Сердце в людях бывает слепое.
А. Платонов
Проблемы нравственности в литературе XX в. С первых строк рассказа Андрея Платонова «Юшка» мы знакомимся с его главным героем. Автор подробно описывает его. Юшка мал ростом и худ, у него редкие седые волосы, сморщенное лицо, «глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Этого тихого, кроткого человека, помощника кузнеца, на самом деле зовут Ефим, но все называют его Юшкой. И кажется, что Юшка, плохо видевший, слабый, не пивший чай и не покупавший сахар, долгие годы носивший одну и ту же одежду, должен вызывать сочувствие. Но люди относятся к нему иначе. Дети поднимали с земли ветки, камешки, бросали их в Юшку. Они не понимали, почему он не сердится на них, не злится, и старались сделать ему больно. Чем объясняется такое поведение детей? Как известно, дети очень часто повторяют поступки старших. Взрослые же вымещали на ни в чем не повинном Юшке свои обиды, злобу, ожесточались еще больше, видя, что он кротко переносит все это, что он так непохож на них: «И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».
А. Платонов ценил творчество Ф. М. Достоевского, в произведениях этих писателей можно обнаружить немало общего. Достоевский верил в пробуждение в человеке Божественного начала, в возможность жизни по заветам Спасителя. Идею классика воспринял А. Платонов. В его творчестве появляются образы героев, которых можно назвать спасителями. Юшка к таким героям не относится, но он наделен чертами, которые роднят его с Христом. В первую очередь это кротость. Она так поражала, была такой необычайной, что дети даже сомневались: а живой ли это человек? Юшка - это человек, любящий людей, как Христос, верящий в то, что любовь живет и в их сердцах. Юшке живется очень тяжело, люди, терзающие его, не понимают его смирения и любви. Но все же случается, что Юшке дышится вольнее, что отдыхает не только его больная грудь, но и душа. Это происходит на природе. Только здесь, «где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам». С теплотой он относится не только к людям, но и к бабочкам, жукам и даже к цветам. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво…»
Однажды с Юшкой произошло то, чего с ним никогда не случалось, - Юшка «осерчал». Именно «осерчал», а не вознегодовал, не рассердился, не разозлился, не разгневался, не рассвирепел. Я думаю, что это слово очень точно говорит о характере главного героя, еще раз подчеркивает его кротость и доброту.
Почему же так жестоки безымянные герои рас- екнза? Почему прохожий толкнул Юшку и спокойно « у шел домой пить чай », оставив умирающего человека? Ответ на этот вопрос дает сам Юшка: «Сердце а людях бывает слепое». Эти два слова - «слепое сердце» - как нельзя лучше характеризуют героев рассказа. Если у человека слепое сердце, значит, он не хочет понимать другого, не испытывает ни жалости, ни сочувствия, не жертвует собой, сам не творит днПро и не замечает, когда добро делают другие.
Юшка искренне верил, что народ любит его. Пн и считаю, что он ошибался. Слепое сердце неспособно любить. Юшка не знал радости, живя среди людей. Единственное, что у него было, за что можно было держаться, - это жизнь. И Юшка держался за нее изо всех сил. Даша, дочь хозяина кузницы, жалела Юшку, но и она замечала: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?» А Юшка осознавал ценность каждого человека в мире и свою ценность, не понимал, зачем ему нужно умирать, ведь он родился, чтобы жить. «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» - восклицает он, «осерчав». Но у Юшки отняли и то единственное, что у него было в мире людей, - жизнь. Юшка умер, став жертвой людской слепоты. Если раньше всех раздражала безответность, покорность Юшки, то теперь прохожему не понравилось, что Юшка «заговорил». «Ты мне не мудруй! - закричал прохожий. - Я сам помудрей тебя. Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!» Прохожего возмутило, что Юшка считает себя равным ему. Действительно, они неравны. Но не потому, что Юшка - «юрод негодный», «божье чучело», а потому, что он неизмеримо богаче духовно. Проститься с Юшкой пришли все те, кто «потешался над ним и мучил его при жизни». Но, похоронив Юшку, люди о нем забыли.
Без тихого, безропотного Юшки жить людям стало хуже. Уже не было человека, на котором можно было бы безнаказанно вымещать зло, который покорно терпел бы все издевательства и насмешки: «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними…» Получается, что смысл жизни Юшки сводился к тому, чтобы принимать на себя людское недоброжелательство? И не было ни одного человека, который бы любил Юшку?
Однажды в непогожий день в кузницу пришла девушка. Она искала Ефима Дмитриевича, то есть Юшку. Девушка оказалась его приемной дочерью. Это к ней уходил он каждое лето, приносил деньги, чтобы она могла жить и учиться. Юшка не ел сахар, чтобы эта девушка ела его. И девушка по-настоящему любила Юшку - «любила всем теплом и светом своего сердца…»
Несмотря на трагический финал - смерть Юшки, писатель говорит о торжестве добра и человечности. Любовь Юшки нашла отклик в другой душе. В том, что девушка стала врачом, что она облегчает страдания больных и утешает их, - заслуга Юшки. В городе Юшку позабыли, и все же он словно продолжает жить. Он был прав, сказав: «Я тоже всему свету нужен». Можно сказать, что Юшкина красивая душа продолжает жить в его приемной дочери. Врача называют «дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью». Наверное, такому скромному, незаметному человеку, как Юшка, и неважно было, станут ли помнить о нем в городе. Гораздо нужнее, чем память после смерти, для него были теплота и участие при жизни.
Юшка - главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова. Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще мужчина, был изнурен тяжелой болезнью, туберкулезом, поэтому выглядел почти стариком. Он был слаб телом, но работал всегда исправно. Юшка был молчалив, незлобив, его трудно было чем-либо обидеть.
Наверно поэтому многие люди считали его странным, почти юродивым. Дети смеялись, завидев его, кидали в Юшку камнями и ветками. А тот только радовался. Он по своей наивности думал, что неразумные дети его любят, но пока не могут по-другому выразить свою любовь. Взрослые же не многим отличались от глупых детей. Они считали, что если Юшка не похож на остальных, то нет ему на этой земле места. И каждый норовил толкнуть его, обозвать грубым словом, а то и побить, выместить на несчастном свое плохое настроение.
Но ничто не могло превратить доброе сердце Юшки в камень. Он все так же восторгался совершенством природы, любил каждое живое существо. Он целовал цветы, "подымал с тропинки бабочек и жуков ", чтобы их не задавили, слушал пение птиц. На природе Юшка отдыхал душой, веселел, забывал о своей болезни и злобе людей.
Но туберкулез все чаще давал о себе знать. Юшка слабел на глазах. Однажды, как обычно, к нему на улице пристал прохожий, стал оскорблять. И Юшка впервые в жизни дал тому отпор, сказал, раз уж он родился, значит нужен всему свету. Прохожий разозлился, толкнул Юшку, тот упал и больше уже не поднялся.
И лишь после смерти бедолаги люди случайно узнали, что на свои с таким трудом сэкономленные деньги Юшка содержал в Москве сироту, б....
Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли хоть что-то дороже жизни?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее.
Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе: чувство собственного достоинства, честность, доброта, правдивость, порядочность. Для человека, которому до́роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее смерти.
Эта точка зрения была близка А.С. Пушкину. В своём романе писатель показывает, что способность сохранить свою честь – это главное нравственное мерило личности. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика Пугачёва. А Пётр Гринёв готов с честью пойти на смерть, но не отказаться от присяги императрице. Для самого Пушкина защита чести супруги тоже оказалась важнее жизни. Получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, Александр Сергеевич кровью смыл бесчестную клевету со своего рода.
Спустя столетие М.А.Шолохов в своём рассказе создаст образ настоящего русского воина — Андрея Соколова. На долю этого простого советского шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага, поэтому Мюллер отказывается от идеи убить бесстрашного пленника.
Почему люди, для которых понятие «честь» не пустой звук, готовы за неё умереть? Наверное, они понимают, что человеческая жизнь — это не только удивительный дар, но и дар, который дан нам ненадолго. Поэтому так важно распорядиться своей жизнью так, чтобы последующие поколения вспомнили о нас с уважением и благодарностью.
Материал подготовила , создатель online школы «САМАРУС».
>Сочинения по произведению Юшка
Доброта
В своей повести «Юшка» Андрей Платонов затронул одну из самых актуальных во все времена социально-нравственных тем - тему добра и милосердия. Главный герой произведения - рано состарившийся в силу болезни мужчина лет сорока, который обладает необычайно искренним и чистым сердцем. Юшка выглядит изнуренным из-за чахотки. Превозмогая свой недуг, он работает изо дня в день на кузнице, помогая хозяину.
Многие жители на этой улице издеваются над ним и часто оскорбляют, но он всегда остается неизменно добрым. Их язвительность в свой адрес, а порой даже физическую агрессию он воспринимает спокойно, называя это своеобразной любовью и благодарностью в свой адрес. Его добрый взгляд на мир так и остается непонятым. Возможно, только после его смерти кое-кто понял, что он имел в виду. Ведь не стало Юшки и злость не на ком срывать. Поэтому люди стали чаще ругаться между собой.
Удивительно то, что взрослые не особенно отличались от несмышленых детей. Они тоже, в свою очередь, могли нагрубить тяжело больному человеку, толкнуть его. Собственно так и умер бедняга. Наткнувшись на одного выпившего грубияна, впервые в жизни Юшка не выдержал оскорбления в свой адрес, и ответил с гордостью. А тот взял и толкнул его в больную грудь, повалив на землю. Умудренный опытом, автор точно знал, что доброта не умирает, даже если доброго человека не стало.
Юшкино наследие осталось жить в девушке-сироте, которой он всегда помогал материально, чтобы она выучилась на врача. Эта девушка и стала продолжателем его доброты. После смерти Юшки она приехала в город и осталась там лечить безвозмездно больных чахоткой и всех, кто нуждался в ее помощи. Ничто не могло превратить доброе сердце героя в камень, так и ничто не смогло остановить его доброту.
Вся жизнь Юшки прошла в работе. Он трудился целыми днями, превозмогая боль и трудности. В семье кузнеца к нему неплохо относились. Он мог и жить у хозяина, и питаться, а вот кровно-заработанные деньги он всегда откладывал, чтобы оплатить обучение сироты, о существовании которой никто не знал. В народе поговаривали, что у него есть дочь, такая же бедная, несчастная как он сам. Оказалась, что «приемная дочь» и, на самом деле, такая же добрая и отзывчивая как он.