Домой Артроз Происхождение и ранняя история кельтов; источники. Верования и культура кельтов

Происхождение и ранняя история кельтов; источники. Верования и культура кельтов

Кельтская культура для нас крайне актуальна, так как нас со всех сторон окружает кельтский ренессанс. Он проник во все поры нашей культуры, от фильмов типа «Астерикса и Обеликса», «Властелина колец» Толкиена, компьютерных игрушек, которые постоянно педалируют кельтскую тему, друидов, эльфов, кельтских орнаментов и крестов на одежде и сувенирах и т.д. Толкиен в «Властелине колец» педалировал кельтскую и германо-скандинавскую мифологию. В одном из главных персонажей, маге Гендольфе, сочетается кельтская и германская традиции, по внешнему облику он что-то вроде кельтского друида, но имя его от скандинавских корней, в оригинале Ганд Альф, эльф магии. Тайные общества друидов, которые считают себя наследниками друидской магии, собираются в рощах и лесах, проводят ритуалы. Кельтский ренессанс представлен не только в низкой, но и в высокой культуре: самиздатовские журналы студентов западных университетов, множество научных монографий, кельтские термины в моде, дизайне, ювелирных изделиях, Но наибольшее кельтское влияние в массовой культуре.

Кельтский ренессанс один из самых старых в истории Европы, он произошел на два века раньше большого. Он начинается с династии Плантогенетов, английских королей, которым также принадлежало почти две трети Франции. С целью противопоставить что-то авторитету французских королей, за которыми стояла фигура Карла Великого, они вспоминают о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Тут же находят могилу короля Артура и начинается огромное количество рыцарских романов, педалирующих эту тему. Это входит в плоть и кровь аристократического сословия Высокого Средневековья, начинают организовываться турниры, празднества, рыцари короля Артура становятся примерами для подражания, Это становится нормой для Средневековья и даже для Ренессанса.

В 18 веке снова начинается кельтский ренессанс после засилья Просвещения . Писателям, поэтам, художникам-романтикам, которым надоело Просвещенье, которые полностью разочаровались во всех ценностях после Французской революции, очень хотелось что-то противопоставить этому. И тут они обнаружили Средневековье, и там в качестве сердцевины кельтский мир. Так появились « Песни Оссиана» якобы написанные древним автором. Их написал английский автор Макферсон, но выдал их за подлинник, якобы записанный в горах Шотландии со слов горцев. В 19 веке начинается мистический ренессанс . В Европе, особенно в Великобритании, начинают образовываться друидические сообщества, извлекаются на свет старинные рукописи. Самый большой материал дала Ирландия как местность, которая никогда не была завоевана римлянами и подвергнута влиянию античности. Европа, наконец, узнала о кельтах, до 19 века о них знали только по античным источникам, где на кельтов смотрели как на варваров.



Античные авторы их описывали так: громадное мощное тело со светлой красноватой кожей, светлые или рыжие волосы, спутанная шевелюра, дикий пристальный взгляд голубых глаз, голос глубокий, громкий, всегда звучит угрожающе. Кельтская женщина наделена дикой красотой: сильное тело, рыжие или белокурые волосы, глаза сверкают, страшна в гневе. Похожее описание было у германцев. Римляне предпочитали встретиться в бою с любым количеством мужчин-варваров, но не с женщинами, там шли в ход и когти, и зубы. Кельты с детства закалялись с помощью холодной воды, носили легкую одежду, их родина была неприветливой. Кельт всегда был тщеславен, высокомерен, очень высоко ценил красивую одежду и украшения. Кельт был воинственен, легко впадал в боевую ярость, его героизм граничил с идиотизмом. Кельты во время наводнений выходили с мечами на бушующую стихию, что для римлян было полным идиотизмом. Было полное несовпадение образа жизни и ментальности. Конечно, не все кельты были такими. В современной Ирландии такие типажи встречаются редко. Наиболее сохранившимися, наименее подверженными размыванию культур считаются Ирландия, Уэльс и Бретань (во Франции), но типичные жители этих мест мало похожи на кельтов, они невысоки и у них темные волосы. То же самое у скандинавов, норвежцы еще похожи на них, а датчане нет. Кельтские племена в эпоху своего расцвета занимали большую часть Европы (Ирландия, Британские острова, Галлия(современная Франция), часть Испании, часть Германии и Австрии)

Их было много, и светловолосых, и темноволосых.

В 19 веке возник интерес к мистицизму, оккультным знаниям. Пошло отторжение традиций Просвещения, рациональной философии. Все это продолжилось в 20 веке и в наше время.

То, что мы знаем о кельтах, относится к небольшому кругу источников, в основном ирландским сагам. В европейской культуре все прозаические произведения эпического характера принято называть сагами. Эти ирландские саги, героические и волшебные, повествуют о бытии ирландских, прежде всего воинских, сообществ. В центре была Улад – северная Ирландия. Двор короля Северной Ирландии размещался в месте Эмай Маха, вокруг него собираются герои. В сагах описаны традиции, обычаи, манера одеваться, образы героев, их эпос, рацион. Кроме саг, существует большое количество песен, заклинаний, есть особый магический алфавит, который вырезался на камнях – черточки. Большинство саг написаны уже в христианскую эпоху, после того, как Святой Патрик крестил Ирландию. Но Ирландия всегда стояла на отшибе христианского мира, и христианство там пропиталось особым кельтским духом и кельтскими чертами, там никогда не было такой борьбы с язычеством, как на континенте. До нас дошли «Старшая» и «Младшая Эдды», на континенте ничего такого не сохранилось. Из языческих текстов дошел только один – «Битва при Маг Туиред», где описывается столкновение в северной Ирландии двух гигантских воинств – древних богов Ирландии и их демонических противников-поморов. Центральный текст «Мабинагион», это фантастические повести о разных мифологических персонажах. И песни, приписываемые легендарному барду …. У него самого было фантастическое происхождение, он в песнях вспоминает свои инкарнации. В Британии почти ничего не осталось, кроме легенд, а они уже с примесью Средневековья. Все остальное это археология, картинки без подписей.

Первые следы культуры, похожей на кельтскую, появились в Европе начиная с Троянской войны. Передвижения кельтов начались около 600 года до Рождества Христова. Они захватили Рим.

Происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе .

Происхождение названия [ | ]

Появление слова «кельтский» в английском языке произошло в XVII веке. Живущий в Оксфорде уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходство, присущее языкам, на которых говорят в Ирландии , Шотландии , Уэльсе , Корнуолле и Бретани . Он назвал эти языки «кельтскими» - и название прижилось. Слово «кельтский» также используется для описания специфического и весьма узнаваемого орнаментального стиля со сложной иерархической структурой из разномасштабных элементов: спиралей, сплетённых лент, человеческих фигур и фантастических животных. Особый интерес представляют фрактальные построения, уникальные в мировой истории орнамента. Однако нет никаких доказательств того, что такой дизайн был придуман этнически однородной группой людей.

История [ | ]

Междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть кельтов в I веке до н. э. за Рейн . Юлий Цезарь в 58 до н. э. - 51 до н. э. овладел всей Галлией . При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю , северная Испания , Галатия , а при Клавдии (середина I века н. э.) - значительная часть Британии . Кельты, пожелавшие остаться на территории Римской империи, подверглись сильной романизации.

Контакты с античными цивилизациями [ | ]

Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты издавали оглушительные вопли и трубили в боевые трубы - карниксы , раструбы которых были сделаны в виде голов животных. В 1-м тысячелетии до н. э. кельты для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод. Колесо является атрибутом Тараниса , кельтского божества-громовержца.

Восточные кельты, расселённые по долине Дуная, проникли далеко на восток в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли их галатами .

Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами , лигурами , иллирийцами , фракийцами , но некоторым из них длительное время удавалось сохранять свою идентичность (лингоны, бойи), что стало одной из причин их малочисленности. Так, например, в 58 году до н. э. , по данным Юлия Цезаря насчитывалось 263 000 гельветов и лишь 32 000 бойев (тут аргументация спорная, так как с бойями около 60 года до н. э. беспощадно расправился дакийский царь Буребиста). Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев , от которых территория получила название Boiohaemum - родина бойев - Богемия).

Наиболее многочисленными племенами кельтов были гельветы , белги , арверны .

Следует также отметить, что кельтское происхождение арвернов по сей день под вопросом, а большая часть племенного союза белгов имела германские корни; во всяком случае, большинство специалистов рассматривают их племена как имеющие, вероятно, смешанное, германо-кельтское происхождение. Битуриги и вольки также не были исконно кельтскими племенами. Однако сама постановка вопроса о происхождении нуждается в уточнении, формулируя которое ученые приходят к выводу, что во времена миграций бронзового и железного веков пришельцы (в разные исторические периоды это могли быть кельты, германцы и другие) не столько вытесняли (или истребляли) побеждённое автохтонное население, сколько включались с ними в процесс взаимной ассимиляции, следствием которого являлось формирование новых этносов , сохранявших один из прежних этнонимов .

Поверия кельтов [ | ]

Ирландское право [ | ]

Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времён, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 году английское правительство поручило ирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.

Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона , сложились под влиянием брегонов , приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы , составлены в эпоху введения в Ирландии христианства , то есть в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника - за исключением разве законов Ману , - который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве , последние три - о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви.

Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. н. э.), а другое - Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи её не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдалённейшей древности.

Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты - исповедь Святого Патрика, Collatio canonum hibernica и др.

Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан . Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путём аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal - скот).

Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обременённого повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.

Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня - обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала ещё цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание . Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях.

Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский . При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon - судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé - ясновидящий, пророк) - разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны - это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга , ордалии , поддержка соприсяжников.

Кельтские названия в современной Европе [ | ]

  • Амьен - от имени галльского племени амбианов;
  • Бельгия - от имени племени белгов;
  • Белфаст - по-кельтски «бел ферсде» - «брод песчаной отмели»;
  • Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) - от имени племени бойев ;
  • Бретань (область во Франции) - по имени племени бриттов ;
  • Британия - то же
  • Бурж - от имени племени битуригиев;
  • Галатия (историческая область на территории современной Турции) - от греческого названия кельтов «галаты»;
  • Галисия (провинция в Испании);
  • Галиция (историческая область на территории Украины);
  • Галлия - (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);
  • Дублин - по-ирландски «чёрное озеро»;
  • Кемпер - по-бретонски «слияние рек»;
  • Кембрийские горы - от древнего самоназвания валлийцев «кимры»;
  • Лангр - от названия галльского племени лингонов;
  • Лион - «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug - галльский бог Солнца, галл. «dun» - крепость, холм);
  • Нант - от имени племени намнетов;
  • Овернь - от имени племени арвернов;
  • Париж - от названия кельтского племени паризиев ;
  • Перигор - историческая область во Франции ;
  • Пуатье - от названия племени пиктонов (пиктавов);
  • Сена (река во Франции), от галльского Sequana ;
  • Тур - от имени племени туронов;
  • Труа - от имени племени трикассов.

Современные кельтские народы [ | ]

  • Ирландцы (самоназвание - ирл. Muintir na hÉireann или ирл. na hÉireannaigh , единственное число - Éireannach, название языка - An Ghaeilge, название государства - Poblacht na hÉireann (Республика Ирландия))
  • Валлийцы (самоназвание - валл. Cymry , единственное число - Cymro, название языка - Cymraeg, название страны - Cymru, название административно-территориального образования - Tywysogaeth Cymru (Княжество
Хотя сегодня мало говорится о них, но в Западном мире они оставили неизгладимые следы. стали известными более 2500 лет тому назад. Они оказали влияние на историю Европы, искусство и религиозные обычаи. И - как бы это ни казалось странным - они повлияли и на нашу повседневную жизнь. Они были индоевропейского происхождения, и, во время расцвета их славы, они господствовали над огромной областью древнего мира, протяженностью от Атлантического океана до Малой Азии, от Северной Европы до побережья Средиземного моря. Кто они были? - Кельты.

Культура кельтов

Не сознавая этого, мы ежедневно видим их следы. Например, это кельты распространили ношение брюк в Западном мире; кроме того, они изобрели и бочки. Существуют и другие, бросающиеся в глаза, доказательства существования кельтов в истории. В некоторых местностях Европы еще сегодня видны сотни крепостей на холмах и могильные курганы, - все оставленные кельтами. Многие города или регионы сегодня носят названия кельтского происхождения, например, Лион и Богемия. Если в твоей местности есть обычай поминать мертвых в конце октября или в начале ноября, то ты можешь быть уверен, что сотни лет тому назад кельты делали то же самое. Кроме того, если ты знаешь рассказы об английском короле Артуре или хорошо известные сказки о Красной Шапочке и Золушке, тогда ты знаком с более или менее непосредственным наследием кельтской культуры .

Со временем о кельтах, как и о многих других народах, создались различные мнения, смотря по тому, кто сообщал о них. Платон (грек, живший в IV веке до н.э.) описал их воинственным, любящим пить народом. Для Аристотеля (грек, живший в IV веке до н.э.) они были народом, пренебрегающим опасностью. Согласно описанию грека-египтянина, географа Птолемея (II век н.э.), кельты боялись только одного - что небо упадет им на голову! Их враги представляли их, в общем, жестокими, нецивилизованными варварами. Сегодня, благодаря успехам в исследовании кельтской цивилизации, "мы можем представить себе совершенно другую картину о кельтах, чем мы могли представить ее 20 лет тому назад", - говорит Венцеслас Крута, один из ведущих ученых в этой области.
, состоящие из многих племен, держались вместе "общим языком и искусством, и общей военной структурой и религиозными верованиями, которыми совершенно ясно узнавалась их общность" (I Celti {И Селти}, приложение к La Stampa {Стампа} от 23 марта 1991 года). Поэтому правильнее говорить о кельтской культуре, чем о этнической группе. Галлы, иберы, кельты, сеноны, ценоманы, инсубры и бойи - это названия некоторых племен, населявших области, которые сегодня нам известны как Франция, Испания, Австрия и Северная Италия. Другие, в течение времени, колонизировали Британские острова.

Первоначальная группа кельтов распространилась, вероятно, из Центральной Европы. До VI века до н.э. о них не упоминалось в исторических записях. Греческий историк Геродот был среди первых, упомянувших их, называя "самыми дальними жителями Восточной Европы". Древние историки обращали внимание главным образом на их военные подвиги. Различные кельтские племена пошли войной против этрусков в Северной Италии и в начале IV века до н.э. - против Рима, который, в конце концов, они завоевали. Римские историки, например, Ливий, сообщали, что кельты отступили только после того, как им был выплачен соответствующий выкуп, и после того, как кельтский вождь, Бренн, провозгласил слова "vae victis" (горе побежденным). Кельтов вспоминают даже сегодня, когда читают приключения придуманных галльских воинов Астерикса и Обеликса, появляющиеся в книгах комиксов на многих языках.

Греки познакомились с кельтами приблизительно в 280 году до н.э., когда другой кельтский Бренн стоял на пороге известного святилища в Дельфах, но не смог завоевать его. В тот же самый период времени некоторые кельтские племена, которые греки назвали "галатами", пересекли Босфор и поселились в Северной Малой Азии, в той области, которая позднее была названа Галатией.

Кельты воины

В древние времена кельты были известны как храбрые воины, обладавшие великой физической силой. Кроме того, что они были статного телосложения, для устрашения своих врагов они смачивали свои волосы смесью мела с водой, что придавало им, когда высыхали волосы, чрезвычайно свирепый вид. Точно такими представляют их древние статуи, с «волосами, как гипсовый слепок». Их телосложение, их пыл в бою, их оружие, тот образ, которым они носили свои волосы, и их типично длинные усы - все это содействовало созданию картины галльской ярости, которой так боялись их враги, и которая передается в сказаниях об Астериксе. Вероятно, на этом основании многие войска вербовали кельтских наемных солдат, включая войска карфагенского полководца Ганнибала.

Но к концу I века до н.э. сила кельтов начала постепенно ослабевать. Галльский поход римлян под руководством Юлия Цезаря и других полководцев поставил военный аппарат кельтов на колени.

Наследие кельтов

Наследие кельтов , которое этот народ оставил для нас, по разным причинам состоит почти исключительно из произведений рук человеческих, эти произведения большей частью были найдены в многочисленных могилах. Украшения, сосуды различных форм, оружие, монеты и подобные вещи, - «несомненно подлинные изделия их рук», - как говорят специалисты, были предметами торговли большого размера с соседними народами. В Норфолке (Англия) недавно были найдены многие предметы из золота; среди них находились ожерелья, типичные тяжелые колье. Кельтские мастера золотых дел были необычно искуссны. «По-видимому, металл был преимущественным материалом для кельтских предметов искусства», - утверждает один ученый. Для лучшей его обработки они употребляли печи, которые были очень утонченными для того времени.

В противоположность современному греко-римскому искусству, которое пыталось имитировать реальность, кельтское искусство было прежде всего декоративным. Часто стилизовались естественные формы, и имелось бесконечное разнообразие символических элементов, которые часто имели магическое или религиозное значение. Археолог Сабатино Москаси говорит: «Перед нами, несомненно, древнейший, величайший и самый блестящий вид декоративного искусства, который когда-либо имелся в Европе».

Кельтские племена

Кельтские племена вели простую жизнь даже в «оппидумах», в своих типичных укрепленных городах. Над племенами господствовали аристократы, и неаристократы считались незначительными людьми. Из-за резкого климата в регионе, где они жили, жизнь была не легкой. Они двинулись на юг, вероятно, не только из-за экономических выгод, но и в поисках более мягкого климата.

Религия оказывала большое влияние на ежедневную жизнь кельтов. «Галлы очень религиозный народ», - писал Юлий Цезарь. «Их вера в загробную жизнь и в бессмертие души была такой крепкой, - рассказывал ученый Карло Карена, цитируя римского историка, - что они охотно давали в займы деньги и были согласны получить их обратно даже в аду.» Во многих могилах действительно были найдены не только скелеты, но и пища и питье, которые, очевидно, были предназначены для ожидаемого путешествия в другой мир.

Одним из общих признаков всех кельтских племен была каста жрецов, которая разделялась на три категории: барды, ватес и друиды. В то время, как две первые группы имели менее важную функцию, друиды, название которых, вероятно, означает «очень мудрые», были обязаны передавать святые и практические знания другим. Ученый Ян де Врис объясняет, что это «жречество было крайне мощным и руководилось главным друидом, решениям которого каждый должен был повиноваться». Друиды в определенные времена ходили в «святые» рощи, чтобы совершить там ритуал срезания омелы белой.

Стать друидом было очень трудно. Время обучения продолжалось около 20 лет, в которое нужно было выучивать наизусть почти все о религии касты и технические знания. Друиды никогда не излагали чего-нибудь о религиозных делах письменно. Их традиции передавались устно; поэтому сегодня нам так мало известно о кельтах. Но почему друиды запрещали писать? Ян де Врис обращает внимание на следующее: «Традиции, передаваемые устно, обновлялись в каждом поколении; хотя оригинальное содержание и сохранялось, но изменялось в соответствии с изменявшимися обстоятельствами. Таким образом, друиды могли идти в ногу с прогрессирующими знаниями». Журналист Сергио Квинцино объясняет: «Жречество, будучи единственным хранителем священных знаний, обладало безграничной властью». Поэтому друиды все держали под своим контролем.

Боги кельтов

О кельтских божествах мало известно. Несмотря на то, что были найдены многие их скульптуры и изображения, они почти все были безымянными, поэтому трудно сказать, какого бога или богиню представляет каждый отдельный артефакт. Изображения некоторых этих богов находятся на известном котле из Гундеструпа в Дании. Имена, такие, как Луг, Езус, Цернунн, Эпона, Розмерта, Тевтат и Суцелл не имеют для нас значения; но эти боги оказывали большое влияние на ежедневную жизнь кельтов. Для кельтов не было необычным в честь своих богов и богинь приносить в жертву людей (часто это были враги, захваченные в битве). Иногда головы жертв носили как жуткие украшения, затем приносили людей в жертву с единственной целью: извлечь предзнаменование из того, как умирали жертвы.

Характерным знаком кельтской религии был трехглавый бог. Согласно «Энциклопедии религии», «самым важным элементом в религиозной символике кельтов, вероятно, является число три; мистическое значение триединства подтверждается во многих частях мира, но в сознании кельтов оно, кажется, имело особенно большое и длительное значение». Некоторые ученые говорят, что представлять себе божество триединым или с тремя лицами означало то же самое, что считать его всевидящим и всезнающим. Трехлицые статуи были выставлены на перекрестках важных улиц, вероятно, для «наблюдения» за коммерческой торговлей. Некоторые ученые подтверждают, что триединство иногда передает смысл «единства в трех лицах». В тех же самых регионах, в которых были открыты скульптуры кельтских триединых богов, сегодня христианские церкви все еще представляют Троицу таким же образом.

Да, кельты оказывают влияние на настоящую повседневную жизнь и мысли многих народов, может быть, в большей мере, чем мы думаем.

У них были прогрессивные взгляды на пол и сексуальность

Сложно назвать кельтов прогрессивными с точки зрения их взглядов на рабство, но абсолютно возможно считать их таковыми в том, что касается женщин и сексуальности. Даже в относительно прогрессивном племенном обществе все еще царил патриархат. Но это не означает, что женщины не имели права голоса, не могли быть во власти или даже стать воинами или сановниками. На самом деле, совсем наоборот. В частности, до римского завоевания кельтские женщины могли править племенами, как это было в случае с царицей Боудиккой.

Видимо, Боудикка представляет собой фигуру, далекую от нормы, но, тем не менее, она была одной из немногих кельтских женщин, имевших власть и возглавлявших свой народ, до своей смерти около 60 г. н.э. Она была царицей своего племени и вела своих воинов против Римского империи.

Говоря о вопросах пола и сексуальности, один элемент кельтской культуры, который стал широко известным, это мнение о том, что не только женщины могли занимать властные позиции, но что кельтские мужчины часто отдавали предпочтение «компании» других мужчин. Это было обычным делом для мужчин - искать сексуального общения со своими соратниками мужского пола. Также и женщины в кельтской культуре практиковали свободную любовь, согласно историческим записям своих современников.

Они не были дикарями, но охотились за головами

Кельты были далеки от варварства, хотя история часто изображала их таковыми. Они были продвинутым обществом, очень заботились и гордились своим внешним видом и были достаточно мудры, чтобы понимать, что это настоящее оскорбление для ценителей вина – разбавлять его водой, как это делали простаки в Греции и Римской империи. Но это не означает, что они не участвовали, по крайней мере, в нескольких видах деятельности, которые могут быть определены как варварские и дикарские.


Главная среди этих практик – помимо ритуальных человеческих жертвоприношений – охота за головами. Как и ритуальные жертвоприношения, охота за головами у кельтов была обусловлена религией, по большей части. Кельты считали, что в голове воина заключена его душа, поэтому, взяв его голову, вы овладеваете его душой. По крайней мере, это одна из популярных теорий относительно того, почему они охотились за головами, хотя точная причина не известна, и, вероятно, она варьировалась от племени к племени и от воина к воину, так как данная практика продолжалась даже после того, как большинство кельтских племен были обращены в христианство.

Число три имело огромное значение для кельтов

Значительная часть их системы верований основывалась на концепции «тройственности». В частности, все в этом мире для кельтов представало в виде «троек», так сказать. Например, три царства (небо, земля и море), а также три вида богов (личные, племенные и духи).


У кельтов однако было не три бога, их было много. Речь о трех типах богов: тех, которые ведут вас, когда вы в один, тех, которые с вами, когда вы находитесь в группах, а также тех, которые защищают ваш дом. Проще говоря, тройственность - это три вещи, которые идут вместе, сформировывая единое целое. Это важная часть космологии и астрологии - неотъемлемой части язычества друидов.

По большей части кельты были политеистами

В конце концов, некоторые кельтские племена приняли христианство в качестве духовного пути. Но в основной своей массе они практиковали многобожие - поклонение многим богам. Нет ничего необычного в том, что они поклонялись многочисленным божествам, если принимать во внимание, что то же самое относится и к их современникам, таким как греки и римляне. А главными представителями кельтского язычества, или кельтского политеизма, были друиды.


Как это ни странно, но большая часть того, что современный человек знает о друидах и друидизме, исходит от Юлия Цезаря. Очевидно, что часть знания о друидах, вероятно, следует принимать с долей скептицизма, принимая во внимание то, что Цезарь и его империя часто находились в состоянии войны с кельтами. Тем не менее, Цезарь передал потомкам, что друиды были учителями и священниками, а также поведал о решениях и наказаниях в результате преступлений и ссор внутри этих племен.

Звезды играли значительную роль в религии кельтов и друидизме. Кельты также практиковали ритуальные жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов (со сжиганием Плетеного человека - с жертвами внутри него), и верили в переселение душ.

Кельты были не совсем кельтами

Это кажется странным. Но это намного проще, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что группа, которую считают кельтами, на самом деле не кельты, по крайней мере, не в том смысле, в каком древние римляне были римлянами или древние греки - греками. Это потому, что кельты были не одной группой; они состояли из многих племен, в том числе из гаэлов, бриттов, галлов и галатов, кроме прочих. «Кельтский» на самом деле означает язык и несколько похожих диалектов, которые эти разные племена использовали.


Объединение всех этих племен под одним названием - что, опять же, было сделано современниками, такими как греки и римляне, так как кельты сами не вели записей - вероятно, вводит в заблуждение. Некоторые историки предполагают, что эти языки были достаточно разными, а группы так рассеяны (до Турции на востоке и до Атлантического океана на западе), что очень маловероятно, что большинство племен были чем-то объединены. На самом деле считается, что частично причина их конечного поражения римлянами заключалась в отсутствии единения. По сути дела, называть галла кельтом будет сродни названию немца европейцем. Технически правильно, но в высшей степени обобщено.


Кельтские народы

Так кто же такие кельты, о повседневной жизни которых мы намерены здесь рассказать? Для разных людей слово «кельт» имеет очень разное значение.

Для лингвиста кельты – это народ, который говорил (и все еще продолжает говорить) на очень древних индоевропейских языках. От первоначального общекельтского языка произошли две различные группы кельтских наречий; когда произошло это деление, мы не знаем. Одну из этих групп филологи называют Q-кельтской или гойдельской потому, что первоначальное индоевропейское qv сохранилось в ней как q (потом оно стало звучать как k, но писалось c). На принадлежавшем к этой ветви кельтском языке говорили и писали в Ирландии. Позднее этот язык был завезен в Шотландию ирландскими поселенцами из королевства Дал Риада в конце V века н. э. На этом же языке говорили на острове Мэн; кое-какие его остатки еще сохраняются. Некоторые следы q-кельтских языков есть и на континенте, но об их распространении там мы знаем мало.

Вторую группу называют p-кельтской или «бриттской». В ней первоначальное индоевропейское qv превратилось в p; так, в гойдельской группе слово «голова» звучит как «cenn», в бриттской – как «penn». Эта ветвь кельтских языков была распространена на континенте, где относящиеся к ней языки называют галльскими или галло-бриттскими. Именно такой язык поселенцы эпохи железного века завезли с континента в Британию (кельтский язык Британии называют «бриттским»). На этом языке говорили в Британии в период римского господства. Позднее он разделился на корнский (уже вымерший как разговорный язык, хотя сейчас ведется активная борьба за его возрождение), валлийский и бретонский.

Для археологов кельты – это люди, которых можно выделить в определенную группу на основании свойственной им отличительной материальной культуры и которых можно определить как кельтов на основании свидетельств авторов, не принадлежавших к их собственному обществу. Совсем другое значение имеет слово «кельты» для современных кельтских националистов, однако к нашей теме это уже не относится.

В первую очередь мы попытаемся узнать, как же распознать этот народ, который формировался на такой большой территории и существовал столь долго (хотя и на ограниченном пространстве). Поскольку кельты не оставили никаких дохристианских письменных исторических записей или легенд, которые рассказывали бы о самом древнем периоде их истории, мы будем вынуждены использовать данные, полученные путем умозаключений. Самый ранний и, возможно, самый надежный (хотя и очень ограниченный) источник информации – археология. Позднее исторические сочинения греков и римлян, где рассказывается о нравах и обычаях кельтов, в сочетании с тем, что можно извлечь из ранней ирландской литературной традиции, дают нам дополнительные подробности и помогают «оживить» несколько схематичную картину, которую мы нарисовали с помощью археологии.

Хотя места обнаружения некоторых наиболее ранних следов кельтов – те самые, которые дали свое название двум основным фазам кельтской культуры, – сами по себе очень интересны, археологическое открытие кельтов не стало волнующей драмой, и те люди, которые принимали в этом участие, не нашли себе места в истории благодаря своим находкам. Начать с того, что в XIX веке, когда появились первые археологические данные об обществе железного века, понятие «кельты» уже не было чем-то новым. Народы, говорившие на кельтских языках, стали называть «кельтами» уже в XVI-XVII веках благодаря новаторским работам лингвистов – Джорджа Бьюкенена (1506-1582) и Эдварда Ллюда (1660-1709). В XVII и XVIII веках кельты, с их жрецами-друидами, стали популярным предметом для романтических вымыслов, как и другие «первобытные» народы, например англосаксы и ранние германцы. Антиквары – Джон Обри в XVII веке, Уильям Стьюкли в XVIII веке – и многие другие авторы любили фантазировать на кельтскую тему, хотя имели очень мало подлинной информации об этом народе и его языческом прошлом, которое казалось им таким интересным и увлекательным. Однако в каком-то смысле они способствовали популяризации кельтов, и у образованной публики Британских островов и Европы сложилось некое туманное, идеализированное и совершенно романтическое представление о кельтах с их друидами и захватывающими, хотя и совершенно необычными, религиозными обрядами.

Из книги Нации и идеологии. Позиция русского социалиста автора Борцов Андрей Геннадьевич

26. ВОЙНЫ И НАРОДЫ "Римляне обязаны своим величием смешению гражданских добродетелей с военным духом, который проникал в их нравы и учреждения; как только они утратили свои добродетели и перестали считать военную службу за честь и долг, а предоставили ее нести готам и

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Османская Турция. Быт, религия, культура автора Льюис Рафаэла

Глава 1 ОСМАНСКАЯ ТУРЦИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И НАРОДЫ В VI веке тюрки помчались на конях со своей родины, расположенной к западу от Великой Китайской стены, на завоевания, которые позволили их потомкам владеть одной из величайших в истории империй. Первоначально тюрки

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Археология и германские народы Археология является богатым и постоянно растущим вместилищем информации о ранних германцах. Для многих регионов варварской Европы это еще и единственный источник. Сто лет назад мы могли бы сказать, что весь вклад археологии в изучение

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Кельтские монеты Другим средством выражения художественного и мифологического сознания языческого кельтского мира были кельтские монеты. Эти монеты – захватывающий предмет для исследования. Они рассказывают о политической и экономической жизни, помогают проследить

Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид

Кельтские зеркала Великолепные бронзовые зеркала, которые изготовлялись в Британии с конца I века до н. э., также несли на себе некоторые из наиболее изящных и сложных образцов кельтского искусства (рис. 74). Зеркала были символами статуса, они говорили о социальном

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Глава 1 ЭФИОПИЯ: СТРАНА И НАРОДЫ Крыша Африки Огромное плато Африканского Рога – несомненно, наиболее протяженный горный регион на всем континенте – ныне полностью вписывается в границы Эфиопской империи. Это нагорье дало Эфиопии ее особенный характер и

Из книги Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения автора Робинсон Рассел

Народы и языки Люди, говорящие на языках майя, обитают очень компактно, однако следует отметить, что к семье майя относится целый ряд языков близкородственных, но имеющих существенные отличия.Человек, говорящий на одном из языков этой семьи, не сможет понять человека,

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Африканские народы под арабским влиянием После завоевания арабами Северной Африки их культура начала постепенно распространяться вдоль побережья. Благодаря купцам, торговавшим во многих портах Красного моря, многие африканские народы обратились в ислам. Арабы

Из книги Моя маленькая Британия автора Батлер Ольга Владимировна

Где жили народы Одной из крупных северокавказских этнических общностей являлись адыги, известные в письменных источниках под общим названием черкесов. По сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби (XVII в.), «страна Черкестан простирается от склонов Анапских и

Из книги автора

Негодные народы Кем была эта строгая женщина и как сформировались ее необычные, мягко говоря, взгляды? Миссис Мортимер родилась в 1802 году в банкирской семье, в 39 лет вышла замуж - но так неудачно, что в течение всех девяти лег брака, до самой смерти супруга, проводила

Новое на сайте

>

Самое популярное