Домой Артроз Как воспринял троекуров известие. Какие чувства он испытывал троекуров

Как воспринял троекуров известие. Какие чувства он испытывал троекуров

Роман Пушкина «Дубровский» дает нам пример бессмысленной вражды между людьми, которая ведет к гибели, разрушает судьбы. Генерал Троекуров имеет много спеси и амбиций, все в округе уважают и боятся его (или просто делают вид). Он считает себя вправе вершить правосудие. Роман был неоднозначно воспринят критиками, но стал одним из самых популярных произведений писателя среди читательской публики.

Конфликт между соседями

Троекуров ведет широкую барскую жизнь, принимает множество гостей, придумывает развлечения. По существу, он презирает всех, кроме своего старо товарища, Дубровского. Большая слабость генерала, его собаки и псарни. Однажды, псарь Троекурова оскорбил Дубровского, сосед попросил у генерала объяснений, но тот проигнорировал его просьбу. Эти обстоятельства породили ряд недоразумений, в результате чего Дубровский уехал домой, а Троекуров затаил на него обиду и решил отомстить.

Месть

Троекуров предпринял ряд незаконных и необоснованных мер, которые погубили Дубровского и запустили цепь плачевных событий:

  • подкупил чиновников;
  • подделал документы собственности на имение Дубровского;
  • отсудил у Дубровского его родовое имение, таким образом, обесчестил его, лишил его детей источников дохода;
  • стал причиной смерти своего старого боевого товарища, который, не выдержав потрясения умер;
  • не извинился перед сыном товарища, не раскаялся, воспринял все как должное.

Таким образом, месть генерала удалась. Он удовлетворил свои амбиции и самолюбие. Не учел Троекуров, что у старика был сын, который восстал против несправедливости. Молодой Дубровский создал отряд из крестьян и объединил их против генерала, в порыве гнева сжег свой старый дом вместе с продажными чиновниками. Под видом француза-учителя поселился в усадьбе своего врага, хорошо изучил быт генерала. Дубровский влюблен в дочь Троекурова, он открывается перед ней, молодые люди планируют план побега из дома генерала. Планы расстроились из-за стечения обстоятельств, Марию отец отдает насильно замуж, а Дубровский бежит заграницу.

Роман великого русского писателя А.С. Пушкина «Дубровский» - это произведение, в котором писатель рисует необыкновенно яркий образ русского помещика, барина-самодура Кириллы Петровича. При всех его пороках он был почитаем соседями и чиновниками. Попробуем разобраться, что давало Троекурову большой вес в губерниях?

Происхождение и отношения с соседями

Кирилла Петрович - барин, представитель знатного рода Троекуровых. Он не просто богат, но и обладает ценными связями. Одного этого достаточно для понимания того, что давало Троекурову большой вес в губерниях. Соседи старались во всем угождать ему, а чиновники трепетали при звуке его имени. Подобные знаки внимания Троекуров принимал как что-то само собой разумеющееся. этого помещика, пользуясь подобным положением Кириллы Петровича, могли позволить себе дерзкое поведение в отношении соседей.

Итак, мы понимаем, деньги, власть, связи, происхождение - это то, что давало Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Теперь обратимся к личности этого родовитого барина.

Пороки человека необразованного

Такое высокое положение сделало Кириллу Петровича чрезвычайно уверенным в себе. Избалованность превратила его в человека, готового поддаться любому своему порыву. Автор отмечает, что это был человек небольшого ума. Однако недалекость его поступков не могла отнять у него влияние, которое было следствием того, что давало Троекурову большой вес в губерниях. Ответы на этого рода вопрос актуальны и на сегодняшний день: окружение готово простить богатому и знатному самодуру отсутствие ума и нелепость шуток.

Образ жизни

Положение Кириллы Петровича во многом способствовало ведению им праздного образа жизни. Надо отметить, что он был хлебосольным барином: в доме всегда были гости, готовые потешать его и разделять глупое веселье.

Кирилл Петрович и Гаврила Романович

Отдельного внимания заслуживает вопрос взаимоотношений Троекурова со старшим Дубровским. Они были не просто соседями, но и товарищами по службе. Надо отметить, что Гаврила Романович был едва ли не единственным человеком, которого Кирилл Петрович уважал. Старший Дубровский мог отстаивать свою точку зрения перед кем бы то ни было. Он никогда не терял чувство собственного достоинства, его не особенно интересовало то, что давало Троекурову большой вес в губерниях.

Ответы на вопрос о том, каков характер Гаврилы Романовича, обязательно содержат замечания о том, что он - человек импульсивный и порывистый. Это роднит его с родовитым товарищем по службе, но автор представляет нам старшего Дубровского как умного и достойного человека, а Троекурова он определяет как тщеславного избалованного самодура.

Кирилл Петрович уважал Гаврилу Романовича именно за его смелость, за то, что он не опускался до заискивания.

Размолвка, которая произошла между ними, привела к трагедии. Однажды старший Дубровский, гостивший в имении Троекурова, плохо отозвался об условиях, в которых находились слуги Кириллы Петровича и отметил, что собакам зажиточного помещика живется куда лучше. В ответ на это один из псарей имел дерзость ответить, что отдельным господам было бы неплохо сменить усадьбу на конуру собаки. То, что давало Троекурову большой вес в губерниях, развязывало язык его слугам настолько, что они могли неуважительно общаться даже с соседями-помещиками, тем более, если они, подобно Гавриле Романовичу, не обладали положением, деньгами, связями.

Дубровский оскорбен. Он уезжает и пишет письмо Троекурову, в котором требует извинений. Подобный тон не устраивает самовлюбленного властного барина. Примерно в это же время Дубровский обнаруживает у себя в имении крепостных Кириллы Петровича, которые воруют лес. Отняв у воришек лошадей, он велит высечь их.

Это приводит Троекурова в ярость. Он решается на страшную месть и незаконно завладевает Кистеневкой, небогатым имением Дубровского.

Подобные переживания стали причиной того, что Гаврила Романович сильно ослабел. По прошествии времени Кирилл Петрович осознает, что зашел слишком далеко в своем желании отомстить и отправляется к старому другу, чтобы помириться, но, увидев ненавистного Троекурова, Дубровский умирает.

Импульсивность и необдуманность поступков, которые были характерны для обоих героев, во многом стали причиной несчастья.

В целом, родовитость, богатство и связи - это то, что давало Троекурову большой вес в губерниях. Ответ 1 сентября на подобный вопрос коротко может звучать примерно так.

Глава I

Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

«Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника).

«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:

Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»

Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника).

Какой способ мести избрал Троекуров?

Что было главным законом Кирилы Петровича?

Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?

Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

Глава II

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

I. Отец и сын

Комментированное чтение

Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.

Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.

Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно прочитать по ролям.

Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».

Дубровский - человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.

Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:

Как встретил Дубровский-старший своего сына?

Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение главы VIII.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян

I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян

Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. 146-147, ч. 1).

Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.

Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?

Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».

Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».

Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.

Глава V

После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.

Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?

Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».

Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество».

В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)

Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? (2-й вопрос учебника.)

Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.

Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.

Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.)

Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.

Глава VI

Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.)

Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.

Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.)

3-й вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

«- Архипушка, - говорила ему Егоровна, - спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.

Как не так, - отвечал кузнец».

Где мы уже слышали эти слова?

Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 93 учебника).

Составьте устный рассказ по этому рисунку.

На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и - за фигурой Антона - кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».

II. Комментированное чтение

Глава VII

Ученики читают главу VII.

Комментируя главу, скажем, что Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.

Глава VIII

Ученик, выполнявший индивидуальное задание, читает выразительно главу VIII или эпизод «Дефорж в медвежьей комнате» (со слов: «На дворе у Кирилы Петровича...»).

Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате?

Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление? Как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение глав IX-XI. Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам (с. 147-148).

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция

I. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности

Глава IX

Урок начинаем с выразительного чтения главы IX. Затем беседуем по вопросам:

Как объясняет свое опоздание Спицын?

Какой поступок считает Спицын поступком «по совести и справедливости»? Что в действительности двигало Антоном Пафнутьичем?

Как ведет себя хозяин во время обеда? Обратите внимание на его диалог с исправником.

Какие качества проявляет Троекуров во время обеда?

Поможем школьникам ответить, что Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство («Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей...»).

«Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец:

Постараемся, ваше превосходительство»?

Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?

Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».

Анна Савишна Глобова не дает прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и таким образом вернул ей деньги.

Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны.

Что сказал Троекуров, когда исправник прочитал приметы Дубровского? Почему Троекуров пришел к такому выводу?

Какие качества проявил Дубровский во время праздничного обеда в Покровском? Почему никто из гостей не догадался, что Дефорж - это Дубровский?

Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж - это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык.

II. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына

Глава X

Как поступил Троекуров, когда некоторые гости хотели уехать домой?

Как изменился характер вечера после ухода Троекурова?

Почему Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем? Ученики читают выразительно главу X (со слов «Пришед во флигель...» до конца).

Какие качества своего характера проявляет Антон Пафнутьич?

III. Композиция

Глава XI

Как Дубровский стал Дефоржем?

Предложим ученикам кратко ответить на этот вопрос.

Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

За время пребывания в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актерские качества, благородство и умение владеть собой.

Почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения?

Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось.

Домашнее задание

Составить (письменно) план основных событий глав VIII-XI. Прочитать главу XII.

Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши

I. Композиция. Сюжет

Попросим ученика написать на доске составленный дома план событий глав VIII-XI.

План основных событий глав VIII-ХI

1) Француз-учитель прибыл в Покровское.

2) Разговор Кирилы Петровича с французом.

3) «Благородные увеселения русского барина».

4) Дефорж убивает медведя.

5) «...Гости начали съезжаться».

6) Праздничный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.

8) Приметы Дубровского.

9) Окончание праздника.

10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.

11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.

12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.

13) Дубровский покупает у француза документы.

14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

Работая коллективно, справа от записей цифрами (цветным карандашом или зеленой ручкой) обозначим истинный ход событий.

Мы восстановили сюжет произведения.

* Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

Пушкин нарушает временнýю последовательность событий, чтобы создать тайну, интригу, вызвать напряженный интерес читателей.

Читаем статью учебника «Композиция» (с. 149-150). Выписываем определение композиции.

* Композиция - это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

II. Романтическая история любви Владимира и Маши

Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от планов мести?

Вспомните, как сначала относилась Маша к Дефоржу. Почему?

Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю?

Какие чувства испытала она, когда получила записку от Дефоржа?

Как Маша продумывала свое поведение на свидании? Удалось ли ей вести себя так, как она хотела?

Найдите слова Дубровского, объясняющие отказ от мщения.

Беседа

Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. 146-147, ч. 1).

Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.

Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?

Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».

Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».

Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.

Глава V

После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.

Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?

Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».

Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество».

В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)

Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? (2-й вопрос учебника.)

Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.

Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.

Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.)

Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.

Глава VI

Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.)

Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.

Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.)

3-й вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

«- Архипушка, - говорила ему Егоровна, - спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.

Как не так, - отвечал кузнец».

Где мы уже слышали эти слова?

Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 93 учебника).

- Составьте устный рассказ по этому рисунку.

На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и - за фигурой Антона - кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Цель урока: раскрыть своеобразие протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; выяснить причины протеста Владимира Дубровского, формировать собственное отношение к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.

Педагогические задачи урока: способствовать формированию представления об А.С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», мастере художественного слова; создать условия для ознакомления с проблематикой произведения, с множеством сюжетных линий романа. Тип урока : постановка и решение учебных задач

Планируемые результаты обучения: Для ФГОСа: Предметные: владеть навыками различного вида пересказов, понимать роль изобазительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Метапредметные : познавательные:ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, уметь обобщать, делать выводы; уметь находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока,оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Методы и формы обучения : фронтальная(беседа), индивидуальная, работа в парах, работа в группах, распределительный диктант, блиц-опрос, сравнительная характеристика героев, неоконченное предложение, работа со схемой, проблемный вопрос.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, эпиграф урока записан на доске; презентац ия к уроку, карточки для работы каждой группы.

I .Организационный момент.

II .Проверка домашнего задания Краткий рассказ об отношениях К. П. Троекурова и А.Г. Дубровского. (Сравнительная характеристика)

II .Введение в тему 1.Ребята, приходилось ли Вам когда-нибудь сталкиваться с людьми, которые поступают не по совести, несправедливо? 2.А как вы понимаете, что такое справедливость, несправедливость? Учитель: Итак, в жизненных ситуациях нужно всегда поступать по совести, чтобы не запятнать свою честь.

Работа со словарем

    Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

    Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

3.Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

IV . Сообщение темы урока. «Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян»

Эпиграф урока «За совесть да за честь хоть голову снесть»(русская пословица)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами проанализируем поступки Владимира, наследник ли он отцовского отношения к чести,который протестует против беззакония и несправедливости, составим цепочку событий, которые позволяют раскрыть характер героя, его поступки, ответим на проблемный вопрос: похожи ли семьи Дубровского и Троекурова?

V . Изучение нового материала

1. Проблемный вопрос «Похожи ли семьи?

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Распределительный диктант(Распределите по колонкам описания)

1….. не понимали друг друга. «С дочерью он своенравен. Любит до безумия: угождает ее прихотям, но в то же время суров и жесток. Она привыкла скрывать от него свои мысли и чувства» Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет.

2.В этой семье есть святыни, которые они берегут; понимают и любят друг друга.

3.В доме …..висит портрет жены ……, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.

4. «……зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья».С чувством глубокой нежности вспоминает свое детство: «любил семейственную жизнь, успел насладиться ее тихими радостями»

5. «……. хотя и женился по любви, но овдовев, слишком быстро утешился».

6. «… у него и своим плохо приходится, а достанутся ему чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет…»

7. «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

1,5,6

2,3,4,7

Вывод: Судьбы похожи, но семьи разные. Андрей даже не мог представить, что кто-то чужой будет ходить по дому мимо портрета его матери, где прошло его детство, где он испытал тихие семейные радости счастливой жизни, поэтому он прибегает к решительным действиям. Взаимопроверка(Работа в парах) Слайд №5

2.Блиц-опрос

1.Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? (сломить гордость Андрея Григорьевича)

2. Удалось ли ему это? 3. Почему его торжество было отравлено?(такого исхода- сумасшествия Дубровского он не ожидал)

4.Что мы узнаем о состоянии Кирилы Петровича из четвертой главы?(совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала его.)

5. Почему, описывая ссору помещиков, А. Пушкин так много внимания уделяет К. Троекурову? (натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая. НО: Дубровский гордый, он никогда бы не смог простить своего обидчика.)

6 Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?(Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».) 7. Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? («Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».) 8.Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
(Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.)

3.Анализ эпизода

I группа Прочитать описание осеннего пейзажа и дать ответы на вопросы . Составить ТЕКСТ. Представить работу классу. 1.Какую жизнь вел Андрей в Петербурге?(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".) 2.Символом чего выступает осень в этом эпизоде?Какую роль здесь играет пейзаж? (Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя 3. Как, по-вашему смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни в этом эпизоде? 4. Какие чувства испытывает Владимир?(одиночество, чувство духовного бездорожья, жизнь проходит...)

Найдите эпитеты в этом эпизоде. Как они раскрывают состояние героя? (Эпитеты записываются на желтых листочках, которые вывешиваются на дерево ЗНАНИЙ) ВЫВОД: Смерть отца и известие от няни заставила Владимира повзрослеть. Он держится решительно и независимо. После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.

Слайд №6,7 II группа Сцена пожара. Пересказать сцену пожара, дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу 1. Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?(Они пытались поднять бунт.) 2. Как ведет себя Дубровский?(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.) 3.Как его это характеризует?(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.) 4.Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

Слово учителя . Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.

- Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?

Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.) (Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя . Берет на себя ответственность за других, это Поступок Личности, не юноши, проживающего отцовские деньги.)

III группа Отношение крестьян к Владимиру. Мотивы поведения Владимира-предводителя разбойников? Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу 1..Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.)
2.Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?(Что это смелый, умный и великодушный человек.) 3.Почему разбойники не трогали дом Троекурова?(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.) 4. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

VI .Рассмотрим схему, которая перед вами: Ценности Дубровских – беззаконие Троекурова и компании?

Учитель: Владимир протестует против беззакония, несправедливости, но при этом сам становится разбойником, творящим самосуд. Автор явно на стороне героя. А. Пушкин показывает Дубровского человеком благородным, честным, который защищает справедливость. Идея произведения заключается в том, что главными человеческими ценностями являются справедливость, честь и верность данному слову. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. А сегодня давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: 1. Заслуживает ли герой уважение? 2.Откажется ли герой от мщения? Какие факторы повлияют на это решение? Что может изменить его решение?

VII . Рефлексия деятельности

Продолжи предложение

«Читая Пушкина….»

«Мои симпатии на стороне этого героя, потому что …»

«Трудно смириться с тем, что….»

IX . Домашнее задание

Подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из героев

Ответить письменно на вопрос № 1(главаVII) страница 139

СХЕМА. Ценности Дубровских – беззаконие Троекурова и компании?

Протестует против беззакония, произвола,

несправедливости. Пытается изменить свою судьбу


Умер отец

Состояние Владимира после смерти отца

Сын старого дворянина

Сохраняет человеческое достоинство.Грозный и честный «разбойник»

Потерял

Кистеневку

Сжег имение:

СВЯТЫНИ СЕМЬИ

Заставляет себя уважать.

Скромный и мужественный Дефорж

Отношение крестьян к Владимиру, а значит, народа

    Заслуживает ли герой уважение?

    Откажется ли герой от мщения? Какие факторы повлияют на это решение?

Новое на сайте

>

Самое популярное