Домой Паразиты «Православный экстремизм» вокруг «Матильды». Почему нет официальной позиции РПЦ? Православный игил*, пока еще не запрещенный в россии

«Православный экстремизм» вокруг «Матильды». Почему нет официальной позиции РПЦ? Православный игил*, пока еще не запрещенный в россии

Доверенное лицо ответчика, заведующий правовым сектором Синодального отдела по работе с вооруженными силами, органами правопорядка и исполнения наказаний Московского патриархата РПЦ священник Александр Добродеев представил экспертные заключения о том, что лозунг не несет в себе противоправного и антихристианского подтекста. Но судей они не убедили.

Судебные споры вокруг этого лозунга идут уже полгода, причем два районных суда в Москве принимали по этому вопросу противоположные решения.

12 мая 2011 года Минюст, сославшись на решение Черемушкинского районного суда Москвы, принятое 21 декабря 2010 года, включил фразу "Православие или смерть" в список экстремистских лозунгов.

Однако в апреле 2011 года Люблинский районный суд столицы отказался признавать эту надпись экстремистской. Суд тогда принял во внимание экспертное заключение, в котором указывалось, что "монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти".

Как рассказал сегодня в интервью протоиерей Александр Добродеев, представлявший ответчика, к нему обратились адвокаты, и он выступил вчера в суде. "Прочитав материалы, которые связаны с этим делом, я не увидел там ничего экстремистского, - сказал о.Александр. - Тем более, что полгода видными учеными делалась экспертиза, в которой аргументировано доказано, что в лозунге "Православие или смерть" нет ничего экстремистского. Помимо лозунга, в экспертизе разбирается и сама эмблема с черепом, кинжалами и православным крестом".

Как сообщил священник, его аргументация на суде была проста. "Я ознакомился с выводами комиссии и посчитал, что ее аргументация более компетентна, чем выводы, которые были сделаны в Черемушкинском суде. Что касается "смертельной эмблемы", то я напомнил на суде, что на нас ежедневно обрушивается поток информации, где постоянно идет речь о смерти, где постоянно взрывают и убивают. Куда не придешь – везде информация о смерти. Люди к самому слову "смерть" и к этим образам - черепа, демонические физиономии, - уже давно привыкли", - отметил о.Александр.

Также священник подчеркнул на суде, что слова "Православие или смерть" написаны по-русски, а не по-английски или по-арабски, потому что это, по словам о.Александра, "охранительный, предупреждающий знак для русских, которые читают по-русски". "Смысл лозунга таков: "или Православие, или смерть", "если не Православие, то смерть". На суде я подчеркнул, что для большинства людей такая постановка вопроса не покажется странной. В нашей стране большинство – православные люди. То есть это знак, в первую очередь, для православных, а не для представителей каких-то других конфессий. Мы ведь не призываем к "православному джихаду", - заключил протоиерей Александр Добродеев.

Почему жить проще, когда есть кого ненавидеть

Все знают популярное выражение «православие или смерть», которое красуется на черно-желтом флаге т.н движения «хоругвеносцев». Правда, мало кто знает, что это выражение означает выбор принести себя в жертву, но не отречься от веры. Понимают это как раз совершенно иначе – надо всех, кто не хочет быть православным, ненавидеть, а при возможности – хорошенько отделать по почкам.

Откуда же такая непримиримость к инаковерующим в христианстве, которое предлагает «возлюбить ближнего» безо всяких оговорок?

На самом деле, все довольно прозаично. Дело в том, что наличие внешнего врага сразу делает жизнь наполненной смыслом. Наполняет ее событиями и впечатлениями, эмоциями, особенно, если найти, с кем дружить против кого-нибудь. Это уже не личное дело, а общественное, вот вас уже несколько человек, вас объединяет общая ненависть, и ты уже не один против всех неверных. А если учесть, что идея дружить против них довольно популярна, ты быстро найдешь много горячих (не верой горящих, а горячих голов), разделяющих твою ненависть.

И вот ты уже исповедник веры, ты освятил себя пощечиной врагу, ты попрал сатанинскую ересь всех католиков и протестантов. Но особенно лютой ненавистью ты ненавидишь своих братьев православных, не желающих маршировать под общим знаменем РПЦ. С католиками и прочими все уже понятно, там ад и погибель (тм), а вот эти – неправильные – они опасны. Они сеют соблазны, совращают умы истинно верующих, членов самой истинной из всех православных церквей. Тебе, правда, не объяснили, что кроме РПЦ существуют иные поместные церкви, вполне каноничные и заслуживающие уважения. Но ведь отвлекаться на подобные глупости – значит упустить очередного еретика, который пойдет и соблазнит тысячи! К чему читать книжки или задавать вопросы, если жизнь никогда еще не была такой простой и понятной!

Замечательное свойство бинарной логики – черно-белой картины мира – это простота. Вот свои, вот враги, все очевидно. И жизнь наполняется событиями, подвигами веры, когда ненавистный еретик получает «достойное по своим делам» - то есть, многословное обличение, до отказа насыщенное ругательствами, чтоб доходчивее. Каждый новый обласканный тобой неверный – кирпичик в фундамент твоей веры, на котором, понятное дело, ты строишь Царствие Небесное на земле.

Только представь, как прекрасен будет мир, где не будет ни одного еретика! Свет и добро восторжествует, дьявол будет повержен, и люди наконец-то обретут истинную свободу…

Ничего не напоминает? Так думали инквизиторы, сжигая на кострах христиан, желающих читать евангелие на своем языке. Так думал Сталин, строя коммунизм, бесконечно искажённым прообразом которого явилось Царствие Небесное.

Если довести до абсурда, окажется, что ты в своем прекрасном мире без еретиков – один. Потому что ты один прав, а все остальные уклоняются во всяческие ереси, все запятнали себя теми или иными грехами. Тут уместно вспомнить будет о Боге – ведь это несомненно Он выбрал тебя для этой прекрасной миссии очищения.

Но ты не в курсе, что именно так думали и думают до сих пор иудеи, отвергшие Христа. Они до сих пор ждут своего мессию и царя ради господства в этом мире, а не в каком-то там воображаемом Царствии Небесном. Похоже, что ты, со своими товарищами «правослактами», радетели и защитники православия через ненависть и убийство неверных – те же самые иудеи, Христа распявшие. Или мусульмане, закон которых прямо говорит о даровании рая за защиту веры с мечом в руке? Видимо, сам Христос, приказавший убрать меч, вместо того чтоб навалять всем «плохим парням», был еретиком? Конечно, ведь твоя вера говорит о ненависти и насилии, а Он – про какую-то любовь, подумать только. Наивный.

В Российской Федерации создаются условия для реализации принципов свободы совести и вероисповедания. Однако демократические принципы, позволяющие исповедовать любую религию, привели к тому, что в религиозной сфере практикуется «вседозволенность» и использование религиозных догм в ряде случаев для негативных целей, порождающих религиозный экстремизм. Постоянные заявления о непрекращающихся нападках на Церковь, сделали своё дело. Повсеместно в России стали создаваться организации по защите православия. В своих программах, организации позаимствовали ряд положений из программы гитлеровской НСДАП, используют запрещенную Законом о противодействии экстремизму символику и лозунг "Православие или смерть!", находящийся в списке Минюста РФ запрещенных на территории России экстремистских материалов. Православные активисты приступили к «вразумлению» всей страны по «защите православных ценностей» всевозможными методами, которые они считают верными.

Русское православное движение "Святая Русь", проводит акции с антиконституционными призывами, пародирует православные обряды, возбуждая тем самым вражду и ненависть к православию. Военизированная организация проводит тренировки с боевым оружием. Именно эта организация совместно с "Православными хоругвеносцами" в 2012 году в Москве провела акцию сожжения портретов певицы Мадонны и группы "Pussy Riot", назвав это христианским обрядом изгнания демонов;
- активисты организуют патрули для защиты от «поругания», срывают рубахи с «кощунников» и грозят кирпичом эротическому музею. "Русское православное движение "Святая Русь" выступает против электронного концлагеря и призывает всех православных христиан стать свободными от переходного этапа к электронному рабству населения, т.е. написать заявление на сознательный отказ от универсальной электронной карты";
- православные активисты устраивают потасовку в музеях, требуют запретить преподавание в школах и университетах России астрономии. Также они требуют закрыть обсерватории и планетарии и прекратить продавать телескопы с кратностью увеличения больше 40.

Перечислять все идеи и деяния православных активистов не имеет смысла. СМИ пестрят от освещения событий по деяниям православных активистов. Основу православных активистов составляет молодёжная среда, которая в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. В данном случае у православных активистов происходит реализация негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права.

Одно из существенных противоправных проявлений православных активистов заключается в том, что они провоцируют государство и общество на ответное насилие, тем самым дестабилизируя демократические институты общества. Если проанализировать их действия, можно увидеть, что они наносят ущерб социальной стабильности и нарушают основные человеческие моральные принципы.

Общество занимается поиском путей предотвращения таких явлений, как расизм, этническая дискриминация, религиозная нетерпимость. Однако события, происходящие в государстве, демонстрируют нам, что по-настоящему действенные гарантии равноправия и свободы человека, различных этносов, конфессиональных групп и обществ отсутствуют.
Предотвращением противоправных действий православных активистов надо уже начинать сейчас, пока их действия не повлекли более масштабные и негативные последствия.

«Много религий разных и все говорят о Любви, но всегда о ней забывают, защищая догматы свои»

Политолог Константин Симонов прокомментировал Business FM ситуацию вокруг фильма режиссера Учителя. По его мнению, государство в разных формах само в чем-то поощряет «православный экстремизм», а заявление РПЦ в данной ситуации было бы серьезным аргументом

История вокруг «Матильды» принимает неприятные формы, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он добавил, что экстремизм и давление на кинотеатры абсолютно неприемлемы. Отвечая на вопрос, ответственна ли за происходящее депутат Госдумы Наталья Поклонская, представитель Кремля заметил, что не стал бы в данном случае говорить о чьей-то персональной ответственности. «Дискуссии — это одно, а проявления экстремизма — это уже совсем другое», — пояснил он.

Депутаты Госдумы Оксана Пушкина и Ирина Роднина обратились в МВД и ФСБ с просьбой проверить «вакханалию хулиганов и экстремистов», радикально выступающих против «Матильды». С жестким заявлением выступил и министр культуры. Он в том числе высказался и о возможной роли госпожи Поклонской, которая, по словам Мединского, «затевает и поддерживает этот гвалт». А вот спикер Госдумы Вячеслав Володин за Поклонскую заступился. Сегодня он заявил: «Без наличия весомых доказательств нельзя усматривать прямую связь между позицией депутата Натальи Поклонской и действиями противников кинофильма Алексея Учителя «Матильда». Это очень серьезное обвинение».

Почему реакция на этом уровне последовала только после того, как экстремисты реально напугали бизнес? Об этом Business FM поговорила с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым :

Константин Симонов : Проблема эта сложнее, чем мы думаем. Почему? Потому что, с одной стороны, государство в разных формах само в чем-то поощряет такого рода православный экстремизм. И получается, что в этом есть определенный смысл, с точки зрения устроителей «русского мира» и так далее. И мы видим достаточно знаковые истории. Возьмите тот же Исаакиевский собор, дело решается в пользу РПЦ и тоже вызывает довольно серьезную общественную дискуссию. Как тот же Исаакий, фильм вызывал дискуссию, безусловно. И государство все-таки встает на сторону РПЦ, и все это тоже провоцирует довольно агрессивное поведение наиболее радикальных сторонников РПЦ. Я это говорю к тому, что в части случаев государство все-таки видит в этом определенный смысл, но этим же процессом нужно управлять, потому что, когда экстремизм выходит из-под контроля, не важно какой — православный, мусульманский, он создает серьезную угрозу для системы. Это ясно. И вот сейчас, я думаю, что, когда казалось, что эта история управляема, к этому не было такого внимания и такого волнения. А потом, когда эта история уже приобрела серьезные масштабы и Поклонская, сама того не желая, стала неким символом этого православного радикализма, вот тут уже начали задумываться. Вопрос — не поздно ли все это произошло? И то, что Мединский так прореагировал, мы видим, что государство осознало, что все-таки процесс уже становится не совсем управляемым. А вот если он станет совсем неуправляемым, это будет уже проблемой для государства.

Если бы Церковь в лице патриарха или официального представителя что-то сказала, выступила, может быть, это бы разрешило ситуацию? Почему такого заявления тогда нет?

Константин Симонов : Вы справедливо замечаете, что, возможно, если бы официальные представители Церкви сделали какое-то примирительное заявление, конечно, я думаю, это был бы серьезный аргумент. Но понимаете, в чем дело. Ведь, когда я говорил о том, что, когда собственно сама православная тематика начинает развиваться в такой гротескной форме, в чем-то для РПЦ эта история выгодна, потому что РПЦ тем самым становится довольно серьезным и значимым игроком. Церковь предъявляет государству достаточно серьезные требования. И мы видим, что Исаакий — только одна из этих историй. Таких историй гораздо больше. У РПЦ довольно серьезные есть амбиции. Все это проявляется и в таких формах, поэтому, если РПЦ отстранится от своих наиболее радикальных приверженцев, я не исключаю, что это вызовет вопросы и у других лиц, которые считают себя частью РПЦ. Поэтому я думаю, что здесь тоже вопрос — не переборщить и не выглядеть таким образом, что ты отказываешься от своих сторонников, хотя они приносят тебе определенную пользу.

Еще вот интересная ситуация вокруг Поклонской и Володина. Ведь многие говорят, что якобы Поклонская как депутат — это его проект. А тут приходится ему за нее чуть ли не отдуваться.

Константин Симонов : Ну, слушайте, вы что, всерьез думаете, что Володин отобрал всех 450 депутатов? И все это его проекты? Я думаю, что Володин все-таки как новый спикер чувствует ответственность. Не все это люди, которых он собрал. И в этом плане он просто чувствует — это моя точка зрения — определенную ответственность в целом за депутатский корпус и любого депутата он готов защищать. Но это не его, конечно, проект. Не его проект ни в коем случае.

Региональные кинотеатры продолжают получать письма с угрозами из-за предстоящего показа. Сибирская сеть «Артсайнс синема дистрибьюшн» получила подобное письмо, однако там не намерены отказываться от планов по показу картины, сообщил РИА Новости директор по рекламе сети Дмитрий Ким.

Письмо с требованием не показывать фильм Учителя получила и екатеринбургская компания «Континент Синема». В группе «Интересный Екатеринбург» в соцсети «ВКонтакте» пишут, что туда якобы прислали два письма, в которых говорится о «вреде» предстоящей премьеры и о неких «радикальных мерах», которые будут предприняты, если показ все-таки состоится. Что именно предпримут авторы посланий, не сообщается. В кассе екатеринбургского кинотеатра сказали, что отменять показ не планируют.

История старых русских сект достаточно изучена. Вторая половина XIX века дала много серьезных исследований по проблеме сектантства, большая часть которых принадлежит церковным писателям.

Поэт Леонид Симонович-Никшич (слева) и художник Игорь Мирошниченко из организации "Союз православных хоругвеносцев"

Существенным признаком дореволюционных сект было однозначное отмежевание их от Православия: "федоровцы", "ильинцы", "молокане" – уже в самоназвании отколовшегося от Церкви религиозного сообщества подчеркивалось дистанцирование от Православия. Кроме того, для старых сект не характерна была политизация. При всей пестроте вероучений, от изуверских (скопцы) до маловразумительного учения капитана Ильина (1830-е годы), не отмечалось движений религиозно-политических (типа американских свидетелей Иеговы).

В новой России ситуация кардинальным образом изменилась. Новые секты чисто отечественного производства, можно разделить на два типа. Новые религии, представляющие собой эклектику элементов из восточных культов, язычества, фантастической беллетристики и упоминаний о христианстве (таковы "Белое братство", "Церковь Третьего завета", "Звенящие кедры" (Анастасиевцы)). Эти секты по американской классификации являются, безусловно, деструктивными культами. Но они не выступают под флагом Православия, и таким образом, оставляют человеку хотя бы минимальный выбор: тот, кто примыкает к данному сообществу, знает, что он не имеет никакого отношения к Православной Церкви. Новым явлением в нашей действительности стали антицерковные религиозные сообщества, которые именуют себя православными. По своему характеру это явление относится к религиозному экстремизму. То, что с Православием этот экстремизм никак не связан и из него не вытекает, понимает лишь тот, кто укоренен в церковной жизни или духовно образован. Но на фоне тотального религиозного невежества россиян новоявленные поборники "чистоты православия" действуют свободно и уверенно. Сначала вбрасывается некая идея, которая тиражируется в печатных изданиях под титлом: "По благословению старцев", "по благословению" почившего иерарха (?!), или просто "по благословению собственной совести", идея приводит многих наших прихожан в смущение, особливо из новообращенных. Надо подчеркнуть, что своих сторонников новые "учителя" вербуют только в среде церковной.

***

Читайте также по теме:

  • Проблемы сектантского сознания в церковной ограде - Виктор Чернышев
  • О ложной ревности и внутрицерковной полемике - иерей Георгий Максимов
  • Об очень важном (об искушениях лжестарчеством) - профессор Московской духовной академии Алесей Осипов
  • Гуруистические (младостарческие) группы в Церкви - протоиерей Александр Новопашин
  • Сектантские тенденции в некоторых внутрицерковных группах - протоиерей Георгий Иоффе
  • Период полураспадка. О церковных реформах в Русской Православной Церкви - Дмитрий Руднев

***

По типам псевдоправославный экстремизм представлен двумя направлениями: религиозно-политическим и мистико-каббалистическим. Первое сосредоточено на том, "как нам обустроить Россию", хотя во все времена православная духовность была озабочена спасением души, стяжанием Духа Святаго, следуя завету Спасителя: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (благоустройство земной жизни) приложится вам (...).

На правом фланге доморощенной теократии расположилось РНЕ после того, как Баркашов выступил со своей трактовкой "православия", таким образом, из политической партии превратившись в секту религиозно-политической направленности. Свои идеи Баркашов (человек явно начитанный) почерпнул из истории лютеранских раскольников гитлеровского Рейха, которые отмежевали христианство от Ветхого Завета и объявили Иисуса Христа "арийцем". К этому лидер РНЕ прибавил кое-что из "Антихриста" Ницше. Но поскольку не только члены его организации, но и сочувствующие Русскому национальному единству Евангелия не читали, с историей русской святости не знакомы, то "вероучительные опусы" своего вождя принимают как истинное откровение. Так появился новый по сути антихристианский, антиправославный культ, но, тем не менее, русские "наци" называют себя истинно православными.

Несколько умереннее в реформе Православия стоит родоначальник "народного православия" Душенов. Бывший морской офицер Советского Союза ратует за переустройство церковного управления с тем, чтобы Церковь стала реальным игроком на политическом поле. Себя и своих единомышленников Душенов числит как общественно-политическую организацию, но одновременно свой печатный орган "Русь Православная" издает как бы "по благословению" покойного Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна. Для православно мыслящего человека – это нелепость. Благословение на печатное издание церковный иерарх дает в том случае, если это издание является душеполезным чтением, не идущим вразрез с православным церковным мировоззрением. Однако у людей внешних создается впечатление, что идеи Душенова чуть ли не согласованы были заранее с почившим Владыкой. Более того, Душенов объявил, что его группа порывает церковное общение с правящим после кончины владыки Иоанна митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром. Но поскольку революционно настроенная компания осталась в Питере, в другую епархию не перебралась, то по правилам Православной Церкви душеновцы стали раскольничьей группой, или сектой беспоповского толка, что, очевидно, их не смущало. Эта же группа младореформаторов вбросила идею о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина.

***

Читайте также по теме:

  • К вопросу канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина - митрополит Ювеналий Поярков
  • Акафисты Ивану Грозному, Иосифу Сталину и Игорю Талькову как форма околоцерковного фольклора - диакон Максим Плякин
  • "Старец" Гришка Распутин в воспоминаниях современников - иерей Алексий Махетов
  • Иоанн Грозный - для современников Иоанн Мучитель - Александр Дворкин, Андрей Сахаров, Дмитрий Володихин
  • О ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова (Чебаркульского) - Заявление Миссионерского отдела Челябинской епархии, Заявление епархиальной экспертной комиссии, Заявление митрополита Челябинского и Златоустовского Иова - Челябинская епархия

***

Идея была подхвачена группой московских товарищей, оттуда, благодаря доступу товарищей к СМИ, перекинулась в провинцию. И уже в Ярославской области воплотилась в новую тоталитарную секту, поселение закрытого типа под названием "Опричное братство". "Хозяин" братства большую часть времени проводит в Москве и занят издательской деятельностью братства. Уже самостийно братство канонизировало Распутина, и мы получаем толстые фолианты с житием старца Григория с акафистом "народно" канонизированного старца и, как водится, с его иконой. Чем дальше собираются заняться новые опричники пока неведомо. Но опасения радикальных действий не исключены.

Противоположным по духу псевдоправославным движением является мистицизм, не имеющий ничего общего с мистическим опытом – Православной Церкви, с духовным опытом великих подвижников Восточного монашества. До настоящего времени толкование Священного Писания по собственному произволу практиковалось только в западном протестантском мире, отсюда непрерывное дробление протестантизма на самые различные толки. И вот эта антиправославная мода дошла до России. Люди, называющие себя православными христианами, не отдавая себе отчета в том, что творят, стали соревноваться с адвентистами, толкуя на свой лад, вопреки церковному святоотеческому преданию, Откровение Иоанна Богослова. Родоначальник адвентизма Миллер в 40-е гг. XIX века пророчествовал о втором пришествии Христа, даже годы вычислил: 41-43 гг. По крайней мере, его последователи ожидали Христа. Наши российские "мистики" и толкователи готовятся к пришествию антихриста.

В "Откровении" это слово не употребляется, а в Евангелии говорится об антихристах во множественном числе; во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о "человеке греха, сыне погибели" (2Фес.2:3). Но читать толкования святых отцов, начиная с Андрея Кесарийского, обратить внимание на ту осторожность, с которой отцы Церкви подходят к этой "таинственной книге Священного Писания", сегодняшним "апокалиптикам" невдомек. Такое впечатление, что идеи каббалы, языческий магизм воспринимается легче, чем православное учение о благодати и свободе воли. Источником духовной смуты и распространителями панических настроений стали никем не признанные в православном мире общины так называемой "Российской Катакомбной Истинной Православной Церкви".

Использованная литература

1. Иеросхимонах Арсений Ярков. Обращение ко всем православным христианам единой святой, соборной и Апостольской Церкви, в целости и непорочности исповедующих Кафолическую веру. Указан номер п/я в Иерусалиме, 2003.

2. Святитель Николай Сербский. Азбука победы. - М., 2004. -С. 116-118.

Новое на сайте

>

Самое популярное