Домой Воспаления легких О чем мечтали растения в оранжерее. В

О чем мечтали растения в оранжерее. В

Сказка – это один из жанров устного народного творчества. Он популярен у людей всех возрастов, потому что произведения содержат в себе великую мудрость русского народа и раскрывают самые разные темы дружбы, любви, мужества, долга перед Отечеством. Потому неудивительно, что многие писатели создавали свои сказки, которые принято называть литературными, или авторскими.
Составители школьных программ уделяют литературным сказкам достаточно внимания, поэтому у школьников есть возможность познакомиться с лучшими произведениями данного жанра, раскрывающими основные литературные темы.
Одна из авторских сказок, которая изучается школьниками и вызывает у них искренний интерес, − это «Attalea Princeps» Всеволода Михайловича Гаршина.
Многие ребята относят это произведение к самым любимым, потому что тема, которую поднимает автор, близка и понятна многим читателям.
Произведение было написано во второй половине XIX века, но не потеряло своей актуальности и в XXI веке. Сказка, без сомнения, является волшебной. Гаршин применил традиционный для русских народных волшебных сказок приём: придание человеческих черт растениям и животным. Герои наделены способностью мыслить и разговаривать.
В центре внимания автора оказывается ботанический сад и расположенная в нём большая оранжерея из стекла и металла. С первых строк читателю понятно отношение автора к оранжерее и её работникам. Растения, её населявшие, названы заключёнными, сама оранжерея – тюрьмой, а садовники надсмотрщиками. Тема свободы обретает своих героев.
Обитатели оранжереи: саговая пальма, кактус, корица, папоротник, цикада, Attalea Princeps и другие растения – живут в неволе, с тоской вспоминают родину и мечтают о свободе. Им всем тоскливо, но только главная героиня – пальма Attalea Princeps – решается пойти дальше пустых разговоров и противостоять судьбе. Переломным моментом в её жизни является встреча с бразильцем, после которой пальма осознаёт своё одиночество и незавидное положение среди других обитателей оранжереи. Остальные растения завидуют её росту и величию, считают гордячкой.
Пальма может видеть голубое небо только через грязное остекление крыши. Но она не перестаёт мечтать увидеть его вживую и почувствовать дуновение свежего ветра. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, она решает пустить все свои силы в рост. Она растёт до тех пор, пока её ветви и листья не упираются в потолок и в итоге не пробивают дыру в крыше.
Её поступок мужественный и глупый одновременно. Она обретает долгожданную свободу, но платой за это становится её жизнь и жизнь растущей у корней дерева травки.
Главным отличием сказки Гаршина от народных сказок является трагический конец. Читатели привыкли к тому, что в любимых волшебных сказках герой проходит через множество испытаний и выдерживает их с честью. Рядом с ним герои-помощники: звери, птицы, люди. А в финале добро обязательно побеждает зло, и герой воссоединяется со своей любимой. У Гаршина всё не так.
Пальма в своём стремлении к свободе одинока, другие растения отворачиваются от неё. Лишь маленькая травка, растущая рядом, переживает за неё, и в итоге погибает. Последние строчки произведения открывают читательскому взору печальную картину срубленной пальмы, припорошённой снегом, и маленькой травки, небрежно брошенной сверху. Свобода остаётся недостижимой мечтой.
Легко догадаться, почему многие школьники называют «Attalea Princeps» любимой литературной сказкой. Воспитывать детей в столь неспокойное время очень тяжело, опасности могут скрываться за каждым углом. Поэтому многие родители излишне оберегают детей, ограничивают их свободу. И тема обретения свободы наперекор всему становится для молодого поколения не просто набором слов и букв. Она приобретает личностный характер.
Родителям стоит доверять своим горячо любимым детям и позволять совершать собственные ошибки, ведь учиться на чужих ошибках легко только в теории, на практике более эффективным будет опора на собственный жизненный опыт, пусть и не всегда удачный. Поэтому сочинение на тему «Моя любимая сказка» посвящено произведению В.М. Гаршина, рассказывающему печальную историю свободолюбивой пальмы.

Урок по теме:

«Все могло бы быть иначе...» по сказке В.М.Гаршина «Attalea Princeps»

Чос Л.Н.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с биографией В.М.Гаршина, идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки; продолжить обучение работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока.

Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям.

Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существо-вания и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).

Основные виды деятельности: выразительное чтение эпизодов; устные ответы на вопросы учителя; работа с текстом; словарная работа; инсценировка эпизода сказки; групповая деятельность; игровые приемы, индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.

На уроке используются приемы проблемно-диалогического обучения, приемы технологии интерактивного обучения, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.

Ход урока

I. Ассоциативная разминка.

Добрый день, ребята! Начнем наш урок с ассоциативной разминки: я произношу слово, а вы - ассоциацию с ним. Что вы представляете, когда я произношу слова: Россия, школа, урок литературы, сказка, терпение?

II. Вход в учебную ситуацию.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Потому что Я - это Я, а ТЫ - это ТЫ,

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь...

Как вы думаете, о чем эти строки?

О каких отношениях между людьми в них говорится?

Историческая справка.

На рубеже 18-19 веков жил во Франции некто Талейран Перигор, князь Беневентский. При дворе многих правителей он постоянно занимал пост министра иностранных дел. Это был человек, талантливейший во многих областях, но более всего он славился умением общаться с окружающими людьми, уважительным отношением к ним, умением считаться с чужим мнением, тем не менее, сохранять при этом свои собственные принципы. Многие исследователи считают, что именно ему мы обязаны появлению на свет понятия « толерантность».

Толерантность - это признание ценности другого человека, отличного от тебя. В русском языке «толерантность» объясняется как способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к чужим поступкам. В. И. Даль отмечал, что «толерантность» связана с такими качествами, как смирение, доброта, великодушие.

Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном писателе В.М.Гаршине, о его аллегорической сказке «Attalea princeps». Вдумчивый читатель верно и легко понимает автора, может оценить язык произведения, испытать радость от общения с героями книг. В проведении урока мне будут помогать биограф, научный консультант, «книжник», группа актеров. Сегодня на уроке мы будем формировать свой читательский вкус и умение понимать писателя. Урок носит странное название «Все могло быть иначе...» Чему хочет научить В.М. Гаршин нас своей сказкой? Как тема урока связана с понятием «толерантность»? Ответить на эти вопросы мы попытаемся вместе.

III. Слово о писателе (используются слайды презентации). Учитель:

Из 19 века смотрят на нас «страдальческие», «проникновенные» глаза Всеволода Михайловича Гаршина. Глубокая дума в этих прекрасных, печальных глазах. Жизнь Гаршина недолгая, всего 33 года. Творчество - небольшая книга рассказов, очерков и стихотворений, но это «томов многих потяжелее», ибо в ней (по словам Глеба Успенского) «исчерпано все содержание нашей жизни». Обратимся к биографии писателя.

Ученик-биограф (использует слайды презентации):

Маленький Сева с детства запомнил военные рассказы своего отца, русского офицера. В семье Гаршиных жил слуга - старый солдат Жуков, участник многих военных походов, и его рассказы очень любил слушать маленький Сева. Под их влиянием еще в четыре года он неоднократно собирался в дорогу. Он заказывал повару пирожки, увязывал в узелок вещички и являлся прощаться с домашними. Печальный, он шел проститься с матушкой, говорил ей: «Прощайте, мама, что же делать - все должны идти служить!» Когда же надо было прощаться с нянюшкой, та сразу же начинала причитать и плакать, Сева начинал плакать сам и соглашался отложить поход до утра.

Когда Севе было 5 лет, мать со старшими детьми уехала в Петербург, мальчик остался с отцом. «Жили мы то в деревне, то в городе. Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в эти три года жизни с отцом, от пяти - до восьмилетнего возраста». Годы, проведенные с отцом, - это не только чтение книг, это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Мальчик целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, лягушками, изучал повадки зверей. Сева подрос, поступил в гимназию, он отличался в написании сочинений, очень любил естественные науки. О гимназических годах у Всеволода Михайловича сохранились «дружелюбные воспо-минания», и о своих учителях и воспитателях он всегда вспоминал с благодарностью. Товарищи в нем души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения. К сожалению, В.М. Гаршин рано ушел из жизни. Нам он оставил несколько сказок: «Сказку о жабе и розе», «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Attalea princeps».

I II . Анализ идейно-художественного содержания произведения.

1) Вопросы на выявление восприятия произведения. (На экран проецируется перечень разновидностей чувств и эмоций: сожаление; грусть, сострадание, печаль, растерянность, разочарование, страдание, надежда, тревога, недоверие, радость и т.д.).

Учитель: Человек на протяжении всей жизни испытывает множество разных чувств и эмоций.

Какие чувства возникли у вас после прочтения сказки?

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку?

Менялось ли оно во время прочтения?

Героиня сказки - гордая пальма с красивым именем Attal e a princeps. О ней B.M. Гаршин написал стихотворение, где есть следующие строки:

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит,

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

Учитель: Сказка в виде философской притчи написана в конце 19 века. Мы живем в 21 веке и имеем право прочитать ее по-своему. Но сначала заслушаем научного консультанта, потом вспомним литературоведческие понятия.

2) Научное сообщение о пальме. (Ученик в роли научного консультанта)

Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

3) Сообщение литературоведа. Работа с информационным листком.

Ученик напоминает учащимся литературоведческие понятия, необхо-димые для понимания смысла произведения:

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления, чтобы показать его главные черты. Пример аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек и т.д. Притча - краткий поучительный рассказ. Философская сказка - это произведение, в котором автор размышляет о жизни вместе с читателем.

3) Работа по содержанию произведения .

Учитель:

Вспомним начало сказки. (Выразительное чтение первого эпизода от слов « В одном большом городе...» - до слов «...там листья бледнели, съеживались и увядали».)

Какой оранжерея предстает перед нами в начале сказки?

Учитель:

Чувство восхищения, появившееся у нас при красочном описании оранжереи, вдруг меняется грустно-мрачным настроением с началом следующего абзаца.

Почему интонация спокойная, повествовательная становится тревожной?

Двойственность оранжереи в том, что с одной стороны - это прекрасное строение, произведение искусства, а с другой - для растений это невыносимые условия жизни.

4) Моделирование прочитанного текста. (Участники – 5-6 человек).

Учитель:

Представьте, что вы растения, ваши руки - корни, сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».

Встаньте в круг. Поднимите ладони и надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, ладони - листья. Попытайтесь показать следующий эпизод: «Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы...».

Скажите, какие чувства и эмоции испытали растения во время борьбы за влагу и пищу?

Учитель читает фрагмент произведения от слов «Но стекла вставляли очень скоро» до слов «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой».

Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?

Обобщение ответов учащихся:

Два человека - два характера, не похожие друг на друга. Человек науки, посвятивший свою жизнь растениям, гордился только внешними достоинствами подопечных, но был безразличен к их внутреннему миру. Путешественник - человек открытый, душевный, сострадающий, он почувствовал печаль пальмы-соотечественницы. Это литературный прием контраста - антитеза.

5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).

Учитель:

Каковы же обитатели прекрасной оранжереи? Давайте послушаем беседу героев сказки. Один умный человек сказал: «Заговори, чтоб я понял, каков ты...»

Саговая пальма:

Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.

Пузатый кактус:

Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.

Саговая пальма:

Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.

Корица:

Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.

Древовидный папоротник:

Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

Att a lea princeps:

Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Все растения:

Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!

Учитель:

В сказке растения действуют, говорят, как люди, у них свои рассуждения, отношение к происходящему. Как называется такой литературный прием? (Олицетворение). Когда говорим о людях-героях произведения, то рассуждаем об их характерах. А есть ли характер у героев нашей сказки?

6) Работа по группам.

Задание: охарактеризуйте следующих героев.

Саговая пальма (злобная, раздра-жительная, завистливая, надменная, высокомерная.)

Кактус (всегда свежий, довольный жизнью, любующийся собой.)

Папоротник (рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, потому что пассивность - его основная черта.)

Корица (спорщица, предпочитает прятаться за спины других.)

Attalea princeps (свободолюбивая, целеустремленная, гордая.)

Маленькая травка (слабая, робкая, способная сопереживать, любить и жертвовать собой ради других.)

Учитель:

Ребята, вы охарактеризовали мир растений довольно точно. Подумайте, почему стремление пальмы выйти на свободу обитатели оранжереи назвали «вздором», «глупостью»?

Обитателей оранжереи объединила неприязнь к пальме. Она не такая, как все. Она не скандалит, не ссорится, она спокойна и целеустремленна.

Кто поддержал атталею на пути к мечте? Какие человеческие качества воплотил В.М. Гаршин в образе травки? Да, это была маленькая, беззащитная травка. Ее отличают от других душевность, готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, самоотверженность и любовь.

Учитель:

О чем же мечтала мятежная пальма?

Как вы понимаете слова «она помнила свое родное небо»? Разве небо может быть чужим или родным?

(Ответы - размышления, учащиеся вспоминают свою малую родину и убеждаются, что так - « она помнила свое родное небо» - можно сказать.)

Произнесите слово «princeps». С каким словом оно созвучно?

Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Пальма гордая, стойкая, целеустремленная, с высокими жизненными принципами, об этом свидетельствует вся ее жизнь в оранжерее. Сказка заканчивается печально. (Выразительное чтение последнего эпизода от слов «Только-то?-думала она до конца.)

По закону сказки ДОБРО должно победить ЗЛО. Но философская сказка учит нас принимать жизнь в любых проявлениях. Конфликт растений можно перенести на людей, общество. Что мы увидим? Безразличие окружающих к отдельной личности. Давайте поразмышляем над вопросом: а могло ли все быть иначе в жизни обитателей красивой оранжереи? Был ли другой выход у героини сказки? Как бы вы поступили на месте пальмы?

(Ответы учащихся. Суть ответов в том, что все могло бы быть иначе, если бы все обитатели оранжереи были толерантны по отношению друг к другу. Если бы ученый директор думал не только о прекрасных условиях обитания растений, но и любил, и понимал их.)

V. Проведение аналогий между содержание сказки и субъективным опытом учащихся .

Учитель:

Можете ли вы в своем жизненном опыте найти ситуации, похожие на историю с пальмой?

(Ответы учащихся).

Ребята, по стечению обстоятельств, вы оказались далеко от родного дома. Вы все разные и по национальности, и по характеру, и по жизненному опыту, и по многим личностным качествам. Вы живете в удивительном городе, в прекрасном благоустроенном центре реабилитации.

В течение 10 месяцев вы общаетесь с людьми, которых ранее не знали. Какие трудности вы испытываете в общении, об этом знаете только вы. Сейчас вам предстоит вывести и сформулировать уроки философской сказки В.М. Гаршина - «золотые правила» толерантности.

VI. Групповая работа.

(«Золотые правила» формулируются и записываются в ходе их обсуждения учащимися.)

    Умей слушать и понимать других.

    Будь внимателен к другому человеку.

    Каждый имеет право на ошибку.

    Считайся с мнением и принципами другого человека.

    Не делай зла другому человеку.

    Цени то, что имеешь.

    Сострадай, помогай ближнему своему.

    Принимай другого человека таким, каков он есть.

Учитель:

Все могло бы быть иначе... В.М. Гаршин был наделен трудным даром - «обостренной совестью». Страдания героев всегда сливались со страданием самого автора. Тревожные, умные, печальные глаза писателя словно заглядывают нам в душу, словно наставляют нас жить по совести.

Спешите стать терпимей и добрей

И отдавать спешите научиться,

Чтобы потом у запертых дверей,

Когда окончен пир, не очутиться.

В.Сергеев

V. Рефлексия .

Сегодня на уроке я почувствовал...

Я понял...

Меня удивило...

Литература.

1. В.М. Г аршин «Красный цветок» Киев, издательство «Дн i про» 1986г. стр. 89-95

2. О.Е.Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Москва, издательство «Просвещение» 2008г.

3. В.Порудоминский. Грустный солдат, или жизнь Всеволода Гаршина. Москва ,1987 г .

4. http: //nearyo.ru /100 kartin

Нравственно-философская и социально-политическая проблематика объединились и нашли свое законченное выражение в аллегориях Гаршина. Лучшая среди них — «Attalea princeps».

Аллегория начинается с описания оранжереи — здания красивого и стройного. В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней.

Глаголы «помнить», «вспоминать» многократно употребляются в этом небольшом произведении и всегда по отношению к таким понятиям, как свобода, счастье, радость жизни: «они помнили свою родину», они «стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье». Этому глаголу постоянно сопутствует другой — глагол «знать».

Родного имени пальмы ботаники «не знали». Но вот приехал в оранжерею бразилец, пальма «напомнила» ему родину, и он сказал: «я знаю это дерево». Бразилец долго смотрел на дерево — и «вспомнил он свою родину», «вспомнил еще, что нигде он не бывал счастлив, кромеродного края», и на другой день он уехал на пароходе домой.

Пальма, которая на пять сажен возвышалась над другими растениями, «лучше всех помнила свое родное небо и больше всех тосковала о нем», и станет героиней рассказа. Обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы.

Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой.

Находящиеся внизу растения спорили друг с другом по разным вопросам, и каждое из них высказывало здравые мысли. Саговая пальма недовольна тем, что ее редко поливают, потому что она — растение влаголюбивое, и ее недовольство вполне закономерно. Кактус возражает ей, так как ему влаги достаточно, и со своей точки зрения он тоже прав. Корицу вопрос о влаге совсем не занимает, у нее иные требования к жизни: она довольна своим положением, так как «по крайней мере уверена, что ее никто не обдерет». «Но ведь не всех же нас обдирали», — со своей стороны логично заявляет папоротник.

Каждое из растений высказывает свою правду, и не сходятся они только потому, что просто эти истины находятся в разных плоскостях. Но для пальмы все эти истины — частные. Главное для нее — это стремление к свободе. «Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу», — говорит она.

Сначала все растения молчали и «не знали», что сказать. А затем убедительно и тоже логично доказали пальме, что из этого ничего не выйдет, так как рамы прочны. Но даже если и удастся их сломать, то «придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет по-старому».

«Теперь я знаю, что мне делать», — сказала пальма и решила бороться одна. Только маленькой, бледной травке казалось, что пальма права. «Она не знала южной природы, — подчеркивается в аллегории, — но тоже любила воздух и свободу».

Наконец крыша пробита, цель достигнута, но на свободе пальму ожидают не теплое солнце и ласковый ветер, а мелкий дождь пополам со снегом и низкие тучи. Окружающие деревья угрюмо говорили ей: «Замерзнешь! <...> Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?».

Так слова «вспоминать» и «знать» приобретают в этом произведении несколько значений. Пальма и окружающие ее растения вспоминают о родине, о свободе, и эти воспоминания возвышают их.

Лучше всех помнит о свободе пальма, и потому именно она решается на героический поступок. Но это все-таки только воспоминание о прошлом, которое смутно живет в настоящем и не дает никаких представлений о будущих формах свободы. В настоящем есть, по выражению Горького, «правда факта», она аналогична знанию директора оранжереи, действительно создавшего условия, в которых могут жить растения.

Он вполне уверен в своих знаниях, опирается только па конкретные наблюдения, но ему неведом истинный смысл фактов. Когда пальма начинает бурно расти, стремясь вырваться на свободу, он объясняет это только с точки зрения своей науки, своих знаний. «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха», — утверждает он. Когда же бразилец говорит, что у пальмы есть другое имя, ученый с возмущением отвергает это, говоря, что «настоящее имя есть то, которое дается наукой».

Знание, подобное тому, которым обладают директор оранжереи и растения, заключенные в ней, пальма отвергает. Она выше их и верит только своему стремлению к свободе.

В основе таких идеальных стремлений, по убеждению Гаршина, лежит вера, не считающаяся с соображениями логики. Она находит опору только в самой себе, в своем стремлении к идеалу, отвергая всякие практические доводы. «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, — и я увижу!». Вот главный аргумент, который выдвигает пальма в ответ на вполне разумные и трезвые соображения других растений. В подобной позиции — ее сила и слабость.

Здравый смысл и знание жизни, опора на реальные факты приводят другие растения к бездеятельности и пассивности. Им противостоит героический порыв пальмы, основанный только на вере, на страстной жажде идеала. Только благодаря этой жажде преодолевается пассивность и начинается движение «вперед и выше».

Бесспорна сила и значимость такой веры и таких желаний, потому симпатии автора и читателей — на стороне пальмы. И очевидна ее слабость, так как стремление к счастью, основанное только на жажде идеала и не опирающееся на знание реальности, если и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались. В этом трагедия сильных и смелых борцов-идеалистов, никак не снижающая красоты и величия их надежд и стремлений.

Аллегории Гаршина предполагают их социально-политическое и конкретно-историческое прочтение. Нетрудно увидеть связь тем и идей «Attalea princeps» с революционным движением 70—80-х гг. Именно в это время борьба самоотверженных одиночекчаще всего приобретала трагический колорит. Так и воспринял это произведение М. Е. Салтыков-Щедрин и не принял его в «Отечественные записки». Его смутил трагический финал произведения Гаршина, который мог быть воспринят как выражение неверия в революционную борьбу.

Аллегория как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное их прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции жанра.

Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретая характер символов. Это качество гаршинской сказки не было учтено М. Е. Салтыковым-Щедриным. Вот что писал об аллегории в 1887 г. Короленко: «Если форма аллегории взята из природы, — нужно чтобы природа по возможности нигде не искажалась: данное явление должно развиваться органически стройно, в своей обычной последовательности, и вместе с тем этот процесс должен быть весь проникнут насквозь отвлеченной идеей.

Форма, образ и идея должны развиваться каждое по своим законам и все-таки вполне параллельно. Иначе явится или невыдержанность мысли, — если идея будет принесена в жертву образу, — или наоборот — невыдержанность образа».

Гаршин выполняет основные из этих требований, взятые им образы развиваются органически стройно, и если он описывает оранжерею, то изображается она реально, конкретно, с полным знанием дела. Нарушается Гаршиным принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы однозначно-пессимистическим: всякая борьба бесполезна.

У Гаршина же многозначному образу соответствует не только конкретная социально-политическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер.

Примером тому может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. У всех у них одна судьба — они невольники, но помнят то время, когда были на свободе. Однако только пальма стремится вырваться из оранжереи, у большинства растений этого стремления нет, так как они трезво оценивают свое положение.

И той и другой стороне противостоит маленькая травка, которая одна не негодует на пальму, а понимает ее и сочувствует ей, но не обладает ее силой. Каждое из растений имеет свою точку зрения, объективно обусловленную их биологическими различиями, и потому диалога в точном смысле этого слова между ними не происходит, хотя гордые слова пальмы объединяют их общим негодованием против нее.

Так же многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине — это мечта о прошлом «золотом веке»; он был, но повторится или нет в будущем — неизвестно. Гордые попытки нарушить законы сложившегося мира — прекрасны (Гаршин дает почувствовать это), но опираются они на незнание действительности и потому безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против излишне оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образам-символам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Указанная особенность отчетливо проявилась в следующей аллегории Гаршина — «То, чего не было» (1882). Эта аллегория представляет по существу развернутый в самостоятельный рассказ диалог между растениями в «Attalea princeps». Только спор здесь ведется не о частностях, а о философии жизни, познании мира и представляет собой достаточно широкий обзор различных точек зрения на цель и смысл жизни.

Навозный жук, например, утверждает, что жизнь — это труд для будущего поколения, под которым он подразумевает свое потомство. Аргументом, подтверждающим истинность такого взгляда, являются для него законы природы. То, что он следует законам природы, вселяет в него уверенность в своей правоте и ощущение выполненного долга.

Муравей, в свою очередь, достаточно логично обвиняет жука в эгоизме. Ссылку на законы природы он как бы не замечает и говорит, что работать для своего потомства — это все равно что работать на себя. Он же работает для общества, для «казны». Правда, никто не говорит ему за это спасибо, но такова, по его мнению, судьба всех работающих не для себя.

Его взгляд на жизнь мрачен и носит явный оттенок фатализма. Другой участник беседы, кузнечик, также не касаясь существа взглядов своих оппонентов, говорит скорее о типе отношения к миру. Навозный жук, считает он, слишком сухо судит о жизни, апеллируя к законам природы, а муравей слишком мрачно смотрит на жизнь. А жизнь прекрасна, мир огромен и в нем есть «молодая травка, солнце и ветерок».

Впрочем, кузнечик от философии жизни переходит к философии природы, предлагая ответить на вопрос, поставленный ящерицей: «Что есть мир?». Относительно вопроса о пространственных границах мира авторитетом оказывается гнедой, который резонно указывает, что он видел в мире гораздо больше, чем даже кузнечик с высоты своего самого «огромного прыжка». Совсем неожиданную позицию заняла гусеница. Она высказала, так сказать, религиозный взгляд на мир. Оказывается, она живет для будущей жизни, которая наступит после смерти.

Таков обзор возможных отношений к цели и смыслу жизни. Автор не утверждает, что они лишены смысла. В каждом из них есть своя правота, обусловленная личным опытом спорящих и образом их жизни, во многом от них не зависящими.

Действительно, кузнечик никогда не сможет увидеть мир таким, каким его видит гнедой, улитка никогда не сможет встать на точку зрения гнедого и так далее. Основанием для иронии здесь служит не столько содержание взглядов, сколько сама возможность столь различных точек зрения на мир. Каждый говорит о своем и выйти за пределы своего личного опыта не может.

При всей справедливости излагаемых героями теорий основной их недостаток Гаршин видит в том, что каждый из собеседников свое мнение признает единственно правильным и возможным. В действительности же жизнь сложнее любой из высказанных героями точек зрения. Поэтому так прост «аргумент», разрушающий их построения. На собеседников наступает сапогом кучер Антон. Но даже и такой сильный аргумент ничему не научил оставшихся в живых. Потерявшая хвост ящерица говорит: «„Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения“. И она была совершенно права», — заключает повествователь.

Можно и так объяснить случившееся, и это будет столь же справедливо или несправедливо, как и все ранее высказанные мнения. Иронический или даже сатирический финал рассказа имеет еще и другое значение. Философское содержание аллегории, как и всегда у Гаршина, предполагает ее социально-политическое прочтение, имеющее отношение к современной действительности, хотя и далеко не исчерпывается им.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

<Презентация.Слайд1>

Цели:

  • Продолжение знакомства с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина "Attalea princeps".
  • Понимание содержания сказки и ее основной мысли.
  • Развитие навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову.

Оборудование:

  • Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной для 5 класса).
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Ход урока

1. Приветствие.

Постановка целей и задач.

<Презентация.Слайд2>

Беседа

Для беседы можно использовать статью учебника "Русская литературная сказка"

Что называют литературной сказкой?

<Презентация.Слайд3>

Приведите примеры литературных сказок, назовите их авторов.

Ребята приводят примеры прочитанных произведений - сказки А.С.Пушкина, В. А. Жуковского, В.Ф.Одоевского, А. Погорельского, В. М. Гаршина, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, Г.-Х. Андерсена и др.

Какие произведения В. М. Гаршина вы уже читали?

Произведения В. М. Гаршина "Лягушка-Путешественница", "Сказка о Жабе и Розе".

<Презентация.Слайд4>

Чем для нас интересны произведения этого писателя?

В его произведениях, как в басне, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод.

3. Анализ произведения.

Вы прочитали сказку В. М. Гаршина " Attalea Princeps". Понравилась ли вам она?

Обсуждение детских впечатлений о прочитанном произведении.

Текст Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк - искать смысловой идейный подтекст.

Сюжет сказки "Attalea Princeps" был разработан Гаршиным ещё в 1876 году в стихотворении "Пленница".

<Презентация.Слайд5>

Эпиграфом к нашему уроку станут слова из этого стихотворения:

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт:

О том, каким был путь пальмы на свободу, мы и поговорим сегодня на уроке.

С чего начинается повествование "Attalea Princeps" В. М. Гаршина?

С описания оранжереи.

Как Гаршин рассказывает о ней? (зачитываем эпизод)

"Она была очень красива:" Мы любуемся оранжереей как чудесным произведением искусства. Писатель даже сравнивает её с драгоценным камнем.

Почему описание оранжереи затем резко меняет свою тональность? Так ли хорошо жилось растениям в этой прекрасной оранжерее?

<Презентация.Слайд6>

Найдём по тексту и выпишем ключевые слова , рассказывающие об этой жизни:

  • Заключённые растения
  • Тесно
  • Отнимали друг у друга влагу и пищу
  • Гнулись и ломались
  • Не могли расти, куда хотят
  • Воздух неподвижен

Вывод. Для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет растения "заключёнными".

Что нужно было растениям, о чём они мечтали?

Растения тосковали по родине. "Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания:"

"Как ни прозрачна была крыша, но она не ясное небо" - этими словами автор противопоставляет "родной край и свободу" тесной и тёмной оранжерее.

В сказке Гаршина растения действуют как люди , у них даже разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему. Какой же характер у растений?

Зачитываются эпизоды из "Attalea Princeps".

<Презентация.Слайд7>

  • Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная, завистливая.
  • Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью.
  • Корица - прячется за спины других растений ("меня никто не обдерёт"), неприхотливая, любит спорить.
  • Древовидный папоротник - не совсем доволен своим положением, но не стремится что-либо изменить.

Расскажите о Attalea Princeps . Почему такое название?

<Презентация.Слайд8>

Так назвал по-латыни пальму директор. Это имя не было родным для пальмы, его придумали ботаники. Пальма была выше и красивее всех.

Латинский язык - мёртвый язык, который является предком современных романских языков . Возможно, пальма обречена с того самого момента, как попала в оранжерею и ей было дано "мёртвое" имя? Ведь, говорят, что имя определяет судьбу.

Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека: директор оранжереи и путешественник из Бразилии. В чём их непохожесть? Кто из них ближе главной героине сказки?

Директор - человек науки, заботится только о внешнем благополучии, бездушный, не понимающий, что растения могут переживать, чувствовать боль: ":с довольным видом похлопывал твёрдое дерево тростью, и удары звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!"

Бразильянец - спорит с директором по поводу названия пальмы, он знает её родное , настоящее имя. Глядя на пальму, вспоминает свою родину. Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.

Почему встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы?

Бразильянец - последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации.

Почему стремление пальмы к свободе не нашло поддержки у других деревьев? О чём они заботились? Чем гордились? Почему они были настроены к пальме враждебно?

Все растения тосковали по родине и свободе. Но лишь Attalea и маленькая травка сопротивлялись такой жизни и хотели вырваться на волю. Остальные просто приспособились к тюрьме. Они испытывают страх за свою жизнь, боятся изменений. Растения сердятся на Attalea за её гордые слова. Они ненавидят ее за гордость, за свободолюбие, за то, что ее не остановила мысль о "людях с ножами и с топорами", которые придут и отрежут ее ветви, если она слишком высоко поднимет свою вершину.

Возможно, они завидуют пальме, потому что у неё хватает сил для осуществления своей мечты.

Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?

"Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой".

Какое чувство вызывает у нас травка?

Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы. Она становится настоящим другом для Attalea, всей душой желая помочь ей.

Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?

<Презентация.Слайд9>

"Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа".

<Презентация.Слайд5>

Пальма достигла своей цели. Чем закончилась сказка? Почему директор решил спилить пальму?

Надстраивать над пальмой особенный колпак - дорого.

Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма?

Жалость к Attalea, ненависть к директору, но в то же время восхищение и уважение по отношению к пальме.

Почему директор приказал выбросить маленькую травку?

"Вырвать эту дрянь и выбросить: Она уже пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить здесь что-нибудь новое".

Какие мысли возникают после прочтения сказки? Что нам хотел сказать автор этим произведением?

<Презентация.Слайд10>

  • Все растения чувствуют боль, у всех есть душа.
  • Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.
  • Противоречие мечты и обретённой реальности.

Всё в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.

<Презентация.Слайд11>

  • Прекрасная оранжерея - растения-заключённые
  • Образы директора и бразильянца
  • Растения - Attalea
  • Гордость директора - гордость Attalea
  • Мечта и реальность

4. Домашнее задание.

<Презентация.Слайд12>

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы пережили при чтении сказки В.М. Гаршина "Attalea Princeps"? Как они менялись? Почему?

Новое на сайте

>

Самое популярное