Домой Месячные Сценарий развлечения «Деревенские посиделки. Деревенские посиделки «

Сценарий развлечения «Деревенские посиделки. Деревенские посиделки «

небылицы, песни, сказка для учащихся 2 кл.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Деревенские посиделки» для 2 класса

Познакомить с русским устным народным творчеством;

приобщить к истокам культурных традиций народов России;
воспитывать любовь и уважение к традициям и народному творчеству;

учиться дружбе, уметь организованно работать.

Оборудование:

народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, самовар, деревянные ложки, пряники, блины и пироги.

Ход мероприятия:
Звучит песня " Ах вы сени, мои сени"

Ведущая: В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает. А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.

Участники:

1. На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

2. При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

3. Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

4. А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Ведущая: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...

Ведущий: Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти).
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, входите пожалуйста.
Хозяин: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?
Хозяин: В тесноте да не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.
Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти.

Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!
Хозяйка: Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.
1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.
2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!
Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.
Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.
1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.
2 соседка: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник!
Хозяйка: Оставайтесь, и отдохнуть надо.

Ребята, почему такие встречи назывались «посиделки»?

Где могли собираться на посиделки?

На таких посиделках язык и рот пели, а руки что, без дела сидели? Чем девушки и парни могли заниматься?

Не сидите, не скучайте, в «Ручеёк» скорей играйте.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?
Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте - не в обиде!

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
Мальчик: Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!
Девочка: Выбегала палка

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все: Не может быть!
Мальчик: Деревня закричала: Сарафаны с бабами На пожар спешат!
Все: Правда?
Мальчик: Правда.
Девочка: Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу,

А мужик - овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.
Все: Небылицы, небывальщины!

Одна девочка мальчику

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.
Девочка: Зачинить можно!
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?
Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка: Петр что делает?

Мальчик: Да на печи лежит.
Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, на ваших столах лежат конверты со скороговорками. Попробуйте их быстро прочитать.

1. От топота копыт, пыль по полу летит.

2. Прокоп украл укроп.

3. Макара укусил комар. Убил комара Макар.

4. Полпогреба репы, полколпака гороха.

Ведущая: Что-то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке. Вместе с вами посидим. Загадаем всем загадки. Кто смышленей - поглядим!
Загадки

1. Ходит барин по двору? Придирается ко всему. Красная головушка, Двойная бородушка. (Петух).

2. Мохнатенькая, усатенькая, Сядет - песенку поет. (Кошка)

3. Маленький, беленький, По дорожке прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (Заяц)

4. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса)

5. Гладишь - ласкается. Дразнишь - кусается. (Собака)

6. Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

7. Маленько, кругленько, А за хвост не поймать. (Клубок)

8. В воде родиться, а воды боится. (Соль)

Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточки покушать, да сказочку послушать. (угощает всех конфетами)
Хозяйка:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое - золотое.

Начинается инсценировка сказки О. Высотской “Золотое яичко”

Баба: Ой, старик проснись скорей!
Дед: Волки, что ли, у дверей?
Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочка - пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ой, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь.

Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Не к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Да уймись ты, не кричи!

Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин, или нет?!

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!

Ну, чего мы затужили?

От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.

И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!

Эй, сосед!Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!
Мальчик:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать людей!

Девочка:

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Тут народа очень много,

Можем растеряться!

Девочки:

Станем,девицы, рядком,

Да частушки пропоём!

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем.

От подружек не отстанем!

(Исполняются частушки)

1. Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

2. Я плясать пойду

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке!

3. Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад -

Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла -

Я не удержалася.

5. Сидит ежик на березе -

Белая рубашка,

На головке - сапожок,

На ноге - фуражка.

6. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

7. Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

8. Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

9. По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

10. Если б не было воды, Не было б и кружки,

Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Сегодня мы будем петь и водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодые.

Хоровод водят девочки под песню «Во поле берёза стояла», а мальчики поют.

Инсценировка русской народной песни «Блины».

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Хозяин: Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Хозяйка: Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Хозяин с Хозяйкой:

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Проходят по классу и угощают всех гостей пирогами.

Общий поклон.

Праздник заканчивается чаепитием.

Байдикова Ольга Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

г. Донецка Ростовской области

Сценарий праздника: «Деревенские посиделки».

Цель: познакомить учащихся с крестьянскими обычаями;

воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к русским обычаями.

Ход праздника.

Сцена украшена. На заднем плане стены сцены нарисованы русская печь и яркие фигуры дымчатых игрушек: матрешки, уточки. На середине сцены стоит стол, покрытый нарядной скатертью; на столе самовар и расписная посуда.

Учитель : издавна на Руси водится обычай: как только оканчиваются работы в поле, когда ни журавлей в небе, ни груш на дереве не увидишь больше, тогда только вечером, где-нибудь в конце улицы забрезжит огонек. Смех и песни, говор и шум слышатся, бренчит балалайка. Это на хуторе вечеринка. Собирается в одну хату толпа девушек, но не для веселья, а повязать, пропрясть с веретеном; песни льются и рассказываются небылицы. Но только нагрянут в хату парубки с гармошкой, поднимаются крик и веселье. Вот на такой посиделки, мы с вами побываем.

Появляются хозяйка с хозяином в русских костюмах.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин : Веселья вам да радости!

Хозяйка : Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка : Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.

(Заходят гости в русских костюмах, кланяются хозяевам и рассаживаются).

Хозяин: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде!

Хозяева усаживаются.

Хозяйка : Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

(Гости исполняют шутливые диалоги.)

1)- Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) -Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал.

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

3) -Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что же, раз мать велит надо идти!

(Все гости весело запевают русскую народную песню « В хороводе были мы».)

После песни, гости продолжают диалоги.

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Фома, у тебя в хате тепло?

— Тепло. На печи в шубе согреться можно!

Четыре девочки выскакивают и поют частушки.

Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушкам.

1девочка . Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2 девочка . Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялась.

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

3девочка . А у нас во дворе,

Квакала лягушка.

А я с печки босяком,

Думала подружка.

4 девочка . По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

1девочка. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулась назад.

Сапоги мои лежат.

2 девочка . Балалаечка и гудок

Свое дело знают.

Они в Ваниных руках

Хорошо играют.

Все девочки вместе . Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки!

На середину круга выбегают мальчики. Они танцуют и поют.

(Гости заняты делом: одни вяжут, другие шьют, обсуждают танцующих и обращаются друг к другу.)

Лодырь да бездельник. Им праздник и в понедельник.

Ныне гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки.

Один из гостей обращается к ворчащим гостям:

Акуля, что шьешь не оттуда?

Гостьи : а я матушка, еще и пороть буду.

Хозяйка: Гостьи, дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Угощает всех конфетами .

Один из гостей: Жили-были дед да баба.

Была у них курочка — ряба.

Снесла курочка яичко.

Не простое, а золотое.

Инсценировка сказки.

Баба — Эй. Старик, проснись скорей!

Дед — Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь старуха?

Баба — Да смотри, что я нашла.

Наша курочка-пеструха,

Под кустом яйцо снесла.

Дед — Ну, снесла, какое дело!

Баба — Да. Яйцо-то не простое,

А гляди-ка золотое!

Дед — Золотое? В самом деде?

Мы с тобой разбогатели!

Баба — Погляди, горит как жар!

Дед — не случился бы пожар!

Баба — Ой, горит. Слепит глаза!

Дед — Чудеса!

Баба — Чудеса!

Дед — Ты в сундук его припрячь!

(Раздается стук в двери.)

Баба — Нету дома никого,

Ишь соседей, как назло,

Ненароком нанесло.

Дед — Ты пойди, запри засов.

Да спустить бы надо псов!

Баба- В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег много!

Накидают мне рублей!

Я платок себе добуду.

И сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я:

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую.

До краев набью сундук.

Дед — Что ты мелешь небылицы?

Ишь сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты,

Трехэтажные палаты.

И беседки по углам

Баба -Наказанье с глупым мужем.

Что ты, Старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки,

Засмеют тебя соседки.

Дед — Я хозяин или нет?

Баба — Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось.

Дед — Ну, что мы затужили?

ОТ чудес одна беда!

Будем жить, как прежде жили.

И работать как всегда!

Баба — И шубенку справить можно.

И подправить можно дом.

Дед — Только-то видать надежно.

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь!

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседи, заходи!

Баба — Эй, сосед!

Забывать, друзей не след.

Заходите на часок.

У меня хорош квасок.

И варенье и соленья!

(Дед и баба вместе.)

Заходите, без стесненья!

Хозяйка: Гости дорогие! Чтобы не скучать поиграем в игры!

Игра «Как у дяди Трифона!»

Дети выходят в центр зала и образуют хоровод. Берутся за руки и идут по кругу и поют:

Как у дяди Трифона!

Было семеро детей.

Было семеро детей!

Было семь сыновей.

Они не пили и не ели.

Друг на друга смотрели.

Разом делали вот так:

Ведущий показывает движения (хлопает, прыгает ит.д.), а играющие повторяют. Тот, кто зазевался, становится « Дядей Трофимом». Выходит в круг. Игра продолжается, до тех пор, пока внутренний круг, образованный из дядей Трифонов, не станет больше, чем внешний.

Игра «Горелки»

Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятся колонной. Впереди, на расстоянии 2-3м от первой пары стоит горельщик

Все говорят : Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глянь на небо.

Птички летят.

Колокольчики звенят.

Горельщик стоит спиной к играющим. После слова « звенят» последняя пара разъединяет руки и бежит мимо горельщика: один бежит вправо, другой – влево. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить, прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает, с тем и становится парой впереди. А водит тот, кто остался один.

Гостья (подходит к хозяевам)

Счастья, вам хозяин и хозяйка!

Гость — Большого здоровья! До свидания!

Использованная литература:

1.Журнал «Начальная школа». №11,1983

2.Максимова Т.Н. Классные часы.1 класс. — М.,2008

3.Русские народные сказки. — М, Детская литература.1988.

4.Яровая Л.Н., Жиренко О, Е, Барылкина Л, П., Внеклассные мероприятия.1.2,3,4.классы. — М..ВАКО,2004

Здравствуйте. Меня зовут Буркова Ольга Михайловна. Вашему вниманию мы представляем сегодня проект фольклорного праздника «Деревенские посиделки» в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, кружок «Истоки».

Согласно ФГОС второго поколения - духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС является технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию , где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев.

Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Также работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», программы внеурочной деятельности школьников «Подвижные игры», через взаимодействие с родителями.

Цель проекта : воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора.

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.

Для успешной реализации задач определили направления , по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, потешки, приговоры, легенды)

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)

Изучение игрового фольклора.

В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, игры, разучивание фольклорных произведений.

Результат работы представлен фольклорным праздником «Деревенские посиделки».

Представленный проект рекомендую использовать учителям, музыкальным руководителям в организации работы по фольклору.

Итак, мы представляем вам наш проект «Деревенские посиделки». Помогать нам будет преподаватель музыкальной школы (баянист).

Дорогие гости,

Будьте как дома!

Наш уют домашний

Каждому виден.

В тесноте, быть может,

Да не в обиде.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяйка прибирает «в избе», ставит самовар, пороги. Поёт песню «ПИРОГИ», на проигрыше входят девушки и начинают подпевать хозяйке.

ПИРОГИ
музыка Виталия Алексеева
слова Инги Лейме

Текст песни

Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Душеньки-подружки!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Хоз.

Рада видеть вас у себя в гостях.

Давно вас поджидаю.

Праздник большой, праздник радостный начинается,

что по старинному обычаю посиделками называется.

Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах.

Мальчик: Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

Нетёсан терем,

Нетёсан, только хорошо окрашен.

Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: (все вместе из теремка) Мы туточки! (Под музыку из-за теремка выходят девочки).

Мальчики:

1-й.

Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко!

2-й.

Хлебу да соли долог век!

Хозяюшке более того!

3-й.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Чтобы было тепло, чтобы было светло,

Чтобы своё водилось и нам хватило!

4-й.

А девицам-красавицам мы принесли подарки:

Пряники печатные, конфеты сахарные.

(Отдают угощение девочкам и садятся на лавки)

Хоз.

Спасибо на добром слове. А откуда вы пришли?

1-й.

Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет - всякий спляшет и споёт.

Хоз.

Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?

2-й.

А пришли мы с весёлой песней «Во кузнице» (после исполнения, рассаживаются по местам).

Девочка: Припасли мы для вас забавушки

На всякий вкус -

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

Девочка: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:

Два мальчика поочерёдно:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Да один ворот остался!

Девочка и мальчик:

Сын, сходи за водой.

Да живот болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать зовёт, надо идти!

Две девочки:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

Два мальчика:

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Так он и меня не пускает.

Девочка.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Два мальчика.

Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает

Выходят девочка и мальчик.

Девочка: А ну хватит вам болтать,

Время пляску начинать.

Мальчик: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

На людей погляжу!

«Как у наших у ворот» (танец)

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня - удалец!

Удалец - молодец!

Девочка: Шла собака через мост

Четыре лапы - пятый хвост,

А шестое брюхо.

Выходи, Ванюха!

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки.

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Не смотрите на меня -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу.

Пусть завидует народ!

Частушки поют мальчики.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад -

Сапоги мои лежат.

Ёлки-долги, ёлки-долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Вновь поёт девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

После исполнения частушек проводится игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона
Было семеро детей.

Было семеро детей - было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так:
Все: "Как?"
"Трифон": "А вот так!" (один показывает какое-то движение танцевальное, все повторяют под наигрыш).

Девочка: Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Все: Тары - бары - растабары,

Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: - С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Все: Тары - бары - растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём!

Инсценировка русской народной песни «Блины» .

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Девочка:

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Общий поклон. Праздник заканчивается чаепитием.

Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий

Ход праздника

Все дети одеты в русские национальные костюмы. В зале на столе выпечка — бублики, пироги, блины, булочки, ватрушки. Зал убран в стиле деревенской избы: на полу тканые коврики, скатерти, подушки-думочки с вышитыми наволочками, деревянная и керамическая посуда, вышитые полотенца.

Хозяйка : Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка : Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

Хозяйка : Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому — правду, кому — песенку.

(Гости, ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья, расставленные полукругом)

Хозяин : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость: Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?

Хозяин : В тесноте, да не в обиде!

(Хозяева усаживаются среди гостей)

Хозяйка : Небылицы в лицах сидят в теремах, щелкают орешки да говорят потешки.

Хозяин : Эй, собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки,

Вас сегодня ожидают русские потешки.

Два ученика ведут диалог:

— Что ваши девчата делают?

— Шьют да поют.

— А матушки?

— Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

— Сынок, сходи за водицей на речку.

— Живот болит.

— Сынок, иди кашу есть.

— Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.

Два мальчика:

— Что везешь?

— Какое же это сено?

— А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

— Фома, что из леса не идешь?

— Медведя поймал.

— Так веди его сюда!

— Да он не идет.

— Ну так сам иди.

— Да он меня не пускает.

Ведущий: Дорогие гости! Вы прослушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты? А насколько меток русский язык в пословицах, поговорках, изречениях. Послушайте их и попробуйте объяснить значение.

— Добрый сын — отцу радость, а худой — печаль.

— Птица рада весне, а дитя — матери.

— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

— Друг познается в беде.

— Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

— У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.

— Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Ведущий : А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а загадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.

— Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

— Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка)

— Зубов много, а ничего не ест. (Расческа или гребень)

— Посреди двора золотая голова. (Подсолнух)

— На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (Березки)

— Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

— Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)

— Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

— Живая живулечка на живом стульчике. (Грудной ребенок)

— В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)

— Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)

Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народные игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.

— Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыки драл.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто украл?

— Родион.

— Выйди вон.

(Проводятся русские народные игры для всех детей: «Каравай», «Горелки», «Колечко»)

Ведущий: Для проведения игры «Горелки» образуем пары, станем вереницей. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться назад. Играющие хором говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Глади в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо —

Звезды горят,

Журавли кричат —

Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь.

(Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой - в другу. Если водящий никого не осалит, то игра продолжается. Если водящий поймает, то второй, оставшийся без пары, становится водящим, а за ним стоит новая пара игроков)

Ведущий : А вот игра «Шли кони».

(Дети становятся в круг и поют песенку)

А шли кони по улице,

Чем они попутаны?

Золотым путом

Под копытом.

Зайка идет,

Травку рвет —

Что вырвет,

То в пучок.

(Спев эту песенку, дети быстро приседают, кто не успел — присел последним, на того дети кричат: «Квач-бельмач, черные глаза»)

Хозяйка: А теперь я вас приглашаю в хоровод для игры.

(Дети выходят в центр зала и образуют хоровод, идут по кругу и поют)

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей — было семь сыновей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

(После этих слов ведущий показывает какое-либо движение — хлопки, прыжки, постукивание кулаками по коленям, мимика глазами, ртом, взять друг друга за уши и так далее. Тот, кто неправильно выполнил задание, отстал или зазевался, становится в круг. И теперь в кругу уже два Трифона. Игра продолжается до тех пор, пока Трифонов станет больше, чем детей во внешнем круге)

Ведущий: Как только весной просохнут дороги, парни и девушки выбегали на полянку, веселились, водили хоровод, играли в лапту и другие игры. Давайте споем хороводную песню «В хороводе были мы». (Песню заранее разучивают на уроке музыки)

(Дети поют и водят хоровод, выполняя несложные движения, подсказываемые словами песни. Каждая строчка песни поется два раза)

В хороводе были мы,

Были мы, были мы.

Кого надо видели,

Видели, видели.

Сокола- молодчика.

Молодца, молодца.

Встань, молодчик, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись.

Вправо, влево развернись,

Развернись, развернись.

Кому хочешь, поклонись,

Поклонись, поклонись.

Ведущий: А теперь давайте рассядемся полукругом и споем русскую народную песню «А я по лугу». Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа продвигалась с песней веселей.

(Мальчики мотают клубки, девочки вышивают или вяжут)

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла,

Я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала,

С комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку,

Комар ножку отдавил,

Комар ножку отдавил.

Все суставчики, все суставчики,

Суставчики раздробил,

Суставчики раздробил.

А я матери, а я матери,

Я матери кричала,

Я матери кричала.

«Ой, подай, матерь, ой, подай, матерь,

Подай, матерь, косаря,

Подай, матерь, косаря.

Я рубить-казнить, я рубить-казнить,

Рубить-казнить комара,

Рубить-казнить комара».

Покатилася, покатилася,

Покатилась голова

За широкие ворота.

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

(К окончанию пения песня стихает и с последними словами почти шепчется)

Ведущий : Эх, частушка-веселушка! Сколько в ней задора и юмора, но есть и правда. Кто останется равнодушным, когда играет гармонь и звучат девичьи голоса.

Эх, топни, нога,

Топни правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Пойду плясать

По соломушке,

Разойдися, народ,

Ко старонушке.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Хозяйка : Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать? (Раздаются сладости всем гостям)

(Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад»)

Ведущий:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое — золотое.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба:

Да смотри, что я нашла:

Наша курочка Пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела!

Баба:

Да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое.

Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба : Погляди, горит, как жар!

Дед: Не случился бы пожар.

Баба: Ой, горит, слепит глаза.

Дед : Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед : Ты в сундук запри его.

(Раздается стук в дверь)

Баба:

Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло.

Ты поди, запри засов.

Да спустить бы надо псов.

Баба (возвращаясь):

В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко я продам.

Накидают мне рублей.

На пальто себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую.

До краев набью сундук.

Что мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко.

Баба:

Да уймись ты, не кричи.

Вот упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или нет?

Баба:

Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось,

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось.

Ну, что мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба:

И Шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь.

Что нам прятаться теперь?

Эй, соседки!

Баба:

Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И соленья, и варенья.

Вместе: Заходите без стесненья!

Ведущий: Вот и закончились наши посиделки. Давайте попрощаемся с хозяевами.

1-й ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

2-й ученик: Большого здоровья!

3-й ученик : С новым вас урожаем!

4-й ученик : Большого вам приплода у скотины!

5-й ученик : С хорошими блинами!

6-й ученик : На новое вам лето!

7 ученик: На красное вам лето!

8 ученик:

Куда конь хвостом,

Туда и жито кустом!

9 ученик:

Куда коза рогом,

Туда и сено стогом!

Все: Где труд, там и счастье!

(Праздник завершается чаепитием, которое организуют родители)

Театрализованное представление
«Русские посиделки»
Составитель Симушина Ирина Леонидовна, учитель начальных
классов МБОУ гимназия № 8 города Можги УР
ЦЕЛЬ: 1. Уточнить и закрепить у детей знания жанров русского
фольклора, устного народного творчества, вызвать у детей чувство
Литература.
уважения и гордости за свой народ.
2. Познакомить детей с народными праздниками, обычаями, костюмом
и бытом русского народа
3. Расширить кругозор детей, чтобы могли осознать, что каждый из
нас ­ наследник национального богатства.
Задачи.
1.
2.
3.
Привлечение родителей к совместному мероприятию, для
установления хороших, доверительных отношений с ребёнком.
Создание положительного эмоционального настроя.
Воспитание любови и уважения к старшему поколению,
желание продолжать их традиции, применять их
мастерство, гостеприимства и доброжелательности.
4.
Формирование творческой активность у детей, желание
создать самим что­то новое, интересное.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая
школа, 1997. – 336с.
Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский
областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997.
– 184с.
Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов
России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.
(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)
Кузнецова Э.Г. Игры. Викторины, занимательные уроки в школе.
Пособие для учителей и родителей./ М.: Аквариум, 1998. ­ 128с.
Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие
школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. –
98с.
Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии.
“Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с
Журнал «Педсовет» № 3 – 2003, № 2 2002, № 2 – 2010, № 4 –
2011.

План праздника «Русские посиделки»

п/п
1
2
3
4
5
6
7
Этапы праздника
Начало.
Приём и рассаживание гостей.
1) Учителя
2)
Мальчики класса
Гости бабушки.
1). Загадки
2). Пословицы
Песня «Метелица»,
Хоровод
Сказка «Золотое яичко»
Песня «Ах вы сени мои сени»
Ложкари
Игра «Хозяюшки»
Игры
1. Коробейники
2. рукодельницы
3. Наряди матрёшку

8
9
10
11
Песня «Во саду ли в огороде.»
Танец
Небылицы
Игра «Сочини свою небылицу»
Частушки
Ложкари, балалаечники
Танец.
Ансамбль народных инструментов
Концовка
1). Стихи
2). Подарки
2). Бабушки с пирогами
3). Чаепитие
1. Начало
(Девочки, мамы и бабушки сидят на своих местах и занимаются
рукоделием: вяжут, вышивают, прядут, разматывают пряжу,
распускают нити, делают тряпочных кукол. Все одеты в русские
народные костюмы)
Марфушечка. Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, не стесняйтесь,
По скамьям располагайтесь
Я хозяйка в дому –
Угощу вас чем смогу!
Дуняша. Гости прибыли из дальних сел.
Из дальних сёл поспешили
И первыми были.
(Рассаживаются гости – учителя или родители, каждый говорит
какое­то приветствие)
­ Счастья вам, хозяюшки!
­ Большого здоровья!

­ Хозяйка весела ­ и гости довольны!
­ Русский человек хлеб­соль водит.
­ У нашей хозяйки все в работе: и собаки посуду моют.
­ За шутку не сердись, а в обиду не давайся!
Марфушечка. Пригласили мы гостей со всех волостей.
Гости: Здравствуйте, хозяева, мир вам и мы к вам.
Девочки. 1. На завалинках, в светёлке
Иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых
2. При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3. Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, ­
Без общенья жизни нет.
4. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
5. Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
6. Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
Марфушечка. Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим

Девочки. 1. Зимний вечер темен, долог
Насчитаю сорок ёлок.
2. То на лавке посижу
То в окошко погляжу.
3. Позовём­ка мы ребят
к себе на посиделки.

4. Эй, подруженьки­ подружки
Веселушки­хохотушки!
5. Эй, ребята­молодцы,
Озорные удальцы!
6. Приходите поплясать
Зимний вечер скоротать!
Раздаётся стук в дверь, в класс входят мальчики класса в русских
костюмах.
Мальчики: В избу твою жаркую
Мы пришли с подарками.
в подарок принесли
баранок связки
да леденцов кульки.
Марфушечка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
(подарки выкладывают на главный стол с самоваром)

Дуняша. Давно мы вас ждём­поджидаем, праздник без вас не
начинаем!
Марфушечка. Здравствуйте, люди добрые!
Дуняша. Рады вас видеть в нашей горнице, а вы в гостях у Марфушечки
и Дуняши.
Марфушечка. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой,
праздник радостный!
Дуняша. По обычаю по старинному посиделками называется.
Марфушечка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус,
кому - сказку,
Дуняша. кому - правду,
Марфушечка. кому - песенку.
Дуняша. Удобно ли вам, гости дорогие?
Марфушечка. Всем видно?
Дуняша. И всем ли слышно?
Марфушечка. Всем ли места хватило?
Один из гостей: Гостям­то, известное дело, хватило места, да не
тесновато ли хозяевам?
Марфушечка. В тесноте - не в обиде. (Хозяева усаживаются.
Звучат русские народные наигрыши).
2. Бабушка с загадками
(раздается стук в дверь)
Дуняша. Войдите! (Входит Бабушка с корзиной)
Бабушка 1: Здравствуйте, дети! Здравствуйте люди добрые. А не здесь
ли моя внученька, нигде не могу ее найти, все избы обошла, вот на
огонек заглянула.(внучка находится среди детей, встает)
Внучка: Я здесь, Бабушка!
Бабушка 1: Ох, и устала же я, внученька. Еле­еле тебя нашла с ног
сбилась. А ты здесь с ребятами посиживаешь да веселишься.
Отдохну­ка я здесь у вас на посиделках ваших.
(Садится на стул, корзинку ставит около стула).
Внучка: Бабушка, расскажи нам что­нибудь.
Бабушка 1: Хорошо, милая!
Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Бабушка 2: Сядь­ка ты в уголок,
в моей корзине много загадок.
Мои слушай загадки,
И ищи отгадки!
Дедушка старый весь белый,
Дето придёт – не глядят на него,
Зима настанет – обнимают его. (Печь)
Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо (самовар)
Маленький, горбатенький
Всё поле обрыщет,
Домой прибежит – целый год пролежит. (серп)
Дети. 1. А вот я такую знаю:
Был я на топчане,
Был я на базаре,
Молод был ­ людей кормил,
Стар стал ­ разваливаться стал,

Бросили на улицу,
И собаки мои косточки не грызут. (Горшок)
2.А вот мою загадку отгадайте.
Хозяин лесной. Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
3.Вы мою загадку отгадайте:
Две галочки сидят на одной палочке. (Вёдра на коромысле)
Бабушка с пословицами
Бабушка 2: Молодцы! Хорошо вы знаете загадки, умеете их
отгадывать быстро. Вот мы и отдохнули с вами, пора и за дело браться.
Без дела жить ­ только небо коптить.Делу время ­ потехе час.
Какова пряха, такова и на … (ней рубаха)
Труд человека кормит, а … (лень портит)
Скучен день до вечера, коли … (делать нечего)
Узнайте пословицу по двум словам. Я называю два слова из
2.
пословицы. А вы называете всю пословицу.
Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь)
Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
Волк – лес. (Волков бояться ­ в лес не ходить)
Рублей, друзей (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Бабушка 2. А вы, люди добрые, знаете какие­нибудь пословицы?
Бабушка 1.Давайте ­ка вспомните и назовите их.
Ребенок: Бабушка, а что это ты так складно говоришь?
(Дети и гости вспоминают знакомые пословицы.)
А когда так говорят, молвят?
Бабушка 2: А это народная мудрость так гласит ­ это пословицы и
поговорки. Русские пословицы славятся на весь мир.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Бабушка 1:Пословица – душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Бабушка 1: Ай, да молодцы! Сколько вы знаете пословиц и поговорок.
Запоминайте их еще больше, с ними наша речь только богаче и ярче. А
я печку истоплю и пирогов к чаю напеку. Хочешь есть калачи, не лежи
на печи.
Бабушка 2. А где песня льётся, там легче живётся.
Внучка. Запевайте песню звонкую, шуточную, прибауточную.
Бабушка 2:Пословица – к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
1. Доскажи пословицу:
На чужой сторонушке … (рад своей воронушке)
3. Песня «Метелица»
Девочка. Скоро­скоро снег растает,
Вся земля согреется,
Убирайся вьюга злая,
Да пурга с Метелицей.

Марфушечка. Давайте, девочки­красавицы, споём «Метелицу» да и
спляшем.
4. Сказка «Золотое яичко» О. Высотской.
Марфушечка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да
сказочку послушать?
Дети: сказочку, сказочку…
Дуняша. Хорошо. Слушайте сказочку,
А конфетки будут к чайку.
Автор. Жили­были дед да баба,
Была у них курочка­ряба.
Снесла курочка яичко.
Не простое - золотое.
(Начинается инсценировка сказки)
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка­пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо­то не простое,
А, гляди­ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его. (Раздаётся стук в дверь.)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись).
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду.
Я сибирских соболей
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам
Нет уж, если мы богаты,

Я вам построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты.
И беседки по углам
Баба: Наказанье с глупым мужем
Что ты старый, не блажи
Мы тут живём других не хуже
И ни к чему нам этажи!
А за эти вот беседки
Обсмеют тебя соседки.
Дед: И пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох не мил мне белый свет
Дед: Я тут хозяин или нет!?
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось
Всё ж куда то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили?
И от чудес одна беда
Будем жить, как жили прежде
И работать, как всегда.
Баба: И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.
Отворяй старуха дверь
Что же нам прятаться теперь!
Ээй соседка!
Баба: Эй сосед!
Забывать друзей - не след
Заходите на часок
У меня хорош квасок
И варенья и соленья.
Дед и баба (вместе):
Заходите без стесненья!
5.Ложкари, песня «Ах вы сени мои сени»
Игра: «Хозяюшки».
Дуняша. Собрались мы позабавиться, да потешиться! Попеть,
поиграть, посмеяться! Так что, смех вам, да веселье!
Мальчик 1. Лихо пели и плясали,
Но и мы не отстаём.
Разбирай, ребята, ложки,
Поиграем вшестером!
Мальчик 2.Вы, Ребята­молодцы
и лебёдки ­ молодки!
Не стесняйтесь, подпевайте
А кто хочет поиграйте!
Дуняша. Игра: «Хозяюшки».А теперь сударушки, красавицы,
умницы, да рукодельницы. Как только мы
начинаем петь – вы перебирать. Кто будет быстрее?
(2 – 4 участницы перебирают бобы от фасоли на скорость).

Группа мальчиков исполняет на ложках и все поют песню
“ Ах вы сени мои сени ”
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые!
Как и мне по вам, по сеничкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!
Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава.
На полётике соколику
Наказывала:
«Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко,
Девочка. Ложки, что ни говори,
Примечательные.
А ребята – ложкари
Замечательные.
Дуняша. В игре «Хозяюшки» победила
6. Игры
2) Мальчик. Жили русские затейники,
Их прозвали “коробейники”,
Песня есть о них у нас,
Предлагаем поиграть сейчас.
Марфушечка. Предлагают поиграть так и поиграем в игру
“Коробейники». Нужно пробежать по комнате круг с лотками, на
которых стоит товар, и вернуться к линии старта, не уронив ни одной
игрушки. (Мальчики (2 чел.) берут в руки яркие подносы (лотки), на
которых разложены, расставлены игрушки (7 – 10) Играют под
песню «Располным – полна коробушка» .
3) Дуняша. Пока мы пели и играли, мой котенька ­ коток все клубочки
с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было
вязать. Есть ли среди вас мастерицы?
Игра “Рукодельницы»
Дуняша.: Кто быстро и аккуратно смотает клубки.
4)« Наряди матрёшку»
Марфушечка. А сейчас поиграем с одной замечательной игрушке,
которая прославилась на весь мир. Угадайте, о какой?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
Марфушечка. В игре принимают участие 6 команд, в том числе
дальние гости (учителя, родители и другие приглашённые гости)
Вот силуэты матрёшек. Ваша задача – нарядить матрёшку. Один
человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, остальные
украшают матрёшку. (заготовки матрёшек, цветочков, кружочков,
ромбиков сделали заранее)
Дети: Матрёшки русские по свету славятся,
Мы сделали кукол, ну чем не красавицы.

Марфушечка. Матрёшек весёлых. Забавных этих
хоровод смастерили наши дети.
(выстроить матрёшек в ряд)
7. Ансамбль народных инструментов
Мальчик 1: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
Мальчик 2: А у нас на весь двор
Еще лучше разговор: ­ Утки
Дети: В дудки!
М. 2 Кошки
Дети: В ложки!
М.21: Тараканы
Дети: В барабаны!
М. 2: Чайки
Дети: В балалайки!
М. 2: Кукушки
Дети: В колотушки!
Мальчик 3: А веселые скворцы Заиграли в бубенцы!
Играют, играют, Всех потешают!
Мальчик 4: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»

Марфушечка. русская народная песня «Во саду ли, в огороде»­
исполняет детский ансамбль русских народных инструментов
(На первый куплет по кругу идёт учитель, На второй девочку в круг
приглашает мальчик. Третий куплет они идут по кругу. На
четвёртом куплете стоят в центре и обыгрывают куплет).
8. Небылицы
Мальчик: А еще представим в лицам
Вам веселы небылицы.
Небылицы в лицах,
сидят в теремах­светлицах,
щёлкают орешки
да творят насмешки.
(Из разных концов зала выходят Уля и Филя встречаются в
центре)
Уля: Здорово, Филя?
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала оладушек.
Уля: А где же они?
Филя: А я их под лавку положил!
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.
/Уля и Филя расходятся и вновь встречаются./
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!

Филя: Мать прислала сарафан.
Уля: А где же он?
Филя: Я его в печку положил.
Уля: Экий ты, Филя чудак!

Филя: А ты бы Уля как?
Уля: Я бы его на гвоздик повесила.

Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала барана.
Уля: А где же он?
Филя: Я его на гвоздик повесил,
Уля: Экий ты. Филя чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сеном накормила.
/Расходятся и вновь встречаются/
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала Настеньку.
Уля: А где же она?
Филя: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы Уля, как?
Уля: А я бы ее за стол посадила, чаем напоила.
/Расходятся и вновь встречаются/
Уля: Здорово, Филя!
Филя: ­Здорово, Уля!
Уля: Что мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала свинью.
Уля: А где же она?
Филя: А я ее за стол посадил, чаем напоил.
Уля: /Грозит пальцем и качает головой/
­Эх, ты Филя ­простофиля!
/Оба пляшут./
Игра «Моя небылица»
Марфушечка. А сможете ли вы сами придумать свою небылицу?
Тогда голуби и голубицы посоревнуемся!
9. Частушки
Девочка: Эй, сударыни­вострушки,
Запевай давай частушки!.
(Мальчики и девочки встают друг против друга и поют частушки –
переклички, с каждым куплетом продвигаясь друг к другу. На
последнем куплете дети образуют полукруг).
Д. Эх, возьмите балалайку,
Балалаечку свою!
М.Выйдем, братцы все рядком,
Да частушки пропоём!
М.Девочки – беляночки,
где вы набилилися?
Д. Мы вчера коров доили,
молоком облились!
М. Запрягая кошку в дрожки,
а котенка в тарантас
и повез свою подружку
всем соседям на показ.

Д. По деревне я шла
и Ванюшу увидала,
под кустом сидел и плакал,
курица обидела!
М. Гляньте, девочки, на небо:
что на небе делается –
воробей в гармонь играет,
поросенок женится!
Д. На окошке два цветочка,
голубой да аленький,
У нас парнишки боевые,
хоть и ростом маленькие!
Вместе: Ты играй­ка, балалайка.
Балалайка три струны
Кто умеет, подпевай­ка
Выходите, плясуны.
10.
Танец
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт.
Пойду, попляшу,
На людей погляжу!
(Любой русский народный танец)
11.
Концовка
Звучат прощальные стихи.
В небе будто от побелки
1.
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
2. Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.
3. Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
4. Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
Дуняша: Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех
За частушки, песни, танцы
Благодарствую я всех.
Дети: 1. Хорошо нам с вами было
2..Вот прощальный вам поклон
3.Вы примите наш подарок
4. Ведь с любовью сделан он.
5. Берегини русские по свету славятся,
Мы сделали кукол, ну чем не красавицы!
Дуняша. Берегинь весёлых, забавных этих
Сегодня дарят вам наши дети!
(Дети дарят гостям русские берегинь со словами)
­ Дарим Берегиню. Пусть бережёт вас и ваш дом!
Марфушечка. Рады люди как­никак.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,

Дети: Чаем, чаем, чаем!
Марфушечка: Приглашаем к самоварам
Дети: С чаем, чаем, чаем!
Марфушечка: И в накладку, и в прикуску….
Дети: Чай, чай, чай.
Марфушечка: Пейте чай друзья по­русски.
Дети: Чай, чай, чай!

Говоря: до новых встреч!
Учителя. Посиделкам каждый рад.
Но делу время, а потехе.
Дуняша: По русской традиции чай – лучшее завершение
любого праздника.
Бабушка 1 . Торопились и успели
Наварили, напекли!
92 блина, 2 корыта киселя,
5 пирогов – и нашли мы едаков!
Бабушка 2: Традиций не нарушим,
и чайку всегда попьем,
всем известно русское радушье,
хлебосольство и открытый дом!
Бабушка 1 Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дуняша: Гости дорогие просим отведать крепкого чайку ароматного,
травяного, душистого, да сластей всяких!
Марфушечка: Гостей мы подчуем.
Дети: Чаем, чаем, чаем!
Марфушечка: Первым делом угощаем

Новое на сайте

>

Самое популярное