тёмный тон. Популярена среди джаз и блюз гитаристов.

Признаки того, что пора менять струны

  1. Настраивать и держать в строю инструмент становится всё сложнее и сложнее;
  2. Вы видите, что на струнах появилась ржавчина и она начала выцветать или уже выцвела;
  3. Оплётка басовых струн будто начала «распутываться»;
  4. Появляется диссонанс и нестабильность даже по того, как вы настроили инструмент;
  5. Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли струны;

Как часто следует менять струны?

К сожалению у меня нет точного ответа на этот вопрос, но есть некоторые факторы, которые сокращают жизнь вашим струнам:

  • Потливость. Когда вы много играете, ваши пальцы обильно выделяют пот, который попросту разъедает струны.
  • Вы играете весьма агрессивно, т.е. используете множество бендов и жёсткую атаку при игре.
  • Частая игра на инструменте так же износит струны.
  • Вы пользуетесь разными строями гитары и часто перестраиваете инструмент.

Какой-то чувак из компании Fender показывает как правильно поменять струны на своей электрогитаре

  • Держите свои струны в чистоте. После каждой игровой сессии не поленитесь взять сухую, чистую тряпку и попросту протереть их от вашего пота, кусочков кожи с пальцев и грязи. Данная процедура позволит вам значительно продлить жизнь вашим струнам.
  • Мойте руки перед каждой игрой на гитаре, что немного притормозит процесс окисления струн.
  • Вложитесь в приспособление для наматывания струн на колки. Оно поможет вам значительно сократить своё время при замене струн.
  • Покупайте струны по 5-10 комплектов. Так вы сэкономите свои деньги покупая их по оптовой цене.
  • Возможно когда-то на репетиции или выступлении вам понадобиться срочно заменить порванную струну, поэтому держите запасной комплект или отдельные струны в вашем чехле или кейсе.
Рекомендуемый контент:

Новое на сайте

>

Самое популярное