Домой Паразиты Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Александр башлачев биография Переезд в Ленинград

Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Александр башлачев биография Переезд в Ленинград

Один из ярких представителей советского андеграуда, Александр Башлачёв был поэтом и исполнителем собственных песен. Он считается трагическим символом целого поколения «дворников и сторожей» по меткому выражению Бориса Гребенщикова. Александра сравнивали с Есениным и Высоцким, любили, слушали и считали голосом молодежи тех лет. Он дружил с Гребенщиковым, Парфёновым, Троицким и многими, кто вышел из 80-х годов ХХ века. Причиной смерти Александра Башлачёва было самоубийство.

Он родился в 1960 году, в провинциальном Череповце. В 1977-1078 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате, поступил в УрГУ на факультет журналистики, а после его окончания работал в череповецкой газете «Коммунист». Там Александр познакомился с Артёмом Троицким, который послушав его стихи и песни, посоветовал молодому барду перебираться в столицу. В 1984 году Башлачёв прибыл в Москву, а потом переехал в Ленинград, где начались его «квартирные» концерты.

Весной 1985 года состоялось первое выступление Александра перед аудиторией. Он пел с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института. Среди своих, этот концерт назвали «Четвёртым днём фестиваля» Ленинградского рок-клуба. Концерт получил название «Кочегарка» и был записан. Александр не проявлял особого честолюбия – главным для него было петь для тех, кто хотел слушать его «исповеди». Забываясь, он сбивал себе пальцы в кровь о гитарные струны.

Окончательно поселившись в Ленинграде, Башлачёв был принят на работу в знаменитую котельную «Камчатка», в которой работал и Виктор Цой. Александр вступил в Рок-клуб, начал выступать и в 1987 году получил приз «Надежда» на Пятом Ленинградском фестивале. В этом же году Башлачёв принял участие в съёмках фильма Алексея Учителя «Рок», но потом попросил вырезать из киноленты все кадры с его участием. Позже в его жизни был ещё один фестиваль — в Черноголовке.

Его последний концерт прошёл на квартире Марины Тимашевой в январе 1988 года и, к счастью, был записан на плёнку. Уже в феврале того года Александра не стало. Он, по неизвестным причинам, выпал из окна кухни на 8 этаже по адресу проспект Кутузова, дом 23, где снимал однокомнатную квартиру. Умер на месте. Непосредственных свидетелей этого происшествия нет и никто не знает, как всё случилось. Определяя, почему умер Александр Башлачёв, следственные органы руководствовались показаниями близких певца.

Его гражданская жена Анастасия Рахлина, рассказала, что Александр постоянно находился в состоянии депрессии, усилившейся в последнее время. Он чувствовал себя одиноким, несмотря на кажущуюся общительность. Люди его не понимали, а жизнь не складывалась так, как надо. Многие не видели того, что он чувствовал и понимал: это угнетало Башлачёва, постоянно находившегося в тоске. Ему так и не довелось увидеть своего новорожденного сына, который появился на свет уже после смерти 28-летнего отца.

Александр Башлачёв похоронен на Ковалёвском кладбище Ленинграда.

4269 Просмотров Похоронен
  • Ковалёвское кладбище
Страна Профессии автор-исполнитель , журналист , поэт Годы активности - Инструменты гитара Жанры авторская песня , бард-рок , фолк-панк Псевдонимы СашБаш bashlach.chat.ru Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец - 17 февраля 1988, Ленинград) - русский поэт , рок-бард, автор и исполнитель песен . Один из представителей советского андеграунда .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Абсолютный вахтер- Башлачев

Субтитры

Биография

Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.

Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха - Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны .

После окончания школы в 1977 году пробует поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова , однако не поступает из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв знакомится с будущим журналистом Леонидом Парфёновым .

В 1977-1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате . В 1978-1983 годах учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким , по приглашению которого отыграл серию «квартирников » в Москве и Ленинграде .

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба , поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка » .

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб . С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка» . В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Июнь 1987 - выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке .

Август 1987 - съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался.

Смерть

Дискография

  • 1989 - Время колокольчиков () - запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием .
  • 1990 - Всё будет хорошо () - запись сделана в январе -го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 - Третья столица (), (2CD) - запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня .
  • 1992 - Таганский концерт (3), (2CD) - запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке .
  • 1994 - Вечный пост - записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му » на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор - Вячеслав Егоров «Аквариум» .
  • 1994 - Лихо (2CD) - записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1995 - Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) - записано 18 марта 1985 года с Шевчуком . Расширенная часть концерта Александра Башлачева выпущена в 1997 году под названием...В городе Пушкина и рок-н-ролла...
  • 1996 - II - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 - IV - записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 - Первый концерт в Москве - записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко .
  • 1998 - I - записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 - III - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 - V - записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1998 - VII - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1999 - Чернобыльские Бобыли на краю света - запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал - Александр Башлачёв; гитара - Андрей Шаталин ; клавиши - Павел Кондратенко ; бас, перкуссия - Святослав Задерий
  • 2002 - VI - 1, 2, 7 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3-6 - записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8-11 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 - записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 - записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка - Борис Гребенщиков. 15-20 - записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
  • 2006 - «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерия (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева.
  • 2014 - «Серебро и слёзы », трибьют-альбом , посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года . В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост , они же записали большую часть аккомпанемента .

Краткая хронология записей

Названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом. В скобках римская цифра (I -VII ) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
  • 1984, сентябрь - «Ещё в Череповце» (или летом) (I )
  • 1984, 17октября - Первая «студийная» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар) (I )
  • 1984, 20 октября - Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь - «Песни шёпотом» (I )
  • 1984, ноябрь - «Толоконные лбы» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар
  • 1985, январь - Первый концерт в Ленинграде (у Павла Краева)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
  • 1985, апрель - У Александра Липницкого (Москва, Каретный ряд)
  • 1985, 19 мая - У Владимира Кузнецова (Москва, Ясенево)
  • 1985, 30 мая - Третья столица (Ленинград, студия Алексея Вишни)
  • 1985, 21 декабря - Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V )
  • 1986 - Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января - Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева)
  • 1986, 20 января - Время колокольчиков/Складень/Посошок (запись Агеева, по альбомам) (IV , V )
  • 1986, январь - Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май - Вечный пост (Николина Гора, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа - СашБаш & Алиса. Чернобыльские бобыли на краю света
  • 1986, 22 августа - Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI )
  • 1986, 5 декабря - Квартирник на Кантемировской (Москва)
  • 1987, 24 мая - Концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня - V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь - Барды покидают дворы (для фильма) (Киев) (IV )
  • 1987, 5 июля - У «Киры» - Кирилла Кувырдина (Москва) (VI )
  • 1987, 8 июля - На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI )
  • 1988, 14 января - Концерт на «Речном вокзале» (Москва)
  • 1988, 29 января - Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII )

Видеография

Память

Музей

Памятники

Файл:Мемориальный бюст А. Башлачёва в Г. Череповец.jpg

Бюст А. Башлачёва на стене здания череповецкой филармонии

Фестивали и концерты

  • 21 февраля 1988 года [ ] состоялся первый концерт памяти Александра Башлачёва.
  • 27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва. Организатор - общественный деятель Светлана Кунина.
  • В феврале 2011 года страница музея появилась на сайте Творческого движения «Палитра N» .
  • 27 мая 2011 во Дворце культуры строителей Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
  • 27 мая 2012 состоялся концерт «Рок-Череповец», организатор и спонсор - мэрия Череповца. Данное мероприятие не является преемником фестиваля «Сашин День».
  • 26 мая 2013 состоялся «Рок-Череповец»-2 в Ледовом дворце Череповца. Учредитель и спонсор - череповецкая мэрия.
  • 25 мая 2014 состоялся «Рок-Череповец-2014» с участием земляка Башлачева - Николая Носкова , финской группы Face of God, Full pockets, Мармеладъ и другие. В отличие от предыдущих концертов, ведущим был не Артемий Троицкий, а Александр Липницкий.
  • 24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвящённый юбилею Александра Башлачева, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и её лидер Дмитрий Ревякин , «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачева.
  • 27 мая 2015 фестиваль был проведен в Москве под первоначальным названием «Сашин день». Организатор - общественный деятель Светлана Кунина. Фестиваль был проведен на частные пожертвования, которые собирались через площадку Planeta.ru . Главному спонсору фестиваля была подарена акустическая гитара с автографами мэтров, поддержавших фестиваль: Бориса Гребенщикова , Вячеслава Бутусова , Юрия Шевчука , Константина Кинчева , Олега Сакмарова , Федора Чистякова , Севы Новгородцева .

Музыкальные посвящения

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад,
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь - это поезд Свердловск-Ленинград - и назад!»

«Разные люди», 19??

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в „Шестом лесничем“ есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется „Солнце за нас“. Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

  • в песне Александра Логунова „Бди, брат“ есть строчка, посвящённая Башлачёву.
  • У группы „Немного нервно“ в песне „Ты и твои женщины“ - строчка „Нет у меня ни Башлачева, ни Летова, Ни змеиного яда, ни дверей восприятия.“ .
  • в песне „Жизнь красивая“ из альбома „Прозрачный“ (группа „ДДТ“») есть строчка, посвящённая Башлачёву. («Я узнал тебя в час рождения яблок, листьев, гуманных замыслов, и в башлачёвское наводнение я найду ещё пару главных слов»)
  • Юрий Наумов, посвятил песню «Ночной Полёт» Башлачёву:

Ночной Полёт (часть 2я)

Шаг из окна...
Жажда весны больше сна;
и я взлетел над ледовым безумьем,
над нервным сплетением
каменных тел.

«Юрий Наумов»

  • Памяти А. Башлачёва также посвящены песни:
    • «Некому берёзу заломати» - Дмитрий «GARM» Левин [ ]
    • «Русское поле» - Максим Касьянов
    • «Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф
    • «Прощание» - Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
    • «Памяти Александра Башлачёва» - Александр Щербина
    • «Зимняя баллада» - группа «Гудвин и Банда-на»
    • «Патроны» - Николай Макеев (группа «М4») [ ]
    • «Дороги» и «Просвистела» - Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ »)
    • «Казак» и «Вымыты дождём» - Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»)
    • альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация)
    • Александр Васильев («Сплин ») на концертах признаётся, что песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву
    • «Крик» - Константин Кинчев (группа «АлисА»)
    • Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» - Яна Дягилева [ ]
    • «Вороны» - Эдуард Старков (группа Химера)
    • «Памяти А. Башлачёва» - группа «Записки Неизвестного»
    • «Памяти Александра Башлачёва» - исполнитель Decorator
    • «В тесте» - группа Серебро
    • «СашБаш» - Алексей Витаков
    • «Разведчик» - НАТЕ!
    • «Памяти Александра Башлачева» - Максим Цепелев (группа «Дети одной реки»)
    • «Ложь» - Ольга Ступина
    • «Штурмуя небеса» - Lounа
    • «Сумерки» - Алиса

Поэтические посвящения

  • Стихотворение Янки Дягилевой «А. Б.»
  • Стихотворение Александра (Шамана) Красовского «Памяти Башлачева»
  • Стихотворение Николая Стародубцева (Звездодуб) «Манифест удивлённых»

Театр

В ноябре 1988 года в Читинском театре-студии «Под старой люстрой» поставлен музыкальный спектакль «Прими свою вину» по песням Башлачева.

Библиография

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского . - Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. - 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др. - М., 1997. - 189 c.
  • Башлачёв А. Н. Как по лезвию. - М.: Время, 2005. - 254 с. (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0059-5
(Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)

Литература

  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. - СПб.: Амфора, 2010. - 439 с. ISBN 978-5-367-01398-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Второе издание - СПб.: Амфора, 2013. - 543 с. ISBN 978-5-367-02389-3
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Третье издание - М.: Выргород, 2016. - 608 с. ISBN 978-5-905623-06-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв // В серии «Легенды нашего рока» - СПб.: Амфора, 2014. - 94 с. ISBN 978-5-367-03403-5
  • Горбачев О. А. Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 217 с. ISBN 5-87049-205-X
  • Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Елец, 2007
  • Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич , В. Высоцкий , А. Башлачёв. Диссертация кандидата педагогических наук. - Самара, 1997
  • Белоногова А. В. Живой (статья в книге посвящений «Ставшему ветром») - М.- Спб, 2011, при содействии издательства «Поматур», ISBN 978-5-91832-020-4
  • Ярко А. Н. Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Тверь, 2008
  • А. Голев. Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников. - СПб.: Лимбус Пресс, 2011. - 469 с. ISBN 978-5-8370-0570-1
  • Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л. Н. Дмитриевская. - М.: Русская школа, 2010. - 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
  • Гавриков В. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ». 2011. - 634 с.
Дополнительная литература
  • Алексеев А. С .

Летящий Башлачёв
«давай попробуем обойтись без протокольной анкеты: когда родились, когда намерены скончаться...»
Саша Башлачёв

Вот прямо сейчас я собираюсь залезть в жизнь чужого, мёртвого и, наверное, хорошего человека и даже поэта – Александра Башлачёва.
Мало того! Я собираюсь хорошенько в ней покопаться, затем взять скальпель и кое-что вырезать, а затем набить собственными суждениями и превратить все эти жизненные факты, даты и прочие обрывки в какое-то подобие чучела жизни – словом, то, что у нас называется биографией. И сразу возникает вопрос, а какое, собственно, отношение я имею к человеку, которого зарыли на Ковалёвском в промёрзшую ленинградскую землю в год моего рождения и день Советской Армии?
В самом деле, вот, например, когда князь Феликс Юсупов захотел написать о смерти Распутина, того самого Гришки, которого он травил, стрелял и всячески топил, то вопрос о его отношении был ясен. Но вот какое отношение имеет СашБаш к Славе Чешу - уже вопрос. Попробую ответить.

Сашу Башлачёва я никогда сознательно не слушал. Он был для меня один из тех гениев, которых уважаешь, но слушать не можешь совершенно – так что в жизни я сознательно не поставил себе ни одной его песни. Но! Башлачёв в нашей музыке явление почти космическое – даже «не слушая» его песен, от них, да и вообще от всей его фигуры никуда не уйти. Так, под башлачёвский «Влажный блеск» в исполнении Снайперов я впервые попал в постель к девушке, с которой потом встречался больше года – рекорд для меня небывалый. Этажом ниже, в той же общаге где тогда и стояла эта самая постель, однокурсник насиловал мои уши «Временем колокольчиков». Он рассказывал про СашБаша даже на раскопках, где мы вскрывали готские могильники. Башлачёв не покинул моей ноосферы и тогда, когда я выпустился и стал работать. Моим «шефом» и напарником на «высотке» случайно оказался страстный фанат Баша, подсадивший меня на «Подвиг разведчика» и «Грибоедовский вальс».
Про Башлачёва с восторгом рассказывали совсем зелёные юнцы и олдовые неформалы, а когда я возвращался домой, в плеере про него пел Летов и «Разные люди». Да и кто про него не пел? Мне кажется, больше ни о чьей жизни и гибели не пелось русскими рокерами столько раз. После смерти Саши Башлачёва, вокруг него стремительно «выкристаллизовался» один из самых мощных «биографических мифов» в русском роке, предвосхитивший мифы Янки Дягилевой и Виктора Цоя.

Как по мне – если ты рождаешься спустя полгода после чьей-нибудь смерти, и, если, вырастая, ты сознательно не слушаешь музыки этого человека и даже стихов его не читаешь, а потом – бааац, и оказывается что его поэзия, музыка, сама ткань его жизни пронизывает мир в опасной близости от тебя – о таком человеке стоит написать.
Человек этот родился в мае, 27 числа в Череповце, недалеко от Вологды. Его отцом был Николай Алексеевич Башлачёв - начальник участка теплосилового цеха Череповецкого металлургического комбината, матерью – Нелли Николаевна - учитель химии в Школе рабочей молодёжи №4. Школу-десятилетку Саша закончил в 1977 году… Стоп.

С того ли я начинаю? Вряд ли для того, кто, упав из окна восьмого этажа, лежал, под низким февральским небом на проспекте Кузнецова имеет большое значение год окончания школы. А для вас? Имеет ли это значение для вас, моих читателей? Абзац стандартной биографии. Год и место рождения. Школа. Сухие, мёртвые строки. Что же мы узнаём отсюда? Ничего.
Нет, мне больше хочется попробовать врубится в «миф» Башлачёва. Что это за миф такой? Откуда взялся? Если вы читали Сашины биографии чуть серьезнее пулемётной очереди из дат, то, наверное, встречались и с мнением об «обреченности» поэта, «проживании» им песен, особом, башлачёвском «тексте смерти», «трагической ауре», по выражению Троицкого. Было там и о том, что Башлачёв-де был особым медиумом-шаманом, проводящим «высшие истины». Многие о чём-то таком заговорили после его гибели. Людей интересовала и глубинная сущность СашБаша и его характер – вещи, которые датами не объяснишь. Поэтому-то, наверное, стандартной биографии – учился-родился-женился здесь не получится – придётся разбираться, что он был за человек такой – Саша Башлачёв.

Налётчик был бывалый ас
О Сашином детстве сказать мне особо нечего. Разве что…
Налетчик был бывалый ас:
Он вывел самолет из пике,
И самолет пришел домой,
Как будто ехал коммюнике.

Первый стих, точнее кусочек стиха. Первый из сохранившихся. Автору тут года три-четыре. Обратите внимание на эту деталь – «ехал коммюнике». Саша, понятно, вообще не имеет представления, что значит это слово, но смело вставляет «коммюнике» в стих. А что? Ритмика-то соблюдена! Кстати, через год маленького Сашу впервые поведут к психиатру – из-за способности верно перемножать в уме большие числа.
Школьных воспоминаний о нём практически нет – вынужден оставить на откуп вашему воображению его первые драки и влюблённости. Впрочем, кое-что о его влюблённостях сказать можно, хотя и по более поздним воспоминаниям. Например, СашБаш тогда предпочитал один тип девушек – длиннолицых, худеньких и длинноволосых, причём непременно с русыми волосами.

В 1977 г., после школы Саша работал на Череповецком металлургическом комбинате. Художником. Рисование вместо физической работы, впрочем, стало для него характерным – он рисовал «кося» военку, рисовал и отлынивая от работ в колхозе. В 1978 г. он поступает в УрГУ, на журфак. По воспоминаниям Марины Паршуковой, однокурсницы он тогда заметно нервничал, поскольку поступал второй раз. Значит в первый – в 1977 г. на экзаменах он провалился, и его кто-то устроил на комбинат – перекантоваться до новой абитуры. В абитуре он был примерно на год старше других, невысокий, тонкий и худощавый юноша, влюблявший в себя буквально всех вокруг. Он сильно выделялся – «каблуковыми» ботинками, джинсовым прикидом, длинной гривой вьющихся волос и золотой фиксой взамен выбитого зуба.

Идут переходные звери
Учёба давалась Саше легко, окружающие любили его. Витя Мещеряков, экс-однокурсник вспоминал, что «отказать ему было просто невозможно!». Таня Халяпина позже говорила: «Сашка был настолько лапа! Ни один эпизод, связанный с ним, не вспоминается с негативом». Саша Башлачёв тогда это ещё не «человек поющий», но, скорее по выражению Задерия «человек-праздник».
Особенностью СашБаша в УрГУ стала проявившаяся впоследствии и в творчестве страсть к мистификациям. Так, по воспоминаниям Соловьёва Саша со своим другом Измайловым выдумали целое течение вокруг вымышленного художника – Льва Давыдовича Перловича. Они уверяли всех, что Перлович ровесник Пушкина, известный художник-параллелепипедист и каждый день рисовали «его картины». Параллелепипеды, уложенные друг на друга - полотно «Любовь», шесть кирпичей на верёвках – картина «И я бы мог» - по ремарке Пушкина на казнь декабристов. По другим воспоминаниям, среди них был «кирпичинный клин» - «Летят перелётные птицы», и нестройный караван параллелепипедов на плоскости – «Идут переходные звери». Единственной непараллелепипедной работой «Перловича» был шар на картинке «Падла!». Башлачёв, по-видимому, рисовал, Саша Измайлов был «гидом» - рассказывал о композиции, её тонком равновесии, цветовых гаммах, поясняя, что если «кирпичики» нарисованы синим – перед вами работы голубого периода, а если использовано несколько цветов, то речь шла о синтезе или эклектике.

27 мая 1960 года Александр родился в городе Череповец. Отец: Башлачев Николай Алексеевич. 1936 г.р. ЧМЗ. теплосиловой цех, начальник участка. Мать: Башлачева Нелли Николаевна. ШРМ №4, преподаватель химии. В период с 1967 по 1977 учился в городе Череповце,в средней школе. С 1977 работал на Череповецком металлургическом комбинате художником.

В 1978 уволился и поступил в Уральский государственный университет (г. Свердловск), на факультет журналистики. В это время часто ездит в Череповец, где пишет тексты для Череповецкой группы "Рок-Сентябрь".

В 1983 году появляется первая известная нам песня - "Грибоедовский вальс". Чуть позднее, в этом же году, появляются несколько других известных произведений. Окончив университет, вернулся в Череповец, где год проработал в газете "Коммунист". Там он писал статьи про завод, а позже про кафе - Буратино.

В мае 1984 года посетил питерский рок-фестиваль, там купил себе гитару. В сентябре того же года на квартире у своего друга Леонида Парфёнова показал свои песни А. Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого Саша уехал из Череповца в Москву с серией квартирников. Потом в Ленинград, где и остался. Как говорил Саша: "В Москве можно жить, а в Ленинграде стоит жить!"

Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске и прочих городах отечества, не участвуя в мероприятиях типа "рок-фестивали".

В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица". Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А. Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.

Апрель1986 г. - запись на домашней студии А. Липницкого на Николиной горе альбома "Вечный Пост". Оригинал был затерт Башлачевым в октябре того же года. В мае в Череповце написана последняя (из сохранившихся) песня - "Вишня".

1987 г. - редкие квартирные концерты. Весна - съемки в документальном фильме А. Учителя- "Рок". В процессе съемок от участия в них отказался. Из фильма убраны все кадры с участием Башлачёва.

Основное событие этого года с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз "Надежда". Август - написана последняя песня. Не сохранилась. С этого дня новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии, совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне V фестиваля). Сентябрь - съемки в фильме "Барды покидают дворы", от участия в которых в процессе работы отказался.

В 1988 году несколько концертов в Москве. 29 января на квартире Марины Тимашевой был последний концерт Башлачева.

17 февраля 1988 года покончил с собой, выбросившись с девятого этажа.
Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок.

Сайты, посвященные Александру Башлачёву:
http://bashlachev.spb.ru/

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») - российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей - поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд» .

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино - практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) - далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 - уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, - сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня - «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. - «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» - ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 - этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком , спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года - необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко - всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня - «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» - он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов - именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. - съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года - с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня - «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате - «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича , песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко , поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой - был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, - похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа - родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов - тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, - Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» - чистой воды фантастика.

© (компиляция по материалам сети)

Новое на сайте

>

Самое популярное