Домой Полипы Путешествие по видам искусства сценарий. Сценарий "путешествие в страну искусства"

Путешествие по видам искусства сценарий. Сценарий "путешествие в страну искусства"

Сценарий проведения детского праздника

Цель: формирование интереса к творческой художественной деятельности и основам рисования.

Задачи:

· через игру привить детям интерес к изобразительному искусству;

· расширить представление о цветовой палитре, холодных и теплых красках, жанрах искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);

· приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью;

· научить видеть и свободно выражать эмоциональное настроение с помощью мимики, движений, а на бумаге за счет цвета;

· развивать детскую фантазию и воображение.

Целевая группа: учащиеся эстетического отделения, дошкольного возраста.

Необходимые материалы:

· костюмы для ведущих: Кисточки и Художника,

· рисунки знойной Африки и северного моря,

· таблички с названиями теплых и холодных красок,

· выставка картин по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт),

· карточки с загадками,

· стакан,

· мольберты,

· листы бумаги формат А-2,

· фломастеры,

· листы с отпечатанными кляксами,

· краски, кисти, стакан с водой.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход мероприятия:

(входит Кисточка)

Кисточка: Я самая весёлая из всех кисточек

И я открываю для вас школу.

Буквари и книжки.

Здесь учится рисовать, будут ребятишки.

Мы отправимся в путешествие в страну изобразительного искусства!

(в зале появляется Художник)

Художник: Кисточка, здравствуй! Ты уже здесь?

Кисточка: Да, я уже сказала ребятам о нашем: путешествии.

Художник: Тогда пора отправляться.

Кисточка: Внимание! Что за чудеса? Я слышу чьи-то голоса! Кто-то громко хлопает...

(Дети хлопают в ладоши)

Кисточка: И ногами топает...

(Дети топают ногами)

Кисточка: Чем удивить, что показать Гостям весёлым нашим? Может быть, мы споем или вместе спляшем?

Художник: Нет! Нет! Мы сказку покажем! Она поможет вам вспомнить, почему одни краски называются тёплыми, а другие - холодными.

Живут - поживают на свете краски - Красная, Оранжевая и Желтая. Они напоминают огонь и солнце, поэтому и называли их теплыми. Теплыми красками рисуют очень многое: землянику, морковь, цыплят. А ещё что? (Дети отвечают). Голубую, Синюю и Фиолетовую краски называют холодными за то, что они похожи на лёд, снег, грозовую тучу. А ещё на что? (Дети отвечают). Теплые и холодные краски вечно спорили друг с другом. «Мы самые нужные! Мы самые красивые!» - говорили тёплые краски. «Нет, вы не правы! Мы самые красивые и самые нужные!» - отвечали холодные. Голубая речка с зелеными берегами разнесла молву об этих спорах по всему свету. Услыхали про то Солнышко и тучка и решили проучить их. Холодным краскам они предложили написать картину знойной, жаркой Африки, а теплым - картину северного моря. Эти рисунки сегодня у нас. Кисточка, покажи ребятам.

Кисточка показывает рисунки и спрашивает:

Кисточка: Ну, что похожа синяя Африка на настоящую, а знойное море на северное?

Художник: Конечно, не похожи. Поняли краски, что ошиблись, и решили помириться. С тех пор они живут дружно. В царстве красок теперь всегда царят покой и согласие, высоко-высоко в небе над ними сияет разноцветная радуга и художники пишут картины и холодными, и теплыми красками.

Кисточка предлагает поиграть в игру «Краски»:

Игра.

Кисточка: Я хотела рисовать, но не знала, как начать. Краски, где вы? (дети отвечают: «Мы здесь»)

Кисточка: Я возьму три краски основные, Эти краски не простые: из них состоят все другие.

Где эти краски основные? (выбегают три основные краски: красная, желтая, синяя.)

Кисточка: Если красная с желтой подружится, какая новая краска получится? Ведите свою подружку

(красная и желтая выводят оранжевую).

Кисточка: А если желтая с синей подружится, какая новая краска получится? (зелёная)

Если красная с синей подружится, какая новая краска получится? (фиолетовая).

Кисточка: А теперь теплые краски:

Дружно за руки взялись,

Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

Холодные краски

Дружно за руки взялись,

поклонились, улыбнулись,

повернулись, разошлись!

Художник: Ребята, для нашего праздника мы приготовили небольшую выставку картин. Скажите, на какие три группы можно разделить все картины? (Портреты, пейзажи, натюрморты). Кто может показать картины каждой группы? А теперь загадки!

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

или снежная равнина, или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется… (пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине

или розы в хрустале,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это… (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина.

или Колъка, твой сосед

Обязательно картина называется… (портрет).

Художник: Молодцы ребята, жанры картин вы знаете.

Кисточка: А давайте проверим, сможете ли вы отгадать загадки про лето. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (солнце).

Есть звоночки, синий цвет.

С языком, а звону нет (колокольчики).

Белый-белый пароход

Над деревьями плывет.

Если станет синим,

­Разразится ливнем (облако).

Шарик беленький, пушистый повстречался в поле чистом.

Ветер дунул - стал, как дед

В девяносто девять лет (одуванчик).

На припеке у пеньков

Много белых лепестков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки (земляника).

В лесу котелок кипит,

А накипи нет (муравейник).

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, -

И вот теперь я спелая (черника).

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Когда порою одиноко,

Тебе подарит (телефон).

Художник: Ребята, для того чтобы уметь рисовать необходимо, иметь хорошую координацию. Давайте проверим вашу координацию!

Проводится игра : Дети встают в круг, берут себя правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос. Затем отпускают, хлопают в ладоши и меняют руки (т. е. левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос). Движения повторяются, и при этом увеличивается скорость.

Кисточка: Координацию мы проверили, молодцы! А давайте поиграем в игру «Удержать равновесие шарика»!

Игра: Надувной шарик положить на стакан, чтобы он не падал. Игрокам надо обежать стул и вернуться, передать шарик другому.

Художник: В музее происшествие! Пропала картина! Место нахождения её уже известно. Она представлена cpeди других картин на этой стене и это усложняет её поиск. Чтобы отыскать картину, хранителю музея необходимо дать её словесное описание. Сыщик при поиске будет руководствоваться им (выбираются хранитель музея и сыщик). Игру можно повторять, меняя героев и пропавшие картины.

Кисточка: Ребята давайте порисуем, но делать это мы будем пальцами. Две команды становятся напротив друг друга и представители от команд поочередно «рисуют» в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать рисунок.

Конкурс «Рисуем вместе». Для состязаний необходимы два листа бумаги и фломастеры. Две группы ребят садятся друг напротив друга и помогают рисовать рисунок - фантазию. Представители команды на листе соперников рисуют или чертят любую закорючку. Члены команды должны продолжить эту закорючку, чтобы впоследствии получился осмысленный рисунок Так, по очереди ребята друг у друга на листе фантазируют, усложняя рисунок, «уводя» его от складывающегося образа. Команда должна в любом случае закончить свой рисунок и дать ему название.

Конкурс «Кляксография». На больших листах бумаги красками поставлены кляксы. Участникам конкурса предлагается увидеть в них какой-нибудь предмет и дорисовать его.

Управление культуры Администрация г. Усть-Илимска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Школа искусств № 2»

Художественное отделение

Методическая разработка

Сценарий проведения праздника

«Путешествие в страну ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».

Для детей дошкольного возраста

Составитель:

преподаватель

МОУ ДОД «Школа Искусств №2»

Кристина Лобанова
Сценарий праздника в ДШИ «Посвящение в мир искусства»

СЦЕНАРИЙ «Посвящение в первоклассники »

Действующие лица :

3 девочки (для сказки)

Ведущая. Добрый день, уважаемые ребята, взрослые и гости нашего праздника ! Мы рады приветствовать вас в нашей уютной школе искусств . Сегодня у нас праздник – посвящение в первоклассники . Давайте поприветствуем героев нашего праздника !

Под музыку выходят первоклассники.

Ведь для того, чтобы стать настоящими музыкантами, танцорами и художниками нужно пройти нелегкий путь, на котором вам понадобятся трудолюбие, терпение, усидчивость, стремление к совершенству и многое-многое другое.

Но сначала, чтобы начать этот путь, мы должны принять вас в первоклассники. Готовы? Тогда начинаем! Давайте познакомимся!

Руки вверх скорей подняли,

Правой ручкой помахали,

Ну, а левая пока опускается слегка…

На соседскую макушку!

Почесали соседа за ушком,

Ну, а правой то рукой

Удлинили мы нос свой!

Продолжаем мы забаву :

Улыбнись соседу справа,

Ручками похлопай, влево повернись

И соседу рядом тоже улыбнись!

Познакомиться нам всем необходимо –

Пусть каждый громко крикнет свое имя!

НА счет «три» ! Раз, два, три! (Дети кричат свои имена) .

Ну вот, мы с вами познакомились, продолжаем наш праздник !

На экране фотография школы, звучит музыкальная заставка к к/ф «Маша и медведь» .

На сцену выходят Медведь и Маша.

Маша радостно скачет вокруг Медведя и напевает песенку.

Раз осенним теплым днем, по лесной тропинке

Вышла Машенька гулять, и взяла корзинку.

Вот грибочков набрала, вышла на опушку.

Видит Маша. ЧУДЕСА! Перед ней избушка!

Маша (всматривается в эмблему школы)

Маша : - Это не избушка, неа--- Ой! А где это мы очутились! И что это такое? И что за музыка там играет странная? Чё это такое то тут происходит? ИнтересненькА-а-а-а- а! Надо посмотреть! Мишка! Расскажи мне!

Навстречу героям выходит учитель (ведущая) .

Ведущая : - Здравствуйте! Это Детская школа искусств ! Здесь обучают музыкальному искусству ! Сюда девчонки и мальчишки приходят, чтобы научиться играть на музыкальных инструментах, рисовать, песни петь и танцевать!

Маша :А вот это мне годится. Песни петь я мастерица!

Маша начинает громко кричать слова песенки (любой)

Ведущая : Разве это пение? Маша, послушай, как умеют петь наши ученики.

Музыкальный номер

Ведущая : Миша тебя сюда привел не зря, он хочет чтоб ты тоже пошла учиться в музыкальную школу!

Маша : - Учиться? Не-е-е-е, так не пойдёт!

Маша обращается к детям и показывает на первоклашек :

Маша : И ты? И ты? Хорошо учиться? Хорошо? А вот и плохо! Будет у вас скучно и не интересно!

Ведущая : - Здесь так здорово. Маша! И уж точно не скучно, правда ребята (обращается к детям в зал)

Маша : Зачем тут учиться? Для того что бы за всё это получать кольчики и двойчики-и-и-?

Ведущая :- Маша, детки здесь хорошие и с единицами они не дружат

Маша : Дружат, дружат! Детки ничего не знают, не умеют. А значит учителям придется ставить кольчики и двойчики. Я не согласна!

Маша :- (кричит) АААА!

Медведь - (Закрывает ей лапой рот)

Маша : - убери лапы! Укушу, могу продемонстрировать! Этому не надо учится!

Медведь уходит, но Маша его догоняет.

Ведущая : Нет, ты лучше послушай меня!

Хоть ребята только начали учиться в музыкальной школе, они много знают и умеют. И твои двойки им не пригодятся! Вот ты. Маша сядь и посмотри как они умеют отгадывать загадки!

Маша : Ну давайте! Загадки я люблю! (обращаясь в зал) Посмотрю я, как ребята смогут их разгадать!

Ведущая :- Конечно смогут! Сейчас они покажут свои знания! Правда ребята?

Отгадаете загадки?

1. Тронешь пальцем - звук родится

и звенит - как будто птица.

Есть педали : от одной звук становится глухой,

от другой звучит он длинно.

Что же это? (пианино) .

2. Семь сестренок очень дружных,

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь,

Если их не пригласишь. (Ноты)

3. Понижаю ноту я. Как зовут меня, друзья? (бемоль)

4. Я в любой октаве первая встречаюсь,

Поскорее вспомни, как я называюсь? (до) .

5. Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом, например,

обязательно на страже здесь всегда стоит (размер)

6. Познакомимся : я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная. (гуашь)

7. Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой. (кистью)

8. Пары танцуют. Шаги «раз-два-три» .

Что то за танец? Узнал? Говори! (Вальс)

9. Вместе, в ногу, раз, два, три!

Как шагают, посмотри!

Не поют и не танцуют,

Строем дружно. (маршируют)

Ведущая : Маша, а теперь посмотри, чему дети уже успели научиться в школе искусств за такое короткое время.

Концерт первоклассников

Маша : -Ага-а-а-а-а! Так, так, так! Понятненько мне все! Ну что тут делать…. Я так тоже могу и не хуже чем они. Самое главное научиться правильно кланяться! Ща порепетирую! Идет на сцену и начинает кланяться. (Подбегает к Мише, тянет его домой) . Пошли-и-и-и. пошли домой. Я уже всему тут научилась

Ведущая :Ты ещё не всё поняла Маша, поэтому ты ещё тут останешься. Мало уметь кланяться! Чтобы стать артисткой, нужно учиться в музыкальной школе и много заниматься!

Маша (прыгает вокруг Медведя) :-Да зачем тут много то заниматься! Ведь все так просто!

Подбегает к роялю и стучит по клавишам!

Ведущая : Тише! В школе идут занятия! И на инструменте надо не стучать, а красиво играть!

Маша : Так не пойдёт,Мишенька!Смотри, Миша, как надо делать (Маша достаёт из корзинки сотовый телефон и пытается показать медведю сколько у неё интересной музыки закачано на телефон!

Маша : - Музыки у меня тут сколько хочешь, на любой вкус. Смотри и учись :-Набираем номерок. Набираем номерок. А теперь! (звучит рингтон)

Маша : Я уже всё умею и вам тут нечего делать. как и мне!

Медведь : Качает головой и протестует

Ведущая :- Нет, Маша, ребята не пойдут с тобой. Они то знают, что самое главное научиться самим играть на инструментах. И если будешь прилежной ученицей, то тоже сможешь научиться играть на каком-то инструменте! - Мало уметь кланяться и в телефоне музыки много закачивать! Чтобы стать артисткой, нужно учиться в музыкальной школе и много заниматься! Маша, посмотри с мишкой очень поучительную сказку.

Для детей и взрослых,

Для высоких и рослых,

Для старых и молодых,

Для полных и худых

Мы вам расскажем, как сумеем, покажем,

А вы смотрите, смекайте, на ус мотайте.

Итак, всем, без различия зарплаты и звания,

Предлагаем сказку для всеобщего внимания!

(Звучит русская народная мелодия.

Выходят 3 девочки в сарафанах и кокошниках, садятся на лавочку.)

Ведущая : Три девицы под окошком размечталися немножко.

1 девица : - Кабы я была царицей

Ведущая : - Молвит первая девица

1 девица : - Села б я за фортепьяно,

Записалась бы в сопрано,

Пела арии, романс,

Даже разучила джаз!

2 девица :- Кабы я царицей стала-

Ведущая :- Молвит девица вторая

2 девица : - Я для батюшки-царя

Танцевала бы с утра

Польки, вальсы; пируэты

Все освоила б в балете!

Ведущая : Молвит девица другая :

3 девица : - У меня мечта такая :

Кисти, краски и мольберт-

Лучшего занятья нет!

Рисовала б до утра,

Удивляла бы царя.

Ведущая : Тут в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

(входит Царь)

Царь : Ах вы, глупые девицы!

Надо ведь всему учиться.

Чтоб талантам развиваться,

Надо много заниматься,

Посещать школу необычную,

К разным искусствам привычную .

Школа такая в моем государстве есть.

Больше таких вы не встретите мест.

Школой искусств ее все называют ,

Школ таких вовсе немного бывает,

Где без устали поют,

Пляшут, лепят, дроби бьют.

В школе есть свои таланты -

Танцоры, художники и музыканты.

Отправляю сей же час

Вас, девицы, в первый класс!

Будет та из вас царицей,

Кем смогу я, царь, гордиться!

(персонажи уходят)

Маша (обращается в зал к ребятам) :Ребята! Теперь я поняла, чтобы стать знаменитой артисткой, нужно уметь не только красиво кланяться, но и много заниматься!

Ребята, А вы меня возьмёте учиться вместе с вами?

Дети : (хором) ДА!

Ведущая :Давайте под ваши дружные аплодисменты пригласим юных музыкантов, танцоров и художников на сцену !

Первоклассники выходят на сцену

Ведущая : А теперь, дорогие первоклассники, пришла пора дать клятву нашей школе искусств .

Клятва первоклассника :

Клянитесь перед всеми здоровыми быть,

в школу искусств исправно ходить . (-клянусь)

Клянитесь ребенком воспитанным быть,

не бегать по школе, а шагом ходить. (-клянусь)

Клянись выходить в надлежащие сроки,

клянись не опаздывать ты на уроки. (-клянусь)

Клянись, заниматься ты будешь прилично,

домой приносить «хорошо» и «отлично» . (-клянусь)

Клянись, что на выставках будешь блистать,

клянись, что в концертах начнешь выступать. (-клянусь)

Упорством своим каждый год удивлять,

и время придет здесь диплом получать. (-клянусь)

Ведущая : Молодцы, ребята, занимайте места в зрительном зале. Но сегодня праздник не только у детей , но и у их родителей. Поднимитесь, пожалуйста, родители наших первоклассников. Поддержим их аплодисментами. Ну что, детишки, возьмем клятву у ваших мам и пап?

Клятва родителей :

Клянитесь, будь мама ты или отец,

Ребенку всегда говорить : «молодец!» (-клянемся)

Клянитесь за двойки его не ругать,

Во всем, что возможно, ему помогать. (-клянемся)

Ходить на концерты, отчеты, собранья,

Не по принужденью, а только с желаньем. (-клянемся)

В жизни ребенку пример подавать,

Искусство ценить и добро уважать. (-клянемся)

Родители возвращаются на свои места.

Ведущая : А сейчас я приглашаю на эту сцену директора Детской школы искусств

Поздравление директора ДШИ.

Ведущая :Мы поздравляем с почётным званием Первоклассника!

Ребят трудолюбивых!

Талантливых, красивых, задорных и весёлых!

Ритмичных, музыкальных, поющих уникально, актёров гениальных!

Всех тех, кто может маслом шедевры написать и,

просто, кто не любит от скуки унывать!

Да здравствуют будущие музыканты и художники!

Мы приветствуем вас в доме радости!

Имя, которому (Все вместе) ДШИ!

Цель: создание условий для возникновения и развития интереса детей к творческой деятельности.

Задачи:

  • формирование и развитие творческого потенциала детей;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • создание условий для осознания детьми принадлежности к творческому коллективу, сообществу;
  • создание праздничного настроения.

Адресность: для детей 7-9 лет, занимающихся в студиях декоративно-прикладного и изобразительного искусства первый год.

Техническое оснащение: звуковое оборудование, цветик-семицветик (на мольберте), палитра, кисточка, краски, костюмы Художника, Кисточки, Фиолетовой Краски, кроссворд (может быть изображен на листе ватмана формата А0 или проецироваться на экран – в этом случае необходимы проекционный экран, проектор, компьютер).

Действующие лица:

Условия и особенности реализации:

Большое значение имеет художественное оформление праздника (пригласительные билеты, оформление зала, афиша), музыкальное сопровождение, оригинальный реквизит для творческих конкурсов, мастерство ведущих, их речь, умение общаться с аудиторией.
Праздник проводится в большом, празднично украшенном зале. Стулья стоят полукругом. В центре зала происходит всё действие. Зал украшен разноцветными воздушными шарами. На стендах – творческие работы ребят.
Во время праздника ребята получают от Художника творческие задания и успешно выполняют их.

ХОД ПРАЗДНИКА

(Выходит ведущий праздника – Художник)

Художник: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Позвольте представиться – художник, Модест Аполлонович Третьяков, действительный член Академии Изящных Искусств.
Ребята, в этом году вы начали заниматься в студиях отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Сегодня я пригласил вас на праздник, который называется «Здравствуй, творчество!». А что такое творчество?

(Ребята отвечают)

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!
Но где же моя помощница, Кисточка? Она, наверное, рисует и поэтому опаздывает.

(Появляется Кисточка)

Кисточка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Модест Аполлонович!

Художник: Кисточка, но почему же ты задержалась?

Кисточка: Дорогой Художник, я не могла найти палитру и Вашу волшебную кисточку. Они куда-то исчезли. Ребята, вы не знаете, куда?

(Ребята отвечают)

Художник: Загадочное явление. Волшебная кисточка сегодня мне просто необходима. Без волшебной кисточки я не смогу помочь ребятам творить прекрасное. Что же делать?

Кисточка: Продолжать наш праздник. Я очень люблю праздники, а еще я очень люблю рисовать!

Художник: Кисточка, а что ты любишь рисовать?

Кисточка: Солнце, природу, цветы, животных, людей…

Художник: Кисточка, мы должны вспомнить с ребятами, как называются изображения природы, предметов, человека.
Ребята, сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение поэта Александра Кушнера «Что я узнал». Но последнее слово каждой части стихотворения предстоит сказать вам:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картинка
Называется … (пейзаж )

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт )

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина называется … (портрет )

Художник: Ребята, вы все назвали правильно! Кисточка, какая твоя любимая краска?

Кисточка: Оранжевая. Чтобы ее получить, нужно смешать красную и желтую краски.

(Появляется Фиолетовая Краска с палитрой и кисточкой в руках)

Фиолетовая Краска: Художник, Кисточка! Мне тоже так хотелось смешать краски, чтобы получить фиолетовый цвет! Для этого я и взяла палитру и кисточку. Но у меня ничего не получилось.

(Плачет)

Кисточка: Фиолетовая Краска, не расстраивайся. Посмотри, сколько ребят в зале! Они тебе помогут.

Фиолетовая Краска: Ребята, поможете мне?

(Ребята отвечают)

Художник: Чтобы знать, какие краски нужно смешать для получения различных цветов, необходимо учиться, а еще иметь друзей, которые всегда придут на помощь. Фиолетовая Краска, у тебя есть друг?

Фиолетовая Краска: Да! Кисточка!

Художник: Кисточка, давай спросим у ребят, какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовую краску?

(Ребята отвечают)

Да, правильно. Нужно смешать красную и синюю краски. Ты поняла, Фиолетовая Краска?

Фиолетовая Краска: Давайте смешаем на палитре красную и синюю краски и посмотрим, что получится.

(Смешивает краски)

Ура, получилось! Мой любимый фиолетовый цвет!

Художник: Замечательно! Фиолетовая Краска, оставайся с нами на празднике – узнаешь много интересного! Давайте от каждого творческого коллектива пригласим по два участника. Пускай они тоже попробуют смешать краски и получить голубой, розовый, темно-синий, серый, бежевый, светло-зеленый цвета.

(Ребята смешивают краски и показывают, что у них получилось)

– Молодцы, ребята! Вы выполнили задание!

Фиолетовая Краска: Ребята, а вы знаете, что ни в одной песне не упоминается фиолетовый цвет?

Кисточка: Ни в одной?

Фиолетовая Краска: Ни в одной! Есть «Оранжевая песня», песня о зеленом кузнечике и про зеленый свет, о голубом вагоне, песня о розовом слоне, про белое яблоко луны и красное яблоко заката, про белый снег, а про фиолетовый цвет нет.

Художник: Я знаю, как тебе помочь. Давайте объявим песенный конкурс среди учащихся, педагогов и родителей Дома детского творчества. Участвовать могут все желающие! Непременное условие – в песне должен упоминаться фиолетовый цвет. Возможно, эту песню сочинит творческая группа. Конкурс начинается!

Фиолетовая Краска: Вы согласны, ребята? Ведь это здорово!

Художник: Кисточка, напиши сегодня же объявление о конкурсе. А наш праздник продолжается! Дорогие друзья, вам нужно отгадать слова в кроссворде. Вот эти слова:

  1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области (6 букв) (Талант)
  2. Без чего не выловишь и рыбку из пруда (4 буквы) (Труд)
  3. Основной инструмент художника (8 букв) (Карандаш)
  4. Цветные карандаши без оправы, а также рисунки, выполненные ими. Отличаются мягкой приглушённостью тонов, бархатистой поверхностью (7 букв) (Пастель)
  5. Основной инструмент художника (5 букв) (Кисть)

Ребята отгадывают кроссворд:

Самое трудное – нужно отгадать слово в центре кроссворда. Четыре буквы этого слова вам известны. Кисточка, помоги ребятам.

(Ребята отгадывают ключевое слово кроссворда – творчество)

Молодцы! Кроссворд вы отгадали правильно!

Художник: А сейчас следующее творческое задание. Вспомните, пожалуйста, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Вспомнили? Вот волшебный цветок из этой сказки.

(Фиолетовая Краска выдвигает мольберт с цветиком-семицветиком)

Цвет каждого лепестка – один из цветов радуги. Сейчас вам предстоит написать на каждом лепестке те качества, которые помогут вам творить. Вызываю по три участника от каждого творческого коллектива.

(Ребята выходят в центр зала к приготовленным мольбертам)

Ну что ж, друзья, за работу! Желаем вам удачи! Кисточка, помоги ребятам!

(Ребята выполняют задание)

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство.
Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Кисточка: На нашем празднике творческие работы студии моделирования одежды «Модница» представят учащиеся студии. Коллекция называется «Экзотика». Экзотика и загадочность ярких красок тропической природы отражены в этих удивительных вещах, сшитых руками юных мастериц.

(Демонстрация моделей одежды)

Художник: Хочу представить творческие коллективы:Мастерская мягкой игрушки «Пчёлки». Девиз этого коллектива: «С игрушкой – по жизни!»
Девиз изостудии «Вдохновение»: «И мастерство, и вдохновенье, талант, терпенье и любовь!»
Студия керамики «Путь» выбрала девиз «Не боги горшки обжигают».
Любимое время ребят, которые занимаются в изостудии «Апрель», конечно же, весна.
Студия изобразительного искусства «Арт-студия». Девиз «Рисовать – мое призвание».
Студия флордизайна «Фантази». Девиз студии: «От умения – к мастерству, от цветка «Фантази» до полёта фантазии».
Студия моделирования одежды «Модница».
Творческая мастерская «Рост». Девиз «Мы растем, и вместе с нами растет наше мастерство».
Дизайн-студия.
Творческая мастерская «Академия волшебников».
Лаборатория техники «Юниор».
Поприветствуем их, друзья!

Художник: А сейчас я хочу представить педагогов отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества.

(Представление педагогов)

Кисточка: Сейчас вашему вниманию предлагается коллекция студии «Модница» «Платочная фантазия». Платок – очень древний вид одежды. Немножко фантазии – и он превратится в вечерний туалет или пляжный костюм. Приветствуйте! Студия «Модница»!
В руках у наших юных манекенщиц цветы, выполненные в студии «Фантази». Эту композицию назвали «Вечно цветущий сад».

(Демонстрация моделей одежды и цветочных композиций)

Художник: Учащиеся отдела декоративно-прикладного искусства участвуют в международных, всероссийских, городских и районных выставках, где неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами. За прошедший год учащиеся отдела участвовали в 27 выставках и конкурсах на выставочных площадках в ЛЕНЭКСПО, Манеже, в Выставочном центре Союза художников, в Этнографическом музее, в театре Юного зрителя, в Спортивно-концертном комплексе. Вот названия некоторых выставок: «Рождество в Петербурге», «Комната моей мечты», «Мозаика талантов», «Школа+».
Мне известно, что ваш Дом творчества существует уже 23 года. А в студиях есть ребята, которые занимаются творчеством 6, 7 и даже 8 лет.
И сегодня на нашем празднике мы хотим вручить свидетельства об окончании полного курса обучения выпускникам студии флордизайна «Фантази», изостудии «Вдохновение» и студии керамики «Путь». Давайте все вместе поздравим выпускников!

(Вручение свидетельств, грамот и подарков)

Кисточка: Следующая коллекция студии «Модница» называется «Времена года». Одно время года сменяет другое. Золотую осень – снежная зима, нежную весну – зелёное лето.

(Показ моделей одежды)

Художник: Вы прошли испытания и достойны творить в отделе декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Ребята, выходите в центр зала.

(Ребята выходят в центр зала)

Повторяйте за мной слова, которые будут для вас путеводными в творчестве.

(Ребята повторяют за Художником торжественное обещание)

Мы, учащиеся студий отдела декоративно-прикладного искусства, обещаем:

На занятиях – не лениться!
Стараться прилежно трудиться!
К вершинам творчества стремиться!
Результатов высоких добиться!
В выставках участие принимать!
Призовые места занимать!
Радость людям дарить!
Педагогов своих никогда не подводить!

А сейчас я взмахну своей волшебной кисточкой и скажу слово «Посвящаю!». И вы начнете творить и создавать замечательные творческие работы!

(Художник говорит «Посвящаю!» и взмахивает кисточкой)

Подарок от творческого коллектива бальных танцев! Прекрасный вальс!

(Вальс)

После нашего праздника приглашаю всех гостей на выставку летних творческих работ учащихся студий отдела в выставочный зал Дома детского творчества.
Дорогие друзья, желаю вам дерзать, творить и все вершины покорить! Успехов вам в творчестве! До новых встреч!

Кисточка и Фиолетовая Краска: До свидания, ребята!

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ТВОРЧЕСТВА «СВЕТ ИСКУССТВ»

для обучающихся 1х классов

Ведущий:

Настал момент. И встретились мы снова,

Чтобы в уютном зале вместе праздник провести.

Сияет сцена, к действу все готово,

Артисты в ожиданье… Им искусство в мир нести.

Певец пусть в песню душу вложит,

Танцор пусть в танце весь живет,

Актер пусть сердце растревожит,

А зритель пусть его поймет.

Пусть художник в буйстве красок

На холсте мир отразит,

И сюжетом, что из сказок,

В детей взрослых превратит.

Во всех нас частичка Бога,

Есть у всех талант творить.

Он нам дан, как дар, в дорогу,

Чтобы легче было жить.

Он – талант – у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

Кто поймет, что мир прекрасный,

Тот счастливым сможет быть!

Счастья не бывает много,

Если есть с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога,

Чтобы радость в мир дарить.

Ведущий (на фоне лирической музыки):

Прекрасна Гармония всюду,

Искусства она торжество!

Рождает волшебное чудо

Простой Красоты божество!

Первый солнечный лучик, пробившись сквозь листву деревьев, нежно коснулся лепестков хрустального колокольчика. Колокольчик тихонько зазвенел, приветствуя новый день. От звона колокольчика пробудилась Радость. Она поклонилась солнышку и, искупавшись в утренней прохладе, помчалась над землей, заливаясь веселым смехом. По дороге она встретила трех сестер: Веру, Надежду и Любовь. Они вышивали на тонком прозрачном полотне цветы, улыбки, пение птиц, счастье и сказку. Сестры были так увлечены своей работой, готовясь покрыть этим полотном всю Землю, что не заметили приближения Радости. Радость восторженно наблюдала за их работой. И вот уже последний стежок, и покрывало, заботливо подхваченное нежным ветерком, потихоньку опустилось на Землю.

Застывшая в напряжении планета вздрогнула, впитывая в себя животворящий свет, наполнилась им и уже светилась изнутри. Казалось, что на Землю снизошла благодать – так стало всем свободно и легко. И это уже не была та маленькая печальная Земля, которая нуждалась в помощи. В пространстве плыла обновленная, чистая, цветущая Земля. Она верила в бесконечность жизни, она дышала надеждой на постоянное обновление, она чувствовала себя любимой, она сама любила свою прекрасную и мудрую Матушка-Жизнь! Радость обняла сестер, и они закружились в веселом хороводе.

Ведущий: Сегодня на Празднике Творчества мы приветствуем горящие любовью сердца, окрыленные надеждой и верой души, радостные взгляды и светлые улыбки наших детей, педагогов и гостей.

Музыкальная игра с залом (ведущий)

Давайте вместе с нами

Похлопаем в ладоши,

Поднимем руки выше

И скажем: «День хороший!»

Мы за руки возьмемся,

Качнемся вправо, влево,

Друг другу улыбнемся,

Потопаем мы смело.

Вместе громко крикнем мы:

«Будем с творчеством дружны!»

В сборе школьная семья

Всех приветствуем, друзья!

Вокальная композиция «Песня Тима Талера»

Ведущий:

Великие чудеса сотворяет музыка,

Людские сердца согревает музыка,

Поэтические строки воспевает музыка,

Высокие чувства рождает музыка.

Игра на фортепиано (Ф. Шопен. Прелюдия № 4)

Ведущий:

На крыльях вальса жизнь летит,

В круговорот вплетая нить событий.

И вновь душа возвышенно парит,

Распахнутая множеству открытий.

Хореографическая композиция «Белый танец»

Ведущий:

«Жить хорошо на свете!», -

Скажем от чистого сердца.

Пусть в человеке светят

Добрые сказки детства.

Художественное чтение (С. Георгиев. Таня + Саша)

Ведущий:

Родители всегда ребенка могут поддержать и успокоить,

Капризы, настроение, характер непростой понять,

Вниманием излишним и заботою чрезмерной удостоить,

Таким, какой он есть, умом и сердцем принимать.

Художественное чтение (Т. Бокова. Двойка)

Ведущий :

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Вокально-хореографическая композиция «Молодая лошадь»

Ведущий:

Дорогие зрители, вниманье!

Нужно выполнить заданье!

Пора, друзья, нам поиграть

И все, что нужно, повторять!

Музыкальная игра с залом «Руки вверх и руки вниз»

(проиграть не менее 3х раз, постепенно ускоряя темп)

Ведущий (поет и показывает движения):

Руки вверх и руки вниз,

Влево-вправо повернись,

Наклонись и поднимись,

И друг другу улыбнись.

Ведущий:

Петь, играть и танцевать,

А еще не забываем

Глазки утром умывать.

Хореографическая композиция «Чистюли»

Ведущий:

Сегодня Праздник творчества и красоты!

Пусть исполняются заветные мечты!

Нам Ключик Золотой дверь отворит в искусство,

Которое рождает возвышенные чувства.

Фрагмент спектакля «Золотой ключик»

Ведущий:

Творчество границ не знает,

Сердца любовью наполняет.

Пусть нам всегда сопутствует успех,

Народная песня радует всех.

Фольклорное пение (Р.н.п. «Барыня»)

Ведущий:

Сегодня вам споем посвящение,

Желаем светлого настроения

И ваших лучших надежд свершения,

Пусть длятся вечно любви мгновения.

Вокальный ансамбль педагогов «Посвящение»

Ведущий:

В городе школьном нет места для скуки!

Люди его – мастера на все руки!

Талантом и творчеством всех удивляем,

И вместе мы дружно сердца зажигаем!

Хореографическая композиция «Зажигаем вместе»

Ведущий:

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Я начну – вы продолжайте,

Хором дружно отвечайте.

Нам прекрасно жить на свете,

Мы – талантливые… (дети).

К лучшему всегда стремимся,

Нашей школою… (гордимся).

Радость дарит пусть для всех

Наш задорный детский… (смех).

В школе любим мы трудиться,

Добросовестно… (учиться).

Книги умные читаем,

В игры разные… (играем).

По уставу мы живем,

И танцуем, и… (поем).

Всё всегда нас в порядке,

Мы – отличные… (ребятки).

Идей творческих не счесть

В школе номер… (сорок шесть).

А найти нас без проблем

На Комарова… (двадцать семь).

Ведущий:

Духом творчества окрыленная школа родная!

Ты взрастила талантливых, ярких людей!

Душу светом искусств над землей возвышая,

Сотворила созвездье искрящих идей!

Вокальный ансамбль детей «Нотная песенка»

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.

Новое на сайте

>

Самое популярное